Посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины.
Старая истина. Михаил Шолохов
обучающие: представить личность М.А. Шолохова; показать значение образа героя рассказа «Судьба человека»;
развивающие: отрабатывать навыки анализа и осмысления художественного произведения; развивать коммуникативные и информационные компетентности;
воспитательные: формировать мировоззрение учащихся, уважение к солдату Великой Отечественной войны; способствовать воспитанию духовно-нравственной личности.
Оборудование:
Мультимедиа, песня «День Победы» Д.Тухманова на стихи В.Харитонова, фрагменты из фильма С.Бондарчука «Судьба человека», рассказ М.Шолохова «Судьба человека».
Методы обучения: интерактивные, информационно-коммуникативные, частично-поисковые.
Тип урока: Изучение текста художественного произведения.
Виды деятельности: чтение и анализ текста, работа в парах (в группах), монологические ответы, словарная работа, просмотр слайдов и видеофрагментов.
Владимир Епифанцев — про Бориса Корчевникова. Программа «Судьба человека».
1. Вступительное слово учителя. (Можно использовать песню «День Победы» Д.Тухманова на стихи В.Харитонова). Война… С какими понятиями и эмоциями связано это слово? Страдания, горе, потери… Обратимся к эпиграфу. «Посеешь…»
— Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Что смог сохранить он в своей душе?
Об этом поведал Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека», об этом и наш разговор на уроке.
2. Познакомимся с жизнью и творчеством Михаила Шолохова.
3. История создания рассказа.
Рассказ впервые был опубликован в газете «Правда» 31 декабря 1956 и 1 января 1957 году. Но творческая история началась еще задолго до выхода в печать, в 1946 году при встрече М.А. Шолохова с прототипом главного героя.
Об этом нам рассказывает нам М. Кокта: « присев на плетень отдохнуть у разлившейся степной речушке Еланки, он (Шолохов – А.О.) заметил мужчину, который вел за руку мальчика по направлению к речной переправе. Усталые путники подошли к нему и, приняв его за шофера, запросто сели отдохнуть… на этом плетне, и поведал Андрей Соколов «своему брату-шоферу» о своей судьбе.… Возвратился тогда писатель с охоты необычайно взволнованный и все еще находился под впечатлением от встречи, с неизвестным шофером и мальчиком». Между случаем, послужившим отправной точкой для формирования авторского замысла, и самой работой над рассказом протянулась дорога в десять лет. Когда художественная концепция приобрела в сознании Шолохова достаточную определенность, он приступил к написанию «Судьбы человека» ».
2. Актуализация знаний, умений и навыков
— Как вы понимаете слово «характер»?
Характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).
Тяжелая болезнь Бориса Корчевникова – ведущего программы «Судьба человека»
— Какие положительные черты характера мы можем назвать?
(Записываем слова: стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность.)
— Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали?
Анализируем текст, поступки Андрея Соколова, выявляя черты его характера.
3. Анализ текста ( работа в парах или по подгруппам).
1) Эпизод «Весенний пейзаж и попутчики»
1. С чего начинается рассказ и от чьего лица ведется повествование?
2. Какие детали эпизода создают настроение?
3. Какой мотив возникает в начале рассказа?
4. Опишите мужчину с мальчиком. Какие детали раскрывают их образы?
5. Как автор относится к своим героям?
2) Эпизод «Мирная жизнь… и проводы» — от слов: «Поначалу жизнь моя была обыкновенная. » до слов: «Что ты меня раньше времени хоронишь?!»
1. Перескажите эпизод, используя цитаты из текста.
2. В чем же видит Андрей Соколов счастье?
3. Какие черты характера помогли герою в мирной жизни?
4. Что же так изменяет установившийся порядок в семье?
5. Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни? Что же так изменяет установившийся порядок в семье?
6. Почему воспоминания героя о проводах полны горечи?
3) Эпизод «В плену у фашистов. В церкви» (просмотр фрагмента из фильма С.Бондарчука «Судьба человека»).
1. Как попал Андрей Соколов в плен?
2. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?
3. Ночь в церкви. Как повел себя герой? (с цитатами)
4. Что пришлось пережить Андрею Соколову в плену?
5. Как может измениться человек, попав в трудную ситуацию?
4) Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером » (просмотр фрагмента из фильма С.Бондарчука «Судьба человека»).
1.Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?
2.В каком физическом состоянии находится герой?
3. Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?
4. Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?
5. Меняется ли отношение фашистов к пленному?
6. Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?
7.В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата?
5) Эпизод с усыновлением Ванюшки.
1. Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? Состояние героя в связи с этим событием?
2. Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с Ванюшкой?
3.Чего не смогла отнять у героя война?
4.Найдите и зачитайте слова, которые раскрывают душевное состояние героя. О чем говорят эти слова?
5. «Что-то ждет их впереди?»
4. Подведение итогов урока.
— В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»?
Судьба — 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).
В названии рассказа слово «судьба» употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа.
— Какие понятия раскрывают характер Андрея Соколова?
Глубокая совестливость, единение людей, чувство человеческого братства, чувство человеческого достоинства, воплощение народного характера, великая трагедия, всеобщее сиротство, гуманизм, гуманистические ценности. Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.
Рассказ «Судьба человека» – это судьба народа, выраженная в образе простого труженика Андрея Соколова, это его и народа нравственная сила, простое человеческое счастье.
Универсальные смыслы, которые открывает нам рассказ Шолохова «Судьба человека».
1. Есть ситуации, которые нельзя исправить, нужно крепиться и терпеть, принимать их.
2. Разделенная боль становится легче.
3. Все познается в сравнении.
4. Человек должен помнить, что он на земле не один; он должен уметь и прийти на помощь, и принять помощь других.
— Читая данный рассказ, вы неоднократно обыгрывали слово «судьба» в мыслях, задумываясь и о своей судьбе. Поразмышляйте на один из вопросов.
Домашнее задание: выберите мысль, которая вас особенно заинтересовала, и письменно поразмышляйте.
Темы для размышлений.
1. Какая меня ждет судьба?
2.От чего зависит судьба человека?
3. Что определяет судьбу человека?
4. Моя судьба и судьба страны. Как взаимосвязаны наши судьбы?
5. О какой судьбе я мечтаю?
Урок заканчиваем словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».
Приложения к уроку.
Исторический комментарий к плену Андрея Соколова.
К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.
8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: «. Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата. «
Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале войны, что будет соблюдать её основные положения. Однако двум важным пунктам Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получение посылок и об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать нормы конвенции по отношению к советским военнопленным.
Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.
Из 6,3 миллиона советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Из выживших почти половина служила в вермахте, СС, вспомогательной полиции, в большинстве своём — чтобы не умереть с голоду, а не из идейных соображений. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе (Энциклопедия для детей. Т. 5: История России и её ближайших соседей. Ч. 3: XX век.
М.: Аванта+, 2001. С. 494).
Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. «Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать. «
2. Задания для анализа и осмысления текста художественного произведения.
1) Эпизод «Весенний пейзаж и попутчики»
1. С чего начинается рассказ и от чьего лица ведется повествование?
2. Какие детали эпизода создают настроение?
3. Какой мотив возникает в начале рассказа?
4. Опишите мужчину с мальчиком. Какие детали раскрывают их образы?
5. Как автор относится к своим героям?
2) Эпизод «Мирная жизнь… и проводы» — от слов: «Поначалу жизнь моя была обыкновенная. » до слов: «Что ты меня раньше времени хоронишь?!»
1. Перескажите эпизод, используя цитаты из текста.
2. В чем же видит Андрей Соколов счастье?
3. Какие черты характера помогли герою в мирной жизни?
4. Что же так изменяет установившийся порядок в семье?
5. Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни? Что же так изменяет установившийся порядок в семье?
6. Почему воспоминания героя о проводах полны горечи?
3) Эпизод «В плену у фашистов. В церкви»
1. Как попал Андрей Соколов в плен?
2. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?
3. Ночь в церкви. Как повел себя герой? (с цитатами)
4. Что пришлось пережить Андрею Соколову в плену?
5. Как может измениться человек, попав в трудную ситуацию?
4) Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.
1.Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?
2.В каком физическом состоянии находится герой?
3. Почему он соглашается выпить?
4. Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?
5. Меняется ли отношение фашистов к пленному?
6. Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?
7.В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата?
5) Эпизод с усыновлением Ванюшки.
1. Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? Состояние героя в связи с этим событием?
2. Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с Ванюшкой?
3.Чего не смогла отнять у героя война?
4.Найдите и зачитайте слова, которые раскрывают душевное состояние героя. О чем говорят эти слова?
5. «Что-то ждет их впереди?» Поразмышляйте.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Открытый урок литературы в 9 классе по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»
план-конспект урока по литературе (9 класс)
На протяжении всего урока используются приемы и методы, активно способствующие появлению эмоционального отклика на изучаемый материал, который становится личностно значимым для обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе в 9 классе
Тема урока: «Судьба Андрея Соколова и красота его души в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека»
- Развивать умение работать с художественным текстом;
- Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом;
- Развивать навыки анализа образов.
- Воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости за нашу страну;
- Воспитывать гражданскую позицию обучающихся;
- Способствовать воспитанию духовно богатых людей, учить состраданию, любви к другим.
- Подготовка учащихся к восприятию материала. Объявление темы, эпиграфа урока.
Учитель литературы : СЛ. 1
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
Люди – хозяева своей судьбы.
Наделяет нас достоинствами природа, а помогает их проявить судьба.
Франсуа де Ларошфуко
Жизнь прожить, не поле перейти.
-Ребята, перед Вами стихотворение и высказывания известных людей, а какая тема их объединяет? (Тема судьбы человека).
— Что такое судьба?
Краткая справка, подготовленная учеником
— Толковый словарь объясняет нам это слово так:
«Судьба – стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий».
От старославянского– «суждение, решение, справедливость, приговор ».
-Прочитайте, пожалуйста, отрывки из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (текст на каждой парте). СЛ.2
«…Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей…Нет, братцы, так любить, как русская душа,- любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может!»
«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»
-Как вы думаете, какое отношение эти слова имеют к рассказу «Судьба человека»?
( Все эти слова говорят о красоте души русского человека, красоте души Андрея Соколова).
— Попробуйте сформулировать тему урока (высказывания обучающихся, запись темы на доске).
-Вы правы ребята, и сегодня мы будем говорить о судьбе человека и о красоте его души. СЛ3
Записываем тему урока «Судьба Андрея Соколова и красота его души в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека»
— Как вы считаете, какие перед нами могут быть поставлены цели? СЛ4
Сегодня мы проведем урок литературы, и это будет не просто получение новых знаний, но и урок – исследование. И вся исследовательская работа должна быть отражена в маршрутных листах, которые лежат перед вами на партах.
Учитель литературы . СЛ 5
Вставал вопрос в любые времена
Что жизнь такое? Для чего она?
Раз есть она, то как её прожить?
Это отрывок из стихотворения поэта ХХ века Николая Матвеевича Грибачёва «Условия задачи»
Действительно, во все времена человек спрашивал себя: «Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Несомненно, и Шолохова не оставляли они равнодушным.
Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку.
- Формирование новых знаний, умений, навыков.
- Сообщение подготовленных учеников о жизни и творчестве писателя.
Учитель литературы : Вы впервые встречаетесь с творчеством Михаила Александровича Шолохова, значит должны познакомиться со страницами его биографии. Я заранее предложила подготовить сообщения о жизни и творчестве писателя. Сегодня мы коснемся только некоторых эпизодов его творческого пути.
Сл.6 — 7 Ученик 1 : Взросление Шолохова началось рано. Когда началась Великая отечественная война, писатель был уже опытным, повидавшим многое человеком. Еще с 15 лет началась его самостоятельная жизнь. Революция, гражданская война сделали его очень быстро взрослым. В 1922-м году на Дону, в родном крае писателя, было неспокойно, банды разоряли земли.
И ему пришлось на донской земле воевать с бандитами.
Звучит музыка «___________________».
СЛ 8 – СЛ9 Ученик 2 : К 1941-му году у писателя уже огромное литературное наследие: романы «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы». В годы войны его перо продолжало работать – оно звало соотечественников вставать на защиту родной страны. Шолохов уходит на фронт: он и корреспондент, и боец. Пережил ранение. В 1942 году потерял 75-летнюю мать, которая погибла от разрыва бомбы.
В годы войны были написаны публицистические произведения, рассказы «Русский характер», «Наука ненависти», немного позже – «Судьба человека», «Они сражались за Родину».
- Знакомство с историей названия рассказа «Судьба человека».
История названия рассказа «Судьба человека».
— Что же послужило толчком для написания рассказа? СЛ 10 — 11
В 1946 году во время охоты Шолохов встретился на берегу реки с бывшим фронтовиком. Это была случайная, недолгая встреча. Он рассказал писателю, которого принял за шофера-фронтовика, историю своей жизни, навсегда оставшуюся у него в памяти. Долго Шолохов вынашивал мысль, планы, образы.
И только через 10 лет в газете «Правда» был напечатан рассказ «Судьба человека», который потряс многих. В редакцию, на радио, писателю посыпались письма. Писали люди, пережившие все ужасы плена, семьи погибших, врачи, ученые, друзья по перу (даже из-за границы – Хемингуэй, Ремарк).
Многие люди хотели найти Андрея Соколова, низко поклониться ему, окружить его заботой, отдать ему свое тепло.
Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги, товарищества – эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел М. Лермонтов в стихотворении «Бородино», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Л.Толстой в «Севастопольских рассказах» и «Войне и мире». Михаил Васильевич Исаковский написал стихотворение «Враги сожгли родную хату» ,
— Все эти качества есть у А.Соколова, героя рассказа Шолохова «Судьба человека».
— Ребята, переходим с вами к работе по произведению
— Что вы можете сказать о композиции этого произведения?
Рассказ имеет кольцевую композицию. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками – Андреем Соколовым и Ванюшей – завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими.
— Каким особым композиционным приемом пользуется автор в произведении? Для чего Михаил Александрович прибегает к этому?
( Автор пользуется особым композиционным приёмом – рассказ в рассказе. Это позволяет познакомиться с исповедью А. Соколова, пережившего все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю, это как рассказ из первых уст, поэтому он достоверный). В центральной части произведения повествование ведется от имени главного героя, что позволяет проследить за событиями его жизни, его нелегкой судьбой.
— Ребята, давайте проанализируем некоторые детали рассказа, помогающие нам раскрыть характер главного героя.
Портрет мужчины и мальчика
Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя? (Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)
Народная мудрость : «Глаза – зеркало души ». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах.
– «Словно присыпанные пеплом » – то есть, какие, какого цвета? (Серые, цвета пепла)
– А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла? (Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)
— Что автор говорит о глазах Ванюшки? ( глазки его были такими яркими и выразительными, как звёздочки на ночном небе, Это были детские глаза, которые излучали веру и надежду, что всё будет хорошо.
Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героев.
— В какое время года изображено в начале и в конце рассказа?
( «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая». ) Это новая жизнь
-На какую деталь вы еще обратили внимание?
(Говорящие имена: Андрей Означает «муж, мужчина, мужественный, храбрый» . (Это полностью соответствует характеру героя).
Ирина Имя означает «мир, покой». (Она действительно хранит мир в семье. С ее смертью герой теряет и мир, и покой в душе).
Анатолий Означает «восход солнца». (Он и вправду был солнышком, радостью и гордостью для родителей. А с его потерей закатилось солнце для Андрея Соколова).
Иван Означает «дар Бога, благодать Божья». (Это награда герою за все испытания судьбы).
— Как жил герой до войны?
— Как вы думаете, был ли Андрей Соколов счастлив? Почему?
— Какие слова употребляет, рассказывая о своей семье?
(Работа кипела в руках. Не хуже других. Дети радовали. Всё в порядке).
Война. Прощание с семьёй . Прокомментировать сцену.
При каких обстоятельствах герой попадает в плен ? Как этот эпизод характеризует героя?
– Плен – это война . Рассказ М. Шолохова о войне. Но мы не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя. У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой — вот что главное.
В душе — один из источников победы, в душе — секрет выживания.
Что ожидало героя после возвращения из плена? (смерть семьи, гибель старшего сына)
Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл).
Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить).
Работа в группах. Анализ значимых эпизодов рассказа.
-На какие части можно разделить рассказ?
— Какие события в жизни Андрея Соколова можно считать значимыми для понимания его характера? ( сцена в церкви, поединок с Мюллером, встреча с Ванюшкой). СЛ12
1 группа: Сцена в церкви СЛ 13
По дороге в лагерь на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь.
— Что происходит ночью в церкви?
— С какими людьми А.Соколов сталкивается в этом эпизоде?
— Как ведут себя герои в этой ситуации?
— Какая позиция ближе всего Соколову?
— Как повёл себя сам герой?
— Как бы вы оценили поступок Андрея Соколова?
Вывод : эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Герой поступает так, как велит ему совесть.
2 группа: Сцена « Поединок с Мюллером» СЛ14
— Зачем Мюллер вызывает к себе А.Соколова?
— Какую сцену видит Соколов?
— Что предложил ему Мюллер?
— Как повёл себя наш герой? Почему?
— Кто же победил в данном поединке?
Вывод : диалог с Мюллером – это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.
3 группа : Сцена усыновления Ванюшки СЛ 15
— Не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.
— Какие чувства испытывает герой, увидев беспризорного одинокого мальчика-сироту? — Как это характеризует Андрея Соколова?
— К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?
— Охарактеризуйте средства выразительности и их роль в этом отрывке.
Вывод . Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. В этом проявляется сильный характер человека.
Кадры из фильма
Перед глазами пронеслась вся жизнь Андрея Соколова. Этот русский человек, человек, несгибаемой воли, выдюжит и около
отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все
вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
Беседа: — Какая основная тема рассказа «Судьба человека?» (Человек на войне).
— Идея рассказа? (Пройдя через самые тяжелые испытания, он сохранил главное – свое человеческое достоинство, любовь к жизни, отзывчивую чуткую душу, человечность).
— Какую проблему поднимает автор в произведении? (Нравственного выбора человека).
— Давайте вернемся к эпиграфу:
СЛ16 Вставал вопрос в любые времена
Что жизнь такое? Для чего она?
Раз есть она, то как её прожить?
— Как вы думаете, удалось ли М. Шолохову ответить на поставленные вопросы в рассказе «Судьба человека»?
— Почему произведение названо «Судьба человека»?
— В чём красота души героя Шолохова?
— Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять, преодолеть трудности. (Стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта и т. СЛ17
На доске вывешивается таблица со словами.
— Сквозь физические и моральные испытания Соколов пронес чистую, широкую, открытую всему доброму душу, русскую душу. Человек становится подлинно красивым, подлинно человеком, когда он оказывается в состоянии победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх перед торжествующим в данный момент злом, перед неотвратимостью жизненной судьбы.
— Выскажите своё мнение о рассказе, продолжив одно из предложений. СЛ18
- Прочитав рассказ « Судьба человека», я понял(а)….
- Рассказ Шолохова заставил меня задуматься ….
- Во время чтения рассказа « Судьба человека» я испытывал(а)…
- Рассказ « Судьба человека» актуален для нашего времени, потому что…
- Смысл рассказа «Судьба человека» заключается, по моему мнению, в…
- Подведение итогов.
11. Выставление оценок.
12. Домашнее задание. СЛ19
Напишите сочинение-миниатюру, ответив на вопрос: «Что ждет впереди героя и его сынишку?»
Источник: nsportal.ru
В каком классе проходят рассказ «Судьба человека» Михаил Шолохов?
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
astra-555 [254K]
более года назад
Призведение м. А. Шолохова не случайно называют «рассказом-эпопеей». Через историю жизни одного простого человека Андрея Соколова автору удалось показать судьбу народа целой страны в трагические годы Великой Отечественной войны.
Несгибаемый характер русского солдата, глубокая любовь к своей Родине, ненависть к врагам — всё это нашло отражение в рассказе.
Потеря семьи, личное горе и пережитые на войне события кажется навсегда убили в нём желание искать смысл жизни. Однако встреча с маленьким сиротой Ванюшкой растопили лёд застывшего сердца и вернули его к жизни.
Рассказ изучается в 9 классе, а примеры из него подходят ко многим темам сочинений по русскому языку и литературе на ЕГЭ и ОГЭ.
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
kelly milen a [229K]
более года назад
Встретившихся совершенно нежданно с трагедией войны, горе и разрушенную судьбу всего нашего народа отображает тяжелая история всего лишь одной жизни. Но она типична для людей того времени, когда рушились светлые надежды . Глубину души и самоотверженный характер русского народа в целом писатель сумел раскрыть через описание весьма печальной судьбы одного героя — простого солдата Соколова. Это произведение Шолохова можно определить как, умело и тонко в образе Андрея Соколова, простого труженика, выраженная судьба нашего народа.
Это нравственный выбор, простое человеческое счастье и сила духа народа. У этого мужчины,который вернулся с фронта, эта ужасная война отняла в жизни всё: былую веру в светлое будущее, его дом, любимую семью. И это в это в то военное время происходило со многими. Твёрдость духа, а также сильный волевой характер не дали Андрею морально сломаться. Это произведение «Судьба человека». изучают в 9 классе.
Источник: www.bolshoyvopros.ru