Виртуальное образовательное пространство, электронный корпоративный университет, корпоративный учебный портал: эти и прочие термины описывают различные аспекты электронного (или дистанционного) обучения и объединяют различные элементы, которые можно назвать модным словом: e-learning.
Технологии электронного обучения уже не воспринимаются как нечто совершенно непонятное и недоступное, однако при их использовании возникает множество вопросов. Один из них, и, наверное, самый важный – как сделать электронный курс, и не просто электронный курс, а хороший и качественный.
Про педагогику электронного обучения, педагогический дизайн и другие содержательные аспекты сказано много и эта сторона вопроса сейчас активно обсуждается в e-learning-среде.
Как составить ТЗ для выбора системы дистанционного обучения
Обычно технические задания (ТЗ) составляются для создания чего-либо с нуля: разработки сайта, приложения или дизайна. Но иногда ТЗ пишут, чтобы правильно выбрать технически сложный и дорогой продукт, например, систему дистанционного обучения. За прошедший год команда iSpring получила несколько десятков вариантов ТЗ к СДО: от списка функций на одном листе до документов в сто страниц с глоссарием и блок-схемами. На их основе мы подготовили советы, как составить ТЗ, которое поможет выбрать подходящее решение для онлайн-обучения.
Как составить техническое задание на разработку программного обеспечения? 4 основных правила ТЗ!
Что такое ТЗ для выбора СДО и зачем клиенту его составлять
ТЗ для выбора СДО — документ, который компании составляют и рассылают поставщикам систем дистанционного обучения, когда хотят перевести очные тренинги в онлайн. В нем изложены подробности о компании, проекте и требованиях к потенциальной СДО. Поставщик изучает ТЗ. Если ему интересно, он направляет заказчику коммерческое предложение.
Затем компания сравнивает все предложения и выбирает подходящее. Так это работает в идеальном мире. В реальности порой встречается такое мнение: «Зачем клиенту заморачиваться с составлением подробных ТЗ? Пусть продавец предлагает, как решить задачу».
В этом есть своя логика, потому что заинтересованный вендор и правда сделает все, чтобы собрать как можно больше информации о вас и вашем проекте и предложить подходящее решение. И все же, есть пять причин выделить время на проработку ТЗ. Если ни одна из них не покажется вам достаточно весомой, можете смело закрыть эту статью.
1. Разобраться, что нужно Чтобы прийти к цели, надо знать, где она. ТЗ помогает сфокусироваться: вы прописываете задачу, способы решения и желаемый результат. Только благодаря четким целям, прописанным до старта проекта, вы сможете оценить его эффективность после запуска — получилось достичь намеченного или нет. Принцип «главное ввязаться в драку, а там посмотрим» — плохая стратегия при принятии решения на сотни тысяч рублей.
2. Расставить приоритеты
Иногда, чтобы доехать из пункта А в пункт Б, нужна гужевая повозка, а не Мерседес. Так и при запуске онлайн-обучения нужно понимать, какие функции обязательны, а на каких можно сэкономить.
09 Пример составления технического задания
3. Осознать ограничения
Все критически-важные моменты лучше сообщать вендорам до того, как они подготовят коммерческое предложение. Сюда относятся жесткие сроки, бюджет, количество пользователей, необходимость использовать конкретную технологию, например, установить систему на собственном сервере. Если дедлайн полномасштабного запуска обучения через два месяца, нет смысла рассматривать решения, развертывание которых длится до полугода.
4. Облегчить поиск вендора
Интернет-магазин Wildberries по запросу «футболка» выдает 65 тысяч результатов. Для мужчин, женщин, детей, даже для кошек есть — просмотреть каждую нереально. Хорошая новость: поставщиков СДО почти 500. Но и здесь понадобится мощный фильтр, чтобы отсечь заведомо неинтересные решения.
5. Получить то, что требовалось
Это возможно, когда удается свести к минимуму разницу между представлениями о задаче у заказчика и исполнителя. Продуманное ТЗ помогает обнаружить пробелы в понимании задачи и проливает свет на существенные детали, которые влияют на выбор решения, реализацию проекта и его стоимость.
Когда выбрали СДО без продуманного ТЗ.
Что писать в ТЗ на выбор СДО
Шансы встретить два одинаковых ТЗ такие же, как встретить двух людей с одинаковыми отпечатками. Однако, структура удачных ТЗ похожа. Расскажем об универсальных разделах, которые полезны в любой ситуации.
1. Краткое описание проекта и контактная информация
Это одностраничное резюме с указанием ключевых условий задачи: дано то-то и то-то, цель — такая-то, предполагаемое решение — такое-то. Никто не будет читать сотни страниц, чтобы докопаться до сути. В резюме вы формулируете главные требования, которые озвучиваете вендорам. Если задача им подходит, ее берут в работу и изучают детали проекта: подробности, пояснения и примеры.
Если нет, вы хотя бы не потратили много времени на объяснения. Ещё в резюме стоит сразу указать сроки: дату, до которой вы принимаете предложения, и дату, когда вы хотите запустить обучение. Жесткий дедлайн — почти такой же серьёзный фильтр для предложений вендоров, как и функциональность. Так вы избежите напрасных переговоров с провайдерами, которые не укладываются в ваши рамки.
Укажите имя и контактные данные человека из вашей компании, который будет вести проект и сможет ответить на вопросы. А вот чего делать не стоит, так это подробно описывать историю и достижения своей компании. Вместо этого лучше обойтись ссылкой на презентацию или раздел на сайте. Пример:
- Обучение новых сотрудников
- Проведение регулярных обязательных тренингов (безопасность, охрана труда, гигиена производства и т.п.)
- Обучение продуктовой линейке
- Ежегодная аттестация персонала
Ожидаемые объемы обучения:
- 350 пользователей на старте.
- Есть 32 готовых курса, которые мы импортируем из прежней СДО. Планируем добавлять по три новых курса раз в квартал.
- Массовое тестирование — раз в год.
Ключевые требования к СДО:
- Облачная платформа
- Поддерживает мобильное обучение
- Прозрачная система отчетности
- Совместима с CRM Bitrix
- Есть инструменты нематериальной мотивации
Сроки:
Коммерческие предложения принимаем до 15 июля 2019.
Презентации, живые демо — с 16 июля по 25 июля 2019.
Тестирование платформ — с 26 июля по 20 августа 2019.
Принятие решения — до 1 сентября 2019.
Техническое задание №1
Разработать техническое задание на программный продукт, предназначенный для наглядной демонстрации школьникам графиков функций одного аргумента у = f(x). Разрабатываемая программа должна рассчитывать таблицу значений и строить график функций на заданном отрезке по заданной формуле и менять шаг аргумента и границы отрезка. Кроме этого, программа должна запоминать введенные формулы.
1. Введение
Настоящее техническое задание распространяется на разработку программы построения графиков и таблиц значений функций одной переменной, предназначенной для использования школьниками старших классов.
В школьном курсе элементарной алгебры тема анализа функций является одной из самых сложных. При изучении данной темы школьники должны научиться исследовать и строить графики функций одной переменной, используя все известные характеристические точки функции, включая корни, точки разрыва первого и второго рода и т. д.
Существующее программное обеспечение, которое может решать подобные задачи, является универсальным, например EuricaилиMathCad. Оно имеет сравнительно сложный пользовательский интерфейс, ориентированный на пользователя, прослушавшего, как минимум, институтский курс высшей математики, что делает использование подобных средств школьниками невозможным.
Разрабатываемая программа позволит школьникам проверить свои знания при изучении указанной темы.
2. Основание для разработки
Программа разрабатывается на основе учебного плана кафедры «Компьютерные системы и сети» и в соответствии с договором кафедры со школой № . от 5.09.2001.
3. Назначение
Основным назначением программы является помощь школьникам при изучении раздела «Исследование функций одного аргумента» школьного курса элементарной алгебры.
4. Требования к программе или программному изделию
4.1.Требования к функциональным характеристикам
4.1.1. Программа должна обеспечивать возможность выполнения следующих функций:
- ввод аналитического представления функции одной переменной и длительное хранение его в системе;
- ввод и изменение интервала определения функции;
- ввод и корректировку шага аргумента;
- построение таблицы значений функции на заданном интервале или изображение графика функции на заданном интервале при условии, что на указанном интервале она не имеет точек разрыва.
- аналитическое задание функции;
- интервал определения функции;
- шаг изменения аргумента, определяющий количество точек на интервале.
5. Требования к программной документации
5.1. Разрабатываемые программные модули должны быть самодокументированы, т. е. тексты программ должны содержать все необходимые комментарии. Разрабатываемая программа должна включать справочную информацию обосновных терминах соответствующего раздела математики и подсказки учащимся. В состав сопровождающей документации должны входить: Пояснительная записка на 25-30 листах, содержащая описание разработки. Руководство пользователя.
Источник: studfile.net