Организационной формой целеполагания являются комплексные целевые программы и проекты, которые позволяют соотнести цели, точнее определить их иерархию с учетом имеющихся ресурсов, выделить приоритетные из них и направить их реализацию на достижение главной, или генеральной цели.
Понятие «программа» близко понятию «проект». Поэтому нередко программно-целевое управление называют управлением по проекту. Однако синонимичное употребление этих терминов обоснованно тогда, когда речь идет о крупном проекте, имеющем, как правило, национальное значение. В этих случаях складывается целая отрасль научного знания — управление проектами, которая изучает основы управления ими, создание модели управления проектом, фазы его разработки и реализации, ресурсного и кадрового обеспечения и т.п.[XVIII]
В собственно же программно-целевом управлении проект выступает как структурный элемент крупномасштабной программы национального характера. Он конкретизирует программу, содержит более подробный перечень и характер работ, необходимых для достижения цели.
Целевые ориентиры по ФОП, взаимовлияние со специфическими видами деятельности.
Задачи руководителя программы состоят в том, чтобы получить как можно больше самых разнообразных проектов, содержащих различные пути и средства достижения конечной цели, выбрать наиболее эффективные из них, которые в рамках имеющихся ресурсов ведут к цели наикратчайшим путем. Существуют технологии отбора эффективных проектов (экспертные, конкурсные и др.).
Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени и другим признакам. Общегосударственные — это программы достижения крупных общенациональных целей, которые зачастую охватывают все сферы общественной жизни (производственную, непроизводственную, финансовую, налоговую, социальную, духовную, международную).
Функциональные — это многоотраслевые программы, ориентированные на решение крупных проблем развития группы отраслей или выполнение общенациональной задачи усиления некоторых отраслей (например топливно-энергетической базы, атомной энергетики, оборонного или строительного комплекса и т.п.).
Региональные и муниципальные программы разрабатываются в целях преобразования и возрождения регионов и муниципальных образований.
В свою очередь, каждый из типов программ содержит подтипы, различающиеся по определенным признакам (цели, объем, глубина преобразований, уровни, на которых программа разрабатывается). Например, программы территориального типа могут разрабатываться и осуществляться на следующих уровнях: первый уровень — комплексное использование отдельных природных ресурсов территории, вовлекаемых в народнохозяйственный оборот; этот уровень предполагает создание комбинированных производств на базе одного вида природных ресурсов; второй уровень — комплексное использование нескольких сопутствующих природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот одновременно; на этом уровне решаются внутритерриториальные межотраслевые проблемы; третий уровень — комплексное развитие хозяйства в рамках биоэкономических систем; здесь важно обеспечение взаимосвязи производства и биосферы; четвертый уровень — комплексное развитие социальноэкономической системы, обеспечивающее единство производства, воспроизводства населения и улучшения условий его жизни, воспроизводства природных условий; пятый уровень — комплексное развитие данного региона с учетом проблем освоения соседних регионов, крупномасштабных и долгосрочных народно-хозяйственных проблем.
Разработка основных общеобразовательных программ: правовой аспект
Особое место занимают научно-технические программы. Как и
любые другие комплексные программы, они содержат совокупность мероприятий, предусматривающих достижение определенных целей (научные открытия, создание новых образцов техники, новых технологий и т. д.).
В комплексной научной программе должны содержаться ответы на вопросы: какова главная цель программы? кто, каким путем и в какие сроки будет ее реализовывать? какие ресурсы требуются для реализации программы и каковы источники их поступлений? кто, где, когда и как именно будет использовать результаты реализованной комплексной программы?
Следует отметить, что ответ на последнюю группу вопросов не менее важен, нежели выполнение самой программы.
Общими чертами всех программ независимо от их содержания, объема и т. д. являются: их направленность на цель, на конечный результат, подчинение всех мероприятий и действий, осуществляемых в рамках программы, конечной цели, конечному результату, будь то результат хозяйственный, политический, научно-технический и т.д.; наличие в программе системы показателей, которые носят не только количественный, но и качественный характер, поскольку далеко не все запрограммированные социальные цели и конечные результаты могут быть выражены количественно, поддаются стоимостной оценке; объединение в определенных организационных рамках под общим руководством и управлением всех организаций, исполнителей независимо от их ведомственной и территориальной принадлежности от самого начала до окончания работ; четкое распределение прав, обязанностей и ответственности между всеми организациями, исполнителями; ориентация исполнителей и особенно руководителей всех уровней на результат конечный и результаты промежуточные, являющиеся средством (этапом) в достижении конечной цели; строгая и четкая координация и увязка функций организаций (звеньев) различных уровней (по вертикали), и одного уровня (по горизонтали); гибкая система управления, максимально отвечающая особенностям программы, максимально приближенная к исполнителям.
Особенностью народно-хозяйственных, общегосударственных программ является то, что они носят межотраслевой, межведомственный характер, позволяющий преодолеть местничество, ведомственность, которые отрицательно сказываются на народном хозяйстве. Преодоление ведомственности — дело сложное и длительное. Здесь важно прежде всего выработать рациональные формы взаимосвязей, а также систему ограничителей, не позволяющих отрасли обосабливаться или разрастаться без меры, подобно флюсу. Эффективными ограничителями являются территориальные проекты и программы, в основе которых лежат отработка горизонтальных связей, учет интересов как административных единиц (областей, городов и т.д.), так и различных отраслей, имеющих объекты на данной территории.
Программно-целевой подход выражает объективную диалектику единства компонентов социальной системы, подчиненность, согласованность частей с целым. Крупные народно-хозяйственные и социально-политические цели, цели общесистемные являются направляющим и организующим началом в функционировании и развитии отдельных компонентов экономики, в решении конкретных задач.
Одним из вариантов программно-целевого подхода является мультипликационный (умножающий, увеличивающий) подход к управлению. Суть этого подхода состоит в том, что эффект, полученный в результате одного нововведения в технике и технологии, производстве, управлении и т.д. в силу системности общества, производства при соответствующей организационной работе порождает цепную реакцию, распространяется по всей системе, увеличивая эффективность системы в целом. Характерно, что мультипликационный эффект — эффект целостный, интегральный, превышающий эффект нововведения какой-либо одной части системы. Этот подход применим не только в производстве, но ив социальной жизни, культуре.
Главная идея мультипликационного подхода состоит в том, чтобы выявить и оценить не только эффект нововведения как такового, но и интегральный, системный эффект, то есть эффект, учтенный в рамках всей системы. При этом речь должна идти не только об экономическом, но и социальном, идеологическом, экологическом эффекте.
Мультипликационные программы ставят своей целью не только создание новшества, но и его широкое распространение в системе.
Программно-целевой подход историчен, конкретен. Нет такого подхода вообще, безотносительно к конкретно-историческому обществу на определенной ступени его развития, к конкретному виду управления.
Принятию программы предшествует длительная и сложная подготовка. Эта предварительная работа включает две стадии — подготовительную и предварительную.
На подготовительной стадии осуществляется выбор проблемы, решаемой программой, очерчиваются возможные границы, масштабы проблемы. В результате в органы управления представляется проблемная записка, на основе которой принимается решение о предварительной разработке программы.
На предварительной стадии глубоко анализируется состояние программы, подготавливаются исходные задания по ее разработке. Здесь точно очерчивается общественная потребность, удовлетворить которую обычными методами, без программы, невозможно; определяются главная цель и совокупность крупных подцелей, устанавливаются целевые нормативы и варианты укрупненных мероприятий по достижению целей, потребные ресурсы, ориентировочные сроки и ответственные исполнители. На этой стадии осуществляются прогнозные расчеты — целевые и экстраполяционные, определяются границы и структура программы, составляется программа работ по организации разработки и реализации программы, обсуждается возможная система управления программой.
После проведения этой предварительной работы разрабатывается целевая программа.
Разработка программы ведется поэтапно.
На первом этапе, как правило, осуществляется целевая разработка (структуризация исходной цели, построение дерева целей). В результате обрисовывается комплекс функционально выраженных подцелей программы с оценками относительной важности каждой подцели и количественно выраженными целевыми нормативами, разрабатываются варианты комплексов объективно выраженных целей, при этом цели оформляются в виде функционально или объективно выраженных потребностей, которые удовлетворяются в случае достижения основной цели.
В целом проектирование и создание комплексов (комплекс — ных программ) предполагает: определение цели; определение возможных альтернатив; выделение ресурсов, необходимых для достижения цели; проектирование и создание системы управления и организации комплекса; создание механизма функционирования и управления комплексом.
Программно-целевое управление осуществляется по стадиям: предцелевая (познавательная, информационная) — предполагает изучение ситуации, настоящего и, возможно, будущего состояния системы; выявление проблем, ресурсов и перспектив; целевая — формулирование главной цели, ее расчленение на подцели; строительство дерева целей; практически-стратегическая — выработка стратегии реализации цели; разработка и описание мероприятий, средств и путей осуществления стратегии, достижения цели; организационная — создание системы (совокупности) организаций, необходимых для достижения цели; реализация программы; формирование органа управления системой организаций, участвующих в программе; реализационно-практическая — осуществление программы системой соответствующих организаций; результирующая — подведение итогов.
Реализационно-практическая стадия обязательно содержит
перечень мер, которые следует принять для реализации поставленной цели. Причем исключительно важно скоординировать и субординировать эти мероприятия. Одна группа мероприятий проводится параллельно; другая — последовательно (когда выполнение одних мероприятий служит исходным условием для проведения других); третья — полностью или частично проводится вне программы. В одном случае в программу включается результат этих мероприятий, в другом — сами мероприятия на их заключительной стадии.
Весьма ответственной и трудной задачей является сравнение альтернатив и выбор наилучшего варианта. В решении этой задачи при условии полной или частичной сравнимости альтернатив различают два подхода. Первый — сравнение по конечным результатам. Этот подход внешне весьма заманчив, но практически трудно реализуем. Второй — сравнение на базе ресурсов.
Этот подход достаточно рационален и часто используется на практике.
Для того чтобы избежать ошибок при выборе альтернатив в условиях большой неопределенности, иногда идут параллельными путями к достижению одной цели. Правда, это дорогостоящее дело. Однако бывают программы, предусматривающие достижение целей настолько важных для общества (скажем, оборонные программы), что общество вынуждено идти на дополнительные затраты.
Поиск альтернатив, их оценка и выбор — область управления, где меньше всего возможна формализация. Это область творческой работы человека, прежде всего руководителя. В то же время нельзя недооценивать формальные методы и средства.
Наоборот, системный подход, в том числе и такие его формы, как комплексная целевая программа, создает широкие возможности для применения математических методов и электронно-вычислительной техники. Целевую программу можно представить в виде системы матриц, по горизонтали которых располагаются исполнительские организации, а по вертикали — поставленная цель или этапы ее достижения. На основе теории матричного исчисления и с использованием ЭВМ можно анализировать и синтезировать состояние дел, принимать рациональные решения относительно сроков и ресурсов (трудовых, материальных и финансовых).
Разрабатываются директивный (на весь срок реализации программы) и календарные (по видам отдельных работ и срокам их выполнения) сетевые графики. В календарных графиках программа в целом и ее крупные блоки, выделенные в матрицах, расчленяются на частичные мероприятия и операции, которые осуществляются исполнительскими группами и отдельными исполни — телями по операционным планам. Результаты реализации сетевых графиков на основе теории графиков и сетей могут быть обработаны на ЭВМ с точки зрения опять-таки сроков и ресурсов. Эти результаты регулярно сообщаются вышестоящим органам, руководству программы и исполнительским организациям, которые в случае необходимости корректируют процесс реализации программы.
Для выполнения этой работы создаются специальные информационные центры, оснащенные ЭВМ, набором периферийной и терминальной техники и обслуживаемые квалифицированным персоналом. Таким образом, управление реализацией программы можно вести в автоматизированном режиме, что позволяет руководству, избавившись от мелких текущих дел, вести творческую работу.
Целеполагание в социальном менеджменте
Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981. Гвишиани Д. М. Организация и управление. 2-е изд., доп. М., 1972. Гладышев А. Г., Иванов В. Н., Маслова Н. В. Введение в управление.
М., 2002.
Клаус Д., Кинг У. Системный анализ и целевое управление / Пер. с англ. М., 1974.
Мильнер Б. 3., Евенко А. И., Раппорт В. С. Системный подход к организации управления. М., 1993.
Омаров А. М. Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики. М., 1980.
Плотский Ю. М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: Учеб. пособие. М., 1998.
Фалмер Р. М. Энциклопедия современного управления: В 5 т. / Пер. с англ. М., 1992.
Франчук В. И. Основы построения организационных систем. М., 1997. Японский менеджмент: конспект лекций по теории управления / Пер. с англ.
Источник: uch.click
Типы целевых комплексных программ
По содержанию ЦКП подразделяются на ряд типов (видов): социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, экологические и организационно-хозяйственные.
Социально-экономические программы предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни народа. К таким программам можно отнести программу занятости, программы «Зерно», «Сахар» и др., разработанные в республике Беларусь для решения проблемы безработицы и обеспечения потребностей населения республики в зерне, сахаре и других продуктах.
Научно-технические программы направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный эффект (экономических социальный и экологический). Перечень научно-технических программ формируется исходя из определенных приоритетов развития экономики.
Производственно-экономические программы предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению эффективности и развитию новых производств.
Территориальные программы направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач.
Экологические программы представляют комплекс мероприятий природоохранного и природообразующего характера. Примером такой программы может служить государственная программа охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Организационно-хозяйственные программы направлены на совершенствование организации управления экономикой. Наряду с программами, формируемыми для решения проблем в целом по стране, в отдельных отраслях, регионах, предприятиях, разрабатываются программы международного экономического сотрудничества.
По временной продолжительности ЦКП могут быть долгосрочными, разрабатываемыми на период свыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет. ЦКП, как правило, содержат программы разного уровня, и каждая из них представляет собой относительно самостоятельную часть и включает задания и мероприятия, направленные на реализацию одной или нескольких задач.
Система показателей ЦКП основывается на показателях нормативах, предусматриваемых в составе плановых документов на различных уровнях управления. В связи с интенсивным распространением программно-целевого метода представляется возможным выделить следующие уровни ЦКП в рамках первичных звеньев экономики:
— народнохозяйственные (общегосударственные), направленные на решение проблем, оказывающих влияние на всю национальную экономику;
— межотраслевые, охватывающие группу однородных, технологически связанных между собой отраслей;
— общеотраслевые, реализация которых имеет принципиальное значение для технического развития той или иной отрасли народного хозяйства;
— подотраслевые, цели и ресурсы которых ограничиваются рамками отдельных отраслей, подотраслей;
Практическая реализация программно-целевого подхода обеспечивается путем включения ЦКП в прогнозные и плановые документы, а так же посредством разработки и утверждения федеральных и региональных программ социально-экономического развития. Задания и мероприятия ЦКП обеспечиваются всеми видами ресурсов в первоочередном порядке.
Этапы разработки ЦКП
Разработка ЦКП с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности:
1. Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.
2.На втором этапе выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы (анализ ограничений проблемы). В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разукрупняется на подцели.
3 Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.
4 На четвертом этапе предполагается расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.
5 Пятый этап является заключительным. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.
Программы увязываются по времени, по ресурсам и исполнителям. Обычно охватывается ряд отраслей, регионов, которые должны обеспечивать решение наиболее важных задач. Задания по выполнению программы, рекомендации доводятся до соответствующих министерств и ведомств.
Заключение
Программно-целевое планирование и управление основываются на системном подходе к организации управления экономическими процессами и являются широко используемым методом разрешения различного рода проблем, имеющих комплексный характер, как в условиях рыночной, так и планово регулируемой экономики.
Проблема задействования программно-целевого подхода в регулировании российской экономики как таковая — предмет самостоятельного анализа. Достаточно лишь отметить, с одной стороны, повышение роли ПЦП по мере усиления самостоятельности хозяйствующих субъектов и территориальных образований», с другой, — наличие серьезных недостатков в применении этого подхода. К числу подобных принципиального характера изъянов относится, в частности, следующий: если раньше рассматриваемые программы взаимоувязывались с планами развития экономики и в них выделялись приоритетные цели, достижение которых позволяло ускорить внедрение научно-технического прогресса, создать благоприятные условия для воспроизводственной деятельности отстающих регионов (чтобы подтянуть их до среднесоюзного уровня) или решить иные проблемы, выходящие за рамки отдельной отрасли или региона, то в настоящее время федеральные программы разрабатывают для решения частных ведомственных и региональных вопросов. Число программ стремительно растет (так, 45 федеральных целевых программ объединяют примерно 80 вполне самостоятельных целевых программ с федеральным статусом и отдельным финансированием), в результате чего утрачивается самый смысл ПЦП — концентрация ресурсов на наиболее приоритетных направлениях и достижение результатов в заданные сроки.
Список литературы
1. Черныш Е.А., Салтанова Т. А., Молчанов Н. П., Новикова. А.Д. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие, – М.: ПРИОР, 1999
2. Борисевич В.И, Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование экономики: учебное пособие, — Мн: ИП «Экоперспектива», 2000
3. Михеева Н.Н. Программно-целевое планирование в регионе: учебное пособие, — Хабаровск: ХГАЭП, 1995
4. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – ИНФРА-М, 1997
5. РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №4 1998г.
Источник: megalektsii.ru
Целевые комплексные программы делятся на социально-экономические, производственно-экономические, организационно-хозяйственные и научно-технические. Они направлены на решение важнейших научно-технических проблем и широкое применение в народном хозяйстве достижений науки и техники. В ЦКП планируются следующие основные показатели ввод в действие мощностей и основных фондов производственного и непроизводственного назначения, обеспечения программ капитальными вложениями и мощностями строительно-монтажных организаций. [c.159]
Целевые комплексные программы 159 научно-технические 159 организационно-хозяйственные 159 производственно-экономические 159 социально-экономические 159 [c.380]
Финансовое программирование используется в развитых странах с 1960-х годов. Суть его заключается в составлении 5-летних скользящих планов расходов. Каждый год план корректируется на основе ожидаемого исполнения показателей плана текущего года. Показатели при этом передвигаются (скользят) по 5-летней шкале на год (следующий за отчетным) вперед. Плановые показатели 1-го предстоящего года являются директивными (обязательными), а последующих 4-х лет—ориентировочными. В настоящее время в Российской Федерации используются целевые комплексные программы, представляющие систему научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на достижение производственных целей, сбалансированности по ресурсам и исполнителям. [c.53]
Разработчикам программы удалось найти оптимальную форму сочетания государственных, отраслевых и территориальных интересов в осуществлении курса партии на ускорение научно-технического прогресса. Рассматриваемая программа выходит за рамки каждой из названных выше видов целевых комплексных программ. Представляя собой научно-техническую программу с конкретными целями и мероприятиями в области развития науки и техники, данная программа предусматривает органическое соединение научно-технических результатов с процессом производства продукции. По своим конечным результатам она призвана обеспечить получение в масштабе региона не только научно-технического эффекта, но и социально-экономического, производственно-экономического, экономического, организационно-хозяйственного и др. Организационная задача данной программы состоит в том, чтобы увязать в территориальном и отраслевом разрезе многочисленные организации-исполнители разной подчиненности, обеспечивающие нововведения на всех этапах цикла исследование — производство . Содержание основных задач программы по отдельным направлениям приведено на схемах 1, 2, 3. [c.56]
Многообразие работ, включаемых в целевую техническую программу, и необходимость комплексного решения организационно-хозяйственных и научно-технических вопросов с очень большой степенью полномочий требуют высокой и универсальной квалификации руководителя проекта и наличия у него больших организационных способностей. Опыт проектного управления свидетельствует, что от удачного выбора руководителя в значительной степени зависит успех системы программно-це- [c.106]
ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА (ЦКП) — дирек-тивный и адресный документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных. научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленный на решение определенной народнохозяйственной проблемы. Реализация ЦКП требует согласованного участия ряда отраслей, ведомств и организаций.
Среди требований, которым должна отвечать цель, выдвинутая в ЦКП, выделяются конкретность, реальность и контролируемость. Конкретность цели подразумевает результаты, имеющие количественное выражение, на достижение которых направлена ЦКП. Реальность цели означает их практическую достижимость к определенному сроку. Контролируемость предусматривает возможность осуществления конт роля за ходом реализации цели. Достижение цели предполагает решение целого ряда задач, поэтому в ЦКП цель разбивается на подцели и формируется дерево целей . Кроме целевой направленности к числу наиболее характерных особен- [c.367]
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы намечена комплексная система мер по совершенствованию управления народным хозяйством. Она включает мероприятия по дальнейшему улучшению организационных структур управления, совершенствованию отраслевого и территориального управления, организационных форм реализации целевых комплексных программ, углубление и расширение сферы использования хозрасчетных методов в управлении. [c.208]
Целевая комплексная программа (ЦКП) — директивный и адресный документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления полный комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на реализацию наиболее эффективными путями народнохозяйственной проблемы, решение которой требует участия ряда отраслей, а также министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик и местных органов управления. [c.52]
Целевая комплексная программа — это комплекс организационных, финансовых, технических, технологических, научных, хозяйственных, социальных и иных документов, направленных на достижение целей фирмы. [c.136]
По специфике решаемых проблем различаются социально-экономические, научно-технические, производственно-технологические, организационно-хозяйственные, экологические целевые комплексные программы. [c.732]
Программно-целевой метод выступает как важнейший для решения ключевых научно-технических, экономических, социальных, экологических проблем. Он предполагает четкую постановку цели и выработку комплекса мероприятий для ее достижения в заданные сроки. Реализуется программно-целевой метод через комплексные программы, составляемые на период достижения поставленной цели, с выделением основных этапов осуществления. Комплексными они называются потому, что содержат совокупность мероприятий социально-экономического, производственного, научно-исследовательского, организационно-хозяйственного характера. Классический пример использования программно-целевого метода для решения общегосударственных задач — план ГОЭЛРО. По исходному замыслу и исполнению это была комплексная программа преобразования материально-технической базы общества путем индустриализации за счет создания сети электростанций. [c.175]
В соответствии с принятым постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы намечены конкретные меры по улучшению организационной структуры управления. При этом предусмотрены возможности преодоления ведомственной разобщенности, совершенствования отраслевого и территориального управления и организационных форм реализации комплексных целевых программ. В Постановлении намечены также предложения, предусматривающие повышение роли Советов народных депутатов в хозяйственном строительстве, расширение прав и инициативы трудовых коллективов. Коммунистическая партия рассматривает реализацию намечен- [c.30]
Програмно-целевая оргструктура (схема 5.7) 1. Комплексное управление производственно-хозяйственной системой как единым объектом, ориентированным на единую цель 2. Создание програмно-це-левых органов управления 3. Временная основа работы — многоступенчатость в процессе принятия решений — разноподчиненность исполнителей программы — высокая ресурсоемкость — способность быстрой перестройки под меняющиеся условия производства — кооперация различных органов для наилучшего достижения определенной цели — централизация управленческих функций — управление крупномасштабными программами — при управлении программами в действующих производственно-хозяйственных системах — как элемент общей организационной структуры предприятия [c.176]
Целевая комплексная црограмма (ЦКП) народнохозяйственного уровня управления, которой является и комплексная црограмма химизации народного хозяйства, представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, надрав- ленных на достижение наиболее эффективными путями намеченных целей. ЦКП — директивный, адресный документ и реализуется через планы экономического и социального развития. Совокупность таких программ по содержанию решаемых проблем и объему используемых средств охватывает лишь часть задач и ресурсов государственного плана. ЩЛ разрабатывают в том случае, когда решение актуальной народнохозяйственной проблемы связано с существенный изменением сложившихся направлений, темпов и пропорций хозяйственного развития в данной области. [c.133]
Смотреть страницы где упоминается термин Целевые комплексные программы организационно-хозяйственные
[c.148] [c.425] Экономика, организация и планирование строительства (1987) — [ c.159 ]
Источник: economy-ru.info