Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности специальность 190629 (23.02.04) «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)».
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ « САХАЛИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.14. Технология обработки конструкционных материалов
Специальность: 190629 (23.02.04) Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
Составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 190629 (23.02.04) Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) (Приказ № 274 Министерства образования и науки РФ от 05 апреля 2010г., зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 01 июня 2010 г. №17426 )
Материаловедение и технология конструкционных материалов Лекция НОВИКОВ Алексей Алексеевич 13 15 1
Рассмотрено на заседании
Методического совета ГБПОУ «СПЭТ»
Протокол № 5 от «14» июня 2016 г.
Председатель МС_________ С.А. Блохина
- Составитель : Скрыпченкова О.С. преподаватель первой квалификационной категории
ГБПОУ «СПЭТ»
- 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности специальность 190629 (23.02.04) «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Технология обработки конструкционных материалов» входит в общепрофессиональный цикл вариативной части основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- грамотно проектировать технологические процессы обработки конструкционных материалов ;
- разрабатывать технологию и проводить расчет технологических процессов изготовления деталей;
- осуществлять выбор оборудования и технологической оснастки для реализации производственных процессов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- технологические процессы получения и обработки деталей;
- принципы работы и конструктивные особенности основного технологического оборудования;
- принципы машиностроительного производства;
- применяемое оборудование и оснастку;
- конструкционные материалы и основные требования, предъявляемые к ним.
1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе:
Технология Конструкционных Материалов 18 02 22
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося 17 часов.
- 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Источник: nsportal.ru
Рабочая программа
протокол №___ от “__” ____________________________ 200___ г.
Зав. кафедрой ОТСиЛП______________________А.А. Протопопов
Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании кафедры «Оборудование и технология сварочного и литейного производства» технологического факультета,
протокол №___ от “__” ____________________________ 200___ г.
Зав. кафедрой ОТСиЛП______________________А.А. Протопопов
I Цели и задачи изучения дисциплины
Предметом изучениякурса «Технология конструкционных материалов» являются:
- Теоретические и технологические основы производства конструкционных материалов: черных, цветных металлов и сплавов, проката;
- основы термической обработки и термической резки металлов;
- основные сведения по технологии сварочных работ, типам швов и сварных соединений.
- знать сущность и технологические возможности процессов получения металлов и сплавов, их физико-механические и технологические свойства, классификацию, технологические процессы формообразования заготовок и деталей методами прокатки, прессования, волочения, основы технологии сварки и термообработки;
- иметь представление о способах сварки, сварочных материалах и технологии сварочных работ;
- знать типы швов и сварных соединений;
- уметь расшифровать условные обозначения сварных швов на чертежах;
- знать сущность и технологические возможности различных видов термической резки;
- иметь представление о проблемах, перспективах и направлениях развития сварочного производства.
II Содержание дисциплины
1. Введение. Цели и задачи изучения курса. Связь дисциплины с другими дисциплинами и место в формировании профессиональных навыков строителей. 1 час 2. Металлургическое производство черных и цветных металлов 2.1. Теоретические и технологические основы производства конструкционных материалов. Производство чугуна: материалы для производства чугуна: руды, флюсы, топливо.
Подготовка руд к плавке. Устройство доменной печи. Продукты доменного производства. 3 часа 2.2. Химические реакции горения топлива, процессы восстановления оксидов железа, кремния, марганца, фосфора, серы, процессы образования чугуна и шлака.
2 часа 2.3 Теоретические и технологические основы производства конструкционных материалов. Производство стали: физико-химические основы выплавки стали. Выплавка сталей мартеновским способом. Устройство и Работа мартеновской печи. 3 часа 2.4.Процесс производства стали в кислородных конвертерах.
Сущность процессов удаления примесей. Роль шлаков и управление металлургическими процессами. Основные химические реакции, проходящие при плавке. 1 час 2.5. Способы разливки стали.
Устройство разливочного ковша, изложниц. 1 час 2.6.Производство цветных металлов: меди, алюминия, магния, титана 2 часа 3. Обработка металлов давлением (ОМД). 3.1. Сущность ОМД. Классификация и основные виды ОМД 3 часа 3.2. Понятие и виды сортамента конструкционных материалов.
Прокатка металлов и сплавов. Продукция прокатного производства. 1 час 3.3. Изготовление поковок машиностроительных деталей. Ковка и горячая объемная штамповка.
1 час 4 Термическая обработка. Фазы и двухфазные структурные составляющие в железоуглеродистых сплавах Диаграмма состояний железо-углерод. Использование диаграммы железо-цементит для термообработки Основы термической обработки металлов Классификация термической обработки Виды термической обработки стали 4 часа 5. Теоретические основы сварки. 5.1. Определение сварки.
Основные сведения о сварочных и родственных сварочным процессах. Общие сведения о классификации способов сварки. Основные сведения о современных способах сварки, технологии сварочных работ. Понятие об электрической дуге и ее свойствах. 2 часа 5.2. Типы сварочных швов и соединений. Конструктивные элементы подготовки кромок под сварку.
Выбор требуемой формы подготовки кромок под сварку. Обозначение сварных швов в конструкторской документации. 2 часа 5.3. Основы технологии сварки покрытыми электродами. Схема ручной дуговой сварки покрытыми электродами.
Сварочные электроды. Основные компоненты обмазки и их назначение. Тип и марка электрода. Понятие о режиме сварки. Технология сварки покрытым электродом. 2 часа 5.4.
Основы технологии сварки в защитных газах. Защитные газы и смеси, их характеристика и область применения. Схемы сварки в защитных газах плавящимся и неплавящимся электродом. Понятие о режиме сварки. Технология сварки в защитных газах. 2 часа 5.5.
Основы технологии сварки под флюсом. Схема сварки под флюсом. Понятие сварочных флюсов: классификация; обозначение; роль в сварочных процессах. Понятие о режиме сварки. Технология сварки в под флюсом. 2 часа 5.6. Основы технологии контактной сварки.
Стыковая, точечная, шовная сварка. Схема процессов. Формирование соединения при контактной сварке. 2 часа 5.7. Основы газовой сварки.Схема газовой сварки. Виды горючих газов. Понятие о режиме сварки.
Технология газовой сварки. Применение газовой сварки в строительных работах 2 часа 6. Основы термической резки. Газовая, плазменная, лазерная резка, гидроабразивная резка. Сущность, схемы, преимущества и области применения различных способов термической резки. 2 часа
Источник: studfile.net
Материаловедение и технология конструкционных материалов
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.03.01 БИОТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015г. №193)
составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Протокол от 27.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.
Заведующий кафедрой
Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Протокол от 27.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент
1. Цели освоения дисциплины
— сформировать общее представление о различных классах конструкционных материалов и технологиях их получения; — познакомить с основными свойствами конструкционных материалов и методами их исследования; — сформировать понимание важности владения знаниями о конструкционных материалах. |
2. Место дисциплины в структуре ООП
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ОПК-2: способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования | |
ПК-9: владением основными методами и приемами проведения экспериментальных исследований в своей профессиональной области; способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
Знать: | |
— классификацию, структуру и основные свойства конструкционных материалов; — методы исследования конструкционных материалов; — общие принципы получения конструкционных материалов; — области применения конструкционных материалов. |
|
Уметь: | |
— применять основные законы физики и химии для описания структуры и свойств конструкционных материалов; — оценивать безопасность конструкционных материалов и технологии их получения. |
|
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): | |
оценивания свойствах и применения методов исследования материалов и их безопасности. |
Раздел 1. Основные понятия дисциплины «Материаловедение и технология материалов». | ||||||
1.1. | Основные понятия, цели и задачи дисциплины «Материаловедение и технология материалов». | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Общее представление о строении веществ и материалов. Атомный, молекулярный и фазовый уровни строения материалов. Химическая связь и физические взаимодействия в материалах. Газообразное, жидкое, твердое и плазменное агрегатные состояния вещества. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1 |
1.3. | Основные понятия дисциплины «Материаловедение и технология материалов». Строение веществ и материалов. Виды химической связи и физические взаимодействия в материалах. | Практические | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1 |
1.4. | Кристаллические и аморфные твердые тела. Дефекты кристаллического строения. Дислокационная структура и прочность металлов. | Практические | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1 |
1.5. | Основные понятия дисциплины «Материаловедение и технология материалов». | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1 |
Раздел 2. Свойства материалов и методы их исследования | ||||||
2.1. | Определение и общая характеристика механических, физических, химических и технологических свойств материалов. Взаимосвязь «состав-строение-свойства». | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1 |
2.2. | Механические свойства материалов. Стандартные образцы. Методы определения свойств материалов, основанные на использовании стандартных образцов. Безобразцовые методы определения свойств материалов. Неразрушающие методы контроля за изменением свойств. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1 |
2.3. | Механические, технологические, физические и химические свойства материалов. Специальные свойства. Взаимосвязь «состав – строение – свойства». Методы и инструменты определения различных свойств. | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1 |
2.4. | Свойства материалов и методы их исследования | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.1 | |
Раздел 3. Металлы. Сплавы черных и цветных металлов | ||||||
3.1. | Сплавы. Классификация и свойства сплавов. Основные типы диаграмм состояния двухкомпонентных сплавов. Правило фаз. Правило отрезков. Связь свойств сплавов с типом диаграммы состояния. Примеры диаграмм состояния сплавов. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Железо и его сплавы. Диаграмма состояния железо-углерод. Классификация и маркировка углеродистых сталей. Область применения углеродистых сталей. Чугуны. Классификация и маркировка чугунов. Влияние углерода и примесей на свойства чугунов. Стали и сплавы специального назначения: жаропрочные, износостойкие, инструментальные и штамповочные. Легированные стали. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1 |
3.3. | Цветные металлы и их сплавы. Алюминий и алюминиевые сплавы. Медь. Медные сплавы. Влияние легирующих элементов и примесей на свойства медных сплавов. Магниевые и титановые сплавы. Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1 |
3.4. | Диаграммы состояния сплавов. Диаграмма состояния железо-углерод. | Практические | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1 |
3.5. | Диаграмма состояния железо-углерод. | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1 |
3.6. | Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов. | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1 |
3.7. | Металлы. Сплавы черных и цветных металлов | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1 |
Раздел 4. Неметаллические и композиционные материалы | ||||||
4.1. | Неметаллические и композиционные материалы. Полимеры. Пластмассы. Резины. Клеящие и лакокрасочные материалы. Древесные материалы. Неорганическое стекло, ситаллы, керамические материалы. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1 |
4.2. | Композиционные материалы. Классификация. Основные принципы упрочнения и методы определения прочности композиционных материалов. Физико-технологические основы получения композиционных материалов. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1 |
4.3. | Неметаллические и композиционные материалы. | Практические | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1 |
4.4. | Неорганическое стекло, керамические материалы. Свойства и технология получения. | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1 |
4.5. | Пластмассы. Резины. Клеящие и лакокрасочные материалы. Древесные материалы. | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1 |
4.6. | Неметаллические и композиционные материалы | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1 |
Раздел 5. Современные материалы с особыми свойствами и технология их производства. Поведение материалов в особых условиях | ||||||
5.1. | Материалы с особыми магнитными свойствами, электрическими, тепловыми и прочностными свойствами. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1 |
5.2. | Поведение материалов в особых условиях. Жаропрочность и методы ее повышения. Длительная прочность материалов. Термическая усталость. Влияние агрессивных внешних сред. Коррозия металлов (химическая, электрохимическая). Основные способы защиты металлов от коррозии. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1 |
5.3. | Материалы с особыми магнитными свойствами, электрическими, тепловыми и прочностными свойствами. | Практические | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1 |
5.4. | Материалы с особыми свойствами. Гибридные материалы. | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1 |
5.5. | Современные материалы с особыми свойствами и технология их производства. Поведение материалов в особых условиях | Сам. работа | 5 | 5 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1 |
5. Фонд оценочных средств
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Приведены в ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Прикреплен к РПД |
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. П. Гаршин, С. М. Федотова ; под общ. ред. А. П. Гаршина | Материаловедение в 3 т. Том 1. Абразивные материалы : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/D4DAE64E-FCB0-403E-B13C-BA010AEF8137. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Р. И. Дедюх | Материаловедение и технологии конструкционных материалов: учебное пособие для прикладного бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/67C8C00A-88BF-4BC9-97B7-A56B81DA54C7 |
Л2.2 | Ю.П. Солнцев, Ю.П. Ермаков, В.Ю. Пирайнен | Технология конструкционных материалов: учебник для вузов | Санкт-Петербург : Химиздат, 2006 | http://biblioclub.ru/index.php?page=booktext-align:center»>6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» |
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office |
||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
501К | лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда — учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 — 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов. |
510К | лаборатория аналитической химии; лаборатория химико-аналитическая — учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; сушильный шкаф, муфельная печь, дистиллятор, раковина, шкафы для хранения реактивов – 3 шт.; оборудование, инструменты и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы, вытяжной зонт, микроскоп, плитки электрические, прибор для определения температуры плавления, установки для титрования, термометры ртутные, штативы, баня песочная, баня водяная, штативы для качественного анализа, центрифуга, пробки (стеклянные, резиновые, корковые), металлическое оборудование, набор химической посуды, набор химических реактивов. |
510К | весовая комната | Весовой стол, весы технические, весы аналитические, шкафы для хранения посуды |
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины: Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут. Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут. Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю. Подготовка к практическому занятию – 2 час. Подготовка к лабораторному занятию – 2 час. 2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»). Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий: А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут). Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут). В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке. Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи. Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется). Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф, какие новые понятия введены, каков их смысл, что даст это на практике? |
Источник: www.asu.ru