Техника как объект философской рефлексии основные исследовательские программы

Термин Ф.т. был введен Э. Капом. Во втор. пол. 20 столетия филос. исследования техники выделяются как самостоятельная область научной деятельности. Проблемное поле Ф.т. включает в себя широкий круг методологических, социально-филос. философско-антропологических вопросов: уточнение самого понятия техники, изучение ее исторического развития, рассмотрение специфики технического знания, его взаимосвязей с фундаментальными науками, искусством, политикой, экономикой, поиски новой концепции взаимодействия человека и природы, нового «технического поведения» в современном мире, вопросы этики в индустриальном мире — методологию техники.

Одна из центральных проблем методологии техники — анализ специфики технического знания. В Ф.т. выделяют специфические черты, свойственные этому виду знания. Так, по мнению представителей Ф.т., объекты технического знания, в отличие от «естественных» объектов науки, имеют искусственную природу.

Есть существенное различие как в результатах, получаемых соответственно в науке и в технике, так и в их оценке. Напр., «от естественно-научных (математически сформулированных) теорий требуется, чтобы они были возможно более универсальными, хорошо эмпирически подтвержденными, простыми в использовании и плодотворными. От технических систем, напротив, требуется, чтобы они легко обслуживались и контролировались, имели возможно более длительный цикл и были бы экономичными в изготовлении и употреблении». В отличие от науки технические достижения способны оказывать непосредственное влияние на развитие общества.

011 Наука, техника и технологии

Одно из направлений Ф.т. — анализ технического развития в контексте глобальных проблем современности. Развитие техники на пороге 21 в. все более остро проявляет двойственный характер ее достижений. С одной стороны, без техники невозможно представить развитие человечества, а с др. — техника есть мощная сила, способная вызвать самые негативные, даже трагические последствия.

В историческом плане принято говорить о технике как о орудиях труда, машинах, механизированных и автоматизированных комплексах различного функционального назначения, информационных системах, совокупности коммуникаций. Орудия труда являются непосредственным доказательством происхождения человека посредством предметно-практической деятельности.

Первым к проблеме оценки социокультурного статуса техники обратился Аристотель. Он сравнивал техническое творчество с научной деятельностью и самой природой. В конечном итоге он пришел к выводу, что конструирование техники входит в задачу ремесленников. А эти люди не имеют высокого социального положения: их труд напоминает, скорее, копирование аналогов из природы.

В данном смысле ни техника, ни ремесленники не могут влиять на прогресс. Их статус определяется как нейтральный.

В новоевропейской философии отношение к технике и ее творцам меняется, что связано с повышением статуса субъекта технического творчества. Новая оценка значения техники стала определяться следующими подходами:

Философия техники

— техника, переходящая из ремесленного занятия в профессиональную инженерную культуру, основанная на достижениях естествознания, – мощный фактор общественного развития;

— техника является разновидностью научной практики и должна входить в структуру научного исследования;

— основы техники заключены в строгом логико-математиеском и физическом мышлении и расчетах. Техника рациональна.

— технических специалистов необходимо готовить по научным методикам как особого рода элиту, призванную обеспечить общество совокупностью инструментальных артефактов;

— рациональная техника требует свободного рынка инженерного труда;

— техногенное развитие должно соотноситься с возможностями существующей природной системы.

Источник: mydocx.ru

Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, её роль и статус в истории цивилизации.

Техника— исторически развивающаяся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, знаний, навыков), которые позволяют людям преобразовывать и использовать естественные и искусственные материалы, для удовлетворения своих потребностей.

Читайте также:
Как открыть файл корел дро без программы корел

В античности появилось понятие «техника», которое обозначало все, что человек сделал руками — оружие, игрушки и т.д.

В 17 в. в эпоху разворачивания научной революции и постепенного развития промышленного производства «техника» означала совокупность всех тех средств, процедур и действий, которые относились, прежде всего, к производству орудий труда и машин.

В 18-19 в.в. произошел «скачок» в развитии техники — развилось крупное машинное производство, вытеснившее ремесленный труд.

Разнообразные масштабные последствия развития техники обращают на нее внимание теоретиков. В это время начинает развиваться техническое знание. Его основатели — т.н. «философствующие инженеры» — Э. Гартиг, И. Бекманн, Фр. Рело и др. В области философской и общественной мысли формируется комплекс идей, который впоследствии был охарактеризован как «технологический детерминизм».

Основателями его в XIX в. были А. Сен-Симон, О.Конт и др. Они считали, что развитие техники не зависит от социального контекста. Например, в марксизме техника — нейтральный элемент в системе социальных отношений, но активный в преобразовании природы, как элемент производительных сил.

Кроме того, развитие техники понимается ими только прогрессивно и во многом обуславливает социальный прогресс. Эту идею в середине 20 в. развивают технократические концепции индустриализма, постиндустриализма, информационного общества. Основные идеи этого направления в социально-гуманитарной мысли стали исходным методологическим основанием философии техники.

Лишь на рубеже 19 и 20 в. в., когда происходит бурное развитие технических наук, начинается профессиональное изучение теоретических и философских аспектов техники усилиями Э. Каппа и Ф. Бона в Германии, П.К. Энгельмейера в России, Дюркгейма и А. Бергсона во Франции. В контексте становления неклассической философии постепенно складывается особое направление философской рефлексии — философия техники. Ее появление было подготовлено как социальными изменениями — научной, промышленной, социальной революциями, так и теоретическими достижениями — развитием естествознания, технического и гуманитарного знания, поворотом неклассической философии к проблемам конкретного развития социума и человека.

В XX в. исследования в этой области продолжают Ф.Дессауэр, Л. Мэмфорд, М. Хайдеггер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассетт, Г. Сколимовски, Ф. Эллюль и др.

Понятие «философия техники» было предложено немецким философом XIX в. Э. Каппом в работе «Основы философии техники» (1877).

В целом, в современной философии техники можно выделить несколько социально-философских программ исследования и оценки техники: техницизм, антитехницизм и синтетические программы.

Техницизм опирается на традиции технологического детерминизма, наиболее ярко выражается ряде т.н. технократических концепций (индустриализма, постиндустриализма, теории информационного общества), которые некритически оценивают технику и считают, что препятствовать или вмешиваться в технический прогресс нерационально.

Антитехницизм (антропологическое, аксиологическое направление) опирается на идеи философии жизни, экзистенциализма. Антитехницизм отрицает возможность гуманистического влияния техники на человека. Его крайняя форма — «технофобия»: позиция крайней враждебности по отношению к роли техносферы в социальных отношениях. Современная технологическая цивилизация и культура определяются как враждебные человеку за силовое (мужское, активистское) отношение к природе; за предельную рационализацию жизни и «инструментализацию» мышления и поведения человека; за вытеснение эмоционально-чувственных, игровых элементов культуры и т.д.

Техника — артефакт (искусственное образование), который создается человеком. Техника как артефакт подчиняется и природным законам, и законам социальной практики, но при этом часто обнаруживает преимущества перед объектами и силами природы.

Читайте также:
Как посмотреть версию программы в ubuntu

Она полностью соответствует целям человеческой деятельности, прочна, легко обслуживается, экономит ресурсы, контролируется и управляется человеком. Технические системы образуют «техносферу» как мир созданных человеком искусственных систем. Техносфера — это системная многоуровневая искусственно созданная реальность, включающая человека и определяющая и меняющая его образ жизни. Развитие техногенной цивилизации в значительной степени определялось становлением и прогрессом техносферы, использованием ее преобразовательных возможностей.

Источник: cyberpedia.su

Техника как объект философской рефлексии

1. Историческая эволюция понятия техники и его современной интерпретации.

2. Предмет и структура философии техники. Исторические и теоретические предпосылки к возникновению философии техники.

3. Технологический детерминизм. Технократия. Техноструктура. Экспертократия.

4. Функции техник. Её роль и статус в истории цивилизации.

5. Генезис и социодинамика техносфер.

1. Техника – .

2. Техника – совокупность умений, навыков, в какой-либо профессиональной сфере.

3. Техника – аппараты, технические устройства, приборы.

Техника как знание, как объект, как процесс, как волеизъявление.

2 этап. Машинное производство с 17-18 века. Определённые функции ручного труба были переданы машинным механизмам.

3 этап. Механизация и автоматизация.

4 этап. Информационная и компьютерная техника.

Основные причины возникновения философии техник:

1. Необходимость осмысления научно-технического прогресса

2. Необходимо было определить статус техники в общественной жизни.

3. Показать роль техники в общественных сферах жизни.

Бэкон: «Знание – сила».

В 60-е, 70-е годы 20-го века формируется философия техники.

Философия техники – раздел философии, который изучает технику как социальный феномен в конкретном историческом аспекте.

Впервые это понятие сал использовать немецкий философ Эрнст Кат.

1. Сущность и закономерность техники.

2. Статус и место техники в жизни общества.

3. Техника изучает трансформацию человека в условиях техногенной среды.

4. Функции техники.

Проблема технической реальности и технического знания.

Техническую реальность и технические знание не следует противопоставлять друг другу.

Человеческая деятельность с техникой (как-то так) – необходимо условие существования любого человека в современном обществе.

Исходный металогический принцип философии техники – технологический детерминизм.

Это концепция согласно которой техника и технология играют решающую роль во всех сферах социокультурной жизни.

1. Техника обладает автономией развития.

2. Развитие техники отождествляется с общественным прогрессом.

3. Технический процесс происходит мгновенно.

Техницизм, с другой стороны антитехнитизм (не совсем точно, нужно уточнить).

На основе техницизма формируется особый тип рациональности (инструментальность, формализм, затухание эмоциональность жизни человека).

Хабермас: концепция о технической (экономическая) и коммуникативной рациональности.

Техническая рациональность ведёт к тому, что повышается производительность труда, техника проникает во все сферы жизни. Но в этом нет возможности для развития человеческой личности.

Коммуникативная рациональность – деятельность, основанная на взаимопонимании.

Технократия – власть технических специалистов, то есть носителей технической рациональности, основанная на понятии техноструктуры.

Понятие техностурктура было введено Гейлбрейтом.

Концепция экспертократии. Начиная с 80-ых годов.

Базируется на теории «Специалисты с высоким интеллектуальным творческим потенциалом». Эти эксперты стоят вне политики, вне экономики. Этот класс рассматривается как автономный и он критический настроен по отношению к традиционной структуре.

Неотехнократизм – признание научно-технического прогресса как определяющего фактора при оценочном, корректирующем контроле или вмешательстве экспертов.

1. Деградация/деформация окружающей среды.

2. Деформация социальной среды.

Читайте также:
В какой программе лучше рисовать схемы электрические

3. Деформация самого человека.

1. Заполнение неполноценности.

2. Власть над природой и другими людьми.

Ясперс: «Применяя силу природы над природой, техника выше природы».

3. Деятельность рассудка как основания техники.

4. Смысл техники.

«Смысл техники в преодолении биологической неспециализированности человека». «В создании искусственной среды обитания». «В создании красоты, соразмерности, гармонии и условий, необходимых человеческой личности».

Основные функции техники:

Философия техники

1. Проблема социальных последствий научно-технического прогресса.

2. Инженерная деятельность, мышление и формирование технократических представлений в развитии общества.

3. Проектирование, конструирование как виды инженерной деятельности. Научное открытие. Дизайн.

4. Виртуальная реальность как социокультурный элемент в информационном обществе.

Современный этап в развитии общества называется информационным обществом. Он характеризуется тем, что техника проявляется себя и используется буквально во всех сферах общественной жизни.

Работник, ищущие смысл и прочее, могут считаться смутьянами на предприятиях 2-ой волны, но предприятия 3-ей волны не могут работать без них.

1) негативной влияние на эмоциональность человека;

2) машина подвергает человека процессу расчленения;

3) техника наносит страшные удары гуманистическим идеалам.

1) техника помогает в труде;

2) отчуждение труда как жизнедеятельности;

3) отчуждение людей друг от друга.

Ясперс писал о таком демонизме техники.

1. Производственная сфера.

Сохраняется отчуждение труда.

2. Социальная сфера.

Стираются классовые различия, но происходит других социальных групп. Формируется и давно существует массовое общества. Очень хорошо охарактеризовал в работе «Восстание масс».

«Массовое общество – совокупность лиц, невыделенных ничем, гордятся своей заурядностью, навязывают всем свою волю».

В духовной сфере господствует массовая культура с её примитивностью, зрелищность, обращениям к инстинктам человека. Результатом массового общества и массовой культуры является утрата индивидуальности. Утрата подлинной духовности или сведение к религиозности и суевериям.

Духовность – внутренний субъективный мир человек, мир его мыслей, чувств, переживаний, сомнений, мысли о себе самом.

Технические мышление формируется с развитием общества. Дальше оно совершенствуется. Основывается на смекалке, обыденном опыте ловкости человека.

Инженер – специалист, занятый инженерной деятельность.

К той деятельности относятся прикладные исследования, планирование, проектирование, изготовление технических сооружений, вопросы с ремонтом, обслуживанием, утилизацией.

Инженерная деятельность ориентируется на науку. Причём эти научные знания опредмечиваются в технических объектах. Мировоззренческая позиция – техницизм и сциентизм. Сциентизм ориентируется на науку. Выделяются 4 основные типа профессионально мышления:

1) концептуальный – ум философа, логика математика;

Инженерное мышление – способ оперирования техническими понятиями и естественно-научными знаниями.

Характерно для современно инженерного мышления отказ от потребительского отношения к природе. Новый тип цивилизации, связанный с компьютерной революцией, взывает к гуманизации общественной жизни. Оно имеет системный характер.

Основные виды инженерной деятельности: проектирование и конструирование.

Проектирование – деятельность человека по созданию проекта (прообраза) предполагаемого объекта.

Результатом проектирования выражается в знаковой форме (тексты, чертежи, расчёты, модели и так далее). А результат конструирования выражается в материальной форме в виде опытного образца, с помощью которого уточняются, совершенствуются знаковые формы проектирования.

Конструирование – деятельность по созданию материальных образов объектов для него характерны какие-то материальные объекты или натурные одели.

Дизайн (содрано с английского языка – конструкция) – художественное конструирование промышленных объектов.

Изобретение – новое достижение в процессе познания природы, установление закономерностей и свойств материального мира.

Источник: megaobuchalka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru