— целеполагающая (механизм реализации целей) j
— нормативная (вид документации)
— оценочная (выполнение студентом программы)
УП должна быть связана с другими предметами (внутрипредмегные и межпредметные связи)
УП должна полно раскрывать цели, через включение в нее необходимого и достаточного количества дидактических единиц
УП должна носить инструментальный характер. Он должен быть показан в пояснительной записке и в средствах дидактического
Виды учебных программ в НПО: типовые (примерные); рабочие учебные программы; межпредметные. Подвиды учебных программ базовые (на основе стандарта); интегрированные программы НПО и СПО и переструктурированные (модульные).
Структура рабочей учебной программы
1. Титульный лист; 2. Указание на утверждение программы; 3. Пояснительная записка
(предназначение дисциплины, актуальность, роль и место дисциплины в системе других предметов, объект, предмет, цели и задачи изучения дисциплины, формы и методы изучения дисциплины, требования к результатам освоения учащимися дисциплины, формы и методы контроля, критерии оценки учебных достижений учащихся по дисциплине)
Технология разработки ПО (лекция 1)
4.Учебно-тематический план курса; 5. Содержание программы (систематизированное); 6. Список литературы;
7.Приложения (терминологический словарь, тестовые задания, темы рефератов, темы исследовательских проектов и др.).
*Определение места учебного предмета или дисциплины в структуре подготовки специалистов, определение целей изучения дисциплины через анализ требований к выпускникам, которые должны быть обеспечены за счет изучения данной дисциплины. (Домашнее задание: выписать из всех стандартов квалификационные показатели, которые вы формируете).
*Обоснование необходимости включения дисциплины в рабочий учебный план подготовки специальности, (определяем структур) курса, объем, сроки изучения, продолжительность).
*Определение объекта изучения по дисциплине (значение изучаемого объекта для профессиональной деятельности специалиста).
*Постановка целей отбор, систематизация и фиксирование содержания под цели изучения предмета.
*Планирование лабораторных, практических и самостоятельных работ (их объема и содержания на основе учета требований к, выпускникам выбор форм организации обучения по каждой теме).
*Подготовка самой программы, ее оформление.
*Экспертиза рабочей УП.
*Утверждение рабочей учебной программы.
Источник: studopedia.su
Технология разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения
Технология разработки учебной программы
Каждая школа разрабатывает свою образовательную программу, под которой Закон РФ «Об образовании» понимает нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. Образовательная программа показывает, как с учётом конкретных условий создаётся в образовательном учреждении собственная модель обучения, воспитания и развития учащихся. Образовательная программа школы является сугубо индивидуальной, так, как призвана, учитывать потребности конкретных обучаемых, их родителей. Именно поэтому образовательная программа должна иметь творческое начало.
Картинками
Технология разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения Технология разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения рассматривается как средство социального управления. Каждая школа разрабатывает свою образовательную программу, под которой Закон РФ «Об образовании» понимает нормативноуправленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса.
Образовательная программа показывает, как с учётом конкретных условий создаётся в образовательном учреждении собственная модель обучения, воспитания и развития учащихся. Образовательная программа школы является сугубо индивидуальной, так, как призвана, учитывать потребности конкретных обучаемых, их родителей.
Именно поэтому образовательная программа должна иметь творческое начало. Место образовательной программы в системе управления общеобразовательного учреждения показано в приложении № 1. Для работы школы в условиях действия собственной образовательной программы оптимальным является патисипативное управление.
Это управление, основанное на включении, участии коллектива образовательного учреждения в процессе выработки, принятия и реализации образовательной программы (от обмена информацией, консультаций, дискуссий и переговоров до введения представителей коллектива в исполнительные и наблюдательные советы). Различные уровни участия коллектива школы в создании образовательной программы составляют своеобразную иерархию.
Первый уровень участия достигается в том случае, когда прилагаются усилия для улучшения общения и межличностных отношений сотрудников в условиях образовательного процесса. При этом коллектив выступает как относительно пассивный субъект соучастия.
Второй уровень осуществляется тогда, когда сформировано активное участие коллектива школы в повышении качества образования в данном образовательном учреждении. На третьем уровне коллектив рассматривается как партнёры в управлении образовательным процессом учреждения. На третьем уровне участия коллектива в управлении возникает проблема риска соучастия.
Он связан, с одной стороны, с возрастанием требований учителей к разделению власти в школе, повышению их вклада в различные сферы управления, с другой стороны, с отсутствием соответствующих профессиональных знаний, неадекватной положению учителя ответственности за результаты деятельности школы в целом. Всё вышесказанное позволяет приступить к описанию технологии разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения в условиях вариативности и дифференциации содержания образования с точки зрения анализа и понятий социальных технологий – новой отрасли развивающегося социологического, управленческого знания.
Под технологией разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения надо понимать следующее: Специально организованные способы и процедуры оптимизации деятельности образовательного учреждения в условиях нарастающей взаимосвязи, динамики и обновления общественных процессов. Способ разработки образовательной программы на основе её рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией выбора оптимальных средств и методов их выполнения. В соответствии с этим можно предложить модель технологии разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения (См. приложение).
В непосредственной зависимости от образовательной программы учреждения находятся программа развития учреждения и учебный план учреждения. Подходы к их разработке определяются в рамках миссии и культуры учреждения. Образовательная программа свидетельствует о том, как в учреждении с учётом конкретных условий создаётся собственная модель образования.
В то же время образовательная программа выступает как комплекс приёмов по обеспечению эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса в достижении поставленной цели. Это показатель социальной зрелости учреждения, его организационной культуры.
Следует подчеркнуть, что образовательная программа одновременно – нормативно управленческий документ, функции которого связаны с организацией и обеспечением сохранения целостности, специфики, воспроизводства и развития всех структурных систем (См. Приложения).
Технология разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения предусматривает рациональное расчленение на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией, выбор оптимальных средств и методов их выполнения. (См. Приложения).
Образовательная программа должна чётко и ясно представлять своеобразные особенности педагогической системы и те образовательные возможности, которые интересны или могут стать в будущем привлекательными для детей и родителей. Содержание образовательной программы учреждения не может оставаться в неизменном виде и быть тем «отстранённым документом», который создаётся формально раз и навсегда.
Изменение в обществе, в системе образования в связи со становлением его вариативности, появления инновационных педагогических систем и новых видов учреждений образования. Однако в содержании этого документа всегда должны сохраняться те основы, которые отвечают его главному предназначению – миссии.
Структура образовательного учреждения чаще всего имеет модульное построение. 1й модуль. Характеристика учреждения или полная информационная справка учреждения. 2й модуль.
Аналитическое обоснование программы: описание образовательных интересов, потребностей детей, родителей, социума; оценка и состояние педагогического процесса и условий для его реализации и развития; выделение проблем, на которые направляются усилия. 3–й модуль. Ведущие концептуальные подходы, приоритеты образования, философия образования, цели и задачи образовательной деятельности учреждения. 4–й модуль.
Выбранный из имеющихся предложений или самостоятельно разработанный учебный план учреждения, регламентирующий образовательный процесс. 5–й модуль. Описание особенностей организации образовательного процесса, взаимообусловленности и преемственности ступеней или уровней содержания образования, форм организации деятельности, педагогических технологий, системы промежуточной и конечной аттестации детей. 6–й модуль.
Организация экспериментальной площадки в учреждении и карта инновационной деятельности (для учреждений, выбравших для себя тему эксперимента и претендующих на статус инновационного учреждения). 7–й модуль. Психологопедегогическое и методическое обеспечение реализации образовательных программ учреждения. 8–й модуль. Управление реализацией программ через мониторинг. С помощью модульного расчленения на процедуры легче осуществлять необходимые операции по организации образовательного процесса, его оптимизации, координации и методов контроля.
Технология разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения
Технология разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения
Технология разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения
Технология разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения
Технология разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Источник: znanio.ru
Особенности разработки учебных программ дополнительного образования по технологии.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — единый целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг в интересах развития личности, общества и государства.
ДО осуществляется на базе внешкольных учреждений, учреждений общего и профессионального образования.
Основным нормативным документом на основании которого осуществляется образовательно-воспитательный процесс является образовательная программа.
Дополнительные образовательные программы различают:
Типовые (примерные), утвержденные Минобразованием России и рекомендованные для реализации
Модифицированные (адаптированные), откорректированные с учетом особенностей набора детей, условий реализации, нестандартностью результатов, или с учетом личной позиции педагога.
Экспериментальная — цель, которой заключается в изменении содержания, методов обучения, внедрения новых педагогических технологий. После апробации и утверждения переходит в статус авторской.
Авторские программы полностью написанные педагогом или коллективом, обязательно отличаются новизной, актуальностью.
Структура образовательной программы.
Программа любого типа включает в себя обязательные разделы:
— пояснительную записку, раскрывающую образовательную концепцию педагога, актуальность работы, содержит определение целей и задач модели обучения, а также вводную характеристику предмета
— учебно-тематический план, в котором содержится перечень тем, распределенных по этапам обучения с указанием часов по каждой теме с разбивкой на теоретические, практические и другие виды занятий
— основную часть (краткое изложение процесса обучения с описанием технологии изучения учебного материала)
— описание условий реализации программы, где перечислены все необходимые материалы, оборудование, описание особенных условий специализированных помещений
— список литературы используемой и рекомендуемой
— конечный результат педагогического воздействия – требования к знаниям, умениям, навыкам, уровню развития обучающихся по данной программе.
Требования, предъявляемые к образовательным программам.
На сегодня в большинстве случаев педагоги УДО разрабатывают собственные программы, или адаптируют к конкретным условиям ранее разработанные программы. Однако к программам любого типа (типовым, авторским, модифицированным, экспериментальным) предъявляются единые требования.
Работа по созданию программы начинается с осознания концепции, главной идеи будущей программы, опирающейся на личный опыт педагога, на его педагогический стиль, индивидуальные особенности и условия работы, так и на взаимоотношения педагога с детьми, родителями.
Процесс создания программы включает в себя несколько взаимосвязанных этапов – это движение от замысла, рождения идеи к определению темы, с последующим переходом к четкой постановке задач педагогической деятельности, выделению реализации ее на практике согласно, требованиям, предъявляемым к программам.
Образовательная программа обязательно включает в себя следующее:
o Четко сформулированные, ясно изложенные ранжированные по характеру цели и задачи в данной образовательной области;
o Описание содержательных структур предлагаемой программы и условий организации совместной деятельности детей и педагога;
o Описание конкретных педагогических действий, направленных на овладение технологиями познавательной деятельности;
o Описание диагностических инструментов и особенностей их использования при выявлении уровня развития интересов и некоторых личностных характеристик обучающихся, варианты коррекции полученных результатов;
o Учебно-тематический план программы, с примерным объемом времени по каждой теме (теория, практика);
Развернутую аннотацию по каждой теме программы, в которую включены: идеи, понятия, факты; виды деятельности обучаемых; задания, задачи для выполнения; перечень дидактических материалов, наглядных пособий, инструментов и материалов, для образовательного процесса.
Частная методика
Раздел «Кулинария» включает в себя обучение школьников первоначальным навыкам приготовления пищи наиболее простыми способами тепловой обработки: варка, жарка, тушение. Кроме этого в данном разделе учащихся знакомят с основами физиологии питания, со свойствами и питательной ценностью пищевых продуктов.
Учащиеся изучают вопросы товароведения и технологию приготовления блюд: из овощей, круп, макаронных изделий, из рыбы и морепродуктов, из мяса, птицы, субпродуктов, из творога, яиц. Также учащиеся знакомятся с правилами сервировки стола к завтраку, обеду, ужину, с приготовлением обеда в походных условиях.
Задача учителя
Задача учителя сформировать у учащихся практические умения: приготовление пищи, правильное пользование инструментами, приспособлениями, электробытовыми приборами, соблюдение правил техники безопасности, сервировать стол, правильно пользоваться столовыми приборами. Большое внимание должно уделяться бережному, экономному отношению к продуктам питания при приготовлении ниши, к хлебу.
При изучении данного раздела программой «Технологии» предлаыется использование информационных технологий при расчете количества продуктом и стоимости блюда, поиске нужного рецепта кулинарного блюда, изучении особенностей национальных кухонь. Анализ содержания раздела. В разделе «Кулинария» выделяются следующие основные темы: физиология питания, технология обработки пищевых продуктов, заготовка продуктов. На изучение раздела «Кулинария» отводится около 20 % учебного времени в год.
При разработке содержания программы соблюдается принцип от простого к сложному, как при формировании знаний, так и умении учащихся:5класс — бутерброды, горячие блюда из яиц, блюда из овощей, сервировка стола к завтраку,6 класс — блюда из молока и кисломол продуктов, блюда из
рыбы и нерыбных продую он моря, блюда из круп, бобовых и макаронных изделии, сервировка стола к ужину,7 класс — изделие из теста, блюла пз мяса, сладкие блюда, приготовление обеда в походных условиях.
Содержание программы имеет концентрическое расположение: первоначальные понятия и умения учащихся углубляются, расширяются и развиваются при изучении тем «Физиология питан», «Технология обработки пищевых продуктов», «Заготовка продуктов».
Например, в теме «Технология обработки пищевых продуктом» технология приготовления наиболее простых блюд изучается в 5-м классе — салаты, бутерброды, блюда из яиц, а более сложных в 7-м классе — блюда из вареного и жаренного мяса, изделия из теста. В теме «Заготовка продуктов» сначала изучаются самые простые способы, такие как сушка, замораживание — 5 класс. Более сложные способы заготовки продуктов изучаются в 6 классе — мочение, квашение, засолка, консервирование, а консервирование сахаром учащиеся изучают в 7 классе.
С учетом развития творческих способностей учащихся в программе предусмотрено выполнение различных проектов, например «Сервировка стола к завтраку» — 5 класс, «Сибирские пельмени» 7 класс.
Культуоологический подход при обучении учащихся реализуется через элементы этикета (правила приема гостей, приглашение и поздравительные открытки, как дарить цветы и подарки, этика и такт в семье) — 6 класс прием гостей, правила поведения в гостях — 7 класс.
Помещение и оборудование для кулинарных работ
Уроки кулинарии проводятся в специально оборудованных кухнях-лабораториях или в комбинированных кабинетах, где проводятся все виды работ по обслуживающему труду, но тогда выделяется зона для проведения кулинарных работ до 25 % площади кабинета.
До проведения занятий помещение должно быть принято работником санитарно-эпидемиологической службы и в период проведения занятий — должно находиться под контролем медицинского персонала школы. Запрещается использовать для кухни-лаборатории подвальные помещения. Кухня-лаборатория должна использоваться только для кулинарных работ.
Обязательное условие оборудования кухни-лаборатории: -производственное оборудование и оснастка индивидуального пользования, устройства для расположения и хранения продуктов, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов, устройства для расположения и хранения приспособлений, приборов, инструментов, учебной и технической документации, обеспечивающие трудовую обстановку н безопасные условия труда. наличие аптечки, подводка горячей воды, подводка холодной воды.
Если горячей воды нет, то обязательно должен быть установлен электроводонагреватель.
Помещение для кулинарных работ должно быть чистое, светлое. Стены окрашены краской или облицованы плиткой. Не рекомендуется в кухне-лаборатории иметь цветы в целях санитарии. Расстановка лабораторного оборудования производиться в соответствии с требованиями безопасного проведения работ в соответствии с нормативными документами.
Для соответствия целям и задачам изучения раздела «Кулинария» в кухне-лаборатории должны быть четко разграничены функциональные зоны: рабочее место учителя, рабочие места коллективного использования для выполнения практических работ, дегустационная зона.
Рабочее место учителя оснащается стандартным набором оборудования и должно иметь демонстрационную зону и зону хранения пособий. Главным на уроках в кухне-лаборатории является безопасная работа учащихся на своих рабочих местах, поэтому рабочее место учителя должно иметь хорошее обозрение рабочих мест учащихся.
Рабочее место учащихся
Архитектура образовательной среды может быть различной – удобной для целевых обходов учителя. Расположение рабочих мест может быть традиционным, круговым, неполным кругом, квадратным, пустотелым квадратом, «v» образным.
Требования образовательной среды, предъявляемые к рабочему месту обучающегося: техническая исправность оборудования, соответствие требованиям безопасности, наличие ограждений, заземлений, самовыключателей, защитных устройств, оснащение устройствами для удобного и надежного сохранения и распределения инструментов и приспособлений по рабочим местам учащихся, достаточная освещенность рабочей зоны, соответствие требованиям эргономики (обеспечение наименее утомительной позы учащегося), удобство для текущего обслуживания оборудования, оснащение аварийной сигнализацией, средствами дистанционной связи с учит в слу-е необх-и.
Рабочее место учащихся для одной бригады должно быть оборудовано: мойкой для мытья продуктов и посуды, раковиной для мытья рук, мылом, щеткой для ногтей и сушилкой для рук или индивидуальным полотенцем, тумбовым рабочим столом с навесным шкафом, плитой — на каждую бригаду (4-6 человек) должны приходиться по две конфорки электрической плиты и на две бригады по одному духовому шкафу,
обеденным столом для сервировки.
Поверхность столов должна иметь легко моющееся покрытие (пластик). На полках рабочих столов и навесных шкафов удобно хранить необходимый комплект оборудования для бригады (комплект индивидуального пользования): набор посуды на 6 персон: —тарелки глубокие.тарелки мелкие, тарелки десертные, чашки с блюдцами, хлебница, лоток со столовыми приборами из коррозионно-стойкой стали:
столовые ложки (6 штук), вилки, — ножи (6 штук), ложки чайные (6 ппук), ножи кухонные разных размеров,
лопатка для котлет и мяса, -ложка разливательную. сковороду, кастрюлю эмалированную (1,3 л), кастрюлю алюминиевую (1,3 л), дуршлаг, терку комбинированную, доски для нарезки хлеба, сырых и вареных овощей, гастрономических продуктов, мяса, рыбы. Доски необходимо маркировать (ОС — овощи сырые).
Остальное оборудование, которое используется реже, выдается учителем дополнительно и хранится отдельно. Все оборудование и материальные ценности подлежат учету.
В кабинете обязательно должны быть следующие стенды по правилам техники безопасности: при работе с режущими инструментами, горячими жидкостями, электроплитой.
Комбинированная мастерская, помимо санитарной обработки, требует перестановки мебели для создания безопасных условий труда: школьные парты сдвинуты вместе по 2-3 шт. так, чтобы образовались рабочие столы.
Правила соблюдения личной гигиены и охрана труда учащ при изучении раздела «Кулинария»
Уроки кулинарии предъявляют особые требования к соблюдению санит-о гигиенических правил. Ученицы должны работать в форме: косынка, фартук, вторая обувь.
Используемые на занятиях фартук, косынка, полотенце, салфетки должн тщательно выстираны и проутюжены. Волосы следует убирать под косынку, рукава закатывать до локтя, руки тщательно мыть, ногти подстричь. Недопустимо наличие на руках ювелирных украшений, царапин, нагноенимй, кож
заболеваний. Учащихся с расстройствами желудочно-кишечного траки не допускать до занятий.
Учитель должен знать вопросы профилактики растройства жедуд-кишечн тракта и пищевых отравлений, причины их возникновения.
Вопросы охраны труда учащихся и личной гигиены подробно описаны «Занятия по обслуживающему труду в 4 — 8 классах: Работа с пищевыми прод Электротехнические работы. Методические разработки уроков.
Правила организации труда Важная роль при проведении занятий по технологии обработки пищевых прод-ов отводится соблюдению санитарно-гигиенических требований. Правильная организация хранения пищевых продуктов обеспечивает сох качества и предупреждение их порчи, а также профилактику пищевых отравлений. На уроках необходимо соблюдать правила: хранение сухих продуктов должно быть организовано в специальном шкафу или на полке, продукты удобно хранить в жестяных коробках или в мешочках хлопчатобумажных или льняных тканей, особо важное значение имеют условия хранения скоропортящихся продуктов (молока, рыбы, мяса, творога и т.п.), их хранят в холодильнике, сырые яйца моют в содовом растворе, ограничить использование скоропортящихся продуктов, исключить сметану); блюда из творога подвергать термической обработке, при малейшем подозрении на испорченность исключать продукт из употребления, готовить минимальное количество пищи (только для дегустации). запрещается есть продукты во время приготовления пищи, овощи для холодных закусок разрешается варить только в очищенном виде, всегда должна быть кипяченая холодная вода; посуду моют водой 45-50 градусов с применением моющего средства и смывают водой не менее 70 гр. Посуду не вытирают, а сушат. Для накрывания чистой посуды может использоваться марля, разделочные доски, толкушки и другой деревянный инвентарь моют с мылом, споласкивают кипятком и не вытирают, высушивают, столы моют с мылом, насухо вытирают. Для протирания столов — чистые проутюженные светлые куски ткани (своя тряпка для каждого стола),
помещение кухни регулярно проветривают и делают влажную уборку. В помещении не должно быть мух, тараканов, домашних животных, перед приготовлением пищи руки моют до локтей с мылом, особенно под ногтями.
Охрана труда учащихся Все учащиеся должны быть ознакомлены с правилами безопасной работы, о чем должна быть сделана запись в журнале по соблюдению правил безопасной работы. (Сборник приказов по трудовому и профессиональному обучению. — М.: Просвещение. 1987),
Перед занятием учитель должен проверить исправность оборудования, готовность помещения, наличие инструментов, чтобы исключить возникновение несчастных случаев.
В процессе приготовления пищи учащиеся должны выполнять следующие правила: содержать пол сухим и чистым, периодически проветривать помещение, рабочее место должно быть хорошо освещено, использовать прихватки при работе с горячей посудой без дыр и бахромы, открывать крышку кастрюли левой рукой от себя влево, чтобы не обжечься паром,следить, чтобы кипящая жидкость не заливала электроприборы, не попадал на них жир и сахар, не наливать горячую жидкость в стеклянную посуду, не пробовать горячую пищу, при работе с ручной теркой не тереть слишком маленькие части овощей, и пользоваться деревянным пестиком при работе с мясорубкой, посуду с жидкостью ставить на плиту до ее включения, снимать — после отключения.
При работе с приборами и оборудованием необходимо соблюдать след правила: не касаться одновременно электрических приборов и батарей, водопроводны и газовых труб, не наливать воду из водопроводного крана в электрические приборы, н отключив его от сети, запрещается загромождать плиту, следить за чистотой горелок, внимательно следить за работой духового шкафа, иметь огнетушитель, знать план эвакуации, не загромождать окна и двери.
Вопрос 2. Методические особенности преподавания темы «Технология обработки пищевых продуктов» раздела «Кулинария». Организация и проведение лабораторно-практических работ. Виды дидактических пособий, применяемых для изучения вопросов кулинарии. Особенности их применения.
Источник: megalektsii.ru