В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые они собираются совершить, определение тех черт и качеств, которые он стремиться выработать у себя. Если подобная «маленькая программа» формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий.
Вот почему, когда у человека появляется потребность в тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки. А.И. Кочетов подчеркивал: «Работа над собой требует от человека точных и ясных целей, твердой организации всей своей жизни, постоянного волевого усилия и умения пользоваться методами самовоспитания. Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели в (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент».
Технология разработки программы воспитания в условиях ДОД: концепция и структура, диагностика резуль
Вот это, естественно, требует тщательного обдумывания, поиска аргументов для доказательства важности выдвигаемой цели, взвешивание всех «за» и «против», пока окончательно она не будет поставлена и мысленно сформулирована. Эту цель полезно в течение нескольких дней проговаривать вслух или про себя, пока она не закрепиться твердо в сознании.
Одновременно с этим нужно составить детальную программу самовоспитания и определить то, что конкретно необходимо достичь. Начинать, конечно, лучше с более простых программ, например: изжить употребление бранных слов; не следовать бездумно тому, что делаешь, не осмыслив последствий предстоящих действий; преодолеть дурную привычку перебивать в разговоре собеседника; всегда держать свое слово и т. д. По мере приобретения опыта программы самовоспитания, естественно, должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными. Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л.Н. Толстой: «Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени».
Занимаясь самовоспитанием своего характера, К.Д. Ушинский разработал для себя специальные правила, которые выступали в качестве программы его саморазвития:
Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
Прямота в словах и поступках.
Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что получиться.
Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.
Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
Ни разу не хвастать не тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
10. Никому не показывать этого журнала. [7, 75]
Разрабатываемые личностью программы и правила самовоспитания имеют большое значение. По терминологии П.К. Анохина, они выполняют функцию «акцептора действия» (от лат. acceptor — принимающий), или механизма сличения и контроля за выполнением этой программы и правил, и тем самым стимулируют усилия человека в работе над собой. Чем детальнее разработаны программа самовоспитания, правила поведения, тем эффективнее будет проходить работа над собой.
Технология разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в современных усл
Намечая программу самовоспитания, необходимо также определить ее методы. Важнейшими из них являются: а) самоубеждение; б) самообязательство; в) самокритика; г) мысленный перенос себя в положение другого человека; д) самопринуждение; е) самоприказ; ж) самонаказание.
Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том, что ученик, выяснив свои недостатки, например, неумение, держать свое слово, убеждает себя в необходимости изжития этого недостатка, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становиться тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, то есть несколько раз проговаривать: «Нехорошо дать слово и не держать его», «Надо постараться всегда держать слово» и г. д.
О важной роли проговаривания намеченной программы саморазвития писал С.Я. Долецкий: «Я считаю, что в основе процесса самовоспитания лежит необходимость самооценки. Надо ясно поставить собственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагноз. Надо составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него заглядывать.
И обязательно надо говорить о своих недостатках. Да, да, именно говорить! Давайте откровенно: ведь мы нередко осуждаем себя за какой-нибудь поступок, но осуждаем мысленно. И мысленно довольно быстро и легко находим ему оправдание и прощаем себя. Высказанное вслух признание простить себе труднее».
Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремиться воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как он будет вести себя или каких действий не будет делать. Например, ученик, который решил покончить со сквернословием, внушает себе, проговаривая вслух: «Я никогда не употреблю плохих слов», » Я не допускаю сквернословия», «Скверные слова позорят того, кто их употребляет» и т. д. Такое самовнушение нужно осуществлять до того времени, пока не будет преодолен этот недостаток. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.
Самообязательство. Этот метод по свой сущности близок к методу самоубеждения. Он предполагает, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, например, аккуратное выполнение домашних заданий по математике и языкам, берет на себя обязательства не проявлять поспешности, хорошо обдумывать порядок выполнения заданных учителем упражнений, чтобы не допускать ошибок и поправок. Это самообязательство нужно неоднократно проговорить, чтобы оно закрепилось в сознании. В таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели, и способствовать формированию соответствующей привычки.
Метод самокритики. Сущность его в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилил к его быстрейшему преодолению. Например, школьник, обративший внимание на свою небрежность в отношении к ученикам и тетрадям, а также к своему внешнему виду, начинает упрекать себя: «Какой я небрежный! Надо мной смеются в классе. Небрежность — это же примета бескультурья» и т. д. Естественно подобную самокритику нужно практиковать до того времени, нока не будет достигнута поставленная цель.
Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод особенно хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремление к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии.
В процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Когда, например, ученик ловит себя на мысли, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживают их чувствам в подобном положении, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки. Вряд ли найдется школьник, которого не шокировала бы грубость и нечестность Собакевича из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и не возбудила бы сочувственного и душевного отношения к людям.
Самопринуждение или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила поведения, например, вставать утром ровно в семь часов, не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила.
Проснувшись в указанное время, учащемуся следует заставить себя сразу встать с постели, проговаривая вслух или про себя: «Немедленно вставай! Хватит лежать. Уже семь часов». Этот метод нужно применять и во многих других случаях, когда ученик чувствует у себя недостаток волевых усилий.
Метод самонаказания. Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к самому себе и применить то или иное наказание.
Например, восьмиклассник, поставивший перед собой цель изжить плохие оценки, начал хорошо готовиться к занятиям. Но однажды, договорившись со своим другом пойти в кино, не подготовился к занятиям и на второй день получил двойку. В порядке самонаказания он лишил себя возможности в следующий раз пойти в кино. В этом смысле исторический интерес представлял такой факт.
Томас Мор, будучи канцлером, то есть премьер-министром Англии, имел в своем, кабинете специальную плеть, которой он «наказывал» себя, когда допускал неверные действия. Пример этот, разумеется, приводится не для копирования. Он имеет значение в том смысле, что когда человек занимается самовоспитанием, нельзя обходиться без контроля и определенных санкций в случае отступления от установленных для себя правил и требований.
Таким образом, если представить процесс самовоспитания в целом, то в его структуре можно выделить следующие компоненты:
критический анализ и самооценку своих недостатков, и постановку конкретной цели самовоспитания;
разработку программы самовоспитания;
определение его методов;
аутотренинг, то есть непосредственную работу личности над собой; самоконтроль. [6, 32]
Источник: vuzlit.com
Технология организации самовоспитания
Педагогическое руководство по организации
самовоспитания обучающихся
Основные направления при организации
самовоспитания:
— формирование в детском коллективе мнения о
необходимости и пользе самовоспитания;
— оказание помощи воспитанникам в уяснении
сущности самовоспитания, его методов и путей
осуществления;
— практическая помощь воспитанникам в разработке
программ самовоспитания и их реализации.
3.
Трудности при самовоспитании
— Слабое владение навыками самопознания и
самооценки;
Неумение
определить
цели
и
задачи
самовоспитательной и самообразовательной работы;
— Нерациональное планирование работы над собой.
4.
План работы над собой
1 этап
Мой нравственный идеал (определить общественную
цель и смысл своей жизни)
2 этап
Какой я есть (познай самого себя)
3 этап
Каким я должен стать (определить программу
самовоспитания)
4 этап
Режим (создать свой образ жизни)
5 этап
Тренировки, упражнения (тренируй себя, вырабатывай
необходимые качества, знания, умения и навыки)
6 этап
Самоконтроль (оцени результаты работы над собой,
поставь новые задачи самовопитания)
5.
План работы над собой по Кочетову А.И.
1-й этап. Мой нравственный идеал
Определите цель и смысл своей жизни.
1. Девиз жизни.
2. Конечная цель моих стремлений и деятельности.
3. Что люблю в людях и что ненавижу.
4. Духовные ценности человека.
6.
План работы над собой по Кочетову А.И.
2-й этап. Какой я есть
Познай самого себя.
1. Мои достоинства.
2. Мои недостатки.
3. Мои интересы и увлечения.
4. Цель моей жизни.
5. Отношение к учебе.
6. Отношение к труду.
7. Отношение к людям.
Объективная самооценка
7.
План работы над собой по Кочетову А.И.
3-й этап. Каким я должен стать
Постановка
целей,
определение
программы
самовоспитания.
1. Требования ко мне родителей и учителей.
2. Требования ко мне товарищей, коллектива.
3. Требования к себе с позиции идеала и объективной
самооценки.
Программа самовоспитания.
8.
План работы над собой по Кочетову А.И.
4-й этап. Режим
Создайте свой образ жизни, пробуйте воспитывать
себя.
1. Распорядок дня.
2. Бережное отношение ко времени.
3. Гигиена труда и отдыха.
4. Правила жизни.
9.
План работы над собой по Кочетову А.И.
5-й этап. Тренировки, упражнения
Тренируйте себя, вырабатывай необходимые качества,
знания, умения и навыки.
1. Самообязательства.
2. Задания самому себе на день, неделю, месяц.
3. Самоубеждение.
4. Самопринуждение.
5. Самообладание.
6. Самоприказ.
10.
План работы над собой по Кочетову А.И.
6-й этап. Самоконтроль
Оцени результаты работы над собой, поставь новые
задачи самовоспитания.
1. Самоанализ и самооценка работы над собой.
2. Самопоощрение или самонаказание.
11.
Заключение
Самовоспитание – педагогически управляемый
процесс.
Психологическая и практическая подготовка к работе
над собой составляет одну из важнейших задач
воспитания, и, если показать учащимся необходимость
самовоспитания и помочь им в его организации, то
процесс формирования личности будет протекать
более эффективно.
Источник: ppt-online.org
Программа самовоспитания.
Для руководства самовоспитанием необходимо представлять структуру компонентов этого процесса, мотивы, которые побуждают подростка работать над собой, важно помочь найти такую деятельность, в которой воспитанник занимал бы активную позицию, что выявляло бы недостаток каких-либо важных качеств и, тем самым, побуждало бы к работе над собой.
Классные руководители, работающие в школе много лет имеют свои программы по руководству процессом самовоспитания и ставят перед собой следующие задачи:
1. Стимулировать у учащихся интерес к собственному внутреннему миру, желание совершенствовать себя как личность.
2. Вооружить школьников системой знаний по вопросам самовоспитания.
3. Вооружить учащихся методикой самовоспитания.
Целенаправленная работа в данном плане позволила выделить следующие этапы в процессе руководства самовоспитанием:
I этап – побуждение у учащихся стремления стать лучше, развить в себе положительные качества личности, избавиться от отрицательных качеств.
II этап – оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей жизни, познание своих положительных качеств и недостатков (при условии, что у учащихся есть желание стать лучше).
III этап – оказание помощи в разработке программы самовоспитания (при условии, что поставлена цель и ученик знает, что надо воспитывать в себе и от чего избавиться).
IV этап – Вооружение учащихся методиками и примерами самовоспитания с организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых черт характера, качеств личности.
V этап – самоконтроль.
Нравственное воспитание и формирование нравственного опыта невозможно без глубокого понимания норм морали, без формирования правильных представлений о моральных качествах. Учащиеся должны уметь не только определять, что хорошо, а что плохо, но и оценивать свое поведение, свой характер, свои силы и способности, свои недостатки и достоинства. Для этого в течении работы с детьми использовались такие воспитательные беседы:
1. Что в человеке главное?
2. Что мы знаем о себе?
3. Кто добивается цели?
4. Сотвори себя сам.
5. Как создавать характер?
6. О привычках полезных и вредных.
7. Как преодолеть свои недостатки?
8. Мои недостатки – мои враги, мои достоинства – мои друзья.
9. Каковы преимущества дисциплинированного человека?
10. Что такое самовоспитание?
11. Можно ли изменить свой характер?
12. О силе воли, настойчивости и упрямстве.
13. Как создавать характер?
14. Принципиальность и равнодушие.
15. О самовоспитании трудолюбия и борьбе с ленью.
Огромную духовную активность вызывают диспуты. Они затрагивают эмоции подростков и способствуют выявлению их готовности к самовоспитанию. В ходе обсуждений, споров формируются моральные оценки, что способствует утверждению навыков самоконтроля.
1. Можем ли мы совершать большие и нужные дела?
2. Подвиг – мгновение или жизнь?
3. В чем красота человека?
4. Кто оставляет добрый след в жизни?
5. Всякое ли дело может быть интересным?
6. Нужны ли современному человеку скромность и обходительность?
7. Как стать интересным человеком?
8. Какого человека можно назвать красивым?
10. Имеет ли человек право жить с недостатками?
11. В человеке все должно быть прекрасно.
Некоторые классные руководители используют в работе вопросник для устных или письменных обсуждений. По ответам на вопросы учитель может сделать вывод о нравственных представлениях у школьников.
Вопросы могут быть такого характера:
1. Иногда, характеризуя человека, говорят: “хороший человек”, “плохой человек”. Назовите качества, свойственные, по вашему мнению, хорошему человеку, плохому человеку.
2. Согласны ли вы с мнением, что каждый человек может быть хорошим?
3. Довольны ли вы собой или считаете необходимым освободиться от каких-то недостатков, назовите от каких?
4. Каким вы хотели бы видеть себя через 5 – 10 лет?
5. Кто является для вас образцом жизни и поведения?
6. Стремитесь ли вы уже сейчас воспитывать желаемые качества и как это делаете?
Одним из средств является составление планов работы над собой и программ, которые дают возможность конкретно планировать организацию процесса самовоспитания.
Самостоятельное планирование работы над собой – процесс трудный, требующий определенных навыков, поэтому необходимо целенаправленное педагогическое руководство.
Классный руководитель должен помочь детям решить, каких результатов необходимо добиться, какие недостатки исправить. Когда осознана необходимость самовоспитания, определены ее цели, задачи и составлена программа работы над собой, необходима организация упражнений для развития определенных качеств личности.
Работа над собой идет успешно, если учащиеся овладевают специальными приемами самовоспитания.
Процесс самовоспитания протекает индивидуально. Однако, коллектив при этом играет весьма важную роль. Так как в коллективе ученик находит образцы для подражания, познает себя, в коллективе его оценивают. Помощь коллектива выражается в том, что учащиеся принимают коллективные обязательства, не выполнить которые гораздо труднее, чем обязательства, взятые индивидуально.
Учитель должен объяснить детям, что никакие благие намерения, клятвы и хорошие планы самовоспитания не дадут результата, если человек не будет воспитывать себя в деятельности, в процессе продолжения трудностей. Поэтому при организации самовоспитания центральное место должно занимать развитие способностей у учащихся к волевому усилию, напряжению, чтобы всякое разумное решение переходило в действие. Отсутствие необходимых волевых качеств мешает претворению в жизнь самых лучших планов.
Итак, самовоспитание – педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. Основные этапы возникновения и развития самовоспитания.
Во–первых это осознание учениками своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания. На этом этапе классный руководитель помогает учащимся осознать свои положительные и отрицательные качества, понять нетерпимость своих недостатков.
Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой школьник хочет добиться успеха.
В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судит ученик о себе, верные ли цели он ставит и нужные ли приемы выбирает.
В-четвертых, организация самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.
В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда ученик хочет и умеет работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.
Таким образом, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.
Список литературы:
1. 1. Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. — СПб., 1911.
2. 2. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. — М.: Издательство «Институт психологии», 1996.
3. 3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.
4. 4. Покрасс М.Л. П48. Залог возможности существования. Четвертая категория существования. — Самара: Издательский дом «Бахрах», 1997.
5. 5. Покрасс М.Л. П48. Терапия поведением. Методика для активного психотерапевта и для всех ищущих выхода. — Самара: Издательский дом «Бахрах», 1997.
6. 6. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. — СПб.: Алетейя, 2000.
7. 7. Толстых А.В. Возрасты жизни. — М., 1988.
8. 8. Торндайк Э. и др. Психология обучения взрослых. — М.-Л., 1931.
9. 9. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: «Прогресс», 1990.
10. 10. Червоненко А. Беседы с Учителем. — М.: «Прометей», 1992.
11. 11. Эббингауз Г. Основы психологии. — СПб., 1912.
12. 12. Из книги Ориса (Цвелев С.В.). В интернете адрес web-страницы:
13. Дэйл Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей”, Ленинград, 1992
14. Кочетов А.И.“Как заниматься самовоспитанием”, Мн., Выш. шк.,1986
15. Кочетов А.И. “Воспитай себя”, Мн., Нар. асвета, 1982
16. Кочетов А.И. “Организация самовоспитания школьников”, Мн., Нар. асвета, 1990
17. Кочетов А.И. “Личность воспитывает себя”, М., Политиздат, 1983
18. 18. Орлов Ю.М.“Самопознание и самовоспитание”,М.,Просвещение,1987
19. 19. Зегет В. Элементарная логика. М., 1985
20. 20. Свинцов В.И. Логика. М., 1987
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru