Термин Ф.т. был введен Э. Капом. Во втор. пол. 20 столетия филос. исследования техники выделяются как самостоятельная область научной деятельности. Проблемное поле Ф.т. включает в себя широкий круг методологических, социально-филос. философско-антропологических вопросов: уточнение самого понятия техники, изучение ее исторического развития, рассмотрение специфики технического знания, его взаимосвязей с фундаментальными науками, искусством, политикой, экономикой, поиски новой концепции взаимодействия человека и природы, нового «технического поведения» в современном мире, вопросы этики в индустриальном мире — методологию техники.
Одна из центральных проблем методологии техники — анализ специфики технического знания. В Ф.т. выделяют специфические черты, свойственные этому виду знания. Так, по мнению представителей Ф.т., объекты технического знания, в отличие от «естественных» объектов науки, имеют искусственную природу.
Есть существенное различие как в результатах, получаемых соответственно в науке и в технике, так и в их оценке. Напр., «от естественно-научных (математически сформулированных) теорий требуется, чтобы они были возможно более универсальными, хорошо эмпирически подтвержденными, простыми в использовании и плодотворными. От технических систем, напротив, требуется, чтобы они легко обслуживались и контролировались, имели возможно более длительный цикл и были бы экономичными в изготовлении и употреблении». В отличие от науки технические достижения способны оказывать непосредственное влияние на развитие общества.
011 Наука, техника и технологии
Одно из направлений Ф.т. — анализ технического развития в контексте глобальных проблем современности. Развитие техники на пороге 21 в. все более остро проявляет двойственный характер ее достижений. С одной стороны, без техники невозможно представить развитие человечества, а с др. — техника есть мощная сила, способная вызвать самые негативные, даже трагические последствия.
В историческом плане принято говорить о технике как о орудиях труда, машинах, механизированных и автоматизированных комплексах различного функционального назначения, информационных системах, совокупности коммуникаций. Орудия труда являются непосредственным доказательством происхождения человека посредством предметно-практической деятельности.
Первым к проблеме оценки социокультурного статуса техники обратился Аристотель. Он сравнивал техническое творчество с научной деятельностью и самой природой. В конечном итоге он пришел к выводу, что конструирование техники входит в задачу ремесленников. А эти люди не имеют высокого социального положения: их труд напоминает, скорее, копирование аналогов из природы.
В данном смысле ни техника, ни ремесленники не могут влиять на прогресс. Их статус определяется как нейтральный.
В новоевропейской философии отношение к технике и ее творцам меняется, что связано с повышением статуса субъекта технического творчества. Новая оценка значения техники стала определяться следующими подходами:
Философия техники
— техника, переходящая из ремесленного занятия в профессиональную инженерную культуру, основанная на достижениях естествознания, – мощный фактор общественного развития;
— техника является разновидностью научной практики и должна входить в структуру научного исследования;
— основы техники заключены в строгом логико-математиеском и физическом мышлении и расчетах. Техника рациональна.
— технических специалистов необходимо готовить по научным методикам как особого рода элиту, призванную обеспечить общество совокупностью инструментальных артефактов;
— рациональная техника требует свободного рынка инженерного труда;
— техногенное развитие должно соотноситься с возможностями существующей природной системы.
Источник: mydocx.ru
Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, её роль и статус в истории цивилизации.
Техника— исторически развивающаяся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, знаний, навыков), которые позволяют людям преобразовывать и использовать естественные и искусственные материалы, для удовлетворения своих потребностей.
В античности появилось понятие «техника», которое обозначало все, что человек сделал руками — оружие, игрушки и т.д.
В 17 в. в эпоху разворачивания научной революции и постепенного развития промышленного производства «техника» означала совокупность всех тех средств, процедур и действий, которые относились, прежде всего, к производству орудий труда и машин.
В 18-19 в.в. произошел «скачок» в развитии техники — развилось крупное машинное производство, вытеснившее ремесленный труд.
Разнообразные масштабные последствия развития техники обращают на нее внимание теоретиков. В это время начинает развиваться техническое знание. Его основатели — т.н. «философствующие инженеры» — Э. Гартиг, И. Бекманн, Фр. Рело и др. В области философской и общественной мысли формируется комплекс идей, который впоследствии был охарактеризован как «технологический детерминизм».
Основателями его в XIX в. были А. Сен-Симон, О.Конт и др. Они считали, что развитие техники не зависит от социального контекста. Например, в марксизме техника — нейтральный элемент в системе социальных отношений, но активный в преобразовании природы, как элемент производительных сил.
Кроме того, развитие техники понимается ими только прогрессивно и во многом обуславливает социальный прогресс. Эту идею в середине 20 в. развивают технократические концепции индустриализма, постиндустриализма, информационного общества. Основные идеи этого направления в социально-гуманитарной мысли стали исходным методологическим основанием философии техники.
Лишь на рубеже 19 и 20 в. в., когда происходит бурное развитие технических наук, начинается профессиональное изучение теоретических и философских аспектов техники усилиями Э. Каппа и Ф. Бона в Германии, П.К. Энгельмейера в России, Дюркгейма и А. Бергсона во Франции. В контексте становления неклассической философии постепенно складывается особое направление философской рефлексии — философия техники. Ее появление было подготовлено как социальными изменениями — научной, промышленной, социальной революциями, так и теоретическими достижениями — развитием естествознания, технического и гуманитарного знания, поворотом неклассической философии к проблемам конкретного развития социума и человека.
В XX в. исследования в этой области продолжают Ф.Дессауэр, Л. Мэмфорд, М. Хайдеггер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассетт, Г. Сколимовски, Ф. Эллюль и др.
Понятие «философия техники» было предложено немецким философом XIX в. Э. Каппом в работе «Основы философии техники» (1877).
В целом, в современной философии техники можно выделить несколько социально-философских программ исследования и оценки техники: техницизм, антитехницизм и синтетические программы.
Техницизм опирается на традиции технологического детерминизма, наиболее ярко выражается ряде т.н. технократических концепций (индустриализма, постиндустриализма, теории информационного общества), которые некритически оценивают технику и считают, что препятствовать или вмешиваться в технический прогресс нерационально.
Антитехницизм (антропологическое, аксиологическое направление) опирается на идеи философии жизни, экзистенциализма. Антитехницизм отрицает возможность гуманистического влияния техники на человека. Его крайняя форма — «технофобия»: позиция крайней враждебности по отношению к роли техносферы в социальных отношениях. Современная технологическая цивилизация и культура определяются как враждебные человеку за силовое (мужское, активистское) отношение к природе; за предельную рационализацию жизни и «инструментализацию» мышления и поведения человека; за вытеснение эмоционально-чувственных, игровых элементов культуры и т.д.
Техника — артефакт (искусственное образование), который создается человеком. Техника как артефакт подчиняется и природным законам, и законам социальной практики, но при этом часто обнаруживает преимущества перед объектами и силами природы.
Она полностью соответствует целям человеческой деятельности, прочна, легко обслуживается, экономит ресурсы, контролируется и управляется человеком. Технические системы образуют «техносферу» как мир созданных человеком искусственных систем. Техносфера — это системная многоуровневая искусственно созданная реальность, включающая человека и определяющая и меняющая его образ жизни. Развитие техногенной цивилизации в значительной степени определялось становлением и прогрессом техносферы, использованием ее преобразовательных возможностей.
Источник: cyberpedia.su
Техника как объект философской рефлексии
1. Историческая эволюция понятия техники и его современной интерпретации.
2. Предмет и структура философии техники. Исторические и теоретические предпосылки к возникновению философии техники.
3. Технологический детерминизм. Технократия. Техноструктура. Экспертократия.
4. Функции техник. Её роль и статус в истории цивилизации.
5. Генезис и социодинамика техносфер.
1. Техника – .
2. Техника – совокупность умений, навыков, в какой-либо профессиональной сфере.
3. Техника – аппараты, технические устройства, приборы.
Техника как знание, как объект, как процесс, как волеизъявление.
2 этап. Машинное производство с 17-18 века. Определённые функции ручного труба были переданы машинным механизмам.
3 этап. Механизация и автоматизация.
4 этап. Информационная и компьютерная техника.
Основные причины возникновения философии техник:
1. Необходимость осмысления научно-технического прогресса
2. Необходимо было определить статус техники в общественной жизни.
3. Показать роль техники в общественных сферах жизни.
Бэкон: «Знание – сила».
В 60-е, 70-е годы 20-го века формируется философия техники.
Философия техники – раздел философии, который изучает технику как социальный феномен в конкретном историческом аспекте.
Впервые это понятие сал использовать немецкий философ Эрнст Кат.
1. Сущность и закономерность техники.
2. Статус и место техники в жизни общества.
3. Техника изучает трансформацию человека в условиях техногенной среды.
4. Функции техники.
Проблема технической реальности и технического знания.
Техническую реальность и технические знание не следует противопоставлять друг другу.
Человеческая деятельность с техникой (как-то так) – необходимо условие существования любого человека в современном обществе.
Исходный металогический принцип философии техники – технологический детерминизм.
Это концепция согласно которой техника и технология играют решающую роль во всех сферах социокультурной жизни.
1. Техника обладает автономией развития.
2. Развитие техники отождествляется с общественным прогрессом.
3. Технический процесс происходит мгновенно.
Техницизм, с другой стороны антитехнитизм (не совсем точно, нужно уточнить).
На основе техницизма формируется особый тип рациональности (инструментальность, формализм, затухание эмоциональность жизни человека).
Хабермас: концепция о технической (экономическая) и коммуникативной рациональности.
Техническая рациональность ведёт к тому, что повышается производительность труда, техника проникает во все сферы жизни. Но в этом нет возможности для развития человеческой личности.
Коммуникативная рациональность – деятельность, основанная на взаимопонимании.
Технократия – власть технических специалистов, то есть носителей технической рациональности, основанная на понятии техноструктуры.
Понятие техностурктура было введено Гейлбрейтом.
Концепция экспертократии. Начиная с 80-ых годов.
Базируется на теории «Специалисты с высоким интеллектуальным творческим потенциалом». Эти эксперты стоят вне политики, вне экономики. Этот класс рассматривается как автономный и он критический настроен по отношению к традиционной структуре.
Неотехнократизм – признание научно-технического прогресса как определяющего фактора при оценочном, корректирующем контроле или вмешательстве экспертов.
1. Деградация/деформация окружающей среды.
2. Деформация социальной среды.
3. Деформация самого человека.
1. Заполнение неполноценности.
2. Власть над природой и другими людьми.
Ясперс: «Применяя силу природы над природой, техника выше природы».
3. Деятельность рассудка как основания техники.
4. Смысл техники.
«Смысл техники в преодолении биологической неспециализированности человека». «В создании искусственной среды обитания». «В создании красоты, соразмерности, гармонии и условий, необходимых человеческой личности».
Основные функции техники:
Философия техники
1. Проблема социальных последствий научно-технического прогресса.
2. Инженерная деятельность, мышление и формирование технократических представлений в развитии общества.
3. Проектирование, конструирование как виды инженерной деятельности. Научное открытие. Дизайн.
4. Виртуальная реальность как социокультурный элемент в информационном обществе.
Современный этап в развитии общества называется информационным обществом. Он характеризуется тем, что техника проявляется себя и используется буквально во всех сферах общественной жизни.
Работник, ищущие смысл и прочее, могут считаться смутьянами на предприятиях 2-ой волны, но предприятия 3-ей волны не могут работать без них.
1) негативной влияние на эмоциональность человека;
2) машина подвергает человека процессу расчленения;
3) техника наносит страшные удары гуманистическим идеалам.
1) техника помогает в труде;
2) отчуждение труда как жизнедеятельности;
3) отчуждение людей друг от друга.
Ясперс писал о таком демонизме техники.
1. Производственная сфера.
Сохраняется отчуждение труда.
2. Социальная сфера.
Стираются классовые различия, но происходит других социальных групп. Формируется и давно существует массовое общества. Очень хорошо охарактеризовал в работе «Восстание масс».
«Массовое общество – совокупность лиц, невыделенных ничем, гордятся своей заурядностью, навязывают всем свою волю».
В духовной сфере господствует массовая культура с её примитивностью, зрелищность, обращениям к инстинктам человека. Результатом массового общества и массовой культуры является утрата индивидуальности. Утрата подлинной духовности или сведение к религиозности и суевериям.
Духовность – внутренний субъективный мир человек, мир его мыслей, чувств, переживаний, сомнений, мысли о себе самом.
Технические мышление формируется с развитием общества. Дальше оно совершенствуется. Основывается на смекалке, обыденном опыте ловкости человека.
Инженер – специалист, занятый инженерной деятельность.
К той деятельности относятся прикладные исследования, планирование, проектирование, изготовление технических сооружений, вопросы с ремонтом, обслуживанием, утилизацией.
Инженерная деятельность ориентируется на науку. Причём эти научные знания опредмечиваются в технических объектах. Мировоззренческая позиция – техницизм и сциентизм. Сциентизм ориентируется на науку. Выделяются 4 основные типа профессионально мышления:
1) концептуальный – ум философа, логика математика;
Инженерное мышление – способ оперирования техническими понятиями и естественно-научными знаниями.
Характерно для современно инженерного мышления отказ от потребительского отношения к природе. Новый тип цивилизации, связанный с компьютерной революцией, взывает к гуманизации общественной жизни. Оно имеет системный характер.
Основные виды инженерной деятельности: проектирование и конструирование.
Проектирование – деятельность человека по созданию проекта (прообраза) предполагаемого объекта.
Результатом проектирования выражается в знаковой форме (тексты, чертежи, расчёты, модели и так далее). А результат конструирования выражается в материальной форме в виде опытного образца, с помощью которого уточняются, совершенствуются знаковые формы проектирования.
Конструирование – деятельность по созданию материальных образов объектов для него характерны какие-то материальные объекты или натурные одели.
Дизайн (содрано с английского языка – конструкция) – художественное конструирование промышленных объектов.
Изобретение – новое достижение в процессе познания природы, установление закономерностей и свойств материального мира.
Источник: megaobuchalka.ru