На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам.
Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает:
– перечень тем изучаемого материала;
– рекомендации по количеству времени на каждую тему;
– распределение их по годам обучения;
– время, отводимое для изучения всего курса. Выделяют несколько видов учебных программ:
– рабочие школьные программы;
– личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.
Типовые программы утверждаются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят рекомендательный характер. Они очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения, специфических для конкретного учебного предмета.
Технология разработки учебной программы
На основе типовых составляются рабочие программы, в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.
Авторские программы отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются советом школы.
Учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов:
– объяснительная записка, в которой излагаются цели и задачи изучения предмета;
– содержательная часть, включающая перечень тем, распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;
– методические указания о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета.
В структурном отношении учебные программы подразделяются на линейные, концентрические, спиральные и смешанные.
При линейной структуре отдельные части материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время обучения, как правило, один раз.
Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Изложение одного и того же вопроса постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.
В последнее время интенсивно обосновывается так называемый спиральный способ построения школьных программ. Характерной особенностью спиральной структуры изложения материала является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно наращивают и углубляют круг связанных с ней знаний.
«Организация лечебного питания в ЛПУ»
Смешанные сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.
Учебники и учебные пособия
Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе (учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т. д.). От качества учебной литературы зависит результативность обучения.
Основным видом учебной литературы является учебник — важный источник знаний для учащихся, одно из главных средств обучения. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности детской личности.
В учебнике систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры. Систематическое изложение учебного материла в учебниках должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.
Учебник должен быть одновременно и стабильным, и мобильным. В соответствии с требованиями стабильности учебник должен иметь устойчивую основу. Мобильность обеспечивает возможность быстрого введения новых знаний без нарушения основной конструкции. Этой цели способствует блочная конструкция учебника, допускающая вставки, расширяющие блоки.
Структура учебника включает в себя текст (тексты-описания, тексты-повествования и тексты-рассуждения) как главный компонент и нетекстовые вспомогательные компоненты (аппарат организации и усвоения).
Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное основание учебного материала. В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:
– мотивационную, выражающуюся в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение;
– информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;
– контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.
Дополнением к учебнику являются различного рода учебные пособия: хрестоматии, сборники упражнений и задач, словари, справочники, книги для внеклассного чтения, атласы, исторические и географические карты и т. д. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера. Работая с учебными пособиями, ученики учатся излагать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять и стиль своего изложения и изучаемый текст с привлечением дополнительной литературы.
Наряду с традиционными применяются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты и т. д. Дидактические оценки этих новых средств обучения противоречивы, поэтому считается целесообразным применение их в комплексе с традиционными учебными материалами.
При изучении знаний, имеющих логическую структуру, эффективными оказываются компьютерные учебные материалы.
Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 294 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Таблица отличительных черт учебно-методических комплектов начального общего образования
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Усовершенствованная система отличается направленностью учебного материала, способов его представления и методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Это отражено и в новом художественном оформлении комплекса, и в системе заданий, и включении в учебники рубрик: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения» и др.
Методический аппарат учебников позволяет органично сочетать виды деятельности, направленные на изучение как нового материала, так и систематическое повторение ранее изученного.
— Наличие учебников по предметам:
изобразительное искусство;
музыка;
обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровье сберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности;
формирование естественной мотивации учения.
— Принципы:
фундаментальность;
надежность;
стабильность;
открытость новому;
проблемно-поисковый подход.
УМК «Школа XXI века»
Уникальность комплекта для начальной школы «Перспектива» в том, что он создавался параллельно с разработкой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Первые учебники и учебные пособия комплекта «Перспектива» начали выпускаться с 2006 года.
Основополагающими принципами комплекта являются: гуманистический, принцип историзма, коммуникативный и принцип творческой
активности.
— Наличие учебников по предметам:
изобразительное искусство;
музыка;
физическая культура;
основы мировых религиозных культур:
основы православной культуры;
основы исламской культуры;
основы буддийской культуры;
основы иудейской культуры;
основы светской этики;
испанский язык.
— Цель:
Всестороннее гармоничное развитие личности (духовно-нравственное, познавательное, эстетическое), реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.
— Задачи:
Общекультурное развитие
Личностное развитие — Познавательное развитие
Формирование учебной деятельности
Развитие коммуникативной компетентности
УМК «Перспективная начальная школа»
— Задачи:
развитие личности ребенка;
формирование мотивации к учению;
воспитание нравственности, толерантности;
обучение умению учиться.
Решение задач в рамках данной программы основывается на принципах гуманистической педагогики. Любой ребенок способен успешно учиться, если для него будут созданы все необходимые условия. Личностно-ориентированное обучение учитывает предыдущий опыт ребенка.
— Основные принципы концепции «Перспективная начальная школа»:
Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка.
Принцип целостности картины мира.
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.
Принципы прочности и наглядности.
Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.
— Основные методические особенности УМК «Перспективная начальная школа»
Каждое методическое пособие состоит из двух частей:
Первая часть — теоретическая, которая может быть использована учителем как теоретическое основание повышения его квалификации.
Вторая часть — непосредственно поурочно-тематическое планирование, где расписан ход каждого урока, сформулированы его цели и задачи, а также содержатся идеи ответов на ВСЕ заданные в учебнике вопросы.
УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками.
— Главная идея системы Эльконина-Давыдова:
для усвоения материала необходимо отойти от традиционного подхода в обучении.
— Концепция программы
предполагает развитие мышления у ребенка;
без игровой формы;
дети объясняют цели сами.
— Цель программы:
научить ребенка мыслить нестандартно.
— Особенностью системы Эльконина-Давыдова:
активные дискуссии.
— Структура:
не предполагает четкого деления на темы;
нет привычного выделения правил;
нет однотипных заданий.
Учитель выступает не как наставник, а как друг и помощник, направляющий ход мысли детей.
— 3 принципа программы:
1. Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач;
2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем;
3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи.
— Особенность:
Отметок детям в начальной школе не ставят;
Домашние задания сведены к минимуму.
УМК
«Л. В. Занкова»
— Цель обучения :
достижение оптимального общего развития каждого учащегося на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков.
Общее развитие: целостное развитие ребёнка: его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья учащегося
— УМК основан на своих дидактических принципах:
обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
ведущая роль теоретических знаний;
осознание процесса учения;
быстрый темп изучения материала;
работа над развитием каждого ребёнка, в том числе и слабого.
— «Традиционное обучение + развивающее обучение = гармония».
— Цели :
объединение традиций с инновациями;
гуманизация обучения младших школьников.
— Преимущества
весь процесс образования строится на решении проблемных ситуаций;
всеобъемлющая методическая база с дополнительными материалами;
усвоение знаний происходит неразрывно с личностным развитием малыша;
проверенные приёмы для реализации индивидуального и дифференцированного подходов.
— Технология
Изложения нового материала происходит после выполнения заданий, поисковых и творческих заданий, которые эвристическим методом подведут малышей к новой информации;
На каждом уроке обязательна совместная работа учителя и ученика, работа в малых группах, парах;
Задания должны быть вариативными.
Источник: nsportal.ru
Характеристика учебных программ, учебников и учебных пособий
Учебная программа — это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. В настоящее время в российских школах используются два вида учебных программ: ТИПОВЫЕ ПРОГРАММЫ и РАБОЧИЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.
Типовые программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ.
Они утверждаются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят рекомендательный характер. На их основе составляются рабочие программы, в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся. Что же касается авторских программ, то они отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются советом школы.
Учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов: ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА или ВВЕДЕНИЕ, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы; собственно СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ -учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень общеучебных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе; МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах последнего десятилетия уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет учителю проявить творческий подход к разработке рабочей учебной программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности.
Теория и практика разработки учебных программ знает два способа их построения: ЛИНЕЙНЫЙ и КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ. В последнее время интенсивно обосновывается, в частности, Ч. Куписевичем, так называемый спиральный способ построения школьных программ.
Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (шаги, порции) учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев -ступеней учебной работы, как правило, только один раз. Причем, новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Такое построение учебных программ несет в себе как положительные, так и отрицательные явления в обучении. Достоинством линейного способа расположения содержания учебной программы заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. Недостатком линейного способа является то, что в силу возрастных и психологических особенностей учащихся, особенно на младшей ступени об-
учения, школьники не в состоянии постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе.
КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ СПОСОБ построения учебных программ допускает один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.
Концентрическое расположение материала в программе предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов. И хотя концентризм замедляет темп школьного обучения, требует больших затрат учебного времени на изучение учебного материала, порой порождает у учащихся иллюзии знания тех вопросов, с которыми они повторно сталкиваются, что, естественно, снижает уровень их активности в обучении, концентризм в школьном обучении неизбежен. Это особенно ярко проявляется в процессе изучения языка, математики, истории и других предметов, которые изучаются в начальной школе и затем в старших классах. Аналогичное явление наблюдается и при изучении других предметов.
Негативные стороны линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной степени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиралеобразному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг, связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.
Кроме того, в отличие от линейной структуры обучение, обладающее спиральной структурой, не ограничивается одноразовым представлением отдельных тем» (Куписевич Ч. Основы общей дидактики, М., 1986. С. 96).
Конкретизация содержания учебных программ находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях. Они выступают основным источником знаний и организации самостоятельной работы учащихся и одним из важнейших
средств обучения. Учебник должен учить ученика учиться. А для этого по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала.
Причем, материал, содержащийся в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов — восприятия, мышления, памяти; стимулировать потребности, волю школьников в познании, их ответственность в процессе обучения. Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.
Только так учебник как дидактическое средство обучения и как источник самостоятельного добывания школьником знаний может возбуждать интерес ученика к знаниям и самому процессу познания, стимулировать у него потребность в самообразовании. Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и нетекстовые вспомогательные компоненты.
Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К таковым компонентам относятся: аппарат организации и усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечания, приложения, оглавления, указатели.
Значительным дополнением к учебнику являются различного рода учебные пособия: хрестоматии, сборники упражнений и задач, словари, справочники, исторические и географические карты, фонохрестоматии, книги для внеклассного чтения и др. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера. Работая с ними, ученики учатся излагать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять и стиль своего изложения и изучаемый текст с привлечением дополнительной литературы. (См. Лихачев Б. Т. Педагогика, Курс лекций, 1993. С. 389-391).
Таким образом, учебники и учебные пособия — это не что иное, как информационная модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности детской личности.
Источник: studopedia.su