Программа профессионального модуля — является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО (ППСЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.10 Туризм (базовой подготовки) входящей в состав укрупненной группы специальностей 43.00.00 Сервис и туризм в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Предоставление услуг по сопровождению туристов и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут;
ПК 2.2. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте;
ПК 2.3. Координировать и контролировать действия туристов на маршруте;
ПК 2.4. Обеспечивать безопасность туристов на маршруте;
ПК 2.5. Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной;
ПК 2.6. Оформлять отчетную документацию о туристской поездке.
Программа профессионального модуля может быть использована:
— в дополнительном профессиональном образовании по программам повышения квалификации и переподготовки по направлению 43.02.10 Туризм , на базе, среднего профессионального образования без опыта работы;
Мастер класс по компетенции Организация экскурсионных услуг: Создание аудиогида
— в профессиональной подготовке на базе полного общего образования для углубления и расширения профессиональной подготовки по специальности 43.02.10 Туризм.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
— оценки готовности группы к турпоездке;
— проведения вводного инструктажа по технике безопасности туристов;
— сопровождения туристов на маршрутах;
— организации досуга туристов;
— контроля качества предоставляемых туристу услуг;
— составления отчета по итогам туристской поездки
— проверять документы, необходимые для выхода группы на маршрут;
— определять особые потребности туристической группы или индивидуального туриста;
— проводить проверку готовности транспортных средств при выходе на маршрут;
— использовать приемы эффективного общения;
— эффективно принимать решения в сложных и экстремальных ситуациях;
— взаимодействовать со службами быстрого реагирования;
— организовать досуг туристов;
— контролировать качество предоставляемых туристу услуг размещения и питания;
— контролировать качество предоставляемых туристам экскурсионных и сопутствующих услуг;
— проводить инструктаж по технике безопасности при проведении туристского мероприятия;
— проводить инструктаж об общепринятых специфических правилах поведения при посещении различных достопримечательностей;
— контролировать наличие туристов;
— обращаться за помощью в сопутствующие службы при наступлении чрезвычайных ситуаций;
— оформлять отчет о туристской поездке;
Видеоурок по формированию экскурсионных маршрутов (компетенция «Организация экскурсионных услуг»)
— оценивать качество туристского и гостиничного обслуживания туристов знать:
— основы организации туристской деятельности;
— правила организации туристских поездок, экскурсий;
— требования к организации и специфику спортивно-туристских походов различной категории сложности;
— правила техники безопасности при организации туристской поездки, экскурсии и туристского похода;
— основы анимационной деятельности;
— правила организации обслуживания туристов в гостиницах и туристских комплексах;
— приемы контроля качества предоставляемых услуг;
— инструкции по технике безопасности при организации туристских поездок и походов;
— правила поведения туристов при пользовании различного вида транспорта;
— правила оказания первой медицинской помощи;
— контактные телефоны служб, в которые следует обращаться при наступлении чрезвычайных ситуаций;
— стандарты качества туристского и гостиничного обслуживания;
— правила составления отчетов по итогам туристской поездки.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 108 часов, в том числе:
— обязательной аудиторной нагрузки обучающегося – 48 часа;
— самостоятельной работы обучающегося – 24 час;
— производственной практики – 36 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Предоставление экскурсионных услуг»», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Наименование результата обучения
Контролировать готовность группы, оборудования транспортных средств к выходу на маршрут
Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте
Координировать и контролировать действия туристов на маршруте
Обеспечивать безопасность туристов на маршруте
Контролировать качество обслуживания туристов принимающей
Оформлять отчетную документацию о туристской поездке
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями
Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля [1] *
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Производственная (по профилю специальности),
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
в т.ч., курсовая работа (проект),
в т.ч., курсовая работа (проект),
Источник: nsportal.ru
Технологии и организация экскурсионной деятельности
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 ТУРИЗМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1463)
составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.
Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович
1. Цели освоения дисциплины
Изучение теории и практики экскурсионного дела, формирование у студентов системы теоретических знаний и практических навыков подготовки и проведения экскурсий разных видов, для различных групп экскурсантов, формирование знаний, умений и навыков с учетом требований предъявляемых профессиональным стандартом «Экскурсовод (гид)» №33924 от 1 сентября 2014 г. (С изменениями и дополнениями от: 18 марта, 12 декабря 2016 г.). |
2. Место дисциплины в структуре ООП
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ОПК-3: способностью организовать процесс обслуживания потребителей и (или) туристов | |
ПК-13: способностью к общению с потребителями туристского продукта, обеспечению процесса обслуживания с учетом требований потребителей и (или) туристов | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
Знать: | |
• Классификацию экскурсий • Этапы проектирования экскурсии • Основные методические приемы и технику ведения экскурсий • Профессиональные требования, предъявляемые к экскурсоводу •Основные этапы развития экскурсионного дела в России и за рубежом • Классификацию экскурсий • Этапы проектирования экскурсии • Основные методические приемы и технику ведения экскурсий • Профессиональные требования, предъявляемые к экскурсоводу Должностные обязанности экскурсовода • Основы организации и проведения выставок • Классификацию выставок, их отличие от ярмарок • Этапы планирования выставочной деятельности • Правила составления выставочной экспозиции |
|
Уметь: | |
• Поэтапно проектировать экскурсию; • Составлять технологическую карту и другую документацию, необходимую для проведения экскурсии; • анализировать итоги процесса коммуникации с учетом требований потребителей |
|
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): | |
Владеть навыками проведения путевой информации на экскурсионном маршруте коммуникации в туристской деятельности с учетом требований потребителей Владеть навыками проведения путевой информации на экскурсионном маршруте |
Раздел 1. Технология экскурсионной деятельности | ||||||
1.1. | Современное понимание экскурсии. Сущность, признаки и функции экскурсии Классификация экскурсий | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-13 | Л2.1 |
1.2. | Классификация экскурсий | Лекции | 4 | 1 | ОПК-3, ПК-13 | Л2.1 |
1.3. | Экскурсионная методика как совокупность способов и приемов проведения работы. Основные понятия: «экскурсовод», «экскурсионный маршрут», «учебная экскурсия», «пробная экскурсия». | Практические | 4 | 1 | ОПК-3, ПК-13 | Л2.1 |
1.4. | Этапы развития экскурсионного дела. Экскурсии для детей в XVIII в. Томас Кук – «Наполеон экскурсий». Первые экскурсии в Великобритании. Влияние русской отечественной культуры на экскурсионное дело. Деятельность Крымского горного клуба, его вклад в развитие и становление экскурсионного дела. Организации, занимающиеся в настоящее время экскурсионным обслуживанием населения. | Сам. работа | 4 | 25 | ОПК-3, ПК-13 | Л2.1 |
1.5. | Признаки классификации: по содержанию, составу участников, месту и форме проведения, способу передвижения на маршруте, сезонности. | Практические | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-13 | Л2.1 |
1.6. | Техника ведения экскурсии. | Сам. работа | 4 | 28 | ОПК-3, ПК-13 | Л2.1 |
1.7. | Этапы разработки экскурсии. Путевая информация на экскурсионном маршруте | Сам. работа | 4 | 25 | ОПК-3, ПК-13 | Л2.1 |
1.8. | Основные ступени подготовки и проведения экскурсии: предварительная работа, разработка, заключительная ступень. Схема экскурсии: вступление, основная часть, заключение. Определение цели и задач. Выбор темы. Отбор литературы и составление библиографии. Определение других источников экскурсионного материала. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Составление карточки объектов. Составление маршрута экскурсии. Виды экскурсионных маршрутов. Понятие контрольного текста, подготовка контрольного текста экскурсии. Комплектование «портфеля экскурсовода». | Практические | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-13 | Л2.1 |
1.9. | Определение методических приемов и техники ведения экскурсии. Составление технологической карты экскурсии. Составление индивидуального текста экскурсии. Техника использования индивидуального текста. Проведение пробной экскурсии и ее утверждение. Карточка прослушивания экскурсии. | Сам. работа | 4 | 18 | ОПК-3, ПК-13 | Л2.1 |
1.10. | Техника ведения экскурсии: знакомство экскурсовода с группой, место экскурсовода в автобусе, экскурсионный рассказ во время движения, выход из автобуса и передвижение экскурсантов, темп движения группы, расположение группы у объекта, возвращение в автобус. Соблюдение времени в экскурсии. Паузы в экскурсии. Ответы на вопросы экскурсантов. Использование «портфеля экскурсовода». Правила пользования микрофоном. Кризисы внимания и пути их преодоления. Особенности работы экскурсовода на городских и загородных экскурсиях. Путевая информация на загородных экскурсиях | Практические | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-13 | Л2.1 |
1.11. | Основы профессионального мастерства экскурсовода. Виды мастерства: педагогическое, лекторское, экскурсоводческое. Экскурсоводческое мастерство как единство трех компонентов: экскурсовод, экскурсант, объект. Слагаемые мастерства: общая культура, кругозор, эрудиция, знание темы. Пути совершенствования мастерства: улучшение организации методической работы, повышение уровня профессионального мастерства, отработка техники проведения экскурсии. Культура речи экскурсовода. | Сам. работа | 4 | 17 | ОПК-3, ПК-13 | Л2.1 |
Раздел 2. Организация экскурсионной деятельности | ||||||
2.1. | Огранизация экскурсии | Лекции | 4 | 1 | ОПК-3, ПК-13 | Л2.1 |
2.2. | Разработка экскурсионной деятельности | Практические | 4 | 1 | ОПК-3, ПК-13 | Л2.1 |
2.3. | Особенности организации и проведения экскурсий в музеях, на выставках, в особо охраняемых зонах | Сам. работа | 4 | 15 | ОПК-3, ПК-13 | Л2.1 |
5. Фонд оценочных средств
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ВОПРОСЫ 1. Развитие экскурсионного дела в России в 18 – 19 вв. 2. Деятельность Крымско–Кавказского горного клуба, его вклад в развитие и становление экскурсионного дела 3. Томас Кук – «Наполеон экскурсий». Первые экскурсии в Великобритании. 4. Организации, занимающиеся в настоящее время экскурсионным обслуживанием населения. 5. Современное понимание экскурсии. Сущность, признаки и функции экскурсии. 6. Экскурсионная методика как совокупность способов и приемов проведения работы. Основные понятия: «экскурсовод», «экскурсионный маршрут», «учебная экскурсия», «пробная экскурсия». 7. Классификация экскурсий по составу участников, месту и форме проведения, способу передвижения на маршруте, сезонности. 8. Особенности содержания, подготовки и проведения обзорных экскурсий. 9. Виды тематических экскурсий (архитектурно-градостроительные, исторические, литературные) 10. Виды тематических экскурсий (природоведческие, производственные, ис-кусствоведческие) 11. Музей как научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение. Классификация музеев по профилю. Комплексные музеи. 12. Музейные экспонаты – вещественные, изобразительные и письменные. Экспозиции музеев и выставок – предметная основа экскурсии. 13. Правила проведения экскурсий на особо охраняемых территориях. Разработка экскурсионных маршрутов с учетом требований экологии и охраны природы и окружающей среды. 14. Понятие экскурсионного объекта. Виды объектов. Экскурсионные недви-жимые и движимые объекты. Экспонаты. 15. Классификация экскурсионных объектов. 16. Основные этапы подготовки и проведения экскурсии. 17. Составление маршрута экскурсии. Виды экскурсионных маршрутов. 18. Понятие контрольного текста, подготовка контрольного текста экскурсии. 19. Составление индивидуального текста экскурсии. 20. Комплектование «портфеля экскурсовода». Определение методических приемов и техники ведения экскурсии. 21. Показ экскурсионных объектов. Методические приемы показа 22. Экскурсионный рассказ. Вторичность рассказа по отношению к показу. 23. Понятие “экскурсионная программа”. Виды экскурсионных программ. 24. Услуги, включаемые в экскурсионные программы. 25. Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию. 26. Техника ведения экскурсии 27. Кризисы внимания и пути их преодоления. Особенности работы экскурсовода на городских и загородных экскурсиях. Путевая информация на загородных экскурсиях. 28. Функции и задачи выставок и ярмарок. Связь выставочной деятельности с туристским и гостиничным бизнесом. 29. Методика подготовки и организации выставки. Правила успешного проведения выставки. Результативность выставочной деятельности. Определение целей выставки. 30. Этапы подготовки выставки. Требования, предъявляемые к экспонатам. 31. Организация работы персонала. Правила успешного проведения выставки (Д. Олвуд, Б. Монтгомери). Этические требования к рекламной стороне функционирования выставок и ярмарок. 32. Структура экскурсии. |
2. Специфика экскурсионного метода заключается в:
а) первичности рассказа;
б) первичности показа;
в) единстве показа и рассказа, при котором ведущим является показ;
г) единстве показа и рассказа, при котором ведущим является
рассказ
3. Основные признаки экскурсии:
а) продолжительность её проведения;
б) наличие экскурсовода и экскурсантов;
в) наличие средства передвижения;
г) передвижение по маршруту;
д) наличие темы и объектов показа;
е) интересная лекция
4. Функции экскурсии:
а) тонизирующая;
б) информационная;
в) познавательная;
г) расслабляющая;
д) организации досуга;
е) сплочения коллектива
5. От лекции экскурсия отличается
а) большей продолжительностью;
б) более высоким уровнем наглядности;
в) отсутствием вопросно-ответного метода
6. В структуре экскурсии есть
а) вступление;
б) пролог;
в) основная часть;
г) эпилог;
д) заключение
7. С основным текстом и темой экскурсии обычно не связаны
а) основная часть;
б) вступление;
в) заключение;
г) подтемы экскурсии
8. По содержанию экскурсии бывают:
а) городские;
б) обзорные;
в) тематические
9. Продолжительность экскурсии может быть:
а) 2-3 дня;
б) 1 сутки;
в) от 1 часа до 1 суток;
г) 30 минут;
д) любая
10. По способу передвижения на маршруте экскурсии могут быть:
а) пешеходные;
б) водные;
в) транспортные;
г) комплексные
11. По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на:
а) индивидуальные и групповые;
б) для людей с высшим и средним образованием;
в) для местного населения и приезжих туристов;
г) для взрослой аудитории и школьников;
д) для мужчин и женщин
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Долженко, Г.П. | Экскурсионное дело в высших учебных заведениях: история и методика обучения: учебное пособие | Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета // ЭБС «Университетская библиотека online», 2011 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book_redsr=1 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | http://elibrary.asu.ru/ | ||
Э2 | Курс в Moodle «Технологии и организация экскурсионной деятельности» | https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3654 | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office; Word, Excel, PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader |
||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ФЗ об основах турдеятельности (http://ozpp.ru/zknd/turi/) Федеральное агентство по туризму: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/, свободный. – Заглавие с экрана. Официальный сайт департамента туризма Минэкономразвития РФ:http: //www. russiatourism.ru |
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Источник: www.asu.ru
Технология и организация экскурсионных услуг
Информация и основные ссылки образовательной организации — Академии Социального Управления
Наши адреса
- Москва ,
Енисейская, 3, корпус 5 - Москва ,
Енисейская, 3, корпус 3 - Москва ,
Староватутинский проезд, 8 - Москва ,
Шоссейная, 68, строение 1
Приемная комиссия
Бюджетные курсы ДПО
Пресс-служба
Платные курсы ДПО
Сведения, содержащие персональные данные работников Академии, размещены с письменного согласия работников на основании п.п.2, 11 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», ст.29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и п.3 «Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и обновления информации об образовательной организации» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582
Источник: asou-mo.ru