«Загадка дня». ( по программе «Продетей») | Елена Витальевна Крутикова. Работа №278575
Формат «загадок» может быть использован для развития и закрепления детских представлений в области математики, грамоты, ознакомления с окружающим и т.д. Этот формат может быть также использован для экспресс-диагностики степени усвоения детьми конкретных понятий.
В ходе решения «загадок» дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои ошибки и ошибки своих друзей. Выполняя задания без постоянной помощи воспитателя, дети приучаются к самостоятельности. Они также учатся «читать» различные символы – от схематических изображений до геометрических фигур, букв и слов.
Формат «загадок» может также использоваться для быстрого подсчета отсутствующих/присутствующих, что в свою очередь позволяет детям тренироваться в навыках сравнения и счета.
Частное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Детская академия».
Консультация из опыта работы
«Педагогическая технология: «Загадка дня».
✨ Этикет. Школа хороших манер | Познавательный мультик для детей ✅
( по программе « Продетей »)
Крутикова Елена Витальевна.
Формат «загадок» может быть использован для развития и закрепления детских представлений в области математики, грамоты, ознакомления с окружающим и т.д. Этот формат может быть также использован для экспресс-диагностики степени усвоения детьми конкретных понятий.
В ходе решения «загадок» дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои ошибки и ошибки своих друзей. Выполняя задания без постоянной помощи воспитателя, дети приучаются к самостоятельности. Они также учатся «читать» различные символы – от схематических изображений до геометрических фигур, букв и слов.
Формат «загадок» может также использоваться для быстрого подсчета отсутствующих/присутствующих, что в свою очередь позволяет детям тренироваться в навыках сравнения и счета.
Усвоение детьми новых слов, действий и понятий зачастую требует их многократного повторения, желательно в различных контекстах. Это нужно для того, чтобы ребенок не привязывал ту или иную операцию, действие или слово к тому конкретному примеру, с которым ему приходится иметь дело при освоении этой операции или слова. Например, если ребенок считает яблоки, то имеет смысл добиваться, чтобы он также мог считать и что-то другое – например, птичек, или, скажем, чашки. Психологи называют такое действие «переносом», имея в виду, что дети переносят правило на другой материал, а значит, могут теперь считать независимо от материала.
Обычно воспитатель организует такое повторение, работая с целой группой детей, а в таких условиях трудно поддерживать индивидуальный интерес каждого ребенка и его длительную вовлеченность в выполнение
задания. В то же время, индивидуальный интерес ребенка очень важен, поскольку только в таких условиях дети бывают реально вовлечены в предлагаемое действие, чем бы оно ни являлось – счетом, звуковым анализом, сравнением, нахождением общего правила и т.п. Разгадывание «загадок» обычно вызывает повышенный интерес у детей; этот интерес также поддерживается за счет включения ребенка в социальный контекст, за счет общения детей между собой. Замечая и исправляя ошибки в ответах своих друзей, ребенок вовлекается в совместную регуляцию поведения, которая является необходимым условием для последующего развития у него саморегуляции .
Развлечёба | Про микробов | СТС Kids
Воспитателям хорошо известно, что в условиях групповой работы трудно оценить, насколько хорошо каждый ребенок усвоил то или иное понятие. С другой стороны, индивидуальная педагогическая диагностика занимает много времени и проводить ее часто и со всеми детьми практически невозможно.
Это приводит к тому, что воспитатель не всегда точно знает уровень развития того или иного ребенка, часто полагаясь на свою интуицию и тем самым, рискуя ошибиться. Методика «загадки» помогает провести такую диагностику быстро, ненавязчиво, незаметно для ребенка, в условиях его подлинного интереса к тому заданию, которое было ему предложено. В ходе решения «загадок» дети помогают друг другу и почти не нуждаются в помощи воспитателя. Это освобождает воспитателя для наблюдения за детьми, которое является основным методом педагогической диагностики.
1. Кармашки или другая поверхность, к которой можно прикреплять вопросы и ответы . Для «загадок» предпочтительно использовать специальные кармашки. Кармашки должны быть такого размера, чтобы в них могли помещаться карточки с вопросами и с именами детей. В свою очередь эти карточки должны быть достаточно большими, чтобы во время утреннего
сбора все дети могли их видеть независимо от того где они сидят. На рисунке приводится
пример такого стенда с кармашками. Для того , чтобы разграничить варианты ответов, которые
выбираются детьми, желательно подвесить яркую ленту
или толстую нитку, вертикально делящую пополам поверхность с кармашками.
Карточки с именами
Если нет места, куда можно было бы повесить стенд с кармашками, или сложно их приобрести или заказать, существуют и другие варианты, которые позволяют организовать размещение вопросов и ответов. Например, карточки могут крепиться на длинные ленты липучки, прикрепленные к стене или к двери. Еще один вариант – прикрепить к задней стороне карточек маленькие магниты с тем, чтобы они могли прикрепляться к металлической поверхности.
2. Карточки с вопросом . На карточке написан вопрос и есть картинка, иллюстрирующая этот вопрос. Например, если вопрос «У тебя зеленые глаза?», то на картинке должны быть два зеленых глаза.
3. Карточки с вариантами ответа . В зависимости от возраста детей эти ответы будут меняться. Вначале это могут быть карточки со словами «да» и «нет» и/или соответствующими символами (например, галочка и крестик). В дальнейшем это могут быть картинки, обозначающие слова, которые рифмуются или не рифмуются со словом, нарисованным на карточке с
вопросом. Варианты вопросов и ответов будут приведены в конце настоящей главы.
4. Карточки с именами детей . Для младших детей рекомендуется добавить к имени фотографию ребенка или символ (кораблик, звездочку), который используется на шкафчике этого ребенка. Старшие дети уже могут узнавать свое имя без дополнительных картинок. Если в группе несколько детей с одинаковыми именами можно добавить первую букву фамилии каждого из этих детей.
5. Карточка с изображением домика . Рядом с этой карточкой помещаются карточки с именами детей, которые сегодня не пришли в детский сад (находятся дома) и, следовательно, не принимают участия в разгадывании «загадок».
Место в образовательном процессе в течение дня
Дети отгадывают «загадки» в начале дня до утреннего сбора. Во время утреннего сбора воспитательница обсуждает с группой вопрос и ответы детей.
1 Информацию об утреннем и вечернем сборах можно дополнительно получить из материалов Примерной основной образовательной программы «Открытия».
Воспитатель заранее подготавливает «загадку», размещая в соответствующих кармашках карточки с вопросом и с вариантами ответов. Воспитатель выкладывает на стол карточки с именами детей.
Дети входят в помещение группы, находят карточки со своими именами и подходят к тому месту, где вывешена сегодняшняя «загадка». Если «загадка» новая или использовалась редко, воспитатель напоминает детям вопрос и варианты ответов.
Если «загадка» хорошо знакома детям (например, вопрос о цвете, который есть сегодня у них в одежде, остался прежним, хотя сам цвет изменился), воспитатель по возможности не вмешивается, предоставляя детям отвечать самостоятельно и помогать друг другу. Если ребенок затрудняется в ответе на вопрос, воспитатель помогает ребенку найти ответ. Желательно при этом, чтобы воспитатель не просто подсказывал ребенку правильный ответ, а предлагал воспользоваться той или иной стратегией (например, если ребенок не знает, какого цвета у него рубашка, воспитатель может предложить ему вынуть из кармашка цветную карточку, приложить к рубашке и сравнить цвета). После того, как все дети выбрали, под каким из вариантов ответа поместить карточку со своим именем, воспитатель подбирает со стола оставшиеся карточки с именами и помещает их в кармашек рядом с картинкой домика.
Во время утреннего (вечернего) сбора воспитатель показывает детям вопрос и их ответы и обсуждает с детьми варианты ответов. Внимание! Некоторые дети могут захотеть изменить свой ответ – не надо им мешать. Очень важно, если ребенок понял, какой ответ правильный и захотел изменить свой выбор, дать ему такую возможность.
Также не надо называть имена детей, давших правильные или неправильные ответы . ( з десь не совсем понятно, а что тогда обсуждать? Т.е. понятно, что не надо педалировать , кто прав, а кто ошибся, но что обсуждать? И как?)
В случае, когда вопрос задается о чем-то, на что не бывает однозначно «правильного» ответа (например, о цвете глаз), формат «загадок» можно
дополнительно использовать для формирования некоторых математических представлений и навыка счета. Карточки с именами, выложенные вертикально под вариантами ответов, представляют собой естественный «граф», который дети могут «прочитать», отвечая на вопрос: « Кого у нас сегодня больше: тех кто ответил Д а или тех, кто ответил Нет ?» В этом случае нет преимущества ни у одной из групп детей (никто не побеждает потому, что у него голубые глаза), поэтому вопрос «Кого у нас больше?» просто привлекает внимание детей друг к другу и к себе. Размещение карточек с ответами по линейкам на одном уровне в каждом столбце дает возможность оценить, кого больше, не пересчитывая количество ответов. Но более старшие дети могут (вместе с воспитателем) посчитать количество Д а и Нет и ответить на вопрос, на сколько больше ответов в одной из колонок или сколько всего детей сегодня в группе. Можно также посчитать количество карточек рядом с картинкой домика и ответить на вопрос «Сколько детей осталось дома?» или «Кого больше: тех кто пришел в сад или тех, кто остался дома?»
— У тебя голубые глаза ? (да, нет)
— У тебя темные волосы ? (да, нет)
— У тебя есть косички ? (да, нет)
— Ты носишь (на тебе надето) платье ? (да, нет)
Подобные вопросы особенно хорошо использовать в начале года, когда дети еще не успели познакомиться друг с другом – отвечая на вопрос и видя, как
другие дети на него отвечают, дети начинают обращать внимание друг на друга.
Конспект ОД по развитию речи с использованием ТРИЗ- технологии в средней группе « Составление загадки»
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми.
Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. — Какой самовар по цвету? — Блестящий.
Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы. — Какой самовар по действиям? — Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы). — Какой он по форме? — круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
ПР: блестящий — монета, но не простая, а начищенная монета.
Табличка может выглядеть следующим образом:
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар:
«Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».
Рекомендации:
целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
После освоения модели «Какой — что бывает таким же» на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе «занижения» свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их «завышения» (самовар блестящий, как начищенная монета).
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Протокол составления загадки
про ежика с детьми 5 лет. — Что делает ежик? — Пыхтит, собирает, семенит. — Пыхтит как кто или что? — Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на «завышение»). — Пыхтит как старый чайник (сравнение на «занижение»). — Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»). — Собирает как жадина (сравнение на «занижение»). — Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение»). — Семенит как старый дедушка (сравнение на «занижение»).
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Но не».
ПР: Составление загадки про ежика с приемом «завышение»: «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить».
ПР: Составление загадки про ежика с приемом «занижение»: «Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном».
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
Протокол составления загадки про гриб:
— На что похож гриб? — На мужичка. — А чем отличается от мужичка? — У гриба нет бороды. — Еще на что похож? — На дом, но без окон. — А еще? — На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».
Удивительный мир загадок на основе ТРИЗ
После заполнения таблички вставляем между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не». Например: блестящий, как монета; шипящий, как вулкан; круглый, но не арбуз.
Понятно, что задание, описанное выше, требует умения читать и писать. Это требование можно обойти, дав опору устно (она хорошо запоминается) и активно помогая ребенку. К тому же, очень часто слова можно заменять рисунками. А теперь давайте попробуем научиться загадывать предмет, указывая его части и их количество.
Например: «4 колеса, 1 мотор, 1 руль, 1 кабина» — это машина. Или «4 лапы, много иголок, 2 ушка» — ежик.
Опора:
Еще одна модель, особенностью которой является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. На что похоже? ….. Чем отличается?
Например, загадка про гребешок. — На что похож гребешок? – На забор. — А чем отличается от забора? – Через него не перелезть. — Еще на что похож? – На траву, но не растет. — А еще на что похож? — На пилу, но не пилит.
Далее предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как» или «Но», «Но не» или «Но без».
Забор, но через него не перелезть; трава, но не растет; пила, но не пилит.
Рекомендуем посмотреть:
Эффективность ТРИЗ — педагогики Анкета для родителей детского сада «Применение ТРИЗ-технологии в воспитании ребенка в ДОУ и семье» Развитие речи детей дошкольного возраста Развитие речи и творческих способностей детей дошкольников через сочинение сказок
Похожие статьи:
Развитие творческого мышления школьников старших классов
Игры для развития воображения детей 6 лет
Источник: konspektiruem.ru