Технология игр и игровых программ

Игра — один из немногих видов деятельности, в котором удовольствие от процесса стоит выше, чем результат. Участники игры принимают определенные правила и следуют им для того, чтобы получить эмоции, впечатления, радость. Может ли при этом игра стать эффективным инструментом обучения как детей, так и взрослых? Безусловно, но при этом потеря удовольствия от игры превратит ее в обычный урок.

Использование игры как обучающего инструмента следует отличать от использования геймификации. Геймификация предполагает внедрение игровых элементов в целом неигровую деятельность, например, при оценке результатов работы, разминке на занятии, введении в тему. Геймификация также повышает вовлеченность учеников, однако удовольствие и эмоциональная отдача от геймифицированной деятельности будут ниже, чем от игры, следовательно и вовлеченность — меньше.

Итак, цель игры на уроке — именно вовлечь, а не развлечь или отвлечь учеников, хотя последнее, наверное, тоже возможно, если сроки, программа и ФГОСы позволяют.

Основы разработки игр и игровых движков

Плюсы и минусы использования игровых техник

Игровые техники на занятии, безусловно, приносят пользу. Ученики вовлекаются в процесс изучения предмета, зачастую могут на практике применить свои знания или же своим умом дойти до определенных выводов, написанных в учебнике. В случае, если игра рассчитана на длительный период и предполагает несколько этапов (итераций), ученики будут с радостью спешить на занятие, чтобы узнать продолжение сюжета, усилить свои позиции в игре или попросту отыграться. В целом высокая эмоциональная вовлеченность и радость от процесса облегчают запоминание материала и повышают мотивацию к учебе.

Однако для создания игр, обладающих всеми вышеперечисленными свойствами, учитель должен затратить немало сил и времени, ведь простое включение в учебный процесс звездочек вместо оценок или видео вместо лекции долгосрочного эффекта и необходимого уровня вовлеченности не даст, а качественная игра требует проработки сюжета, адаптации правил под конкретную аудиторию, разработки артефактов игры (карт, карточек, фишек, наград, видеороликов).

К минусам можно отнести и недостаток времени в рамках учебного процесса. 40 минут урока не позволяют провести полноценную игру с разбором результатов (рекомендуемая продолжительность игр — 1,5-2 часа).

Учителю необходимо дать вводные по теме, объяснить правила, провести игру, а затем разобрать ее результаты и сделать выводы с обучающим элементом, на саму игру получится отвести разве что 15-20 минут. В таких условиях можно вести речь только об элементах игры на занятии, то есть геймификации.

Комментарий «ЯКласс»: «Высокая нагрузка и необходимость следовать учебной программе часто не позволяют учителю выделить достаточное количество времени на подготовку полноценной игры. В этом случае педагогу помогут короткие задания с элементами геймификации, которые можно безболезненно внедрить в урок. На сайте „ЯКласс“ подобные задания можно найти в разделе „Переменка“ — они хорошо подходят для уроков в начале четверти, когда дети ещё не вошли в рабочий ритм. Также для учеников 4-6 классов есть олимпиадные задания подготовительного тура по математике и английскому языку. С их помощью можно и научиться решать более сложные задачи, и развлечь учеников интересными заадниями с элементами геймификации».

Сергей Немчинский vs Unity | Худший движок для разработки игр?

Условия эффективного использования игротехник на уроке

Прежде всего, до разработки или использования игры на уроке необходимо определиться с целями и предполагаемыми результатами: ученики должны запомнить факты, прийти к логическим выводам, разработать проект на основе изученного материала. Цель будет определять механику игры и обратную связь по ней. Проще всего найти готовую игру для решения определенных педагогических задач.

Сложнее дело обстоит в случае, если игра отсутствует. Создание игры — процесс довольно трудоемкий и предполагает детальный анализ целевой аудитории (сколько человек играет, какого возраста, насколько они замотивированы изначально, как они воспримут поражение), проработку механики (типы игроков, роль модератора, продолжительность игры, использование артефактов, игровой результат, используемая платформа), написание сценария, разработку артефактов, описание ролей игроков.

Учителю важно понять, что его роль в игре может состоять только в модерировании игровой деятельности, но одним из игроков он стать не может. Более того, игра должна идти по заданным изначально правилам, и если эти правила оказались несовершенными, то непосредственно в ходе игры их изменить нельзя. Поэтому, прежде чем использовать любую игру на уроке, желательно самому в нее поиграть.

Цель игры в обучении не будет достигнута, если не включить в программу разбор результатов игры. Часто полезно обсудить с игроками не только образовательный аспект (какие факты они запомнили благодаря игре или какие выводы сделали относительно отыгранного сюжета), но и механику игры (почему игрок А повел себя определенным образом, но к желаемому результату это не привело, почему игрок Б схитрил и при этом выиграл). Разбор механики игры и мотивов действий игроков может иметь не только обучающий, но и воспитательный эффект.

Примеры использования игровых техник на уроке

Использовать отдельные игровые элементы, например, при разминке, оценке знаний, проведении небольших тестов помогают порталы Kahoot.com и mentimeter.com. Бесплатная часть сервисов дает возможность опрашивать аудиторию, выводя результаты опроса на экран, строить «облака слов», давая определение новому понятию, проводить тестирование в интерактивном формате. Обеспечить интерактивное взаимодействие с использованием смартфонов поможет и мессенджер Telegram.

Примерами качественных настольных игр, которые могут быть использованы на уроке, являются «История России в лицах» от Mosaicum, «Эволюция» от Мосигры. Больше игр можно найти в путеводителе по настольным играм на портале tesera.ru

Читайте также:
Программа обмена школьниками что такое

Если же вы решились стать игротехником и самостоятельно разрабатывать игры для своих уроков, полезным может стать бесплатный онлайн-курс «Игропрактика в образовании» от НИТУ «МИСиС» на платформе «Открытое образование» openedu.ru.

Буду рада, если в комментариях вы поделитесь своими советами по использованию игр на уроке, примерами игр и вашими впечатлениями от их использования.

Об авторе: Евгения Викторовна Кузнецова, кандидат юридических наук руководитель образовательной программы «Правовое обеспечение национальной безопасности» УрФУ, преподаватель Уральского федерального университета и Уральского государственного юридического университета

Хотите узнать все об игровых технологиях и геймификации, регистрируйтесь на Летнюю школу Педсовета. Она посвящена теме игры в образовании.

Партнерский материал

Источник: pedsovet.org

Игровые технологии в образовательном процессе

Понятие и значение игровых технологий в образовательном процессе

Определение 1

Игровые технологии – это совокупность разнообразных методов, средств и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Использование игровых технологий в образовании способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательной активности, формированию разнообразных умений и навыков практической деятельности, а также является эффективным средством мотивации и стимулирования учащихся на обучение, так как создается благоприятная и радостная атмосфера.

Эффективность использования игровых технологий в образовательном процессе зависит от соблюдения ряда условий:

  • Игры, используемые в рамках технологии, должны в полной мере соответствовать учебным и воспитательным целям урока.
  • Количество игр во время урока должно быть умеренное.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

В зависимости от использования игровых технологий выделяют следующие виды уроков:

  1. Уроки, с использованием разнообразных игровых заданий (КВН, конкурсы, соревнования и т.д.).
  2. Уроки, с использованием игровых упражнений и заданий.
  3. Уроки, с использованием игры лишь на определенном этапе урока (например, применение игры для знакомства с новым учебным материалом).

В настоящее время игровые технологии занимают одно из важных мест в педагогическом процессе. Это связано с тем, что они способствуют повышению эффективности воспитательного воздействия на ребенка, развитию у него познавательных интересов и общей активизации деятельности учащихся.

Значение игровых технологий в образовательном процессе заключается в том, что они направлены на:

  • тренировку памяти;
  • выработку речевых умений и навыков;
  • стимулирование умственной деятельности;
  • развитие внимания и познавательного интереса к учебному предмету;
  • преодоление пассивности учащихся в процессе учебного занятия;
  • развитие коллективизма, чувства ответственности перед другими;

«Игровые технологии в образовательном процессе»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Замечание 1

Результативность применения игровых технологий в образовании во многом зависит от систематичности использования технологии, ее целенаправленности и сочетаемости с учебной программой.

Функции игровых технологий

Игровые технологии выполняют следующие функции в образовательном процессе:

  1. Развлекательная – данная функция является одной из основных функций игры. Игра призвана доставлять ребенку удовольствие, воодушевлять, пробуждать интерес к различным видам деятельности, удовлетворять его потребности в познании.
  2. Коммуникативная – направлена на овладение и развитие ребенком своих коммуникативных умений и навыков, овладение диалектикой общения.
  3. Самореализация – игра позволяет ребенку «примерить» на себе различные роли, получить бесценный навык практической деятельности.
  4. Игротерапевтическая – направлена на преодоление ребенка разнообразных трудностей, которые возникают в процессе его жизнедеятельности (например, борьба со страхами).
  5. Диагностическая – предусматривает выявление у детей отклонений в развитии, в процессе осуществления им игровой деятельности.
  6. Коррекционная – направлена на внесение положительных изменений в структуру личностных показателей ребенка.
  7. Межнациональная коммуникация – предполагает процесс усвоения учащимися социальных и культурных ценностей, которые являются общепринятыми в рамках конкретного общества (государства).
  8. Социализация – процесс включения ребенка в общественные отношения, адаптация его к современному обществу посредством усвоения общечеловеческих норм.

Практически все игровые технологии имеют ряд основных черт:

Характеристика структуры игровых технологий

Структура игровых технологий включает:

  1. Целеполагание – постановка образовательной цели, ее научное и педагогическое обоснование.
  2. Планирование – подбор методов, форм и средств достижения поставленной цели, определение этапов проведения технологии (планирование).
  3. Реализация цели – достижение поставленной цели путем организации игр, упражнений и заданий, в соответствии с составленным планом.
  4. Анализ полученных результатов.

Структура игры, которая используется педагогом в рамках игровой технологии, включает в себя:

  • роли, распределяемые между участниками игры;
  • игровые действия, которые выполняются учащимися в соответствии с их ролями;
  • игровые предметы;
  • отношения, которые возникают между участниками игры;
  • сюжет игры, либо та область действительности, которая воспроизводится в игре.

В современных образовательных организациях использование игровых технологий весьма актуально и востребовано. Это связано с тем, что игра положительно сказывается на активизации учебного процесса.

Наиболее рационально внедрение игровых технологий в образовательный процесс, в следующих случаях:

  1. Внедрение игровой технологии как самостоятельной для усвоения конкретной темы или раздела учебной дисциплины.
  2. В качестве элемента в рамках более обширной и глубокой образовательной технологии.
  3. В качестве самостоятельного урока или его конкретной части (введение, закрепление, контроль и т.д.).
  4. В качестве внеклассной или внеурочной деятельности (например, в виде игры «Зарница»).

Таким образом, современные игровые технологии включают в себя обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Источник: spravochnick.ru

Игровые технологии в ДОУ в условиях введения ФГОС

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?

С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства. Если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Кто же виноват в этом? Конечно же, вечно спешащие взрослые: бабушки и дедушки живут далеко, мамы и папы обеспокоены престижной работой, а воспитатели в детском саду усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция прослеживается не только у нас, но и во многих странах.

Публикация «Игровые технологии в ДОУ в условиях введения ФГОС» размещена в разделах

  • ФГОС. Внедрение и реализация
  • Темочки
Читайте также:
Как с компьютера копировать все программы на диск

Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:

— социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС);

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31). С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ :

• Необходимость объяснения родителям важности игры.

• Обеспечение безопасного пространства для игры (особенно касается дворовых территорий)

• Наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, поддерживающей игру.

• Свободное время детей не должно быть жестко программируемым, Педагог должен наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.

Ему необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.

В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Игра является составной частью педагогических технологий.

Педагогическая технология, в дошкольном образовании, представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.

Ценность педагогической технологии в том, что она:

— конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;

— создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Другими словами, понятие «игровые технологии» включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Целью игровой технологии является создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. Главное не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии – чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

Педагог должен быть творцом, даже если имеет дело с заимствованием, т. к. игровая технология — это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности. Игровая технология, как и любая другая технология имеет концептуальные основы:

Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности — дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игровые технологии, дают ребё нку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

— знания методики игровой деятельности;

— профессионального мастерства педагога при организации и руководстве различными видами игр;

— учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

— выбор игры — зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей — происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

— предложение игры — создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи : правила и техника действий;

— объяснение игры — кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

— игровое оборудование — должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

— организация игрового коллектива — игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

Читайте также:
Что такое программа мониторинга в спорте

— развитие игровой ситуации — основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

— окончание игры — анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Игровая технология :

— повышает познавательный интерес;

— вызывает эмоциональный подъём;

— способствует развитию творчества;

— максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

— позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;

По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

«Современные игровые технологии обучения ДОУ»

Какие современные технологии вы знаете?

«Здоровьесберегающая» технология;

«Игровая» технология»;

Технология проектной деятельности;

Информационно-коммуникативные технологии;

Личностно-ориентированные технологии;

Технология «ТРИЗ»;

Технология «Проблемного обучения»;

Технология «Марии Монтессори».

Марии Монтессорисоздала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно.

В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз — «помоги мне это сделать самому».

Зайцев Николай Александрович. Пособия «Кубики Зайцева», основаны на естественной потребности любого ребенка в игре и на системности подачи материала.

Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе. Склад — это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика, ребенок начинает составлять слова.

Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Борис Павлович Никитин. Игры Никитина «Сложи узор» не только безумно нравятся детям, но и невероятно полезны для раннего развития. В процессе занятий у детей развивается воображение, мелкая моторика, активизируется творческая деятельность, ребенок учится анализировать, синтезировать, впоследствии самостоятельно изобретает новые узоры. Кроме того, малыш начинает различать понятия «маленький – большой», «низкий –высокий», запоминает основные цвета и многое другое.

ЗолтанДьенешЛогические игры с блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных и аналитических способностей детей. Ребенок разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает.

• Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Блоки способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а также логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов — восприятия, памяти, внимания и воображения.

• С блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы.

Джордж Кюизенер. Разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.

Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира.

Достоинство игровых технологий

• игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей — внимание, восприятие, мышление, воображение;

• игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;

• происходит повышение интереса к изучаемому объекту практически у всех детей в группе;

• игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний.

«… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра.» (А. С. Макаренко)

Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М., 2010.

Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5.

Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. — 2007 — №6.

Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.

Источник: www.maam.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru