Сюжетно игровая программа это

сюжетно-игровая программа с элементами игрового квеста

для детей средних и старших группа (4-6 лет)

Задачи: обогащать воспитанников художественными впечатлениями, создать положительную эмоциональную атмосферу, способствовать формированию умений применять полученные представления в нестандартных практических заданиях; развивать умение думать, ориентироваться, находить решения в предложенных ситуациях, систематизировать представления о героях сказок, воспитывать дружелюбие, чувство коллективизма, взаимопомощь, уверенность в своих силах.

Предварительная работа : нравственно-этические беседы на тему дружбы и взаимоотношений в коллективе, чтение литературных произведений о дружбе, проведение совместных мероприятий с детьми и родителями, организация фотовыставки «Я и мои друзья», слушание аудиозаписи песен, просмотр мультфильмов, разучивание танца «Дружба».

Оборудование: музыкальный центр, костюмы сказочных героев для педагогических работников, карта маршрута для средней группы, карта маршрута для старшей группы, фишки, дидактическая игра «Помоги героям», дидактическая игра «Найди букву», оборудование для полосы препятствий (2 доски, 6 степов, 2 дуги для подлезания, 10 кочек, 8 гимнастических палок), жёлтый и золотистый картон, ножницы по количеству детей, две верёвки, разноцветные катушки для сбора бус, ёмкость с «космическим» песком, набор пазлов, ширма для «волшебной» кассы, кубики с изображением фрагментов ключа.

Конкурсно-игровая программа «Что такое Новый год»

Место проведения: стадион, игровые площадки, территория учреждения.

Ход квест-игры

Звучит весёлая музыка.

Ведущий (В.). Здравствуйте гости и участники! Я очень рада видеть Вас на нашей квест-игровой программе.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, а вы любите путешествовать? (Ответы детей).

Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие. Как вы думаете куда же мы отправимся? (Предположения детей).

В. А по каким городам вы путешествовали с родителями? (Ответы детей) . Замечательно. А вы слышали такое название города «Дружбоград»? Что это за город?

Почему он так называется? (Ответы детей) .

В этом городе все дружны, не обижают и не обижаются, всегда улыбаются и приветствуют друг друга, помогают и понимают друг друга.

А как вы думаете, что такое дружба? (Ответы детей).

Да, ребята, дружба – это такое чувство, когда делаешь для друга только добро, можно сказать, что дружба – это клад. Дружба помогает нам и в жизни, и в работе. Благодаря ей человек становится лучше, добрее и сильнее. Поэтому, иметь хорошего друга – это хорошо и замечательно!

А хотите попасть в город Дружбоград? (Ответы детей) .

Звучит весёлая музыка.

В. Сегодня я предлагаю вам отправиться в этот удивительный город, он необычный, и его нет на карте. Однако он существует, но от злых и недобрых людей закрыт на ключ. Только тот, кто умеет дружить, может разыскать и получить этот ключ. Как до него добраться нам поможет карта маршрута.

Обратите внимание, на ней изображены препятствия, их надо преодолеть. От сказочных героев за это вы получите фишки, а фишки вы обменяете на фрагменты ключа. И только если все команды дружно справятся со своими заданиями, мы сможем сложить ключ от Дружбаграда. Согласны? (Ответы детей) .

Сюжетно-игровая программа «Царь морей и океанов»

В. Предлагаю вам стать в круг и подготовиться к путешествию.

Становись скорее в круг,

Я твой друг, и ты мой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Руки кверху поднимите

И вверху пошевелите.

Крикнем дружно все «Ура»

В путь-дорогу нам пора!

Перед детьми карта. Дети рассматривают карту и отправляются на поиски.

1-я станция – Домик сказочницы

Детей встречает Сказочница. Дети спрашивают, может ли она помочь им заработать фишки.

Сказочница: чтобы их получить, надо отгадать загадки о героях сказок.

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети? (Семеро козлят).

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден. (Гадкий утенок).

Была она артисткой

Прекрасной, как звезда,

От злого Карабаса

Сбежала навсегда. (Мальвина).

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля).

Сладкий яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло вокруг, как днём. (Жар-птица).

Над простым моим вопросом

Не потратишь много сил.

Кто мальчишку с длинным носом

Из полена смастерил? (Папа Карло).

Дети за отгадки получают от Сказочницы фишку и отправляются дальше.

2-я станция – Ученый кот

Детей встречает Ученый кот.

Для детей средних групп:

– Ребята, случилось что-то непонятное – перепутались все сказки. Помогите мне сказочных героев в свои сказки отправить. А потом и я вам помогу.

Дидактическая игра «Помоги героям»

Дети берут по одной картинке сказочных героев, ищут ей пару. Потом называют героя и сказку.

Для детей старших групп:

– Вы же будущие школьники, смотрите, перепутались буквы и картинки. Помогите мне буквы соотнести с картинками. А потом и я вам помогу.

Дидактическая игра «Найди букву»

Дети подбирают к буквам определённые картинки. Потом называют букву и слово.

Ученый кот отдает детям фишки.

3-я станция – «Поле чудес»

Лиса Алиса говорит детям, что у неё есть фишки, но она не хочет их им отдавать просто так. Она предлагает купить у неё эти фишки за золотые монеты. Но монеты надо самим сделать.

Дети вырезают монеты из жёлтого и золотистого картона (воспитанники 4-5 лет вырезают по контуру, воспитанники 5-6 лет вырезают круг из квадрата, обрезая углы), и получают очередные фишки у Лисы Алисы.

4-я станция – Болото Царевны Лягушки

– Знаю я, ребята, зачем ко мне вы пришли. Есть у меня, чем вас порадовать, но для этого надо перейти болото. Будьте внимательны, если ошибетесь – можете увязнуть в болоте.

Дети друг за другом проходят спортивную полосу препятствий. В завершении они получают фишки.

5-я станция – Домик Марьи Искусницы

– Наказал мне батюшка к вечеру нанизать дюжину бус. Коль поможете мне с работой справиться, помогу вам тоже – дам вам фишку.

Дети средних групп нанизывают бусы в любом порядке, а дети старших групп нанизывают бусы по инструкции, в определённом порядке. После выполненного заддания дети получают фишку.

Читайте также:
Как сделать загрузочную флешку программы

6-я станция – «Космический» песок

Детей встречает кот Леопольд.

– Добрый день, ребята. Я для вас подготовил интересное задание.

Руку в емкость опустите, и подсказку извлеките.

Каждый из вас по очереди должен опустить руку в емкость с «космическим» песком и достать только 1 пазл. И затем вам необходимо сложить все ваши маленькие картинки в одну целую.

Дети выполняют задание.

Что у вас получилось? (Ответы детей. Кот Леопольд).

Правильно, ребята! А какие слова я очень часто говорю?

(Ответы детей. «Ребята, давайте жить дружно!»).

Молодцы! Преодолели и это препятствие. Получайте фишку и отправляйтесь дальше?

Все участники собрались на игровой площадке.

Педагогический работник: Давайте посмотрим, куда теперь нам следует двигаться дальше. Куда нам указывают стрелки? Правильно, в сторону «волшебной кассы». Ну что в путь?

Дети подходят к «волшебной кассе» и обменивают фишки на фрагменты ключа.

Затем команды собираются на стадионе и из фрагментов складывают ключ от Дружбограда.

В. Этим ключом мы откроем аллею дружбы, её мы будем украшать цветами и деревьям. Посмотрите, первое дерево посадили для нас малыши. Оно называется «дерево дружных ладошек».

Ребёнок старшей группы читает стихотоврение

Любим мы наш детский сад

В нем полным-полно ребят.

Жаль что всех не сосчитать.

Может 100 нас, может 200

Хорошо, когда мы вместе. Ура!

Дети танцуют общий танец «Дружба» из репертуара группы «Барбарики», автор Любаша.

1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. ин­т образования, 2012. –416 с.

2. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского,
Е. А. Панько. – Мозырь : Белый Ветер, 2014—2016. — 184 с.

3. Ходонович, Л. С. Музыкальная мозаика (Серия «Умней­ка!») : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
Л. С. Ходонович. — Минск : Жасскон, 2012. — 56 с.

4. Шишкина, В. А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – Мозырь : Белый Ветер, 2014—2016. — 88 с.

«КЛЮЧ ОТ СКАЗОЧНОГО ДРУЖБАГРАДА» сюжетно-игровая программа с элементами игрового квеста для детей средних и старших группа (4-6 лет)

  • ← Интегрированный метапредметный урок по истории и английскому языку “Древний Рим”
  • Рабочая программа по учебному курсу “Математика” 5 класс. Базовый уровень. →

АНО «НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ»

Приоритетные проекты

  • Современная образовательная среда для школьников
  • Доступное дополнительное образование
  • Рабочие кадры для передовых технологий
  • Цифровая образовательная среда

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Рубрики

  • 2023
  • Авторские публикации
  • Нормативные документы
  • Периодический сборник «Учебно-методических материалов»

Источник: xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai

Сюжетно-игровая программа.

Сюжетно-игровая программа – набор игр, чередующихся в определённой последовательности, объединённых игровым сюжетным ходом, которые ведут персонажи, для развития действия и сюжета.

Для создания и проведения такого вида программы необходимо:

· Определить место проведения сюжетно-игровой программы (в каких условиях, где будет проводиться программа);

· Определить тему программы (о чём будет программа, выбор персонажей, литературно-художественного произведения);

· Подобрать игры, соответствующие теме программы (индивидуальные, массовые, подвижные, спокойные, интеллектуальные игры);

· Подобрать ведущего и исполнителей (персонажей программы), согласно их темпераметру, личных качеств, а главное, умеющих свободно держаться перед зрителем, общаться с аудиторией, владеющих организаторскими способностями;

· Подобрать и продумать образ персонажей (костюмы, реквизит).

После подготовительного этапа необходимо переходить к основному этапу, это – репетиции. Здесь нужно:

· Познакомить с замыслом сценария;

· Репетиция сценария в мизансценах.

И завершает работу над игровой программой – заключительный этап. В этом этапе педагог выполняет роль режиссёра:

· Выстраивает каждый эпизод программы;

· Подбирает выразительные средства, которые помогут выбрать правильный темпо-ритм каждого эпизода (песня, танец, музыка, слово)4

· Проверяет правильный выбор мизансцены;

· Проигрывает с ведущим, персонажами все игровые ситуации:

— как правильно выбирать играющих: жеребьёвка, на малую аудиторию;

— по времени года: кто родился зимой, весной, летом, осенью;

— считалка, загадка, выбор сотоварища, пословицы и поговорки…;

— определить: какие могут быть результаты игры.

Сюжетно-игровая программа всегда будет интересной, если:

· Многочисленность центров игрового действия;

· Костюмы игроков и персонажей (ведущего), реквизит – яркие и красочные;

· Стремительность развивающего действия (увеличивается постепенно темп игрового действия);

· Наличие символической атрибутики (поиск ключа, сбор баранок на ярмарке…).

Этот вид (форма) игровой программы интересен для детей младшего и среднего школьного возраста.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры

Игровая программа может рассматриваться как совокупность разнообразных видов игровой деятельности, объединенных сюжетным ходом, обеспечивающую активизацию и развитие личности. Непременным условием успеха является целостность программы: композиционное построение, взаимодействие структурных компонентов, динамика развития игровой задачи и способы достижения педагогического результата(что станет итогом, какие изменения произойдут с ребенком, какие переживания, стремления вызовет то или иное действие, о чем ребенок вспомнит после программы), единое музыкальное и художественное оформление.

Игровые программы отвечают общим принципам театрально- постановочного искусства. Выбор темы в них должен отвечать интересам и потребностям целевой аудитории. Имея ввиду, что ориентация ведется чаще всего на детей, необходим учет их возраста при выборе темы и дозировке нагрузок в ходе игры.

Композиционное построение сценария: завязка, развитие действия, кульминация. Сценарный ход. Игровой эпизод как первоначальная ячейка сценария.

Для игры особенно важны:

1. Занимательность и интрига, неожиданность поворотов, которые программируются при построении композиции

2. Возможность разной реакции участников, что требует готовности к экспромту в ходе проведения игры

3. Предоставление играющим возможности самостоятельного принятия решения в ходе общих правил игры.

Сегодня созданию игр, вовлекающих в свое действие большое число участников, уделяется особое внимание. Придуманы полномасштабные длительные игры со своими особенностями. Они названы их сценарными играми, потому что такие игры, как правило, имеют определенную сюжетную линию (сценарий) и все задания в игре (цели) соответствуют этой сценарной основе. Такие игры, как правило, проходят на достаточно большой территории, в них участвует одновременно большое количество игроков, разделенных на две или более стороны (команды) с четкой иерархической системой управления внутри команды, и длятся они сразу несколько часов подряд.

Читайте также:
Андроид как добавить программу для открытия файла

Такие игры популярны не только в детской аудитории, поэтому некоторые из них являются развлечением, основанным на коммерческой основе.

Для реализации сценарного хода необходимы четкие правила, а также наличие беспристрастного жюри (арбитра), который следит за выполнением участниками правил.

Основными идеями современных сценарных (тактических) игр являются реконструкции баталий минувших дней либо фантастические битвы будущего рожденные фантазией организаторов. Хорошие организаторы сценарной игры всегда стремятся к тому, что бы по возможности исключить опасные участки на территории, где будет проходить действие и ограничить размеры этой площадки. В ряде случаев необходимо особое внимание уделять безопасности игроков и учесть их импровизаторские возможности.

Композиционное построение игровых программ

(Фрагмент работы «Драматургическая основа игровой программы».

Режим доступа: http://bibliofond.ru/detail.aspx?id=30192)

Сценарий — подробное литературное описание действия. Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок.

Начинается разработка любой досуговой программы с определения темы: о чем будет рассказано? Что будет положено в основу представления? Часто в самом названии уже представлена тема. Игровые программы могут быть посвящены тематике: исторической (памятные даты в жизни страны); героико-патриотической (например. «Эй, славяне!»): спортивно-цирковой («Сильные, смелые, ловкие»); литературной («В гостях у пушкинских героев»); музыкальной («До-ре-ми»): развлекательной («Эх. Семеновна!»).

Тема сценария определяется тем кругом явлений, вопросов, которые в настоящее время волнуют аудиторию. Из круга вопросов и явлений, волнующих аудиторию, сценарист отбирает наиболее актуальные. Они и определяют тему сценария. Таким образом, под темой понимается круг жизненных явлений, которые должны бытъ художественно исследованы в сценарии. Понятие «тема» в «Толковом словаре» В.Даля трактуется так: «тема-задача (положение), которую разъясняют, о которой рассуждается».

Вторая проблема сценариста: ради чего? Какой главный вывод представления будет сделан? Например, тема — «Широкая Масленица». Идея — эмоциональная разрядка, ощущение русского духа и удальства. Идейное осмысление должно быть выражено в конкретной и непрерывной цепи поступков (игр), разыгранных в яркой и осмысленной среде.

Для объединения разнородных частей в целое подбираются речевые связки, репризы, стихотворные заставки. Немалое место занимают пояснительные тексты, объявления, манки, приглашение к танцам, играм, участию в конкурсах и т. п. Весь собранный сценаристом материал необходимо композиционно выстроить по законам художественного монтажа. Следующая проблема — поиск приема подачи игрового материала.

Составление игровой программы заключается в умелом создании игровой конфликтной ситуации. Это основа и стержень игрового действия, о чем бы ни шла речь, проблемы решаются в игровом ключе. Основа любой игры это преодоление препятствий. Суть игрового конфликта противоборство сил, умений, сноровки, эрудиции. Благодаря напряженному конфликту и интересному сюжету многие игры приобретают своеобразную драматургию, представляя собой маленькие жанровые сценки, насыщенные юмором.

На какой бы конкретной основе ни развертывалась игра, сюжет ее должен включать набор ситуаций, дающих возможность участникам проявить свои литературные, музыкальные, хореографические способности, блеснуть остроумием, показать эрудицию, отличиться в ловкости и сноровке.

В программах развлекательного типа могут использоваться разнообразные наборы игр. непосредственно не связанных друг с другом. Однако организаторы отдыха предпочитают такое построение программ, в котором серия игровых развлечений нанизывается на единый сюжетный стержень.

Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Благодаря умелой режиссерско-драматургической организации этот рассказ превращается в целостное, разыгрываемое силами всех играющих массовое представление. Сюжет позволяет логически выстроить игровые эпизоды в стройную законченность. С помощью сюжета легче обеспечить такое расположение развлечений, при котором общая игровая линия развивается по восходящей, а напряжение и интерес не снижаются, а возрастают.

В игре возможны самые разнообразные виды конфликтов:

Конфликт ведущего с одним игроком (или двумя), а все остальные являются зри гелями игрового соревнования.

Конфликт ведущего с группой, например: Как вы знаете русский язык? Проверим: я называю предмет в единственном числе, а вы — — во множественном. Попробуем? И т. д.

Конфликт равных по численности сторон. Например, «Проворные носильщики».

Кто быстрее перенесет мячики от настольного тенниса из одной корзинки в другую с помощью китайских палочек.

В игре возможны самые разнообразные виды конфликтов. К ним относится не только противоборство 2-х команд. Иногда это «Ловушки» — споры («повтори 3 раза скороговорку»), либо игровые диалоги, шуточная ссора персонифицированных ведущих (клоунессы с клоуном).

Когда нет конфликта — это дивертисмент. У концерта нет конфликта. Он развивается за счет композиционного построения.

Сюжет должен обеспечить динамичность действия, развивающегося по законам драматургии: от экспозиции, завязки, через нарастание действия и кульминацию к развязке. Наиболее рациональное построение сюжета то. которое большую часть времени отдает под нарастание действия и кульминацию. С кульминацией должна быть предельно сближена короткая, ударная развязка. Это позволит не снимать вплоть до финала напряженного накала действия и наиболее эмоционально, эффективно воздействовать на зрителя.

В театрализованных представлениях и праздниках под сюжетом сценария следует понимать драматургическую расстановку «фактов жизни» и «фактов искусства» в порядке, соответствующем ходу исследования.

Выбор места проведения игровой программы.Желательно чтобы зал, где проводится игровая программа, был празднично украшен (если же конечно она проводится не на открытом воздухе). Из возможных вариантов целесообразно использовать оформление воздушными шарами, либо цветами. Цветы значительно дороже, однако утонченней, но шары позволяют с большей фантазией организовать пространство и обычно становятся наиболее приемлемым решением. Гирлянды, цепочки, панно, сводчатые арки — знающий дизайнер предложит несколько десятков вариантов.

Немаловажен также момент освещения. Наличие хотя бы минимального сценического и, так называемого, дискотечного света крайне желательно. Вспомните эстрадный театр или ночной клуб и попробуйте представить, что там, вместо софитов, сканеров и стробоскопов, включили обыкновенный «домашний» свет. «Праздничность», «карнавальность» атмосферы теряется.

Приемы и методы работы над материалом к сценарию.Традиционны два способа взаимодействия сценариста и материала.

Первый способ. Сценарист исследует факты, связанные с определенным событием (или рядом событий), формирует свою концепцию происшедшего или происходящего и пишет сценарий, создавая на основе изученного свой собственный текст. У П. Валери, французского литературоведа и эссеиста, есть выражение «Лев состоит из съеденной баранины». Что бы ни питало ум, воображение и фантазию сценариста (баранина), он создает нечто новое по отношению к изученному материалу, оставаясь в творчестве самим собой (львом).

Читайте также:
Обзор пяти популярных программ для работы с оптическими дисками

Второй способ. Сценарист подбирает документы (тексты, аудио-видеоматериалы), художественные произведения или фрагменты из них (стихи, отрывки из прозы, вокальные, инструментальные и хореографические концертные номера) и в соответствии со своим замыслом стыкует их, используя, так называемый, эффект монтажа. Возникает сценарий, который называют компилятивным (компиляция, от лат. compilatio, — собирать).

Но чаще всего в драматургической работе присутствует смешанный вариант. В этом случае в сценарии наряду с авторскими текстами возникает документ, рядом с оригинальной песней — известный кинофрагмент.

В различных формах театрализованных представлений пропорции обрабатываемого и нетронутого материала различны. Скажем, в сценарии театрализованного концерта оригинальный текст минимален, основную же часть занимают номера, подготовленные специалистами жанров, без предварительной ориентации, на общий замысел. В конкурсной программе наоборот. Главное — авторские игровые придумки и текст ведущего, а концертные номера, пронизывающие представление, занимают довольно скромное место.

В практике работы организаторов праздника имеет место и формальная компиляция. Соединение эпизодов сценариев, посвященных одной теме и принадлежащих перу разных авторов, в новом драматургическом варианте. Такого рода операция мало плодотворна и кроме смысловой и стилистической мешанины ни к чему не ведет.

Однако как бы не интерпретировался в будущем художественный и документальный материал, вначале возникает проблема его отбора. Следовательно, есть смысл рассмотреть главные требования к нему.

Первое. Соответствие материала основным компонентам замысла (тема, идея, жанр, сценарный ход).

Второе. Стилистическая совместимость материала. Речь идет о том, что в рамках одного сценария соседствование литературных текстов разных авторов почти всегда порождает безвкусицу. Причин этому несколько. Разный художественный уровень используемых произведений, авторская индивидуальность.

И тем не менее, какие-то тексты живут рядом, несмотря на то, что их разделяют целые эпохи (по времени написания), а какие-то отторгают друг друга, невзирая на тематическую близость. Это же явление мы наблюдаем в других видах искусств и даже, как ни странно, в документалистике.

Третье. Новизна используемого материала. Постоянно повторяющийся тематический канон (головой цикл праздников) приводит к тому, что из сценария в сценарий кочуют одни и те же литературные фрагменты, одни и те же вокальные произведения, одни и те же художественные и документальные киноролики. Более того, после второго, третьего, четвертого выступления начинают «тускнеть» реальные герои. Все это приводит к стандартным драматургическим решениям, а значит и обесцениванию театрализованного представления.

Четвертое. Художественный материал должен быть высокого качества. Не стоит злоупотреблять стихами из календарей, рассказами из второсортных газет и журналов. Убогий материал рождает убогий сценарий.

Пятое. Документальный материал должен быть правдив. В первую очередь это касается сведений, которые добываются эксклюзивным путем. Здесь вступают в действие законы журналистики. По поводу каждого спорного факта следует выслушивать мнения нескольких сторон, знакомиться с разными точками зрения.

Сбор материала и дальнейшая работа с ним зависят от замысла и способа создания драматургической основы театрализованного представления. Если задуман сценарий на оригинальную тему и весь текст его будет авторским, а способ создания аналогичен способу создания театральной пьесы (развитие драматургического конфликта от события к событию, воплощенное в сценических образах), отношения между творцом и «сырьем» традиционны. В основе работы живые наблюдения, изученная литература, собранные документы, переплавленные в горниле авторской фантазии. Совсем иные заботы возникают у сценаристов, решивших идти путем заимствования. Тогда персонажи, отдельные элементы сюжета, лексика фольклорных и литературных произведений становятся основой замысла.

Этот способ, как ни странно, сегодня наиболее популярен. На праздничные площадки из русских сказок пришли: Иван-Царевич (или дурак), Емеля, Василиса Премудрая, Баба-яга, Кащей Бессмертный, Леший, Водяной; из европейских: Белоснежка. Золушка, Красная Шапочка. На школьной эстраде хозяйничают персонажи детской литературы: Незнайка, старик Хоттабыч, Мэри Поппинс, Карлсон, лиса Алиса, кот Матроскин и т.д. На клубной сцене живут и здравствуют: Чичиков, Остап Бендер, Василий Теркин.

Заимствованные персонажи давняя и прочная традиция народного театра и в этом нет ничего предосудительного. Все эти герои уже давно обрели статус маски с устойчивой социальной и нравственной аурой.

Метод иллюстрации и театрализации.Для того чтобы выстроить мероприятие драматургически, мало разбираться в законах драматургического построения досугового мероприятия, понимать специфику той или иной конкретной формы клубной работы, необходимо уметь использовать возможности приемов иллюстрирования или театрализации.

Каковы же потенциальные возможности двух существенных для драматургического решения приемов — иллюстрирования и театрализация? Подчеркнем, что это два принципиально различных приема, но довольно часто происходит подмена полного понятия другим.

Иллюстрирования и театрализация — это способы художественного решения темы и их нельзя «внести» в мероприятие, ибо с их помощью оно организуется, драматургически выстраивается. Эти приемы позволяют художественно организовать весь материал, драматургически соподчинив используемые выразительные средства (музыку, поэзию, танец и т. п.).

Прием иллюстрирования, как и прием театрализации, предполагает не случайный, произвольный монтаж стихов, песен, танцев и других выразительных средств, а организованный драматургически в соответствии с темой мероприятия и творческим замыслом его постановщиков. И в том и в другом случае важно определить меру и порядок использования различных выразительных средств, составляющих материал мероприятия.

Теперь попробуем определить своеобразные границы между театрализацией и иллюстрированием. Задача приема иллюстрирования — усилить восприятие содержания мероприятия, путем привлечения различных выразительных средств (документальный материал, поэзию, прозу, музыку и т. д.).

Задача всех используемых в структуре массового мероприятия выразительных средств состоит в том, чтобы усилить его воздействие на зрителя, превратить, говоря современным языком, информацию о том или ином, явлении или событии — в «эстетическую информацию», то есть такую, которая вызывает особое чувство переживания, радости, наслаждения.

Этой же цели служит, но совершенно иными средствами, и другой прием — театрализация. Его педагогическую значимость высоко оценивала Н. К. Крупская, подчеркивая возможность использования его для «воздействия» на эмоциональную сторону мероприятия.

Подлинная суть театрализации в современной клубной практике -в создании единого «сквозного действия» на массовом мероприятии, которое не только бы объединяло и подчиняло себе все используемые компоненты (выступления поэтические, прозаические, музыкальные, кинофрагменты), но и создавало бы необходимые условия для активного действенного соучастия всех присутствующих на этом мероприятии. Иначе говоря, именно театрализация превращает зрителя-слушателя, зрителя-наблюдателя в зрителя-участника, то есть «актера» (он выполняет несложные сценические задачи, обусловленные замыслом организатора).

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru