Теассн программы что это

Кроме этого, различные специалисты предлагают самые разные методики: общение с животными, песочная терапия, музыкальная терапия, остеопатия и прочие.

Ниже приведен анализ наиболее популярных и распространенных психологических методов коррекции аутизма. Условно эти методы можно разделить на:

— методы обучающие (АВА-терапия, TEACCH),

— методы, восстанавливающие эмоциональные связи между матерью и ребенком с аутизмом (FLOORTIME, холдинг-терапия)

— нейро — коррекционные методы (сенсорная интеграция).

АВА – прикладной анализ поведения

Программа разработана профессором психологии Университета Калифорнии Иваром Ловаасом. Базой программы, разработанной доктором Ловаасом, является метод анализа поведения, который использовали поведенческие психологи. В основе поведенческой терапии находится система поощрений и наказаний, которая способствует корректному поведению и препятствует нерациональным действиям. Однако на первых этапах использования метод Ловааса подвергали критике, поскольку метод наказаний для детей с аутизмом был очень суровым, в некоторых случаях использовали даже электрический ток. Со временем система наказаний была изменена, а благодаря гибкой системе подкреплений удается закрепить желаемое поведение и уменьшить не желательное и деструктированное поведение.

Томатис-терапия: как музыкой лечат аутизм и ЗПРР | Диагноз

Обучение в рамках данной программы проводится по следующей схеме: каждое социальное действие, которое ребенок не может осилить, разбивается на короткие шаги. Обучение каждому шагу происходит путем специальной инструкции. Повторение «правильного» действия без подсказки взрослого говорит о закреплении того или иного навыка.

Некорректная реакция: агрессия, стереотипия, тщательно анализируются, выявляя причины такого поведения. Полученные навыки отрабатываются регулярно в различных незапланированных ситуациях. Успех в обучении этой программе зависит от регулярности занятий, квалификации специалиста, последовательности процедур в привычной обстановке, с привычными людьми.

Специалисты, работающие в рамках данного подхода, столкнулись с проблемой переноса сформированных навыков на вне учебную обстановку и зависимость ребенка от взрослого, осуществляющего подкрепление соответствующего поведения.

Достоинствами этого подхода является тот факт, что дети, обучающиеся по программе АВА-терапии обретают навыки самообслуживания, обучаются действиям, необходимым для жизни в социуме. Это существенно снижает нагрузку с взрослого, ухаживающего за ребенком. С другой стороны, этот подход не затрагивает коммуникативных навыков ребенка и его способности устанавливать отношения с другими людьми. А именно эти навыки выделены главными признаками аутизма по существующим диагностическим системам.

Сугубо субъективно

Если убрать политкорректность, то

АВА терапия в чистом виде напоминает мне дрессировку собак. Я с энтузиазмом использовала метод при воспитании своего питомца. Человеческие отношения не возможно выдрессировать, равно как и интерес к жизни. Однако, это не мешает мне обращаться к принципам терапии в те моменты, когда это актуально, например, когда нужно (правда нужно) отвлечь ребенка от его собственного процесса на упражнение, занятие и т.п.

ТЕАССН (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children — Лечение и обучение детей, страдающих аутизмом и нарушениями общения) или структурированное обучение.

Первичный акцент делается на формировании способности ребенка оставаться на своем месте и сосредоточиваться на задании. Подобное поведение называется рабочим, т.к. является необходимой предпосылкой для самостоятельной, независимой от взрослого деятельности ребенка с аутизмом. Способность сосредоточиваться на задании тренируется путем структурирования пространства, в котором обучается ребенок, и визуализации процесса обучения. Стратегия структурированного обучения позволит обучающемуся ребенку с аутизмом научиться концентрировать внимание на визуальных опорных сигналах в различных средах и ситуациях и, таким образом, повысит уровень самостоятельности в различных видах деятельности. Специалисты этого подхода успешно совмещают TEACCH с другими различными системами обучения и терапии: сенсорной интеграцией, системой коммуникации с помощью обмена картинками, игровой терапией Гринспена, АВА.

Следует, однако, отметить, что хотя специалисты, работающие по программе ТЕАССН, считают, что зрительная организация среды уменьшает зависимость ребенка от взрослого, существует опасность зависимости от организованной ситуации. Попадая в неструктурированную среду, ребенок может оказаться беспомощным. И хотя сам подход направлен на обучение и социальную адаптацию и не затрагивает коммуникативных навыков ребенка с аутизмом или РАС, авторы и специалисты данного подхода считают, что если такому ребенку дать инструкции, необходимые для жизни в социуме, то ребенок сам придет к качественному взаимодействию с людьми.

Но всё таки, не смотря на это, принципы организации учебной среды, разработанные в рамках программы ТЕАССН, представляют собой полезный опыт, который мог бы помочь в решении проблемы социальной адаптации детей с аутизмом. Навыки, обретенные детьми в процессе обучения в данном подходе, могут быть хорошим ресурсом, на который может опираться ребенок с аутизмом при построении отношений с другими.

FLOORTIME. Игровая терапия Гринспена

Методика Гринспена (DIR-метод) основана на трех основных понятиях: эволюция (D), индивидуальность ребенка (I) и взаимоотношения с ним (R). Предпосылкой к этой методики послужила идея о том, что основу для обучения ребенка формирует обмен эмоциональными сигналами, который изначально происходит между ребенком и матерью. Стенли Гринспен с помощью этой методики смог научить родителей и учителей вызывать эмоцию даже у тех малышей, которые изначально были самими замкнутыми.

Родители и учителя опускались на колени перед едва научившимися ходить малышами и входили в их мир, при этом помогая превратить какие-либо повторяющиеся действия в веселое взаимодействие.

Гринспеном выделяется шесть стадий, которые ребенок проходит в своем развитии:

  1. Стадия приспособления и заинтересованности окружающей действительностью — возраст: 3 месяца.
  2. Стадия формирования привязанностей и межличностных отношений — возраст: 5 месяцев.
  3. Стадия обоюдного общения — возраст: 9 месяцев.
  4. Стадия осознания собственного я и организация поведения — возраст: 13–18 месяцев.
  5. Стадия осознания и выражения собственных эмоций — возраст: 24–30 месяцев.
  • Стадия эмоционального мышления — возраст: 36–48 месяцев.

Дети, страдающие аутизмом, по мнению Стенли Гринспена не проходят все стадии, а останавливают свое развитие в одной из них. Таким детям нужно помочь пройти через все стадии с помощью «игрового времени». Прийти к двусторонней коммуникации можно в том случае, когда ребенок будет реагировать на действия, совершаемые терапевтом. При происхождении такой реакции один круг коммуникации закрывается.

Читайте также:
Hp coolsense что это за программа нужна ли она

Тот, кто занимается с ребенком, должен стремиться к тому, чтобы таких закрытых кругов было как можно больше. При этом терапевт выступает в роли помощника ребенка, а сам ребенок становится главным, что позволяет ему развиваться как личность. Терапевт в игре развивает идеи, которые предлагает ребенок, прикидывается не понимающим и побуждает этим ребенка объяснять правила игры. Таким образом, происходит анализ действий и развивается эмоциональное мышление.

Гринспен говорит о том, что не следует прерывать ребенка даже в тех случаях, когда он проявляет агрессию в игре. Ребенок может таким образом выговариваться, что учит ему не бояться своих эмоций и самого себя, управлять ими.

Достоинством этого подхода является то, что его целью является способность ребенка с аутизмом устанавливать отношения с людьми. FLOORTIME – терапия корректирует непосредственно те поведенческие реакции, которые признаны диагностическими системами как признаки аутизма. Восстановление коммуникативных способностей ребенка может быть ценным ресурсом для него и его родителей в процессе взросления и социальной адаптации ребенка.

Сенсорная интеграция

Центральной идеей терапии, основанной на сенсорной интеграции, является стимуляция сенсорных систем и контроль над сенсорными каналами, направленные на то, чтобы ребенок спонтанно формировал адаптивные ответы, интегрирующие различные виды ощущений…

Терапия наиболее эффективна, если ребенок сам направляет свои действия, а терапевт лишь ненавязчиво меняет обстановку. Как правило, интеграция происходит, когда ребенок стремится к ощущениям и делает что-то, чтобы их получить. Если занятие ребенку интересно, его мозг, как правило, способен организовать ощущения от этого занятия…

При аутизме ребенок нуждается во внешнем руководстве и структурировании жизни сильнее. Самоконтролю могут мешать страх, агрессия и другие эмоции. Иначе говоря, терапевт помогает ребенку управлять негативными ответами и эмоциями, пока тот осваивает необходимый ему сенсорный опыт и формирует адаптивные ответы, ведущие к организации импульсов.

Таким образом, терапия, основанная на сенсорной интеграции, не формирует конкретных бытовых или социальных навыков, не направлена на установление эмоциональных отношений, не влияет прямо на поведение ребенка. Ее целью является улучшение обработки сенсорной информации для более эффективной регистрации и модуляции ощущений, а также помощь в формировании адаптивных ответов как способа организации поведения.

Из года в год терапевты, занимающиеся сенсорной интеграцией, отмечают, что в их клинической практике возрастает количество детей с аутизмом. Одним терапия помогает значительно, другим – не очень или не помогает вовсе. Приветствуется любое положительное изменение в работе мозга у ребенка с аутизмом.(Айрес Д. Ребенок и сенсорная интеграция)

Достоинством этого подхода является то, что он направлен на коррекцию нарушения, которое с большей долей вероятности может быть причиной аутизма. И такая коррекция может повлиять и на коммуникативные навыки, и на социальную адаптацию ребенка, и на его поведение и обучение.

С другой стороны, специалисты по сенсорной интеграции отмечают, что не весь их опыт успешен. А также такая коррекция может быть длительной и требовать большого терпения и сил от родителей ребенка.

Холдинг-терапия

Холдинг – терапия была разработана американским психиатром Мартой Велш и впервые внедрена в Материнском центре в Гринвиче США в 1978 году. Холдинг — терапия направлена на восстановление эмоциональной привязанности между ребенком и матерью, снятие тревожности и восстановление чувства безопасности. В классическом варианте процедура холдинг — терапии заключалась в следующем: мать берет ребенка на руки и крепко прижимает к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях таким образом, чтобы у нее была возможность смотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, не смотря на сопротивление ребенка, мать говорит ему о своих чувствах, своей любви к нему, о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему.

Российские специалисты комментируют этот вид терапии следующим образом: «Это обычно длительная, физически и психически болезненная процедура, как для родителей, так и для самого ребенка. Однако в результате в конце ее у ребенка возникает поведение адекватное ситуации: он начинает смотреть в лицо матери, прижиматься к ней, улыбаться». (Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция) Называя саму процедуру «жестокой», они не отрицают ее эффективности и целесообразности использования.

Цель терапии – восстановление или формирование эмоциональной привязанности между матерью и ребенком, то есть она корректирует коммуникативные способности ребенка. Однако сама процедура терапии травмирует, если контакт между матерью и ребенком происходит, несмотря на сопротивление последнего. Это ее недостаток.

Когда ребенок сопротивляется, кричит, плачет на руках матери и пытается уйти из объятий, матери сложно это выдерживать долго. Такое поведение может вызвать у матери чувства отчаяния, грусть или злость. А по процедуре ей необходимо транслировать ребенку любовь. В этом случае матери нужно справляться со своими негативными эмоциями, что требует от нее большого количества сил.

В этом случае, возможно, ребенок получает от матери двойное послание: словами она говорит ему о любви, а прикосновениями транслирует те негативные чувства, которые у нее может вызвать сама ситуация, в которой ей необходимо удерживать в объятиях вырывающегося ребенка. Для меня экологичность самой процедуры сомнительна. Реконструкция же эмоциональной привязанности между матерью и ребенком с аутизмом – это хороший ресурс для обоих, и может стать стабильной базой для формирования коммуникативных способностей и дальнейшей социальной адаптации ребенка.

Источник: www.b17.ru

Статья на тему «Суть ТЕАССН технологии».

В данной статье раскрыта одна из методик работы с детьми РАС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Читайте также:
Garena plus это за программа что

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему «Суть ТЕАССН технологии».»

Ленинградский областной институт развития образования

Кафедра специальной педагогики

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

Суть ТЕАССН технологии.

Воспитатель отделения

реабилитации детей и подростков

Любавина Т.А.

Иногда кажется, что коррекционных методик масса. Но это не так. В реальности существует всего несколько методологических подходов, разработавших концептуальную основу, и любая авторская методика находится или в рамках этого концептуального подхода, или на стыке нескольких подходов.

Чтобы было понятно, обрисуем так: имеется большая наука — механика, а в её рамках выделяются статика, кинематика, динамика. Так и с коррекционными методиками.

Многое из того, что называют отдельной методикой — например музтерапия — является лишь специфическим способом донесения информации через преимущества музыки, но сво концептуальные подходы (как строится занятие, каковы цели коррекции, как осуществляется закрепление материала) педагог черпает в одной из методик, с которыми и хочется вас познакомить.

В реальности, существует не так уж и много коррекционных методик, изначально ориентированных на детей с отклонениями в развитии. А именно – 4 основные методики, ярко отличающиеся по первичному подходу к рассмотрению «особого» ребёнка, а также по философии и педагогическим методам: ТЕАССН, АВА, Son-rise, предметотерапия (сенсорная интеграция и стимуляция).

Любой педагог (будь то музтерапевт, дефектолог или психолог) опирается в своей работе на какую-то из этих методик, сильно отличающихся по подходу и педагогическим приёмам.

Методика TEACCH (Teaching children with Autism to Mind-Read)

Методика TEACCH впереводе с английского: Лечение и образование аутичных детей и детей с нарушением коммуникативных способностей.Азы этой методики поддержки аутичных и отстающих в развитии детей (TEACCH) были заложены в 70-е годы прошлого века доктором Eric Schopler.

Изначально методика представляла собой сборник упражнений и рекомендаций для специалистов и родителей детей с такими нарушениями развития. Эта методика активно развивалась в Университете Северной Каролины США и теперь используется в качестве государственной программы обучения аутичных детей в Бельгии, Дании и некоторых штатах США. Эта программа требует специальной подготовки учителей, сотрудничества коррекционного педагога с семьей и врачами, наблюдающими ребёнка.

Изначально данная методика была разработана для детей в возрасте от 4 до 13 лет с речевым развитием, соответствующим 5-летнему возрасту. В ней учтены особенности речевого развития, характерные данному возрастному этапу, и особенности развития памяти у 5-летних детей. При необходимости программу адаптируют для коррекционной работе с детьми младшего и более старшего возраста. В современном виде эта методика ориентирована на любых детей с общими нарушениями развития понимания других людей, в особенности для детей с аутизмом, умственной отсталостью и иными заболеваниями, приведшими к ЗПРР. На протяжении многих лет в рамке методики ТЕАССН были разработаны специальные методы исследования и специальные принципы составления индивидуальных программ развития детей.

Речь идет о трех основных принципах:

• Исследование, ориентированное на психологическое развитие, охватывает способности и недостатки ребенка в различных функциональных сферах развития.

• Это исследование создает основу для разработки стратегий развития ребенка, при помощи которых можно достичь как краткосрочных, так и долгосрочных целей в воспитании и лечении детей.

• Индивидуальные программы развития с тренировочными заданиями, специально приспособленные к каждому ребенку, являются в итоге основной линией работы с ним.

• Структурирование пространства обучения.

• Применение индивидуальных учебных программ с использованием

Цель методики: формирование и развитие у детей с нарушениями развития навыков и умений по следующим сферам:

· Координация глаз и рук

· Элементарная познавательная деятельность

В общем, вся индивидуальная программа развития ребёнка согласно этой методике делится на 3 части — понимание эмоций и их причин, понимание механизмов получения информации и игра. Каждая из трех частей программы разделена на этапы, которые включают перечень упражнений и набор стимульного материала.

Работа по методике TEACCH требует определённой организации пространственной среды. Если вы не имеете возможность перемещать мебель, убирать из поля зрения ребёнка лишние предметы, подбирать многообразные пособия и материалы для занятий, вам лучше отказаться от систематического применения этой методики.

Формирование понимания эмоций и причин их возникновения проходит в четыре этапа. Первый этап – подготовительный, ребенок должен научиться узнавать и называть основные эмоции (радость, грусть, страх, гнев) на фотографиях и пиктограммах. На следующем этапе детям предлагают схематично изображенные жизненные ситуации, которые вызывают у них различные эмоции. Ребенок должен усвоить, какую эмоцию должна вызывать та или иная ситуация. Третий этап – формирование понимания эмоций, обусловленных желанием, и последний – понимание эмоций, обусловленных мнением.

Упражнения подбираются таким образом, чтобы при формировании или развитии определенного навыка (к примеру, упражнение на сортировку служит развитию координации движений), также предъявляло требования к способностям ребенка из других сфер (относительно приведенного примера: к визуальному восприятию, пониманию речи и уровню познавательной деятельности).

Необходимы для выполнения упражнений материалы — это обычные предметы, которые, как правило, всегда есть дома и в школе. Благодаря такому подбору материала достигаются сразу две цели:

1) переноса приобретенных умений в новое место (из школы в дом и наоборот);

2) низкая стоимость применяемого материала.

Методика ТЕАССН ориентирована на упорядоченность действий и определённый ритуализм. Так для ребёнка изначально создаётся комфортная среда. Комфортная среда создаётся за счёт: изымания из окружающей среды раздражающих и опасных предметов, создание ритуализма и строгой последовательности действий, создание упорядоченной окружающей среды.

То есть, эта методика исходит из концепции, что взрослые должны создать ребёнку особую среду для комфортабельного личного развития, изъяв из неё все раздражающие факторы. Весь день ребёнка, воспитывающегося по данной системе, подчинён строгому расписанию, которое благодаря карточкам-подсказкам усваивает ребёнок. Всем вещам присуждается определённое место. Положение вещей в комнате не меняется, причём педагог и родители стараются создать определённую логику. Скажем, расставляя книги по цветам или размеру, выстраивая в комнате зону для работы, зону отдыха, зону сна.

Читайте также:
Anydesk что это за программа и как ею пользоваться

Коррекционные занятия включают длительный этап адаптации ребёнка и установления контакта с педагогом. Педагог целое занятие, а то и месяц занятий может просто находиться в комнате с ребёнком, пытаясь подключиться к деятельности ребёнка. Для педагога важно, привлечь внимание ребёнка, заинтересовать его, чтобы потом ребёнок САМ захотел контакта и предложил его. При этом педагог не пытается жёстко контролировать и прекращать стереотипии ребёнка, а, наоборот, использует их, подключается к ним, немного изменяя ракурс, чтобы ребёнок позволил внести изменения в его стереотипные действия и тем самым вступит в контакт с педагогом. Нажим или побуждение к действию недопустимы.

На первичный поиск контакта может уйти от 1 месяца до 2 лет. Для этого первично педагог использует максимально возможные игровые и сенсорные раздражители. Занятия могут проходить в песочнице, на качелях, внутри туннеля или тканевого домика.

На занятии темп и вид деятельности, занятия и контакта задаёт всегда ребёнок, а взрослый только следует за ним, направляя и корректируя уже выбранное ребёнком действие. Если необходимо занятие за столом, то ребёнка постепенно приучают к знакам, дающим сигнал к началу занятия за столом. Каждое коррекционное занятие начинается только после того, как на столе в определённом порядке будут уложены вещи. Рекомендуется, чтобы у ребёнка был определённый стул и стол – только для занятий. Личная тарелка, личная тряпочка для вытирания пола или стола, личный веник и т.д.

Определённые действия усваиваются ребёнком до автоматизма многократным повторением, при этом используются карточки-подсказки. Например, для обозначения еды — карточка с тарелкой, сна – рисунок кровати. Кроме слов педагог (мама) показывают ребёнку карточки. Ребёнок, не имеющий речи, также использует для общения карточки-подсказки. При достаточном речевом развитии, детей обучают читать по глобальному чтению, опираясь на методику обучению речи и чтению Нуриевой.

При видимой схожести методик TEACCH и ABA имеется яркое различие: TEACCH старается создать комфортную среду для развития ребёнка, а АВА вводит ребёнка в уже имеющуюся среду. То есть, TEACCH меняет среду, а АВА – самого ребёнка. по TEACCH педагог следует за ребёнком, отдавая инициативу ему, а по АВА ребёнок является ведомым на значительном этапе от начала коррекции до того момента, когда его психо-эмоциональное развитие выравнивается до достаточно высокого уровня.

Если ребёнок на начало коррекции мал (возраст 2-3 года) и изначально имеет хороший базис развития (хотя бы сохранность речевых функций и частичное стремление к коммуникации), то обе методики приводят ребёнка к одинаковому результату. Хотя в таком случае TEACCH компенсирующие процессы происходят медленнее и может длительно сохраняться отставание в развитии, но эта методика менее травматична для ребёнка. Другое дело, когда мы сталкиваемся со значительными нарушениями в развитии или же поздним обращением на коррекцию.

Из-за стремления к созданию комфортной атмосферы, методика TEACCH значительно обедняет жизнь ребёнка. Так, скажем, если ребёнок боится зелёного цвета – в его доме не будет предметов зелёного цвета. Если ребёнок требует, чтобы мама ходила в определённых нарядах, имела определённую причёску и пользовалась только определённым видом духов – мама будет должна поддерживать неизменчивость этого мира, независимо от собственных потребностей и возможностей.

Если ребёнок использует какие-то предметы не по назначению, что опасно для него – эти предметы тоже будут изыматься. Например, многие дети с аутизмом поедают несъедобные предметы – пластилин, клеящий карандаш. По TEACCH для минимизации этих проблем из сферы занятий будет изъята лепка из пластилина и изготовление коллажей. Также развитие по TEACCH зачастую приводит к тому, что ребёнок не может адаптироваться к окружающему миру, чувствуя себя комфортно только в специально созданной среде. Если АВА специально постоянно ставит ребёнка в мини-стрессовую ситуацию и учит адаптироваться к стрессам, искать пути выхода из стресса, то TEACCH не готовит ребёнка к возникновению постоянно вариативных стрессов, проблем и не даёт действенный механизм анализа ситуации с целью преодоления проблем.

Отдельные проблемные ситуации по TAECCH прорабатываются с ребёнком, отрабатывается правильная реакция. Скажем, когда ребёнок хочет пить, он, в рамках своей квартиры, взять кувшин и налить в личную чашку воду. Но дома у бабушки или в поликлинике, в детском развивающем учреждении ребёнок утрачивает этот навык, так как нет знакомого кувшина или же кувшин иной формы, нет знакомого стола с привычным расположением на нём предметов и нет его личной чашки.

С другой стороны, если у ребёнка сложные сочетанные состояния, и аутизм усугублён умственной отсталостью в глубокой стадии, и родители планируют передачу ребёнка для постоянного нахождения в замкнутом учреждении-интернате или детском доме, именно TEACCH значительно облегчает нахождение ребёнка в подобных госучреждениях, делает его послушным, управляемым и предсказуемым в поступках.

Развитие по TEACCH может быть крайне эффективным при психотерапевтической работе с семьёй. Имеется в виду постоянные занятия всей семьи с семейным психотерапевтом. В таком случае, при наличии работы семьи над изменениями семейной системы, в рамках TEACCH для ребёнка открываются практически безграничные возможности. Однако в практике, единицы семей готовы на полное психотерапевтическое сопровождение. Возникает ещё одна сложность, что работа в сочетании — корректолог ребёнка + психотерапевт для семьи приводит часто к такой ситуации, что ребёнку, опять же, создаётся дома комфортная развивающая среда, но попадая в иную атмосферу, ребёнок «уходит» в регресс.

Источник: kopilkaurokov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru