Технология разработки сценариев и программ досуговых мероприятий

Досуговое мероприятие – это специально организованное мероприятие, направленное на удовлетворение разнообразных потребностей личности, реализуемое вне иных видов деятельности (в свободное время).

Досуговые мероприятие применяются в образовательном процессе в качестве воспитательного и развивающего средства. Они позволяют ребенку раскрыть свой потенциал, заняться интересным делом, проявить свои умения в конкретной области деятельности и реализовать свои потребности, которые не были реализованы в ходе учебной деятельности.

Досуговая деятельность и ее организация является важным условием полноценного развития личности, способом формирования характера ребенка и раскрытия его творческого потенциала.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Составление досуговой программы имеет свои особенности. Оно отличается от проектирования образовательной программы. Это обусловлено самой спецификой досуговой деятельности и ее отличиями от образовательной программы.

Азбука разработки сценариев массовых и досуговых мероприятий

Досуговая деятельность реализуется во внеурочное время и, как правило, в форме внеклассных мероприятий. Досуговые программы отличаются от образовательных следующими параметрами:

  1. Содержание программы составляется, исходя из потребностей и интересов детей конкретной возрастной группы и воспитательных задач, которые она должна решить.
  2. Получение знаний и навыков детьми при освоении программы реализуется, посредством их самостоятельной деятельности и выполнения работы совместно со взрослыми.
  3. В досуговой деятельности могут принимать участие не только педагоги и учащиеся, но и их родители и иные заинтересованные лица.
  4. При реализации досуговой деятельности учащимся дается большой спектр ролей, которые они исполняют т.е. роль учащегося уходит на второй план и осваиваются роли организатора деятельности, художника, исследователя, изобретателя, аналитика и др. Каждый ребенок становится творцом каких-то продуктов.
  5. Досуговые программы включают в свой состав разнообразные виды деятельности: праздники, игры, театральное творчество, конкурсы, экспериментальную деятельность, наблюдения, различные зрелища и др.

«Разработка досугового мероприятия»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Основы формирования досуговой программы для учащихся

Подготовка досуговой программы реализуется поэтапно. Каждый этап является разделом содержания досуговой деятельности и отражением ее сущности.

Составление досуговой программы реализуется в течение следующих этапов:

  1. Обоснование выбора данной программы. Здесь, отражается актуальность реализации данной программы т.е. конкретной досуговой деятельности и ее целевого назначения в данный временной период и в конкретной возрастной группе. На этом этапе осуществляется разработка следующих разделов программы:
  2. Определение количества участников досуговой деятельности, их ролей и обязанностей в ней;
  3. Определение темы деятельности;
  4. Определение целевого назначения досуговой деятельности и постановка ее задач;
  5. Определение аудитории, которую затронет данная программа;
  6. Определение формы реализации досуговой деятельности, времени и места ее реализации, оптимальных условий проведения.
  7. Разработка сценария досуговой программы. Сценарий программы включает в себя организационные моменты ее реализации и последовательность действий ее участников. При этом, сценарий не всегда может охватывать всю досуговую деятельность и быть полноценно реализован. Он является отражением структуры деятельности и порядка ее проведения. По ходу реализации деятельности, в зависимости от ее вида, могут быть внесены коррективы ее участниками. Таким образом, сценарий досуговой программы включает в себя определение ее композиционной структуры. Она состоит из следующих компонентов:
  8. Экспозиция – это завязка досуговой деятельности. Она является отражением правил будущей деятельности, ее основ т.е. это знакомство наблюдателей с представлением – пояснение того, что им предстоит наблюдать;
  9. Завязка – развитие досугового действия т.е. то, с чего все начинается;
  10. Кульминация – это пик напряжения досуговой деятельности, который помогает в раскрытии сути представления и является шагом к развязке;
  11. Развязка – завершение досугового действия т.е. то, чем заканчивается деятельность – решается проблемная ситуация, завершается театральная постановка или мероприятие и т.д.;
  12. Финал – эмоционально-смысловое завершение досуговой деятельности. В финале подводится итог реализации деятельности т.е., по сути, он выступает эпилогом досугового действия, в котором оно оценивается и анализируется.

Данные компоненты характерны для сценариев всех видов досуговой деятельности. Единственное, конфликтный аспект может отсутствовать. К примеру, он не актуален для игр, конкурсов, концертов.

Как ОФОРМИТЬ СЦЕНАРИЙ мероприятия [шаблон & пример]

Составление проекта досугового мероприятия

Проект досугового мероприятия начинается с определения целей его проведения. Вообще, любое досуговое мероприятия направлено на общее культурное, духовно-нравственное и эстетическое развитие ребенка. При этом, досуговая деятельность ориентируется на реализацию творческого потенциала каждого отдельного ребенка и предоставление ему возможностей для раскрытия в том виде деятельности, который ему интересен, к которому у него имеются склонности.

Содержание досугового мероприятия реализуется в опоре на принципы индивидуализации обучения и знание возрастных особенностей развития детей, специфики интересов и потребностей в конкретный возрастной период развития.

Источник: spravochnick.ru

Тема 2.3. Технология разработки сценариев и программ досуговых мероприятий

Основные этапы работы над сценарием. Идея сценария. Сюжет и фабула в сценарии. Сценарный, сюжетный ход. Композиционное построение сценария: экспозиция, завязка, основное действие, кульминация, развязка, финал. Конфликт в сценарии.

Нарастание действия по эмоциональному накалу от пролога к кульминации и финалу. Этапы работы над сценарием досугового мероприятия. Планирование и анализ КТД. Сравнительный анализ учреждений культурно-досуговой деятельности г. Тольятти по проблеме: «Специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ».

Тема 2.4. Методика бизнес-планирования, основы взаимодействия с социальными партнерами при организации досуговых мероприятий

Основы взаимодействия с социальными партнёрами при организации досуговых мероприятий. Хозяйственный механизм, поступление и использование педагогами дополнительного образования внебюджетных средств социальных партнёров: организаций, предприятий, учреждений. Работа с родителями обучающихся. Бизнес-план досугового мероприятия. Особенности методики бизнес-планирования.

Основные блоки бизнес-плана. Схема взаимодействия с социальными партнёрами при организации досугового мероприятия. Договор о сотрудничестве с социальными партнёрами. Требования к его оформлению. Проведение маркетингового исследования и анализ рынка досуговых мероприятий для детей.

Тема 2.5. Виды документации, требования к ее оформлению

Нормативно-правовая база организации досуговых мероприятий. Основные документы планирования: программа, планы-конспекты. Журнал учета Моделирование благотворительной акции. Положение о соревнованиях: итоговые протоколы, заявки на участие, критерии оценок. Программное обеспечение спортивных секций

Читайте также:
Из чего состоит интерфейс программы excel

Задания для самостоятельной работы.

1. Написание фрагмента игровой программы для ведущего – аниматора.

2. Составление «Положения о проведении олимпиады (соревнования, конкурса)» (по выбору обучающихся).

3. Написание программы праздничного концерта.

4. Написание сценария досугового мероприятия (по выбору студента).

5. Написание рефератов по темам: «Сценарий и сюжет праздника», «Особенности ритуалов», «Основные формы организации воспитательной работы со старшеклассникам», «Технология организации досуговых мероприятий в образовательных учреждениях спортивно-технической направленности», «Особенности взаимодействия учреждения дополнительного образования с социальными партнёрами»

6. Изучение периодической печати и интернет-источников по проблеме: «Педагогические и гигиенические требования к организации различных мероприятий

Литература:

Основные источники

1. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика [Текст]: учебное пособие / И.Ю. Исаева. 2013 г.

2. Никонова М.А. Краеведение [Текст]: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведе- ний / М.А.Никонова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 192 с.

3. Сапожникова, Е.Н. Страноведение: Теория и методика туристского изучения стран: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Е.Н. Сапожникова. -М.: ИЦ «Академия», 2011.- 240с.

Дополнительные источники

1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов. [Текст] / Г.А. Аванесова// — Аспект Пресс, 2014. – 236 с.

2. Брагуца, А.В. Организация воспитательного процесса младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / А.В.Брагуца // Начальная школа плюс до и после. – 2009. — №10, С. 76-79.

3. Галахов, Б.В. Психологическое сопровождение внеурочной деятельности [Текст] / Б.В.Галахов // Методист. – 2009. -№1, С.56-59.

4. Игровые технология в профессиональном образовании: метод. рекомендации [Текст] / авт.-сост. Л.Н. Вавилова, В.М. Кузина; под общ. ред. Т.С.

Паниной – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2013.

5. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика. Учебное пособие [Текст] /И.Ю.Исаева// — Москва: Флинта, 2014.- 200 с.

6. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие[Текст] / А.Д.Жарков// Изд. 2-е, перераб., 2013 г. — 288 с.

1. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств[Текст] / А.Д. Жарков// М.: Издательский Дом МГУКИ, 2013. — 480 с.

2. Зацепина М. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников: Учебно-методическое пособие[Текст] /М.Зацепина// 2014. -144 с.

Интернет – ресурсы:

1. Ассоциация московских вузов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.referat.ru/

2. Всероссийский интернет-педсовет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.org.

3. Департамент образования и науки Кемеровской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.kem.ru/

4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window.

5. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/

6. Начальная школа детям, родителям, учителям [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nachalka.com/

7. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/default.asp.

8. Российское образование. Федеральный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/

9. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/

10. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/

11. Электронная библиотека образовательных и просветительских изданий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iqlib.ru/.

12. Электронная гуманитарная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumfak.ru.

Организация поликультурного образования в системе дополнительного образовании детей

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Поликультурное образование как явление в современной педагогике и как исторический феномен в образовательной практике разных стран.

2. Раскройте взаимосвязи между культурным многообразием и воспитанием

3. Влияние процессов глобализации на культурно-многообразное воспитание.

4. Сущность поликультурного образования.

5. Содержание поликультурного образования.

6. Предмет, объект, функции поликультурного образования.

7. Цели и принципы поликультурного образования.

8. Содержание, формы и методы мультикультурного воспитания в поликультурной и полиэтнической среде.

10. Роль этнопедагогики в поликультурном воспитании.

11. Идейные различия педагогических концепций ассимиляции, кросскультурализма и мультикультурализма.

12. Общее и особенное в поликультурном и интернациональном воспитании.

13. Охарактеризуйте особенности курса на поликультурное воспитание в странах СНГ.

14. Государственная политика в области воспитания в поликультурной среде в Прибалтике и Восточной Европе.

15. Законодательные основы политики РФ в области воспитания в поликультурном обществе.

16. Личностно-ориентированный подход в поликультурном образовании.

17. Принцип культуросообразности в поликультурном образовании.

18. Модернизация учебных программ в духе поликультурализма.

19. Реализация методов и форм воспитания при выполнении задач поликультурного образования.

20. Особенности мультикультурного предшкольного воспитания.

21. Учебные заведения в поликультурном образовательном пространстве.

22. Модель мультикультурного педагога.

23. Проблемы воспитания иммигрантов.

24. Содержание билингвального обучения.

25. Основы православной педагогики; ее актуальные принципы для современного школьного образования.

26. Специфика культурно-мировоззренческих и педагогических принципов отечественного образования и системы воспитания в имперский период (на основе трудов К.Д.Ушинского, А.А.Ухтомского, С.А.Рачинского и др.).

27. Достижения и издержки советской средней школы в свете принципов поликультурного образования.

28. Принципы и механизмы межкультурного диалога в российской образовательной практике современной России.

29. Особенности этно-культурного развития личности в контексте семейно-родственных связей.

30. Значение СМИ и интерактивных сетей связи в духовном развитии детей и подростков в современной России.

31. Активность родительской среды и общественных организаций, движений в преобразованиях образовательной сферы.

32. Специфика мировоззрения детей и подростков из этнических диаспор.

33. Трудности вхождения в детские коллективы РФ детей из зарубежных этнических диаспор.

34. Особенности формирования у детей и подростков религиозных представлений в современном российском обществе.

35. Реализация принципов поликультурного образования в ходе освоения программ дополнительного образования.

Источник: cyberpedia.su

Сценарные основы подготовки культурно-досуговой программы

Многие авторы, рассматривая сценарий как продукт творчества, стремятся определить его как «особый вид ли­тературы», «особый род публицистики», драматургическое произведение особого рода 1 и т.д. Хотя само понятие этого определения простое. Сценарий — это подробная литератур­ная разработка культурно-досуговой программы.

Многолетняя практика деятельности учреждений куль­туры показывает, что каждая, даже сугубо деловая, «офици­альная» культурно-досуговая программа начинается со сце­нария или сценарного организационного плана. Однако в специальной литературе последних лет сценарный план во­обще не рассматривается как специфический вид драматур­гии культурно-досуговой деятельности. Сам термин «сце­нарий программы» не получил до сих пор достаточно убе­дительных, четких и определенных научных критериев, развернутого обоснования. Имея некоторые общие положе-

Читайте также:
Программа корел драв как работать

1 Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство культпросветработника. -М.: Сов. Россия, 1984. -С.9-11.

ния, каждый автор акцентирует внимание на отдельных принципиальных сторонах сценария.

Справедлива мысль о том, что «клубный сценарий» имеет сходство со сценарием, подготовленным для радио и телевидения. Однако различные утверждения об этом тож­дестве часто лишены элементарной корректности, доказа­тельности.

Так, например, А.И.Чечетин пишет, что «клубный сце­нарий имеет, по единодушному признанию теоретиков, об­щие черты с драматургическими произведениями театра, кино, телевидения и радио» 1 . Это высказывание было бы правомерно, если бы автор сумел показать, что же конкрет­но заимствует клубный сценарий у драматургии театра, ки­но, телевидения, радио. Справедливо замечая, что клубный сценарий недостаточно рассматривать «как готовый резуль­тат», «продукт» деятельности «абстрактного сценариста». Сценарий — это все-таки процесс планирования педагогиче­ского, психологического, информационного, художествен­но-эстетического и т.п. воздействия на объект воспитания.

Имея в виду его социальную направленность, мы тем самым оцениваем, насколько глубоко, актуально, своевре­менно, основательно в сценарии реализован конкретный социальный заказ на культурно-досуговую программу. Также значительно ограничивает возможности проникнове­ния в сущность сценария культурно-досуговой программы, в технологию его разработки и реализации. Если учесть, что сама сущность и специфические особенности драматургии досуга подвержены разнообразным противоречивым мне­ниям, то понимание сценария как педагогической основы технологии культурно-досуговой деятельности приходит через понимание самого технологического процесса созда­ния сценария.

Сценарий представляет собой исходный каркас интел­лектуального и эмоционального воздействия культурно-досуговой программы. При этом сценаристы обязательно вводят в ткань содержания различные сценарно-сюжетные ходы, которые связывают все эпизоды в единый целостный замысел. Неотъемлемым элементом сценария должно быть его композиционное решение.

Первоосновой творческой деятельности сценариста яв­ляется замысел, в котором он программирует конечный ре­зультат. Зарождение замысла и его воплощение, т.е. весь творческий процесс создания сценария, зависит не только от личности сценариста, но и в не меньшей степени от спе­цифики и возможностей того или иного учреждения куль­туры и в каждом случае осуществляется по своей опреде­ленной технологии.

Замысел сценария является схемой будущей программы, которая включает основные блоки — эпизоды, сюжетную линию. Поиски интересного сюжета — неотъемлемая часть работы над сценарием. Интересно разработанный сюжет -важнейшее требование драматургии учреждения культуры. На практике многие организаторы игнорируют разработку сюжета, тем самым обедняя сценарий, превращая его в план выступлений участников тех или иных событий, с концерт­ными номерами.

В сюжете программы должны быть отражены характер­ные, интересные конкретной аудитории жизненные собы­тия, связанные между собой и последовательно развиваю­щиеся. «Полностью выстроить сюжет — это значит найти все события: малые и большие, главные и второстепенные, в которых раскрываются обусловленные конфликтом, ав­торской идеей связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей — истории роста и органи­зации того или иного характера, типа» 1 .

Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. — М., 1981.-С. 107.

1 Горький A.M. Беседа с молодыми // Собр. соч.: В 30 т. — М., 1953. — Т. 27. -С. 215.

Но от чего зависит эффективность воздействия самой программы, как добиться значительного улучшения, усиле­ния педагогического смысла сценария — эти вопросы вол­нуют современных практиков и теоретиков культурно-досуговой деятельности.

Именно эта идея является очень важной для использова­ния сценария культурно-досуговой программы, активно включающей аудиторию в массовое театрализованное дей­ствие, связанное с трудовыми, бытовыми и другими тради­циями.

Учитывая экономическую обстановку и политическую ситуацию в стране, специалисты учреждений культуры включают в сценарии культурно-досуговых программ во­просы, касающиеся существующих потребностей людей, их интересов, индивидуального опыта.

Основной недостаток создания сценария программы связан с тем, что более половины специалистов учреждений культуры не владеют основами этого вида творчества. По­этому формирование профессионального мастерства сцена­риста может быть эффективным лишь в условиях система­тического и последовательного интеллектуально-эмоционального развития.

Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры заключается в том, чтобы присутствующие в жиз­ни негативные явления адекватно отражались в художест­венных образах педагогической направленности.

Деятельность по созданию сценария имеет субъектив­ную сторону (деятельность внутренне желательная, соот­ветствующая потребностям субъекта) и сторону объектив­ную (деятельность общественно-целесообразная).

Отсюда главным критерием умения создавать сценарий программы является наличие совокупности оснований, вы­строенных в определенную систему, где все цели и подцели имеют свою иерархию и целостность.

Педагогическое обеспечение процесса написания сцена­рия базируется на процессе общения автора с материалом и живыми участниками, пользующегося достоверной инфор­мацией, которая позволяет: выявить уровень восприятия и оценки материала; определить отношения субъекта воздей­ствия и оценки материала; определить отношения субъекта воздействия к распространяемым идеям, имея в виду их восприятие и усвоение; как результат первого и второго, дать оценку возможностей аудитории с точки зрения при­менения понятийного аппарата, методов и средств наиболее эффективного воздействия на нее.

Формирование художественной направленности, духов­ных ценностей и интересов, выступавших в качестве моти­Wow деятельности автора сценария, осуществляется через связь с окружающей средой, укрепление позитивных чувств и настроений различных групп населения, воздействие на ценностные ориентации которых проявляются в различных видах заданной сценаристом деятельности; формирование общественного мнения, правильных оценок по актуальным проблемам общественной жизни.

Отсюда технология культурно-досуговой деятельности, несущая целостное представление о сущностных связях и закономерностях развития деятельности учреждения куль­туры, воплощается в сценарии программы, проявляется на принципах построения, формах и способах творческой дея­тельности.

с подвижными и недвижимыми возможностями, обеспечи­вающими их взаимодействие.

^-Создание в сценарии ситуации постоянной заряженно-сти аудитории на активную деятельность — обязательное ус­ловие осуществления педагогических целей и задач куль-турно-досуговых программ сценарно-художественными средствами. В число сценарно-художественных средств, на­правленных на возникновение и эффективную реализацию ситуации, входят точная постановка проблемы предлагае­мой программы, педагогически оправданное использование документального и художественного материала, взятого в соответствии с логикой взаимодействия «правды факта» и «правды жизни», умение найти нужные композиционные приемы, способности сценариста понять специфику аудито­рии и добиться того, чтобы у сценария был точный адрес интеллектуального и эмоционального воздействия.

Сценарий программы может стать основной программы художественно-педагогического воздействия, если он,мак-симально нацелен на реализацию идеи специфическими вы­разительными художественными средствами через актив­ную позицию самих участников, зрителей и слушателей.

Читайте также:
Объект программы хранящий список бухгалтерских счетов организации

Опыт показывает, что наиболее плодотворным был про­цесс, при котором аудитория получила планируемую идею не в качестве готового вывода, а приходила к нему в резуль­тате самостоятельной деятельности, направленной на ос­мысление преподносимого режиссером-постановщиком ма­териала: фактов, документов, событий, проблем и т.п. Лишь этот путь в должной мере обеспечивает возможность фор­мирования конкретных знаний и убеждений у аудитории.

Одной из существенных технологических проблем соз­дания сценария культурно-досуговых программ является прочтение ситуации.

Специфическая особенность учреждения культуры за­ключается в том, что свое влияние оно осуществляет лишь через создание художественной ситуации и ситуации по­вседневности. Именно в силу своей природы учреждение культуры обеспечивает оптимальные условия для эффек­тивного воздействия художественно-выразительных средств на личность.

Словом, успешно смоделированный в художественном и педагогическом отношении сценарий программы призван наиболее эффективно программировать и прогнозировать создание и динамичное развертывание заданной ситуации в рамках конкретной программы.

Педагогическая цель, сверхзадача, мысленно предвос­хищаемая авторами, есть центральное звено сценария. Именно она определяет выбор вариантов интеллектуально­го и эмоционального воздействия на аудиторию, для дости­жения определенного практического результата. Смыслом оптимального художественно-педагогического воздействия является совпадение результата с предварительно намечен­ной целью.

С точки зрения драматургической организации сценар­ного материала, этот процесс является художественным, а с точки зрения планирования воздействия на аудиторию -психолого-педагогическим.

Драматургия культурно-досуговых программ основана, как правило, на реальных, конкретных фактах. Они по своей природе многозначны и, с точки зрения художественно-психологического воздействия, обладают богатейшими возможностями.

Тщательная разработка сценической драматургии куль­турно-досуговых программ позволяет организовывать и на­правлять соответственно поставленным педагогическим це-

лям и задачам творческую активность зрителя. Стремление вызвать творческую активность аудитории всегда было до­минирующей педагогической, профессиональной тенденци­ей в деятельности опытных режиссеров-постановщиков культурно-досуговых программ. Однако на практике недос­таточно полного и адекватного воплощения самой идеи сценария как психологической программы художественно-педагогического воздействия, как способа фиксации пред­лагаемых ответных реакций зрительного зала.

Включение в предметную культурно-досуговую дея­тельность личности на основе ее потребности первоначаль­но выступает лишь как условие, предпосылка деятельности, но как только личность начинает действовать, тотчас про­исходит ее трансформация и она перестает быть тем, чем она была «в себе». Сценарий культурно-досуговой про­граммы создает предпосылки для включения личности в действие и возможность исполнителям достичь поставлен­ной цели.

Вот почему действие — основное выразительное средст­во в сценарии культурно-досуговой программы. Отсюда не­обходимость знания его свойств и основных частей: «собы­тие», «задача», «сцена», «определение конфликта», «дейст­вие», «средства», «результат».

В современных культурно-досуговых программах сло­жились, на наш взгляд, два основных варианта введения факта в ткань сценического действия: это создание художе­ственного образа документальными средствами и создание «фактографического» образа художественными средствами, которые подчиняются целевой задаче документа.

Различные документы имеют специфические педагоги­ческие возможности. Этим можно объяснить попытки тео­ретиков классифицировать различные виды документально­го материала. Разделив документы на две группы, к первой мы отнесли письма, дневники, фотографии, пластинки, маг­нитофонные записи, ко второй — документы мемуарно-

художественные, воспоминания участников каких-либо со­бытий, а также документы, факты, получившие отражение в литературе, кино, радиопередачах.

В сценарии программы такое разделение является пра­вомерным и оправданным, поскольку в нем акцентируется единство подхода к анализу и оценке огромного докумен­тального и художественного материала, образующего в со­вокупности основные, изначальные источники культурно-досуговой деятельности.

Прежде чем рассмотреть факты и документы как неотъ­емлемую составную часть многообразной культурно-досуговой деятельности, следует остановиться на сущности самих понятий факта и документа.

Под фактом (от латинского «сделанное») понимается невымышленное происшествие, событие, явление. Факт -это не то, что бывало, бывает, а то, что было в определен­ном случае, что произошло сегодня, вчера, там-то. Факт -ячейка действительности в ее движущемся развитии. У него есть объем, начало, развитие, завершение, некая фабула, по меткому выражению А.М.Горького.

Факт отличается дина­мичной природой, отражает событие в момент деятельности человека, коллектива, общества. Наконец, поскольку факт -это событие, он может и должен быть закреплен в докумен­те.

Документ — это фиксация, закрепление реальности в слове, рисунке, фотографии и т.д.

Факты и документы не могут быть осмыслены вне ми­ровоззренческой позиции автора сценария и режиссера-постановщика программы. Причина здесь лежит в особен­ностях видения мира каждым из них. Именно оно играет решающую роль в становлении и самом содержании твор­ческого пути, который проходит специалист учреждения культуры как художник. Именно поэтому любой факт, поя­вившийся в сценарии, несет в себе авторское понимание

его социального смысла, отражает позицию автора как гра­жданина и художника.

Создание сценария с документами и фактами искусства помогает осуществить их анализ и синтез, выявить возмож­ный конфликт между ними. Сценарист с помощью монтажа способен четко воплотить сюжет, выразить авторскую по­зицию, добиться наибольшей художественной выразитель­ности материала. С помощью монтажа как драматургиче­ского метода организации материала сценарист имеет воз­можность направить зрительское восприятие, добиться ритмического построения всей программы, изменить само сценическое время.

Работа над сценарием культурно-досуговой программы любого типа: информационно-пропагандистской, художест­венно-публицистической, культурно-развлекательной и т.д., по существу, отражает основные закономерности деятель­ности сценариста.

Следовательно, сценарий — литературно-режиссерская, педагогически осмысленная разработка, которая воплоща­ется с учетом социально-культурной специфики культурно-досуговой программы. К отличительным чертам драматур­гии культурно-досуговых программ относятся:

— документальная основа, предполагающая реализа­цию во всех формах культурно-досуговой деятельности документального материла, привлечение реальных действующих лиц;

— оптимальное соотношение художественного и доку­ментального материала в различных формах культур­но-досуговой деятельности;

— аналитический отбор событий, оценка фактов, выяв­ляющих четкую авторскую позицию сценариста;

— активный характер драматургии, определяющий со­ответствующую организацию материала в соответст­вии с основными законами аристотелевской драмы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация

и развязка) и гармонического единства содержания и

В освоении драматургических навыков написания сце­нариев специалистами учреждений культуры ведущая роль принадлежит овладению творческим контактом. Задача сценариста заключается в том, чтобы создать оригинальную культурно-досуговую программу путем соединения различ­ных выразительных средств в единую логическую компози­цию, подчиненную общему замыслу, теме, идее.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru