На современном этапе традиция проведения балов практически полностью ушла в прошлое, хотя в последнее время появились попытки ее возродить. В настоящее время бал понимается довольно широко. Однако, обращаясь к этой форме культуры, важно проследить ее исторические истоки, исконный смысл.
В дворянском сословии XVIII — начала XIX века балы были важнейшей формой общения во внеслужебное время. Организация и построение бала всегда были задачами исключительной важности — они учили формам общения между кавалерами и дамами, определяли нормы поведения, принятые в дворянском обществе. Бал представлял собой целостное театрализованное представление, в котором каждому элементу (от входа в зал до разъезда) соответствовали определенные эмоции и стили поведения.
Какой бы ни был бал, придворный, общественный или частный, правила его проведения были незыблемы: основным элементом бала были танцы, но нельзя было танцевать под фортепиано — только под оркестр (бал обязательно предусматривал большой зал для танцев). Каждый танец имел свой характер и темп, задавал определенный стиль не только движениям, но и разговорам, составлявшим не менее важную его часть. Бальный разговор был далек от интеллектуальной игры, но при этом имел свою прелесть — оживленность, свободу и непринужденность общения между мужчинами и женщинами.
10 минут, чтобы узнать о профессии организатор мероприятий
Бал традиционно открывался торжественным польским танцем — полонезом, танцем благородства и чести. Второй по значимости бальный танец — вальс. Завершался бал котильоном. Котильон — это скорее не танец, а игра. Основу котильона чаще всего составляли или вальс, или мазурка, а игры могли быть самыми разнообразными: с литературными героями, когда пары подбирались по заранее розданным карточкам (Татьяна — Онегин, Ленский — Ольга и т.д.), или разбивались слова на две части («Ялик» — «я» и «лик» и т.д.), различные забавные игры.
В стенах современной школы, колледжа, вуза невозможно абсолютно точно воспроизвести бал XVIII — середины XIX века, да это и не требуется. В программе современного молодежного бала могут воспроиз-водиться отдельные элементы указанной структуры традиционного бала, но в то же время есть и кардинальное отличие — он начинается с развер-нутой концертной части, которая на балах прошлого века отсутствовала.
Рассмотрим как описывает школьный бал А. Олексенко в своей статье «Бал умер? Бал жив!»:
«Совет бала» обошел все старшие классы с информацией о том, что на бал каждый класс должен подготовить бальный танец, приготовить пары для участия в конкурсе «самых изысканных барышни и кавалера».
Классы шумели, совещались, принимали решения. Наконец, выбраны танцы. Начались репетиции. Репетировали везде: в классах, коридоре, актовом и спортивном залах. Учащимся помогали учителя, родители, родственники, добрые друзья школы.
Итак, этот день настал. Зал празднично украшен. Гости в сборе. Красивые туалеты изменили внешность даже самых неуверенных в себе. Все оживлены, взволнованы в ожидании радости.
Организация мероприятий: 13 шагов к ИДЕАЛЬНОМУ ивенту [инструкция]
Программа школьного бала включала:
- представление гостей распорядителями бала;
- концертную часть: «Полонез», «Романтический вальс», «Гавот», песню «Что происходит на свете. » (Музыка С. Никитина, слова Ю. Леви-танского) в исполнении вокального ансамбля, «Вальс» (Показательный танец), Итальянская народная песня «Санта Лючия», «Мазурка», «Медленный вальс», «Падеграс»;
- показательные выступления гостей из студии бальных танцев;
- обучение бальным танцам;
- общие танцы;
- заключительная концертная часть: «Полечка», Романс (слова И. Анненского, музыка А. Суханова) «Моя звезда», «Менуэт», «Вальс», «Восточный танец», Песня «Кавалергарды» (слова Б. Окуджавы, музыка И. Шварца) в исполнении вокального ансамбля.
Таким образом, современный бал — это своеобразный танцевальный вечер, включающий как концертную часть, так и обучающие танцевальные фрагменты.
Дискотека (от греч. diskos диск и theke вместилище, хранилище) — 1) собрание граммофонных пластинок (дисков); 2) популярная форма культурного отдыха и развлечений, а также специально оборудованное помещение для проведения танцевально-развлекательных вечеров; 3) музыкальный молодёжный клуб.
Первые дискотеки возникли в 1950-х гг. во Франции, в 1960-х гг. — в США и Великобритании и стали основной формой досуга молодёжи. В середине 1970-х гг. появился музыкальный стиль диско, главная особенность которого состоит, прежде всего, в спецэффектах, возможных только при современной звукозаписи. Вторая особенность диско — его танцевальность, поэтому и в настоящее время самой массовой разновидностью дискотеки является танцевальная.
Дискотека — многовариантная форма, которая носит синтетический характер и требует специальной художественно организованной среды. Основное отличие дискотеки от обычных танцев в том, что она призвана на новом техническом уровне синтезировать различные виды искусства: музыку, эстраду (живое слово, конферанс), цветомузыку, иногда кино, пантомиму или театр.
Дискотека выполняет несколько функций: информационную, развлекательную, коммуникативную. Это своеобразный музыкальный клуб, который является средоточием многих видов клубной активности. В дискотеке можно увидеть и танцплощадку, и концертный зал, и лекторий, и полиэкранное кино, и экспериментальный театр, и художественную студию, где никогда нельзя провести чёткую грань между работой, обучением и развлечением. Диско-программы можно условно разделить на четыре направления: 1) танцевально-развлекательные; 2) диско-ток-шоу; 3) диско-лектории; 4) диско-театр.
Наиболее массовыми являются танцевально-развлекательные дискотеки. Их ближайшим аналогом являются вечера отдыха. Информационный компонент зависит от темы программы и связан прежде всего с музыкальными произведениями, предназначенными для демонстрации: это характеристика произведения, биографические данные композитора или исполнителя, презентация альбома или книги. Специфической особенностью танцевально-развлекательной программы являются:
- динамичность;
- энергичный темпоритм;
- синтез различных видов искусства: музыки, эстрады, живого слова, конферанса, цветомузыки;
- артистизм и профессионализм ди-джея.
Массовые танцы чередуются со зрелищными отделениями, играми, музыкальными антрактами, вокальными номерами. Основная часть диско-вечера — умело организованная танцевальная программа.
- каждый информационный блок должен быть компактен и состоять из нескольких предложений (особенно ценны 10—15 секунд после того, как заканчивается музыкальная композиция, за это время ди-джею необходимо успеть сказать главное);
- фразы должны легко восприниматься по смыслу, здесь также важны разнообразные приёмы подачи информации;
- для коррекции обратной связи проводится опрос в виде анкет;
- ведущий ток-шоу должен иметь собственную позицию и уметь формировать общественное мнение.
Диско-лекторий — нетанцевальная часть программы, но в отличие от обычной лекции главная роль в ней принадлежит таким компонентам дискотеки, как музыкальный видеоряд, свет. Текст ведущего выполняет комментирующую функцию. Темой диско-лекции может быть рассказ об исполнителе, ансамбле, музыкальном инструменте, документальное освещение различных событий культурной жизни.
Диско-театр имеет в основе сценарий, построенный с использованием метода театрализации. Эта программа с особенностями эстрадного представления ориентирована на краткость, актуальность информации, композиционную простоту, яркость формы, выразительность деталей. Особенность диско-театра состоит в том, что аудитория включается в сюжетно-игровое действие как герой — свободно, раскованно, непринуждённо. Музыка выступает главным средством театрализации.
Вместе с тем следует отметить, что подобная классификация носит условный характер, так как дископрограмма может объединять в себе элементы всех этих видов.
Качество проведения дискотеки во многом зависит от «специалистов»: звукооператоров, осветителей и, главное, ведущих. Кроме того, молодежная дискотека должна быть обеспечена техническими средствами и иметь разнообразные музыкальные и информационные фонды: записи для магнитофона, слайды, информацию о музыкальных ансамблях, певцах и т.п. Основу музыкального фонда должны составлять записи классической, народной музыки, а также эстрадные песни и танцевальные мелодии отечественных и прогрессивных зарубежных композиторов. К составлению и расширению музыкального фонда необходимо привлечь всех учащихся.
Коллектив, создавший дискотеку, выбирает руководителя, определяет и утверждает состав совета дискотеки, в который входят преподаватели и представители органов ученического самоуправления. Из числа выбранных членов совета избираются председатель, его заместитель, ответственные за работу отдельных творческих групп: информационно-сценарной, творческой, театрально-художественной, оформительской. Подобная структура совета позволяет привлечь большое число учащихся к активному участию в подготовке дискотеки. В результате вокруг дискотеки образуется ряд объединений-клубов по интересам.
Информационно-сценарная группа: собирает сведения о современной популярной музыке, изучает литературу, готовит фактический материал для дискотеки, разрабатывает сценарии. В группу входят сценаристы, музыканты, учителя иностранного языка и учителя русского языка, помогающие сценаристам, учитель музыки, направляющий выбор музыкального материала. Весь материал, подобранный этой группой, и разработанный на его основе сценарий поступает далее к творческой группе.
Творческая группа — это ведущие, т.е. те ребята, которые непосредственно проводят дискотеку. С этой группой учащихся необходимо серьезно работать. Особого внимания требует подготовка ведущего, задача которого состоит в том, чтобы вечер на дискотеке был содержательным и нескучным.
Это должен быть не просто юноша или девушка, увлекающиеся музыкой, танцами, различными видами искусства, а человек с хорошим эстетическим вкусом, увлеченный, имеющий большой запас знаний в области литературы, искусства, режиссуры, эстетики, кроме того, активный собеседник, обладающий талантом непосредственного общения, находчивый, остроумный, тактичный. Ведущему необходима также хорошая дикция, коммуникабельность, умение вести себя естественно и свободно. Ведущий — это и конферансье, обладающий чувством юмора, и хороший чтец, и находчивый импровизатор, и в какой-то мере учитель танцев.
Театрально-художественная группа включает членов самодея-тельности, которых ведущий привлекает к участию в программе в соответствии со сценарием.
Оформительская группа обеспечивает техническую базу дискотеки. Члены группы оформляют помещение, готовят световые эффекты, слайды, кинофрагменты. Здесь могут выделяться подгруппы художников и фотографов, светотехников и звукооператоров. Эту группу консультируют учителя труда и физики.
По содержанию молодежные дискотечные программы условно разделяются на два основных вида: танцевально-развлекательные и тематические.
Основное место в танцевально-развлекательной программе занимают танцы, поэтому она не должна быть перегружена словесной информацией. Но и нельзя ограничиваться лишь объявлением музыкальных композиций. На такой дискотеке могут быть организованы музыкальные викторины, распродажа литературы о музыке, кино и т.д. Возможна демонстрация фрагментов кинофильмов, слайдов. Готовясь к дискотеке, учащиеся могут оформить выставки книг, журналов, газет, художественных альбомов музыкальной тематики.
Программа тематической дискотеки состоит из отдельных законченных в тематическом отношении частей (блоков) продол-жительностью 15-20 минут. В блок включаются 8-10 музыкальных композиций, объединенных по самым различным признакам. Блок может идти под постоянной рубрикой, которая переходит из программы в программу, например, «Танцы народов мира», «Музыкальный музей» (музыкальная ретроспектива), «Музыкальные новинки» и т.д.
Между блоками программы предполагаются паузы. Эти перерывы, а точнее переключение на другой вид деятельности, должны иметь самостоятельное эстетическое, познавательное, воспитательное значение, поэтому они заполняются показом слайд-фильмов, выступлениями интересных гостей, фрагментами кинофильмов или мультфильмов, фонограммами. В паузы можно включать концертные номера, конкурсы, юморески, интервью, показ мод и др.
Тематическая дискотечная программа более сложная по сравнению с танцевально-развлекательной. Тематическая дискотека может проходить в форме поэтического спектакля, социально-информационной программы, лекции, «музыкальной гостиной» и т.д.
Успех дискотеки во многом зависит от ведущего (его часто называют «ди-джеем»). Диск-джей — не просто массовик-затейник, развлекающий публику, и не конферансье, разыгрывающий интермедии между музыкальными номерами. Он — комментатор и организатор всего музыкально-зрелищного действия. Таких организаторов дискотек надо готовить из числа инициативных и эрудированных учащихся.
Возросший уровень запросов современной молодежи требует, естественно, необходимой культуры не только от ведущего дискотеки, но и его помощников, например, свето- и звукооператоров, причем не просто эрудиции, но и хороших манер поведения, внешнего вида, так как им незамедлительно начинают подражать остальные участники дискотеки. Руководитель дискотеки совместно с советом, организует подготовку сценариев, дископрограмм и текстов ведущего; проводит общие собрания постоянных участников дискотеки, на которых обсуждаются вопросы организации, содержания и перспектив ее работы; содействует созданию в коллективе творческой атмосферы и высокой требовательности, способствует обеспечению общественного порядка в местах проведения дископрограмм.
Таким образом, школьная (молодежная) дискотека — это мероприятие, где не только танцуют, но и учатся танцевать, не только слушают музыку, но и учатся ее слушать, не только смотрят дискоспектакли, но и участвуют в их подготовке. Иными словами, это комплекс учебно-творческой деятельности учащихся, имеющей в отличие от обычных занятий более развлекательный характер. Хорошо организованная дискотека дает молодым людям необходимую физическую разрядку, снимает эмоциональное напряжение, учит культуре общения.
Источник: studfile.net
Организации воспитательного мероприятия
Под танцевальной программой понимают специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы. Частным случаем танцевальной программы является бал, который традиционно определяли как «собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев» (В.И.Даль).
Балы отличаются от других танцевальных собраний известным блеском, более строгим этикетом и заранее определенным порядком. Начало их восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Настоящую свою форму балы сохраняют со времен Людовика XIV, когда они привились и во всех королевских резиденциях. С тех пор балы составляют существенную часть большинства придворных празднеств. Для балов выработался определенный церемониал, который, с небольшими изменениями был принят повсеместно, и лишь в новейшее время несколько упрощен.
Исходя из возрастных особенностей школьников, целесообразно проводить балы для подростков и старшеклассников, по отношению к которым танцевальная программа в такой форме может содействовать:
— воспитанию повседневной культуры межличностного общения,
— предъявлению эстетических образцов проведения свободного времени,
— оптимизации межличностных отношений в юношеских коллективах.
Хотя бал, как вариант проведения танцевальной программы является весьма привлекательным, но сопряжен с преодолением трудностей, связанных, прежде всего с незнанием подростками правил поведения на балу, не владением современными школьниками, соответствующими бальными танцами (полонез, котильон и проч.). Отсюда, для того что бы участники не чувствовали себя скованно, необходимо провести несколько предварительных репетиций танцев. Может быть, выучить несколько тематических и достаточно простых схем танцев, таких, например, как полонез, фигурный и венский вальс. Еще один вариант проведения бала связан с конкурсом бального танца, когда желающие представляют на суд жюри свое мастерство. Использование бала в качестве танцевальной программы целесообразно в случае, когда в подростковом объединении последовательно изучается быт (этикет, танцы, развлечения) какой-либо бальной эпохи, либо в случае специфической идентификации (в детских морских центрах или клубах юных моряков, когда подростки представляют себя будущими морскими офицерами и в этом качестве готовы принимать участие в балах).
Проведение бала в современных условиях определенно является обращением к культурным образцам прежних эпох, моделированием, имитацией, ролевой игрой. Отсюда понятно, почему целостность образа бала создают игровые роли, избранные в рамках одного сюжета: исторического или литературного.
Лучше организовать подготовку так, чтобы участники действия приняли игровые роли, свыклись с образом (подростки в разной степени готовы импровизировать, поэтому роли есть смысл проговорить в детском коллективе). Бал лучше проводить в достаточно большом коллективе – три – четыре класса подростков, учреждение дополнительного образования, загородной лагерь старшеклассников. В этой связи вполне подойдут коллективные роли, то есть участники объединяются по четыре – пять человек, это могут быть игровые роли родственников, приятелей. Например, если брать за основу произведение Л.Н.Толстого «Война и мир», то на балу могут представлены персонажи романа семьи графов Ростовых, князей Болконских, князей Куракиных, дворян Денисовых, и т.д. В любом случае избранная роль должна иметь звучное, красивое название и соответствовать контексту бального действия.
Бал явление достаточно специфичное и требующее усилий от подростков, поэтому исходя из разнообразия интересов и эмоциональных настроев участников, следует предусмотреть различные варианты занятий. Проще говоря, не все дети готовы танцевать в соответствии с бальным стилем, либо вообще, длительное время. В тоже время у этих подростков имеется потребность проводить свободное время, общаться со сверстниками, с одноклассниками, приятелями, поэтому в рамках бального действия предполагается организация нескольких площадок по интересам:
— бальная зала, где разыгрывается основное танцевальное действие,
— шахматный салон, где предлагается посостязаться в древней игре в шахматы;
— салон «Игра слов» предназначен для любителей стихосложения (здесь можно сочинить стихотворение о любви, написать оду-посвящение прекрасной даме – одним словом, продемонстрировать свой поэтический дар);
— салон «Остроумия» – на той площадке, предоставляется возможность блеснуть своим умом и рассказать какой-либо анекдот. Есть одно ограничение: анекдот должен соответствовать балу (тематика, настроение, герои и т.д.).
Как показывает опыт, оптимальным, для реализации сюжета и хода организации бала является два десятка основных персонажей:
— два распорядителя (выполняющие роли ведущих и оперативных координаторов),
— хозяин и хозяйка (авторитетные в данном сообществе люди, выполняющие больше ритуальные, чем фактические функции),
— герои бала с дамами или кавалерами (две — три пары школьников, вокруг которых и разворачивается действие),
— восемь меценатов (известные для школьников личности, появляющиеся в центре внимания несколько раз при объявлении своего конкурса и при награждении победителей),
— организаторы шахматного салона, салонов «Игра слов», «Остроумия» (организаторы локальных площадок, опытные и самоотверженные участники, фактически выпадают из общего бально-танцевального действия).
В качестве распорядителей следует привлечь молодого человека и девушку, которые наряду с исполнением функций ведущих вечера умеют танцевать все предложенные в рамках бала тематические танцы, так для этого типа воспитательного мероприятия чрезвычайно важен пример. Так как в прошлые века на балах в центре внимания были реально известные и популярные люди (герои боевых действий, политики, сказочные богачи).
Организуя бал как воспитательное мероприятие, в качестве героев бала следует избрать победителей каких-либо конкурсов и спортивных соревнований, прошедших в образовательном учреждении ранее. Эти настоящие герои заслуженно будут пользоваться в ходе бала особым вниманием, на них будет построена сюжетная линия общего действа – награждение и чествование. Вообще, любое воспитательное мероприятие должно вырастать из жизни детско-взрослого сообщества. Не целесообразно назначение в качестве героев бала детей и взрослых, не имеющих соответствующего статуса в детско-взрослом сообществе, не всегда удачно проходит такой сценарный ход как выборы королевы и короля бала.
Украсят бальное действо такие специфические персонажи как меценаты (лица, которые, или от имени которых будут выставляться призы). Лучше всего, если в качестве меценатов будут наиболее авторитетные взрослые и популярные школьники, чьи призы хотели бы получить многие дети. введение в канву мероприятия меценатов требует специальной подготовительной работы с этими людьми, кроме получения их согласия, следует оговорить характер конкурса за который будущий меценат готов награждать участников бала, необходимо подготовить приз, соответствующий образу мецената и стилистике конкурса, при этом важно помнить, что важна не цена подарка, а его символическое значение. Организаторам мероприятия следует помочь будущему меценату с подготовкой краткой речи (1-2 минуты), которую он произнесет при награждении.
Центральное место в структуре персонажей бала играют хозяин и хозяйка, весьма логично, чтобы в данном качестве выступал руководитель (заместитель руководителя) учреждения. Как свидетельствует история, в эпоху балов хозяин и хозяйка дома, где проводился бал, имели каждый свои обязанности. Главной задачей хозяйки было следить за тем, чтобы пребывание гостей было приятным и беззаботным, чтобы все присутствующие дамы не оставались без кавалеров. Дабы не обидеть одинокую даму, хозяйка дома должна была незаметно указать свободному кавалеру на грустящую даму.
Длительность бала может составлять от двух до трех часов. Дату и время для проведения данного мероприятия стоит тщательно продумать. Важно помнить, что дети должны успеть одеться и настроиться на праздник. Конечно, желательно что бы и после окончания Бала, они не торопились снять свои красивые наряды, важно, что бы атмосфера праздника осталась с участниками надолго.
Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённым порядке. Предлагаемый ниже порядок, конечно не претендует на копирование, но в значительной степени способствует решению содержательных и организационных задач. Ход бала предусматривает три части и может включать следующие элементы:
— начало бала (торжественный вход гостей, первый тур танцев- вальс, два медленных танца),
— основная часть (оказание почестей героям бала, второй и третий тур танцев, розыгрыш первых призов, награждение победителей конкурсов, полонез, медленный танец, розыгрыш вторых призов, хастл, два медленных танца),
— завершение бала (розыгрыш третьей группы призов, танго, розыгрыш четвертой группы призов, два медленных танца, прощание и торжественный выход участников бала).
Торжественный вход в бальный зал. Настой на предстоящее мероприятие целесообразно осуществлять перед входом в зал, встречающему их организатору следует попросить встать пришедших по парам или небольшими группами, в соответствии с тем, как их будут приглашать в зал (как предусмотрено сценарием).
Обычно сначала приглашают хозяев бала, затем всех гостей, после меценатов, в последнюю очередь героев бала. Для бала целесообразным представляется специально организованная процедура входа в бальную залу, которую должны обеспечить один – два распорядителя с громкими голосами, их объявления под звучание торжественной (лучше классической) музыки и создадут переживания торжественности и особого настроя. Наименование участников (гостей бала) происходит по названию роли, выбранной заранее. Для закрепления выбранных ролей, лучше изготовить и подписать приглашения гостям будущего бала, где использовать игровые имена (можно наряду с реальными).
В самом начале бала, после входа всех участников, особенной церемонии встречи героев, распорядители называют меценатов и объявляют о розыгрыше призов (условиях конкурсов). Три конкурса развернуться за пределами бальной залы (мини-турнир по шахматам, конкурс бального анекдота и конкурс стихосложения), а еще пять непосредственно между танцами ( это может быть соревнование на самое галантное приглашение к танцу, на самый вежливый отказ дамы, на самое красивое согласие дамы, на самый красивый и оригинальный бальный комплимент, на самые галантные слова и жесты, сопровождающие процесс преподнесения цветов.
Бальные конкурсы являются тематическими и отражают атмосферу мероприятия: поведение, разговоры, способы взаимодействия. Организаторы могут менять суть конкурсов в зависимости от тематики, которой они захотят придерживаться в процессе проведения программы (Например, собрать осенний букет и объяснить его составляющие и т.д.). Но важно помнить, что конкурсы не должны противоречить форме, они должны быть красивыми, этичными, эстетичными, галантными, интеллектуальными и т.д. Может сложиться ситуация когда не один, а несколько человек, отличаться от всех остальных и будет сложно определить победителя конкурса. Для того что бы никого из учащихся не обижать, и не оставлять без поощрения достойных, заготовьте несколько дополнительных призов для участников конкурсов.
Хозяину и хозяйке необходимо помогать гостям в процессе участия в конкурсах. Может случиться так, что молодой человек выйдет на конкурс, не зная (не расслышав, не поняв), что именно нужно будет сделать, и не сможет его выполнить (не сможет сказать комплимент, побоится дарить цветы) в таком случае, надо ему помочь советом, примером, приободрить его. Кроме того, важно объявлять участника конкурса по имени.
В начале бала распорядителям необходимо напомнить порядок танцев и правила пользования бальной книжечкой. Распорядители и, конечно же, меценаты должны выступать на балу в качестве примера поведения для подростков. Важно ходить общаться, приглашать на танцы участников бала. Дамам-педагогам – помнить, что есть бальная книжечка, и записывать туда все приглашения. Кавалерам-педагогам – приглашать девушек на танец, упоминая о том, что бы дама записала их в свою книжечку, и не забыла о данном обещании.
Кульминационной точкой бала является чествование героев бала, здесь уместно напомнить о тех достижениях, которые стали основанием для признания, вручить подарки, произнести поздравительные речи.
Важным элементом окончания бала является психологический настрой, который во многом зависит от ведущих, напоминающих о близком завершении действа и необходимости подготовиться к отбытию из зала, поэтому найти среди толпы своих спутников и спутниц. Завершающая часть бального действия включает медленный танец, и церемонию выхода из бальной залы, где вполне уместным будет также отдельный выход героев, меценатов, гостей (по группам), сохраняя игровой контекст бала, распорядители могут упомянуть «ожидающие у парадного крыльца экипажи».
Подготовка к проведению бала. Заранее нужно подготовить реквизит и музыку, необходимые для проведения бала. Организаторам необходимо заранее запастись музыкой соответствующей бальной тематике (полонез, вальс, танго и т.д.), а также широко известными медленными музыкальными композициями. Это поможет участникам чувствовать себя более комфортно в непривычной для них, атмосфере.
Для каждой девушки, участницы бала потребуются бальные книжечки (для записи приглашений на танцы), количество бальных книжечек должно быть несколько больше, чем предполагаемое число участниц (во-первых, могут прийти все те, кто не собирался, а во-вторых возможен вариант, что кто-то из дам, в сильном волнении потеряет книжечку, тогда организаторы должны быть готовы предоставить новую взамен). Желательно опубликовать (предъявить в устной и письменной форме, например в бальной книжечке) ход вечера, состоящий из музыкальных композиций и конкурсов. Для того что бы участники и участники имели возможность спланировать кого и когда они могут пригласить на танец, а девочки соответственно, смогли понять скольким кавалерам они могут дать согласие на тур танца. Бальная книжечка может быть написана на стилизованном цветном листе формата А5.
Материальное обеспечение мероприятия включает: аудио аппаратуру, аудиозаписи, галогеновые лампы, прожектор, софиты и другие источники света, ткань, цветы, подсвечники, возможно декоративные стулья, столы и т.д. для создания предметно-эстетической среды, шахматные доски с фигурами, листы писчей бумаги, ручки, столы, стулья.
Реквизит, необходимый для площадок организованных на балу: для площадки «Шахматный салон» — шахматы, три – четыре доски, и соответственно столы со стульями. Игра в шахматы для некоторых подростков может оказаться достаточно сложной, тогда можно предложить сыграть партию пара на пару, или команда против команды. Для салона «Игра слов» понадобятся листы бумаги, ручка. На каждой из таких площадок должен находиться, хотя бы один взрослый, что бы помочь участникам в случае необходимости разрешить спор, организовать пространство и просто что бы поговорить с ними, если вдруг кто-то заскучает в процессе.
Важно позаботиться не только о музыкальном оформлении вечера, но и о художественном оформлении помещения. Наибольший эффект будет достигнут, если пространство, в котором будет проводиться бал, будет действительно представлять из себя помещение большой, светлой бальной залы. Для этого можно расставить все стулья по периметру зала, оставив место для героев (им необходимо выделить особенное, почетное место, оно должно быть хорошо освещено, может быть, оно будет находиться на возвышенности, например на сцене). Бал пройдет более ярко, если договориться с каким либо музеем, либо другим учреждением культуры об аренде большого светлого танцевального зала. При продумывании расстановки важно помнить, что еще необходимо место для проведения конкурсов, каждому участнику вечера должно быть удобно наблюдать за конкурсной программой.
Так же важно предупредить тех, кто будет танцевать вальс, открывающий бал, для того, что бы основные персонажи, подготовились и смогли отрепетировать самый первый и важный танец всего бала.
Одной из важных задач при подготовке к балу является обеспечение внешнего вида участников соответствующего торжественности момента (здесь и подбор гардероба и его состояние). Как показывает опыт, значительная часть школьников не готовы к выбору адекватного гардероба, не умеют поддерживать одежду и обувь надлежащем состоянии. Отсюда возникает необходимость отдельного инструктажа со стороны педагога –организатора, который бы предостерёг подростков от неловких ситуаций. Желательно это делать за несколько дней до бала, потому что может оказаться, что у ребенка не будет чистой одежды, и ее надо будет постирать и погладить. Взрослым необходимо позаботиться о своем внешнем виде, тщательно продумать свой костюм или платье, туфли, прическу, макияж.
Создавать атмосферу ожидания бала как некоего праздника волшебства, чуда, красоты и грации. Этого можно достичь не только через развешивание и изготовление с учащимися афиш. Но и разговаривая с участниками: обсуждая их наряд, интересуясь выбором кавалера или дамы на бал, рассказывая о своих личных ожиданиях и приготовлениях.
Значительно чаще, чем бал, в практике используется такая разновидность танцевальной программы, как дискотека. Для проведения дискотеки приоритетен подбор музыкальных композиций, так как участники различаются по своим музыкальным вкусам.
Одним из приемов подбора композиций и исполнителей является проведение музыкального хит-парада среди будущих участников дискотеки. Отбор музыки зачастую поручают специальным музыкальным ведущим – Ди-джеям (DJ). Как правило, ди-джеями становятся учащиеся старших классов, выпускники, студенты, молодые педагоги.
Главное требование – хорошее знание молодежной субкультуры, владение профессиональными данными музыкального ведущего. Ди-джей обеспечивает настроение танцующих при помощи остроумных комментариев и динамичного ведения, объявления различных конкурсов. Сегодня, в ситуации развитости системы молодежного досуга и наличия во многих семьях современной аудиоаппаратуры, к техническому обеспечению дискотеки школьниками предъявляются высокие требования: хорошее звучание (объемный звук), прожекторы, стробоскопы, оформление помещение адекватное молодежной субкультуре.
В отличие от коммерческих центров досуга в образовательной практике дискотека решает педагогические задачи, даже в случае объективной ориентированности этой формы на отдых и развлечение. Прежде всего, дискотека способна задавать образцы позитивного времяпрепровождения. Существует разновидность танцевальной программы, включающая соревновательность.
Это, так называемый, «Стартинейджер», который может успешно использоваться для оптимизации межличностных отношений, создания чувства единения в командах участников. При проведении дискотек важное место занимает обеспечение безопасности участников. Крайне необходимо предусмотреть характер пропускного режима. В ряде случаев, целесообразно заранее уведомить органы внутренних дел.
Источник: stydopedia.ru
Досуговые формы современной молодёжи. бал как актуальная технология досуга.
В статье рассмотрены основные формы проведения досуга молодежи. За основной пример, как форма проведения досуга, взят молодежный бал.
молодёжный досуг
Сухих Ксения Валентиновна
Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (49), январь ‘22
Дата публицакии 19.01.2022
Цитировать
Сухих К. В. Досуговые формы современной молодёжи. Бал как актуальная технология досуга. // . 2022. №4 (49). URL: https://scilead.ru/article/1569-dosugovie-formi-sovremennoj-molodyozhi-bal-ka
Одно из первых определений понятия «молодёжь» в отечественной социологии было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: [Молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции][1]
Исходя из данных современных социологических исследований, сегодня молодёжью принято называть людей в возрасте от 14 от 35 лет.
У молодёжи, как у отдельной социальной группы, есть свои определенные особенности, отличающие ее от других групп.
Следует отметить, что с одной стороны, молодёжь, в каких — то опережениях вопросах может быть более компетентна, нежели другие группы, однако, в других, напротив, проявит себя ограниченно и инфантильно. Эта двойственность является причиной ряда проблем данной социальной группы. Более того, этот период совпадает с завершением учебной деятельности и вступлением в трудовую жизнь.
Также с точки зрения психологии молодость — это период обретения своего «собственного Я», завершающие процесс социализации, а также поиска своего счастья и цели в жизни. Молодой человек не застрахован от различных ошибок, тем более в силу своего возраста и отсутствия жизненного опыта, который необходим для принятия верных решений. Однако, именно осознание и принятие собственных ошибок формируют жизненный опыт и мировоззрение молодёжи.
Молодость с правовой точки зрения – время наступления гражданского совершеннолетия, в нашей стране это с восемнадцатилетнего возраста. Именно с этого возраста молодой человек получает полную правоспособность, в том числе и принимает на себя определенные обязанности, среди которых является уплата налогов и соблюдение законов.
Особенности трудового положения молодежи:
1. Молодые работники испытывают «шок от реальности», так как происходит разрозненность ожидаемого и реальности.
2. Испытывают большое влияние конкурентно способных лиц, обладающих большей практикой.
3. Сталкиваются с проблемами повышенных эмоциональных и физических нагрузок.
4. Сталкиваются с проблемой взаимодействия с новым коллективом и новыми правилами распорядка.
Особенности положения молодежи в обществе:
1. Очень высокий уровень социальной мобильности (важнейший социальный лифт – образование)
2. Активный поиск своего места в обществе, в его системе и связях.
3. Переходность положения и постоянное освоение новых социальных ролей (движение по социальным лифтам)
У молодёжи имеется особый аспект и особый интерес к проведению досуга. Ведь именно у этой категории, по мнению исследователей, есть наибольшее количество свободного времени, которое молодёжь и проводит с увлечением каким-либо видом досуга.
[Усвоение культурных ценностей, познание нового, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия — вот чем и ещё многим другим может быть занята молодёжь в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодёжного досуга. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворённость своим свободным временем. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности][2]
Определены следующие виды основных характеристик досуга молодёжи:
Досуг молодежи имеет особо выраженные аспекты в области социологии, физиологии и психологии. Также отметим, что досуг – это добровольный выбор каждого индивида и род деятельности выбирает себе каждый сам по своим возможностям, целям и интересам. Досуг формирует и развивает личность человека, а в молодом возрасте это особенно важно.
Также акцентирует внимание на саморазвитие индивидуума и потребностей личности каждого. Досуг молодёжи формирует ценностные ориентиры. Также досуг естественным образом восстанавливает силы человека, поднимает настроение и абстрагирует молодёжь от бытовых и рабочих дел.
Таким образом, можно сделать вывод, что сущностью молодёжного досуга является свободный и творческий выбор. Творческая деятельность помогает молодёжи «преобразовывать мир» и развивать себя и своё творческое начало. Социальные институты стараются воздействовать на студенческую молодёжь с воздействием на них с нравственной и моральной точки воспитания, помогая им создать правильное мировоззрение и ценностные ориентиры. Также в коллективном досуге молодежи развивается чувство товарищества, взаимопомощи и трудовой активности. Также активный досуг требует затрат и физических сил, что помогает молодёжи вести здоровый образ жизни и снимать с себя напряжение после учебного дня.
Досуг студенческой молодёжи объективно отличается от форм досуга других возрастных групп. Так как молодёжь имеет ряд присущих ей своих духовных, творческих, эмоциональных и социальных потребностей. Также молодёжь больше склонна к коллективной и игровой деятельности проведения досуга. Феномен игры порождает огромный и свой собственный мир, в который молодёжь погружается безоглядно.
[В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодёжь. Этот мир обеспечивает молодёжи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодёжь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодёжных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности][3]
К другим особенностям молодёжного досуга относится своеобразные «коллективные посиделки». Общение в молодёжной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически. [Для молодёжи «посидеть компанией» – жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» – туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всём этом молодёжь упрямо «сбивается» в компании сверстников][4]
Досуговая деятельность студенческой молодёжи удовлетворяет, прежде всего, потребность коммуникативную, и помогает молодёжи отдохнуть и преобразиться в эмоциональном контакте со сверстниками.
[Все многообразие форм общения молодёжи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам: по содержанию (познавательные, развлекательные); по времени (кратковременные, периодические, систематические); по характеру (пассивные, активные); по направленности контактов (непосредственные и опосредованные)][5]
Молодёжный досуг с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления — как личностные, так и общественные. Ведь каждый человек – индивидуальность и у каждого молодого человека есть свои взгляды на мир, свои ценности и нравственные устои. Поэтому также разделить молодёжь можно и именно по интересам и мировоззренческим взглядам на мир.
[Молодежь, с одной стороны, — это незащищенная группа, являющаяся, скорее, дестабилизирующей силой в обществе, а с другой — это поколение, от которого зависит будущее страны. Такой особый статус молодежи рождает потребность в адекватной молодежной политике, способной решить или смягчить имеющиеся проблемы, а также направить в созидательное русло творческий потенциал молодежи][6]
Таким образом, можно сделать вывод, что досуг играет огромную роль в жизни молодёжи. Для досуга характерна свобода личности, которая выражается в выборе форм, места, времени проведения досуга.
В ХХI веке современная студенческая молодёжь активно проводит досуг в разнообразных формах. Однако следует отметить, что молодёжи также необходим особый метод, связанный с познанием и изучением истории и культуры прошлых эпох, который при этом был бы одновременно не только познавательным, но и увлекательным.
Одним из таких мероприятий проведения досуга молодёжи является бал. [Бал – это собрание многочисленного общества лиц обоих полов для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке][7]
Бал – это вид досуга дворянского общества в XVIII — нач. ХХ века. Это было особое праздничное мероприятие той ушедшей эпохи и сейчас по истокам прошлого прикоснуться к культуре дворянского времени для молодёжи было бы особенно заинтересованно и актуально.
Необходимо понимать, что в современном обществе балы не возрождаются из эпохи дворянской культуры, а являются некой стилизацией той эпохи. Организаторы балов моделируют мероприятия, опираясь на источники, где содержится различная информация о проведении данного мероприятия в период их существования.
В эпоху дворянской культуры существовало несколько видов и несколько причин проведения балов: свадебный бал, бал – приём, детский бал, придворные балы, которые проводились в Петербурге и «Московские» балы, которые отличались своей легкостью, непринужденностью и веселостью проведения. Именно, акцентируя внимание на «Московские» балы, и нужно при изучении бальной культуры дворянского времени для создания современных балов в ХХI веке.
Актуальность проведения данного мероприятия в эпоху информационных технологий заключается в том, что оно помогает студенческой молодёжи в поиске такого вида досуга, где на первой место выходит вербальное личное общение, вместо привычной для молодёжи формы коммуникации, с помощью компьютерных средств. Более того, именно на подобном мероприятии можно обрести много новых друзей и найти себе супружескую пару.
Также молодёжи требуется эмоциональная разгрузка от учебных будничных дней. Многие студенты ведут пассивный образ жизни, сидя за компьютером или учебниками, а балы способствуют также и активной рекреационной функцией. Ведь танцы относятся к активным формам проведения досуга.
Более того, подобные мероприятия способствуют активному развитию интереса именно к той форме проведения досуга, которая была популяризирована несколько веков назад.
Также, стоит отметить, что в наше время утрачиваются культурные связи поколений и традиции, наблюдается всеобщее падение нравов, культурных ценностей. Уходит в прошлое танцевальная культура и светский этикет. В связи с этим, данная проблема требует разрешения. Из этого можно сделать вывод, что у молодежи необходимо повышать интерес к изучению русских культурных традиций и исторических танцев как одного из направлений формирования культуры нашего общества.
Балы, как эстетическая ценность прошлого проникает в современную культуру и утверждается в ней, потому что бал для современного общества — это возможность праздника, возможность дружеского общения, возможность испытать счастье, а музыка и танцы лишь средства, которые помогают всему этому осуществиться.
Очень важно, что в наше время социокультурный процесс активно развивается и особое внимание уделяется досугу студенческой молодёжи. Молодёжи важно приобщаться к истории и получать новую информацию, новые знания о культуре, этикете, о танцах. Также данное мероприятие способствует духовному росту и познание танцевальных навыков.
Также для молодёжи данное мероприятие является как отход от реальности и погружение во что-то сказочное и необычное. Ведь одна из функций проведения молодёжного досуга является абстрагирование от бытовых и рабочих дел.
Также, чтобы добавить особую атмосферу в проведения бала можно помимо танцевальной программы добавить и игры, которые были популярны при дворе, чтобы участники бала активно играли в них, помимо исполнения танцев. Также многие организаторы добавляют театрализованные постановки и творческие номера, чтобы еще более погрузиться в атмосферу бала и отдохнуть от танцевальной программы.
Стилизованное мероприятие эпохи дворянской культуры имеет особое внимание у современной молодёжи и развивается потребность реализации данного мероприятия. Форма проведения бала, как одной из формы проведения досуга осуществляется посредством реализации историко-культурным знаниям. Стоит отметить, что реализовать данный проект может только профессионал, изучающий все культурные и исторические аспекты бальной культуры, так как для этого необходимо изучать исторические источники, а также методические разработки по бальным танцам, этикету и формы проведения мероприятия в современном обществе.
Список литературы
- Кориенко Т.В. Культура досуга современной молодёжи. Проблема и перспективы развития. М. 2006. С. 45.
- Молодежь и молодежная политика// Энциклопедия экономиста. URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/molodezh.html (дата обращения: 10.01.2022)
- Мослаев Б.Г. Досуг. Методология и методика социологических исследований. М. 1995. С. 14.
- Бестужев–Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. М. 1984. С. 67.
- Молодежь// Академик. URL: https://dic.academic.ru (дата обращения: 20.02.2019)
- Грушин Б. Ю. Творческий потенциал свободного времени. М. 1980. С. 30.
- Балы и светские рауты в искусстве// Искусство URL: https://obiskusstve.com/204048547538799561/baly-i-svetskie-rauty-v-iskusstve/ (дата обращения: 10.01.2022)
Источник: scilead.ru