Если объект или предприятие оказывает негативное воздействие на ОС, что может сказаться на здоровье людей, то вокруг него необходимо Разработка и Согласование проекта СЗЗ. На этой территории нельзя стоить жилые дома, так же в отношении СЗЗ действуют и другие ограничения.
Основные определения проекта санитарно-защитной зоны
Размер СЗЗ зависит от класса опасности предприятия. Действующее законодательство устанавливает границы таких зон для объектов, исходя из санитарной классификации. Если предприятие не относится ни к одной из категорий, но оно имеет источники выбросов, то для него также необходимо установить санитарную зону.
Границы СЗЗ определяются в рамках проектной документации. Проект СЗЗ должен включать в себя такие разделы:
- краткая характеристика объекта содержит общие сведения о предприятии, а также описание производственных особенностей. В этот раздел включают также анализ процесса образования отходов, водопотребления и водоотведения;
- в разделе, описывающем воздействие предприятия на воздух, указываются природные особенности территории, фоновые концентрации, степень загрязненности воздушных масс, вносятся данные расчетов в отношении выбросов предприятия. Сюда же входит планирование мероприятий по мониторингу состояния ОС;
- производится оценка рисков для здоровья населения, проживающего в непосредственной близости;
- физические факторы воздействия позволяют установить точные границы СЗЗ исходя из фактического воздействия производства на ОС и здоровье человека. Завершает данный раздел обоснование установленных границ.
Завершает проект перечень всех работ, которые были проведены в ходе разработки проекта. Также к проекту прилагаются расчетные сметы, схемы и таблицы.
Visual studio. Как создать проект. Первая программа. C++ для начинающих. Урок #1.
Нормативные документы и акты для разработки проекта СЗЗ
Российское природоохранное законодательство в последние годы очень сильно изменилось. Появились новые нормативные акты, но в то же время продолжают действовать старые приказы, инструкции и методически рекомендации.
Если говорить о процессе разработке проекта ССЗ, то основными документами в этой сфере являются:
- Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ с последующими дополнениями и изменениями.
- Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ. В данный документ были внесены изменения, вступающие в силу с 10.01.2021 г.
- Правительственное постановление N 222от 03.03.2018 года «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон …».
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны …».
Также при разработке проекта учитываются санитарные требования в отношении уровня шума (СНиП 23-03-2003), уровня производственных вибраций (СН 2.2.4/2.1.8.566-96), качества атмосферного воздуха (СанПиН 2.1.6.1032-01) и т.д.
Рассчитать стоимость проекта СЗЗ?
Количество источников выбросов?
Количество источников шума?
Количество площадок?
Классы опасности объекта санитарно-защитной зоны
При установлении СЗЗ учитывается классификация промышленных объектов, установленная СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:
Ты смотришь только Простые видео по программированию не просто так
- первый класс с размером СЗЗ 1000 м;
- второй класс с размером СЗЗ 500 м;
- третий класс с размером СЗЗ 300 м;
- четвертый класс с размером СЗЗ 100 м;
- пятый класс с размером СЗЗ 50 м.
Размеры установленных санитарных зон могут быть изменены. Для этого необходимо разработать проект, который бы обосновал данные изменения.
Предприятия, которые относятся к 1-3 классу санитарной классификации, должны в обязательном порядке разрабатывать и согласовывать проект СЗЗ. Для остальных объектов наличие проекта СЗЗ не является обязательным. Но наличие такой документации позволит избежать претензий со стороны местного населения и контролирующих органов.
Если предприятию не нужно устанавливать санитарную зону, то данный факт также придется доказывать при помощи разработки проекта СЗЗ.
Разница между категорией объекта и классом опасности
Все промышленные объекты имеют определенный класс опасности, присвоенный исходя из степени негативного воздействия на ОС. Такие нормы прописаны в действующем природоохранном законодательстве. Но данная классификация не имеет ничего общего с санитарным делением на классы опасности СЗЗ.
Разница между данными классами опасности следующая:
- Категория объекта НВОС рассчитывается исходя из того, какие последствия для окружающей среды могут возникнуть в результате аварийной ситуации на объекте. Деление всех предприятий на такие классы необходимо для всестороннего контроля над соблюдением экологических требований, а также для расчета выплат в казну за негативное влияние на ОС.
- Класс СЗЗ подразумевает размер буферной территории, на границе которой концентрации вредных веществ в воздухе является нормальной. Это же касается уровня шума и вибраций. Фактические размеры санитарной зоны могут быть больше или меньше установленных границ.
Если предприятие отнесено к первой категории НВОС, то оно обязано разрабатывать и утверждать Комплексное Экологическое Разрешение (КЭР). Но это не означает автоматически, что для данного промышленного объекта будет установлена СЗЗ 1 класса.
В то же время наличие СЗЗ высшего класса, исходя из санитарной классификации, не является основание для обязательного получения предприятием КЭР.
Что такое установленная СЗЗ?
С точки зрения действующего законодательства, санитарно-защитные зоны могут быть:
- ориентировочными. Это такие санитарные зоны, размеры которых установлены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;
- расчетными. Размеры СЗЗ могут быть определены в ходе проведения всестороннего исследования. Рассчитывать санитарные зоны необходимо в случае, если предприятие не внесено в СанПиН;
- окончательными (установленными). Это СЗЗ с утвержденными в Роспотребнадзоре границами.
Для того, чтобы установить окончательные границы СЗЗ необходимо подготовить проект, где они были бы обоснованы натурными исследованиями и расчетами. Данный документ должен быть согласован в ФБУЗ, после чего он утверждается Роспотребнадзором.
Процедура согласования проекта СЗЗ
После того, как проект СЗЗ был разработан, потребуется его согласовать. Эта процедура непростая. В нее входит три основных этапа:
- Рассмотрение проекта федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии». Эта организация подведомственна Роспотребнадзору, ее отделения есть в каждом регионе РФ. ФБУЗ проводит экспертизу документа и выдает соответствующее заключение. Если проект был составлен с нарушениями или является не полным, то его возвращают заявителю с соответствующими рекомендациями. После доработки проектной документации необходимо повторно обратиться в ФБУЗ. Получение заключения в этой организации является платной услугой. Стоимость зависит от сложности проекта.
- Далее экспертное заключение ФБУЗ направляется в территориальный отдел Роспотребнадзора. Сам проект на согласование в эту инстанцию не направляется, решение принимается на основании проведенной в ФБУЗ экспертизы. Результатом этого этапа я должно стать получение заключения о том, что проект соответствует всем санитарным нормам. Выдается санитарно-эпидемиологическое заключение бесплатно.
- Утверждение полученного заключения. Если объекты отнесены к 1 и 2 санитарной категории, то документы рассматривает Главный санитарный врач страны. Заключения других предприятий направляются Главным санитарным врачам конкретного региона. После утверждения заключение будет возвращено в территориальный Роспоребнадзор, где его окончательно оформят и передадут заявителю.
Через год после прохождения данной процедуры потребуется пройти еще один тап согласования. Роспотребнадзор даст оценку достаточности установленных границ СЗЗ. Для этого необходимо в течение всего года проводить мониторинг факторов негативного воздействия. Полученные данные оформляются в виде протокола и вносятся в проект.
После всестороннего изучения новых данных уполномоченный орган вынесет решение о том, является ли размер СЗЗ достаточным или его нужно изменить. Процедуру согласования СЗЗ можно считать завершенной после того, как организация получит документы с установленной санитарной зоной. Данное заключение должно быть подтверждено постановлением Главного санитарного врача.
Оценка риска здоровью населения и кому она нужна?
Оценка риска здоровья населения представляет собой исследование в ходе которого, изучаются все вредные эффекты, возникающие из-за влияния среды обитания на людей. Согласно действующему законодательству такую оценку необходимо проводить при подготовке проекта СЗЗ. Такие требования есть в двух нормативных документах:
- в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 указано на необходимость проведения оценки промышленными объектами с расчетными СЗЗ 1 и 2 класса. В то же время в этом документе называется нецелесообразным проведение работ по оценке рисков для здоровья в том случае, если размеры установленной СЗЗ в два раза превышают ориентировочные значения. Также не нужно оценивать возможные риски для кладбищ, животноводческих и птицеводческих ферм;
- в то же время Правила установки СЗЗ, принятые Постановлением Пр. РФ № 222 от 03.03.2018 не делают никаких исключений. Согласно данному документу, проект СЗЗ должен включать в себя оценку риска для здоровья людей в обязательном порядке, независимо от санитарной категории объекта.
Данное противоречие привело к тому, что у инспекторов и экспертов нет единого мнения о том, кому нужно оценивать риски для здоровья населения, а кому – нет.
Источник: goreco.ru
Проект санитарно-защитной зоны (проект СЗЗ)
СЗЗ это территория вокруг предприятия, размер которой обеспечивает снижение воздействия предприятия (химического, физического, биологического) на среду обитания и здоровье человека до значений, установленных гигиеническими нормативами. СЗЗ является защитным барьером между промышленной зоной и нормируемой территорией (жилая застройка, больницы, парки, скверы и других зон отдыхов).
Кому необходимо
Проект СЗЗ должны разрабатывать все действующие, проектируемые и реконструируемыепредприятия. При этом СЗЗ устанавливается для предприятий, являющихся источником воздействия (химического, физического, биологического) на среду обитания человека, то есть для предприятий, воздействие которых за границей их территории превышает санитарно-гигиенические требования.
Цель разработки
Информация, содержащаяся в журналах учета, являются основой для оформления формы статистической отчетности 2-ТП (отходы), разработки программы ПЭК и отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (в части обращения с отходами), расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов), проведения инвентаризации отходов.
Дата подачи/Срок действия
Бессрочно при неизменности технологических процессов, объемов производства, границ землепользования, вида разрешенного использования или назначения объекта
Нормативно-правовая база
— Федеральный закон от 30 марта1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
— Постановление Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
— СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция).
Срок разработки
Срок разработка – от 1 до 3 месяцев
Срок согласования – от 3 до 4 месяцев
Этапы разработки
Разработка проекта СЗЗ включает в себя следующие этапы:
— сбор исходных данных (в том числе заказ и получение справок, картографического материала);
— оценка градостроительной ситуации в районе расположения предприятия;
— инвентаризация источников выбросов, в том числе проведение инструментальных замеров показателей выбросов (при отсутствии проекта ПДВ/НДВ и/или Отчета по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух);
— инвентаризация источников физического воздействия и выполнение инструментальных замеров;
— подготовка графической части проекта;
— выполнения расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере и расчет шумового воздействия предприятия;
— разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ и уровней физического воздействия (при необходимости);
— оформление проекта;
— составление карты-плана кадастровым инженером (при необходимости).
Согласование проекта СЗЗ:
— получение экспертного заключения (ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» или иная организация, аккредитованная на проведение санитарно-гигиенической экспертизы). Срок исполнения – 30 календарных дней.
— получение санитарно-эпидемиологического заключения (территориальные органы Роспотребнадзора). Срок исполнения – 30 календарных дней.
— получение решения об установлении СЗЗ (Роспотребнадзор или территориальные органы Роспотребнадзора). Срок исполнения – 15 календарных дней.
После получения решения об установлении СЗЗ Роспотребнадзор направляет сведения о границе СЗЗ предприятия в Росреестр. Росреестр вносит сведения о СЗЗ на публичную кадастровую карту, тем самым завершает процедуру установления СЗЗ. Следует помнить, что в обязательном порядке необходимо проводить мониторинг в соответствии с предложенной программой в проекте СЗЗ.
Исходные данные
— Проект ПДВ/НДВ и/или Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух;
— Раздел ПМООС.
Результат работы
— Проект СЗЗ;
— Экспертное заключение;
— Санитарно-эпидемиологическое заключение;
— Решение об установлении СЗЗ;
— Внесение сведений о СЗЗ в Росреестр.
Штрафные санкции/ответственность
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ) влечет наложение штрафа:
— на индивидуальных предпринимателей от 500 до 1000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— на юридических лиц от 10 000 до 20 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1КоАП РФ)влечет наложение штрафа на юридических лиц от 20 000 до 100 000 рублей.
Цена
От 70 000 р.
Для более точного расчета стоимости разработки документа для Вашего предприятия просим заполнить анкету-опросник
Просим обратить Ваше внимание на возможные дополнительные затраты (протоколы аккредитованных лабораторий, справки и т.п.). Необходимость дополнительных затрат обсуждается. Наш специалист свяжется с Вами.
Обратная связь
Источник: top-ecology.ru
Кто обязан разрабатывать проект СЗЗ предприятия?
В связи с неоднозначностью толкования норм СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03, основного документа, которым необходимо руководствоваться при решении вопроса об установлении санитарной защитной зоны (далее – СЗЗ), у природопользователей часто возникают вопросы: каким предприятиям необходима разработка СЗЗ, возможна ли СЗЗ для уже действующих предприятий, а также каким образом устанавливать СЗЗ для группы предприятий, расположенных на одной производственной территории.
Содержание статьи поможет вам найти ответы на эти вопросы, чтобы в дальнейшем исключить наложение штрафных санкций и претензий со стороны надзорных органов.
Санитарно-защитная зона — специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
Рис. Примеры ситуационных планов с нанесением границы СЗЗ
По своему функциональному назначению сан.-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ (п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
С одной стороны, новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяется на действующие промышленные объекты. С другой стороны, если проанализировать законодательство РФ по данному вопросу, им определено обязательное наличие СЗЗ у предприятий в целях создания благоприятных условий для жизни и здоровья населения.
Сан.-защитная зона — обязательный элемент любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяет проект санитарно-защитной зоны предприятия. Для объектов I — III классов опасности разработка проекта является обязательной.
Если предприятие относится к IV-V классам опасности и гл.VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен и выдержан ориентировочный размер санитарно-защитной зоны, то проект СЗЗ предприятия разрабатывать не нужно.
Если же в ориентировочную границу СЗЗ попадают нормируемые объекты, то обоснование размеров необходимо.
При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения).
При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения загрязненности атмосферного воздуха не проводятся.
Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий.
Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки.
Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий (п.3.17 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Обратите внимание!
Проект СЗЗ предприятия не разрабатывается в случаях, если:
- предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. уровни создаваемого предприятием загрязнения за пределами промышленной площадки которых не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ;
- предприятие относится к IV-V классам опасности и гл.VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен ориентировочный размер сан.зоны;
- предприятие является объектом малого бизнеса, относящимся к V классу опасности;
- это микропредприятие малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек.
- вновь строящиеся, реконструируемые промышленные объекты и производства, объекты находящиеся в стадии технического перевооружения, при увеличении мощности, изменении технологических процессов, применении технологий, не имеющие аналогов на территории Российской Федерации, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека;
- действующие промышленные объекты и производства I, II и III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения;
- действующие объекты или производства, в случае принятия решения администрацией городского или сельского поселения, обращения руководителя указанного объекта с просьбой об установлении санитарно-защитной зоны.
- размер сан.-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.
Для групп промышленных объектов устанавливается единая расчетная СЗЗ, и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер сан.-защитной зоны. Оценка риска для здоровья населения проводится для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I и II классов опасности (п.3.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Обратите внимание!
В прежней редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 возможность разработки индивидуального проекта СЗЗ для предприятия в составе группы предприятий (промузла) вообще не предусматривалась. Согласно новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), проект санитарно-защитной зоны предприятия разрабатывается, а следовательно, СЗЗ может быть установлена индивидуально для каждого объекта.
Таким образом, у предприятия есть выбор: разработать проект индивидуальной СЗЗ или включиться в разработку проекта единой СЗЗ. Нормативными актами не установлены условия или ограничения для реализации данного права.
Рис. Инженер-эколог Инга Шарапова с разработанным проектом СЗЗ
В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены (п.3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):
- размер и границы санитарно-защитной зоны;
- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
Согласно п.3 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ проекты СЗЗ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
Для предприятий III, IV и V классов опасности по проекту расчетной санитарно-защитной зоны выдаются решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя.
После разработки проекта СЗЗ предприятие получает лишь расчётную установленную СЗЗ, размер которой необходимо подтверждать натурными исследованиями в течение года. И только после этого, в случае соблюдения всех норм предприятию будет установлена окончательная граница СЗЗ.
Осторожно — штрафы!
За отсутствие проекта СЗЗ или неправильно разработанный проект санитарно-защитной зоны предприятия хозяйствующий субъект может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан — от 100 до 500 руб.;
- на должностных лиц — от 500 до 1 000 руб.;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от 500 до 1 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
- должностные лица – от 2 000 до 5 000 рублей;
- юридические лица – от 20 000 до 100 000 рублей.
Остались вопросы по статье?
Источник: ecolusspb.ru