Дополнительная образовательная программа по театру
Направленность программы – художественная. Название программы – «Театр малышам» Возраст обучающихся – младший дошкольный и старший дошкольный возраст Срок реализации программы – 1год Уровень программы – ознакомительный Разработчик программы – педагог дополнительного образования Ертулова И.В.
05 сентября 2020 Ирина Владимировна Ертулова
2929 238 0 1
Содержимое публикации
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 7»
Методическим советом и.о.директора ГБОУ Школа №7 Протокол № 1 ____________/А. И. Шувалов /
от «30» августа 2019 г. «____»_______________2019 г.
Заместитель директора по
воспитательной работе социализации
и дополнительному образованию
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Направленность программы – художественная.
Название программы – «Театр малышам»
Возраст обучающихся – младший дошкольный и старший дошкольный возраст
Театральные игры
Срок реализации программы – 1год
Уровень программы – ознакомительный
Разработчик программы – педагог дополнительного образования Ертулова И.В.
Учебный (тематический) план……………………………………………. 6
Организационно — педагогические условия реализации программы……21
Список литературы, используемый при написании программы……… 23
Список литературы, рекомендуемый детям………………………………24
1. Пояснительная записка.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы.
Настоящая программа является адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой художественной направленности.
Актуальностьдополнительной общеобразовательной программы.
Интересным, увлекательным и актуальным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Но самое главное, что театрализованная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, т.е. способствует развитию интегративных качеств личности.
Театр. Что такое театр. Виды театров
Педагогическая целесообразность.
Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни?
Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи — умения общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, а также интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями, что и способствует развитию речи ребёнка.
Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Всё выше сказанное побудило меня разработать программу дополнительного образования «Театр малышам».
Цель дополнительной общеобразовательной программы.
Воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация досуга воспитанников путём вовлечения их в театральную деятельность.
— Стимулировать у детей интерес к знакомству с историей театра, с его особенностями, видами и традициями.
— Развивать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности, умение воспринимать художественное слово и понимать его значение.
— Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.
— Развивать эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные особенности ребенка — средствами детского театра.
— Развивать артистизм и навыки сценического воплощения.
— Стимулировать у детей развитие творческой, поисковой и самостоятельной активности в проектной деятельности средствами театрального искусства.
— Воспитывать у детей чувство любви к театру и драматизации.
— Воспитывать у детей уважительного отношения к сверстникам и старшим, учиться работать вместе и самостоятельно.
— Воспитывать у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
— Поддерживать стремление искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, мимику, позу, жесты, речевую интонацию.
— Воспитывать гуманные чувства, формировать представление о честности, справедливости, добре, эмпатии (сочувствие).
— Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
Возраст обучающихся. Предлагаемая программа разработана для детей младшего и старшего дошкольного возраста, описывает курс подготовки детей 4, 5, 6, 7 лет. Наполняемость воспитанников в группах устанавливается в количестве не менее 15 человек.
Сроки реализации.
Сроки реализации данной программы — 1 год.
Режим занятий.
Форма организации занятий групповая. Занятия проводятся с 01 сентября по 30 августа, за исключением государственных праздников. Занятия организуются во второй половине дня 2 раза в неделю. Каждое занятие предусматривает распределение воспитанников по группам:
1-я подгруппа — 4-5 лет
2-я подгруппа — 6-7 лет
4-5 лет – до 30 мин
5-6 лет – до 35 мин
Ожидаемые результаты дополнительной образовательной программы.
В конце по завершении срока реализации данной программы:
У воспитанников разовьется интерес к театральному творчеству, к выступлению на концертах и спектаклях, желанию выступать перед детьми, родителями, сотрудниками детского сада. Разовьется умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. Разовьется творческое мышление, воображение, память.
Дети научаться элементарным актерским, игровым навыкам, творческой самостоятельности. Научаться четко и внятно произносить слова, активно артикулировать. Дети будут знать терминологию театра. Научаться играть полноценный спектакль в коллективе.
У детей будет воспитано чувство коллективизма, коммуникативные способности, умение общаться, умение взаимодействовать и доводить дело до конца. Воспитана культура поведения на сцене и за кулисами.
Способы определения результативности.
В конце каждого полугодия обучающиеся оцениваются по следующим критериям:
-Легко входит в роль другого человека, персонажа.
-Может разыграть драматическую ситуацию, изобразив какой-нибудь
-Может легко рассмешить, придумывает шутки, фокусы.
-Хорошо передает чувства через мимику, пантомимику, жесты.
-Меняет тональность и силу голоса, когда изображает другого человека,
-Интересуется актерской игрой, пытается понять её правила.
-Создает выразительные образы с помощью атрибутов, элементов костюмов.
-Создает оригинальные образы.
Участие воспитанников в спектаклях «Репка», «Муха Цокотуха», «Рукавичка» (кукольный театр).
Формы контроля.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
— участие в конкурсах, праздниках;
— наглядная информация для родителей (фотоотчёты, презентации).
2. Учебный (тематический) план обучения.
1 проект: «Мы пришли в театр».
В проекте «Мы пришли в театр» з накомим детей с понятием театр, видами театров, с театральными профессиями, воспитываем эмоционально-положительное отношения к театру, пополняем словарный запас, работаем над мимикой, активизацией мышц губ, развиваем силу голоса и речевого дыхания.
2 проект: «Мы актеры».
Проект «Мы актеры» оказывает положительное влияние на развитие чувств, глубоких переживаний детей, приобщает их к духовным ценностям. Театральная игра помогает развить у большинства дошкольников связную речь, коммуникативные навыки, снимает повышенную напряжённость, агрессивность, помогает формированию у детей привычки доброжелательного общения с окружающими, что в будущем поможет им избежать многих проблем в коммуникативной деятельности.
Среди творческих игр особой любовью детей пользуются театрализованные игры. Разыгрывая литературные произведения, дети учатся отражать конкретные образы с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов). В играх – драматизациях дети пропускают через себя характерные черты героев, их поступки, развивая при этом умение анализировать. Выявляют положительные и отрицательные черты характера персонажей, одобряя или отрицая их. В ходе проведения театрализованных игр и занятий определённо отмечается прогресс развитии детей, снизился уровень зажатости и скованности, воспитанники развивают умение согласовывать свои действия с другими детьми, у детей повысился запас театральной терминологии, развивается культура поведения при просмотре театрализованных представлений.
3 проект: «Виды театров для дошкольников».
Наиболее полное познание окружающего мира ребёнком происходит через призму доступного и занимательного для него способа переработки информации, то есть с помощью игры. Именно игра положена в основу театрализованной деятельности, подразумевающей импровизацию, оживление предметов, звуков.
С помощью такой игры дошкольники социализируются, учатся осмысливать нравственные категории. И это далеко не полный перечень целей и задач театрализации. В детских садах применяется 6 видов театрализованных игр: театр на стенде, театр на столе, театр «наручный», верховой театр, театр на полу, театр живых кукол.
В ходе проекта малыши перевоплощаются в образ с помощью текста, а также жестами и мимикой показывают своего персонажа. Такие представления требуют тщательной подготовки. Обычно используются только для особых поводов: утренников, открытых занятий. Кроме того, костюмированные представления являются точками контроля работы театральной студии.
Сроки проведения театрального проекта устанавливает педагог.
Источник: www.art-talant.org
Театральные термины, которые важно знать перед походом в театр
В театре существует множество вещей и понятий, которых в обычной жизни не встретишь. Представьте, что мы идем в театр на спектакль. Мы пройдем путь от входа в здание театра и до окончания спектакля. И на пути будем изучать театральные термины и разбираться, что они означают.
До начала спектакля
Мы входим в театр с центрального входа. Чтобы пройти в гардероб, нужно предъявить билет контролеру. В театре таких служащих много, мы еще встретим их в фойе, на ярусах, в зале. Человек, встречающий вас при входе и проверяющий билет, называется капельдинер.
Капельдинер — служащий театра, который проверяет билеты, помогает отыскать ваше место в зале, продает программки. Словом, капельдинер — это ваш проводник в театре.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА — красиво оформленный листок бумаги, сложенный вдвое, с логотипом театра и всеми данными про спектакль, который вы пришли смотреть. В программке указываются:
- на первой внутренней странице — название пьесы и ее автор, жанр спектакля, постановочная группа, в которую входят режиссер, художник, художник по свету, балетмейстер,
- на второй внутренней странице — список персонажей и их исполнители,
- на третьей, уже внешней, странице — большой список людей, работавших над созданием спектакля: сотрудники литературной части театра, установщики декораций, декораторы, бутафоры, реквизиторы, костюмеры, гримеры.
ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ располагается обычно в основном фойе театра. В ней представлены фотографии всех артистов труппы с упоминанием всех их званий и регалий. Как правило, портретные галереи оформляются в каком-то особом художественном стиле. Портретная галерея — это витрина театра, она должна привлекать внимание зрителей.
В зрительном зале
Начинают звучать звонки, открываются двери в зрительный зал. Нам с вами нужно отыскать свои места. Зал в классических театральных зданиях делится на несколько частей.
ПАРТЕР — основная часть зрительного зала, расположенная ниже уровня сцены. Пол в зале всегда делают с уклоном, чтобы всем зрителям было видно происходящее на сцене, а впереди сидящие не мешали смотреть сидящим сзади. Чем дальше от сцены ваши ряд и место, тем выше они будут расположены.
АМФИТЕАТР — места в нижней части зала, начинающиеся от окончания партера и заканчивающиеся у задней стены зрительного зала. Ряды в амфитеатре выстраиваются с более серьезным подъемом, нежели уклон в партере, как правило, каждый ряд располагается на длинной ступени, тянущейся от одного края партера до другого.
БЕНУАР — это две группы лож, расположенные по бокам партера, почти на уровне сцены или чуть ниже его.
БЕЛЬЭТАЖ — второй этаж. Ложи, отделенные друг от друга барьерами или перегородками, опоясывающие зал над партером.
ЯРУСЫ — балконы над бельэтажем. Здесь места зрителей, как правило, не делят на ложи. Ярусов бывает два или три, все зависит от вместимости зрительного зала.
БАЛКОН — самый верхний ярус в зале. Здесь во все времена были самые дешевые места, поэтому билеты на балкон пркупали не самые имущие зрители, в основном, студенты. Балкон часто именуют «галеркой», в старину его называли «раек».
ЛОЖА — несколько мест для зрителей, отделенных от других перегородкой или барьером. В некоторых театрах есть так называемые ЛИТЕРНЫЕ ЛОЖИ, почти вплотную примыкающие к сцене.
В музыкальных театрах немалую часть пространства перед сценой занимает ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА. В ней располагается оркестр. Звук из ямы не перекрывает голоса солистов. Оркестранты, сидя в яме, не мешают зрителям видеть сценическое действие.
Устройство сцены
Пока спектакль не начался, давайте посмотрим на сцену. Над сценой стены образуют некую раму.
ПОРТАЛ или ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ — это та самая рама, которая отделяет сцену от зала. «Зеркалом сцены» портал назвали из технических соображений: данные о длине и высоте сценической площадки позволяют художникам вымерить декорации, точно вписать их в пространство сценической коробки. «Зеркало» еще и потому, что сценическое действие отражает жизнь.
В театре существует понятие «одежды сцены». Это совершенно разные по форме, способу изготовления и функциям большие куски ткани.
К одежде сцены относятся:
ЗАНАВЕС — огромное полотнище из тяжелой дорогой ткани (часто из бархата), отделяющий сцену от зала. Занавес открывается в начале спектакля, закрывается в антракте и в финале. В разных театрах оформление занавеса зависит от истории, традиций самого театра. Где-то он одноцветный, где-то расшитый и богато оформленный. Знаменитый занавес МХАТа уже много десятилетий несет на себе изображение чеховской чайки, давно ставшей символом театра.
Занавесы бывают раздвижными и подъемно-опускными. Раздвижной занавес расходится посередине, две части его при открытии прячутся за портал. Подъемно-опускной занавес поднимается практически до самой верхней части сценического портала. Но на самом деле в мире насчитывается порядка 13 типов занавеса. Они различаются нюансами в способах открытия и устройством.
АРЛЕКИН — продольно висящий прямоугольный отрез ткани, который венчает занавес. Арлекин шьется из той же ткани, что и занавес. Его задача: скрыть рабочие механизмы самого занавеса и те, что расположены за порталом.
КУЛИСЫ — ровно висящие и натянутые большие отрезы плотной ткани черного цвета , закрывающие пространство сцены по ее бокам, так называемое «закулисье». Кулисы создают на сцене планы, то есть, делят пространство сцены. В зависимости от размеров планшета сцены таких планов может быть от трех до пяти.
ПАДУГИ — отрезы той же ткани, из которых сшиты кулисы, висящие перпендикулярно им и параллельно арлекину. Падуги ограничивают пространство сцены и скрывают висящие за ними осветительные приборы.
ЗАДНИК — огромный кусок ткани, висящий на самом заднем плане пространства сцены. Задник может быть черным, как кулисы и падуги, может быть расписным, если того требует художественное решение спектакля. Иногда в театрах используют белый задник, края которого шире обычного задника. Их подворачивают по направлению к зрительному залу. Такой задник используется для видеопроекции и называется в театре «горизонтом».
ПОЛОВИК — сценический планшет, как правило, деревянный. Где-то он выкрашен в черный цвет, где-то нет. В большинстве театров планшет закрывают половиком. Это сшитые продольно длинные полосы черной или темно-серой плотной ткани. В зависимости от художественного решения половик может быть темным или расписным.
Если в спектакле используется поворотный круг, то для спектакля шьется специальный половик из двух частей: одна покрывает сам круг, другая все остальное пространство сцены, открытое для зрителя.
Сценическое пространство делится на такие части:
АВАНСЦЕНА — самая передняя часть сцены, выступающая в зрительный зал от портала. Иногда ее называют «просцениум».
АРЬЕРСЦЕНА — пространство сцены, которое чаще всего оказывается за задником. Там во время спектакля проходят артисты и технические службы, там хранятся части декораций. Иногда пространство арьерсцены используют в спектаклях: арьерсцена помогает создать эффект глубины сценической коробки.
Немного расскажу о том, что скрыто от зрителей в сценическом пространстве.
Кулисы, падуги и все, что оказывается в сценическом пространстве, подвешивается на штанкеты.
ШТАНКЕТ — длинная металлическая труба, подвешенная на металлические тросы. Диаметр такой трубы — 7-8 см. Длина в каждом театре своя, главное, чтобы края штанкета уходили далеко за порталы на 1,5-2 метра.
КОЛОСНИКИ — практически самый потолок пространства над сценой, где установлены подъемные механизмы, лебедки и прочее.
КАРМАНЫ — пространство по бокам сцены, где хранятся декорации.
СОФИТЫ — группы фонарей и сценических прожекторов, расположенные прямо над сценой по нескольким параллельным планам.
РАМПА — группа фонарей, расположенных по краю авансцены, освещающая первый план сценического пространства.
Спектакль начался
Спектакль состоит из ДЕЙСТВИЙ. Их часто путают с отделениями, поэтому запомните: в театре —действия, отделения бывают в концертных программах и в цирке.
ПРОЛОГ — самая первая картина сценического действия, которая вводит зрителя в курс дела, объясняет жанровые особенности спектакля, своего рода, правила игры.
ЭПИЛОГ — финальная часть спектакля, подводящая итог сыгранной истории.
АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля. Происходит от французских слов «между» и «акт». Антракт предназначается для отдыха зрителей и артистов За время антракта часто меняются декорации.
ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА — этим термином называется момент, когда на сцене гаснет свет, и за считанные секунды, пока, скажем, звучит музыка, меняется оформление. Поворачивается круг на сцене, и при зажженном свете действие продолжается в другом месте — был зал в доме, теперь берег реки. «Чистой» такая перемена называется потому, что она скрыта от глаз зрителя.
ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая сценка, часто развлекательного характера, играющаяся на авансцене, иногда перед закрытым занавесом. Предназначена для снятия напряжения у зрителя после сложной или тяжелой сцены, для перемены декорации, для создания у зрителя иной точки зрения на поступки главных героев.
АКТЕР — исполнитель роли в спектакле. Часто путают слова «актер» и «артист». Разделение тут довольно условное. «Актер» в переводе с греческого — «действующий», а «артист» на латыни означает «мастер, художник, творец». Выбирайте сами, какое слово вам нравится больше. Скажу только, что профессия называется все-таки «актер».
РЕЖИССЕР — человек, создающий спектакль. Он выбирает пьесу, анализирует ее, трактует так или этак, выбирает актеров и репетирует с ними будущий спектакль. Вместе с художником режиссер сочиняет сценическое пространство. Потом уже художник создает макет декорации, по которому декораторы выстраивают ее на сцене.
ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА — человек, которого никто из зрителей никогда не видит. Но важнее его во время спектакля нет никого в театре. Все нити управления спектаклем в его руках: выходы артистов на сцену, перемены декораций, смена света, связь со всеми техническими службами театра, поиск выхода из чрезвычайной ситуации, открытие и закрытие занавеса и многое другое. В программках про помощника режиссера часто пишут «Спектакль ведет такой-то».
Спектакль закончился
Спектакль заканчивается поклонами артистов.
АПЛОДИСМЕНТЫ — это благодарность зрителя актерам за сыгранный спектакль. Зритель активно хлопает в ладоши.
А мы с вами выходим из театра, уже зная многие его тайны и понимая странные словечки, которые сотрудники театра используют в своей речи каждый день.
Источник: dorogi-ne-dorogi.ru
Театральная программа что это
Современное понимание технологии культурно-досуговой деятельности как комплексного, гибкого педагогического инструмента воздействия на человека, с учетом его психологии, в том числе и в условиях домашнего досуга, привело к необходимости определения границ деятельности учреждений культуры. Ведомственная разобщенность учреждений культуры (Министерство культуры РФ, ведомства, творческие союзы, профсоюзы), отсутствие координирующего центра, разобщенность в деятельности разных ведомств, хаотичность использований форм и методов работы порождают много негативных проблем. Особенно остро встает вопрос о драматургии культурно-досуговой деятельности.
Драматургия является основой, связующей тканью, на которой в различных формах можно реализовывать разнообразные направлении культурно-досуговой деятельности. Подбор и использование драматургического материала являются важнейшим фактором эффективности культурно-досуговой деятельности. Прежде всего, здесь следует учитывать: форму деятельности (массовая, групповая, индивидуальная); место проведения (домашний досуг или учреждение культуры); состав аудитории. С точки зрения, драматургии, культурно-досуговая программа — это результат традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей.
Драматургия — это сюжетно-образная концепция (взгляд) культурно-досуговой программы, будь то просмотр спектакля, кино-фильма, эстрадного номера, обряда и т.д. Драматургия — это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.
Но если в театральном творчестве в качестве исходного материала выступает конкретная пьеса и на основе ее литературного материала создается идейно-насыщенный, созвучный современности, органичный в исполнении актеров спектакль, то в культурно-досуговой программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни, реального фактического материала, реальных актеров, которыми является аудитория. Конечно, сферы применения здесь различны: в одном случае — пьеса, на основе которой строится спектакль с учетом идейно-тематической основы, заложенной автором, в другом — конкретная исходная, реальная ситуация. В одном случае режиссер идет от пьесы к жизни, а в другом наоборот — от жизни к пьесе, где представление организуется по законам театра, но своими специфическими средствами.
В театре драматургическая концепция спектакля предопределяется границами материала пьесы, а в культурно-досуговой программе — исходным, общественно значимым событием, где она выступает как способ донесения социальной информации, выраженной в художественной форме.
Специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ нагляднее будет представить в сравнительном анализе деятельности учреждения культуры и театра.
В учреждении культуры сценариста профессионально; драматургическое творчество осуществляется коллективно и индивидуально; драматургия культурно-досуговых программ динамична и оперативна; многогранность и оперативность решаемых учреждением культуры задач дает им право использования в сценарии опубликованных литературно-художественных, документальных и исторических произведений или их фрагментов; драматургия культурно-досуговых программ — документальна (обязательным является включение в сценарий фактов из жизни конкретной аудитории); построение сценария осуществляется по эпизодам; задача драматурга — создать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на аудиторию; в сценарии используется все многообразие выразительных средств как профессионального, так и самодеятельного искусства, а так же и специальных выразительных средств; использование документального и художественного материала осуществляется на основе метода монтажа; в сценарии культурно-досуговой программы герой — конкретный, реальный человек или художественный образ; задача сценариста создать идеальное проектирование будущей программы, которая может быть осуществлена не только на сцене, но и в зрительном зале, на улице, в доме.
В театре: творчество драматурга носит индивидуальный характер; написание пьесы требует оригинального творчества; использование документального материала бывает крайне редко, но в основном, творчество драматурга представляет собой художественный вымысел; пьеса строится по актам; задача драматурга создать пьесу как художественную ценность (произведение искусства); театральная драматургия сценична; герой пьесы — художественный обобщенный образ; задача драматурга наделить конкретного героя социальными чертами, создать типический образ.
Как видим, драматургия культурно-досуговых программ имеет много специфических отличительных черт от драматургии театра. Но неоспоримым фактом, говорящим в пользу ее существования, является то, что самые популярные формы культурно-досуговых программ проводились на основе хорошо драматургически разработанных сценариев.
Одна из особенностей драматургии культурно-досуговых программ — наличие в сценарии конкретных фактов жизни. Следует, разумеется, обращаться и к художественному замыслу, и к использованию обобщенных образов героев прошлого и будущего.
Для того чтобы положить конкретные факты в основу сценариев, надо хорошо знать жизнь данного коллектива или района, черпать из нее сюжеты и факты.
Документальная основа — также специфична для драматургии культурно-досуговых программ, и она нужна для того, чтобы на близком и понятном материале раскрыть важные политические и нравственные проблемы, отразить общие процессы в судьбах реальных людей, придать действию особую эмоциональную окраску и убедительность.
Обязательными компонентами драматургии являются количественные и качественные, показатели, которые обладают следующими характеристиками:
актуальность культурно-досуговых программ с позиций текущих общественно-политических, социально-экономических, культурных задач, стоящих перед обществом;
преемственность и последовательность в их подготовке и проведении, выражающиеся в органической связи предыдущих и последующих программ как в организационном, так в педагогическом и художественном аспектах;
жанровое разнообразие программ, возможность модификации одной и той же программы.
А в основе драматургии предметной деятельности, то есть на занятиях в коллективах художественной самодеятельности или технического творчества (обучающих методиках), лежит сценарный план. И здесь все выразительные средства используются в соответствии с законами драматургии.
Драматургию культурно-досуговой программы можно рассматривать как уникальный организм, как галерею живых лиц. А сценарное мастерство характеризуется наличием у специалиста художественного мышления как основы сценарной деятельности. Специфика драматургии определяется художественно-выразительными средствами культурно-досуговой деятельности, методикой работы над сценарием, его сюжетно-композиционным построением и сценическим воплощением программы.
Драматургия культурно-досуговой программы включает в себя следующие обязательные элементы: цель как ожидаемый эффект от организуемого общения участников; характеристику соответствующего методического принципа (или принципов); логику использования форм, средств и способов организации деятельности участников; набор условий ее эффективной реализации.
Тогда в структурном отношении каждый сценарий культурно-досуговых программ может соответствовать требованиям ценностно-ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу в учреждении культуры.
Таким образом, исходя из выше перечисленного, можно составить таблицу, в которой четко отображаются сходства и различия драматургии театра и культурно-досуговой программы.
Источник: studbooks.net
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Театральной студии
Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)
Размер файла: 87.55 Кбайт
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
Отделение дополнительного образования детей
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Возраст детей: 13 – 15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработчик —
педагог дополнительного образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С древних времён различные формы театрального действа служили самым
наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом
обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания
жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих
поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких
видов искусства, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный
мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир
прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание,
развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и
тревожиться вместе с ним.
Программа театр-студии «МЫ» ориентирует руководителя на
создание условий для активизации у ребёнка эстетических установок как
неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к
образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь
параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и
обогащает его. Осознав, что не существует истины одной для всех, участники
студии учатся уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам
зрения, учатся преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение,
общение с окружающими людьми.
Практико -ориентированная деятельность театрального объединения
способствует повышению интереса к театральному творчеству и его влиянию на
воспитательный процесс среди подрастающего поколения, что ведёт к
оздоровлению отношений между детьми.
Программа развивает личность ребёнка, его творческие способности,
оптимизирует процесс развития речи, голоса, чувства ритма, учит вдумчивому
отношению к художественному слову.
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа театр-студии «МЫ» имеет художественную направленность.
Актуальность
Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
Актуальность определяется необходимостью формирования у обучающихся качеств, которые станут залогом их успешности в будущем: выразительности, умения излагать свои мысли, эмоциональной устойчивости, ответственности и трудолюбия.
Отличительные особенности
Театр как вид искусства является средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям.
Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной близостью не только детей, но и детей и родителей. Разбуженные эстетические чувства, обогащение нравственного мира способствуют развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в обретении активной жизненной позиции.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы 13 – 15 лет.
Возрастные особенности учитываются в процессе обучения через индивидуальный подход к ребёнку. Наличие определенной физической и практической подготовки не требуется. Противопоказаний по здоровью для освоения программы не имеется.
Объём и срок реализации программы
Срок реализации программы – 144 часа.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 1,5 часа. Через 45 минут делается 5 минутный перерыв.
Уровень освоения программы – общекультурный.
Основная форма организации деятельности — коллективная. Однако занятия могут проводиться в малых группах и индивидуально.
Традиционные формы занятий следующие: беседа, ролевая игра, познавательная игра, занятие-игра, репетиция, тренинг, концерт, спектакль, праздник.
Нетрадиционные формы занятий: занятия, основанные на имитации общественной деятельности, занятие-творчество, занятия, основанные на межпредметных связях, занятия на основе нетрадиционно организации ученого процесса.
Развитие творческих способностей и эмоционально-личностной сферы обучающихся, овладение навыками общения посредством театрального искусства.
Образовательные:
помочь обучающимся овладеть навыками общения и коллективного творчества;
развить индивидуальность, личную культуру, коммуникативные способности;
обучить саморегуляции и самоконтролю;
развивать чуткость к сценическому искусству;
знакомить детей с терминологией театрального искусства.
Развивающие:
развить внимание, фантазию, память, воображение, наблюдательность, активизировать ассоциативное и образное мышление;
развить способность создавать образы с помощью жеста и мимики;
учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;
развивать личностные качества: отзывчивость, доброта, целеустремленность, добросовестность, любознательность;
развивать познавательную и эмоционально-личностную сферу.
Условия реализации программы
Дети принимаются в возрасте 13 – 15 лет Группы формируются на свободной основе по желанию детей и их родителей. Конкурсного отбора нет. Группы одновозрастные. Наполняемость 15 человек.
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
уметь общаться со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях;
быть эмоционально раскрепощенным, чувствовать себя комфортно в любых жизненных ситуациях;
быть доброжелательными и контактными.
Метапредметные результаты:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на сценической площадке;
уметь двигаться в заданном ритме;
на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия;
произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
уметь сочинять небольшой рассказ на заданную тему;
уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении;
уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
владеть элементарной терминологией театрального искусства;
владеть навыками саморегуляции, самоконтроля;
владеть навыками согласованных действий в группе;
иметь развитую фантазию и воображение;
владеть навыками культурной речи.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Театральная программа что это
названия мероприятий
НАЗВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ к Году Театра в России
(названия взяты из книжного фонда нашей библиотеки и «из головы» — просьба при копировании делать ссылочку на наш блог)
Истоки русского театра; У истоков русского театра: час познания искусства
Происхождение театра: час истории театра
Русский драматический театр от его истоков до современности: историко-театральный экскурс
Школьный театр – явление искусства: урок театроведения
Актерское искусство в современных театрах: театральная беседа-размышление
Театрально-эстетические взгляды и драматургия А. С. Пушкина: лекция
Московский Малый театр: история и современность: час истории театра
Исторический экскурс «У истоков Художественного театра»; «О прошлом Художественного театра»
Театр на рубеже двух эпох – ХIХ и ХХ веков: историко-театральный вояж
Искусство театра; Мысли о театре: час-раздумья об искусстве
От замысла спектакля — к его сценическому осуществлению: мастер-класс от специалиста
Театральные сюжеты
Театр: страсти современной души: вечер-дайвинг
Театр: как приходит вдохновение (о труде актёров) — вечер интересных открытий
Артисты на все времена (к Году театра) -«Театральный калейдоскоп»
Час-размышление, час-дискуссия «Любите ли вы театр?»
Великие люди театра: театральных альманах, устный журнал
Театр глазами и сердцем актрисы (актёра) — вечер-исповедь
Диалоги в антракте:
Актер слушает время: Час актуального разговора
Формула актерского таланта
«5 минут театра»: театральные «пятиминутки»
Театр: творческая неуспокоенность и поиск
Театральные заметки
Разговор после премьеры: час-обсуждения
Верность себе и театру: штрихи к портрету ….: Вечер-портрет
Друзей прекрасные черты: Актер ….Вечер одного имени
Театр: Классика и современность
Жизнь и театр: ретро-вечер воспоминаний
Театр: Неповторимые мгновения: Час знакомства с миром театра
Моя профессия – актер (актриса, режиссер, драматург и т.п.): урок профессиональной ориентации
«Плакать, безумствовать, восторгаться…» — актёрская профессия такая! — Театральные встречи
За стенами Малого театра: беседа-познание
Люди театра, которые украшали жизнь…: вечер-память
Я – актриса Малого театра : Е. Гоголева — час знакомство
Без скидок на возраст: Актер Борис Бабочкин: вечер-портрет
Театр: завещано всей жизнью: урок театральной культуры
Проблемы театра и требования жизни: актуальный разговор
Театр: воспоминания и встречи: Вечер-ностальгия
Виды зрелищного искусства: Театр — театральная беседа
Мало известное об очень известных: артисты и режиссеры: Театральный альбом
Актриса – всегда актриса!: Алиса Фрейндлих — Вечер-бенефис любимой актрисы
Размышления у театральных подъездов: актуальный диалог
Мир Театра; Что такое театр?
Театр и зритель
Записки старого театральщика: час-познания театра
Жизнь в искусстве: Театр — кн. выставка, беседа
Актёр-современник в сегодняшнем театре — актуальные диалоги
Театр в моей жизни: воспоминания великих актрис (актеров): Ретро-вечер
В тисках современной драмы: Час с театром
Живые голоса Эллады: Античный театр — лекция
Средневековый театр
Итальянский театр эпохи Возрождения
Испанский театр эпохи Возрождения
Свежий ветер в паруса Шекспира: Английский театр эпохи Возрождения
Театр французского классицизма ХVII века
Театр эпохи Просвещения
«И всюду страсти роковые…»: Театр ХIХ и начала ХХ века — театральная беседа-знакомство
Театр нашей эпохи: театральный журнал
Театр – моя работа: Воспоминания. Размышления: Час мемуаров
Русский театр: вчера, сегодня, завтра. — информационно-музыкальная программа по истории театра
Три века русской сцены — театральный праздник
Отвечая духу эпохи: Театр сегодня — час интересного разговора
Живое дыхание времени: Ветер перемен в театре — час-спор, час-дискус
На сцене – Горький (Чехов, Толстой и т.п.)
Эскизы к портрету артиста (режиссера, драматурга, сценариста)
Театр и время: вторгаясь в гущу жизни.: Час-знакомство с миром театра
Театр: по ступенькам памяти: Вечер-воспоминание
Спектакль и зритель ; Спектакль и режиссер
Беседа-адвайзер «Как смотреть и оценивать спектакль»
Лекторий, факультатив «Основы театральной культуры»; «Основы искусства театра»
Искусство драматической сцены
Искусство драматического актера
Театральные зарисовки
Мемуарная литература мастеров сцены: ретро-вечер
Формы и средства театрального просветительства — беседа, лекция, консультация
Основные компоненты театральной постановки
Роль художника, композитора в создании спектакля
Удивительный род человеческой деятельности – искусство актёра (мастерство актера)
Детская радость – кукольный театр! — вечер-представление
Театральный дневник
Энциклопедия театрального искусства
Режиссерские уроки К. С. Станиславского: беседа, урок театральных знаний
Путь к спектаклю
Искусство быть театральным зрителем — урок-адвайзер
Душа театра; Театр воспитывает
Театр и подросток: консультация специалиста
Путешествие по театральной программе
Час- диспут «Зачем люди ходят в театр?»
Зеркало сцены
Беседы режиссера о театре
Портреты режиссеров: Театральный альманах
Театральные режиссеры и современность
Мастера сцены – Герои Труда. — Вечер-знакомство
Актёрские мемуары: Час мемуарной литературы
Искусство актрисы (актера)
«Жизнь моя – театр»: Творчество Игоря Ильинского»: Вечер-портрет
Время добрых надежд: Иннокентий Смоктуновский
Моя профессия – актёр: Михаил Ульянов
Театр – волшебный край
Волшебный мир театра: Виртуальное путешествие по спектаклям лучших театров России
Артисты: на сцене и в жизни
Корифеи Большого Театра
На пути к мастерству
Речевая культура русского театра
Театр писателей: пьесы прозаиков (В. Шукшин, Б. Можаев, Р. Солнцев и др.)
Кукольный театр – дошкольникам
Театр петрушек; Театр игрушек; Театр картинок
Театр эстрадной публицистики (агитационно-художественные бригады) — Вечер-знакомство
Театр… время перемен: Актуальный разговор
Размышления в день премьеры
Парадоксы театрального мышления
Театр и общество в эпоху перемен
НАЗВАНИЯ из других источников
час интересных сообщений «Магия театра»;
тематическая выставка «Все о театральных профессиях;
театрализованное представление «Рыцарь театра А.Н. Островский» (к 195-летию со д.р.);
кукольный спектакль «Куклы-артисты»; акция «От книги к театру»; Всероссийская неделя «Театр и дети»; чтение сказок с показом театра «Ожившие герои книг»;
сюжетно-ролевая игра «Мы пришли в театр»;
вечер загадок по произведениям «Сказка о рыбаке и рыбке», «Репка», «Красная шапочка», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Колобок»,
«Мы пришли в театр» беседы о правилах поведения в театре
«Зрительская культура»; интерактивная игра для кукольного театра «Театр волшебных кукол»;
Всемирный день театра «Путешествие в мир Театра»; театрализованный праздник народных традиций
«Путешествие в прошлое;
виртуальное путешествие «Театра мир откроет нам свои кулисы…»;
БиблиоТеатр «Волшебный мир сцены»;
Мультимедиа-презентация «Театр особый и прекрасный»;
игра-фантазия «Театр – это волшебство»;
слайд-презентация «Театр – это сказка, театр – это чудо!»;
час искусства «За кулисами театра»;
игра-фантазия «Поиграем в сказку»;
тематическая полка «Его величество – театр»;
театрализованное представление «Театр, где играем мы»;
видео-экскурсии «Театр, театр, театр!».
Диалог-обзор «Театр в жизни императорской семьи»
Вечер «Театральные подмостки»
Книжные выставки «Театр – волшебный мир»,
«Театр в библиотечном пространстве»
Круглые столы: «Театр как социальный институт в истории культуры», «Русский язык – через театр», «Чехов и современный театр», «Театр в меняющемся мире».
Примерные вопросы для круглого стола: «Воспитательная функция театра», «Стоит ли ходить на современные постановки?», «Насколько важен интеллектуальный уровень зрителя при восприятии спектакля?», «Театральная культура – что это?», «Театр как диалог культур».
Библионочь «Караван театральных историй»
«Театральные сумерки», на которых можно организовать несколько площадок для разных возрастных групп с приглашением представителей театра или самодеятельных актеров.
• экскурсии в театральное закулисье;
• конкурсы чтецов произведений о театре и актерах (декламация стихотворения с помощью театральных жестов и мимики);
• мастер-классы;
• театрализованные экспромты;
• виртуальные путешествия по театральным подмосткам мира с просмотром фрагментов постановок;
• лекции по истории театра, об известных режиссерах, актерах, устройстве театра, символах театра;
• интеллектуальные игры и квизы (викторины);
• необычные концерты с участием самодеятельных театральных коллективов
В детских библиотеках (филиалах, отделах) можно организовать мероприятия разного формата, посвященные Году театра .
Для дошкольников и начальной школы:
занятия, беседы и часы театра («Как вести себя в театре», «Мы пришли в театр», «Что такое театр» и т.п.);
мастер-классы по настольному театру (можно использовать фигурки героев, изготовленные в технике оригами или из пластилина), театру-рукавичке, пальчиковому театру, театру теней, кукольному театру;
тематические познавательно-игровые мероприятия;
сказочные инсценировки, игры-перевоплощения.
Для среднего и старшего школьного возраста:
конкурсы чтецов стихов о театре и актерах, в качестве одного из заданий можно предложить «рассказать» стихотворение с помощью жестов и мимики;
интеллектуальные игры и квизы (викторины);
лекции по истории театра, об известных режиссерах, актерах, символах театра, устройстве театра и т.д.;
виртуальные путешествия по театральным подмосткам мира с просмотром фрагментов постановок;
необычные концерты (организованные во взаимодействии с профессиональными и самодеятельными театральными коллективами), в ходе которых зрители знакомятся с жанровым многообразием: комедия, трагедия, драма, фарс и т.п.
театрализованные экспромты, арт-проекты и флэшмобы.
Коллеги, если в ваших городах, поселках есть местные театры или театральные объединения, то было бы интересно организовать встречи с их деятелями, экскурсии в театральное закулисье. Также в план можно включить «Неделю театра», например, в марте, приурочив к Международному дню театра. Для ее наполнения можно использовать формы культурно-массовых мероприятий, приведенных выше (устроить торжественную церемонию открытия Года театра и т.д.). Программу библионочи также можно провести под девизом «Театральная бессонница», «Мы приглашаем вас в театр», «Театральные чудеса», «Здесь оживают сказочные сны» и т.п.
Информационные стенды и книжно-иллюстративные выставки разнообразят массовую деятельность и будут интересны для читателей всех возрастов.
Названия и формы мероприятий к Году театра.
«Путешествие в мир театра», заочное путешествие для молодѐжи.
«Волшебный мир кулис», час искусства для всех возрастных категорий населения.
«Театра мир откроет нам свои кулисы…», виртуальное путешествие.
«Прикоснись сердцем к театру. », арт-встреча у книжной выставки.
«По обе стороны кулис», конкурсно-развлекательная программа для молодѐжи.
«Театральный Олимп», конкурс для детей и юношества на лучшую инсценировку литературных произведений.
«Волшебный мир сцены», арт-выставка.
«Профессии в искусстве», арт-встреча.
«Содружество прекрасных муз», встреча с интересными людьми, арт-выставка, обзор-беседа.
«Волшебный мир кулис», интерактивное мероприятие к Международному дню театра.
«Битва талантов», театральные состязания.
«Волшебная страна-театр», видео-презентация.
«Гимнастика чувств», интерактивное мероприятие.
«Они играют, как живут», литературно-театральная гостиная.
«Играем русскую сказку», «Чудо чудное – диво дивное», акции.
«Кукольный театр С. Образцова», беседа, видео-лекторий.
«Театр и литература», «Театральная азбука», «Знаменитые актеры русского театра», «Театральные профессии», «Такие разные театры», «Самые необычные театральные жанры», «Правила поведения в театре».
Названия библиотечных программ, проектов и мероприятий, посвященных Году театра, могут быть следующими:
«Хочу быть актером», «Театральная кругосветка»,
«Театральная неделя», «Театр, где играем мы»,
«Хорошо, что есть Театр!», «Театр + Мы»,
«Театр особый и прекрасный»,
«Весь год – Театр», «Библиотека плюс Театр»,
«Мы пришли в театр», «На театральных подмостках» и т.д.
«Есть в России театры», «Театральные ступеньки», «Великий волшебник – театр», «На сцене и в жизни», «Браво, театр…!», «Путешествие в Театрленд», «Закулисье», «Вся жизнь – театр, а люди в ней актёры», «Театр – особый и прекрасный мир».
Источник: www.sites.google.com