Досуговое мероприятие – это специально организованное мероприятие, направленное на удовлетворение разнообразных потребностей личности, реализуемое вне иных видов деятельности (в свободное время).
Досуговые мероприятие применяются в образовательном процессе в качестве воспитательного и развивающего средства. Они позволяют ребенку раскрыть свой потенциал, заняться интересным делом, проявить свои умения в конкретной области деятельности и реализовать свои потребности, которые не были реализованы в ходе учебной деятельности.
Досуговая деятельность и ее организация является важным условием полноценного развития личности, способом формирования характера ребенка и раскрытия его творческого потенциала.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Составление досуговой программы имеет свои особенности. Оно отличается от проектирования образовательной программы. Это обусловлено самой спецификой досуговой деятельности и ее отличиями от образовательной программы.
Азбука разработки сценариев массовых и досуговых мероприятий
Досуговая деятельность реализуется во внеурочное время и, как правило, в форме внеклассных мероприятий. Досуговые программы отличаются от образовательных следующими параметрами:
- Содержание программы составляется, исходя из потребностей и интересов детей конкретной возрастной группы и воспитательных задач, которые она должна решить.
- Получение знаний и навыков детьми при освоении программы реализуется, посредством их самостоятельной деятельности и выполнения работы совместно со взрослыми.
- В досуговой деятельности могут принимать участие не только педагоги и учащиеся, но и их родители и иные заинтересованные лица.
- При реализации досуговой деятельности учащимся дается большой спектр ролей, которые они исполняют т.е. роль учащегося уходит на второй план и осваиваются роли организатора деятельности, художника, исследователя, изобретателя, аналитика и др. Каждый ребенок становится творцом каких-то продуктов.
- Досуговые программы включают в свой состав разнообразные виды деятельности: праздники, игры, театральное творчество, конкурсы, экспериментальную деятельность, наблюдения, различные зрелища и др.
«Разработка досугового мероприятия»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Основы формирования досуговой программы для учащихся
Подготовка досуговой программы реализуется поэтапно. Каждый этап является разделом содержания досуговой деятельности и отражением ее сущности.
Составление досуговой программы реализуется в течение следующих этапов:
- Обоснование выбора данной программы. Здесь, отражается актуальность реализации данной программы т.е. конкретной досуговой деятельности и ее целевого назначения в данный временной период и в конкретной возрастной группе. На этом этапе осуществляется разработка следующих разделов программы:
- Определение количества участников досуговой деятельности, их ролей и обязанностей в ней;
- Определение темы деятельности;
- Определение целевого назначения досуговой деятельности и постановка ее задач;
- Определение аудитории, которую затронет данная программа;
- Определение формы реализации досуговой деятельности, времени и места ее реализации, оптимальных условий проведения.
- Разработка сценария досуговой программы. Сценарий программы включает в себя организационные моменты ее реализации и последовательность действий ее участников. При этом, сценарий не всегда может охватывать всю досуговую деятельность и быть полноценно реализован. Он является отражением структуры деятельности и порядка ее проведения. По ходу реализации деятельности, в зависимости от ее вида, могут быть внесены коррективы ее участниками. Таким образом, сценарий досуговой программы включает в себя определение ее композиционной структуры. Она состоит из следующих компонентов:
- Экспозиция – это завязка досуговой деятельности. Она является отражением правил будущей деятельности, ее основ т.е. это знакомство наблюдателей с представлением – пояснение того, что им предстоит наблюдать;
- Завязка – развитие досугового действия т.е. то, с чего все начинается;
- Кульминация – это пик напряжения досуговой деятельности, который помогает в раскрытии сути представления и является шагом к развязке;
- Развязка – завершение досугового действия т.е. то, чем заканчивается деятельность – решается проблемная ситуация, завершается театральная постановка или мероприятие и т.д.;
- Финал – эмоционально-смысловое завершение досуговой деятельности. В финале подводится итог реализации деятельности т.е., по сути, он выступает эпилогом досугового действия, в котором оно оценивается и анализируется.
Данные компоненты характерны для сценариев всех видов досуговой деятельности. Единственное, конфликтный аспект может отсутствовать. К примеру, он не актуален для игр, конкурсов, концертов.
Как ОФОРМИТЬ СЦЕНАРИЙ мероприятия [шаблон & пример]
Составление проекта досугового мероприятия
Проект досугового мероприятия начинается с определения целей его проведения. Вообще, любое досуговое мероприятия направлено на общее культурное, духовно-нравственное и эстетическое развитие ребенка. При этом, досуговая деятельность ориентируется на реализацию творческого потенциала каждого отдельного ребенка и предоставление ему возможностей для раскрытия в том виде деятельности, который ему интересен, к которому у него имеются склонности.
Содержание досугового мероприятия реализуется в опоре на принципы индивидуализации обучения и знание возрастных особенностей развития детей, специфики интересов и потребностей в конкретный возрастной период развития.
Источник: spravochnick.ru
Тема 2.3. Технология разработки сценариев и программ досуговых мероприятий
Основные этапы работы над сценарием. Идея сценария. Сюжет и фабула в сценарии. Сценарный, сюжетный ход. Композиционное построение сценария: экспозиция, завязка, основное действие, кульминация, развязка, финал. Конфликт в сценарии.
Нарастание действия по эмоциональному накалу от пролога к кульминации и финалу. Этапы работы над сценарием досугового мероприятия. Планирование и анализ КТД. Сравнительный анализ учреждений культурно-досуговой деятельности г. Тольятти по проблеме: «Специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ».
Тема 2.4. Методика бизнес-планирования, основы взаимодействия с социальными партнерами при организации досуговых мероприятий
Основы взаимодействия с социальными партнёрами при организации досуговых мероприятий. Хозяйственный механизм, поступление и использование педагогами дополнительного образования внебюджетных средств социальных партнёров: организаций, предприятий, учреждений. Работа с родителями обучающихся. Бизнес-план досугового мероприятия. Особенности методики бизнес-планирования.
Основные блоки бизнес-плана. Схема взаимодействия с социальными партнёрами при организации досугового мероприятия. Договор о сотрудничестве с социальными партнёрами. Требования к его оформлению. Проведение маркетингового исследования и анализ рынка досуговых мероприятий для детей.
Тема 2.5. Виды документации, требования к ее оформлению
Нормативно-правовая база организации досуговых мероприятий. Основные документы планирования: программа, планы-конспекты. Журнал учета Моделирование благотворительной акции. Положение о соревнованиях: итоговые протоколы, заявки на участие, критерии оценок. Программное обеспечение спортивных секций
Задания для самостоятельной работы.
1. Написание фрагмента игровой программы для ведущего – аниматора.
2. Составление «Положения о проведении олимпиады (соревнования, конкурса)» (по выбору обучающихся).
3. Написание программы праздничного концерта.
4. Написание сценария досугового мероприятия (по выбору студента).
5. Написание рефератов по темам: «Сценарий и сюжет праздника», «Особенности ритуалов», «Основные формы организации воспитательной работы со старшеклассникам», «Технология организации досуговых мероприятий в образовательных учреждениях спортивно-технической направленности», «Особенности взаимодействия учреждения дополнительного образования с социальными партнёрами»
6. Изучение периодической печати и интернет-источников по проблеме: «Педагогические и гигиенические требования к организации различных мероприятий
Литература:
Основные источники
1. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика [Текст]: учебное пособие / И.Ю. Исаева. 2013 г.
2. Никонова М.А. Краеведение [Текст]: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведе- ний / М.А.Никонова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 192 с.
3. Сапожникова, Е.Н. Страноведение: Теория и методика туристского изучения стран: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Е.Н. Сапожникова. -М.: ИЦ «Академия», 2011.- 240с.
Дополнительные источники
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов. [Текст] / Г.А. Аванесова// — Аспект Пресс, 2014. – 236 с.
2. Брагуца, А.В. Организация воспитательного процесса младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / А.В.Брагуца // Начальная школа плюс до и после. – 2009. — №10, С. 76-79.
3. Галахов, Б.В. Психологическое сопровождение внеурочной деятельности [Текст] / Б.В.Галахов // Методист. – 2009. -№1, С.56-59.
4. Игровые технология в профессиональном образовании: метод. рекомендации [Текст] / авт.-сост. Л.Н. Вавилова, В.М. Кузина; под общ. ред. Т.С.
Паниной – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2013.
5. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика. Учебное пособие [Текст] /И.Ю.Исаева// — Москва: Флинта, 2014.- 200 с.
6. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие[Текст] / А.Д.Жарков// Изд. 2-е, перераб., 2013 г. — 288 с.
1. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств[Текст] / А.Д. Жарков// М.: Издательский Дом МГУКИ, 2013. — 480 с.
2. Зацепина М. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников: Учебно-методическое пособие[Текст] /М.Зацепина// 2014. -144 с.
Интернет – ресурсы:
1. Ассоциация московских вузов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.referat.ru/
2. Всероссийский интернет-педсовет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.org.
3. Департамент образования и науки Кемеровской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.kem.ru/
4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window.
5. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/
6. Начальная школа детям, родителям, учителям [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nachalka.com/
7. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/default.asp.
8. Российское образование. Федеральный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/
9. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/
10. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/
11. Электронная библиотека образовательных и просветительских изданий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iqlib.ru/.
12. Электронная гуманитарная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumfak.ru.
Организация поликультурного образования в системе дополнительного образовании детей
Примерные вопросы для подготовки к экзамену
1. Поликультурное образование как явление в современной педагогике и как исторический феномен в образовательной практике разных стран.
2. Раскройте взаимосвязи между культурным многообразием и воспитанием
3. Влияние процессов глобализации на культурно-многообразное воспитание.
4. Сущность поликультурного образования.
5. Содержание поликультурного образования.
6. Предмет, объект, функции поликультурного образования.
7. Цели и принципы поликультурного образования.
8. Содержание, формы и методы мультикультурного воспитания в поликультурной и полиэтнической среде.
10. Роль этнопедагогики в поликультурном воспитании.
11. Идейные различия педагогических концепций ассимиляции, кросскультурализма и мультикультурализма.
12. Общее и особенное в поликультурном и интернациональном воспитании.
13. Охарактеризуйте особенности курса на поликультурное воспитание в странах СНГ.
14. Государственная политика в области воспитания в поликультурной среде в Прибалтике и Восточной Европе.
15. Законодательные основы политики РФ в области воспитания в поликультурном обществе.
16. Личностно-ориентированный подход в поликультурном образовании.
17. Принцип культуросообразности в поликультурном образовании.
18. Модернизация учебных программ в духе поликультурализма.
19. Реализация методов и форм воспитания при выполнении задач поликультурного образования.
20. Особенности мультикультурного предшкольного воспитания.
21. Учебные заведения в поликультурном образовательном пространстве.
22. Модель мультикультурного педагога.
23. Проблемы воспитания иммигрантов.
24. Содержание билингвального обучения.
25. Основы православной педагогики; ее актуальные принципы для современного школьного образования.
26. Специфика культурно-мировоззренческих и педагогических принципов отечественного образования и системы воспитания в имперский период (на основе трудов К.Д.Ушинского, А.А.Ухтомского, С.А.Рачинского и др.).
27. Достижения и издержки советской средней школы в свете принципов поликультурного образования.
28. Принципы и механизмы межкультурного диалога в российской образовательной практике современной России.
29. Особенности этно-культурного развития личности в контексте семейно-родственных связей.
30. Значение СМИ и интерактивных сетей связи в духовном развитии детей и подростков в современной России.
31. Активность родительской среды и общественных организаций, движений в преобразованиях образовательной сферы.
32. Специфика мировоззрения детей и подростков из этнических диаспор.
33. Трудности вхождения в детские коллективы РФ детей из зарубежных этнических диаспор.
34. Особенности формирования у детей и подростков религиозных представлений в современном российском обществе.
35. Реализация принципов поликультурного образования в ходе освоения программ дополнительного образования.
Источник: cyberpedia.su
Сценарные основы подготовки культурно-досуговой программы
Многие авторы, рассматривая сценарий как продукт творчества, стремятся определить его как «особый вид литературы», «особый род публицистики», драматургическое произведение особого рода 1 и т.д. Хотя само понятие этого определения простое. Сценарий — это подробная литературная разработка культурно-досуговой программы.
Многолетняя практика деятельности учреждений культуры показывает, что каждая, даже сугубо деловая, «официальная» культурно-досуговая программа начинается со сценария или сценарного организационного плана. Однако в специальной литературе последних лет сценарный план вообще не рассматривается как специфический вид драматургии культурно-досуговой деятельности. Сам термин «сценарий программы» не получил до сих пор достаточно убедительных, четких и определенных научных критериев, развернутого обоснования. Имея некоторые общие положе-
1 Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство культпросветработника. -М.: Сов. Россия, 1984. -С.9-11.
ния, каждый автор акцентирует внимание на отдельных принципиальных сторонах сценария.
Справедлива мысль о том, что «клубный сценарий» имеет сходство со сценарием, подготовленным для радио и телевидения. Однако различные утверждения об этом тождестве часто лишены элементарной корректности, доказательности.
Так, например, А.И.Чечетин пишет, что «клубный сценарий имеет, по единодушному признанию теоретиков, общие черты с драматургическими произведениями театра, кино, телевидения и радио» 1 . Это высказывание было бы правомерно, если бы автор сумел показать, что же конкретно заимствует клубный сценарий у драматургии театра, кино, телевидения, радио. Справедливо замечая, что клубный сценарий недостаточно рассматривать «как готовый результат», «продукт» деятельности «абстрактного сценариста». Сценарий — это все-таки процесс планирования педагогического, психологического, информационного, художественно-эстетического и т.п. воздействия на объект воспитания.
Имея в виду его социальную направленность, мы тем самым оцениваем, насколько глубоко, актуально, своевременно, основательно в сценарии реализован конкретный социальный заказ на культурно-досуговую программу. Также значительно ограничивает возможности проникновения в сущность сценария культурно-досуговой программы, в технологию его разработки и реализации. Если учесть, что сама сущность и специфические особенности драматургии досуга подвержены разнообразным противоречивым мнениям, то понимание сценария как педагогической основы технологии культурно-досуговой деятельности приходит через понимание самого технологического процесса создания сценария.
Сценарий представляет собой исходный каркас интеллектуального и эмоционального воздействия культурно-досуговой программы. При этом сценаристы обязательно вводят в ткань содержания различные сценарно-сюжетные ходы, которые связывают все эпизоды в единый целостный замысел. Неотъемлемым элементом сценария должно быть его композиционное решение.
Первоосновой творческой деятельности сценариста является замысел, в котором он программирует конечный результат. Зарождение замысла и его воплощение, т.е. весь творческий процесс создания сценария, зависит не только от личности сценариста, но и в не меньшей степени от специфики и возможностей того или иного учреждения культуры и в каждом случае осуществляется по своей определенной технологии.
Замысел сценария является схемой будущей программы, которая включает основные блоки — эпизоды, сюжетную линию. Поиски интересного сюжета — неотъемлемая часть работы над сценарием. Интересно разработанный сюжет -важнейшее требование драматургии учреждения культуры. На практике многие организаторы игнорируют разработку сюжета, тем самым обедняя сценарий, превращая его в план выступлений участников тех или иных событий, с концертными номерами.
В сюжете программы должны быть отражены характерные, интересные конкретной аудитории жизненные события, связанные между собой и последовательно развивающиеся. «Полностью выстроить сюжет — это значит найти все события: малые и большие, главные и второстепенные, в которых раскрываются обусловленные конфликтом, авторской идеей связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей — истории роста и организации того или иного характера, типа» 1 .
Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. — М., 1981.-С. 107.
1 Горький A.M. Беседа с молодыми // Собр. соч.: В 30 т. — М., 1953. — Т. 27. -С. 215.
Но от чего зависит эффективность воздействия самой программы, как добиться значительного улучшения, усиления педагогического смысла сценария — эти вопросы волнуют современных практиков и теоретиков культурно-досуговой деятельности.
Именно эта идея является очень важной для использования сценария культурно-досуговой программы, активно включающей аудиторию в массовое театрализованное действие, связанное с трудовыми, бытовыми и другими традициями.
Учитывая экономическую обстановку и политическую ситуацию в стране, специалисты учреждений культуры включают в сценарии культурно-досуговых программ вопросы, касающиеся существующих потребностей людей, их интересов, индивидуального опыта.
Основной недостаток создания сценария программы связан с тем, что более половины специалистов учреждений культуры не владеют основами этого вида творчества. Поэтому формирование профессионального мастерства сценариста может быть эффективным лишь в условиях систематического и последовательного интеллектуально-эмоционального развития.
Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры заключается в том, чтобы присутствующие в жизни негативные явления адекватно отражались в художественных образах педагогической направленности.
Деятельность по созданию сценария имеет субъективную сторону (деятельность внутренне желательная, соответствующая потребностям субъекта) и сторону объективную (деятельность общественно-целесообразная).
Отсюда главным критерием умения создавать сценарий программы является наличие совокупности оснований, выстроенных в определенную систему, где все цели и подцели имеют свою иерархию и целостность.
Педагогическое обеспечение процесса написания сценария базируется на процессе общения автора с материалом и живыми участниками, пользующегося достоверной информацией, которая позволяет: выявить уровень восприятия и оценки материала; определить отношения субъекта воздействия и оценки материала; определить отношения субъекта воздействия к распространяемым идеям, имея в виду их восприятие и усвоение; как результат первого и второго, дать оценку возможностей аудитории с точки зрения применения понятийного аппарата, методов и средств наиболее эффективного воздействия на нее.
Формирование художественной направленности, духовных ценностей и интересов, выступавших в качестве мотиWow деятельности автора сценария, осуществляется через связь с окружающей средой, укрепление позитивных чувств и настроений различных групп населения, воздействие на ценностные ориентации которых проявляются в различных видах заданной сценаристом деятельности; формирование общественного мнения, правильных оценок по актуальным проблемам общественной жизни.
Отсюда технология культурно-досуговой деятельности, несущая целостное представление о сущностных связях и закономерностях развития деятельности учреждения культуры, воплощается в сценарии программы, проявляется на принципах построения, формах и способах творческой деятельности.
с подвижными и недвижимыми возможностями, обеспечивающими их взаимодействие.
^-Создание в сценарии ситуации постоянной заряженно-сти аудитории на активную деятельность — обязательное условие осуществления педагогических целей и задач куль-турно-досуговых программ сценарно-художественными средствами. В число сценарно-художественных средств, направленных на возникновение и эффективную реализацию ситуации, входят точная постановка проблемы предлагаемой программы, педагогически оправданное использование документального и художественного материала, взятого в соответствии с логикой взаимодействия «правды факта» и «правды жизни», умение найти нужные композиционные приемы, способности сценариста понять специфику аудитории и добиться того, чтобы у сценария был точный адрес интеллектуального и эмоционального воздействия.
Сценарий программы может стать основной программы художественно-педагогического воздействия, если он,мак-симально нацелен на реализацию идеи специфическими выразительными художественными средствами через активную позицию самих участников, зрителей и слушателей.
Опыт показывает, что наиболее плодотворным был процесс, при котором аудитория получила планируемую идею не в качестве готового вывода, а приходила к нему в результате самостоятельной деятельности, направленной на осмысление преподносимого режиссером-постановщиком материала: фактов, документов, событий, проблем и т.п. Лишь этот путь в должной мере обеспечивает возможность формирования конкретных знаний и убеждений у аудитории.
Одной из существенных технологических проблем создания сценария культурно-досуговых программ является прочтение ситуации.
Специфическая особенность учреждения культуры заключается в том, что свое влияние оно осуществляет лишь через создание художественной ситуации и ситуации повседневности. Именно в силу своей природы учреждение культуры обеспечивает оптимальные условия для эффективного воздействия художественно-выразительных средств на личность.
Словом, успешно смоделированный в художественном и педагогическом отношении сценарий программы призван наиболее эффективно программировать и прогнозировать создание и динамичное развертывание заданной ситуации в рамках конкретной программы.
Педагогическая цель, сверхзадача, мысленно предвосхищаемая авторами, есть центральное звено сценария. Именно она определяет выбор вариантов интеллектуального и эмоционального воздействия на аудиторию, для достижения определенного практического результата. Смыслом оптимального художественно-педагогического воздействия является совпадение результата с предварительно намеченной целью.
С точки зрения драматургической организации сценарного материала, этот процесс является художественным, а с точки зрения планирования воздействия на аудиторию -психолого-педагогическим.
Драматургия культурно-досуговых программ основана, как правило, на реальных, конкретных фактах. Они по своей природе многозначны и, с точки зрения художественно-психологического воздействия, обладают богатейшими возможностями.
Тщательная разработка сценической драматургии культурно-досуговых программ позволяет организовывать и направлять соответственно поставленным педагогическим це-
лям и задачам творческую активность зрителя. Стремление вызвать творческую активность аудитории всегда было доминирующей педагогической, профессиональной тенденцией в деятельности опытных режиссеров-постановщиков культурно-досуговых программ. Однако на практике недостаточно полного и адекватного воплощения самой идеи сценария как психологической программы художественно-педагогического воздействия, как способа фиксации предлагаемых ответных реакций зрительного зала.
Включение в предметную культурно-досуговую деятельность личности на основе ее потребности первоначально выступает лишь как условие, предпосылка деятельности, но как только личность начинает действовать, тотчас происходит ее трансформация и она перестает быть тем, чем она была «в себе». Сценарий культурно-досуговой программы создает предпосылки для включения личности в действие и возможность исполнителям достичь поставленной цели.
Вот почему действие — основное выразительное средство в сценарии культурно-досуговой программы. Отсюда необходимость знания его свойств и основных частей: «событие», «задача», «сцена», «определение конфликта», «действие», «средства», «результат».
В современных культурно-досуговых программах сложились, на наш взгляд, два основных варианта введения факта в ткань сценического действия: это создание художественного образа документальными средствами и создание «фактографического» образа художественными средствами, которые подчиняются целевой задаче документа.
Различные документы имеют специфические педагогические возможности. Этим можно объяснить попытки теоретиков классифицировать различные виды документального материала. Разделив документы на две группы, к первой мы отнесли письма, дневники, фотографии, пластинки, магнитофонные записи, ко второй — документы мемуарно-
художественные, воспоминания участников каких-либо событий, а также документы, факты, получившие отражение в литературе, кино, радиопередачах.
В сценарии программы такое разделение является правомерным и оправданным, поскольку в нем акцентируется единство подхода к анализу и оценке огромного документального и художественного материала, образующего в совокупности основные, изначальные источники культурно-досуговой деятельности.
Прежде чем рассмотреть факты и документы как неотъемлемую составную часть многообразной культурно-досуговой деятельности, следует остановиться на сущности самих понятий факта и документа.
Под фактом (от латинского «сделанное») понимается невымышленное происшествие, событие, явление. Факт -это не то, что бывало, бывает, а то, что было в определенном случае, что произошло сегодня, вчера, там-то. Факт -ячейка действительности в ее движущемся развитии. У него есть объем, начало, развитие, завершение, некая фабула, по меткому выражению А.М.Горького.
Факт отличается динамичной природой, отражает событие в момент деятельности человека, коллектива, общества. Наконец, поскольку факт -это событие, он может и должен быть закреплен в документе.
Документ — это фиксация, закрепление реальности в слове, рисунке, фотографии и т.д.
Факты и документы не могут быть осмыслены вне мировоззренческой позиции автора сценария и режиссера-постановщика программы. Причина здесь лежит в особенностях видения мира каждым из них. Именно оно играет решающую роль в становлении и самом содержании творческого пути, который проходит специалист учреждения культуры как художник. Именно поэтому любой факт, появившийся в сценарии, несет в себе авторское понимание
его социального смысла, отражает позицию автора как гражданина и художника.
Создание сценария с документами и фактами искусства помогает осуществить их анализ и синтез, выявить возможный конфликт между ними. Сценарист с помощью монтажа способен четко воплотить сюжет, выразить авторскую позицию, добиться наибольшей художественной выразительности материала. С помощью монтажа как драматургического метода организации материала сценарист имеет возможность направить зрительское восприятие, добиться ритмического построения всей программы, изменить само сценическое время.
Работа над сценарием культурно-досуговой программы любого типа: информационно-пропагандистской, художественно-публицистической, культурно-развлекательной и т.д., по существу, отражает основные закономерности деятельности сценариста.
Следовательно, сценарий — литературно-режиссерская, педагогически осмысленная разработка, которая воплощается с учетом социально-культурной специфики культурно-досуговой программы. К отличительным чертам драматургии культурно-досуговых программ относятся:
— документальная основа, предполагающая реализацию во всех формах культурно-досуговой деятельности документального материла, привлечение реальных действующих лиц;
— оптимальное соотношение художественного и документального материала в различных формах культурно-досуговой деятельности;
— аналитический отбор событий, оценка фактов, выявляющих четкую авторскую позицию сценариста;
— активный характер драматургии, определяющий соответствующую организацию материала в соответствии с основными законами аристотелевской драмы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация
и развязка) и гармонического единства содержания и
В освоении драматургических навыков написания сценариев специалистами учреждений культуры ведущая роль принадлежит овладению творческим контактом. Задача сценариста заключается в том, чтобы создать оригинальную культурно-досуговую программу путем соединения различных выразительных средств в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru