Программа профилактической работы с подростками, склонными к суицидальному поведению
Подростковый возраст – наиболее сложный период в нашей жизни. В этот период перестраивается не только весь организм, но и психика человека. В подростковом возрасте активно начинаются вестись поиски собственного «я» – первое место начинают занимать собственные принципы, взгляды и убеждения.
Особенность подросткового возраста заключается с том, что процесс формирования личности ещё не завершён. Им присущи эмоциональная неустойчивость (сюда же можно отнести перепады настроения, раздражительность), неустойчивость поведения, что приводит к конфликтным ситуациям. Подростки в этот период времени очень сильно подвержены негативному влиянию, как со стороны социума, так и со стороны семьи (они зависимы от норм и ценностей своего ближайшего окружения). Всё это может привести к непоправимым последствиям.
Уровень подростковых суицидов в России в настоящее время является самым высоким в мире (4 место). Почему же дети заканчивают жизнь самоубийством?
Суицид с точки зрения психиатра
Чаще всего смысл суицида кроится в отреагирования аффекта, то есть, ухода из той ситуации, в которой оказался подросток. Наказание или позор, унижение и отчаяние, утрата близкого или разочарование в ком-либо, а также отвергнутость или потеря самоуважения – всё это может послужить причиной для того, что подросток закончил жизнь самоубийством.
Не стоит исключать и тот фактор, что причинами самоубийства может стать алкоголизм и наркомания (родителей или самого подростка), а также его индивидуальные психологические особенности.
Зачастую, причиной, по которой подросток совершает самоубийство, служит желание, чтобы родители, близкое окружение и педагоги обратили внимание на его проблемы. Они идут против системы, которая представляет собой бездушие, безразличие, цинизм и жестокость со стороны взрослых.
Главный вид деятельности в подростковом возрасте – это обучение. В образовательных организациях дети проводят большую часть времени, именно там должна быть создана работа по профилактике суицидального поведения.
Школа является тем местом, где подростки взаимодействуют друг с другом, где формируются и поддерживаются социальные связи между ними. Отметим то, что с возрастом подростки отдаляются от семьи и сигналы о том, что он планирует совершить самоубийство услышат его друзья, одноклассники и учителями, но никак не родители.
Очень важно создать благоприятные условия для развития личности подростка. Это возможно только в том случае, если будет своевременно проведён мониторинг психологического благополучия и настроено комплексное взаимодействие всего педагогического состава школы.
Рассмотрим факторы суицидального риска среди подростков:
№ | Фактор | Описание |
1 | Факторы семейного неблагополучия | К данной группе факторов относится алкоголизация родителей или самого ребёнка, невыполнение, а также искажение воспитательной функции в семье отца или матери, нарушение отношений вследствие психиатрического заболевания одного из родителей и другие неблагоприятные факторы для нормального развития в семье. |
2 | Психологические факторы | К данной группе факторов относятся личностные психологические особенности подростка. |
3 | Травматические факторы | К данной группе факторов относятся события, которые вызвали сильное психологическое напряжение, например, ранняя беременность. |
4 | Время года | Больше всего самоубийств регистрируется осенью и весной. Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой. Суициды учащаются во время рождественских праздников. |
9 признаков суицидального поведения. Как предотвратить суицид?
Рассмотрим группы детей, которые находятся в зоне повышенного суицидального риска:
1 | С выраженными показателями характера: сензитивные, возбудимые или эмотивные |
2 | Со сниженным показателем настроения, менее удовлетворенные жизнью, депрессивные |
3 | Злоупотребляющие алкоголем и наркотиками |
4 | Совершившие суицидальную попытку, либо бывшие свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи |
5 | Одарённые дети или, наоборот, с плохой успеваемостью |
6 | Дети, ставшие жертвами насилия или беременные девушки-подростки |
Подростковый суицид имеет свои характерные особенности. В первую очередь, стоит отметить тот факт, что суициду предшествуют кратковременные конфликты в сферах отношений – в семье, школе, классе. Каждый конфликт воспринимается подростком очень травматически и значимо.
Суицидальное поведение подростков основывается на эмоциональном порыве, который не несёт в себе продуманности, взвешенности и расчёта.
Также, отметим, что суицидальный поступок воспринимается подростками как вызов. Они смотрят за своими кумирами, героями книг или фильмов, наблюдают за тем, как данный акт совершают другие дети.
И, конечно же, это неумелый выбор способов и средств самоубийства, например, прыжок со второго этажа или слишком тонкая верёвка. Ребёнок совершает попытку самоубийства, но при этом остаётся живым. Это своего рода привлечение внимания к проблеме, к эмоциональному состоянию самого ребёнка.
Каковы же причины суицидов в подростковом возрасте?
Суицидальные причины схожи по своей направленности с факторами и особенностями, но носят более направленный характер. К ним можно отнести проблемы и конфликты в семье (развод родителей), из-за чего происходит нарушение общения с близкими людьми. Самая распространённая причина, по которой подросток совершает суицид – это «несчастная любовь» (неразделённая любовь). Следующей причиной можно считать потерю, а именно, смерть родственника или близкого человека. Также, не стоит забывать о том, что многие подростки подражают кумирам и могут совершить акт смерти, после того, как узнают, что их кумиры заканчивали жизнь самоубийством.
Существует 3 типа суицидального поведения: истинный, аффективный и демонстративный. Рассмотрим каждый тип поведения подробнее.
Истинный тип суицидального поведения говорит о том, что подросток действительно хочет убить себя. В данном случае, чаще всего используется повешение.
Аффективный тип суицидального поведения обусловлен сильным аффектом подростка. Зачастую подростки пытаются совершить самоубийство через повешение или отравление токсичными препаратами.
Последний тип суицидального поведения – это демонстративный, или самоубийство как способ привлечения внимания, оказания давления на близкое окружение. Подростки режут вены, инсценируют повешение или употребляют большое количество лекарственных средств.
Как же взрослые могут определить, что у подростка есть суицидальные намерения? Какие изменения в поведении подростка свидетельствуют об этом?
- Недостаток сна или повышенная сонливость;
- Признаки вечной усталости, упадок сил;
- Усиление жалоб на физическое недомогание;
- Излишний риск в поступках;
- Нарушение аппетита;
- Неряшливый внешний вид (бывает и наоборот);
- Признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
- Склонность к быстрой перемене настроения;
- Усиление чувства тревоги;
- Отдаление от семьи и друзей;
- Выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
- Открытые заявления: «ненавижу жизнь», «не могу больше этого выносить», «жить не хочется», «никому я не нужен».
- Иногда, можно заметить, что подросток начинает дарить ценные ему вещи, улаживать конфликты с близким окружением, начинает хорошо учиться.
Задачей всех тех, кто взаимодействует с подростками, является распознавание тех признаков, которые могут привести к самоубийству, а также, умение обсуждать, что можно и что нужно делать, чтобы предотвратить данную проблему.
Каждый пятый подросток хотя бы 1 раз в жизни думал о том, чтобы покончить с собой. С каждым годом эта тенденция набирает свои обороты – о смерти думает всё больше детей, которые не достигли подросткового возраста.
Данная программа предназначена для организации профилактической работы корректировки суицидального поведения и предотвращению суицидальных попыток среди подростков.
Цель данной программы: это корректировка суицидального поведения среди подростков, посредством формирования позитивного восприятия окружающего мира и доверительного взаимодействия с социумом.
Задачи программы:
- Обучение подростков навыкам конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (эффективные навыки общения – учимся понимать чувства и мотивы поведения других людей);
- Формирование способности оценивать себя адекватно и давать оценку окружающей его действительности;
- Подготовка к ситуациям, возникающим у подростка в жизни (выход из стрессовой ситуации);
- Выявление «группы риска» среди подростков (информирование педагогов).
Основные направления программы
- Диагностика личности и поведения подростка;
- Диагностика мотивационной сферы подростка;
- Диагностика эмоционально-волевой сферы (влияние на процесс обучения);
- Диагностика личностной сферы (самооценка, потребности в движении, уровень коммуникации, ценностные ориентации).
- Формирование ценностей у обучающихся (ценность жизни и здоровья);
- Ориентирование обучающихся на здоровый образ жизни;
- Формирование и развитие коммуникативных навыков.
- Консультирование подростков по личным вопросам (обучение, развитие, взаимоотношения);
- Беседы с классными руководителями и учителями-предметниками на тему «Психологическое состояние подростков»;
- Беседы с законными представителями подростков по вопросам воспитания и взаимоотношений в семье.
- Формирование психологической культуры (тренинги с обучающимися, лекции для педагогов, раздача буклетов и памяток учителям и родителям).
Ожидаемые результаты:
- Сформированность у подростков представлений о ценностях человека и здоровом образе жизни;
- Повышение психологической компетентности учителей и законных представителей по вопросам преодоления конфликтных ситуаций (оказание поддержки ребёнка в трудной жизненной ситуации);
- Повышение психологической компетенции обучающихся. Помощь в овладении навыками борьбы с ситуацией стресса, разрешении конфликтных ситуаций и формировании личностного выбора;
Срок реализации программы: учебный год
Тематический план
Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai
Причины и особенности суицидального поведения
Каждый год более 700000 человек добровольно лишают себя жизни. Суицид – страшная и тяжелая тема, но об этом нужно говорить, поскольку беда может случиться с близким человеком, а знание темы и своевременная помощь могут предотвратить трагедию.
В статье расскажем вам, какое поведение называется суицидальным, почему оно возникает, как распознать его симптомы, не остаться равнодушными и помочь человеку, решившемуся покинуть этот мир.
Что такое суицид и какое поведение называется суицидальным?
Под суицидом подразумевают добровольные и осознанные действия человека с целью уйти из жизни. Причина такого поступка – это, чаще всего, ситуация, связанная с сильными эмоциями или невыносимой болью.
Суицидальным поведением в психологии называют мысли о смерти, придумывание способов лишения себя жизни, разговоры об этом, а завершающим этапом является сама попытка самоубийства.
В чем причины возникновения суицидального поведения?
Н а первом месте в списке причин суицида продолжительная депрессия, которая может возникнуть в трудный жизненный период из-за частых стрессов, вследствие перенесенной психической травмы или достаться по наследству от родственников.
Но не каждая депрессия непременно закончится самоубийством. Однозначной причины не существует. В основном, попытка суицида совершается под влиянием:
- биологических причин (нарушенные обменные процессы и наследственная предрасположенность);
- психологических особенностей (низкий уровень самооценки и стрессоустойчивости, эгоцентризм, зависимость от мнения других, неудовлетворенная потребность в доверии, любви и заботе);
- медицинских факторов (расстройства психики, заболевания соматического характера, онкология, смертельные болезни, инвалидность, хронический алкоголизм и наркомания);
- культурных или религиозных причин (некоторые сектантские религии или субкультурные течения пропагандируют принесение себя в жертву или очищения после смерти);
- внутрисемейных обстоятельств (в неблагополучных, неполных семьях дети подвергаются насилию, унижениям, издевательствам, тотальному контролю или ощущают недостаток внимания, что может привести к попытке свести счеты с жизнью);
- социальных влияний (конфликты с коллективом, расставание с любимым человеком, пропаганда самоубийства в средствах массовой информации, серьезные изменения жизненных обстоятельств);
- сильного стресса (из-за смерти родных и близких, полученном известии о неизлечимой болезни, пережитого насилия, невольного свидетельства убийства).
В этом списке указаны только основные причины, он не является полным. Следует также понимать, что трагедию или сложную ситуацию каждый человек воспринимает индивидуально – кто-то соберется с силами и справится, а кто-то не найдет другого выхода, кроме как умереть. Суицид – это крайний шаг, к которому может привести комплекс причин.
Кто находится в группе риска?
Чаще других суицидальному поведению подвержены:
- подростки и молодые люди до 23 лет;
- пожилые люди после 60 лет;
- страдающие разного рода зависимостями (от других людей, алкоголя, наркотиков и т.д.);
- жертвы насилия и жестокости;
- люди, находящиеся в состоянии затянувшейся депрессии;
- получившие мозговую травму;
- неизлечимо больные;
- заключенные и осужденные;
- одинокие или асоциальные личности;
- имеющие доступ к орудиям самоубийства;
- излишне критичные к себе и другим;
- люди, родственники которых покончили с собой или имели психологические отклонения;
- потерявшие близких.
Формы суицидального поведения
Суицидальные поступки классифицируются психологами в зависимости от целей и причин и могут быть:
- ИСТИННЫМИ (Человек тщательно продумывает и планирует свои действия, решение уйти из жизни принимается им долго и тщательно и чаще всего осуществляется);
- ДЕМОНСТРАТИВНЫМИ (Попытки самоубийства носят театральный характер и направлены на привлечение внимания общества с целью быть замеченным и услышанным, получить реакцию или помощь. Например, подросток выпивает лекарство в недопустимой дозировке, но сообщает об этом друзьям или остается дома в надежде, что его спасут. Иногда демонстративная попытка заканчивается плачевно).
- ЗАМАСКИРОВАННЫМИ (Этот вид чаще встречается у подростков, которые осознают, что уход из жизни – это неправильное решение, но при этом косвенно подвергают себя опасности, занимаясь экстремальными и травматичными видами спорта, участвуя в драках и рискованных мероприятиях, употребляя наркотики).
По каким симптомам можно определить суицидальное поведение?
Суицид можно предотвратить! Но для этого необходимо знать, как ведет себя человек, решившийся на страшный поступок.
- часто рассуждает о смерти;
- потерял интерес к любимым занятиям;
- периодически говорит, что не видит выхода из своей ситуации;
- сильно переживает и уверяет, что он в этом мире одинок;
- отказывается от общения и встреч с родными и друзьями;
- уверен, что является обузой для близких;
- употребляет алкоголь/наркотические средства;
- страдает бессонницей и отсутствием аппетита;
- заметно набрал или потерял вес;
- тревожен, агрессивен или безрассуден;
- апатичен или замкнут;
- покупает оружие или лекарства, смотрит фильмы и читает литературу на тему самоубийства, отображает страшные мысли в рисунках, песнях или стихах;
- равнодушен к своему внешнему виду, перестал следить за собой;
- не интересуется мнением окружающих;
- старается завершить все дела в этом мире (подарил свои вещи, написал завещание).
Подростки более откровенно выражают мысли о суициде и могут честно рассказать близким, что они не хотят жить, что лучше бы их не было на свете.
А психически больные люди могут жаловаться на внешние угрозы, голоса, принуждающие к суициду.
Если вы отмечаете у близкого человека симптомы суицидального поведения, то лучшим решением будет откровенно поговорить с ним и не тянуть с обращением за помощью к специалисту.
Диагностика и коррекция суицидального поведения
Диагностику и коррекцию суицидальных мыслей и поступков проводит психиатр или клинический психолог.
Специалист действует примерно по следующей схеме:
- беседует с пациентом, стараясь выявить симптомы и их выраженность;
- использует психологические тесты и проективные методы, чтобы понять причину возникновения суицидального поведения;
- исходя из причины и состояния клиента, назначает лечение (психолог использует только коррекционные методы, а врач-психиатр может прибегнуть к дополнительной медикаментозной терапии);
- сопровождает суицидальных пациентов на протяжении всего лечения;
- применяет профилактические меры для купирования возможных попыток суицида в дальнейшем.
Для выполнения этих действий специалист должен знать психологию, характеристики суицидального поведения, разбираться в психических расстройствах и других причинах возникновения суицидальных мыслей.
Наш дистанционный курс по суицидологии готовит грамотные кадры в области психологии для помощи людям, которые отличаются суицидальным поведением. После окончания обучения наши выпускники умеют определять уровень риска совершения самоубийства и способны применить коррекционные и профилактические приемы в работе с клиентами, имеющими суицидальные наклонности или уже совершившими попытку самоубийства.
Рекомендации по профилактике суицидального поведения
При своевременном вмешательстве родных, друзей и опытных специалистов, суицид можно предотвратить, внушив потенциальному самоубийце надежду на лучшую жизнь и показав путь к решению проблем. Но почти половина людей, страдающих этой формой поведения, повторяют попытку уйти из жизни через некоторое время. Поэтому так важно быстро принять профилактические меры, устранить факторы риска и спасти человеку жизнь.
- обучать людей с суицидальным поведением способам разрешения конфликтных ситуаций;
- честно и открыто побеседовать с человеком, узнать причины его поведения и подавленного настроения;
- отнестись серьезно к мыслям потенциального самоубийцы, даже если причины его состояния кажутся вам нелепыми, фраза «Нашел из-за чего переживать» только усугубит ситуацию;
- постараться не спорить, не осуждать и не наставлять человека, решившегося на страшный шаг;
- предложить конструктивное решение для выхода из сложившейся ситуации, подумать вместе, что можно сделать, чтобы справиться с проблемой;
- не оставлять человека наедине с негативными мыслями, стараться проводить с ним больше времени;
- оберегать и заботиться;
- обратиться к психологу или психиатру, если справиться самостоятельно с тяжелым состоянием не получается.
Если человек оказался в безвыходной ситуации и поделился с вами планами уйти из жизни, не бездействуйте, ведь на кону самое дорогое – человеческая жизнь.
Телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8(800)2000-122. Звонок бесплатный и анонимный. Вас выслушают и постараются помочь.
Источник: ncrdo.ru
После жизни: как помогать людям, совершившим попытку суицида
Суицидальные риски есть отнюдь не только у тех, кто впал в сильную депрессию. Им подвержены люди с психическими расстройствами, пережившие насилие или столкнувшиеся с сильным стрессом. Решение навредить себе или покончить с жизнью может прийти в состоянии аффекта, а иногда это ответная реакция на слишком сильные переживания.
«СПИД.ЦЕНТР» поговорил с людьми, у которых были попытки суицида, чтобы понять, что происходит с человеком после. А также со специалистами, которые объяснили, как можно помочь в преодолении этого кризиса.
«Не хватало опыта и понимания, чтобы как-то помочь»
Первая суицидальная попытка у Анастасии Ларкиной произошла в одиннадцать лет. Это было следствие тяжелой психологической травмы — смерти отца. Родственники видели, как девочка стоит на подоконнике, но не восприняли происходящее всерьез. По ее воспоминаниям, они стояли в этой же комнате, хлопали и смеялись. От падения спас брат — стащил с подоконника.
После этого Анастасию стали преследовать суицидальные мысли.
Вторая попытка случилась в девятнадцать лет. К тому моменты она уже бросила университет после затяжной депрессии и успела полежать в психиатрической больнице: поставили пограничное расстройство личности и через месяц выписали. Становилось только хуже, она начала калечить себя по несколько раз в неделю и решила покончить с собой.
«Я ночью возвращалась домой из бара и резко поняла, что мне это все надоело. Что ничего не помогает, и жить не хочется, — рассказывает девушка. — Денег у меня не было, и я заложила телефон в ломбарде. Купила препараты, сняла номер в гостинице, надеялась, что меня не найдут и никто не сможет спасти».
Анастасия очнулась в реанимации, в отделении токсикологии, привязанная к кровати. Два дня ей не давали связаться с родственниками и только на третий позвонили матери. К тому моменту ее уже искали полиция и волонтеры, а друзей допрашивали. Девушке и самой пришлось давать показания в больнице: о том, что ее не похищали и что она пыталась покончить с жизнью. Через три дня отпустили домой.
Она считает, что ей удалось самостоятельно справиться с произошедшим и вернуться к прежней жизни — события оказались для нее «очень шокирующими». Но была и следующая попытка суицида, уже в другом городе. Тогда она попыталась отравиться на дне рождения своего парня, но испугалась и успела предварительно написать друзьям, где она. Те вызвали скорую, МЧС и полицию.
Очнулась девушка снова в токсикологии. Парень почти не интересовался ее состоянием в больнице и после этого разорвал отношения. Сейчас Анастасия занимается активизмом в составе проекта «Психоактивно», который изучает темы психических и ментальных расстройств и борется с их стигматизацией.
Схожая история и у художницы Есении Аулютс, которая пережила насилие в детстве. Навязчивые мысли и суицидальные голоса начались у нее в семь лет. Первая попытка самоубийства была импульсивной: ссора, пришла домой из школы, попыталась отравиться. Так происходило несколько раз, причем родители об этом не подозревали: все выглядело как отравление, и Есению увозили на скорой в больницу.
Они узнали про попытку суицида, только когда все закончилось госпитализацией в психиатрическую больницу. Есения попыталась покончить с собой в гостях у друга. Но у него тоже недавно была попытка суицида, и девушка решила, что ее поступок будет слишком травматичным для него. В итоге сама приняла решение отправить в больницу.
События в больнице она помнит плохо — из-за тяжелых препаратов постоянно чувствовала себя вяло и не понимала, что происходит. Говорит, «было все равно», После этого она обратилась к специалисту, начала психотерапию и продолжает ее до сих пор. Суицидальные попытки девушка связывает с детской травмой и изнасилованием, которое произошло уже во взрослом возрасте.
Еще до попытки Есения говорила окружающим о своем состоянии, но не встречала понимания. Знакомые говорили, что она «играет роль страдальца» и что на самом деле у нее все в порядке. «Думаю, людям не хватало опыта и понимания, чтобы как-то помочь, поэтому они ничего и не делали, — предполагает Есения. — Но сейчас у меня хорошее окружение, которое меня хоть немножко, но поддерживает».
Теория диатез-стресса
В разговоре о суицидальном поведении нужно обращать внимание не столько на само поведение, сколько на его причины, считает врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, координатор программы диалектической поведенческой терапии в России Дмитрий Пушкарев. С одной стороны, оно связано с нарушениями работы мозга, с другой, влияют наследственность и определенные социальные предпосылки.
По словам Пушкарева, к факторам риска относят наличие психических расстройств: биполярного аффективного расстройства, пограничного расстройства личности, шизофрении и других. Смертность от суицидов у людей с этими диагнозами составляет 10-15 %. К другим факторам риска относят безработицу, насилие (в том числе бытовое), хронические заболевания с сильной болью, опыт дискриминации, наркозависимость и другие. Но каждый конкретный случай уникален, и специалисты разбирают их индивидуально.
Медицинский психолог Кризисного психиатрического отделения № 2 ГКБ им. А. К. Ерамишанцева Ксения Чистопольская считает, что любой психически здоровый человек, попав в трудную жизненную ситуацию, может быть склонен к суицидальным переживаниям. Но также существует и определенная предрасположенность.
«Самая распространенная теория — диатез-стресса, — отмечает она. — Это когда у человека есть стрессор и какая-то ранимость, диатез. Когда на ранимость накладывается стресс, человек может быть более склонен к суициду, нежели тот, у которого такой уязвимости нет. А уязвимости бывают разными. Это может быть очень выраженный перфекционизм, какие-то семейные трудности в детстве, предшествующий травматический опыт».
Люди, которые думают о суициде, могут ошибочно воспринимать его как решение проблемы. Они могут заниматься самоповреждениями или пытаться покончить с собой с расчетом, что это избавит их от эмоциональной боли. Порой они стремятся таким образом донести до окружающих какое-то сообщение. Иногда человек вредит своему здоровью в состоянии аффекта, когда сталкивается с сильной стрессовой ситуацией. При этом он вовсе не обязательно намеревается умереть, а делает это на почве сильных эмоций.
В любом случае после суицидальной попытки сложности, которые были и до этого, никуда не уходят. Только теперь на них накладываются проблемы со здоровьем, негативная реакция со стороны окружающих и, возможно, отторжение близких. Задачей врачей становится предотвращение следующих попыток суицида, поскольку такие пациенты сразу оказываются в группе повышенного суицидального риска.
«Если мы хотим спрогнозировать суицидальный риск, то самый главный вопрос, который стоит задать, — это совершал ли раньше человек попытки, — поясняет Пушкарев. — Важно понять, как управлять риском и как помочь человеку построить свое поведение таким образом, чтобы эти попытки прекратились. И чтобы он ощущал жизнь как стоящую продолжения».
Пережить и отпустить
Тетя Алены работала в школе, где произошла трагедия — изнасиловали ученицу. Незнакомый мужчина представился одним из родителей, зашел внутрь и, спрятавшись в туалете, напал на школьницу. Никто из педагогического состава был не виноват, но тетя Алены переживала эту историю особенно болезненно.
«Видимо, у нее началась депрессия. Тогда, лет пятнадцать назад, депрессию еще особо никто не ставил: ну плохо человеку и плохо, работает и работает, — вспоминает Алена. — Но по ней было видно, что ей тяжело, что она погружается в это. Она разговаривала с моей мамой, рассказывала, что ей плохо. Мама не знала, что делать, говорила: „Ну вот, попей таблеточек. Сходи к врачу“».
Однажды тетя позвонила матери Алены со словами «Наташ, я собираюсь умереть» и вскоре совершила задуманное. Алене об этом сообщили по телефону, когда она была с подругой. Гостья никак не отреагировала, продолжила будничный разговор и не хотела уходить. «Она искренне не понимала, что тут такого. Ну, умерла тетя и умерла», — рассказывает Алена.
Для нее суицид тети, близкого и важного человека, стал неожиданностью. Еще несколько лет после этого она не разрешала себе думать о случившемся. Но года через три вспомнила, когда во время дружеских посиделок зашел разговор о самоубийстве. Алену прорвало, и она начала плакать.
На этом история не закончилась. Начав работать журналистом, она встретила человека, из-за которого ее тетя покончила с собой. К тому моменту преступник уже отсидел один срок за изнасилование, и его снова судили за то, что «собутыльника прикончил по пьяному делу». Алене стало интересно, что это за человек, она поискала информацию о нем, и оказалось, что это именно он изнасиловал девочку в школе ее тети.
«Он был весь такой алкаш, руки у него дрожали. Это был не человек уже, а какая-то пародия на человека, — вспоминает она. — Вначале, когда я поняла, что это он, испытывала чувство ненависти. Затем была на нескольких судебных заседаниях, и я даже не то чтобы простила его… Скорее, показалось, что он уже заплатил за все, что сделал. После этого меня очень сильно отпустило».
Она со многими обсуждала самоубийство своей тети, а после истории с судом очень помогла поддержка любимого человека, с которым можно было поделиться чувствами. Было важно услышать от кого-то, что тетя Алены не совершила ничего ужасного и это не что-то табуированное.
Как помочь?
В российской медицине есть стандартная практика: человека, совершившего попытку суицида, забирают в реанимацию. Оттуда его могут отпустить уже через три дня, даже не выдав направления в психоневрологический диспансер (ПНД) и не назначив никакой реабилитации. Дмитрий Пушкарев объясняет это тем, что в России нет единой согласованной универсальной процедуры, и алгоритмы в разных учреждениях различаются.
Также у человека, совершившего попытку суицида, не всегда есть доступ к психиатру. «Подход «Надо полечить психическое расстройство, и суицидальный риск снизится» логичен с медицинской точки зрения. Но он не всегда подтверждается исследованиями, — продолжает врач-психотерапевт. — Есть данные, что после выписки из стационара этот риск повышается многократно. Но не очень понятно — это связано со стационаром или с тем, что они не могли совершить попытку в больнице и делают это после выписки?»
Источник: spid.center
«Суицид — это всегда крик о помощи»
Двое подростков в Москве погибли. Об этом стало известно в воскресенье, 13 мая. По факту гибели школьников возбуждено уголовное дело по статье «Доведение до суицида». Согласно статистике, число самоубийств в России достигло минимального уровня с начала века. Но положительные изменения в общей картине никак не утешат людей, чьи семьи коснулась эта беда.
За скобками остается и работа, которая проводится с теми, кто не довел попытку суицида до конца, кого успели вовремя остановить. Как помочь человеку на грани и спасти от непоправимого шага? Об этом порталу iz.ru рассказали следователь, ставший свидетелем попытки прохожего свести счеты с жизнью, психолог МЧС, отговаривающий людей от самоубийства, и врач-психиатр, к которому привозили суицидальных пациенток.
Виолетта Шорина, следователь отдела № 4 следственного управления УМВД России по городу Пензе, майор юстиции:
Путин ужесточил наказание за склонение к самоубийству
— Этот случай произошел 25 ноября 2017 года. Я проезжала на служебном транспорте по мосту, ехала к одному товарищу, чтобы вручить ему обвинительное заключение по делу. Вдруг увидела на встречной стороне движения мужчину. Он поставил сумку, снял куртку и перелез через ограду моста. Держась за перила, он смотрел вниз, тогда я поняла, что он сейчас бросится.
Я остановила машину, подбежала к нему, перелезла через высокий бордюр и схватила парня за правую руку на уровне предплечья. Так мне удалось перетащить его через перила обратно на мост. Затем я стала его удерживать, а он сопротивлялся, говорил, что ему нужно это сделать. Я спросила: «Для чего тебе это нужно?» — в ответ он рассказал, что его бросила девушка, денег на жизнь не осталось.
Нашлось много всяких причин. Когда я удерживала его одной рукой, другой я проверяла его сумку. Там был его бейджик с указанием места работы. Он трудился охранником. Увидев пропуск, я спросила: «Как же так? У тебя ведь и работа есть».
Но он ответил, что уже нет, потому что в тот день его уволили.
Фото: Depositphotos/Healing63
Больше всего самоубийств среди мужчин 30–40 лет — в Сибири и на Урале
Представители этой возрастной категории остаются главной группой риска в России
Парень расплакался, я стала объяснять, что этого не стоит делать, что жизнь — самое ценное, что есть на свете. Нужно ею дорожить, потому что живем только раз. Он, вроде, поначалу прислушался ко мне, а потом снова начал вырываться к перилам. Я ухватила его в области поясницы двумя руками, стала удерживать и звать на помощь.
Как раз приехали работники скорой помощи: двое мужчин подбежали и помогли перетащить его в машину. После этого его повезли в психиатрическую клинику. Там он пролежал 10 дней под наблюдением врачей. Парень был в состоянии алкогольного опьянения, но я бы не сказала, что он был сильно пьян. От него слегка пахло спиртным.
Я узнавала про его судьбу. Мне рассказали, что его выписали домой и, когда он пришел в себя, сильно удивился своему поступку и сказал, что в трезвом состоянии никогда бы на такое не решился. Сказал, что даже не помнил, как и для чего подошел к этим перилам. Несмотря на то что он по ощущениям не выглядел невменяемым, рядом с его сумкой валялась бутылка.
Что именно за напиток там был, я не успела разглядеть. Спустя полмесяца после того, как об этом случае узнали в городе, в дежурную часть обратились две женщины. Они просили о встрече. Когда сотрудник спросил у них, для чего им это нужно, выяснилось, что они рассчитывали получить психологическую помощь. Хотели, чтобы я помогла поговорить с человеком и не допустить беды.
Но дежурный их ко мне направлять не стал, я узнала об этом звонке лишь спустя пару дней. А тот парень не выходил на связь.
Наталья Толубаева, заместитель начальника отдела экстренного реагирования Центра экстренной психологической помощи МЧС России:
Школам поручили найти склонных к суициду учеников
Минобрнауки разработало методику, которая поможет определить детей из группы риска
— Самоубийство — это сложное явление, которое имеет свою специфику. Когда человек внезапно становится свидетелем текущей попытки суицида, существует ряд действий, которые могут быть предприняты очевидцем. В первую очередь необходимо сообщить в экстренные службы по номеру «112».
Человек может сделать это сам или обратиться с просьбой к кому-то из окружающих, при этом убедившись, что звонок действительно был совершен. Затем следует позаботиться о собственной безопасности и безопасности всех участников ситуации. Если есть возможность, устранить физическую угрозу жизни суицидента. Если такой возможности нет, то вступить с ним в диалог.
Однако очень важно помнить, что человек в процессе текущей попытки суицида находится в сложнейшем эмоциональном состоянии. Взаимодействие в такой ситуации — это непростой межличностный контакт, поэтому вступать ли в диалог — личный выбор, который зависит от ценностных установок и жизненной позиции человека.
Источник: iz.ru