Театральная программа что это такое

При организации театрализованного представления необходимо иметь представление о технологической подсистеме массового мероприятия для детей. Она включает в себя следующие элементы:

1. Возможность постановки, реализации различных видов творческих жанров с учетом имеющегося материально-технического обеспечения. Например:

— художественно-декоративное оформление сценических площадок;

— технические средства, механизмы и иные возможные приспособления для создания спецэффектов;

— энергопитание, возможность подключения необходимых технических средств,

музыкальных инструментов и др. ;

— наличие звукоусиливающей аппаратуры;

— наличие художественного освещения;

наличие разнообразных атрибутов, необходимых дня организации представления (в соответствии со сценарием).

Основой для подготовки и проведения театрализованных представлений является специально написанный сценарий. Сценарий – это литературная основа всего будущего действия представления. В сценарии указывается, какие действующие лица в представлении, как оформлена сценическая площадка, где происходит представление, где и как включается музыка, а запись диалогов и всего текста представления осуществляется, как в пьесе.

Театральная педагогика. Что это такое? Отличия от режиссуры

Специфической особенностью сценария театрализованного представления является заявленный в сюжете конфликт, проявляющийся в поступках, действиях героев. Без конфликта нет и действия в истинном понимании слова, нет динамики.

Сюжетной основой для детского театрализованного представления порой становится знакомый сюжет сказки, детской книги, фильма, мультфильма. Узнаваемая основа, в которую включается свой, интересный для ребят материал, встречает живой отклик у детей и взрослых. Например, в театрализованных представлениях для детей младшего школьного возраста сквозным драматургическим ходом бывает путешествие по сказкам, космическое путешествие, необычные уроки, соревнования, воображаемое перемещение из одного времени в другое, экскурсии, телепередачи, киносъемка, диспуты, клоунада и т. д.

Замысел сценария у каждого сценариста рождается по-разному, но с чего бы работа его не началась, он определяет следующие компоненты своего замысла:

Тема – круг явлений действительности, которые автор исследует;

Идея – главная авторская мысль, его убеждение (свое убеждение сценарист подкрепляет самим подобранным и выстроенным материалом);

Сверхзадача – конечная цель.

После того, как сценарист закончил сбор художественного и документального материала, на основе которого будет строиться театрализованное представление, приходит очередь следующего этапа работы над сценарием — распределение сюжета на эпизоды в соответствии с композиционной структурой.

При работе над сценарием для детей всегда приходится помнить о зрелищной его стороне, его занимательности, динамичности. Детская аудитория в особенности не терпит монотонной подачи материала со сцены. Сценаристу приходится быть изобретательным и максимально разнообразить и приемы, и средства воздействия на эмоциональную сферу зрителей.

Чтецкая программа для поступления в театральный. Что это такое, и где её искать. 5 основных советов.

Учитывая специфику самой формы театрализованного представления, важно помнить и о введении в сценарий приемов активизации зрителей. Удачно найденные приемы такого рода помогут добиться гораздо большего успеха при показе театрализованного представления.

В практике работы учреждений образования при организации театрализованных представлений самым эффективным методом является метод театрализации.

В оформление театрализации входят : декорации, театральный костюм, грим, бутафория, световое и шумовое оформление, а также музыкальное оформление. Ни один сценарий мероприятия не будет успешен без использования этих выразительных средств. Существует даже такое понятие, как декорационное искусство — искусство создания зрительного образа мероприятия посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники. Декорационное искусство способствует раскрытию содержания и стиля представления, усиливает его воздействие на зрителя. А костюмы, маски, декорации и т. д., являются элементами декорационного искусства.

Использование света в театрализованном представлении зависит от места ее проведения. Если представление проводится на свежем воздухе, то здесь кроме естественного света мы ничего не используем. Но возможно мероприятие проходит в зале, где есть сценическая площадка, вот тогда мы активно можем использовать световые эффекты, при условии, конечно, наличия световой аппаратуры.

Шумовое оформление досугового мероприятия — это воспроизведение на сцене звуков окружающей жизни, соответствующих сценарию. Шумовым оформлением занимается звукооформитель. Исполнителями являются участники специальной шумовой бригады.

Шумы можно подразделить следующим образом:

-звуки природы: ветер, дождь, гроза, пение птиц, производственные шумы: завод, стройка и т. п.

-транспортные шумы: поезд, самолет.

-батальные шумы: движение кавалерии, выстрелы.

-бытовые шумы: часы, звон стекла, скрипы.

Музыкальное, звуковое оформление:

Музыкально-звуковое оформление один из самых важных составляющих театрализованной программы. Наличие хорошей звуковой аппаратуры и профессионального звукорежиссера за пультом дают возможность:

ведущему и всем участникам театрализованного представления говорить в микрофон, не надрываясь в попытках быть услышанными;

обеспечить возможность выступления артистов (если таковые предполагаются);

заполнять паузы в программе фоновой музыкой;

организовать «звуковую канву» программы (музыкальные отбивки, джинглы, фанфары, звуковые подкладки под голос) :

провести танцевальную часть программы (если она есть в сценарии) сообразно вкусам гостей, оперативно реагируя на жанровые пожелания и заказы песен.

Другие выразительные средства:

Реквизит — совокупность подлинных или бутафорских вещей, необходимых актерам на сцене во время действия. Иногда реквизит дополняет сценический костюм: зонт, портфель и т. п. Бутафория — изделия, изображающие настоящие предметы, которые по тем или иным причинам сложно или невозможно использовать на сцене. Бутафория является декоративным элементом оформления спектакля, игровой программы и т. д.

Читайте также:
Asphalt nitro что это за программа и нужна ли

Обычно предметы бутафории :

-не являются точной копией оригиналов;

-должны быть прочными, простыми и дешевыми;

-отличаются подчеркнутой выразительностью внешней формы.

Театральный костюм — все виды одежды, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы, которые использует актер для своей роли. Театральный костюм дополняется гримом и прической.

Грим — в широком смысле — искусство изменения внешности актера с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, прически и пр. в соответствии с требованиями исполняемой роли.

Грим — в узком смысле — специальные косметические средства, а также наклейки, накладки и т. п., применяемые актерами. (19)

Все перечисленные выразительные средства способствуют раскрытию идейного содержания мероприятия, усиливают воздействие идеи на зрителя.

Таким образом, при работе над сценарием театрализованного представления для детей младшего школьного возраста, кроме основных законов драматургии, следует учитывать, что предложенный материал должен быть, прежде всего, интересен и близок ребёнку, лёгок для восприятия. При работе над сценарием для детей всегда приходится помнить о зрелищной его стороне, его занимательности, динамичности. Детская аудитория в особенности не терпит монотонной подачи материала со сцены

В основе режиссуры массового праздника лежит работа над сценарием.

Сценарий — это подробная литературно-режиссерская разработка содержания театрализованного праздничного действия. Обычно сценарий в строгой последовательности и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на празднике, раскрывает тему в следующих друг за другом элементах действия, показывает авторские переходы от одной части действия к другой.

Сценарий массового праздника сам по себе уже является понятием комплексным, синтезирующим воедино работу режиссера, художника, организатора.

Рассмотрим основные этапы работы над сценарием массового праздника. Она начинается обычно с определения темы и идеи будущего сценария.

Тема-это круг жизненных явлений, отобранных и освещенных режиссером.

Идея-это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий. Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария. Однако для создания сценария мало определить только тему и идею.

Поиски яркого, интересного сюжета — неотъемлемая часть работы над, сценарием, важное драматургическое требование. Избрав сюжет, нужно организовать художественный материал сценария так, чтобы он отвечал теме и идее.

Сюжетное действие только тогда называется действием, когда оно встречает противодействие и развивается в виде драматического конфликта. Без него нет и не может быть драматургии. Конфликт, как гласит теория драмы, есть основа любого драматургического произведения, определяющая и сюжетное построение, и композицию.

Иначе он не сможет выполнить нужное действие, сделать яркими образы своих героев, другое дело, что конфликт, особенно в драматургии массового праздника,- это не всегда столкновение антагонистических сил, он может выражать в преодолении трудностей, препятствий при осуществлении тех или иных положительных целей. Конфликт нельзя понимать однозначно и прямолинейно. Удачно найденный и разработанный конфликт помогает выстроить сюжет. Движимое конфликтом сюжетное построение должно иметь также сюжетный ход, красной нитью проходящий через всё действие и цементирующий воедино отобранный сценарный материал.

Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающим одновременно замыслу сценариста и режиссера.

Заданный драматургический ход, двигающий развитие сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы нанизывает все действие.

Итак, выбрана тема сценария, определены идея и конфликт, драматургический ход, найден сюжет. Теперь речь должна идти о композиции будущего сценария.

Еще Аристотель выражал подобное требование и к драме, композиционной структуре произведения. Он писал, что в нем должны присутствовать как начало, так и конец. Это и его главное требование к композиции любого драматического произведения, в частности сценария массового праздника.

В сценарии нужна экспозиция, т. е. ввод, в действие которого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызвавших его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.

Они несут большую психологическую нагрузку, так как сосредоточивают внимание зрителя, подготавливают его к восприятию действия, настраивают на определенный лад.

Основное действие — эта часть сценария должна подчиняться следующим основным требованиям:

Строгая логичность построения темы. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим.

Нарастание действия. Заданное экспозицией — завязкой действие развивается по нарастающей линии, к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально более сильных к слабым эпизодам.

Законченность каждого отдельного эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов.

Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начнется следующий. В миниатюре каждый эпизод должен повторить весь сценарий, иметь все составные моменты, законченную композицию.

Читайте также:
Advanced renamer что это за программа

Контрастность построения. Это требование специфично для композиции массового театрального действа, которое синтезирует комплекс выразительных средств и не должно допускать злоупотребления той или иной краской, однообразия, монотонности.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т. е. наивысшей точке в развитии действия. В момент кульминации наиболее концентрированное выражение находит идея театрального сценарного произведения.

После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия. Это весьма важная часть композиции, её отсутствие или нечеткость отставляют ощущение незавершенности всего массового праздника. Финал несет особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным для проявления активности участников массового представления, праздника.

Публикации по теме:

Афиша театрализованного представления «Сказочные красавицы»

Афиша театрализованного представления «Сказочные красавицы» Эту афишу дети сделали самостоятельно, раскрасив эпизоды зарубежных сказок, отрывки из которых будут обыгрываться в драматизации и симетрично.

Маски поросят для театрализованного представления

Маски поросят для театрализованного представления Маски для театрализованного представления сказки «Три поросенка». Я решила сделать маски из поролона, одного листа 1 метр на 2 метра.

Сценарий театрализованного представления по сказке «Теремок» 1. Домик-теремок, лес, елки, береза, хохломские столы с хохломской утварью, самовар с баранками, дрова, строительные инструменты. 2. Костюмы:.

Сценарий театрализованного представления «Колобок» Звучит музыка «В гостях у сказки». Ведущий: — Мы ребят собрали в зале, чтобы сказку показать, А о ком сейчас расскажем, предлагаю угадать.

Сценарий театрализованного представления «Курочка ряба» СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «КУРОЧКА РЯБА» (На сцене Дед и Баба) (Дед чистит сапоги, Баба прибирает.

Сценарий театрализованного представления «Лиса и заяц» Образовательная область: Коммуникация Раздел: Драма Тема: Драматизация русской народной сказки «Лиса, заяц и петух» (театр в фартуке) Цель:.

Сценарий театрализованного представления «Сватовство» Сценарий театрализованного представления для подготовительной группы в ДОУ «Сватовство» Сценарий театрально — хореографической постановки.

Сценарий театрализованного представления «Теремок» Цель: Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя. Задачи: Обучающие: -Учить правильно оценивать поступки персонажей.

Сценарий театрализованного представления «У солнышка в гостях» У солнышка в гостях. (по мотивам словацкой сказки). Действующие лица: Цыплята: Соня С., Полина С. Курочка: Аннабель Б. Гуси: Максим Ш. ,.

Источник: www.maam.ru

Театральная энциклопедия — программы

«ПРОДАННАЯ НЕВЕСТА» («Prod ana nevesta»)- опера Б. Сметаны, либр. К. Сабины. Пост. 30 мая 1866, Временный т-р, Прага (дирижёр Сметана, реж. Колар, худ. Макурка; Марженка — Эренбергова, Еник — Поляк, Кецал — Гинек, Крушина — Палечек, Вашек — Кисела, Людмила — Прохазкова, Миха — Шебеста, Гата — Писар-жовицова, Хозяин балагана — Мошна, Эсмеральда — Леде-рерова. Индеец — Кржтин).

Опера пост. во мн. городах мира. Во 2-й ред. опера не ставилась.

В 3-й ред. пост. 30 дек. 1870, Мариинский т-р (пер. П. Калашникова, дирижёр Направник; Марженка — Плато-нова, Еник — Комиссаржевский, Кецал — Палечек, Вашек — Булахов).

На сов. сцене пост. 25 мая 1937, Ленингр. Малый оперный т-р (либр. в пер. Ф. Кубка и переработке А. Н. Толстого и Вс. Рождественского, дирижёр Штидои, реж. Румянцев, худ.

Басов, балетм. Анисимова; Крушина — Козбанов, Марженка — Кристи, Текла — Адрианова, Миха — Аббаку-мов, Урсула — Комиссарова, Еник — Гефт, Вашек — Чес-ноков, Кецал — Райков, директор цирка — Эдуардов, Эсмеральда — Шестакова, Индеец — Лисициан), 1946, там же (дирижёр Рабинович, пост. Горяинова, худ. Шорр, балетм. Анисимова). 1948, Большой т-р (рус. текст С. Михалкова, дирижёр Кондрашин, реж.

Покровский, худ. Дмитриев, хормейстеры Рыбнов и Шумский, балетм. Вайнонен;

Марженка — Л. Масленникова, Еник — Нэлепп, Вашек — Орфёнов, Кецал — Щегольков, Миха — Соловьёв, Гата — Вербицкая, Эсмеральда — Фирсова).

Пост. в др. городах Сов. Союза: Саратов (1949), Минск (1949), Таллин, Киев, Рига (1950), Вильнюс (1950, 1955), Горький (1953), Фрунзе (1955), Львов (1955). В 1955 исполнялась в Москве пражским Нац. т-ром.

И з д а н и я.-«П. н.»-партитура, [t.]l-3, Praha, Statni Nakladatelstvi, 1932-1936 и 1953; клавир, Praha, «Orbis», 1951, клавир, рус. текст С. Михалкова, под общ. ред. К. Кондрашина, М., Музгиз, 1949. Н. Г р.

«ПРОДЕЛКИ СКАПЕНА» («Плутни С к а пен a», «Les Fourberies de Scapin») — комедия в з д. Ж. Б. Мольера. Соч. 1670. Пост. 24 мая 1671 в т-ре «Пале-Рояль», Париж (Октав — Барон, Леандр — Лагранж, Зер-бинетта — Боваль, Скапен — Мольер). В 20 в. «П. С.» пост. т-ры: «Комеди Франсез» (1922; 1957, реж., худ. и исполнитель роли Скалена — Р. Гирш, 1959, 1961), т-р «Квирино». Рим (1927), т-р «Ателье», Париж (1940, реж. и худ.

Барсак), труппа М. Рено — Ж. Л. Барро (1949, реж. Жуве; Скапен- Барро), Нов. т-р, Милан (1951), Т-р королевы Марии II, Лисабон (1956), марокканский Нар. т-р (1956, араб. вариант «П. С.» под назв. «Плутни Йохаси»).

Читайте также:
Chirp что это за программа

Первые пост. «П. С.» в России: 25 сент. 1757 в Головкин-ском доме под назв. «Скапиновы обманы», Петербург. 4 июня 1760 — в Москве. Из последующих постановок: Малый т-р (1866, Жеронт — П. Садовский, Скапен — Шумский, Сильвестр — Дмитревский), Александрийский т-р (1868;

1914, Аргант — Лерский, Жеронт — К. Яковлев, Скапен — Горин-Горяинов), Т-р Корша (1911, Жеронт — Борисов, Скапен — Кригер) и др. т-ры.

На сов. сцене»П. Составили св. 50 т-ров, среди них т-ры для детей: ЛенТЮЗ (1924, реж.

Брянцев, Октав — Макарь-ев, Леандр — Зон, Скапен — Гаккель), Калининский и Петрозаводский ТЮЗы (1935), Третий моск. т-р для детей (1937), Архангельский, Волгоградский, Иркутский, Ростовский ТЮЗы (1940), Минский и Саратовский ТЮЗы (1941), Фронтовая бригада Центр, детского т-ра (1942), Куйбышевский (1945), Омский (1947), Одесский (1951), Астраханский (1952), Латвийский (Рига, 1953) ТЮЗы, Львовский и Ташкентский узб. ТЮЗы,Киевский ТЮЗ (все в 1954), Владивостокский ТЮЗ (1960). «П.

С.» ставили: Малый т-р (1918), Киевский т-р трагедии и классич. комедии (1919, реж. Мард-жанов), Костромской т-р (1921), Студия им. Грибоедова в Москве и Ростовский-на-Дону т-р (1922), Т-р им. Сундукяна, Ленингр. «Молодой т-р» (все в 1924), Т-р им. Азизбекова (1936), Якутский рус. т-р (1939), Балкарская студия ГИТИСа (1940), Кировоградский т-р (1941), Калужский т-р (1946), Рус. т-р им.

Маяковского, Душанбе (1951), Абаканский т-р (1952, 1958), Минский рус. т-р (1955), Аварский т-р, Буйнакск, Ереванский т-р Муз. комедии и Таганрогский им. Чехова т-р (все в 1956), Кишинёвский т-р «Лучафэ-рул», Лакский т-р, Кумух (оба в 1962), Моск. т-р Сатиры (1963) и мн. др.

Издания: Первая публикация — 1671, первый рус. перевод: «Скапиновы обманы», пер. Василия Теплова, 1752. Из последующих переводов-Н. Дарузес, в кн. Ж. Б. Мольер, Собр. соч. в 2 тт., т. 2, M., 1957.

А. Шн.

Источник: www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

О театральной программке

Купить программку перед началом спектакля для многих является своеобразным ритуалом. Интересно, что программка – это не только сувенир, но и важный театральный документ. В фондах Малого театра хранятся программки с конца XIX века и до современных, и каждая из них может о многом рассказать: и об актёрах, и о драматургии, и даже о зрителях и здании театра. Так, на программках XIX века с обратной стороны печатался план зрительного зала. Кто-то из зрителей делал на программке зарисовки главных героев спектакля, а кто-то обводил имена любимых артистов.

Сейчас в Новом Щепкинском фойе Малого театра проходит выставка «История театральной программы», на которой представлены копии и оригиналы программок разных лет. Почему «Театральной программы»? Потому что официально эта брошюрка с действующими лицами и исполнителями называется именно так. Дело в том, что раньше в один вечер давали два, а иногда и три спектакля, и, конечно, для каждого такого вечера печатали «программу», которая со временем стала называться «программка».

К концу XIX века для программок Московского Императорского театра был разработан единый дизайн: на обложке были изображены Большой и Малый театры, театральные маски и лира, как символы искусства. В течение нескольких лет изображение оставалось прежним, но менялась цветовая гамма программки. В отличие от сегодняшних программок, программки XIX в. – начала XX вв. печатались к каждому спектаклю, то есть на них ставилась дата и состав исполнителей, игравших именно в этот день. Для особых мероприятий – например, благотворительных или юбилейных спектаклей — делались особые программки, с индивидуальным дизайном, например. На обложке такой программки помещали изображение, например, драматурга, у которого был юбилей, а внутри писали, в каком порядке будут сыграны отрывки из его произведений.

В советское время, в 1920-1930 гг., появилась новая тенденция: было создано оформление под каждый спектакль. Так, на программке к спектаклю «Горе от ума» была изображена декорационная конструкция; к спектаклю «Лес» — вид со сцены на зрительный зал; к спектаклю «Плоды просвещения» — профиль Л. Н. Толстого и т.д.

Примерно с 50-х годы ХХ века программки ко всем спектаклям снова стали выглядеть единообразно: они печатались на плотной бумаге, на обложке был символически изображен Малый театр, в желтой рамке было написано название спектакля и драматург, а внутри – список действующих лиц и исполнителей. Такие типовые программки были в ходу в Малом театре достаточно долго. В 1990-2000 гг. Малый театр несколько раз обновлял оформление программки: менялся формат, печаталось изображение памятника А. Н. Островскому или сцен из спектакля, прежней оставалась лишь желтая цветовая гамма, гармонировавшая с цветом здания театра.

Сейчас многие программки Малого театра представляют собой небольшие буклеты, где представлены эскизы и фотографии, а также рассказывается о создании данного спектакля.

Источник: dzen.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru