Цель данного курсового проекта всестороннее изучить целевую ориентацию управленческих решений и на примере конкретной коммерческой организации рассмотреть применение метода дерева целей.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
Изучить технологии процесса разработки и реализации управленческих решений.
Проанализировать деятельность коммерческой организации и выявить существующие проблемы.
Применить программно-целевой метод принятия управленческих решений и дать его оценку.
Работа состоит из 1 файл
Данная работа исследует тему целевой ориентации управленческих решений.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что любое начинание должно иметь какую-нибудь цель.
Для организации процесс выбора миссии и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация — это объединение людей, преследующих определенные цели.
Промо курса «Эффективное целеполагание и программно-целевое управление в государственном секторе»
Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.) так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации.
Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и соответственно составляет очень важную часть стратегического управления.
Постановка целей начинается с высшего менеджмента организации. Первый этап процесса планирования предполагает изложение миссии и формулировку стратегических целей компании.
Цель данного курсового проекта всестороннее изучить целевую ориентацию управленческих решений и на примере конкретной коммерческой организации рассмотреть применение метода дерева целей.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
- Изучить технологии процесса разработки и реализации управленческих решений.
- Проанализировать деятельность коммерческой организации и выявить существующие проблемы.
- Применить программно-целевой метод принятия управленческих решений и дать его оценку.
1. ТЕХНОЛОГИИ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Программно-целевой метод финансирования злравоохранения
1.1 Приоритет цели при разработке и реализации УР
Весь процесс разработки и реализации управленческих решений (УР) должен быть ориентирован на достижение запланированной цели.
Непосредственное влияние на выбор целей оказывает стратегия развития организации. Их результатом становится определение приоритетов, которых придерживается организация при выработке целей, определяющих желаемое состояние, к которому она стремится.
Приоритеты позволяют выявить основные направления деятельности организации, которые она считает наиболее важными и которые стремится реализовать в первую очередь.
Определению приоритетов предшествует обычно работа по определению перечня наиболее важных направлений деятельности организации. Сначала, как правило, формируется предварительный перечень наиболее важных направлений деятельности организации.
Решающую роль в их формировании играет высшее руководство организации. В зависимости от ситуации и внутренней организационной культуры принимать участие в формировании целей организации и, следовательно, приоритетов, могут также ее работники, деловые партнеры, специально приглашаемые специалисты-эксперты, потенциальные потребители и другие субъекты, которые могут влиять на выработку ее стратегии или которые заинтересованы в эффективной деятельности и процветании организации.
После определения предварительного перечня наиболее важных направлений деятельности организации рекомендуется проводить коллективную экспертизу, для участия в которой приглашаются лица, с одной стороны, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и опытом в области предполагаемой деятельности организации, а с другой стороны, непосредственно ее создававшие и заинтересованные в достижении ею ожидаемых результатов, в том числе, в достижении определенных экономических результатов.
Приоритетные направления деятельности организации непосредственно учитываются при разработке целей, к достижению которых организация стремится.
Ориентация на цели достигается в результате применения профессиональных управленческих технологий разработки и реализации УР. Технологии РУР — это искусство, мастерство и умение руководителя осуществлять управленческое воздействие на персонал для достижения общих и ключевых целей организации. Технологии РУР включают:
- методы и средства сбора и обработки информации;
- приемы эффективного воздействия на персонал;
- принципы, законы и закономерности организации и управления;
- системы контроля.
Основу данной технологии составляет бизнес-план, который составляется как для организации, так и для каждого ее работника. Управление компанией как вид профессиональной деятельности базируется на обоснованном применении технологий РУР.
В отличие от технократических технологий (в машиностроении, металлообработке и т.п.) технологии РУР не являются детерминированными, так как ее объектами являются человек, бригада, бюро и др. Поэтому требуется постоянная работа по совершенствованию условий применения тех или иных технологий РУР. В состав технологии РУР входят целевые технологии (ЦТ) РУР и процессорные (ПТ).
Процессорные технологии обслуживают целевые, являясь по отношению к ним инструментарием. Целевые включают инициативно-целевую, программно — целевую и регламентную технологии. ЦТ — это технология, основанная на приоритете целей над ситуациями. ЦТ ориентирует решение на достижение цели, а не на устранение возмущающих воздействий.
Основным предметом ЦТ является цель. Цель организации — это желаемый и возможный для организации, необходимый и приемлемый для общества процесс (явление). Как процесс цель отражает принятую в организации тенденцию развития, например, «Максимальное удовлетворение интересов и потребностей клиентов в туристических услугах». Как явление цель определяет конечную стадию создания какого-либо продукта, например, «Построить и ввести в эксплуатацию многоэтажный гараж на 120 легковых автомобилей к концу 2000 г.». ЦТ представляет технологию РУР по упреждению.
Цель может разделяться на более мелкие (иерархия целей), каждая цель должна формировать не менее двух задач. В свою очередь сложные задачи могут быть представлены в виде двух основных схем (см. приложение 1).
При реализации ЦТ различают солидарное и пропорциональное авторство. Солидарное авторство — это равные права руководителей и исполнителей на всю программу выполнения задания и результаты. Пропорциональное авторство — это правя на всю программу и результаты задания или части их, определяемые соотношениями затрат (материальных, интеллектуальных и др.) всех участников, принимавших участие в программе. 1
1.2 Программно-целевой метод принятия УР
Программно-целевой метод (ПЦМ) тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей и исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования.
Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.
ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
Разработка целевых комплексных программ осуществляется по этапам. На первом этапе формируется перечень важнейших проблем, из которого затем выбираются проблемы, требующие первоочередного решения. На втором этапе выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы.
В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разукрупняется на подцели. На третьем этапе разрабатываются задания и мероприятия, необходимые для успешной реализации программы.
Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому заданию разрабатываются стадии его выполнения. Четвертый этап предполагает расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы.
Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для ее реализации, формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы. Пятый этап является заключительным. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.
По содержанию целевые комплексные программы подразделяются на социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, организационно-хозяйственные и экологические. Социально-экономические программы предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни народа.
Научно-технические программы направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный эффект (экономический, социальный и экологический). Перечень научно-технических программ формируется исходя из определенных приоритетов развития экономики.
Производственно-экономические программы предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению его эффективности и развитию новых производств. Территориальные программы направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач. Экологические программы представляют собой комплекс мероприятий природоохранного и природопреобразующего характера. Организационно-хозяйственные программы направлены на совершенствование организации управления экономикой. Наряду с программами, формируемыми для решения проблем в целом по стране, в отдельных отраслях, регионах, на предприятиях разрабатываются программы международного экономического сотрудничества.
Целевые комплексные программы могут разрабатываться на долго — (10-15 лет), средне-(3-5 лет) и краткосрочные (квартал, год) периоды .
Основные условия применения данной технологии:
- штат работников не должен превышать 1000—1500 человек;
- время выполнения задания не должно превышать 1 года со дня его выдачи;
- определенность и доступность управленческих и производственных ресурсов;
- явно выраженное разделение управленческого и производственного труда;
- выпуск серийной и массовой продукции в течение длительного времени;
- большой объем типовых процедур, ситуаций и решений.
Для данной технологии эффективна кольцевая схема организационных отношений.
2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИП «АЗБУКА УЮТА»
2.1 Общая характеристика и организационная структура ИП «Азбука Уюта»
Организационно-правовая форма: Индивидуальный предприниматель
Форма собственности: Частная
Численность работающих – 18 чел.
Уставный капитал (руб.) 572 000
Основная продукция: производство и реализация корпусной мебели
Цель: Производство и реализация корпусной мебели индивидуальным предпринимателем «Азбука Уюта»» в городе Тольятти, для получения прибыли через обеспечение потребительского рынка недорогой корпусной мебелью. Форма собственности – частная. Уставной капитал 572 000 руб.
На рынке существует неудовлетворенный спрос на недорогую мебель для населения, что позволяет ориентировать производство на индивидуальных потребителей. В процентном соотношении направленность на потребителей выглядит следующим образом: 30 % мебели производится для организаций и 70% для индивидуальных потребителей.
Предприятие производит недорогую, современную и удобную корпусную мебель, которая предназначена как для населения, так и для офисов. Ценовой ряд выпускаемой продукции ориентирован на население со средним и ниже среднего уровня доходов. Реализация мебели осуществляется через индивидуальные заказы и небольшой магазин. Невысокие цены на производимую мебель объясняются тем, что расходы по организации бизнеса небольшие (арендная плата, стоимость оформления разрешительных документов, стоимость рабочей силы, отсутствие маркетинговой деятельности и расходов на рекламу).
Источник: www.freepapers.ru
Технология программно-целевого проектирования
Технологическая схема проектирования позволяет сформулировать исходные цели, проанализировать современное положение дел, выявить варианты решения задач и оценить их в соответствии с критериями непротиворечивости и ресурсной доступности.
Алгоритмы решения социальных проблем разрабатываются на основе следующих принципов:
§ принцип социальной целесообразности и целеобусловленности, предполагающий соответствие ожидаемых эффектов нормативным (ценностным) целям общественного развития;
§ принцип социально-воспроизводственной ценности и соответствия проектируемых перемен физиологической, психической и социальной природе человека;
§ принцип комплексности;
§ принцип реалистичности и реализуемости, предполагающий не только адекватное выдвижение целей, но и опору на действительные, подлежащие учету ресурсы.
В проектном цикле можно выделить два этапа.
Этап программирования состоит из нескольких стадий:
§ анализ информации на региональном (муниципальном или более конкретном) уровне с целью определения проблем, препятствий и возможностей развития;
§ анализ приоритетов региональной (муниципальной, более конкретной) политики и стратегий донорских организаций;
§ первоначальное формулирование идей проекта;
§ «просеивание» идей проекта с целью дальнейшего изучения и проверки по критерию «уместность»;
§ разработка «просеянных» идей до стадии программы и плана действий;
§ обсуждение плана и проверка на «выполнимость» и «устойчивость»;
§ подготовка стандартного финансового предложения.
Этап финансирования предполагает:
§ обсуждение и принятие решения о финансировании (доноры, бюджет);
§ подписание контракта (договора).
Третий этап – этап осуществления проекта наступает после принятия решения о том, что проект утвержден донором к исполнению и финансовые документы оформлены. На третьем этапе важно выполнить, минимум, три действия
§ претворить проект в жизнь;
§ провести анализ эффекта и отдачи проекта;
§ внести предложения по корректировочным действиям для будущих проектов.
Для реализации социального проекта требуются определенные ресурсы. К ним относятся:
§ внебюджетные средства (средства грантовых отечественных и зарубежных фондов);
§ пожертвования частных лиц;
§ волонтерский труд (переводят в стоимость из расчета оплаты труда за 1 час);
§ материально-технические вложения (помещение, техника, мебель, связь);
Опишем технологию программно-целевого проектирования. Процесс проектирования начинается с постановки целей. Цель деятельности – это, во-первых, идеальное представление о результате, новом, измененном состоянии проектируемого объекта, являющимся итогом всей деятельности. Во-вторых, возникновение в сознании человека сверхзадачи, которая и заставляет его продвигаться вперед, не отклоняясь в сторону.
При постановке целей следует придерживаться некоторых правил:
§ цели и задачи должны быть сложными, но достижимыми;
§ цели должны иметь конкретное выражение, их достижение определено во времени;
§ характер целей должен соответствовать характеру и предназначению деятельности организации;
§ цели должны быть реальными, иначе они не являются мотиваторами.
Проект развития должен предусматривать возможность и объем привлечения инвестиций, которые с точки зрения всей социальной системы должны рассматриваться как капиталовложения на мезоуровне, связующем микроуровень повседневной жизни населения соответствующей территории и макроуровень социальной политики государства. Эту системную связь можно представить в виде вертикали. На одном конце – органы государственного управления с их широкими социальными целями (проблемы стабилизации, а затем и ускорения социально-экономического развития, регулирования распределения и потребления, справедливого распределения социальных благ и услуг, вопросы занятости, сохранения окружающей среды, проблемы доступа к образованию и культуре и др.). На противоположном конце – индивиды, которые надеются на достижение собственного благополучия (не только материального, но и морального, и духовного).
Механизмом связи между ними и являются разнообразные социальные проекты, которые могут различаться по масштабам, заявленным целям и методам их разрешения. Неразрывность такой вертикальной связи требует тщательного анализа целей и задач проекта, исследования возможностей ресурсного обеспечения его осуществления. Ибо к числу основных задач проекта относится, кроме всего прочего, формирование «вертикальной проницаемости» социума. Это означает налаживание эффективных связей между
ü активной инициативой «снизу вверх» (участие населения в разработке и реализации локальной социальной политики, в контроле над ее осуществлением)
ü и четкой направленностью волевых управленческих импульсов «сверху вниз» (политические, правовые акты, организационные меры, инвестиции, осуществляемые государством).
Избираемые инициаторами проекта цели должны базироваться на постулатах новой парадигмы приоритетов общественного развития, являющихся атрибутами правового гражданского общества и социального государства. К ним относятся:
ü приоритетность личностного начала перед групповым;
ü ориентация процессов управления и самоуправления на высокое качество жизни;
ü активное использование местного самоуправления в выработке и реализации социальной политики на локальном уровне и др.
Рассмотрим классификацию целей [7, с. 24 – 26]
№ | Признаки классификации | Виды целей |
Содержание | Социальные, экономические, организационные, технические, научно-технические, политические, комплексные | |
Приоритетность | Главные (основные, ключевые, основополагающие); второстепенные (побочные, вспомогательные) | |
Длительность (период реализации) | Стратегические, тактические, оперативные, текущие | |
Форма фиксации | Официально предъявленные, подразумевающиеся | |
Потребность | Желательные, нежелательные, надуманные | |
Степень обоснованности | Обоснованные, слабо обоснованные, необоснованные | |
Реалистичность | Реальные осуществимые; нереальные, неосуществимые | |
Уровни управления | Общегосударственные (федеральные), отраслевые, региональные, на уровне учреждения (организации), их структурных единиц | |
Политический смысл | Фактически выполняемые; декларируемые, провозглашаемые | |
Объем | Общие, частные, локальные | |
Характер | Конечные, промежуточные | |
Степень выполнения | Выполненные полностью, частично, невыполненные |
После выбора целей переходят к следующему этапу проектирования – оценке текущего состояния объекта. На этом этапе необходимо решение ряда задач:
§ провести анализ с помощью избранных оценочных критериев сильных и слабых сторон объекта;
§ ранжировать недостатки объекта;
§ определить, какие недостатки и с чьей помощью могут быть устранены;
§ определить место проектируемого объекта в пространстве;
§ определить связи с другими объектами.
Следующая стадия проектирования – определение потенциала развития объекта. Он определяется на основе оценки текущего состояния этого объекта и намеченных целей. Далее определяется, каким путем можно быстро достичь цели. Для этого необходимо определить:
§ как расширить функции проектируемого объекта;
§ как повысить качество функционирования;
§ что сделать, чтобы выполняемые функции соответствовали ожиданиям;
§ чьи и какие потребности могут быть удовлетворены в ходе функционирования проектируемого объекта;
§ как улучшить финансово-экономические показатели объекта;
§ как обеспечить взаимодействие субъектов, причастных к функционированию объекта и др.
Следующая стадия проектирования – непосредственная разработка программы решения социальных проблем. Проект программы обычно подготавливается группой разработчиков, после чего дорабатывается с использованием двух методик: всеобщее обсуждение и «мозговой штурм».
Процесс всеобщего обсуждения требует много времени, учет всех его результатов довольно затруднен. Однако достоинствами этого метода являются возможность появления новых идей и новое качество принятия программы. Все участвующие в обсуждении данного документа ощущают свою сопричастность к программе и свою ответственность за ее выполнение.
«Мозговой штурм» – интенсивная методика, дающая более весомые результаты. Формируется группа составом не более 7 – 10 человек (считается, что в противном случае группа не сможет эффективно работать в одном помещении и над одной проблемой). Если количество участников мозгового штурма намного превышает эту цифру, лучше разделить их на несколько групп. Ведущий должен быть знаком с целями социального проекта и с этой методикой.
Можно ознакомить участников «мозгового штурма» с предварительными материалами заблаговременно. Если текст документа не слишком велик, лучше это сделать непосредственно перед началом обсуждения – иначе результаты обдумывания подвергнутся излишней самоцензуре и многие ценные мысли могут быть отброшены. Разумеется, разного рода отвлечения от этой работы (телефонные переговоры, перемещения из комнаты в комнату и т.д.), а также всякие внешние временные ограничения недопустимы.
Все участники «мозгового штурма», не соблюдая субординации (по очереди, по алфавиту или используя иной метод, исключающий давление одних индивидов на других), излагают свои предложения и свое суждение о программе. На этом этапе не предусматривается никаких оценок, применения критериев практичности, экономической целесообразности и даже исполнимости. Все предложения фиксируются в письменном виде.
На втором этапе все предложения рассматриваются с точки зрения их желательности и реалистичности (пока без аргументации). Такое обсуждение позволяет отбросить абсолютно бесперспективные идеи и ранжировать внесенные предложения в порядке возрастания (убывания) их желательности.
Наконец, на третьем этапе работы происходит обсуждение каждого предложения с развернутой аргументацией «за» и «против», исходящей как от авторов предложения, так и от любого участника обсуждения.
Поскольку участники «мозгового штурма» устают, испытываемые ими чувства раздражения, агрессивности, нетерпимости и т.п. могут проявиться в ходе активной дискуссии. Ведущий должен знать, что именно на этом этапе чаще всего в «мозговом штурме» случается кризис, который бесполезно пытаться нивелировать.
По окончании всеобщего обсуждения, когда все аргументы исчерпаны, логично устроить перерыв, во время которого все участники, так или иначе, отрегулируют свои отрицательные эмоции. После перерыва, как правило, наблюдается всплеск результативности деятельности: предложения достаточно быстро одобряются или отвергаются, иногда они могут быть развиты, иногда фрагменты отвергнутых идей в сочетании с каким-нибудь приемлемым предложением получают признание.
Результаты обсуждения в письменном виде передаются разработчикам программы. Функция «мозгового штурма» этим ограничивается. Разумеется, некоторые предложения его участников будут впоследствии переформулированы после анализа их юридической базы, ресурсных потребностей и т.д. Возможно также отвержение даже весьма привлекательных предложений, их откладывание до лучших времен.
Проект программы дорабатывается с использованием необходимых критериев требований к его качеству, например, отсутствие декларативности, профессионализм исполнителей, отсутствие подробной детализации (она уместна не в программе, а в квартальных и месячных планах ее реализации) и т.п.
Разработка программы – сложный поисковый этап социального проектирования, требующий разработки «дерева проблем» и «дерева целей», построения шкалы приоритетности достижения целей. Создать «дерево проблем» можно на основе сопоставления множества «сеток» (матриц) взаимного влияния проблем. Методики их построения разнообразны и зависят как от характера исходной информации, так и от приоритетов разработчиков, однако функции и принципы построения сходны. Существуют следующие методики матрицирования [20]:
§ социальное картографирование – особый способ организации и представления данных в виде проблемно- ориентированной «сетки», характеризующей «поисково-прогнозно-проектное поле» применительно к исследуемому объекту. В ходе социального картографирования используются имеющиеся статистические показатели, результаты исследований. К этой методике примыкают зондажно-информационные обследования объекта; способы «паспортизации» населения микрорайона, города и т.д., включая фиксацию сети элементов социальной инфраструктуры; информационно-аналитическая информация об оказании населению услуг и др.;
§ выборочные опросы местных жителей с использованием анкет, интервью и других достоверных способов, позволяющих диагностировать жизненные проблемные ситуации и пути их разрешения. В этой методике используются процедуры, позволяющие получить данные о степени информированности населения о существующих услугах, действующих организациях и т.п.;
§ экспертные опросы должностных лиц и специалистов-практиков, исследователей, изучающих существующие социальные проблемы и способы их разрешения. Эта методика дополняется анализом нормативных документов и специальной литературы по данной проблеме;
§ организация мониторинга, способствующего отслеживанию постоянства показателей в области исследуемых проблем, с тем, чтобы на основе существующих тенденций иметь возможность делать прогнозы о перспективах состояния социального объекта. Это довольно дорогостоящая и объемная методика; достоверный прогноз требует большого объема данных и длительного периода времени.
Результаты всех процедур используются в совокупности, что позволяет не только увидеть острые проблемы и картину социальной ситуации, но и применить определенный комплекс действий, чтобы разрешить эти проблемы, либо хотя бы предотвратить негативную динамику их развития.
Непосредственным руководством к действию являются планы деятельности, составляемые на месяц, квартал, год. Мероприятия включаются в планы исходя из двух оснований:
§ алгоритмизация программы, т.е. ее поэтапное деление – с указанием: что за чем должно следовать, что чем обусловлено,
§ наличие ресурсов, т.е. наличие (или отсутствие) тех или иных экономических, материальных, организационных и кадровых возможностей.
Планы являются для исполнителей локальным нормативным распорядительным документом.
Последняя стадия проектирования – контроль над реализацией программы и ее коррекция. Контроль и коррекция бывают непрерывными и плановыми. Непрерывные контроль и коррекция подразумевают доработку базовых данных программы ее авторами и исполнителями.
Потребность в этом возникает при изменении социально-экономической ситуации, демографической обстановки, внедрении новых технологий деятельности, утверждении иных приоритетов, принятии новых нормативно-законодательных актов и т.д. Кроме того, отклонения в реализации программы или ошибки в ней могут постепенно выявляться в процессе деятельности. Плановые контроль и коррекция осуществляются по этапам, каждый из которых имеет промежуточный результат. В конце каждого полугодия или года анализируется выполнение программы и оценивается, насколько итог деятельности способствует продвижению к намеченным целям. Технологии контроля основаны на сравнении того, что есть, с тем, что должно быть. Используют три аксиомы:
1) необходимо постоянно устранять неопределенность: даже тщательно разработанные программы и планы не могут учесть всех деталей развития социального объекта, тем более в изменяющейся ситуации. Поэтому непрерывное отслеживание точности плана и его «привязка» к текущим обстоятельствам – обязательное условие эффективного гибкого планирования;
2) ожидание кризиса заставляет предусмотреть систему экстренных мер, которые при необходимости могут быть быстро применены. Любой процесс сопряжен с трудностями, внутренними проблемами. Контроль позволяет заметить первые признаки надвигающейся опасности и предотвратить их нарастание;
3) необходимо отметить первые проявления успеха и воздать должное тем, кто способствовал успеху.
Источник: cyberpedia.su
Сущность программно-целевого подхода и порядок разработки программ.
1. Какие ключевые федеральные целевые программы разработаны, приняты и реализуются в России?
2. С какими проблемами приходится встречаться при разработке и реализации социально-экономических программ в России?
3. Какую роль играют в программе инвестиционные проекты?
4. Как осуществляется финансирование федеральных целевых программ?
5. Какова типовая структура региональных программ?
ТЕМА 16. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: ПОДХОДЫ, УРОВНИ И ГОРИЗОНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Основные вопросы
1. Основные подходы и принципы территориального планирования Российской Федерации.
2. Факторы, влияющие на подходы к территориальному планированию.
3. Цели и задачи территориальных планов, показатели их фиксирующие и отражающие.
Литература: [1, 2, 10].
Новые понятия и категории: территориальное планирование, градостроительство.
Темы докладов и рефератов
1. Понятие, цели и задачи территориального планирования.
2. Принципы землеустройства и территориального планирования. Методы решения задач территориального планирования.
3. Правовое обеспечение территориального планирования.
4. Подготовка и утверждение схем территориального планирования Российской Федерации, порядок их согласования и реализация.
Вопросы для обсуждения
1. Дайте определение понятия «территориальное планирование».
2. Назовите цели и задачи территориального планирования.
3. Дайте определение основных направлений в территориальном планировании и целей этих направлений.
4. В чем отличие территориального планирования от других видов планирования?
ТЕМА 17. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Основные вопросы
1. Основные подходы к разработке региональных прогнозов.
2. Правила разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
3. Показатели прогнозов социально-экономического развития субъектов РФ.
4. Использование региональных прогнозов в процессе управления субъектами РФ.
Литература: [3, 7, 9].
Новые понятия и категории: стратегия экономического развития регионов.
Темы докладов и рефератов
1. Понятие и главное назначение экономического прогноза.
2. Место и роль прогнозов социально-экономического развития субъектов РФ на современном этапе.
3. Основные подходы к разработке региональных прогнозов.
4. Система государственных прогнозов социально — экономического развития Российской Федерации.
Вопросы для обсуждения
1. В чем состоит сущностная необходимость государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации?
2. Опишите основные виды прогнозов и программ социально-экономического развития.
3. Каковы правовые и организационные основы разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации?
4. Что собой представляют федеральные целевые программы?
5. Что такое прогноз социально-экономического развития региона? Что лежит в его основе?
ТЕМА 18. ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ
Основные вопросы
1. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания.
2. Формирование конкурентного преимущества региона на разных стадиях экономического развития.
Новые понятия и категории:конкурентоспособность региона, межрегиональная конкуренция,конкурентная позиция, конкурентные преимущества региона.
Темы докладов и рефератов
Организационно-экономические факторы.
2. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных факторов.
3. Новые тенденции в соотношении отдельных факторов.
4. Понятие конкурентоспособности региона и пути ее повышения.
Вопросы для обсуждения
1. Что характеризуют факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов?
2. Что понимается под жесткими факторами?
3. Что понимается под мягкими факторами? Какие мягкие факторы вы можете назвать?
4. Какие новые тенденции существуют сегодня в соотношении отдельных факторов?
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
ТЕМА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ
Административно-политическая регионализация России и особенности развития федеративных отношений. Позитивные моменты административной регионализации: адаптация общества к снижению роли центра в системе распределения ресурсов; появление новых техник в сфере политики, экономики, культуры; многообразие вариантов развития страны. Пределы роста «административных» регионов.
Кризис «зонтичных структур». Ценностно-культурный кризис. Кризис территориальной солидарности и практик государственного управления. Сворачивание социального пространства. Борьба за «пространственные прибыли».
Новая «культурно-экономическая» регионализация страны.
ТЕМА 2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Экономический потенциал общества как основа социального и экономического прогнозирования. Научно-технический потенциал, инновационное развитие общества, инвестиционная политика государства: показатели, факторы, тенденции, прогнозы. Прогнозирование и регулирование научно-технического прогресса в современных условиях экономического развития. Планирование инновационных региональных программ. Планирование инвестиционной деятельности в регионе.
ТЕМА 3. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ
Общая характеристика комплексных методов прогнозирования социально-экономического развития. Классификация методов прогнозирования. Классификационные признаки, классификационная схема. Базовые методы прогнозирования. Комбинированные методы составления прогнозов. Особенности выбора метода прогнозирования. Интуитивные и формализованные методы прогнозов.
Адаптивные методы прогнозирования. Методы экспертного прогнозирования. Практическое использование методов экспертной оценки. Индивидуальная и коллективная экспертиза. Виды экспертных оценок.
Фактографические методы и модели прогнозирования.
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 195.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда.
Источник: stydopedya.ru