Свойства личности формирующиеся по жесткой генетической программе это

Понятие индивид подразумевает подобие человека всем другим людям, его отношение к человеческому роду.

Специфика человеческой индивидуальности заключается во всей истории вида Homo Sapiens, хранящейся в наследственной программе. С рождения человек носит в себе специфическую человеческую биологию, которая была сформирована во время прошлого развития в филогенезе.

Для психологии интерес в индивидных свойствах заключается в их проявлении во время становления, развития и функционирования человека. Предпосылками и условиями развития внутреннего мира человека являются природные и телесные его качества. Также они формируют специфические способности человека.

Классификация природных свойств человека по Б. Г. Ананьеву

Б. Г. Ананьев разработал наиболее полную классификацию природных качеств человека.

1. Начальный уровень, на котором проявляются индивидные свойства. Возрастно-половые свойства:

  • возрастные свойства, которые последовательно развертываются во время становления индивида;
  • половой диморфизм, который является фундаментальным разделением органических качеств человека на две принципиально разные фазы: женскую и мужскую.

Под половым диморфизмом принято понимать физические различия между полами, которые обусловлены биологически.

Психотипы: как они влияют на нашу жизнь / Ирина Маслова // Это не Фрейд

Особый интерес в психологии половых различий представляет исследование полового диморфизма, его проявления в разных сферах поведения. Биологический пол человека является предпосылкой формирования психологического пола индивида, но не определяет его с точностью. Одним из проявлений социализации человека является формирование его половой идентичности.

Существуют различные индивидуально-типические качества индивида:

  • конституциональная особенность, в которую входят биохимическая индивидуальность человека и его телосложение;
  • нейродинамические качества мозга, а также функциональное устройство мозговой деятельности.

2. На втором этапе индивидных свойств происходит взаимодействие качеств первичного уровня, динамика психофизиологических функций, структурирование органических потребностей.

3. Третий уровень подразумевает интеграцию индивидных качеств человека, к которым относятся задатки и темперамент.

Основной формой развития данных свойств является онтогенетическая эволюция, которая произошла по конкретной филогенетической программе, и постоянно меняется под влиянием социальной истории человечества. Во время раскрытия самих онтогенетических стадий возрастает фактор индивидуальной изменчивости. Это связано с активным влиянием социальных качеств человека на структурно-динамические особенности человека, которые являются их генетическими источниками.

Темперамент является одной из главных индивидных характеристик.

Темперамент – это ряд динамических характеристик психической деятельности.

Существует три сферы, в которых проявляется темперамент:

  • общая активность, которая отражает аспекты интенсивности и объемов взаимодействия личности с окружающей средой (физической или социальной). Данная сфера определяет следующие качества человека: инертность, пассивность, спокойствие, инициативность, активность, стремительность и т.д.;
  • особенности моторной сферы, которые являются частными выражениями общей активности. Это темп, ритм, быстрота и общее количество движений;
  • эмоциональность, к которой относится чувствительность, впечатлительность и импульсивность.

Гален и Гиппократ являются родоначальниками учения о темпераменте. Гуморальная теория темперамента создана именно ими. Гиппократ считал, что у определенной группы людей преобладает желчь, а в других – кровь, в третьих – слизь, в четвертых – черная желчь.

Карен Хорни Социокультурная теория личности

Четыре вида темперамента было обозначено Галеном. Они и сегодня принимаются основными видами. Это холерик, которому свойственно быть бурным, порывистым, горячим и резким. Сангвиник, который является живым, подвижным, эмоциональным и отзывчивым. Флегматик, имеющий спокойный, медлительный, и устойчивый нрав.

И меланхолик, которому свойственно грустить, находиться в подавленном, робком и нерешительном настроении.

Конституциональные типологии Э. Кречмера и У. Шелдона

Связь строения тела человека и темперамента изучалась долгое время немецким психиатром Э. Кречмером. Его работа «Строение тела и характер» раскрывала вопрос соответствия конкретной конституции определенному психологическому складу индивида. Проведя множество клинических наблюдений, ученый понял, что существует связь между обозначенными ими видами телосложения и характера. По Э. Кречмеру существует три главных типа телосложений, а также соответствующие им виды темпераментов:

  • астенический вид конструкции подразумевает длинную и узкую грудную клетку, длинные конечности, слабую мускулатуру, удлиненное лицо. Данный вид конструкции наиболее соответствует шизоидному темпераменту, то есть шизотимике. Как правило, к этой группе относятся аутичные личности, которые погружены в себя, замкнуты, склонны проявлять абстракцию, приспособление к окружению происходит с трудом;
  • пикнический вид, которому свойственна широкая грудь, коренастая, широкая фигура, полнота, круглая голова, короткая шея. Данный вид телосложения соответствует циклоидному темпераменту. Люди, обладающие таким темпераментом, являются общительными, привыкли реалистично смотреть на мир, склонны к перепадам настроения. Так, у маниакальных субъектов может быть постоянно повышенное, веселое настроение, а у депрессивных субъектов отмечается постоянно сниженное и печальное настроение;
  • для атлетического вида конструкции свойственна развитая мускулатура, пропорциональное телосложение, широкий плечевой пояс, узкие бедра. Данный вид телосложения соответствует эпилептоидному темпераменту. Эпилептоиды обычно имеют сдержанную мимику и жесты, как правило, внешне они невозмутимы и спокойны, но периодически подвержены вспышкам ярости и гнева. Отличительные качества: невысокая гибкость мышления, мелочность, трудно приспосабливаются к непривычной обстановке.

Одной из конституциональной теории является также концепция У. Шелдона. Американский психолог вывел три главных вида соматической конституции:

  • эндоморфная конституция, в которой преобладает развитие внутренних органов. Данной конструкции свойственно телосложение слабое и мешковатое, с избытком жировой ткани ;
  • мезоморфная конструкция, для которой свойственна развитость мышечной ткани и сильное крепкое тело;
  • эктоморфная конструкция, ее обладатели имеют хрупкое телосложение, длинные руки и ноги, а также слабую мускулатуру.

Каждой из этих конструкций соответствует свой темперамент, которые Шелдон назвал следующим образом: висцеротония, соматотония и церебротония.

Конституциональная типология У. Шелдона и Э. Кречмера получили множество критических оценок, из-за своего стремления обозначить связь между типом телосложения человека, которое обусловлено генотипически и темпераментом и характером, иными словами, психологическим складом человека.

Совершенно отрицать данную связь невозможно, но и не нужно искать природу этой связи в наследственной обусловленности. Специфика телосложения сама по себе не определяет развитие свойств нервной системы личности. Они могут быть органическими предпосылками, которые влияют на формирование психических особенностей. Реальное их воздействие становится очевидным в системе межличностных отношений носителей телесных свойств.

К примеру, исследования показали, что три соматотипа Шелдона не одинаково привлекательны для подростков. Максимальная привлекательность отдается мезоморфному типу, а наименьшая – эндоморфному. Стройное, мускулистое тело ассоциируется у подростков с лидерскими качествами, спортивностью и активностью. И наоборот, предметом насмешек является полный подросток. Такой тип подростков крайне редко может занимать ведущее положение среди сверстников, испытывает потребность в поддержке, а также возможность выбора друга у данного типа гораздо меньше.

Классификация природных свойств человека по И. П. Павлову

И. П. Павлов классифицировал индивидные свойства личности на взаимосвязи темперамента и типа нервной системы личности. При изучении трех основных параметров процесса возбуждения и торможения (речь идет о силе – слабости, подвижности – инертности, уравновешенности – неуравновешенности), ученый выявил, что из значительного числа вероятных их сочетаний в природе можно выделить четыре наиболее ярких вида нервной системы. Среди них три сильных типа. Это безудержный, живой и спокойный. И один слабый.

Павлов связал их проявления в поведении с античной классификацией темперамента. Сангвиник имеет сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы. Флегматик – уравновешенный, сильный и инертный. Холерик был неуравновешенным, а меланхолик слабым.

На силу нервной системы личности влияет его высокий уровень работоспособности, а также необходимая степень сдержанности выражения чувств, умение ждать, выслушать другого, настойчивость во время достижения целей и инициативность. Слабость нервной системы выражается в совершенно противоположных качествах: повышенной утомляемости, недостаточной инициативности, внушаемости, плаксивости, боязливости.

Уравновешенность нервных процессов проявляется в отсутствие раздражительности, колебаний настроения и аффективных вспышек. Неуравновешенность же нервных процессов проявляется в неспособности к ожиданию, а также в нарушениях сна.

При подвижности нервных процессов происходит быстрое привыкание к новой обстановке, мыслительная подвижность, подвижность моторики и речевой артикуляции, быстрота засыпания и пробуждения.

Для отечественных психологов (Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, В. С. Мерлина и др.) первостепенное научное значение исследований Павлова заключалось в обнаружении роли качеств нервной системы в качестве первичных и самых важных параметров психофизической организации личности. Но в современных исследованиях отмечено, что само устройство качеств нервной системы в виде нейрофизиологических измерений темперамента, является гораздо сложнее, чем воспринималось раньше, а количество комбинаций данных качеств гораздо больше, чем выводи Павлов.

Читайте также:
Как создать ярлык программы на рабочем

Если рассматривать современную трактовку темперамента, то его можно обозначить как формально-динамическую характеристику поведения личности, которая проявляется в общей активности его отношений с окружающим миром, а также в его эмоциональном отношении к миру, себе и итогам своей деятельности.

Критерии темперамента В. М. Русалова

Существует семь критериев темперамента, которые выдели В. М. Русалов:

Если рассматривать понимание темперамента в качестве формально-динамической характеристики, то можно сделать вывод, что не существует «хорошего» или «плохого» темперамента. При конкретных видах деятельности каждый темперамент имеет достоинства и недостатки.

Темперамент, как набор индивидуальных свойств личности, влияет на формирование характера, поведение индивида. Он является динамической стороной характера, его физиологической основой.

Источник: zaochnik-com.com

Введение

Изучение индивидных свойств и их роли в развитии личности человека находится на стыке нескольких взаимосвязанных дисциплин. Таких как, психология, психофизиологии, дифференциальная психофизиология и т.д.

Вопросу исследования посвящено множество работ. Роль индивидных свойств и сами индивидные свойства рассматривались с различных точек зрения. Многими выдающимися учеными было выдвинуто немало гипотез, концепций, положений по данному вопросу. Изучение индивидных свойств заключается в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят свое выражение закономерности созревания индивида в личностном развитии.

Изучение данной темы и по сей день остается не менее актуальным, так как индивидные свойства, не представляя собой свойств личности, включаясь в деятельность, оказывают влияние на становление личности, так же являясь одним из ориентиров её развития. А вопрос становления личности является важным не только для психологии как науки, но и для общества в целом.

В нашей работе мы обратились к множеству накопленных наукой эмпирических и теоретических данных по данному вопросу. Итак, целью исследования является изучение индивидных свойств как предпосылки развития личности. Предметом исследования — индивидные свойства как предпосылка развития личности, объект нашего исследования — индивидные свойства. Задачи, которые мы попытались решить:

1. рассмотреть сущность индивидных свойств;

2. проанализировать темперамент как предпосылку для формирования характера;

3. Рассмотреть задатки как природную предпосылку для формирования способностей;

4. Проанализировать индивидуальный стиль как форму интеграции индивидных и личностных свойств.

Таким образом, работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе мы рассмотрим сущность индивидных свойств и темперамент как предпосылку формирования характера. В первом параграфе будет рассмотрена сущность индивидных свойств. Во втором параграфе мы рассмотрим темперамент как предпосылку развития характера. Во второй главе — задатки как природные предпосылки для формирования способностей и индивидуальный стиль как форма интеграции индивидных и личностных свойств.

Индивидные свойства как предпосылка развития характера

Общая характеристика индивидных свойств

Термин «индивидные свойства» был введен Ананьевым Б.Г. взамен принятого «индивидуальные свойства», под которыми подразумевалось все от биохимических свойств организма до социального статуса человека. Термин «индивидные свойства» более жестко ориентирует на изучение именно органических предпосылок личности.[3, с.220].

Индивидные свойства — феномены онтогенетической эволюции человека — возрастные и половые, конституциональные и нейродинамические свойства, взаимосвязи между которыми определяют более сложные образования индивида: структуру потребностей и сенсомоторную организацию. Совокупность важнейших свойств индивида и их сложных образований выступает в наиболее интегративной форме в виде темперамента и задатков [1, с.79].

Не смотря на то, что индивид является генотипическим образование, его формирование продолжается и в течении жизни. Усложнение организации индивидных свойств, их проявления становится тем сложнее, чем дальше продвигается человек по лестнице биологической эволюции. Поэтому в число индивидных свойств включают еще и различные свойства, которые являются продуктом соединения врожденных и приобретенных свойств.

Б.Г. Ананьев указывал на два класса индивидных свойств — первичные и вторичные. Под первичными подразумеваются индивидуально — типические и возрастно — половые свойства, которые определяют динамику вторичных образований — психофизиологические функции и органические потребности.

Для того, чтобы понять сущность индивидных свойств, необходимо более детально рассмотреть эти два класса.

Индивидные свойства подразделяются на два основных класса: возрастно — половые и индивидуально — типические. Индивидуально — типические делятся на три группы: конституциональные особенности, нейродинамические свойства человека, функциональная асимметрия индивида.

1)Возрастно — половые свойства — возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида и половой диморфизм, интенсивность которого соответствует онтогенетическим стадиям.

Понятие возрастных особенностей связано с описанием изменений во времени его биологических свойств, его природного организма. В этом смысле говорят о биологическом возрасте, сензитивных периодах и гетерохронности.

Биологический возраст — деление всего цикла жизни организма человека, его онтогенеза на отдельные, качественно своеобразные периоды. Сензитивными периодами называют фазы развития, на которых организм отличается повышенной чувствительностью к определенным внешним и внутренним факторам.

Воздействие этих факторов именно в данной (и никакой другой) точке развития имеет особенно важные, необратимые последствия. Гетерохронность развития индивида представляет собой неравномерность созревания и роста различных структур, функций и систем организма. Б.Г.Ананьев указывал, что становление психических свойств человека протекает неравномерно.

Гетерохронность личностного формирования накладывается на гетерохронность созревания индивида и усиливает общий эффект разновременности основных состояний человека. Половой диморфизм — наличие морфофизиологических различий между полами. Проявляется в широком спектре соматических, физиологических и поведенческих различий.

2) Индивидуально — типические свойства — это конституция индивида, нейродинамические свойства мозга и особенности, связанные с функциональной геометрией больших полушарий.

Конституция индивида — совокупность таких морфологических, биохимических, физиологических и психических особенностей индивида, которые, с одной стороны, существенно обусловлены в своем развитии действием генетических факторов; с другой стороны, отражают внутрипопуляционную вариативность.[10,с.192]. Выделяют общую и частную конституции человека.

Общая конституция — совокупность наиболее существенных индивидуальных особенностей и свойств, закрепленных в наследственности и определяющих специфику всех реакций организма на воздействие среды. В структуре частных конституций выделяют два основных класса: морфологические конституции и функциональные. Морфологические конституции представлены хромосомной и телесной.

Функциональные — биохимической, физиологической и нейродинамической. Образцовым примером конституционального свойства служит группа крови.

Основной предпосылкой в развитии учения о конституции человека было предположение, что морфологические особенности организма могут служить приближенным индикатором соответствующих внутренних физиологических, а также психических особенностей индивида. Многочисленные исследования показали, что между телосложением, внешним видом и некоторыми психическими свойствами личности существуют определенные корреляции, которые не обязательно проявляются в каждом отдельном случае, но обнаруживаются при статистическом анализе на больших популяциях (на клиническом материале) (Э. Кречмер, У. Шелдон, Г.Ю. Айзенк и др.). Однако до сих пор нет убедительных доказательств (хотя и есть отдельные исследования) о связи особенностей телосложения и черт психики у людей.

Нейродинамические свойства мозга — основные, преимущественно генетически детерминированные особенности функционирования нервной системы, определяющие различия в поведении и в отношении к одним и тем же воздействиям физической и социальной среды.[10,с.245]. Среди основных нейродинамических свойств выделяют силу, подвижность и уравновешенность нервной системы, а так же динамичность, лабильность и активированность.

В настоящее время общепризнанным считается наличие 3 уровней нейродинамических свойств:

1. «Общие» (системные) представляют собой наиболее фундаментальные функциональные характеристики интеграции нервных процессов всего мозга. Они определяют индивидуальные различия в таких характеристиках, как темперамент и общий интеллект.

2. «Комплексно-структурные» представляют собой особенности интеграции нервных процессов в отдельных структурах мозга (полушариях, лобных отделах,анализаторах, подкорковых структурах и т. д.).

3. «Элементарные» представляют собой особенности интеграции нервных процессов в отдельных элементах нервной системы(нейронах), являются компонентами свойств более высокого порядка. (В.М. Русалов.)

Функциональная асимметрия полушарий мозга — специфические особенности структуры и функции мозговых полушарий, приводящие к тому, что при осуществлении одних психических функций главенствует левое, а других — правое полушарие. Уникальную возможность исследования функциональной асимметрии у человека дают факты локальных поражений мозга, используемые нейропсихологией.

История подобных исследований насчитывает более 150 лет, начиная с работ Ж. Було (1825), П. Брока (1861), А.Я. Кожевникова (1847), К. Вернике (1847) и других, показавших преимущественную связь нарушений речи у правшей с поражениями левого полушария. Доминантность левого полушария была выявлена у правшей не только для экспрессивной и импрессивной речи, но и для таких связанных с речью психических функций, как чтение, письмо вербальная память и вербальное мышление. Правое полушарие оказалось ведущим для таких, функций, как неречевой (и в частности, музыкальный) слух, многие формы зрительно-пространственной ориентации, невербальная память, конструктивная деятельность, осознание своих дефектов.

Читайте также:
Коды для активации всех программ

Теперь когда мы рассмотрели более подробно сущность индивидных свойств, необходимо рассмотреть их наивысшую форму интеграции — темпераменте и задатках.

Темперамент — динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.[4,с.256].

Свойства темперамента это природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности. От темперамента зависит характер протекания психической деятельности, а именно: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания); психический темп и ритм; интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли); направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).

Задатки — анатомо — физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. В качестве задатков принято выделять: типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных связей, их прочность, легкость дифференцировок; анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного мозга.

Первичные индивидуально — типические свойства иногда характеризуют как нейродинамические индивидные свойства, вторичные вместе с темпераментом и задатками относят к психодинамическим индивидным свойствам.

Основная форма развития всех этих свойств — онтогенетическая эволюция, которая осуществляется по определенной филогенетической программе, однако, постоянно изменяется под возрастающим влиянием социальной истории человечества. В.С. Мерлин выделяет три аспекта онтогенеза индивидных свойств:

1. В процессе развития складываются симптомокомплексы проявлений, которые характеризуют отдельные свойства личности. Таким образом, происходит становление индивидных свойств.

2. Развитие индивидных свойств заключается в изменении частоты и интенсивности их проявления.

3. Возникают новые связи между индивидуальными свойствами. [9, с.134.]

Согласно теории интегральности все индивидуальные свойства находятся в сложной много — многозначной связи и связь эта имеет тенденцию усложнятся с возрастом.

Итак, мы теперь, когда мы более конкретизировали понятие индивидные свойства следует сделать такое важное замечание, что данные особенности, характеризующие индивид играют весьма своеобразную роль в формировании личности. Чтобы избежать ошибочного впечатления, что индивидные свойства не просто переходят в особенности личности и стираются, они сохраняются именно как особенности индивида. Исключительность индивида, какой бы она яркой не была, не определяют его формирования как личности. И как точно подметил А.Н. Леонтьев индивидные свойства, являясь предпосылкой развития личности сами по себе безличны.

Утверждение однозначной зависимости свойств личности от психодинамических свойств означает отрицание или недооценку социальной детерминации личности.[9, с.92].

В доказательство чего, можно привести общие особенности регуляции поведения личности, которые выделил А.Г. Асмолов.

1) Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально — динамические особенности поведения.

2) Индивидные свойства определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально существенного приспособительного значения.

3) В процессе коммуникации происходит «означение» индивидных свойств, их символизация.

4) В реальных жизненных ситуациях многие индивидные свойства выступают как автономно регулирующие подсистемы индивидов.

5) Использование индивидных свойств как знаков лежит в основе происхождения «индивидуальных стилей» поведения и деятельности.[2, с.482-490].

Будет ли выбрана соответствующая социальная роль зависит больше не от индивидных свойств самих по себе, а от отношения к этим природным данным. Причем больше это связано с участниками совместной с индивидом деятельности.

«Означение» индивидных свойств — это, если говорить буквально, когда человеку говорят о его индивидных свойствах другие люди. Вследствие чего, у человека возникает образ его собственных индивидных свойств и появляется возможность ими управлять.

Что касается автономности индивидных свойств, то дело в том, что они приспособлены к относительно неизменной экологической системе, почему и «получили право» на автономное функционирование.

Таким образом, мы можем заключить, что индивидные свойства — это особенности, характеризующие индивида по таким параметрам, как возрастные и половые особенности, телосложение человека и так далее.

Не смотря на то, что индивидные свойства заложены природой, в процессе онтогенетического развития они меняют свою организацию, усложняются. Высшая форма их интеграции — это темперамент и задатки. Асмолов А.Г. выделил общие особенности индивидных свойств, которые говорят об их неоднозначной роли в формировании личности — являясь предпосылками развития инвидуализируясь в процессе онтогенеза, остаются безличными.

Они определяют формально — динамический характер поведения, определяют диапазон выбора деятельности социально не имеющей социально существенного приспособительного значения. Индивидные свойства включаются в структуру личности, невозможно рассматривать личность не рассматривая свойства индивида.

Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность — отстаивают.

Можно сказать, что свойства индивида, данные человеку от природы и отличающие его от других можно сказать почти на биологическом уровне в итоге вследствие включенности в социальные отношения, конечно, настолько вплетаются в поведение человека посредством регуляции, что в итоге дают основу для формирования индивидуальности человека — стиля, динамики и другими неповторимыми особенностями человека.

Источник: studbooks.net

Корни личности: как гены влияют на характер, интеллект и душевное здоровье

В англоязычной литературе для определения психогенетики используется термин «behavioural genetics» — «генетика поведения». Некоторые ученые говорят, что эта дисциплина лежит на стыке психологии, нейробиологии, генетики и статистики; другие считают ее областью психологии, которая просто использует методы генетики для изучения природы и происхождения индивидуальных различий у людей и животных. Последнее определение, кажется, ближе к сути этого научного направления, поскольку в центре его внимания лежит устройство и работа психики, а генетическая составляющая скорее представляется фактором, который на нее влияет.

Психогенетика пола: мальчик, которого растили как девочку

Различия в поведении у людей разного пола — один из вопросов, которыми занимается эта область. Хрестоматийным примером, определившим современные представления о психогенетике пола, считается случай Дэвида Реймера — мальчика, которого вырастили как девочку. Дэвид (у которого был брат-близнец) родился в небогатой канадской семье и в младенческом возрасте пережил несчастный случай, в результате которого потерял пенис. Реймеры долго не могли найти выход из сложившейся ситуации, а затем случайно узнали о теории Джона Мани (создателя термина «гендер»), который был уверен, что гендерная роль определяется воспитанием, а не ДНК. Данных, позволявших опровергнуть это, на тот момент не существовало.

Уровень развития хирургии не позволял провести реконструкционную операцию, и родители Дэвида решились на операцию по перемене пола, надеясь вырастить своего сына как дочь. Ребенку дали новое имя — Бренда. У Бренды были игрушки, одежда и занятия для девочек, брат относился к ней как к сестре, а родители — как к дочери.

Однако вскоре стало ясно, что и психологически, и внешне девочка развивается по маскулинному типу. У Бренды не складывались отношения в школе (со сверстницами ей было неинтересно, а мальчики не хотели играть с девчонкой), и в дневнике она писала, что не имеет «ничего общего с матерью». В конце концов девочка стала задумываться о самоубийстве, и тогда родители решили рассказать ей правду. Бренда предприняла три неудачные попытки суицида, после чего решила вновь стать мальчиком. Она прошла гормональную терапию и перенесла операцию по восстановлению первичных половых признаков.

Теория доктора Мани оказалась опровергнута. Дэвиду выплатили значительную компенсацию за перенесенные страдания, однако его психологические проблемы так и не были до конца решены. Во взрослом возрасте Реймер женился и усыновил троих детей, однако вскоре после смерти брата, который погиб от передозировки антидепрессантов, все же покончил с собой. На тот момент ему было 38 лет.

Сегодня мы знаем, что гендер определяется генетически. Человека невозможно сделать мужчиной или женщиной за счет воспитания, давления или манипуляции: заложенные генетикой механизмы несопоставимо сильнее всего этого. Именно поэтому людям с диагнозом «трансгендерность» сегодня назначают операцию по перемене пола, чтобы привести биологический пол в соответствие с психологическим.

Фенилкетонурия: атака на нейроны

Влияние генетических механизмов на работу психики может проявляться не только в фундаментальных вопросах вроде гендера. Еще один пример — фенилкетонурия, наследственное нарушение метаболизма аминокислот, в первую очередь фенилаланина. Это вещество присутствует в белках всех известных живых организмов.

В норме ферменты печени должны превращать его в тирозин, который в числе прочего необходим для синтеза нейротрансмиттеров. Но при фенилкетонурии необходимых ферментов нет или не хватает, так что фенилаланин становится фенилпировиноградной кислотой, токсичной для нейронов. Это приводит к тяжелому поражению ЦНС и слабоумию.

Читайте также:
Какой признак формулы в строке формул в программе Microsoft excel

Фенилаланин содержится в мясе, птице, морепродуктах, яйцах, в растительной пище (в меньших количествах), а также в газированных напитках, жевательной резинке и других продуктах, так что для нормального умственного развития пациентам с фенилкетонурией в детстве нужно соблюдать диету и пить лекарства, содержащие тирозин.

Фенилкетонурия — яркий пример того, как генетический сбой, на первый взгляд не связанный с функциями мозга, сказывается на его работе критическим образом. При этом в конечном итоге судьба таких пациентов в детстве зависит от внешних факторов: при правильном лечении в интеллектуальном плане они развиваются наравне со сверстниками. Если же ребенок с нарушением обмена фенилаланина не получает лекарств и не соблюдает диету, его ожидает олигофрения, а это уже необратимый диагноз.

Конструктор патологии: как наследуется шизофрения

Сегодня ученые считают, что шизофрения, как и аутизм, передается по наследству. По данным исследований, вероятность заболеть ей составляет:

— 1%, если в семье диагноз раньше не наблюдался;

— 6%, если один из родителей страдает шизофренией;

— 9%, если она наблюдается у брата или сестры;

— 48%, если речь идет об одном из однояйцевых близнецов.

При этом какого-то конкретного «гена шизофрении» не существует: речь идет о десятках или даже сотнях фрагментов генома, в которых наблюдаются аномалии. Мы все являемся носителями тех или иных мутаций, в том числе и связанных с шизофренией, вот только они не оказывают на нашу жизнь никакого влияния до тех пор, пока не соберутся «все вместе».

Пока ученым не удалось найти аномалии, присутствие которых приводит к шизофрении. Тем не менее несколько проблемных зон в геноме человека им все же удалось обнаружить. Самым знаменитым среди них считается 16-я хромосома: отсутствие ее участка 16p11.2 может быть одним из факторов, лежащих в основе аутизма и умственной отсталости. Удвоение 16p11.2 также, видимо, приводит к аутизму, умственной отсталости, эпилепсии и шизофрении. Есть и другие хромосомные участки (15q13.3 и 1q21.1), мутации в которых могут быть связаны с психическими заболеваниями.

Вероятность унаследовать шизофрению для ребенка падает по мере увеличения возраста его матери. А вот в случае с отцом все наоборот: чем старше папа, тем выше такая вероятность. Причина заключается в том, что с возрастом у мужчин возникает все больше мутаций половых клеток, что ведет к появлению мутаций de novo у детей, тогда как для женщин это не характерно.

Специалистам еще предстоит решить ребус, который представляет собой генетическая архитектура шизофрении. Ведь де-факто эта болезнь передается по наследству много чаще, чем показывают генетические исследования, — даже если родственники оказываются разлучены и ведут совершенно разный образ жизни. Такая же картина, впрочем, наблюдается в случае наследственного ожирения, аномально высокого или аномально низкого роста и других генетически обусловленных параметров, которые отклоняются от нормы.

Ум от бабушки: наследственный IQ

Сегодня мы знаем, что многие параметры мозга передаются по наследству, а не становятся результатом воздействия внешней среды. Например, объем коры больших полушарий наследуется на 83%, а соотношение серой и белой материи у однояйцевых близнецов почти идентично. Уровень IQ, конечно, от величины мозга не зависит, но и он отчасти признается наследственным параметром на 50%.

К сожалению, о механизмах наследования высокого уровня IQ мы сегодня знаем не больше, чем о шизофрении. Сравнительно недавно 200 специалистов изучили фрагменты генома более чем 126 500 участников, но в результате обнаружили лишь то, что связанные с IQ кодирующие элементы находятся в 1-й, 2-й и 6-й хромосоме.

Ученые уверены, что картина прояснится, когда в экспериментах будет принимать участие больше людей. Кроме того, в случае с IQ, похоже, нужна новая система вычленения нужных участков генома: искать нужно в . Исследователи давно отмечают, что мальчики страдают умственной отсталостью (IQ <70) чаще, чем девочки. Очевидно, так происходит из-за : у мужчин она одна, тогда как у женщин их две. X-хромосома связана с более чем 150 расстройствами, в числе которых — гемофилия и мышечная дистрофия Дюшенна. Для того чтобы у девочки проявилась генетически обусловленная умственная отсталость (или гемофилия, или другая подобная патология), мутация должна произойти сразу в двух местах, тогда как в случае с мальчиком достаточно одной аномалии.

Анна Козлова

генетик, специалист лаборатории спортивной фармакологии и питания Республиканского научно-практического центра спорта (Минск)

«Существует ряд наследственных заболеваний, одним из симптомов которых является умственная отсталость: как правило, это нарушения числа или структуры хромосом. Классический пример — синдром Дауна; менее известные — например, синдром Вильямса (синдром „лица эльфа“), синдром Ангельмана и так далее. Но бывают и мутации отдельных генов. Всего генов, в которых мутации могут приводить к умственной отсталости той или иной степени, по последним данным, более тысячи.

Кроме этого, есть ряд нарушений, которые имеют полигенную природу, — их еще называют мультифакториальными. Их появление и развитие обусловлено не только наследственностью, но и влиянием окружающей среды, причем если мы говорим о наследственных факторах, то это всегда результат действия не одного, а множества генов. Сегодня считается, что к таким заболеваниям относятся шизофрения, расстройства аутического спектра, расстройства депрессивного спектра (клиническая депрессия, послеродовая депрессия), биполярное аффективное расстройство (то, что раньше было известно как психоз), маниакальный синдром и др.

Если не говорить об очевидных хромосомных заболеваниях (скажем, синдром Дауна — трисомия 21-й хромосомы, синдром Вильямса — микроделеция участка хромосомы 7q11.23, и так далее), то существует, например, синдром ломкой Х-хромосомы, при котором происходит мутация конкретного гена в , что вызывает помимо всего прочего умственную отсталость. Вообще, с мутациями в связано довольно значительное количество таких патологий, и они неплохо изучены.

Относительно влияния наследственных факторов на IQ, насколько мне известно, пока нет точного и однозначного ответа (кроме ситуаций, когда одним из симптомов наследственного заболевания является снижение интеллекта). В целом генетически детерминируется только так называемая „норма реакции“, то есть диапазон вариативности признака, а то, как это реализуется в пределах диапазона, уже связано с условиями среды (воспитанием, тренировками, стрессом, условиями жизни). Считается, что интеллект — это как раз классический пример признака, для которого генетически детерминирован довольно широкий диапазон, а не конкретное значение IQ. Но при этом есть ряд полиморфных аллелей, для которых, например, показана ассоциация с сохранением уровня когнитивных способностей в условиях повышенных физических и психических нагрузок. По разным данным, влияние наследственных факторов на память составляет от 35% до 70%, а на IQ и внимание — от 30% до 85%».

Психогенетика занимается исследованием того, как наследственные факторы влияют на психические качества живого существа. Например, доказано влияние индивидуальных генетических особенностей на темперамент, агрессивность, показатели интроверсии-экстраверсии, поиск новизны, избегание вреда (ущерба), зависимость от вознаграждения (поощрения), IQ, память, внимание, скорость реакции, быстроту дизъюнктивного реагирования (реагирования на ситуации со взаимоисключающим выбором) и другие качества.

Но в целом, в отличие от большинства морфологических и биохимических признаков, психические характеристики меньше зависят от генетики. Чем сложнее поведенческая деятельность человека, тем больше роль окружающей среды и меньше — генома. То есть для простых двигательных навыков наследуемость выше, чем для сложных; для показателей интеллекта — выше, чем для свойств личности, и тому подобное. В среднем (разброс данных, к сожалению, довольно большой: это связано с различиями методик, объемов выборок, недостаточным учетом популяционных особенностей) наследуемость психических характеристик редко превышает 50–70%. Для сравнения: вклад генетики в тип конституции достигает 98%.

Почему так? В частности, потому что в формировании этих признаков (сложных и комплексных) участвует огромное количество генов, а чем больше генов вовлечено в процесс, тем ниже вклад каждого в отдельности. Например, если у нас есть десять разновидностей рецепторов, восприимчивых к одному нейромедиатору, и каждый кодируется отдельным геном, то снижение экспрессии или даже нокаут по одному из генов не выключат всю систему в целом.

Иконки: 1) A.L. Hu, 2) Aenne Brielmann, 3) Michael Thompson, 4) Alex Auda Samora — from the Noun Project.

Источник: theoryandpractice.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru