Сущность системного подхода как общенаучной методологической программы

Л.Берталанфи — творец системного подхода — в конце 40-х гг. писал: «Система есть комплекс элементов, находящихся во взаимосвязи».

Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы (наличие отношений не всегда подразумевает связь: враждующие гос-ва). Система имеет выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Системному подходу противопоставляется предметный способ познания, более примитивный.

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос — половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания (господствует в 17-19 вв). Наиболее широкое применение методы СП находят при исследовании сложных развивающихся объектов — многоуровневых, иерархических, как правило, самоорганизующихся биологических, психологических, социальных и т. д. систем.

Методология системного подхода: введение

Важнейшие понятия: целостность, структура, саморегулирование, устойчивость. Системный поход позволяет не только по-новому взглянуть на объект как на целое, но и охарактеризовать его количественно, создать его графическую модель. В этом состоит практическое значение системной методологии.

Основные принципы системного подхода (системного анализа):

— Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

— Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня — элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

— Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

— Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

«Природу нужно рассматривать как целое, если мы хотим понять детали». (Докучаев, Берг, Баранский, Саушкин).

В 60-70 гг. XX в. в географические исследования стал проникать системный подход, основанный на общей теории систем. Появились работы А.Д. Арманда, В.С. Преображенского, Ю.Г. Пузаченко, А.Ю.

Суть системного подхода за 10 минут. Ян Якоб Стам.

Ретеюма, А.Г. Исаченко, В.Н. Солнцева, Ю.Г. Саушкина и др. (за рубежом ещё раньше в США, Швейцарии — Д. Харвей, Р. Чорли). Такое внимание не случайно. Ведь в реальной действительности любая система (целостный комплекс взаимосвязанных элементов) является бесконечно сложной и мы можем изучать лишь систему, полученную в результате некоторой абстракции от реальной системы.

Системный подход применим к широкому географических проблем как в статистике (анализ элементов, образующих систему, их взаимоотношения, структуру), так и в динамике (ретроспекция, прогнозирование изменений и спонтанных и целенаправленных).

Термин «комплекс» был впервые введен в отечественную социально-экономическую географию Н.Н. Колосовским в 1940-х гг. Этот термин завоевал популярность в 1960-х гг. и стал широко применяться в рамках системного подхода в географии. Пожалуй, наиболее активно он использовался в географии промышленности, служа методологической основой изучения размещения и организации промышленного производства.
Комплекс можно определить как систему, отличающуюся высоким уровнем сопряжения между составляющими элементами по потокам вещества, энергии и информации и в силу этого обладающую высокой энергетической экономичностью и повышенной устойчивостью по отношению к внешней среде.
А.Т. Хрущев, внесший значительный вклад в развитие теории географии промышленности, понимал под промышленным комплексом «взаимообусловленное сочетание органически связанных между собой предприятий на определенной территории в соответствии с особенностями ее экономических и природных ресурсов и транспортно-географического положения, обеспечивающее экономический результат, то есть получение заданного объема продукции при минимальных приведенных затратах». Такое понимание территориального комплекса промышленности не утратило своей актуальности и поныне.
Вместе с тем, необходимо отметить, что вплоть до настоящего времени в географических работах наблюдается значительная терминологическая путаница, отсутствует общепринятое определение промышленного комплекса.

ИЗ СТАТЬИ ГОРКИНА ВАЖНАЯ ВЫЖИМКА:

В рамках системно-структурного подхода работа с системой подразделяется на 2 этапа:

1.Этап черного ящика: выявление и отграничение изучаемых систем. Следующим шагом является определение характера систем (открытая или закрытая) с последующим анализом их целостности (или степени целостности).

2. Этап белого ящика: структуризация, т. е. качественное осмысление системы как организованного единства (целостности), параметризация, т. е. задание концептуального пространства структуры с помощью нескольких автономно-взаимосвязанных и многоаспектных параметров, служащих как бы координатными осями в этом пространстве. формализация структуры (а через нее и системы) с помощью их математико-статистического моделирования (количественную характеристику на основе предварительного качественного определения); параметры ТС — территориальная концентрация, территориальная дифференциация, территориальная интеграция (связность) и композиция, расчлененные па подпараметры (своего рода компоненты параметров) и аспекты (те или иные частные стороны, срезы круга явлений, отражаемых данным параметром); этот подэтап подразумевает экспликацию структуры и служит базой для последующих научных и прикладных процедур» не являющихся собственно системными (например, типологизация структур или прогнозирование).

Читайте также:
Транслятор это специальная программа

+6. Основные характеристики системы. Примеры из социально-экономической географии.(Туровская)

У системы есть базовые характеристики и основные допущения:

· Системное описание истинно;

· Системы взаимодействуют друг с другом;

· По закону Мёрфи, всё – система;

Свойства системы (по Берталанфи):

· Их (свойств) конечное множество;

· Система обособлена от среды и взаимодействует с ней;

· Ее характеризуют элементы, структура, связи, отношения, подсистемы и др.

Принципы описания систем:

· Эмерджентность – принцип несводимости свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из простой суммы свойств целого. Зависимость каждого элемента от места и функции в пределах системы. Гештальт-психология – психология образов. Аккорд ≠ Σ нот

· Любая система полиструктурна. Структурность – возможность описания системы через установление сетей связи и отношений или обусловленность поведения системы свойствами подсистем.

Когда рассматриваем объект, выбираем конкретную структуру по целевым соображениям

· Взаимозависимость системы и среды. Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь ее компонентом. Пример – экологический подход

· Иерархичность – каждый компонент системы может рассматриваться как система

· Множественность описания каждой системы

· Функция – отношение системы к среде, в которой изменение одного из взаимодействующих объектов ведет к изменению другого (=функциональная зависимость)

· Эквифинальность – см.Шупера

· Синергетика – см.Шупера

· Абстрактные и материальные (другой вариант – виртуальные и реальные, конкретные)

· Статичные и динамичные

+8. Понятие «территориальная структура» (по И.М. Маергойзу). Ее характеристики.(Туровская)

В 1975 году И.М.Маергойз ввел в нашу науку понятие «территориальная структура хозяйства» (далее – ТСХ).

ТСХ = совокупность его определенным образом взаиморасположенных и сочлененных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии в результате функционирования народно-хозяйственной системы: мат.пр-во в интегральной и отраслевой сфере, инфраструктура, население и природный ресурс.

Маергойз выделял 3 типа структур:

1) интегрально-пространственная ТС

— взаимодействие взаимосвязанных и взаимнорасположенных частей страны, взаимодополняющих друг друга

— нестрогая иерархия (членение ТС на несколько единиц АТД)

2) множественная территориально-отраслевая структура

— все подсистемы народного хозяйства, отрасли и виды деятельности

— наибольшее взаимодействие в рамках страны

— избирательность (разные территории, различный рисунок размещения)

— равноуровенность, но неравнозначность, иерархия отсутствует

Районирование химической промышленности. Или хим/пищ. пром.

3) питательно-распределительная ТС

— связующая линейно-сете-узловая структура

Производственная инфраструктура в связи с населением

— сетчатость (складывается из линий и узлов)

— универсальность (объединяет всё)

— сочетание горизонтальных и вертикальных связей

— корпускулярность – центры давления на основной территории через узлы стока

2 и 3 структуры инварианты относительно АТД, отражают ткань ТС. 1 структура – синтез 2й и 3й в рамках заданных ячеек. Промышленный район/район промышленности.

Источник: infopedia.su

Системный подход как общенаучная методологическая программа и его сущность.

Работа со сложными исследовательскими задачами предполагает использование не только различных методов, но и различных стратегий научного поиска. Важнейшим из них, играющим роль общенаучной методологической программы научного познания, является системный подход. Системный подход представляет собой совокупность общенаучных методологических принципов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образуя нечто целое.

Понятие целостности отображает принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из свойств частей свойств целого и, вместе с тем, зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места и функций внутри целого.

В понятии структурности фиксируется тот факт, что поведение системы обусловлено не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры и что существует возможность описания системы через установление ее структуры.

Взаимозависимость системы и среды означает, что система формирует и проявляет свои свойства в постоянном взаимодействии со средой, оставаясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия. Понятие иерархичности ориентирует на то, что каждый элемент системы может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система является одним из элементов более широкой системы. Возможность множественности описаний системы существует в силу принципиальной сложности каждой системы, вследствие чего ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы.

Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую систему. Широкое использование системного подхода в современной исследовательской практике обусловлено рядом обстоятельств и, прежде всего, интенсивным освоением в современном научном знании сложных объектов, состав, конфигурация и принципы функционирования которых далеко не очевидны и требуют специального анализа.

Читайте также:
Как открыть новое окно программы паскаль

Одним из наиболее ярких воплощений системной методологии является системный анализ, представляющий собой особую отрасль прикладного знания, применимую к системам любой природы.

В последнее время происходит становление нелинейной методологии познания, связанной с разработкой междисциплинарных научных концепций – динамики неравновесных состояний и синергетики. В рамках названных концепций складываются новые ориентиры познавательной деятельности, задающие рассмотрение исследуемого объекта в качестве сложной самоорганизующейся и тем самым исторически саморазвивающейся системы.

С системным подходом в качестве общенаучной методологической программы также тесно связан структурно-функциональный подход, выступающий его разновидностью. Он строится на основе выделения в целостных системах их структуры – совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли (функций) относительно друг друга.

Структура понимается как нечто неизменное при определенных преобразованиях, а функция как назначение каждого из элементов данной системы.

Основные требования структурно-функционального подхода:

— изучение структуры, строения изучаемого объекта;

— исследование его элементов и их функциональных характеристик;

— рассмотрения истории функционирования и развития объекта в целом.

Ориентиры познавательной деятельности, сконцентрированные в содержании общенаучных методов, представляют собой развернутые, системно организованные комплексы, отличающиеся сложной структурой. К тому же сами методы находятся в сложной связи друг с другом. В реальной практике научного исследования методы познания применяются в совокупности, задавая стратегию решения поставленных задач. Вместе с тем специфика любого из методов позволяет осуществить содержательное рассмотрение каждого из них в отдельности с учетом принадлежности к определенному уровню научного исследования.

Источник: mykonspekts.ru

Системный подход в педагогике: пример

При анализе преподавательской деятельности как дисциплины используется системный, личностный, деятельностный подходы. Педагогике свойственна многогранность, сложное структурное строение. Это обуславливает ряд проблем, возникающих при исследовании. Решить их и позволяют существующие в науке подходы. Педагогике системный, личностный приемы анализа позволяют сконструировать наиболее адекватные модели взаимодействия преподавателя и ученика.

системный подход в педагогике

Общая информация

В качестве одного из основателей системного подхода выступает Карл Людвиг ф. Берталанфи. Этот австрийский биолог проживал в Америке и изучал изоморфизм в различных сферах научного познания. Формулированием идей и принципов подхода занимались также Чандлер, Друкер, Саймон и Богданов. Эти ученые были далеки от преподавательских дисциплин. Однако благодаря их трудам начал свое формирование системный подход в педагогике .

Стоит сказать, что современная концепция существенно отличается от той, которая была распространена в прошлом. Тем не менее сущность системного подхода как общенаучной методологии педагогики была заложена еще в то время. Все его элементы подчиняются единым целям.

сущность системного подхода как общенаучной методологии педагогики

Специфика

Системный подход в педагогике , как и в других дисциплинах, базируется на нескольких положениях: множественности, иерархичности, целостности, структуризации. В отличие от традиционной предметной техники он считается более качественным и соответствующим современным условиям. Вот почему системный подход является общенаучным принципом педагогики . Иерархичность выражается во взаимной подчиненности одних элементов другим. Структуризация проявляется в объединении компонентов в подгруппы, между которыми устанавливаются определенные связи.

подходы педагогике системный личностный

Характеристика

Образование, выступая как педагогическое явление, рассматривается как процесс и результат принятия и усвоения системы знаний. Оно направлено на удовлетворение интересов и потребностей государства, общества и отдельного человека. Образование – это многообразная индивидуально-ориентированная работа субъектов. Оно обеспечивает самореализацию и самоопределение человека в постоянно изменяющихся социокультурных условиях. Соответственно, образование само по себе выступает как система.

Системный подход педагогике придает законченную форму. Он обеспечивает понимание совокупности множества взаимосвязанных компонентов, образующих определенное единство и взаимодействующих друг с другом. По мнению ученого Петра Анохина, системой можно называть исключительно такой комплекс составляющих, в котором взаимоотношения обладают характером взаимного содействия элементов, ориентированных на получение полезного результата.

Структурные компоненты

Рассматривая сущность системного подхода как общенаучной методологии педагогики , следует отметить, что на практике используются самые разные варианты его анализа. В частности, выдающий ученый современности Нина Кузьмина выделяет пять его структурных составляющих:

  1. Субъект.
  2. Объект.
  3. Предмет совместной деятельности.
  4. Цели.
  5. Средства коммуникации.

Все эти компоненты составляют систему. Если убрать один из элементов, она разрушится. Вместе с этим ни один компонент нельзя заменить другим звеном или их группой. Между тем, выделения структурных элементов недостаточно для полного описания системы. Немаловажное значение имеет установление комплекса связей между ними.

Системный подход в педагогике ориентируется на существование как прямой, так и обратной зависимости между звеньями.

системный личностный деятельностный подходы педагогике

Функциональные звенья

Для описания непосредственной зависимости компонентов друг от друга Кузьмина сформулировала структуру работы преподавателя. В ее модели выделяется 5 функциональных элементов:

  • Гностический.
  • Проектировочный.
  • Коммуникативный.
  • Организаторский.
  • Конструктивный.

Описание функциональных компонентов

Гностический элемент связан со сферой знания преподавателя. В данном случае речь не только об информации, касающейся непосредственно предмета специализации. Немаловажное значение имеет знание способов коммуникации, психологических характеристик учащихся, самопознание.

Проектировочный элемент состоит из представления о перспективных целях воспитания и обучения, стратегиях и средствах их достижения. Конструктивный включает в себя особенности моделирования учителем его деятельности, активности учащихся в соответствии с ближайшими задачами.

Читайте также:
Срок регистрации программы в роспатенте

Коммуникативный элемент выражает специфику взаимодействия преподавателя с школьниками и студентами. В данном случае внимание уделяется ее связи с деятельностью, ориентированной на достижение образовательных и воспитательных целей. Что касается организационного компонента, то он отражает систему умений педагога планировать свою работу и активность обучающихся.

пример системный подход в педагогике

Взаимосвязь

Используя системно-деятельностный подход в педагогике , можно описать все указанные выше компоненты через комплекс соответствующих умений преподавателя. Эти элементы представляются не только взаимосвязанными, но и во многих случаях пересекающимися.

Рассмотрим следующий пример. Системный подход в педагогике можно использовать при планировании и построении хода урока. В процессе этой работы преподавателю в обязательном порядке следует учитывать, кроме прочего, с какого урока дети придут к нему на занятие.

Так, после физкультуры им достаточно трудно будет сосредоточиться на математике. Кроме этого, следует принять во внимание индивидуальные проблемы и особенности характера каждого ребенка. В частности, нецелесообразно вызывать к доске ученика, расстроенного неприятностями дома.

Кроме того, педагогу стоит проявить себя дипломатом, если серьезное стихотворение прочитано с хохотом. Если учитель будет нервничать, то такой проступок школьника вполне может сорвать занятие. В таких ситуациях особое значение приобретает связь гностического и организаторского элементов.

почему системный подход является общенаучным принципом педагогики

Модель доктора педагогических наук Владислава Гинецинского

Эта схема также предполагает выделение функциональных компонентов:

  1. Презентативного. Он заключается в изложении обучающимся содержания материала. Обособление этого элемента основывается на абстрагировании от той или иной конкретной формы обучения. Презентативная функция направлена на непосредственный факт изложения материала.
  2. Инсетивного. Этот компонент направлен на то, чтобы вызывать у обучающихся интерес к познанию и усвоению материала. Это обеспечивается постановкой вопросов и оценкой ответов.
  3. Корректирующего. Этот компонент связан с исправлением и сравнением результатов работы самих обучающихся.
  4. Диагностирующего. Данный элемент призван обеспечивать обратную связь.

Главные задачи реализации системного подхода

Педагогике свойственны особенности, которые могут проявляться в зависимости от конкретных условий. Так, преобладание того или иного компонента в работе преподавателя свидетельствует о том, что активность обучающихся имеет конкретный вид. Это обусловлено реализацией определенного метода обучения.

В частности, приоритетному положению инсетивного компонента, как правило, сопутствует использование проблемного подхода. Достаточно оригинальной представляется концепция психолога Аэлиты Марковой. В ее модели через структурные компоненты работы преподавателя показана реализация системного подхода. Педагогике, в частности, характерны следующие элементы:

  • Профессиональные и психологические знания и умения учителя.
  • Индивидуальные особенности, за счет которых обеспечивается овладение способностями и восприятие информации.
  • Профессиональные и психологические установки и позиции преподавателя.

В рамках своей концепции Маркова через описание групп педагогических умений формулирует ключевые задачи деятельности учителя.

главные задачи реализации системного подхода педагогике

Исходные навыки

Для реализации поставленных задач педагог должен уметь:

  1. Видеть в образовательной ситуации проблему и формулировать ее. При постановке задачи учитель должен ориентироваться на обучающегося как на активного субъекта процесса, исследовать и преобразовывать педагогическую среду.
  2. Конкретизировать цели, принимать оптимальные решения в любых ситуациях, предполагать результаты деятельности в близкой и дальней перспективе.

К исходным навыкам также можно отнести следующие умения:

реализация системного подхода педагогике

Планирование и самоанализ

С ними связана группа навыков, относящихся к сфере педагогических и психологических знаний. Учителю необходимо уметь соотносить сложности, возникающие у учащихся, анализировать недочеты в собственной работе. Кроме того, он должен составлять планы по совершенствованию своей работы.

Сфера коммуникаций

Маркова в рамках своей модели выделяет группы умений, тесно связанные с установлением взаимосвязи между преподавателем и учеником. К ним в первую очередь относят навыки формирования условий для обеспечения психологической безопасности при общении и реализацию внутреннего потенциала партнера по коммуникации. Для достижения высокого уровня при взаимодействии преподаватель должен обладать:

  1. Умением понимать позицию другого человека, проявлять интерес к его личности, ориентироваться на развитие индивидуальных особенностей ребенка.
  2. Способностью понимать внутреннее состояние обучающегося по нюансам в его поведении, владеть невербальными средствами коммуникации (жестами, мимикой).
  3. Умением принимать точку зрения ребенка, создавать атмосферу доверия при общении.
  4. Владением приемами риторики.
  5. Способностью использовать организующие воздействия.

системно деятельностный подход в педагогике

Дополнительно

Немаловажное значение при применении системного подхода имеет умение педагога удерживать свою профессиональную позицию. Учитель должен понимать важность своей работы, обладать способностью управлять собственным эмоциональным состоянием, придавать ему конструктивный характер. Вместе с этим преподаватель должен осознавать перспективы своего развития в профессиональной сфере, уметь определять индивидуальный стиль работы, использовать свой потенциал.

Безусловно, важным элементом в деятельности преподавателя выступает регулярный анализ достижений обучающихся. Педагог должен уметь определять характеристики полученных детьми знаний, навыков, стимулировать их готовность к самостоятельному обучению и непрерывному образованию.

система системный подход педагогике

Заключение

Как указывает профессор Галина Коджаспирова, системный подход в педагогике ориентирован на выявление всего многообразия элементов, исследуемых в образовательных процессах, и их связей. Для этого необходимо провести достаточно масштабную работу. Рассматривая педагогику как систему, важно не только выявить компоненты и их связи, но и провести их классификацию, определить структуру и организацию науки, установить пути и средства управления ею как единым образованием.

Источник: fb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru