Технология создания досуговых программ

В статье рассматриваются теоретические проблемы анализа технологий пластико-хореографических программ в контексте части теории культурно-досуговой деятельности и культурно-досуговых программ. Автором разрабатывается комплексный подход к классификации пластико-хореографических программ, определяются черты сходства и различия между пластико-хореографическими и культурно-досуговыми программами.

Автор последовательно обобщает теоретические представления о технологии пластико-хореографических программ, определяет ее важнейшие признаки и классифицирует характеристики. Обосновывается, что основы теории культурно-досуговой деятельности могут быть плодотворно применены для характеристики пластико-хореографической программы. Выявляется, что пластико-хореографическая программа – это частный случай культурно-досуговой программы, массовая форма, основанная на синтетическом композиционном решении, включающем музыку, танец, пантомиму, сценическую пластику при безусловном доминировании хореографии. В статье доказывается значимость совершенствования комплексного подхода к развитию профессионально-значимых качеств специалистов-постановщиков пластико-хореографических программ.

Технология создания массовых праздников и шоу программ

Развитие современных направлений организованного культурного досуга предполагает совершенствование культурно-досуговой деятельности и появление ее новых форм, отвечающих запросам населения и трендам искусства. Социальный заказ на разнородные и комбинированные танцевальные программы в культурно-досуговой деятельности повлек за собой создание востребованного типа культурно-досуговой программы, основным выразительным средством которой является танец. Таковым типом программы стала пластико-хореографическая программа – новая ступень в развитии культурно-досуговой деятельности и новый танцевальный жанр современных шоу-программ.

Постановка и организация пластико-хореографической программы — достаточно трудоемкий процесс, который состоит из нескольких этапов, затрагивает все навыки и знания специалиста культурно-досуговой деятельности. Реализовать такую сложную форму культурного досуга, как пластико-хореографическая программа возможно, лишь получив в ходе профессионального образования исчерпывающий объем материала по таким учебным дисциплинам, как «Технологии культурно-досуговых программ», «Технология культурно-досуговой деятельности», «Сценическое искусство», «Актерское мастерство», «Сценарно-режиссерские технологии» и «Художественное и музыкальное оформление».

Как инновационная форма культурно-досуговых программ, пластико-хореографическая программа обладает учебной функциональностью: организуя подобную программу, постановщик совершенствует свои навыки и умения в данном жанре, и по завершению работы приобретает новый практический опыт.

Для постановки пластико-хореографической программы необходимо обладать знанием технологии культурно-досуговых программ в целом. Для подготовки и организации программы следует быть хорошо осведомленным о современных и классических направлениях хореографии, знать не основы и азы, а все многообразие технологий сценарного мастерства, владеть актерским мастерством, навыками режиссуры, пантомимой, звукорежиссурой и т.п. Постановщику необходимо быть в курсе последних инновационных и современных методов работы на сценической площадке, постоянно изучать вкусы населения чтобы произвести впечатление на своего зрителя.

Васильковская М И Мастерство ведущего культурно досуговых программ

Постановщик пластико-хореографических программ должен понимать современные возможности и профессиональные предпочтения участников пластико-хореографические программы, досконально разбираться в классических, исторических, народных, фольклорных и современных танцевальных направлениях. Он должен уметь ставить отдельные пластико-хореографические номера и композиции, работать с административным аппаратом программы, осуществлять ее музыкальное и художественное оформление.

Таким образом, можно констатировать, что технологическая специфика пластико-хореографических программ исключительно сложна, и требует от специалиста-постановщика высокой компетентности в значительном числе областей. Однако, сама технология пластико-хореографических программ представляет частный случай технологии культурно-досуговых программ, что позволяет говорить о возможности экстраполяции теоретического опыта изучения культурно-досуговых программ на их данную инновационную форму. Обратимся к теории.

Говоря о теоретическом взгляде на технологии культурно-досуговых программ, следует указать, что «…технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение) — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо теле, мастерстве, искусстве…» [1, 66]. Классики материалистической философии определяли технологию следующим образом: «…технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них его духовных представлений» [5, 253].

А.Д. Жарков определяет технологию как «…научно обоснованную систему знаний об условиях, формах и методах, и приемах создания материальных и духовных ценностей, использование которых обеспечивает направленное воздействие на духовный мир личности…» [4, 341].

Основываясь на предложенных определениях технологии, можно сделать вывод о том, что понятие «технология» является сложной формой инструментальных знаний, затрагивающих материальную и духовную стороны жизни человека, и для осуществления какого-либо действенного процесса необходимо знать этапы его технологии.

Содержание понятия «технология пластико-хореографической программы» представляет собой конкретизацию содержания понятия «технология культурно-досуговой деятельности», исходит из него и закономерно заимствует то общее, что соединяет данные программы типо-видовой связью. Учитывая тот факт, что пластико-хореографическая программа — это форма культурно-досуговой программы, обратим особое внимание на основные свойства и функциональные компоненты последней.

Технология постановки пластико-хореографической программы — сложносоставной, трудоемкий процесс, обязательно требующий отличного знания технологии, методики подготовки и организации пластико-хореографических программ, а также знания теоретических и методических основ культурно-досуговой деятельности, которые были впервые сложены и раскрыты А.Д. Жарковым. Он выделяет несколько основных этапов технологического процесса в культурно-досуговой системе [3, 153]:

Читайте также:
Как отредактировать программу exe

1. Анализ обстановки и формулировка цели. Специалист первоначально должен определить цель, для достижения которой будет поставлена программа, проанализировать обстановку на данный момент, то есть рассмотреть всевозможные формы и методы реализации культурного досуга, которые популярны и востребованы, а также изучить аудиторию, для которой будет поставлена программа.

2. Сбор материала и планирование программы. Сбором материала обычно занимаются специалисты, которым предстоит написать сценарий программы.

3. Создание программы: репетиции, корректировка цели, проведение программы, анализ проведенной программы. Это — самый сложный и трудоемкий этап, которым занимаются большое количество специалистов.

Для определения теоретических и методических основ целого технологического процесса по созданию пластико-хореографической программы, следует учитывать тот факт, что типо-видовая структура культурно-досуговых программ включает и пластико-хореографические программы, знание о которых может послужить базисом общего определения пластико-хореографических программ.

В учебном пособии «Технология культурно-досуговой деятельности» А.Д. Жарков дал определение культурно-досуговой программы. «Культурно-досуговая программа – это наиболее универсальная и всеобъемлющая форма художественного моделирования, разыгрываемая перед публикой, обращенная ко всем способностям чувственного восприятия, допускающая в известных ситуациях непосредственное вовлечение публики в сценическое действие самой жизни, где каждый индивид выступает одновременно и как актер, и как зритель» [3, 9].

Из вышеизложенного определения можно вывести наиболее значимый определитель программы – ее форму. Под формой культурно-досуговой программы принято принимать «угол зрения специалиста на проблему, структуру, образуемую на основе организации материала и аудитории» [Там же]. Поэтому само определение понятия «пластико-хореографическая программа» реализуется через формальный признак.

Для того, чтобы описать конкретнее многообразие форм культурно-досуговых программ, необходимо определить структуру, строение этих программ. Рассмотрим поэтапно процесс создания культурно-досуговых программ, учитывая классификацию, методы и частные методики их воплощения.

Применим первые три позиции структуры культурно-досуговых программ к частному случаю пластико-хореографических программ, учитывая их специфику.

Методика подготовки и проведения культурно-досуговой программы опирается на следующие знания о формировании содержательной насыщенности программы и о художественном характере, специфике, приемах эмоционального воздействия, способах его применения.

Методика различных форм культурно-досуговых программ также включает в себя четкое осмысление и понимание цели всеми участниками программы, анализ вида, типа и жанра воплощаемой формы, создание организационно–педагогических условий для осуществления сценарного и режиссерского замыслов программы, определение содержания, соответствующего цели программы, органическое соединение всех средств, приемов, обеспечивающих единый познавательный ценностно–ориентированный, коммуникативный процесс и выбор рациональных методов и приемов организации аудитории, для которой программа проводится, обеспечение максимальной активности зрителей.

Среди рациональных методов и приемов организации культурно-досуговых программ существуют четыре основных родовых метода. По своему строению родовые методы культурно-досуговой деятельности представляют целостную систему инструментальных знаний, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от других, единство целей и задач; содержания и формы; средств и методов, методического обеспечения культурно-досуговых программ. Эти же методы присущи и для пластико-хореографических программ, которые осуществляют функции, реализуют свои цели и задачи через основные методы культурно-досуговой деятельности.

Метод иллюстрирования заключается в представлении содержания через трансляцию какого-либо материала, он использует эмоционально-выразительные средства для визуализации.

Театрализация (в современных культурно-досуговых программах) состоит в соединении звука, света в пространстве и времени, раскрывающих образ в динамических вариациях, пронося их через единое «сквозное действие», которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам сценария.
Метод игры соединяет логическое и образное начала, реализуя педагогические цели средствами искусства и творчества для воздействия на мысли и чувства человека.
Монтажная организация материала представляет собой чередование образов, событий, режиссерских решений в многосоставной, но целостной структуре.

При выборе метода воплощения будущей культурно-досуговой программы важно помнить, что метод иллюстрирования несет познавательную функцию и вырабатывает личное отношение к полученным знаниям, формирует убеждения в то время, как театрализация ведет к пониманию мира особым путем: через воссоздание, восприятие, представление, воображение, переживание, затрагивая, в первую очередь, чувства зрителя. Особую функцию выполняет третий метод – игра: активный отдых позволяет переключиться с обязательных дел на необязательные, с серьезных – на веселые, с умственной нагрузки – на физическую, с личных дел – на общественные, и наоборот.

Определяя функции, которые могут нести культурно-досуговые программы, отметим, что само понятие «функция» означает «обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Назначение программы состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на его жизнь, на все виды его деятельности» [3, 162].

А.Д. Жарков в учебном пособии «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» [4, 335] выделяет несколько функций культурно-досуговых программ. Ведущей функцией является рекреационная. Она направлена на снятие утомления, восстановления утраченных сил. Гедонистическая функция имеет тесную взаимосвязь с предыдущей функцией.

Читайте также:
Программы настройки ГБО 4 digitronic

Если, например, занятия танцами будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для учеников, а вместе с этим и саму долю полезности. Пластико-хореографическая программа, также как и культурно-досуговая, обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, отдыха и развлечений людей.

Одновременно с вышеназванными, включается и познавательная функция. Рассмотрим ее на примере создания пластико-хореографической программы: постановщику необходимо изначально выстроить на практике танцевальные движения, комбинации и композиции, изучить ряд литературных источников, посмотреть художественные фильмы, посетить различные мастер-классы для реализации целостного процесса создания пластико-хореографической программы.

Важной миссией культурно-досуговой программы является невербальная коммуникативная функция, направленная на взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и объединение. И все же самой важной функцией является развитие эстетического вкуса, культурного и творческого потенциала участников и зрителей.

Все вышеперечисленные функции культурно-досуговых программ закономерно относятся и к пластико-хореографическим программам, так как они реализуются в едином и общем технологическом процессе, который осуществляется практической работой постановщика. Каждая из функций играет определенную роль, воздействует на развитие и формирование личности участников и зрителей.

Однако следует отметить, что пластико-хореографическая программа, являясь зрелищной формой культурно-досуговой программы, наделенной сходнями функциями, целями и задачами, является самостоятельной формой, включающей в себя специфические черты и выразительные средства.

Помимо пластико-хореографических программ, к формам программ культурно-досуговых относятся и гала-концерты, и игровые и конкурсные программы, и литературно-музыкальные композиции, различные шоу, театрализованные представления и многое другое. Для их классификации может применяться схема, позволяющая делить их на индивидуальные, групповые и массовые формы.

Методика индивидуальных форм воздействия на сознание личности приносит наибольшую результативность тогда, когда она опирается на дифференцированном подходе к различным типам личности.

«К групповым формам относятся программы любительских объединений, клубов по интересам, коллективов художественного и технического творчества, несущие камерный характер. Это клубная гостиная, музыкальный салон, литературный салон, деловые игры, аукцион и т.д. то есть те, что создают свою особую доверительную и комфортную обстановку для межличностного общения» [3, 142].

Однако такая форма, как пластико-хореографическая программа, чаще относится именно к массовой форме культурно-досуговой программы, поскольку обладает уникальными средствами, способами и методами сценической выразительности. «Наиболее популярными массовыми формами культурно-досуговых программ являются праздники, зрелища, представления, обряды, тематические вечера, ярмарки, шоу-программы и т.д. Каждая из этих форм в отдельности, или их цикл, несет огромный смысловой и эмоциональный заряд» [3, 144]. Состав участников, сложность композиционного решения и выразительных средств определяют многочисленность лиц, занятых в ее подготовке, проведении и восприятии.

Как можно убедиться, основы теории культурно-досуговой деятельности могут быть плодотворно применены для характеристики пластико-хореографической программы. Подводя итог вышесказанному, суммируем, что пластико-хореографическая программа – это частный случай культурно-досуговой программы, массовая форма, основанная на синтетическом композиционном решении, включающем музыку, танец, пантомиму, сценическую пластику при безусловном доминировании хореографии.

1. Большая советская энциклопедия. Том 25. Москва, 1976.

2. Гордеева Л.Г. Технология культурно-досуговых программ. Лекция [МГУКИ, 2010] // Личный архив автора.

3. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. Москва, 2007. 288 с.

4. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва, 2012. 480 с.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Том 23. Москва, 1960. 908 с.

Источник: www.art-education.ru

Технология создания и реализации культурно-досуговых программ

Под технологией создания и реализации культурно-досуговых программ понимается комплекс задач по разработке и проведению программ, экономический просчет стоимости, творческое воплощение культурно-досуговых мероприятий с последующим анализом.

Разработка досуговой программы

Подготовка досуговой программы предполагает поэтапную работу. Разные авторы уделяют внимание разным аспектам проектирования.

Вариант разработки досуговой программы, предложенный Тавстуха О. Г. имеет следующую логику проектирования.

Первый этап подготовки программы условно можно назвать этапом обоснования выбора тематики программы. Данный этап включает в себя несколько организационно-проектировочных разделов.

1. Определение количества и распределение обязанностей разработчиков культурно-досуговой программы.

2. Название программы. Выбор темы будущего проекта. Тематическая обоснованность исходит из названия программы и подразумевает, о чем в ней пойдет речь.

3. Постановка целей и задач. Задачи являются поэтапными ступенями достижения поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат.

4. Аудитория программы. Обычно проектирование досуговых программ опирается на возрастные, психологические, социально-демографические признаки аудитории.

5. Определение формы культурно-досуговой программы, времени и места ее проведения. Форма программы обычно строится на основе психолого-возрастной характеристики аудитории и соответствует ее особенностям. Определение точного времени и места проведения поможет с наибольшей эффективностью одновременно использовать разные культурно-досуговые площадки учреждения дополнительного образования детей.

Читайте также:
Программа которая заменяет клавиатуру

Некоторой иллюстрацией к итогам работы на первом этапе может быть такое распределение обязанностей разработчиков и тематическая обоснованность культурно-досуговой программы, которое сделали педагоги в программе «Звонкие голоса».

«…Каждый отряд будет представлять собой отдельную «телекомпанию». Каждый день имеет определенную тематическую направленность, в соответствии с которой будет работать «тематический канал». Работу лагеря — «телецентра» организует продюсерский центр, здесь большая роль отводится отряду из лагеря «Активист». В этом отряде-телекомпании будут работать три главные редакции (спортивная, трудовая, художественная) и пресс-центр.

В состав продюсерского центра входят:

— генеральный директор (начальник лагерей «Звонкие голоса» и «Активист»);

— совет директоров (начальник лагерей, лидеры отрядов — директора телекомпаний, педагог-организатор);

— главный редактор телепрограмм (педагог-организатор);

— продюсеры телекомпаний (воспитатели);

— редколлегия (главный редактор, редакторы спортивной, трудовой, художественной редакции);

— спортивный комментатор (физрук);

— звукорежиссер (музыкальный руководитель);

— пресс-центр (корреспонденты, художники старшего отряда);

— служба 911 (фельдшер).

Ежедневно пресс-центр выпускает информ-лист о жизни лагеря и ведет «Дневник телецентра «Звонкие голоса».

Второй этап подготовки программы — написание сценария.

Cценарий культурно-досуговой программы — это подробная текстовая разработка, включающая как литературную основу, так и организационные аспекты содержания программы. Сценарий предполагает последовательное изложение материала с первого эпизода/номера ко второму и т. д.

Сценарий – произведение синтетическое, так как может соединять в себе одновременно элементы литературных, научно-публицистических произведений, произведения музыки, живописи, хореографии, кино, факты реальных событий, конкурсно-игровые элементы и многое другое.

Композиционная структура сценария:

1. Экспозиция — начальная, вступительная часть сценария дает необходимые сведения о предстоящем действии, о героях и жизненных обстоятельствах. Видом экспозиции является пролог — прямое обращение автора к зрителю, краткий рассказ о характере будущего представления. Экспозиция длится до момента завязки.

2. Завязка — момент возникновения проблемы, которая выливается в развитие конфликта. С завязки начинается движение всего действия, его развитие.

3. Кульминация — высшая точка напряжения действия. Она играет существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и разрешении конфликта. Кульминация нередко является развязкой.

4. Развязка — заключительный момент в развитии действия сценария, который является моментом полного разрешения конфликтной ситуации.

5. Финал — эмоционально-смысловое завершение произведения. Своеобразной формой финала, в котором подводится итог всего действия, является эпилог.

Другая логика моделирования досуговой программы строится на основе изучения и обобщения педагогического опыта. Такая модель досуговой программы предложена Садовской В. С. Она выделяет следующие этапы формирования досуговой программы.

Первый этап предполагает анализ известных досуговых программ. Здесь проявляется особая закономерность, которая состоит в том, что в основе любой «суперпрограммы» лежит традиционная форма социокультурной деятельности. В технологии моделирования это положение является аксиомой. Задача этого этапа моделирования — найти отличительные особенности разнообразных досуговых программ.

Четвертый этап завершает создание новой (авторской) модели программы. О ней можно говорить тогда, когда есть элементы новизны во всех структурных звеньях.

Проектируя любую досуговую программу важно помнить о регулировании внутренних коммуникаций аудитории. Козловская Л. И. предлагает использовать разнообразные приемы, способствующие общению участников программы. В зависимости от вида программы они могут быть следующие:

· дискуссии, создающие условия участникам программы высказать свое мнение, точку зрения по интересующей проблеме;

· игры-драматизации, позволяющие индивидуализировать проявления творческой активности аудитории, дающие возможность «опробовать» себя в различных ролях;

· коллективное пение, являющееся средством группового сплочения;

· хороводно-танцевальные фрагменты, направленные на укрепление сплоченности участников программы и снятие напряжения;

· слайд-программы, способствующие расслаблению и активизации творческой деятельности участников;

· конкурсы, дающие возможность самореализации личности — петь, танцевать, играть и т. д.

Оформление досуговых программ зависит от их вида.

Для описания разовой игровой программы достаточно её сценарного плана.

Описание театрализованной программы должно предусматривать возможности участия в развитии сюжета и разработке образов для нескольких или всех участников. Описание должно содержать: четко изложенные педагогические задачи; план подготовки игры; экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу действия); сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения учащихся в ту или иную ситуацию; список литературы для подготовки детей к игре.

Программа праздника должна содержать не только перечень концертных номеров, но и план подготовки праздника, где описаны все организационные мероприятия и указаны ответственные за них. Чем больше детей вовлечено в организацию праздника, тем большее воспитательное, социализирующее значение имеет это событие.

Источник: infopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru