Что такое индивидуальный план обучения: кто по нему учится?

Индивидуальный график студента – это способ обучения по особому расписанию. Сюда входит посещение лекций, а также сдача зачетов и экзаменов. В большинстве случаев учебный материал приходится осваивать своими силами.
Экстернат имеет как положительные, так и негативные стороны, поэтому каждый вуз на свое усмотрение прописывает правила, которые помогут студентам без особых проблем окончить учебное заведение и получить диплом.
В этой статье мы подробно расскажем об индивидуальном обучении.
Кто может учиться по индивидуальному графику?
Индивидуальный график обучения – вынужденное решение в сложившейся ситуации. Гораздо легче приходить на лекции и сдавать вместе с группой (все студенты знают, что морально комфортнее ожидать под дверью экзаменационной комнаты в компании, нежели по одиночке). Но существуют ситуации, когда необходимо перейти на индивидуальный план.
Топ — 3 образовательные программы для иностранных студентов
При каких обстоятельствах можно претендовать на ИГО:
- Рождение ребенка. Также молодые мамы имеют право учиться по индивидуальному плану, если у них есть дети до 3 лет. Случаи бывают разные, если мать поступила в вуз, техникум, имея на руках младенца.
- Длительная болезнь. Если студент дневного отделения не посещает лекции в течение 1 – 1,5 месяца, он может написать заявление на индивидуальный график в вузе, чтобы не терять год, уходя в академический отпуск.
- Студент дневного отделения получил работу по специальности.
- Смерть кого-либо из членов семьи , кто содержит студента. В этом случае человек должен идти работать, чтобы обеспечить себя деньгами.
- Научная работа, связанная с поездками. Студенты, которые занимаются исследованиями, могут на законных основаниях не посещать лекции, изучая материал самостоятельно.
- При переводе из другого вуза. Чаще всего ИГО необходимо, если программы сильно отличаются, а также есть академическая задолженность. Студенту лучше посвятить больше времени для ликвидации хвостов и подтянуть знания с профильных предметов. Это не мешает ему посещать лекции выборочно, так как график индивидуальных занятий построен так, что предметы можно посещать, а можно изучать самому.
- Студент является членом сборной команды вуза и часто ездит на соревнования. Университеты берут абитуриентов со спортивными достижениями в прошлом, чтобы они защищали честь вуза.
Чтобы претендовать на индивидуальный график обучения, студент должен написать заявление в деканат и получить разрешение. В каждом университете свои условия предоставления ИГО.
Условия предоставления индивидуального графика в вузе
Чаще всего в вузе ИГО предоставляют студентам старших курсов, а также магистрантам. Почему: человек уже успел зарекомендовать себя с хорошей стороны, с ним меньше проблем. Скорее всего, он получил работу и будет стараться успешно окончить вуз.
Топ — 3 образовательные программы для иностранных студентов
В техникумах есть возможность перейти на индивидуальную форму обучения даже с первого курса, но это нужно уточнять в каждом отдельном случае.
Иногда деканат строго рассматривает кандидатов на индивидуальный график в вузе, требуя хороших оценок, чтобы потом не было проблем с успеваемостью.
Замечено: если студенты отдаляются от преподавателей и университета, они могут отдалиться от учебы. Это чаще бывает с теми, кто привык учиться под нажимом, их мотивация основана больше на страхе перед педагогами, нежели на заинтересованности в учебе.
Нужно иметь в виду, что в документах вуза могут быть прописаны сроки возможной подачи заявления. Если их пропустить, деканат не разрешит ИГО. Чаще всего заявление необходимо написать в начале текущего семестра, максимум – через неделю после его начала.
Для каждого особого случая – болезнь, декрет или еще что-то – студент должен предоставить документы или показать трудовую книжку, где есть запись о начале трудовой деятельности по своей специальности.
Плюсы и минусы индивидуальной формы
Каждый студент, который решил воспользоваться индивидуальной формой обучения, рассчитывает, что она принесет ему какие-то выгоды. Особенно, если ему предложили хорошую работу, а окончание университета не за горами. Но стоит знать также, что индивидуальное обучение подходит не всем людям и нужно быть готовым к трудностям.
- Трудности с некоторыми предметами , разобраться в которых было бы легче на лекциях.
- Отсутствие самодисциплины, ведь нужно будет после рабочего дня заставлять себя заниматься. Именно самодисциплина является самым проблемным местом студентов, не имеющих опыта самостоятельной работы.
- Уплотненный график, ведь увеличение нагрузок влечет за собой отсутствие времени на собственные потребности.
Одним словом, необходимо взвесить плюсы и минусы, хотя советовать это студенту, окрыленному возможностью высокооплачиваемой работы или интересных исследований, бесполезно: он выберет ИГО.
Какой диплом получит выпускник на ИГО?
Чаще всего на индивидуальный график в вузе рассчитывают студенты дневного отделения, которым необходимо освободить время для работы, соревнований, научной работы или воспитания ребенка (могут быть и другие причины).
По закону, если студент учился на дневной форме обучения до выпуска из вуза, он получает диплом дневного отделения. За ним также сохраняется общежитие и другие льготы – проезд, проживание.
Второй вариант – перевод на заочную или дистанционную формы учебы. В этом случае студент лишается общежития и будет платить за проживание в чужом городе сам. Это не так выгодно, с точки зрения расходов на обучение.
Экстернат и ИГО – есть ли разница?
Многие путают понятия – экстернат и индивидуальный график обучения. Принцип один, но эти формы разные. Экстернат предполагает сдачу академической задолженности в кратчайшие сроки, например, сдавать в год 4 сессии вместо двух.
ИГО не настаивает на таких требованиях – студенты сдают материал, как он предусмотрен программой, безо всяких ускорений.
Как оформить ИГО в вузе?
Если после написания заявления педагогический совет вуза принял решение предоставить студенту такую возможность, исходя из требований, то следующим шагом будет составление индивидуального графика.
После получения нормативного акта студенту предоставляется куратор из числа педагогов, с которым он составляет наиболее удобный график посещения университета. Он должен устраивать преподавателей дисциплин, а также самого студента, исходя из его ситуации.
В документе прописываются:
- количество изучаемых предметов;
- сроки сдачи промежуточных работ;
- сроки сдачи зачетов и экзаменов;
- количество посещений лекций за семестр.
Копия документа сохраняется в деканате.
Если человек учится одновременно в двух вузах (например, поступил во второй, перейдя на старший курс первого университета), индивидуальный график можно попытаться оформить в обоих учебных заведениях.
Это может не получиться из-за несоответствия специальностей одного и второго. В любом случае, хорошая репутация студента дает такой шанс.
Стоит заметить, что проще всего в плане индивидуального обучения студентам, получающим образование дистанционно . Для них собственный график занятий уже включен при поступлении. Очень удобно для работающих и совмещающих два вуза студентов.
Сложные моменты
Если деканат не рассматривает заявление студента на ИГО, настаивая на академическом отпуске, следует записаться на прием к ректору и попробовать решить проблему там.
Доводы для ректората должны быть более чем убедительными. Прежде всего – это подлинная документация о состоянии здоровья, отсутствии поддержки со стороны родственников, а также хорошая успеваемость и уверенность в голосе.
Что такое индивидуальный план обучения: кто по нему учится?
Иван Севостьянов Директор
Среднее образование дает общеобразовательная школа. Оно может быть полным или неполным. Часто среднее образование путают со средним специальным. Среднее – это школьное, а среднее специальное – это колледжи и профтехучилища.
Источник: ecvdo.ru
Образовательный сертификат для обучения в вузе
С 2022 года абитуриенты смогут получить образовательный сертификат для обучения в вузе. Нововведение позволит улучшить качество образования, увеличит приток талантливых студентов и даст возможность обучаться в нескольких вузах одновременно


Арина Антоненко

Екатерина Дарда
Заведующая кафедрой статистики Российского технологического университет МИРЭА

Кирилл Парфенов
Доцент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания Московского университета имени С. Ю. Витте
В 2021 году Министерство образования и науки РФ разработало проект постановления о проведении эксперимента по приёму и обучению студентов за счёт образовательных сертификатов 1 . Выдача новых документов запланирована на 2022-2024 годы. Нововведение позволит повысить конкурентоспособность российских вузов, наладит взаимодействие между образовательными учреждениями, поддержит талантливых выпускников школ, а студенты получат шанс учиться в нескольких российских вузах одновременно.
Что такое образовательный сертификат
Итак, планируется введение двух видов сертификатов. Первый предназначен для победителей и призёров всероссийских и международных предметных олимпиад. Обладатели такого документа получат право поступать на бюджетные места вузов, минуя вступительные экзамены. При этом поступление предусмотрено на те специальности, где олимпиадный предмет является профильным.
Второй вид сертификата даст право осваивать отдельные дисциплины в партнёрских вузах. С помощью так называемого сертификата академической мобильности студент сможет обучаться по сетевой программе. Что это значит? В одной образовательной программе будет предусмотрено, что конкретный предмет, скажем экономику, можно в полном объёме изучить в другом высшем учебном заведении.
Финансовая составляющая не коснётся самого обучающегося. Базовый для студента вуз перечислит партнёрскому образовательному учреждению средства, равные полной стоимости обучения дисциплине.
Когда начнет действовать образовательный сертификат
Введение образовательных сертификатов начнётся в 2022 году, эксперимент продлится до 2024 года. После этого эксперты проведут анализ эффективности нововведения: если проект окажется успешным, то изменения вступят в силу повсеместно и будут действовать постоянно.
Кто может получить образовательный сертификат
Образовательные сертификаты победителей смогут получить абитуриенты, занявшие призовые места в олимпиадах, организованных в 2022-2024 годах. Документ будет действителен для тех, кто планирует поступать на очные образовательные программы бакалавриата, специалитета и магистратуры. Образовательный сертификат академической мобильности смогут получить студенты тех вузов, в которых будет апробировано нововведение.
Как использовать образовательный сертификат
Сертификат победителя или призёра олимпиады можно использовать только один раз в течение года, в котором была проведена всероссийская или международная олимпиада. Поступление в вуз предусмотрено даже в том случае, если бюджетные места в университете уже заняты. Для обладателей сертификатов государство предоставит дополнительные средства на обучение и выделит места. Сертификаты академической мобильности студенты смогут использовать только для обучения по утверждённым вузом специальностям. Для студентов обучение в рамках сетевого партнёрства бесплатно, однако сопутствующие расходы придется оплачивать из личных средств — переезд, проживание и питание, если университет находится в другом городе.
Мнение экспертов
Екатерина Дарда, заведующая кафедрой статистики Российского технологического университет МИРЭА:
— Результаты приема в ведущие вузы страны в 2021 года показали, что в некоторых из них до половины всех бюджетных мест, выделенных контрольными цифрами приема Министерством науки и высшего образования, заняли победители и призеры олимпиад, а также абитуриенты, получившие 100 баллов по одному или нескольким предметам по результатам ЕГЭ. Причем, например, в Высшей школе экономики или Московском государственном университет международных отношений из-за очень высоких баллов ЕГЭ проходной балл позволил поступить в вуз считанным абитуриентам, не являющихся победителями олимпиад. Планируемый Министерством науки и высшего образования в 2022–2024 годах эксперимент по приему в вузы без вступительных испытаний победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам на основе именных образовательных сертификатов позволит им поступать сверх контрольных цифр приема, что высвободит места для иных категорий абитуриентов, а значит, сделает прием в эти вузы более доступным.
Кирилл Парфенов, доцент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания Московского университета имени С. Ю. Витте
— В одном документе – проекте постановления – объединены два, по сути дела, совершенно разных эксперимента. Первый призван гарантировать преимущественное право поступления победителям и призерам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.
Это, безусловно, очень позитивная попытка, возвращающая нас к советским временам, когда успех на олимпиаде автоматически гарантировал молодому человеку получение высшего образования. Правда, на сегодняшний день подавляющее большинство высших учебных заведений безо всяких экспериментов готовы, как это говорится, «с руками оторвать» такого абитуриента: и для вуза честь, и перспективы повышения места в рейтинге за счет участия выдающегося студента в научных мероприятиях.
Исключение составляют лишь те заведения, которые уже занимают в рейтингах лидирующие позиции. Победителей обычно и здесь принимают безо всяких условий, а вот для призеров все не так просто.
Московский государственный университет, например, на сайте центральной приемной комиссии разместил документ страниц на сорок, в котором подробно описываются условия приема таких абитуриентов. Другое дело, что в нынешнем проекте есть определенное лукавство.
Эксперимент, как сказано в документе, предусматривает зачисление без вступительных экзаменов сверх контрольных цифр приема. Однако в Положении, которое, собственно говоря, и должно быть утверждено этим постановлением, разъясняется (п. 16), что победитель или призер зачисляется в рамках контрольных цифр, и только в том случае, если все места, отведенные этими рамками, уже заполнены другими победителями и призерами, зачисление на основании сертификата производится сверх установленной нормы. Если бы не эта оговорка, то эксперимент с сертификатами победителей или призеров был бы совсем хорош. А так обладатели сертификатов будут по-прежнему делить ограниченное количество бюджетных мест с другими абитуриентами, имеющими право приоритетного зачисления: обладателями квот на целевой прием, детьми-сиротами и другими льготниками.
Со вторым экспериментом дело обстоит сложнее. Та самая академическая мобильность, ради которой в нашей стране существенно трансформировали привычную систему высшего образования, является одной из основных целей Болонского процесса, к которому Россия присоединилась в 2003 году. Здорово, что через восемнадцать лет мы наконец задумались об академической мобильности – хотя бы в порядке эксперимента. И сама идея, безусловно, тоже хороша: студент получит право выбора, в каком учебном заведении осваивать ту или иную дисциплину. Это должно не только повысить качество подготовки каждого конкретного специалиста, но и способствовать конкуренции между вузами: деньги «идут» за студентом.
Проектом положения предусмотрена специальная формула, по которой рассчитывается, сколько денег одно высшее учебное заведение должно передать другому вслед за «сбежавшим» студентом. И здесь первая проблема: первый вуз от этой самой академической мобильности теряет средства, причем право на сертификат имеют только студенты-бюджетники – это специально оговаривается в проекте постановления – значит, речь идет о средствах из федерального бюджета.
В модели все хорошо: это-то и должно стимулировать более слабые заведения «подтягиваться», набирая более квалифицированных преподавателей. А вот во что это выльется на практике, пока можно только гадать. Согласно проекту постановления, учебные заведения самостоятельно определяют «перечень образовательных программ с элементами академической мобильности».
Какие программы войдут в перечень в каждом конкретном случае и какие «элементы» академической мобильности в них будут присутствовать? И так ли легко вузы будут «отпускать» студентов вместе с их деньгами? Вторая проблема – это проблема справедливости: право на «мобильность», как уже было отмечено выше, получают только студенты-бюджетники.
Почему студенты, семьи которых платят за обучение сами, оказываются «вторым сортом»? Потому что баллов на ЕГЭ набрали меньше? А если для зачисления на бюджет молодой человек не добрал 2-3 балла? Какая-то «усеченная» у нас получается академическая мобильность.
Третья проблема может возникнуть у «принимающей стороны»: хорошее учебное заведение – а в плохое студенты «со стороны» не пойдут – обычно заполнены своими студентами. Современный вуз – не бочка бездонная: это и ограниченный аудиторный фонд, и плотное расписание.
А уж если речь идет о дисциплине, требующей специальных технических средств, то это может оказаться препятствием почти непреодолимым. Отчасти ответ может дать перечень учебных заведений, участвующих в эксперименте. Список должен быть утвержден вместе с положением, но в открытом доступе его нет, во всяком случае, пока.
Все, что мы на данный момент знаем об эксперименте из проекта постановления, вызывает много вопросов. В общем-то, он на то и эксперимент, чтобы на эти вопросы появились ответы. Но беда в том, что большинство экспериментов, которые проводили за последние пару десятилетий над нашей системой образования, не меняли ее к лучшему, и это еще мягко сказано. Что будет в этот раз – посмотрим.
Статьи по теме
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2022-2024 годах эксперимента по приему на обучение и обучению студентов по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на основе предоставления образовательных сертификатов». https://regulation.gov.ru/projects#npa=120296
Фото на обложке: globallookpress.com
Можете оценить, насколько у вас развито критическое мышление? Умеете ли применять его на практике? Поделитесь в комментариях:
сайта один раз добавьте код загрузчика—>
Полезно знать
Спецпроекты
- Санатории России и Беларуси
- Что такое ЗОЖ на самом деле
- Гороскопы
- Календарь праздников
- Идеи подарков
- Поздравления
Источник: www.kp.ru
Кафедры или образовательные программы?

Сегодня «индивидуальные образовательные траектории» на марше. О том, что может получиться при их применении в IT-образовании, а особенно при обучении математике, написано здесь: «Кое-что об образовании». И ещё. Андрей Владимирович Иванов из JetBrains в одном из своих выступлений, с одной стороны, призывал к формированию для студентов индивидуальных образовательных программ, а с другой – говорил, что многие из них могут понять, чем хотят заниматься, только после завершения обучения…
В этой ситуации, по моему мнению, классное образование (любое другое можно строить как угодно) должно быть основано не на том, что студенту «подсказывает сердце» или родительский кошелёк, а на «мозгодробительных» технологиях, как это было, например, при создании МФТИ.
А там, где имеются «образовательные траектории», тут же часто вместо кафедр появляются «образовательные программы». Например, в статье, посвящённой столетию со дня рождения Льва Моисеевича Гольденберга (профессора Института связи им. М. А. Бонч-Бруевича), приведена фотография, иллюстрирующая уже забытое в некоторых местах понятие «кафедра» – коллектив единомышленников. На фотографии порядка сорока зрелых людей, которые по крайней мере раз в месяц собирались вместе. Кроме того, приглашались, и они всегда приходили, совместители, которые из-за этого не могли сильно отдалиться от коллектива постоянно работающих на кафедре сотрудников.

Сегодня более моден термин «образовательная программа», на которую преподавателей (откуда Бог пошлет) набирает её руководитель. Отмечу, что проведение заседаний специалистов, реализующих образовательную программу, не типичны. При этом непонятно, что мешает кафедре реализовывать образовательные программы, как это всегда было раньше.
Я пришел к выводу, что «кафедра» и «образовательная программа» имеют те же отличия, что традиционный для России репертуарный театр по сравнению с антрепризой (чёсом, или халтурой – в российской терминологии), характерной для Запада. Необходимо отметить также, что театр обычно существует долго, а антреприза – как получится…
При этом, например, Константин Райкин считает, что репертуарный театр – это огромное достижение и достояние страны в части развития культуры, мышления и языка, в то время как многие сегодня такой театр называют нелепостью… Хочется написать, что время рассудит, но этого может и не произойти, если победят противники театра, так как он, в отличие от антрепризы, без материальной поддержки со стороны (государства или меценатов) обычно не выживает…
Автор известных учебников по теории вероятностей и исследованию операций Елена Сергеевна Вентцель под псевдонимом И. Грекова (от «игрек», Y) писала и прозу. В 1978 году она опубликовала повесть «Кафедра» – видимо, потому, что тогда образовательные программы не заменяли кафедры. Эта повесть переиздается и теперь. Возможно, многие, кто обучается сейчас в некоторых вузах, не могут понять, о чём речь – ведь у них кафедр уже нет.
Можно предположить, что взгляды Вентцель на организацию образовательного процесса безнадежно устарели, но вот незадача: в 2021 году Netflix выпускает первый сезон сериала с названием… «Кафедра». Оказывается, что и хвалёным американским сценаристам не хватает воображения – они же могли написать сценарий с увлекательным названием «Образовательная программа».
Интересно, получился бы по этому сценарию еще и увлекательный фильм? Мне почему-то кажется, что нет, так как взаимоотношение людей на кафедре зрителям сериала пока ещё интереснее взаимоотношения предметов в образовательной программе. Но, возможно, мультипликация на эту тему у Pixar могла получиться не хуже «Истории игрушек». Вам смешно? Мне тоже, но почему-то не очень.
В книге «Полвека в ногу со временем. К юбилею кафедры «Вычислительная техника» Ульяновского ГТУ (1969-2019)» есть такие слова: «Замечательную роль в становлении коллектива кафедры сыграл … Его доброжелательность к коллегам, умение радоваться успехам других, готовность в любое время помочь, интеллигентность, высокая внутренняя культура мобилизовывали молодёжь. В дальнейшем, когда произошла смена поколений и пришли новые талантливые и профессиональные сотрудники, кафедра сохранила тот же стиль отношений». Мне кажется, что эти слова будут звучать очень странно при замене слова «кафедра» на словосочетание «образовательная программа».
Понятие «кафедра» включает в себя не только образование, но и науку, чего не скажешь об указанных программах, которые по определению образовательные. Ну, а дальше все по этому поводу уже давно сказал классик – Николай Иванович Пирогов: «Отделить учебное от научного в университете нельзя. Но научное и без учебного всё-таки светит и греет, а учебное без научного – как бы ни была приманчива его внешность – только блестит».
Ещё одна проблема, возникающая из-за отказа от кафедр, состоит в том, что молодой человек, имеющий высокий балл по ЕГЭ, не может по названиям образовательных программ понять, куда ему пойти учиться, так как в хорошем университете может быть пять и более программ, в названиях которых, например, используется слово «программирование». Один из читателей написал: «Что уж говорить про слова «технологии» и «управление». Я ответил: «Ничего не говорить, а вернуть кафедры, на которых, как и ранее, будут реализовываться образовательные программы, тем более, что кафедры бывают легендарными, а образовательные программы – нет».
Наши проблемы с кафедрами ещё далеки от того, с чем в ближайшее время, по мнению одной моей старинной знакомой, может столкнуться образование в США: «Я не могу представить университет без кафедр, но от наших «новых» веяний ты бы точно упал со стула – хотят запретить оценки в не только в школах, но и выше, а также уронить уровень преподавания точных наук ниже плинтуса – и всё это чтоб не огорчать «непривилегированные расы».
У нас всё обстоит значительно лучше. Пока в некоторых вузах запрещают не все оценки, а только двойки, и то не на почве расизма, а по экономическим соображениям, так как при отчислении студентов пропорционально сокращается связанное с ними бюджетное финансирование.
На этой «оптимистической» ноте я заканчиваю.
Источник: d-russia.ru
Свобода студента и индивидуализация образования
![]()
Философ Андрей Щербенок о модели образовательной трубы, дисциплинарной широте и форматах свободного образования
Написать нам
Над материалом работали
![]()
Андрей Щербенок
кандидат филологических наук, PhD (киноведение), Школа перспективных исследований SAS ТюмГУ
![]()
Ксения Харламова
![]()
Кристина Астахова
256 публикаций
![]()
Партнёр проекта

![]()
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
![]()
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
![]()
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
![]()
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
![]()
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
![]()
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
![]()
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
![]()
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
![]()
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте новости о новых проектах, мероприятиях и материалах ПостНауки
Уведомление о Cookies
Источник: postnauka.ru