Проблема оценивания знаний, умений и навыков на уроках искусства.
Урок музыки, как и любой другой учебный предмет в школе, предполагает наблюдение за продвижением учеников. В наше время проблема оценивания приобретает острую актуальность в связи с введением экзамена по предметной области «Искусство» в 9-м классе.
Однако на уроках искусства оценивание знаний, умений и навыков не должно превращаться в сухую формальность. Так, вызывать для пения к доске можно лучших учеников, с хорошим слухом и голосом. Эти ребята не утратят интерес к музыкальному исполнительству даже после сделанных замечаний, критики. Большинство учащихся не готовы к подобным «сольным выступлениям», и подобная ситуация может их травмировать. Поэтому часто применяются групповая проверка, проверка по рядам, проверка с помощью аудиозаписи пения детей.
Среди современных средств оценивания результатов музыкального образования можно выделить компьютерное тестирование и сетевой опрос.
При компьютерном тестировании используются четыре типа заданий: открытого и закрытого типа, на сопоставление и на упорядочение данных. Данный вид проверки музыкальных знаний позволяет значительно экономить время на проверку тестов, так как компьютер сразу показывает результаты в баллах и процентах, а также – статистику ошибок и верные ответы.
Пособие до 1,5 лет: изменения в закон в связи с поручениями Путина
Сетевой опрос по какой-либо теме проводится в классе, где компьютеры учащихся соединены с компьютером учителя. Ответы поступают в единый «банк», что дает возможность представить себе общую картину музыкальных знаний и умений школьников, оперативно проанализировать информацию и обсудить ее; при необходимости – отправить по сети дополнительные вопросы и задания.
Такие формы, как «дневник творческого развития» В.Г. Ражникова, сетевой опрос предоставляют педагогу-музыканту возможность оценивать также результаты самообразования учащихся в области музыкального искусства. Творческие задания, вопросы в этом случае должны формулироваться по возможности широко, ориентировать на осмысление и решение в художественной форме актуальных проблем современного образования и культуры.
11. Характеристика программ по музыке для школ общеобразовательного типа, действующих на федеральном уровне, учебников и учебных пособий
Программа «Музыка», созданная под руководством Д.Б. Кабалевского, в редакции Г.П. Сергеевой и Е.Д.
Критской (2006) «претерпела некоторые изменения, вызванные объективными условиями ее реализации в образовательных учреждениях России: социокультурными функциями (задачами) разнообразных типов школ (массовая школа, гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов искусства), потребностями учителей в обновлении содержания и технологий преподавания музыки, процессами интеграции искусств в учебно-воспитательном процессе, а также расширением возможностей музыкального (и шире – художественно-эстетического) развития учащихся» 46 . В данном варианте программы отсутствуют указания на конкретные виды музыкально-практической и творческой деятельности учащихся, что предполагает широкую палитру использования разнообразных форм музыкальных занятий: слушание музыки и размышление о ней, хоровое и ансамблевое пение, пластическое интонирование, импровизации. Самостоятельные работы учащихся по озвучиванию литературно-поэтических произведений, выражение учащимися собственных музыкальных впечатлений в вокализации, художественном движении, живописных работах, рисунках, графике, конструировании, дизайне и прочих видах творческих работ расширят возможности их участия в проектной деятельности, организации досуга, занятиях по дополнительному образованию.
Онлайн-семинар: «Обновленный ФГОС СОО: комментарии, ответы на ваши вопросы»
В раздел программы «Примерный музыкальный, литературный и художественный материал» включены не только музыкальные произведения. Здесь есть и произведения литературы, изобразительного искусства (иконография, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство), театра и кино (видеофильмы), которые помогут учителю музыки развивать ассоциативно-образное мышление учащихся.
Д.Б. Кабалевский подчеркивает: «Тесная связь возникает при этом между музыкой и всеми другими искусствами, литературой прежде всего. Задача эстетического воспитания сплетается здесь с задачами гуманитарного, в первую очередь исторического, образования… уже с первого класса не надо бояться прибегать к разного рода сравнениям, сопоставлениям с выходом за пределы музыки. К примеру, музыкальные тембры можно уподобить различным краскам в палитре художника; мажор можно сопоставить с тонами более светлыми, яркими, минор – с тонами менее яркими, затемненными; знаки препинания в музыке можно сопоставить со знаками препинания в разговорной речи… развитие музыки можно соизмерять с развитием текста (стихов) в песне, с развитием сюжета в программном сочинении и т.д. и т.п. Почти любое сочинение – и с текстом, и без текста – дает возможность одной-двумя лаконичными фразами указать на связь с тем или иным чувством или мыслью человека, с тем или иным жизненным (современным или историческим) фактом. Чем больше различных жизненных связей музыки на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как часть жизни, как сама жизнь» 47 .
Программа по музыке Г.С. Ригиной направлена на реализацию идеи развивающего обучения в области музыкального искусства. Автор опирается на основные положения системы Л.В. Занкова. Направленность программы – на развитие творческих способностей учащихся, воспитание в них уважения к традициям своего народа, к отечественной и мировой культуре.
Учащиеся на уроках по программе Г.С. Ригиной вовлекаются в такие виды деятельности, как слушание музыки, пение, танец, импровизация, ритмизация музыки хлопками и притопами, работа с карточками ритма (ритмическими моделями), пение по ручным знакам и др.
Учебно-методический комплект для начальной и основной школы, разработанный под руководством Г.П. Сергеевой.
Программа «Музыка» для 1-4 классов начальной школы (авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина; М.: «Просвещение», 2005) рекомендована Министерством образования и науки РФ; обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса, которые включают учебник, рабочую тетрадь, хрестоматию и фонохрестоматию музыкального материала, а также методические рекомендации.
В программе обозначена цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
- художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- эмоциональной драматургии;
- интонационно-стилевого постижения музыки;
- концентричности организации музыкального материала;
- забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
- создания композиций (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
- игры;
- художественного контекста (выхода за пределы музыки).
Источник: studfile.net
Программа дополнительного образования «В мире песен»
Пение является одним из самых доступных и естественных видов творческой деятельности и именно здесь закладываются первые навыки индивидуального труда; умение творчески подходить к постановке и решению задач, воспитываются организованность, ответственность, добросовестность и умение работать как индивидуально (самостоятельно), так и в коллективе, что играет немаловажную роль в процессе социализации и выработке позитивных личностных качеств ребенка.
Образовательная программа «Вокальный ансамбль» разработана на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ под редакцией Овчинниковой Т.Н., на основе анализа государственных программ по организации хоров, вокальных групп для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: А. М. Билль «Чистый голос», Д. Е.Огороднова «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе».
Направленность программы: художественная
Новизна программы в том, что она разработана для учащихся, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке ( народной и эстрадной ) . Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, раскрытие разносторонних способностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции.
Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу — оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Коллективное пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности.
С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из действующих факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия вокалом должны быть источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Отличительные особенности программы
Образовательная программа «Вокальный ансамбль» разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
В принципах обучения (принцип природоспособности, единство эмоционального и сознательного, комплексное воспитание и развитие учащихся, доступность, результативность).
В формах и методах обучения (интегрированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии).
В методах контроля и управления образовательным процессом (диагностика развития вокально-хоровых навыков, анализ результатов конкурсов).
В средствах обучения (дидактические пособия, нотные пособия, аудиоаппаратура, музыкальная фонотека, музыкальные инструменты).
Основным видом деятельности творческого объединения «Вокальный ансамбль» является учебная деятельность. Особенность методики состоит в том, что специально организуется разнообразная деятельность, в которой создаются благоприятные ситуации для развития творческих способностей детей. Наиболее эффективными педагогическими средствами, побуждающими детей к творчеству, являются:
игровые и соревновательные элементы.
Для решения воспитательных, образовательных и развивающихся задач предполагается разнообразная деятельность:
подготовка и участие в мероприятиях;
проведение традиционных мероприятий на каникулах;
контактирование с родителями, проведение родительских собраний;
взаимодействие со школой;
поощрение за успехи (грамоты, благодарственные письма).
Программа разработана для учащихся 2-11 классов. Занятия ансамбля проводятся по два академических часа 2 раза в неделю: 1 модуль – 144 часа ( 4 часа в неделю); 2 модуль – 144 часов (4 часа в неделю), индивидуальное занятие – 1 раз в неделю, 36 часов (1 час в неделю).
Предусматривается форма работы коллективных занятий, индивидуальных певческих занятий с солистами, небольшими ансамблями – дуэтами, трио. Наиболее яркой, устойчивой формой приобщения учащихся к народным традициям, современным и военно-патриотическим песням, являются комплексные занятия по репертуарному плану, содержательный материал по историческим источникам, который обогащает участников ансамбля в области музыкального искусства. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников ансамбля.
Цель: Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству
I . Образовательные
— освоить определенный объем музыкально-теоретических и практических знаний, основы сценического движения;
— формировать умения и навыки исполнительской деятельности учащихся;
— овладеть певческим голосом через элементы вокальной техники;
— познакомить с основными правилами охраны голоса;
— изучение и освоение песен современных композиторов, песен военно-патриотического характера, их основных творческих и исполнительских закономерностей.
II . Развивающие
— развивать творческие музыкальные способности учащихся;
— развивать воображение, восприятие, художественный вкус;
— формировать умение чувствовать и переживать прекрасное;
— способствовать формированию таких личностных качеств как:
аккуратность, ответственность, коммуникативность;
— расширять музыкальный кругозор.
III Воспитательные
— воспитывать уважение и любовь к своей Родине;
— воспитывать уважение и любовь к традициям своего народа и других народов России;
— воспитывать усидчивость, интерес к творческому процессу и умению работать;
— выработать у учащихся социально-ценные навыки поведения, общения.
Планируемы результаты
— уважение и любовь к традициям своего народа и другим народов мира;
— развитие музыкально-эстетического чувства;
— совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
— овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
— наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные:
— анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
— проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
— оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;
— использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
— определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
— применение полученных знаний для решения разнообразных художественно-творческих задач;
— наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений;
— участие в жизни школы, города, округа, общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе.
Формы аттестации
Итогами реализации программы являются концертные выступления учащихся, публичное представление «Портфолио».
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Открытое занятие. На открытом занятии учащийся показывает без подсказки педагога, чему научился, а педагог – как научил учащегося определённым навыкам и смог ли раскрыть его способности.
Итоговые мероприятия внутри коллектива: зачёты, мини концерты, праздники и др. Здесь показаны не только способности и навыки в музыке, но и в других видах искусства. А именно в совокупности всех видов искусства будет проявляться результат.
Ведь проводя итоговые мероприятия, а в них принимают участие и ученики, и родители и, конечно же, педагог: кто-то готовит афишу, кто-то костюмы, кто-то подарки, кто-то решает организационные вопросы. Все готовятся к данному виду мероприятия. А по тому, как оно прошло и виден результат работы учащегося и педагога. Концерты, смотры, фестивали, конкурсы и др.
Принимая участие в концерте, каждый коллектив, каждый учащийся этого коллектива и, конечно же, педагог показывает уже высокий результат свое деятельности.
Побеждая на каждом из видов конкурсов, мы тем самым показываем и совершенствуем своё мастерство. Как ученик, так и педагог, принимая участие в конкурсах и фестивалях разного уровня, посещая и участвуя в мастер-классах, конференциях, семинарах, лекциях, продолжает повышать свой профессиональный уровень.
Есть ещё один вид результата. Это когда учащийся может попробовать свои силы в педагогической области: провести занятие в младших группах, проверить правильность исполнения, передать свой учебный материал (вокально-хоровая работа).
Во всём выше перечисленном и есть сущность результата в дополнительном образовании.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в кабинете музыки, который обеспечен следующей материальной базой: 1 компьютер, 1 проектор и экран, 1 музыкальный центр, 1 синтезатор, 1 фортепиано, 1 баян, 1 гармонь, 1 гитара, 1 домра, 1 балалайка, шумовые музыкальные инструменты: бубны, трещётки, ложки; музыкальные стенды, парты, стулья, доска, шкафы.
Информационное обеспечение – интернет источники; аудиозаписи с военно-патриотическими, современными и народными песнями, видео народных песен, танцев, обрядов; концертов; раздаточные материалы: карточки (творческие задания, ролевые игры и т.д.), тексты песен.
Учебно-тематический план
Содержание и виды работы
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Характеристика учебно-методического оснащения современных программ по музыке
Современные программы «Музыка» оснащены учебниками, творческими тетрадями, хрестоматиями и фонохрестоматиями музыкального материала, методическими пособиями для учителя.
Авторы учебников по музыке учитывают:
— состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, так как нарушения нервной деятельности, как известно, провоцируют быструю утомляемость и отрицательно влияют на становление мотивов учения (познавательных и социальных);
— когнитивный опыт: владение элементарными понятиями, фактологическими сведениями общего характера; умение выделять существенное, умение видеть сходство и различие, умение работать сосредоточенно, умение рассуждать;
— чувственный опыт: понимание основных эмоциональных состояний, а также умение любоваться красотой, сопереживать и выражать свои чувства;
— коммуникативный опыт: умение слушать объяснение педагога, ответы других детей;
— деятельностный опыт: умение производить действия по указанию педагога, умение действовать по образцу;
— социальный опыт: умение работать в коллективе.
Начальный запас знаний, сформированные элементарныенавыки и умения детей, на которые опираются авторы современных учебно-методических комплектов (УМК) по музыке, в силу принципа преемственности позволяют сбалансировать учителю
материал различной степени новизны. В итоге это исключает возможность умственного переутомления детей и придает детям, пришедшим в школу, уверенность в своих силах.
В учебниках «Музыка» и творческих тетрадях для младших школьников различных авторов ярко выражена развивают.» функция. На смену игре как ведущему виду деятельности приходит учебная деятельность. С этой точки зрения следует рассматривать естественным процесс целенаправленного развитии мыслительных операций сравнения, рассуждения, обобщения, анализа, что в итоге способствует развитию музыкального мышления учащихся.
Согласно структуре учебной деятельности учебники и рабочие тетради для учащихся по «Музыке» содержат учебную задачу, учебные действия и операции. Принципиально важно, что учебники по музыке формируют у первоклассников не только конкретные учебные действия (например, поиск информации, оперирование понятиями), а более того, по своему существу становятся школой научения учению, что открывает детям перспективы самообразования или, иными словами, стимулирует желание самостоятельного освоения музыкального искусства.
Значимое внимание в учебниках отведено учету психолого-возрастных особенностей учащихся.
С учетом склонности младших школьников к чувственному восприятию мира авторы учебников «Музыка» В.О.Усачева и Л. В. Школяр преднамеренно отказались от чрезмерного логизирования в освоении музыкального искусства. Эта же причина объясняет названия содержательных блоков учебников: «Путешествие на родину русского музыкального языка», «Древо русской музыки», «Она вьется, как тропа в полях», «Сказка ложь, да в ней — намек» и т.д.
Адекватна особенностям внимания учащихся начальной школы красочность учебников и творческих тетрадей1. На страницах учебников представлены портреты композиторов, изображения персонажей опер и балетов, репродукции картин и икон, поскольку для современных программ для младших школьников характерен охват широкого культурологического пространства. Иллюстрации в учебных изданиях по музыке не избыточны в количественном плане, что объяснимо тем, что для младших школьников характерен небольшой объем произвольного внимания и значительная степень непроизвольности и легкой отвлекаемости.
Особо ценно понимание авторами учебников важности развития у младших школьников психических процессов воображения.
1 Подробнее анализ содержания творческих тетрадей рассмотрен в главе 4 настоящего учебника.
Так Усачева и Школяр говорят с учащимися на языке символов и образов:
— позволяя им выйти за пределы практического личного опыта;
— преодолевая нормативность, противоречащую творческой
— активизируя развитие креативных качеств личности;
— стимулируя развитие образно-знаковых систем в мышлении детей.
Г. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина используют в учебниках «Музыка» иной способ пробуждения творческих ресурсов ни о школьников — многоплановость (многоликость) и калейдоскопичность художественного оформления. Детям не навязывается некая унитарная гарная конкретность и всегда дается право удивиться, домыслить и каждому по-своему собрать воедино части единого целого. Тем самым в учебниках «Музыка» изначально заложен принцип дифференцированного и личностного подхода к детям.
Не только изобразительный ряд используется авторами УМК с целью облегчения усвоения младшими школьниками особенностей музыкального искусства. Так, к примеру, творческая тетрадь но музыке Критской, Сергеевой, Шмагиной предлагает детям путь к постижению абстрактного мира музыки через близкие н понятные им поэтические строки А.С.Пушкина, А.А.Фета, И С. Никитина, А. Н. Плещеева, А.Л. Барто и других поэтов.
Такую же параллель искусства звуков и искусства слова мы
прослеживаем и в учебно-методическом комплекте Усачевой и Школяр. Так, в методических рекомендациях буквально первому уроку (тема урока — Введение в проблему рождения музыки) авторы предлагают поэтический монолог учителя как некое обобщение работы мысли и души ребенка в решении проблемной ситуации:
Какая мука — Человеком быть!
Стремиться ввысь. — и мерить жизнь шагами,
Мечтать парить, как ветр, и солнцем греть,
И вдаль мерцать звездами. — но просто говорить,
Смотреть, дышать и взмахивать руками.
Какая мука — Человеком быть!
Но все-таки, когда же все случается! —
Ответа нет. Здесь тайна начинается.
Но точно знает мир: такое тут случается!
Неведомая птица приземляется
И выбирает — душу, руки, взгляд.
И это много лет, веков, тысячелетий происходит!
«Нас мало избранных. », и все ж она находит!
Давайте ждать и слушать!
Главная задача педагога в этой ситуации — пробуждение поэтического сознания у детей как некого импульса творчества — реально достижима. И не беда, что не все до конца, быть может, останется понятным для детей. Текст определенно сложен для восприми! но ведь, как справедливо замечают философы, само искусство вытекает из какого-то загадочного субстрата, выступая зеркалом ж таенного мира, проявлением гениально-спонтанных усилий. И замечательно, что авторы учебника не спешат разрушить это тайней очарования и красоты, ибо если мы обратимся к научным работа психотерапевтов, то убедимся в том, что важные реакции ребен» в значительной степени подсознательны и должны оставаться им» пока ребенок не достиг большей зрелости и понимания. Примечательно и то, что, обратившись к этому развороту учебника дома дети прочтут только лаконичное резюме услышанного на уро* стихотворения, а именно — «Давайте ждать и слушать. ».
Характерной особенностью учебников «Музыка» для младших школьников является стремление авторов к сохранению единства мира в сознании ребенка, и в частности, единства различных видов искусства. И. В. Кошмина отмечала, что в дошкольном возрасте мы учим детей складывать из кубиков тот или иной образ, в то время как в школе искусственно разъединяем условно делимое. В этой связи в учебниках «Музыка» Критской, Сергеевой, Шмагиной значимое внимание уделено разворотам «Звучащие картины». В учебниках «Музыка» В. В.Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н.Кичак «созданию художественного контекста» (Л. В. Горюнова) — поэтического, изобразительного по отношению к музыкальному.
Понимая, что внимание детей тесно связано с чувствами, авторы учебно-методических комплектов посредством доступности и лаконичности информативного текста и образности иллюстративного материала вызывают у учащихся положительные эмоции и изначально избегают отрицательные (страх, беспокойство), что могло бы спровоцировать негативное или безразличное отношение детей к учебному предмету «Музыка» и музыкальному искусству в целом.
Учебники содержат основные музыкальные термины с целью формирования осознанности восприятия музыки учащихся. Овладевая терминологией музыкального искусства, младшие школьники в состоянии оперировать ею в собственной музыкальной деятельности.
Спецификой предмета «Музыка» объяснимо должное внимание авторов учебников нотной грамоте и нотной записи фрагментов сочинений, с которыми дети знакомятся в процессе музыкально-слушательской деятельности. Как подчеркивают авторы учебников, изучение нотной грамоты не определяется ими как самоцель.
Если учебники и рабочие тетради адресованы учащимся, то для ригеля в УМК предназначены Хрестоматии и фонохрестоматии музыкального материала, а также методические пособия.
Хрестоматии содержат нотный материал тех произведений, которыми дети встречаются на страницах учебников и творческих тетрадей. Исходя из принципа вариативности образования, хрестоматии музыкального материала содержат дополнительный материал. Фрагменты опер, балетов, симфоний, кантат, концернам для солирующих инструментов с оркестром и других крупных жанров адаптированы в соответствии с исполнительскими возможностями учителя.
Наряду с нотным текстом произведений для музыкально-слушательской деятельности учащихся хрестоматии музыкального материала содержат произведения для вокально-хорового музициирования.
Фонохрестоматии музыкального материала изданы на аудиокассетах и компакт-дисках на CD-носителях с приложением монтажных листов, на которых представлен перечень произведений, время звучания (хронометраж), исполнители.
Методические пособия представляют собой описание технологий использования УМК на уроках музыки в соответствии с авторской концепцией конкретной программы, а также содержат списки рекомендуемой литературы для учителя по организации музыкального воспитания младших школьников.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Познакомьтесь с методическим пособием для учителя «Музыка. 1—4 классы» Критской, Сергеевой, Шмагиной и проанализируйте его структуру. Аналогичную работу проведите с методическими пособиями для каждого года обучения Усачевой, Школяр, Кузьминой.
1. Познакомьтесь с учебниками «Музыка» Критской, Сергеевой, Шмагиной. Структурной единицей, по замыслу авторов, является разворот. Проанализируйте названия разворотов. Как соотносятся поэтические названия разворотов с художественно-педагогической идеей программы?
«Акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания и образования должен быть поставлен, по нашему мнению, не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение
1 Музыка: 1—4 кл. Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г.П.Сергеева, Г. С. Шмагина. — М., 2010.
отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки» 1 .
2. Познакомьтесь с учебниками «Музыка» Алеева, Науменко, Кичак, Каким образом учебники данных авторов содействуют формированию метапредметных результатов?
3. Познакомьтесь с учебниками «Музыка» Усачевой, Школяр. Каким образом учебники данных авторов содействуют формированию предметных результатов?
4. Выполните одно из заданий рабочей тетради для учащихся 4-го класса Усачевой, Школяр, Кузьминой 2 :
— «Письмо Вольфгангу Амадею Моцарту»;
— «Я думаю о Бетховене».
Источник: megaobuchalka.ru