Козлова, И. В. Использование инновационной технологии «Линейный календарь» в формировании у дошкольников временных представлений / И. В. Козлова, О. А. Григорьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5264/ (дата обращения: 12.07.2023).
Время является одним из важных составляющих реальности, в которых мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени, оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. Время — это очень сложный объект познания дошкольниками.
К причинам, обусловливающим эти трудности, относят специфические особенности времени:текучесть, необратимость, недоступность. Представление о нём у детей возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Для формирования у детей представлений о времени в детских садах обычно педагоги используют модели часов и матричный календарь.
Авторы программы «ПРО детей» Елена Бодрова и Елена Юдина предлагают использовать в работе с дошкольниками инновационную технологию «Линейный календарь», которая предназначена для формирования у детей математических и логических представлений, начальных представлений о времени, навыков счета.
Утренний круг с использованием технологии «Линейный календарь». Воспитатель: Мясникова К.А.
Эту технологию мы стали внедрять в подготовительной группе. Линейный календарь дети восприняли «на УРА»! Для них он показался намного проще, интереснее, доступнее, чем матричный календарь. Процедура проведения работы с календарём очень проста. На вечернем сборе вместе с детьми, мы обсудили материал, из которого будет сделан календарь, обозначение символов, график заполнения.
Календарь дети создают сами, а зачёркивает даты взрослый. Это обусловлено тем, что по технологии — это действие не должно занимать много времени.
Шаг за шагом, мы стали оформлять линейный календарь в нашей группе.
1 шаг: С детьми определили путем голосования, какой цвет полоски бумаги будет соответствовать нашим временам года. Желательно цвета подбирать с учетом соответствия цветов в природе. Например, осенние месяцы — жёлтый цвет, зимние месяцы — голубой цвет, весенние месяцы — зелёный цвет, летние месяцы — красный цвет. Сверху к календарю прикрепляется полоска с названием месяца.
2 шаг: на листах воспитатель чертит 3 строки и клеточки: в середине линии в каждой клеточке календаря дети рисуют числа от 1 до 30/31 (или 28/29). Так как дети знают буквы, написали и дни недели под цифрами.
3 шаг: в верхней строке, в каждой клеточке дети рисуют символы будничных и выходных дней (неделя). Будничные дни обозначили символом березка, так как наша группа называется «Берёзка». Выходные дни обозначили символом многоэтажный дом. Здесь, важно выбрать символ так, чтобы дети ассоциировали его с днями, когда они приходят в детский сад или остаются дома. В младших группах воспитатель берёт картинки с интернета, а дети их наклеивает.
Технология «Линейный календарь»
Внимание педагоги! Для успешного формирования у ребенка понятия недели важно, чтобы обозначения выходных и будних дней соответствовали дням недели, а не тем дням, в которые ребенок фактически приходит (или не приходит) в детский сад. Если праздник выпадает на будний день, символ в верхней части календаря зачеркивается. Если в будний день работа садика внезапно отменяется (например, по погодным условиям или в связи с карантином), воспитатель зачеркивает соответствующую картинку, соответствующие будним дням, в первый учебный день после перерыва.
Шаг 4. В нижней строке, в каждой клеточке дети зарисовывали символом важные события в жизни отдельных детей, группы или всего детского сада. Примерами таких событий были дни рождения, праздники, экскурсии, проекты. Дети подписывали картинки.
Внимание педагоги! Лист месяца (даты, обозначения и события) заполняется сразу в начале месяца, но иногда приходилось делать дополнительные зарисовки, незапланированных событий. Но необходимо соблюдать правило — всё должно быть в меру. Не надо загромождать календарь множеством событий: детям будет трудно ориентироваться при наличии такого «зрительного шума».
Шаг 5: После заполнения календаря полоску месяца прикрепили на уровне глаз детей и так, чтобы он был виден всем детям. Работу с календарем проводим каждый день во время утреннего сбора. Время уходит 2–3 минуты, в зависимости от конкретной педагогической задачи, поставленной воспитателем.
Хором называем все числа, одновременно воспитатель показывает на соответствующие клеточки и дойдя до сегодняшнего числа, зачеркивает его. После этого дети вместе с воспитателем повторяют число и месяц, день недели. Во время хорового счета повторяем количественные числительные (один, два, три…), однако называя дату, используем порядковые числительные (второе декабря).
Внимание педагоги! Авторы этой технологии рекомендуют на этом этапе, чтобы все дети отвечали хором, — не рекомендуется спрашивать отдельных детей, знают ли они, какое сегодня число. В зависимости от возраста детей, воспитатель может предложить им ответить на вопросы относительно временной последовательности определенных событий или длительности временных интервалов.
Приводим примеры вопросов, направленных на формирование представлений о времени: — Сегодня у нас день, когда вы в саду (показывает на картинку). Какой день был вчера? Какой день будет завтра? — Что будет сначала: Катин день рождения или Костин? — Что было раньше: мы ходили в зоопарк или к нам приходил пожарный? Авторы технологии рекомендуют не превращать занятие по календарю в урок математики и пересчитывать все, что только возможно. В то время, как определение сегодняшней даты по календарю является обязательным, остальные вопросы таковыми не являются.
Шаг 6: после того, как месяц заканчивается, воспитатель помещает повыше на стену полоску листа так, чтобы календарь за все прошедшие месяцы составлял непрерывную линию.
Таким образом: использование линейного календаря в работе с детьми помогло быстро, ненавязчиво, и незаметно сформировать у детей временные представления. Наш календарь мы стали заполнять с сентября, изначально дети имели весьма расплывчатое представление о времени в соответствии с возрастными возможностями, а уже за два месяца были видны результаты. С большим интересом включались в создании каждого листка месяца, с удовольствием планировали, какие события будут отражаться в календаре.
Ребята грамотно стали называть и применять обозначения единиц времени в своей повседневной деятельности, быстрее понимать последовательность дней недели, месяцев, событий. Календарь, представленный в формате временной оси, помогает детям осваивать текучесть времени, его направление из прошлого, через настоящее — в будущее. Стали осознавать свою личную значимость в общем деле.
Литература:
- Е. Бодрова; Е. Юдина — Программы «ПРО детей»
- Рихтерман Т.Д Формирование представлений о времени у детей 14. дошкольного возраста. М, Просвещение, 1982
- Маслова Е.Н Развитие пространственно-временных представлений у дошкольников, Корифей, Волгоград, 2010
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, день, время, воспитатель, детский сад, календарь, линейный календарь, месяц, шаг, матричный календарь.
Похожие статьи
Использование наглядного моделирования при формировании.
Время воспринимается детьми опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности.
При ознакомлении с днями недели можно использовать как линейное, так и круговое моделирование, с цветовым.
Формирование представлений о времени у детей дошкольного.
Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять деятельность, последовательность
В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складывается более или менее определённые представления о.
Моделирование как одно из средств развития временных.
Представления о времени дети в дошкольной образовательной организации (ДОО) получают
В процессе ориентировки во времени дети знакомятся со следующими моделями: части
По команде воспитателя или под звук бубна дети бегают по комнате, затем после удара они.
Формирование временных представлений детей дошкольного.
Многие педагоги занимались изучением формирования представлений о времени у детей дошкольного
По мнению Ф. Фребеля, первые представления о времени ребенок должен усвоить в
Она считала, что детям достаточно знать последовательность дней недели.
Формирование временных представлений у детей старшего.
Детей знакомят с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.
В дошкольном учреждении воспитатель также может вместе с детьми встретить восход солнца, посмотреть, как постепенно все.
Пространственно-временные представления и особенности их.
О днях, месяцах, часах дети говорят как о предметах и даже «одушевляют» время: «Куда ушло вчера?».
Часто старшие дошкольники не могут определить последовательность дней недели.
Так, воспитатель обращается к детям с вопросом: «Какой сегодня день недели?
Проект «Альбом интересных дней» | Статья в журнале.
В октябре 2016 года в детском саду «Теремок » в группе «Гномики» средний дошкольный возраст был запущен проект «Альбом интересных дней» В основу проекта лег календарь основных праздников и развлечений в данном образовательном учреждении.
Развитие математических способностей у детей дошкольного.
игра, ребенок, дидактическая игра, день недели, дошкольный возраст, логическое мышление, свободное время, день, детский сад, способ
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и. Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
Формирование математических представлений у детей старшего.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Источник: moluch.ru
Технология «Линейный календарь»
материал
Время — это одна из важных составляющих реальности, в которых мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени, оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого.
Время — это очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное развитие природы, общества, человеческого сознания. Категория времени не дана уму ребёнка изначально. Представление о нём возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Освоение времени ребёнком идёт медленно и трудно.
К причинам, обусловливающим эти трудности, относят специфические особенности времени:
- Текучесть — ни одна, даже самая маленькая единица времени не может быть воспринята сразу, «одномоментно», а только в своём последовательном течении, фиксируется начало какого-либо события, а когда наступает его конец, то о начале можно лишь вспомнить.
- Необратимость — нельзя вернуть тот момент, который произошёл. Прошлое и будущее нельзя поменять местами.
- Недоступность — его «не видно», «не слышно». Оно не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких-то постоянных явлений.
- Со временем — нельзя совершать какие-либо действия. Любые действия протекают во времени, но не со временем. Время можно только прожить.
- Условность — обозначения времени условны, относительны, нестабильны и носят переходный характер (утро, день, вечер, ночь).
Определение времени опирается на общепринятую систему мер – эталонов: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Каждая из этих единиц имеет определённое числовое выражение. Отправной точкой, от которой ведётся отчёт времени, является настоящее, которое разделяет время на прошлое и будущее.
Для формирования у детей представлений о времени обычно обращаются к моделям часов и матричного календаря. Однако в детском саду использование данных моделей, особенно матричного календаря, как правило, не приносит ожидаемых результатов. Общепринятый матричный календарь слишком сложен для дошкольников, которые не умеют читать и не знакомы с правилами перехода на новую строку, когда предыдущая строка заканчивается. Матричный календарь – слишком условная, слишком «взрослая» форма отчета времени для маленького ребенка. Он не может формировать представления о течении времени, его направлении из прошлого, через настоящее в будущее.
Авторы программы «ПРОдетей» Елена Бодрова и Елена Юдина предлагают использовать в работе с дошкольниками Линейный календарь, который поможет детям наглядно представить длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год.
Как мы с ребятами делаем календарь?
Сначала выбираем цвет времени года.
Источник: nsportal.ru
Технологии проведения развивающих модулей программы дошкольного образования «Продетей» (8 фото)
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. В связи с этим, основной целью нашей педагогической деятельности является создание педагогических условий для развития самостоятельности, индивидуальности и поддержки инициативы у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Публикация «Технологии проведения развивающих модулей программы дошкольного образования „Продетей“» размещена в разделах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
1. Формировать у детей умение делать выбор и планировать собственную деятельность.
2. Способствовать умению детей доводить деятельность до конца.
3. Развивать инициативность детей в различных видах деятельности.
4. Расширять взаимодействие с родителями в целях развития самостоятельности детей.
Задачу формирования самостоятельной личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.
Ребёнок, более чем кто-либо другой стремится проявить своё «Я», утвердиться в своих знаниях, убеждая взрослого, что может сделать что-то не хуже других, доказывая, что может обойтись без их помощи. Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его и в зависимости от этого строят своё поведение.
По мнению, Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения.
В 2018 году нам удалось посетить семинары тренера программы дошкольного образования «ПРОдетей», старшего преподавателя кафедры управления образовательными учреждениями ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, тьютора федерально-региональной мобильной сети подготовки управленческого корпуса системы образования Оберемок Светланы Михайловны. На семинаре — тренинге мы познакомились с технологиями проведения развивающих модулей программы дошкольного образования «ПРОдетей». Предложенные технологии мы начали апробировать в процессе образовательной деятельности с детьми нашей группы.
Этапы освоения представленных технологий детьми группы №9 :
Технология «Линейный календарь». Начиная работу с этим модулем, мы предложили детям рассмотреть длинную полоску из картона и высказать свое предположение — «что это?»
В процессе обсуждения ребята пришли к выводу: «Это временной отрезок». Картонную полоску расчертили в виде таблицы (три горизонтальные строки и тридцать одна вертикальная колонка (в зависимости от количества дней в месяце). В верхней части календаря мы записали числа от 1 до 31. Вторая полоса отводится для фиксации дня недели и предстоящих событий.
Здесь можно записывать дни рождения детей, дни проведения утренников, праздников и других важных, интересных для детей событий. Третья полоса – для отметки выходной день или рабочий. Выходной день отмечается изображением домика, а рабочий – стаканчиком с карандашами.
Таким образом, каждому дню отводится три клетки в линейном календаре: первая – число, вторая – день недели, событие, третья – рабочий день или выходной. Ранее, мы использовали в работе с детьми матричные календари. Линейный календарь оказался гораздо интереснее и понятнее для детей.
В результате педагогического наблюдения мы обнаружили, что интерес детей к работе с календарем растет, если появится что- то новое. Часто сами дети предлагали новые идеи для оформления календаря. Мы старались поддерживать детскую инициативу. Например, отмечая на календаре выходные и рабочие дни, дети заменили изображение стаканчика с карандашами на тетрадку с ручкой, а к домику стали дорисовывать забор, скворечник, деревья.
Следующей ступенью работы с календарем, было предложение, каждой семье изготовить свой индивидуальный календарь. Когда дети стали приносить изготовленные календари, мы были приятно удивлены идеями оформления, событиями интересными для той или иной семьи.
Например, семья одного из наших воспитанников отмечает свой семейный праздник — День кошки.