Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей. В сентябре 2021 году было принято решение апробировать программу «Вдохновение» в нашем детском саду «Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы.
05 мая 2022 Верещагина Юлия Борисовна
Источник: www.art-talant.org
Особенности образовательной программы «Вдохновение»: теория и практика
Методические рекомендации для педагогов «Детский совет» программа «Вдохновение»
консультация
Основным принципом ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей… предполагают:
…уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
(III. «Требования к условиям реализации…», п. 3.2.5)
В традиции нашей группы входит «Детский совет», он становится важным моментом дня и для детей и педагогов.
«Детский совет» предназначен, прежде всего, для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых. Подсказкой для меня послужила книга Л.В. Свирской «Детский совет: методические рекомендации для педагогов».
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам — возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять, в соответствии с собственными интересами. Для этого в течение дня должно быть отведено время на занятия по выбору и создана образовательная и игровая среда, которая должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Потому что все мы знаем что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.
Про утренний круг
С учетом этого основными задачами утреннего совета являются:
Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта.
Разработать план действий.
Учить детей делать осознанный ответственный выбор.
Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.
Структура детского совета…
Единственно верной структуры НЕТ.
Детский совет НЕ занятие. Участие в нем НЕ может быть принуждением.
Сигналом к «Детскому совету» в нашей группе служит звук колокольчика (сначала я звонила сама, теперь могу поручить подать сигнал кому -нибудь из детей; словом сигналом может служить мелодия, звук музыкального инструмента и многое другое, как пожелаете ).
Ребята собирают игрушки, заканчивают свои дела и рассаживаются в круг. Выбор места по желанию, кому с кем комфортно. Если тема проекта не выбрана то ее необходимо выбрать, если этот этап пройден то начинаем работать над планированием работы по проэкту.
Выбор темы проекта, образовательного события.Планирование – одна из ведущих и одна из самых сложных составляющих детского совета. Прилагая максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий и в итоге к выбору темы образовательного проекта, акции, праздника или иного события, взрослые поддерживают их инициативу и креативность, демонстрируют партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий.
Ориентация на образовательную программу ДОУ, ситуацию в развитии и интересы детей, культуросообразность, потенциал местного сообщества.
Баланс инициатив взрослых и детей.
Интеракция как условие планирования
Первое направление – выбор темы образовательного проекта (события, акции).
Второе направление – разработка плана проекта, плана образовательного события).
Третье направление – планирование дел и действий на текущий день.
Все идеи детей вносятся в общий план наравне с идеями взрослых.
Что требуется от педагога:
1. Постоянное изучение и хорошее знание индивидуальных особенностей: темперамента, черт характера, взглядов, привычек, реального уровня сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей.
2. Опора на сильные стороны, активность, развитие инициативы, самодеятельности детей.
3. Внимание к социальным и культурным событиям, принятие решения о том, какие важны для позитивной социализации, для развития ребенка
После «детского совета» дети выбирают центр активности, где они сегодня будут работать.
Работа в центрах активности: деятельность детей по реализации собственных (индивидуальных) проектов и планов или участие в общих проектах. Наблюдение, дифференцированная и индивидуальная работа с детьми воспитателя.
Итоговый сбор: анализ и самоанализ действий и оценка результатов, определение перспектив
В группе есть доска выбора . На доске выбора указаны центры в которых дети могут работать. На эту доску дети вешают свой брелок с фотографией.
В нашей группе имеются следующие центры активности:
Центр «Творческая мастерская»
Центр «Книжный мир»
Центр «Сюжетно-ролевой игры»
Центр «Природы науки и экспериментирования»
Центр «Театра и музыки»
Центр «Строительный уголок»
Выбор центров это развитие целеполагания детей.
2).«Для этого мне нужно…»
3).«Я буду делать с ……. »
4).«Я буду делать для кого или для чего …………»
Цель: организовать работу так, чтобы дети сами участвовали в своем образовании.
- выбор темы, видов деятельности осуществляют дети,
- детям предоставляется выбор материалов,
- предусматривается разноуровневость заданий,
- самостоятельность обеспечивает наличие подсказок,
- планирование индивидуальных проектов.
Технология детский совет по программе вдохновение
Всероссийское СМИ «Время Знаний». Возрастная категория 0+
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)
Конференции
- Педагогика. Современные подходы в обучении и воспитании
- Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования
- Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ
- Интерактивные методики в образовательном процессе
- Эффективные методы и приемы в образовательной деятельности
- Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе по ФГОС
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей школьного возраста
- Патриотическое воспитание детей и подростков
- Физическое развитие детей в ДОУ
- Технологии сотрудничества педагога с родителями
- Профессиональная компетентность педагога
- Профессиональное саморазвитие педагога
- Основы коррекционной педагогики и специальной психологии
- Роль игры в жизни дошкольника
- Современный урок: эффективная организация образовательного процесса
- Возрастные кризисы развития школьников и психологическая помощь
Конференция: Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования
Доклад: Организация работы «Детского совета»в рамках программы «Вдохновение»
Поделитесь этим докладом Вконтакте:
Источник: edu-time.ru