С 1 сентября я работаю по программе «Мир открытий». Технология «Ситуация» и методические средства, предложенные в программе «Мир открытий», обеспечивают условия, при которых дети имеют возможность»Прожить» весь путь преодоления затруднения-фиксация того, что пока не получается, анализа, исследования, понимания причин, применения правил, проектирования, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни.
Публикация «Структура технологии „Ситуация“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Таким образом, педагог, работающий в технологии «ситуация», не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия.
Целостная структура технологии «ситуация» включает в себя шесть последовательных этапов. Я хочу их кратко осветить.
Комплекс «Мир открытий», его разработка и развитие. О.А. Скоролупова
1 этап «Введение в ситуацию».
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (детская цель). Воспитатель включает детей в беседу, личностно- значимую для них, связанную с их личным опытом.
Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите? Сможете?»
2 этап «Актуализация».
Подготовительный к следующим этапам, на которых дети должны сделать «открытие» для себя нового знания. Здесь в процессе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). Дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и не догадываются, что воспитатель ведет их к новым открытиям.
3 этап «Затруднение в ситуации».
Технология «Ситуация» по программе «Мир открытий»
рабочая программа (младшая группа) на тему
Уважаемые коллеги! С ноября 2013 года я начала работать по новой программе «Мир открытий». И хотелось бы рассказать вам, что такое «Технология Ситуация».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Одной из отличительных особенностей программы «Мир открытий» является то, что в основу организации образовательного процесса положена технология деятельностного метода Людмилы Георгиевны Петерсон.
Основная ее идея заключается в том, чтобы на каждой образовательной ступени, учитывая возрастные особенности и возможности детей, управлять их самостоятельной познавательной деятельностью на основе общих методологических законов деятельности.
Что же такое «технология»? – это научное описание способа производства, то есть совокупности тех процессов, которые обеспечивают получение определенного производственного результата. Деятельностный подход ставит ребенка в активную позицию деятеля, ребенок сам изменяет себя, взаимодействуя с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении личностно значимых для него задач и проблем.
Мир и красота изобретательства. Второй выпуск. | #изобретения #изобретатель #технологии #патент
В образовательном процессе у воспитателя две роли: роль организатора и роль помощника.
Как организатор он моделирует образовательные ситуации; выбирает способы и средства; организует образовательный процесс; задает детям вопросы; предлагает игры и задания. Образовательный процесс должен быть принципиально нового типа: воспитатель не дает знания в готовом виде, а создает ситуации, когда у детей возникает потребность эти знания «открыть» для себя, и подводит их к самостоятельным открытиям через систему вопросов и заданий. Если ребенок говорит: «Хочу научиться!», «Хочу узнать!» и тому подобное, значит, воспитателю удалось исполнить роль организатора.
Как помощник взрослый создает доброжелательную, психологически комфортную среду, отвечает на вопросы детей, в ситуации затруднения помогает каждому ребенку понять, в чем он не прав, исправить ошибку и получить результаты, замечает и фиксирует успех ребенка, поддерживает в нем веру в свои силы. Если детям психологически комфортно в детском саду, если они свободно обращаются за помощью к взрослым и сверстникам, не боятся высказать мнения, обсуждать различные проблемы, то значит, что педагогу удалась роль помощника. Роль организатора и помощника дополняют друг друга.
Представление технологии «Ситуация» в программе «Мир открытий» Л.Г. Петерсон
В основу этой программы положена непрерывная образовательная системаЛ.Г. Петерсонкоторая обеспечиваетэффективнуюреализацию ФГОС на всех ступенях образования.
Цель Программы – непрерывное накоплениеребёнком культурного опыта деятельности и общения.Другими словами программа «Мир открытий» создает реальные условия для саморазвития. Это основа формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
ОТКРЫТИЕ РЕБЕНКОМ:
P окружающего мира, самого себя и других людей;
P способов преодоления затруднений.
ОТКРЫТИЕ ПЕДАГОГАМИ:
Pновых эффективных инструментов развития ребенка;
Pновых векторов личностного и профессионального роста.
ОТКРЫТИЕ РОДИТЕЛЯМИ:
Pвозможностей более осознанного участия в образовании своих детей.
Познавательную деятельность дошкольников мы организовываем в Технологии «Ситуация». Технология «ситуация» — это технология деятельностного метода. Основными принципамидеятельностного метода являются:
— Принцип целостногопредставления о мире
— Принцип психологической комфортности
Технология «ситуация» — это наш инструмент в организации образовательных ситуаций в детском саду.
А. Эйнштейн говорил,- «В затруднении содержится возможность». Вот и мы даем возможность ребенку вситуации затруднениянайти потребность в самоизменении и саморазвитии, иначе, зачем человеку что-то менять, тем более в самом себе?
В основу технологии «Ситуация» положен Метод Рефлексивной Самоорганизации
1 – действие, в котором возникло затруднение
2 – фиксирование затруднения
3 – анализ этапов действия и определение места затруднения
4 – выявление причины затруднения (критика)
5 – постановка цели ипостроениепроекта выхода из затруднения
6 – возврат в деятельность и реализация проекта
Это основадля открытия нового знания (ОНЗ)
1) Введение в ситуацию.
2) Актуализация знаний.
3) Затруднение в ситуации: фиксация, выявление места и причины затруднения.
4) Открытие нового знания: выбор способа преодоления затруднения, преодоление затруднения.
5) Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Введение в ситуацию — создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность, формулировка детьми так называемой «детской» цели.
Актуализация знаний — организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для «открытия» нового знания.
Затруднение в ситуации — столкновение с затруднением, анализ возникшей ситуации:
— выявление его причины (недостаточности знаний, знакомых способов действий).
«Открытие» нового знания- выбор способа преодоления затруднения, выдвижение и обоснование гипотез. Реализация плана – поиск и «открытие» новых знаний (способов действий) через использование различных форм организации детских видов деятельности.
Включение в систему знаний- использование нового знания совместно с освоенными ранее способами с проговариванием вслух алгоритма, способа. Самопроверка по образцу, взаимопроверка. Использование новых знаний в совместной деятельности.
Осмысление — фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание условий, которые позволили достигнуть этой цели.
Почему мы работаем в Технологии «Ситуация»? – Потому что в технологии «Ситуация» ключевое звено – это Затруднение в ситуации, а затруднение ребёнка в собственной деятельности даёт ему возможность:
- понять, чего он пока не знает, не умеет;
- научиться конструктивно относиться к затруднениям, переводить проблемы в задачи;
- приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку;
- научиться правильно формулировать причины различных затруднений;
- сформировать чувство ответственности за свои поступки.
- «Ошибаться – не страшно»
- «Каждый имеет право на ошибку»
- «Трудности помогают мне стать сильнее, умнее. »
- «Я имею право чего-то не знать, не уметь»
- «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»
- «В затруднении содержится возможность»
- «Я могу!»
- «Я умею!»
- «Я хороший, умный, сильный. »
- «Я заслуживаю уважения!»
- «Меня принимают и любят таким, какой я есть»
Источник: kopilkaurokov.ru