Митина, Л. М. Профессионально-личностное развитие педагога: диагностика, технологии, программы : учебное пособие для вузов / Л. М. Митина. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 430 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13403-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519126 (дата обращения: 10.07.2023).
2-е изд., доп. Учебное пособие для вузов
- Нравится
- 4 Посмотреть кому понравилось
- Поделиться
- Курс с экзаменом
- Описание
- Программа курса
- Тесты: 8
- Есть в мобильном приложении
Ознакомиться Назначить курс группе
-
Митина Л. М.
Страниц 430
Обложка Твердая
ISBN 978-5-534-13403-2
Библиографическое описание
Митина, Л. М. Профессионально-личностное развитие педагога: диагностика, технологии, программы : учебное пособие для вузов / Л. М. Митина. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 430 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13403-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519126 (дата обращения: 10.07.2023).
ОПАСНЫЕ ТРЕНИНГИ личностного роста. Аферисты 80 лвл
Тематика/подтематика
Дисциплина
В пособии рассмотрены психологические основы труда учителя, представлены авторская концепция и технология профессионального развития педагога, теоретически обоснованы и раскрыты психологические факторы, условия, механизмы и движущие силы творческой самореализации учителя в профессии. Выявлены и описаны альтернативные стратегии (модели) труда учителя.
Анализируется актуальная проблема профессионального здоровья учителя. Особое внимание в пособии уделяется диагностическим, тренинговым и исследовательским программам, направленным на развитие интегральных личностных характеристик учителя, повышение его профессионального мастерства и творческой активности. Форма подачи материала сочетает научную доказательность позиции автора с доступностью излагаемого материала. Пособие предназначено для практических психологов образования, преподавателей, студентов и аспирантов высших психологических, психолого-педагогических и педагогических учебных заведений, преподавателей и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации работников образования, научных сотрудников, социальных педагогов и учителей, всех интересующихся вопросами профессионального развития и творческой самореализации педагога в профессии.
Тест к разделу Опубликован 02.11.2020 Глава 1. Основные парадигмы образования и принципы развития личности Авторы: Климкина Е. А.
Тест к разделу Опубликован 02.11.2020 Глава 2. Психологические исследования профессиональной деятельности и личности учителя (краткий исторический экскурс) Авторы: Климкина Е. А.
Тест к разделу Опубликован 02.11.2020 Глава 3. Структура труда учителя Авторы: Климкина Е. А.
Тест к разделу Опубликован 02.11.2020 Глава 4. Психологические факторы, условия и движущие силы профессионального развития учителя Авторы: Климкина Е. А.
Воспитание в школе: анализ нововведений-2022
Тест к разделу Опубликован 02.11.2020 Глава 5. Модели труда учителя Авторы: Климкина Е. А.
Тест к разделу Опубликован 02.11.2020 Глава 6. Профессиональное здоровье учителя как стратегическая задача современной школы Авторы: Климкина Е. А.
Тест к разделу Опубликован 02.11.2020 Глава 7. Технология конструктивного изменения поведения учителя Авторы: Климкина Е. А.
Тест к разделу Опубликован 02.11.2020 Глава 8. Исследовательские и коррекционно-развивающие программы Авторы: Климкина Е. А.
Источник: urait.ru
Технологии личностного развития
Ускоряющиеся темпы изменения современного мира формируют условия, в которых важно, с одной стороны, иметь четкую траекторию личностного развития, с другой стороны, эффективно адаптироваться к трансформации окружающей среды.
Навыки и компетенции, связанные с решением данных задач, становятся приоритетными во многих профессиональных областях.
Успешная деятельность связана с развитием:
- способностей работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
- способностей к самоорганизации и самообразованию.
- О курсе
- Требования
- Программа курса
- Знания
- Умения
- Навыки
- Результаты обучения
- Формируемые компетенции
- Направления подготовки
О курсе
Для развития таких навыков предлагается использовать технологии личностного развития, представленные в данном курсе.
Успешно освоив курс, студент сможет более эффективно управлять личностными ресурсами, а также обоснованно формировать личную траекторию профессионального развития.
Требования
Курс опирается на объем ранее изученного материала в курсе “Обществоведение” (школьная программа).
Программа курса
Раздел 1. Эффективная коммуникация (Социально-психологические компетенции)
- Введение в курс
- Концепция непрерывного личностного развития
- Эффективное общение
- Вербальная и невербальная коммуникация
- Эмоциональный интеллект
- Эмоции и чувства
- Ресурсные состояния, как основа эффективной коммуникации и активности
Раздел 2. Целеполагание (Стратегия формирования траектории профессионально-личностного развития)
- Управление своей жизнью
- Отличие цели от мечты
- Самоопределение
- О привычках
- Основы целеполагания
Раздел 3. Тайм-менеджмент.
- Ресурс время
- Секреты управления временем
- Спасательные круги для ежедневного саморазвития
Раздел 4. Профессионально-личностная траектория
- Профессиональная траектория
- Эффективность учебного процесса
- Управление ресурсами как эффективный инструмент достижения жизненных целей
Результаты обучения
- владеть технологиями эффективного командного взаимодействия законами восприятия и передачи информации;
- использовать навыки психологического мышления;
- владеть принципами толерантного взаимодействия с коллегами;
- применять основы самоменеджмента в личной и профессиональной жизни;
- формировать программу личностного и профессионального саморазвития;
- применять подход эффективного использования ресурсов для достижения личных и профессиональных целей;
- использовать технологии управления своим временем.
Формируемые компетенции
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7 ФГОС ВО 3+) — базовый уровень;
- способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК-6 ФГОС ВО 3++) — базовый уровень;
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные и иные различия (ОК-6 ФГОС ВО 3+) — базовый уровень;
- способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3 ФГОС ВО 3++) – базовый уровень;
Направления подготовки
Знания
— теоретические принципы целеполагания;
— необходимость и подходы к осуществлению тайм-менеджмента для управления своим временем, выстраивания и реализации траектории саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
— основные правила личностного саморазвития;
— подходы к формированию личного плана саморазвития;
— пути повышения личной производительности;
— законы передачи и восприятия информации;
— методы и стили эффективного общения и взаимодействия
Умения
— психологически грамотно распределять функции и социальные роли при осуществлении групповой работы; предотвращать групповые конфликты;
— использовать эффективные стили поведения в конфликтных ситуациях;
— использовать принципы эффективной коммуникации;
— выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
— формировать варианты решений достижения целевых ориентиров;
— формировать систему целей по ключевым направлениям развития;
— определять направления по повышению результативности/ снижению временных потерь управлять своим временем,
— выбирать приоритеты развития профессионального потенциала;
Навыки
— навыками психологического мышления;
— толерантного взаимодействия с коллегами;
— эффективного командного взаимодействия законами восприятия и передачи информации;
— формирования программы саморазвития;
— поиска жизненных целей;
— управления своим временем, выстраивания и реализации траектории саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.
Курс разработан в рамках реализации Cоглашения с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий № 2020-11-МП-0001-ОК 228
- Русский язык курса
- от 14 до 18 недель длительность курса
- от 2 до 4 часов в неделю понадобится для освоения
- 2 зачётных единицы для зачета в своем вузе
Адонина Лариса Валерьевна
Кандидат филологических наук, доцент
Должность: Заместитель директора по учебно-научной работе Гуманитарно-педагогического института, доцент кафедры «Педагогическое образование».
Литвинова Раиса Николаевна
Должность: Старший преподаватель кафедры «Менеджмент и бизнес-аналитика»
Сертификат
По данному курсу возможно получение сертификата.
Сертификат выдается при условии успешного выполнения контрольных заданий и прохождении финального аттестационного испытания с прокторингом. Стоимость прохождения процедур оценки результатов обучения с идентификацией личности — 1800 Р.
Источник: openedu.ru
Глава 4. Проектирование личностно ориентированных технологий профессионального развития специалиста Проектирование личностно ориентированных технологий
Профессионально обусловленные структуры деятельности и личности являются психологической основой конструирования личностно ориентированных технологий профессионального развития специалиста. Эта процедура включает следующие этапы.
1. Целеполагание, формулирование задач профессионального развития личности специалиста
В качестве задач могут выступать:
• актуализация профессионально-психологического потенциала личности;
- стимулирование и мотивирование профессионааьного роста, карьеры;
- повышение социально-профессиональной компетентности;
- диагностика и коррекция профессионально-психологического профиля специалиста;
- развитие профессионально важных качеств и ключевых квалификаций;
- формирование социально-профессиональных и интеллектуальных умений;
- освоение компетентных технологий профессионального поведения;
- развитие позитивной профессиональной Я-концепции и проектирование сценариев профессионального развития;
- преодоление деструктивного развития личности специалиста: кризисов, стагнации, деформаций.
2. Определение содержания профессионально-развивающего учебного материала и составление программы
Для определения субъективной составляющей учебного материала оправданны такие методические приемы:
- диагностика готовности обучаемых к нововведениям, инновационной деятельности;
- рефлексия уровня своего профессионального развития;
- составление психобиографии своего профессионального становления;
- заполнение карты индивидуального стиля деятельности;
- определение психологических барьеров и трудностей в профессиональной жизни;
- заполнение карты самооценки профессиональных способностей.
Результатом этого этапа становится программа повышения профессионально-психологической компетентности, ориентированная на субъективный опыт обучаемых.
3. Определение состава активных форм и методов взаимодействия педагогов-психологов с обучаемыми
Все многообразие форм и методов взаимодействия можно свести к четырем группам, каждая из которых ориентирована на развитие и обогащение подструктур личности специалиста:
1) Технологии обогащения социально-профессиональной направленности специалистов:
- знакомство с ситуационными нововведениями в социально-профессиональной области деятельности;
- интерпретация авторской концепции педагогов-психологов;
- тренинг поощрения и похвалы;
- формирование имиджа специалиста.
2) Технологии повышения социально-профессиональной компетентности:
- диалогические лекции по инновационным проблемам;
- тренинг диадического взаимодействия;
- групповые дискуссии;
- психолого-педагогические консилиумы;
- организационно-деятельностные игры;
- профессионально-психологические мастерские;
- тренинг аргументации;
- тренинги интеллектуальных умений;
- тренинг ведения переговоров и разрешения конфликтов;
- тренинг делового общения.
3) Технологии развития профессионально важных качеств:
- тренинги личностного роста;
- тренинги ключевых квалификаций: рефлексии, корпоративности, креативности, коммуникативности и др.;
- тренинги самопознания и общения;
- тренинг партнерского общения.
4) Технологии развития профессионально значимых психофизиологических свойств:
- тренинги внимания и наблюдательности;
- тренинг глазомера;
- тренинг координации движений;
- тренинг снятия психологического напряжения.
Профессиональное развитие специалиста реализуется посредством комплекса личностно ориентированных технологий. Как выше уже было отмечено, к ним относятся целеполагание, проектирование содержания учебного материала, разработка средств диагностики, применение разнообразных развивающих психотехник, организация учебно-пространственной среды, мониторинг профессионального развития. Комплексный подход к профессиональному развитию специалиста отражается в технологической карте. Ее обобщенная структура представлена в табл. 2.
В зависимости от целевой установки профессии, должностных обязанностей, квалификации и стажа работы проектируется личностно ориентированная карта профессионального развития Исходными данными для ее проектирования являются должностные инструкции, профессиограммы, профессионально-квалификационные характеристики, а также компетенция»‘ специалистов.
Технологическая карта профессионального развития личности
Этапы проектирования профессионального развития
Профессиональное развитие личности: актуализация профессионально-психологического потенциала, формирование ключевых квалификаций, прогнозирование профессионального роста
• Приоритет самоценности и индивидуальности траектории профессионального становления
• Конгруэнтность содержания профессионального образования инновационному характеру профессиональной деятельности
• Обеспечение профессиональной мобильности путем формирования ключевых квалификаций
• Удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении, профессиональном самосовершенствовании и профессиональном саморазвитии
• Создание благоприятного психологического кли мата в процессе сотворчества всех субъектов профес сионального развития
• Обеспечение самоконтроля и самокоррекции про фессионального становления
• Стимулирование и мотивирование профессионального роста, карьеры
• Повышение компетентности: социально-экономической, правовой, психологической, специальной (профессиональной)
- Расширение сферы компетенции личности: развитие напористости, инициативности, ответственности корпоративности, приверженности организации предприятию
• Диагностика и коррекция профессионально-психологического профиля специалиста
• Профессиональная адаптация молодых специалистов
• Восхождение к вершинам профессионализма
• Развитие профессионально важных качеств и ключевых квалификаций
• Освоение компетентных технологий профессионального поведения
• Рефлексия профессионального становления и формирование позитивной концепции профессионала
• Психологическая поддержка и профессиональное самосохранение личности
• Проектирование альтернативных сценариев профессиональной жизни
• Формирование индивидуального стиля деятельности
• Преодоление деструктивных тенденций профессионального развития: кризисов, стагнации, деформаций
• Общие социально-экономические и правовые знания
• Общеобразовательная, общетехническая, обшепрофессиональная и специальная подготовка
• Опережающая и инновационная подготовка
• Повышенное профессиональное образование
• Субъективный опыт специалистов
• Технологии обогащения социально-профессиональной направленности
• Диагностика профессионально значимых характеристик
• Интенсивная групповая психологическая работа
• Тренинги личностного и профессионального роста, делового общения, интеллектуальных умений, ключевых квалификаций и др.
• Технологии преодоления профессиональных деструкции
• Коррекционные и реабилитационные активные методы
Мониторинг профессионального развития
Уровни профессионального развития:
Источник: studfile.net