Цель курса – дать целостную картину мира на основе науки, литературы, искусства.
Особенностью курса является то, что широкая картина мира литературы разворачивается перед школьниками последовательно: в I классе литература рассматривается как искусство слова; во II классе еще и как один из видов искусства в контексте других его видов, — таких, как живопись и музыка; в III-IV классах – литература раскрывается перед школьниками еще и как явление художественной культуры.
Основной обучающий прием, с помощью которого школьники учатся постигать специфику художественного слова, — это сравнение (научного текста и художественного, авторского произведения и фольклорного, поэтического и прозаического и т.д.). Последовательно наращивается зона сравнительного анализа текстов, в которую со II класса включаются не только литературные, но и живописные произведения. Учебники III и IV классов отличает особое структурное построение, помогающее школьнику освоить методику собственно литературного чтения: школьник, читая литературный текст, вынужден обращаться за дополнительной информацией к разным рубрикам учебника (к «Комментариям», «Консультантам», «Исторической справке», «Ленте времени», «Картинной галерее»), выходить за рамки учебника, обращаясь к словарям и полным литературным текстам в хрестоматии.
Георгий Свиридов Музыкальные иллюстрации к повести А С Пушкина «Метель»
Учебник формирует у школьников навык осознанного чтения, побуждая постоянно возвращаться к уже прочитанному с разными целями и задачами; формирует исследовательский интерес, побуждая сравнивать тексты по разным основаниям; способствует формированию эстетических переживаний, раскрывая секреты художественного образа; стимулирует творческий потенциал младших школьников, создавая условия для порождения ими художественных приемов и образов.Курс литературного чтения включает 2 раздела: художественный и научно-познавательный. Расположение материала – спиралевидное. Внеклассное чтение не выделяется в самостоятельный раздел.
Учебный комплект для I-IV классов включает: учебники по литературному чтению, хрестоматии, методические комментарии для учителя, комплект из 20 слайдов произведений изобразительного искусства с методическим сопровождением.
Учебник В.Ю.Свиридовой, Н.А.Чураковой «Литературное чтение» (система Л.В.Занкова)
Формирование литературоведческих представлений происходит через расследования младшего школьника: рубрики: «Опознай», «Раскрой», «Особые приметы», «Суперагентами», «Задание для суперагентов», «Собственные данные» (наличие сквозных персонажей).
1) художественные тексты изучаются параллельно с научно-познавательными статьями (энциклопедические сведения о перелетных птицах параллельно с изучением рассказа М.Пришвина «Осеннее утро»; изложена интересная информация об истории и традициях России («Лента времени»).
2) в процессе обучения учащихся знакомят с литературоведческими понятиями, как «метафора», «эпитет», «олицетворение» и т.д.;
3) предусмотрена работа над композицией литературного произведения (схема);
Г.Свиридов «Время, вперед!». Большой симфонический оркестр Гостелерадио СССР п/у В.Федосеева (1987)
4) перед изучением каждой главы предусмотрена работа с эпиграфом и иллюстрацией;
5) тексты произведений предлагаются в оригинале;
6) прослеживаются межпредметные связи с изо, окружающим миром, историей;
7) учащиеся знакомятся с произведениями как отечественных, так и зарубежных авторов со всеми видами жанров;
8) вопросы и задания предполагают развитие логического и творческого мышления, устной речи, умения отстаивать свою точку зрения; наличие «хитрых» вопросов;
9) наличие картинной галереи и ленты времени.
1) доступен не всем учащимся.;
2) отсутствует внеклассное чтение.
Е.И.Матвеева «Литературное чтение»
(система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)
Литературное чтение ставит своей целью воспитать эстетически развитого читателя, способного понимать художественный текст и авторскую позицию, порождать собственное суждение о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях. Основные задачи курса можно сформулировать следующим образом:
1) увидеть внутренний мир героев «глазами автора»;
2) выработать свою точку зрения на то, что изображает и выражает автор, согласиться с ним или вступить в спор и увидеть условный мир произведения своими глазами – «глазами читателя».
Формирование литературного творчества младшего школьника – ведущая задача («от маленького писателя к большому читателю»). Главная задача обучения первоклассников – пропедевтическая, т.е. подготовка детей к работе в позициях «читателя» и «автора».
Формирование техники чтения выступает не как самоцель и не как средство развития понимания текста вообще (выделение главной мысли, членение текста на части, понимание отдельных слов и т.п.), а как средство эстетического развития школьников. Основная форма работы для 6-7-летних детей – ролевые игры-драматизации.
Исходным теоретическим отношением является отношение «автор – художественный текст – читатель», закон художественной содержательной формы.
Теоретические «стержни» курса:
II класс: понятия «точка зрения», «рассказчик-герой», «точка зрения героя»;
III-IV классы: освоение художественного текста как содержательной формы, открытие закона художественной формы на «малых» и прикладных жанрах;
IV класс: понятие «род литературы» (эпос, лирика, драма).
Первая линия – постановка учеников в авторскую и читательскую позиции, овладение средствами и способами работы в каждой.
Вторая линия – направлена на изучение произведений на историко-литературной основе (действие закона художественной формы в определенном, меняющемся со временем культурно-историческом обличии).
Коллективно-распределенная деятельность, согласно которой в реальном детском взаимодействии происходит освоение разных позиций, чередование, переход из одной в другую, постоянная смена которых обеспечивает их взаимовлияние.
Особенности построения программы: вся программа (I-IV классы) построена по основным содержательным линиям:
— формирование представлений о литературе как искусстве слова (теоретический блок);
— практическое освоение работы в позиции «читателя-критика», практическое освоение работы в позиции «автора-художника»;
— практическое освоение работы в позиции «публициста»;
— практическое освоение работы в позиции «чтеца».
Для реализации программы созданы учебники, рабочие тетради, методические пособия для учителя.
Учебник Е.И.Матвеевой «Литературное чтение»
(система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)
Рабочая программа по литературному чтению к учебнику В.Ю.Свиридовой
Цель курса литературного чтения — воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности.
Учебно-методический комплект:
1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 кл.: В 2 частях. — Самара:
Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
2. Хрестоматия по литературному чтению. 2 кл. / Автор-составитель В.Ю. Свиридова. — Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература»
Ахременко Анна Вячеславовна
Ахременко Анна Вячеславовна
Портфолио Разработки Блог автора |
Неограниченная бесплатная загрука материала «Рабочая программа по литературному чтению к учебнику В.Ю.Свиридовой» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Литературное чтение 2 класс» и представляет собой: «рабочая программа».
Источник: easyen.ru
УМК «Литературное чтение»
Цель курса литературного чтения – воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности.
В основе курса литературного чтения лежит единый методологический подход – изучение литературы как искусства слова, способного открыть ребенку широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, умение выразить себя в слове.
Одна из важнейших задач курса литературного чтения – формирование духовно-нравственных основ личности юного читателя. Представленные в учебниках произведения помогают ребенку приобщиться к миру непреходящих культурных и нравственных ценностей, сформировать эмоционально-ценностное отношение к себе и окружающему миру. Воспитывая личность, курс литературного чтения на своем специфическом материале решает общие задачи начального образования.
Художественные тексты разных авторов, эпох и жанров подобраны таким образом, чтобы показать лучшие образцы искусства слова, воспитать эстетический вкус.
В УМК «Литературное чтение» входят учебники 1-4 кл. с электронными приложениями, хрестоматии, пособие по чтению, рабочие тетради, методические рекомендации для учителя.
Учебники
Содержание учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Пособия для учащихся
В дополнение к учебникам для 1-4 кл. разработаны хрестоматии (авт.-сост. В.Ю. Свиридова). Произведения, включенные в них, по тематике и проблематике продолжают линии учебников, при этом значительно расширяя круг чтения учащихся. Хрестоматии могут быть использованы для работы в классе и для домашнего чтения: четко простроенная система вопросов позволяет и при самостоятельном чтении выполнять поставленные учебные задачи.
Пособие по чтению «Учись читать» (авт. В.Ю. Свиридова, Э.В. Березина), созданное на материале словаря учебника «Литературное чтение» для 1 класса (авт. В.Ю.
Свиридова), поможет проводить дополнительную индивидуальную работу над техникой чтения, повышать слитность, скорость, выразительность, осознанность чтения.
Рабочая тетрадь для 2 класса в 2 частях (авт. С.В. Самыкина) призвана развивать любовь к литературе, к чтению. Представленные в тетради задания учат вдумчиво, внимательно анализировать произведения разных жанров: рассказы, стихотворения, сказки, дифференцировать тексты разных стилей литературного языка, видеть и понимать художественные приемы, использованные автором.
Рабочие тетради для 3 и 4 класса в 2 частях (авт. С.В. Самыкина) предоставляют детям возможность оценить свою работу по различным критериям, таким как умение работать с текстом (подбирать заголовок, находить нужные фрагменты, делить текст на смысловые части и составлять план), таблицей, иллюстрациями. Кроме того, в тетрадях дан методический комментарий для учителей и родителей.
Мультимедийные материалы «Проверь себя» (1 класс) представляют собой программу для установки на компьютер, которая предназначена для работы ребенка в домашних условиях (под контролем родителей), а также может использоваться в школе на уроках и во внеурочной деятельности.
Материалы представлены в виде заданий тестового типа. Компьютерная программа создана с учетом возрастных особенностей учащихся:
– дублирование текста заданий голосом, поскольку первоклассники только начинают читать;
– соответствие оформления текста требованиям СанПиН;
– ограничение по времени – продолжительность работы ребенка не более 15 минут.
Пособия для учителя
Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение» (1-4 кл.) раскрывают концепцию и структуру учебников, включают программу курса, вариант тематического планирования, подробный комментарий к главам учебника, рекомендации по формированию УУД и достижению планируемых предметных результатов. В помощь учителю даны список литературы для внеклассного чтения, словарь литературоведческих терминов, сведения о писателях и поэтах, чьи произведения вошли в учебник.
В поурочно-тематическом планировании к курсу представлены планируемые результаты освоения универсальных учебных действий по каждой теме, подробно показаны достигаемые предметные результаты каждого урока и возможные виды деятельности обучающихся.
«Картинная галерея» – это набор репродукций произведений изобразительного искусства, к которым учащиеся обращаются при изучении курса. Представленные на диске репродукции из учебников 2-4 классов, а также дополнительный материал позволят рассмотреть некоторые подходы к анализу живописных произведений, помогут научить детей осмысленно рассматривать картину, подготовят их к развернутому устному высказыванию и письменному сочинению по картине.
ЛИТЕРАТУРА, 5-7 классы
5 класс
Свиридова В.Ю. Литература: учебник для 5 класса (в 2 ч.)
Учебник по литературе ставит целью формирование у учащихся на материале фольклорных, литературных и исторических текстов начального представления об историко-литературном процессе, о движении литературы во времени. В нем дается понимание укорененности каждого произведения в историческом времени и культурном контексте, рассматривается развитие трех родов литературы (эпос, лирика, драма) и становление жанров авторской литературы.
Содержание и методические подходы курса соответствуют направлениям, обозначенным в ФГОС ООО.
Рабочая тетрадь по литературе (в 2 частях) представляет собой тетрадь на печатной основе, состоящую из практических заданий, направленных на работу с текстом. Ученик сможет сосредоточиться на маленьком отрывке, внимательно исследовать особенности художественного языка писателя или поэта. Творческие задания дадут возможность ребенку попробовать свои силы в создании литературных произведений.
6 класс, 7 класс
Свиридова В.Ю. Литература: учебник для 6 класса (в 2 ч.)
Свиридова В.Ю. Литература: учебник для 7 класса (в 2 ч.)
Учебники нацелены на формирование нравственного сознания и эстетического вкуса учащихся, на понимание ими духовной сущности литературы и ее художественных особенностей.
В учебнике 6 класса ведется работа с базовыми теоретико-литературными понятиями: род (эпос, лирика, драма), жанр (сказка, сказка-быль, сказ, повесть, легенда) и др. Материал учебника дает основы эстетического и историко-литературного анализа.
В учебнике 7 класса в центре изучения находится художественный мир произведения в контексте историко-литературного процесса. В ходе практической работы учащиеся осваивают основы эстетического анализа.
- Функциональная грамотность
- Педагогическая диагностика и мониторинг
- Готовность к обучению
- Мониторинг УУД
- АИС Школьный старт, УУД
- 1 класс
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- 1-4 класс
- 5-11 класс
- Детский сад
- Начальная школа
- Средняя школа
- Проектная деятельность
- Исследовать – интересно!
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- Обучение грамоте
- Русский язык
- Математика
- Литературное чтение
- Окружающий мир
- Технология
- Музыка
- Изобразительное искусство
- Английский язык
- Финансовая грамотность
- Дошкольникам
- Развивающие игры
- Прочее
- Контрольные работы
- Планирование
- Конспекты уроков
- Внеурочная работа
Присоединяйтесь!
Интернет-магазин Присоединяйтесь!
При копировании материалов, размещенных на сайте, ссылка на сайт с указанием автора обязательна.
- Рекламодателям
- Контактная информация
- Правовая информация
- Политика в области персональных данных
- Пользовательское соглашение
- Таблица пособий
Источник: idfedorov.ru