Технология организации концертных программ

Концерт — едва ли не самая популярная и общедоступная форма культурно-просветительной работы, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта — формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщения к миру прекрасного. Наконец, удачный концерт, все равно профессиональный он или любительский, — это всегда хорошая возможность отдохнуть после трудового дня, снять усталость и напряжение, получить заряд бодрости на рабочую неделю. Практическая методика предусматривает ряд требований и условий, которые следует брать в расчет постановщикам: высокая идейность исполняемого репертуара; его художественная полноценность; жанровое разнообразие, особенно когда речь идет о концерте для смешанной аудитории; высокое качество исполнения номеров и эпизодов; оригинальность исполняемых номеров, разнообразие жанров; надлежащее качество драматургической основы и соответствующий уровень режиссуры.

Введение
Глава 1. Особенности концертной деятельности

Музыкальный менеджмент: Как организовать концерт самому и договориться с клубом?


Теоретические аспекты концертной деятельности;
1.2. Отличительные черты концертной деятельности на открытой площадке;
Глава 2. Проектирование концертной деятельности на открытой площадке
2.1 Технология организации концертной деятельности;
2.2. проектирование концерта с огнём на площади перед памятником Салавату Юлаеву, посвящённого дню летнего солнцестояния;

Прикрепленные файлы: 1 файл

Тема: Технология организации концертной деятельности на открытой площадке

Глава 1. Особенности концертной деятельности

    1. Теоретические аспекты концертной деятельности;

    1.2. Отличительные черты концертной деятельности на открытой площадке;

    Глава 2. Проектирование концертной деятельности на открытой площадке

    2.1 Технология организации концертной деятельности;

    2.2. проектирование концерта с огнём на площади перед памятником Салавату Юлаеву, посвящённого дню летнего солнцестояния;

    Концерт — едва ли не самая популярная и общедоступная форма культурно-просветительной работы, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта — формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщения к миру прекрасного. Наконец, удачный концерт, все равно профессиональный он или любительский, — это всегда хорошая возможность отдохнуть после трудового дня, снять усталость и напряжение, получить заряд бодрости на рабочую неделю. Практическая методика предусматривает ряд требований и условий, которые следует брать в расчет постановщикам: высокая идейность исполняемого репертуара; его художественная полноценность; жанровое разнообразие, особенно когда речь идет о концерте для смешанной аудитории; высокое качество исполнения номеров и эпизодов; оригинальность исполняемых номеров, разнообразие жанров; надлежащее качество драматургической основы и соответствующий уровень режиссуры.

    Актуальность концертов, как формы культурно — досуговой деятельности нельзя недооценивать, поскольку популярность концерта чрезвычайно велика. В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным. И именно концерт является одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности.

    Организация концерта с нуля // Концерты для начинающих // Как организовать концерт и не уйти в минус

    Концерт как форма культурной деятельности, в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания, и особенно подрастающего поколения. Его социальные функции включают в себя культурно-просветительную и образовательно- воспитательную функцию.

    Цель работы состоит в изучении технологии организации и проведения концертных программ на свежем воздухе.

    Исходя из этого, определяются основные задачи исследования:

    • Изучить теоретические источники по данной теме исследования;
    • Выявить специфику организации концертной деятельности;
    • Обозначить проблемы изучаемой темы;
    • Показать значимость технологии организации и проведения концертных программ.
    • Составить проект концерта с огнём на площади Салавата Юлаева , посвящённого дню летнего солнцестояния

    Постановленными задачами обусловлена следующая структура: в первой главе рассматриваются теоретические вопросы о концертной деятельности, история концертов. Во второй главе проводится анализ особенностей и технологии организации концертов под открытым небом, и план организации мероприятия с огнём на площади перед пам. Салавату Юлаеву.

    Объект исследования — концертная программа как форма массовой драматургии, организация проведение концертный программ на улице.

    Предмет исследования — специфика подготовки и проведения концертных программ.

    Аспекты организации и постановки массовых действ нашли отражение в работах Б.Н. Глана, А.Д. Жаркова, А.Д. Силина, Д.В. Тихомирова, И.М. Туманова, А.И. Чечетина, И.Г. Шароева, В. Шамшура, В.А.

    Шпагина.

    Теоретическим основанием для понимания рассматриваемой проблемы стали труды М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, обосновывающие теоретико-методологические основы феномена праздника.

    Научная новизна состоит в том, что на сегодняшний день есть некоторые объективные технологии организации и проведения концертных программ, которые играют значительную роль в идеологическом, нравственном, и эстетическом воспитании населения, проводимыми клубными учреждениями. Поэтому исследование таких технологий представляет большой интерес у специалистов культурно — досуговых учреждений в современном обществе, однако мало кто исследовал проблемы организации концертной деятельности на открытой площадке.

    Глава 1. Особенности концертной деятельности

    1.1.Теоретические аспекты концертной деятельности

    Концерт (лат. concertо — состязаюсь) — публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.

    Концерт – один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение по крайней мере пять видов искусств: музыка, литература, хореография, театр, эстрада. Концертное исполнительство имеет очень много общего как в своих истоках, так и в современных формах бытования с театральным и цирковым исполнительством. И тем не менее, оно обладает своими собственными специфическими чертами, характерными только для него. Найти автора определения.

    Е.Ф. Светланов отмечал: «Во все концертные залы мира устремляется публика, желающая еще раз послушать любимые произведения музыкальной классики, чтобы еще раз приобщиться к прекрасному. Но этим откровенно спекулируют как исполнители, так и импресарио. Один из них говорил мне: «Для меня самое главное – аншлаг, то есть касса. Как прошел концерт – это уже не так важно.

    И совсем уж неважно, что напишут критики о концерте». Ссылка.

    В зависимости от характера исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать как состоящую из двух основных разделов: филармонического (от греческого phileo – люблю и harmonia – гармония) и эстрадного (от латинского stratum – настил, помост). Отнесение жанров к филармоническим, либо эстрадным характерам, непосредственно связано с исполняемым репертуаром. Организационное разделение концертов на филармонические и эстрадные у нас в стране сложилось в 30-е годы, когда, с одной стороны, существовали филармонии с академическими и народными коллективами и исполняемыми, а с другой – эстрадные организации.

    Тем не менее, необходимо отметить, что организационное деление концертного исполнительства на указанные два раздела в определенное мере соответствует и его делению с позиции современного искусствоведения. Знание ее жанрового содержания необходимо, в первую очередь для понимания, как сути концертного творчества, так и технологии организации концертов. Ибо проблемы развития тех или иных жанров концертной деятельности, финансирования, планирования и учета различных направлений концертного творчества оказываются неразрывно связанными с проблемами изучения и систематизации жанровой спецификации репертуара, уточнения понятийного аппарата, глубокого понимания организационных и экономических условий проведения концертов.

    Читайте также:
    Почему долго устанавливаются программы

    Предшественниками концерта можно считать разного рода состязания древней Греции и Рима, в том числе и в художественно- исполнительском искусстве. В Средние века (до второй половины XVIII века) концерт был прерогативой аристократии и носил музыкально- исполнительский характер, к тому же имел закрытую форму, рассчитанную на небольшой круг специально приглашенных лиц.

    Первые действительно публичные концерты XVIII века были исключительно музыкальными. Появление на профессиональных подмостках других видов искусства можно связывать с возникновением концертных программ в драматических театрах (к.

    XVIII — н. XIX в.): после сыгранной пьесы там шёл ещё дивертисмент, в котором актёры данного театра и приглашенные со стороны артисты показывали концертные номера разных жанров. Англия оказалась родиной первых форм развлекательных концертных программ в помещениях салонов-театров, паб-театрах (пивных баров со сценой) и мюзик-холлов (музыкальных залах при гостинице). Особенного расцвета подобный синтез достиг во Франции во второй половине XIX века. Характерной чертой для Парижа и для других французских городов стала деятельность кафешантанов и кафе-концертов, рассчитанных на небольшое число посетителей.

    Таким образом, можно с уверенностью сказать о трех разновидностях концертной деятельности XVIII—XIX веков, а именно собственно сам концерт филармонического плана (жанр серьёзной музыки и литературы), дивертисмент (под эгидой театра) и концерт-шантан (концертные развлекательные программы в ресторанах, пабах, гостиницах, отелях и т. д.).

    Однако в XX веке «концерт» приобретает немного иное звучание. Так, например, Малая Советская Энциклопедия (3-е изд. 1959) включает в программу концерта «литературные, хореографические, а также сценические (вне театрального представления) произведения». В Большой советской энциклопедии (3-е изд.) мы встречаемся с закреплением сегодняшнего понимания концерта. «Концерт, публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе. Виды концерта — музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (легкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.)»[1] ↑ С. С. Клитин Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. — Л.: Искусство, 1987

    В зависимости от характера исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать как состоящую из двух основных разделов: филармонического (от греческого phileo – люблю и harmonia – гармония) и эстрадного (от латинского stratum – настил, помост). Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром.

    К филармоническим принято относить следующие жанры концертов:

    – симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с участием солистов-вокалистов, инструменталистов, либо хора;

    – камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм – сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. Камерные концерты могут также проводиться с участием солистов-вокалистов или инструменталистов;

    – концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.;

    – концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;

    – концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов – мастеров художественного слова, артистов-вокалистов (оперных и камерных), солистов-инструменталистов, артистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов- концертмейстеров, ансамблей и оркестров;

    – музыкально-литературные концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно- драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов – мастера художественного слова, артистов балета;

    – концерты-лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.

    К эстрадным концертам относятся:

    – концерты эстрадно-симфонических и эстрадных оркестров, джазоркестров и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих легкую инструментальную музыку;

    – концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих легкие вокальные музыкальные произведения;

    – концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;

    – концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);

    – театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду, кукольные группы);

    – концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих легкий, развлекательный репертуар;

    – концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно-цирковых жанров.

    Отметим, тем не менее, что деление концертов на филармонические и эстрадные подчас оказывается весьма условным.

    Существует несколько видов концертов. Утвердилась следующая классификация концертных программ, но классификация эта в какой-то степени условная.

    По целевому назначению можно выделить концерты:

    Источник: www.referat911.ru

    Технологии организации концертных программ

    Концерт как зрелище с открытой, гибкой, публичной и весьма мобильной технологией, состоящее из отдельных номеров, в которых занято различное число артистов, где возможно чередование жанров, самостоятельных программ, различных номеров, а также объединение малых и крупных коллективов разного профиля.

    Концертная программа как итог учебно-воспитательной работы в творческих коллективах, ансамблях. Значение концертных выступлений для участников коллектива: переживание радости, гордости, оценка значимости своих занятий творчеством, формированию общественной активности. Воспитательное воздействие концерта.

    Целевая установка репетиций на концертное выступление: формирование положительного отношения к занятиям в коллективе, интереса, мотивов обучения.

    Номер как основа концерта. Состав современной концертной программы: сольные выступления и выступления сложившихся коллективов, номера из смежных видов сценических искусств (театрального, циркового).

    Классификация концертных программ: по природе исполнения (вокальные, инструментальные, пластические, речевые); по жанру (филармонические, эстрадные, литературные, хореографические, сборные); по социальному назначению (обычные, праздничные, благотворительные); по составу зрителей (детские, взрослые); по времени (утренние, дневные и вечерние или концертные марафоны). В зависимости от содержания, структуры и характера различают следующие виды концертов: дивертисментные, тематические, театрализованные и отчетные, заключительные, авторские, жанровые, иллюстративные, сюжетные, развлекательные.

    Организация тематических концертов в связи с праздниками, юбилейными датами.

    Театрализованный концерт как разновидность тематического концерта, в котором номера соединяются в единое целое. Театрализованный концерт как синтез различных музыкальных жанров. Наличие четкой сюжетной линии. Структура театрализованного концерта: пролог, основная часть программы, состоящая из эпизодов и театрализованных номеров, финал.

    Работа режиссера над концертом. Драматургическая линия концерта, номера. Определение мизансцен, постановка смысловых акцентов в тексте песен, разработка характера сценического поведения музыкантов при исполнении инструментальных пьес, детали оформления номера, костюма исполнителя.

    Распределение номеров по нарастающей линии; усиление восприятия зрителей; завершение концерта наиболее эффектным номером.

    Контрастности номеров. Стыки между номерами разных жанров. Варианты исполнения в зависимости от содержания, места выступления, контингента зрителей.

    Решение организационных вопросов, связанных с проведением концертных выступлений. Проведение отчетных концертов творческих коллективов и учреждений культуры. Демонстрация лучших образцов работы.

    Читайте также:
    Как прошивать программой livesuit

    Источник: studopedia.org

    Технология организации концерта

    Процесс создания номера.

    Составные его части характеризуются последовательностью основных звеньев номера, которые учитывают практику 70-80-х годов: актер — режиссер. В данной формуле, поэтапно отражающей рождение номера, артист является центром, в котором соединяются творческие усилия режиссера. Отсюда возникает некая зависимость режиссера от индивидуальности и сценических возможностей актера[20].

    Актер не только должен сразу завладеть вниманием публики, но созданный им сценический образ, его характер с первой же минуты должен быть понятен зрителю. Каждый номер выходящего на эстрадные подмостки исполнителя, одновременно должен быть «рассчитан на мгновенную реакцию зрительного зала». Таково свойство эстрадного искусства.
    Каждый эстрадный номер несет в себе (должен нести) художественный образ. У жонглера — облеченное в художественную форму преодоление силы тяжести, у акробата — ловкость и пластика, совершенство человеческого тела, его возможности и т.д. его специфика.
    Ни одно — сценическое искусство не связано так со зрителем, как концертно-зрелищная программа. Если в театре объектом внимания актера является, прежде всего, партнер, и актеры, общаясь между собой, воспринимают зрительный зал опосредованно, то на сцене концертной зритель — партнер исполнителя.

    Исполнитель всегда общается непосредственно со зрителем, как бы разрушая так называемую «четвертую стену». Более того. В концертно-зрелищном искусстве все строится на том, чтобы преодолеть психологический барьер, психологические преграды между актером и зрителем. Как правило, с первого же момента своего появления на подмостках актер устанавливает прямой контакт с публикой.

    И дело не в том, что общение актера со зрителем значительно улучшает восприятие номера, помогает созданию успеха у зрителей. Такая живая связь необходима артисту еще и потому, что каждый раз, на каждом концерте номер в чем-то меняется. И происходит это от того, что на каждом концерте другой состав участников, зрителей, другое у актера настроение, творческое самочувствие и т.д.
    Вот этот особый контакт со зрителем, активное взаимодействие между артистом и зрителем, открытая демонстрация своего мастерства актером, который, как бы говорит зрителям: «посмотрите, как легко и ловко я поднимаю в воздух своего партнера» (если это силовые акробаты), или «обратите внимание, как мы вдвоем слаженно поем» (если это вокальный дуэт), или «слышите, как я ему ответил» (если это участник парного конферанса) — является еще одной из главных особенностей концертно-зрелищного искусства, ее родовым признаком.
    Надо полагать, что исторические корни этого идут от скоморохов, которые, выступая в окружении толпы, вступали с ней в непосредственное общение, вовлекал зрителей в свою игру. Артист эстрады смотрит на своих героев, оценивает их, смеется над ними или сочувствует им вместе со зрителем.
    Разговор с залом, «непосредственное обращение к зрителям любого номера — будь то фельетон, куплет, рассказ, танец, песня или акробатический этюд — не только отличает концертные программы от других искусств, но и вносит существенные коррективы в эти искусства, когда они входят в концерт.
    Спектакль в театре (драме, балете, опере) рождается на основе сложного синтеза драматургии, актерского и режиссерского искусства, художественного оформления и т.д. Номер может быть создан силами одного артиста, который довольно часто является и автором и исполнителем. (И даже если не автором, то все равно — единственным).
    Несколько слов об эстрадном концерте.
    Основной принцип построения эстрадного концерта состоит в том, что его программа складывается из выстроенных в определенном порядке самостоятельных номеров различных жанров. Причем их последовательность определяется неизменным правилом контраста, разнообразия, с учетом нарастания зрительского интереса. Именно «Его Величество Номер» диктует структуру концерта.

    Иными словами на эстраде большая форма (концерт) вторична и по отношению к «меньшей форме» (номеру) занимает подчиненное положение. Такой принцип создает наилучшие условия для выявления мастерства эстрадного артиста. Ведь концерт — это в какой-то степени и соревнование между исполнителями номеров. Собственно, именно в концерте номер, как произведение искусства, получает свое завершение.
    Одной из главных форм эстрадного представления всегда был и остается сборный концерт, несмотря на утверждение некоторых, что эта форма устарела.
    Правда, в последние годы не без успеха делаются попытки превратить эстрадные концерты в так называемые театрализованные представления, вернее, обозрения. То есть в представления, в которых отдельные номера связаны незамысловатым, порой, условным сюжетом (вернее, сюжетным ходом) — приемом, позволяющим соединить номера в последовательно развивающееся в какой-то логике действие. В этом случае номер воспринимается зрителем не как изолированное произведение, а как яркий эпизод в общей композиции. Ведь монтаж номеров взрывает инерции мысли зрителя, нарушает ее автоматизм.
    Следует сразу оговориться: обозрение, смонтированное из отдельных номеров (как правило, подготовленных вне зависимости от создаваемого обозрения, существующих или существовавших до этого сами по себе), таит в себе серьезную опасность. В нем обычно возникает внутреннее противоречие, которое довольно трудно преодолеть. Сюжетный ход обозрения подразумевает подчинение себе номера, а у номера есть своя логика, своя драматургия — он ведь сам завершенное произведение, которое по своей природе сопротивляется подчинению.
    Существенной особенностью эстрадного искусства является то, что один и тот же номер, одно и то же произведение в исполнении разных актеров, как правило, приобретает свое собственное звучание, зачастую заметно отличающееся. Происходит это потому, что основой любого эстрадного номера является исполнитель, то есть конкретный человек со своей неповторимой индивидуальностью. Иначе говоря, номер — это всегда творческое самовыражение актера. Вообще, эстрадное искусство носит сугубо личностный, в какой-то мере исповедальный характер. Вспомните, ведь зрители не говорят: «Пойдем на концерт послушать фельетон, монолог или пародии» и т.д., а говорят: «Пойдем на Хазанова, Пугачеву, Лундстрема, Брегвадзе, Леонтьева» и т.п.
    Когда в науке ученый делает открытие, пусть даже очень важное, то он открывает то, что существует объективно. Это открытие мог бы сделать и кто-то другой. В искусстве же, особенно в эстрадном, каждый художник открывает свое, видит жизнь и людей только со своей точки зрения. Призывать всех видеть одинаково (что было еще совсем недавно) не только противоречит законам подлинного искусства, но и безнравственно.Концертно-зрелищное искусство — это искусство индивидуальностей, людей талантливых, придающих самобытностью своей личности неповторимость исполняемого ими номера. Эта особенность связана с таким феноменом, когда талант исполнителя, его индивидуальное творчество становится названием неповторимого жанра, а иногда и его родоначальником (С.Образцов, Р.Зеленая).

    Итак, концертно-зрелищное искусство требует наличия таланта у исполнителей. Но такими же качествами должны обладать и режиссеры, композиторы, писатели. Ведь репертуар исполнителя, его доходчивость прежде всего зависят от драматурга, композитора, поэта и т.д., также, как яркая увлекательная форма, рожденная образным восприятием текста (музыки), во многом зависит от режиссера.
    Если же говорить о репертуаре, то нельзя забывать, что за привычным понятием «эстрадный репертуар» скрывается личность автора, его труд, умение подметить смешное в окружающей действительности, облечь свои наблюдения в лаконичную, образную форму. Это особый вид творчества, требующий и особого таланта.
    Как неоднократно повторял Н.П.Смирнов-Сокольский: на эстраде в равной степени важны и актуальность репертуара и большое мастерство исполнения. Одно без другого существовать не может.
    Итак, первое – номер, есть завершенное драматургическое и сценическое произведение. (Понимая под этим и музыкальность, и драматургию, и хореографию и т.д.). Его совершенство зависит от степени мастерства и таланта, как драматурга, так и режиссера, а главное — исполнителя.
    Второе — номер является основной художественной единицей эстрадного творчества, которому свойственны: кратковременность, спресованность действия, особенность общения (отсутствие «четвертой стены», зритель — партнер), импровизационный характер исполнения, концентрированность художественных выразительных средств, содействующих яркому выявлению творческой индивидуальности актера.
    Третье — основная форма бытия номера — эстрадный концерт, театрализованное представление, концертно-зрелищная программа.
    Характер и аранжировка жанровой (эстрадной) песни, народной песни, старинного романса и цыганской песни зависит от их содержания и аккомпанирующего состава музыкантов. Все это очень важно для режиссера и певца, ибо может подсказать и тонкость и характер исполнения.
    Подведя итоги этому параграфу, можно сделать следующие выводы:

    Читайте также:
    Каковы особенности компьютерных вирусов как типа вредоносных программ

    — Как и любое произведение сценического искусства, эстрадный номер создают автор (композитор), режиссер, художник и т.д. Но окончательно номер реализуется конкретным актером. Актер в эстрадном номере — его сущность, его плоть, а не только интерпретатор авторского и режиссерского замыслов. Вот почему говориться, что номер — это результат «штучного изготовления».

    — В работе над номером, ее последовательности нет четких границ. Как правило, многое в ней идет параллельно, а порой переплетается. В нее (работу) чаще всего вторгается интуитивное начало творчества. Оно-то и смещает этапы работы в их последовательности.

    — Кратковременность исполнения, являющаяся одной из особенностей эстрадного номера (растянутый во времени, даже интересный сам по себе номер, не только берет на себя неправомерно значительное внимание зрителей, чем того требует программа, но и тормозит движение самого концерта, что неизбежно нарушает его художественную целостность), — диктует не только предельную концентрированность выразительных средств, не только лаконизм всех элементов номера, но и обязывает режиссера и исполнителя отсечь все лишнее, сосредоточить свое внимание на создании яркой образной метафоры.

    — Способ существования исполнителя в номере — это творческий процесс, который определяется: во-первых, мерой условности решения номера и, во-вторых, особенностью «условиями игры» жанра.

    — Исполнительский успех номера во многом зависит от придания ему актером личностного характера, что, прежде всего, достигается соответствующим душевным настроем, степенью воодушевления, эмоциональности артиста.

    Все, что делают актер и режиссер на репетициях должно быть направлено на то, чтобы затем, выйдя на сцену, исполнитель, играя номер, донес бы до зрителей, выразил бы через созданный им сценический образ, эстрадный номер свод мысль, ради которой он вышел на подмостки. Только внеся в номер глубочайший внутренний смысл, он (актер) привлечет внимание публики, вызовет у нее способность размышлять вместе с ним. И преподнесено все это должно быть по эстрадному — легко, темпераментно, азартно.
    Именно ради нескольких минут подлинной свободы творчества (пока длится номер), не жалея ни времени ни сил трудятся актер и режиссер, ибо знают «цену тем минутам высшего артистического счастья, когда все с трудом найденное и с еще большим трудом отшлифованное вдруг оборачивается полной свободой, легкостью и актер не работает перед публикой, а как бы в прямом смысле слова играет».
    Спокойной жизни для актера и режиссера не бывает и не может быть. Однажды завоеванный успех, даже самый оглушительный, но потом не подтвержденный новыми художественными достижениями, исчезает «уходит даже из воспоминаний». Объяснить это можно, тем, что зрелище – это, прежде всего, по своей природе искусство сегодняшнего дня. Значит, следует артисту всерьез думать о продлении своего дарования, своего номера, своего жанра.
    Специфика концертно-зрелищных программ предполагает, что один и тот же номер актер исполняет много раз. Меняются залы, зрители, слушатели, а созданный номер обычно живет долго (не меньше сезона).
    В идеале от многоразового исполнения он (номер, репертуар) должен становиться отточеннее, глубже, ярче.
    Но не всегда это происходит. Особенно у начинающих исполнителей. К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с тем, что привыкая к реакции зала на ту или другую шутку, найденный прием, артист не получивший ожидаемый отклик, начинает педалировать эти места, превращая свое живое действие, слово в трафарет, штамп. А штамп — вещь весьма опасная: он начисто убивает в исполнителе творческое начало, превращает артиста-художника в ремесленника.

    Настоящий, подлинный прочный успех у современного зрителя имеет только тот артист, который чутко прислушивается к дыханию времени, а значит, от того, как режиссер и исполнитель сумеют угадать, почувствовать тенденции развития современной концертно-зрелищной индустрии. Опыт сегодняшних программ, например, говорит о возрождении стиля «ретро». Особенно характерен активный интерес к народным истокам в музыке, к фольклору. Достаточно вспомнить цикл песен А. Морозова на стихи Н. Рубцова, появление народных песен в исполнении Н. Бабкиной, группы «Иван Купала», Д. Маликова, «Блестящие», «Баба Яга» и др. Можно смело говорить о том, что дальнейшее развитие современного искусства связано с возрастающей ролью музыки, яркой и броской формы, с поиском новых выразительных приемов, с разрушением жанровых границ, с привлечением на эстрадные подмостки достижений аудио, световой, лазерной, видеопроектирующей и другой техники.
    Естественно, что все это возможно, прежде всего, при условии владения режиссерами и исполнителями подлинным профессиональным мастерством. Имея в виду истинное значение слов «профессионализм», «ремесло», а не то умение, скажем,.артиста «профессионально» вызывать смех в зале, и при этом неспособного заронить хоть зернышко мыслей зрителям. Тому, кто связал или хочет связать свою творческую судьбу с искусством следует помнить, что незыблемо была, есть и будет главная формула подлинного искусства: искусство – это, прежде всего мысль, помноженная на чувство.
    Отсюда следует, что номер является неотделимой составляющей технологического процесса концертно-зрелищной программы в совокупности с особенностями его создания (участия режиссера, балетмейстера, исполнителя и т.д.), кратковременности исполнения, мастерства исполнителя, качества и личностного характера.

    2.2. Проект концертно-зрелищной программы «»

    Источник: studopedia.su

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru