Технология разработки культурных программ

Содержание

В рамках проектирования данный этап является основополагающим. Это обусловлено тем, что как уже отмечалось, социально-культурная программа — не простой набор мероприятий, а представляет собой систему форм, методов, различных акций и организационных структур, взаимоувязанных единой целью и ориентированных (помимо оптимизации процессов сохранения, трансляции, освоения и развития культурных ценностей, традиций, норм) на решение определенного рода проблем. Проблемно-целевая ориентация является в социокультурном проектировании основным технологическим приемом и принципом, который подчиняет различные виды и формы социально-культурной деятельности решению конкретных проблем, носителями которых может выступать личность, социальная группа или категория населения, регион, учреждения и институты сферы культуры, досуга, образования и т.д.

Для анализа ситуации не обязательно проводить социологические исследования — необходимую для разработки программы информацию можно получить другими способами. Основными методами анализа ситуации являются: контент-анализ материалов периодической печати (проблемных статей), анализ социально-демографической структуры территории, а также деловые игры, в процессе которых выявляются характерные и наиболее значимые для данной территории проблемы.

Технология разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в современных усл

Субъектами анализа ситуации выступают: работники учреждений культуры, образования, досуга, спорта и соответствующих управленческих структур; эксперты (проектировщики); представители общественности.

Характеристика социокультурной ситуации производится в зависимости от характера будущей программы. Это может быть характеристика всей среды (всего пространства жизнедеятельности человека, группы, общества) или одного из ее полей (и соответствующих «модусов жизнедеятельности»), т.е. характеристика ситуации в сфере сохранения историко-культурного наследия, в сфере художественной культуры, образования и т.д.

Читайте также:
Виды концертов и концертных программ

В процессе анализа социокультурной ситуации необходимо решить несколько задач:

— проанализировать специфику и потенциалы социокультурной среды конкретной территории;

— охарактеризовать проблемы, типичные для всех составляющих среды и образа жизни (причем, проблемы как социально-культурные, так и личностные, которые обнаруживаются в каждой составляющей социокультурной среды и образа жизни): проблемы освоения предметов и ценностей художественной культуры, организации художественной жизни, художественного развития личности; сохранения, освоения и востребованности историко-культурной среды обитания; проблемы общения и поддержания оптимального взаимодействия с другими людьми; проблемы духовного самочувствия и самоопределения человека, утраты или поиска смысла человеческой жизни; проблемы неоптимального состояния природной среды, обусловленные деформированной системой ценностей и соответствующими отношениями человека к природе; проблемы общественно-политической жизни — в смысле возможностей и форм участия в политической жизни или их отсутствия, уровня политической культуры; проблемы профориентации, профессионального самоопределения и самореализации человека в профессии, адаптации к профессиональной субкультуре; проблемы физического и психического состояния человека, включая его отношение к собственному здоровью, меру освоения и развития физических и психических способностей [9].

Особенности разработки и предоставления методических разработок в деятельности учителя

При этом необходимо учитывать следующее: с позиции проектирования в ситуации выделяются те элементы, которые могут быть изменены в рамках проекта, а сам проект адресуется, прежде всего, носителю проблем. Как правило, в определенных составляющих социокультурной среды обитания человека и образа его жизни преобладают или социально-культурные, или личностные проблемы. В частности, первые характерны для художественной жизни, культурно-исторического наследия, экологической и политической среды обитания. Личностные проблемы типичны для социально-психологической, духовно-нравственной и профессиональной среды обитания, а также для всех составляющих образа жизни.

Решение этих задач предполагает наличие системы сбора, обработки и анализа информации о социально-политической, экономической и культурно-досуговой жизни региона. Исходные данные позволяют: а) накопить информацию о проблемах регионального характера; б) сформулировать на этой основе задачи, которые предстоит решить в рамках культурной политики; в) выделить информацию, необходимую для решения проблем [9].

Полученную на данном этапе информацию целесообразно формировать по следующим разделам:

Социальные и культурные особенности и проблемы региона, например, динамика развития региона (снижение, стабильность или рост численности населения), тяжелое положение и культурная изоляция стариков, инвалидов, женщин, различие в доходах разных социальных групп, преобладание женского или мужского населения, большое количество сел, не имеющих стационарных учреждений культуры, доступность культурных учреждений и ценностей и др. [17].

Характеристика региона как совокупности институциональных условий социокультурного развития личности и социальных групп, т.е. выявление возможностей государственных институтов и общественных формирований (учреждений народного образования, спорта, здравоохранения, туризма и др.) с целью последующей кооперации материальных и человеческих ресурсов, координации культурно-досуговых программ с программами в области эстетического воспитания, образования, спорта, отдыха, экологии, создания межведомственных программ по наиболее актуальным для данного региона проблемам. Эту информацию можно получить по итогам инвентаризации всего фонда пустующих помещений, залов, действующих учреждений культуры, искусства и составления карты материально-технической базы культуры региона (социально-культурная инфраструктура).

Творческий потенциал региона (квалификация специалистов в сфере культуры и смежных сферах деятельности в политике, педагогике, спорте, здравоохранении и др.), т.е. примерный состав специалистов, способных организованно и содержательно осуществить ту или иную программу.

Характеристика различных социальных и социально-демографических групп региона, выделенных по критерию сходства или различия их экономического, культурного, политического положения, социальных ролей, интересов, ценностей, признаваемых этими группами как престижные, значимые (мода в самом широком смысле слова, референтные личности в культуре, политике, искусстве и т.д.); выявление ведущей проблемы и нереализованной потребности у каждой социальной группы. На основе этой информации составляется социально-демографический паспорт региона, где учитывается состав населения, проблемы и потребности приоритетных социальных групп.

Информация, накопленная в ходе первого этапа, находит выражение в двух основных документах:

а) паспорте социокультурного развития территории;

б) матрице анализа социокультурной жизни региона, которые являются базовыми для разработки концепции региональной культурной политики. При этом паспорт социокультурного развития территории содержит объективную информацию о наличии инфраструктуры культуры в регионе, использовании материальной базы, кадрах, общественных объединениях, т.е. о тех ресурсах, которые могли бы быть задействованы для решения проблем региона [2].

Читайте также:
Какие нужны программы для прошивки андроида

По результатам анализа ситуации составляется «проблемное поле», которое, по возможности, должно включить весь перечень проблем, характерных для региона, социальной общности, категорий населения.

Второй этап — нормативно-прогнозный: включает вероятные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного развития соответствующих процессов, так и в том случае, если они будут изменены в желаемом направлении в результате управленческого решения или реализации того или иного социально-культурного проекта [20].

Методика прогнозирования во многом совпадает с этапами проектирования. Она предполагает определение объекта прогноза, выявление тенденций и проблем его развития, анализ факторов, определяющих негативные и позитивные тенденции его изменения, создание модели объекта путем определения системы показателей и параметров, отражающих его структуру, проекцию модели в будущее с учетом объективных и субъективных факторов.

Третий этап — концептуальный: его суть заключается в определении приоритетных направлений развития культуры, соответствующих сфер социально-культурного проектирования и определении перспективных целей, связанных с решением основного круга проблем.

Технологии разработки и реализации региональных социально-культурных программ.

Для анализа ситуации не обязательно проводить социологические исследования – необходимую для разработки программы информацию можно получить другими способами. Основными методами анализа ситуации являются: контент-анализ материалов периодической печати (проблемных статей), анализ социально-демографической структуры территории, а также деловые игры, в процессе которых выявляются характерные и наиболее значимые для данной территории проблемы.

Субъектами анализа ситуации выступают: работники учреждений культуры, образования, досуга, спорта и соответствующих управленческих структур; эксперты (проектировщики); представители общественности.

Характеристика социокультурной ситуации производится в зависимости от характера будущей программы. Второй этап – нормативно-прогнозный. Онпредполагает предвидение, вероятностные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного развития соответствующих процессов, так и в том случае, если они будут изменены в желаемом направлении в результате управленческого решения или реализации того или иного социально-культурного проекта.

Методика прогнозирования во многом совпадает с этапами проектирования. Она предполагает определение объекта прогноза, выявление тенденций и проблем его развития, анализ факторов, определяющих как негативные, так и позитивные тенденции его изменения, создание модели объекта путем определения системы показателей и параметров, отражающих его структуру, проекцию модели в будущее с учетом объективных и субъективных факторов. Третий этап – концептуальный. Его суть заключается в том, что на основе анализа проблем, характеризующих ситуацию, определяются приоритетные направления развития культуры, соответствующие сферы социально-культурного проектирования и формулируются перспективные цели, связанные с решением основного круга проблем.

Презентация на тему Теория социально-культурного проектирования. Технология разработки социально-культурных проектов и программ

Цель изучения курса овладение знаниями в области социально-культурного проектирования и формирование навыков их использования в своей профессиональной деятельности.

  • Главная
  • Социология
  • Теория социально-культурного проектирования. Технология разработки социально-культурных проектов и программ

Слайды презентации

Слайд 1 Профессиональная переподготовка ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Преподаватель: Галактионова Людмила Александровна, доцент

Профессиональная переподготовка ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Преподаватель: Галактионова Людмила Александровна, доцент

кафедры социально-культурных технологий СГИК, кан. пед. наук

Слайд 2 Цель изучения курса
овладение знаниями в области социально-культурного

Цель изучения курса овладение знаниями в области социально-культурного проектирования и

проектирования и формирование навыков их использования в своей профессиональной

деятельности.

Слайд 3 Структура курса «Основы социально-культурного проектирования»
Раздел 1. Теория социально-культурного

Структура курса «Основы социально-культурного проектирования»Раздел 1. Теория социально-культурного проектирования.Раздел 2. Технология разработки социально-культурных проектов и программ.

проектирования.
Раздел 2. Технология разработки социально-культурных проектов и программ.

Слайд 4

Слайд 5 Приоритетные области проектирования
это наиболее значимые в социальном и

Приоритетные области проектированияэто наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы

личностном плане сферы социально-культурной жизни, характеризующиеся максимальной концентрацией проблем

и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности.

Слайд 6 Приоритетные направления социокультурного проектирования
1. Культурно-историческое наследие.
2. Художественная среда

Приоритетные направления социокультурного проектирования1. Культурно-историческое наследие.2. Художественная среда обитания человека.3. Социально-психологическая

обитания человека.
3. Социально-психологическая среда обитания.
4. Духовно-нравственная среда обитания.
5. Политическая

среда обитания.
6. Экологическая среда обитания.

Слайд 7 Основные принципы социокультурного проектирования:
1. Принцип «допустимого порога модификации

Основные принципы социокультурного проектирования:1. Принцип «допустимого порога модификации и модернизации». 2.

и модернизации».
2. Принцип оптимизации «зоны ближайшего развития» личности.

Слайд 8 3. Принцип персонифицированности процесса и результатов социокультурного проектирования.

3. Принцип персонифицированности процесса и результатов социокультурного проектирования. 4. Принцип оптимальной

4. Принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение.
5.

Принцип проблемно-целевой ориентации.

Слайд 9 Специфические принципы социокультурного проектирования
1. Принцип соразмерности проектируемых

Специфические принципы социокультурного проектирования 1. Принцип соразмерности проектируемых перемен.2. Принцип социальной

перемен.
2. Принцип социальной и личностной целесообразности.
3. Принцип комплексности.
4. Принцип

реалистичности.

Слайд 10 Программа —
это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной

Программа —это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории всю совокупность

территории всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни.

Слайд 11 ПРОЕКТ —
это особая форма организации деятельности, отличающаяся тем,

ПРОЕКТ -это особая форма организации деятельности, отличающаяся тем, что она направлена

что
она направлена на достижение определенной цели;
заранее определенным способом;
с

использованием известного заранее определенного количества ресурсов;
В запланированные заранее сроки.

Читайте также:
Программа для настройки Яндекс Браузера

Слайд 12 Проект может существовать в двух формах:
а) как составная

Проект может существовать в двух формах:а) как составная часть программы, представляющая

часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения

приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;
б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

Слайд 13

Слайд 14 Этапы социокультурного проектирования
1. Выбор проблемы

2. Сбор информации

Этапы социокультурного проектирования1. Выбор проблемы 2. Сбор информации 3. Разработка собственного

3. Разработка собственного варианта решения проблемы

4. Реализа-ция плана

5. Подготовка к отчету

Слайд 15 Исследовательская часть проекта создается в несколько этапов:
1. Выявление

Исследовательская часть проекта создается в несколько этапов:1. Выявление и анализ реальных

и анализ реальных проблем.
2. Выделение приоритетных сфер проектирования.
3. Создание

представление об идеальном состоянии объекта.
4. Определение целей и задач проектирования.
5. Определение проектного социума.

Слайд 16 В содержательной части проекта выделяются этапы:
1. Определение методов

В содержательной части проекта выделяются этапы:1. Определение методов и форм реализации

и форм реализации проекта.
2. Выявление и привлечение ресурсов.
3. Разработка

конкретных практических мероприятий.
4. Определение участников реализации проекта.

Слайд 17 ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
это не имеющее однозначного решения противоречие,

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ это не имеющее однозначного решения противоречие, отражающее реальное взаимодействие

отражающее реальное взаимодействие субъекта и его окружения, соотношение неблагоприятных

обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или социальной группы.

Слайд 18 Методы анализа социокультурной ситуации
Метод опроса: анкетирование, интервьюирование;
Метод наблюдения;
Метод

Методы анализа социокультурной ситуацииМетод опроса: анкетирование, интервьюирование;Метод наблюдения;Метод документального анализа (контент-анализ);Метод экспертной оценки;Метод мозгового штурма;Метод СВОТ-анализа.

документального анализа (контент-анализ);
Метод экспертной оценки;
Метод мозгового штурма;
Метод СВОТ-анализа.

Слайд 19 SWOT-анализ социокультурной ситуации

SWOT-анализ социокультурной ситуации

Слайд 20 Требования к выбору проблемы:
1. Социально-культурная значимость решаемой проблемы.
2. Достижимость результатов.
3. Наличие

Требования к выбору проблемы:1. Социально-культурная значимость решаемой проблемы.2. Достижимость результатов.3. Наличие необходимых ресурсов для реализации проекта.

необходимых ресурсов для реализации проекта.

Слайд 21 Ресурсное обеспечение проекта
— определить характер и объем затрат;

Ресурсное обеспечение проекта- определить характер и объем затрат;- выявить и привлечь

выявить и привлечь необходимые для решения проектных задач ресурсы

— финансовые, информационные, кадровые, тех­нологические, ценностные, социальные, маркетинговые;
— определить социальные силы поддержки — те структуры, которые могут быть заинтересованы в реализации проекта.

Слайд 22 Составление бюджета проекта

Составление бюджета проекта

Слайд 23 Структура заявки проекта
1. Титульный лист заявки (информационная карта

Структура заявки проекта1. Титульный лист заявки (информационная карта проекта): - Название

проекта):
— Название проекта;
— Организация-исполнитель (название, адрес, телефон

и др.);
— Руководитель проекта (ФИО, должность, звание, адрес, контакты);
— Автор проекта (если не совпадает с руководителем);
— География проекта (территория, на которой будет реализовываться проект);
— Срок выполнения проекта (в месяцах, но не более года);
— Стоимость проекта (указывается требуемый объем финансирования, сумма
имеющихся средств, привлеченных средств).

Слайд 24 Структура заявки
2. Краткая аннотация проекта (дает возможность быстрого

Структура заявки2. Краткая аннотация проекта (дает возможность быстрого ознакомления с проектом

ознакомления с
проектом и организацией-исполнителем проекта):
— Обоснование проблемной

социокультурной ситуации;
— Обоснование целей и задач проекта;
— Описание задач, направленных на изменение социокультурной ситуации;
— Обоснование географии и сроков реализации проекта.
3. Описание организации:
— Миссия организации;
— Стратегические цели организации;
-Опыт организации в проектном менеджменте (прилагаются рекомендательные письма, отчеты об успешно выполненных проектах и др.);
— Перспективы деятельности организации;
— Квалификация сотрудников;
— Ресурсное обеспечение.

Слайд 25 Структура заявки
4. Постановка проблемы.
Необходимо кратко

Структура заявки4. Постановка проблемы. Необходимо кратко описать проблемную ситуацию, подкрепив

описать проблемную ситуацию, подкрепив ее социологическими исследованиями, публикациями СМИ,

оценками экспертов. При формулировке проблемы учесть ее социальную значимость, реальность, конкретность, возможность ее решения силами организации и методом проектной деятельности.
5. Цели и задачи проекта.
6. Описание проекта.
7. Рабочий план реализации проекта.
8. Схема взаимодействия с партнерами.
9. Конкретные ожидаемые результаты от реализации проекта, в т. ч. механизм оценки результатов: каким образом и с помощью каких инструментов будут оцениваться результаты.
10. Оценка результативности проекта.

Слайд 26 Структура заявки
11. Дальнейшее развитие проекта — как предполагается

Структура заявки11. Дальнейшее развитие проекта - как предполагается развивать деятельность в

развивать деятельность в этом направлении поле окончания сроков проекта.

Перспективы планируются с точки зрения финансовой состоятельности и оценки эффективности воздействия на социокультурную ситуацию.
12. Бюджет проекта
13. Комментарии к бюджету
14. Приложения: календарный план работ; организационная схема управления проектом; должностные инструкции персонала проекта (требования к кандидатам); краткие характеристики (руководителя, авторов проекта); биографическая справка (резюме) руководителя проекта; письма поддержки; подборка статей; буклеты, фото и т. д.

Источник: findtheslide.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru