Создание сценария культурно-досуговой программы – это сложный, многоступенчатый творческий процесс, включающий в себя как период накопления информационно-содержательного материала, формирование авторского замысла, так и непосредственное написание этой формы драматургического произведения. Этапы работы над сценарием отражают последовательность работы, организуют и упорядочивают творчество сценариста.
Творчество сценариста, как отмечалось в предыдущем разделе, начинается с определения замысла как системы его художественных утверждений и оценок, эмоционально-ценностных ориентаций, отраженной в теме и идее.
Не следует забывать, что характер сценария культурно-досуговой программы предполагает, что автор выступает не только в качестве сценариста, но и режиссера-постановщика, т.е. литературная и режиссерская линии взаимодополняют друг друга, что находит свое отражение в основных этапах работы над сценарием.
Первый этап «открытия», реализации замысла – создание сценарного плана.
#Абитуриенту2021 | Организация и постановка культурно-досуговых программ
Сценарный план – это структурно-драматургическая основа, набросок композиционного построения сценария с определенным автором идейно-тематическим замыслом и характеристикой аудитории. Это – общее видение будущей досуговой программы, ее основных эпизодов, номеров внутри эпизода и характер их чередования.
Графически сценарный план сценарный план представляет собой следующую конструкцию:
- Название досуговой программы
- Форма программы
- Характеристика аудитории
- Место и время проведения
- Композиционное построение сценария
- Название номера
- Название номера
- Название номера
- Номер по порядку. Нумерация необходима при проведении монтировочных репетиций, когда все службы постановочной части в общении между собой пользуются цифровыми обозначениями
- Эпизод. Его название должно точно соответствовать названию в литературном сценарии.
- Занавес.
- Номер и исполнитель (ли).
- Содержание текстов, звучащих со сцены или за сценой (тексты ведущих).
- Микрофоны.
- Музыкальное и звуковое сопровождение
- Свет.
- Видеоряд (кино-, видеоматериалы, мультимедийные презентации и т.п.).
- Сценография номера.
- Бутафория и реквизит.
- Хронометраж номера.
- Примечания.
- Что входит в состав сценарного плана как структурно-драматургической основы культурно-досуговой программы?
- Охарактеризуйте литературный сценарий как подробную разработку драматургического действия.
- Что определяет монтажный лист как режиссерскую партитуру досуговой программы?
- Гуд, П.А. Тэхналогія стварэння свята: вучэб. дапам. / П.А.Гуд. – Мн.: Бел. дзярж. ун-т культуры і мастацтваў, 2008 – 224 с.
- Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность: учеб. пособие / А.Д.Жарков, В.М.Чижиков. – М.: МГУК, 1998. – 461 с.
- Марков, О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба: учеб. пособие / О.И.Марков. – М.: Просвещение. – 156с.
- Тихомиров, Д.В. Беседы о режиссуре теартализованных представлений / Д.Б.Тихомиров. – М.: Сов. Россия, 1977 – 128 с.
- Чечетин, А.И. Основы драматургии: учеб. Пособие для вузов культуры и искусств /А.И.Чечетин. – М.: МГУКИ, 2004. – 148 с
- Шпагин, В.А. Основные этапы работы над сценарием: учеб.-метод. разработки / В.А.Шпагин. – Куйбышев: Куйб. гос. ин-т культуры, 1980. – 52 с.
Источник: studfile.net
Руководство культурно-досуговыми центрами в малонаселенной и труднодоступной местности
Контрольная работа по предмету
Раздел «Сценарная подготовка КДП» является одним из основных в цикле специальных дисциплин курса.
«Сценарная подготовка КДП» — одна из специальных дисциплин, способствующая получению знаний, умений и навыков разработки и реализации сценарных планов социально-культурных программ и культурно-досуговых программ.
Данная форма проверки знаний студента является актуальной на данном этапе и обоснована тем, что позволяет практически оценить уровень теоретического освоения студентами данного курса.
В результате проведения практической работы по разделу «Основы режиссуры КДП» студент должен проявить следующие знания:
— умение разрабатывать сценарный план культурно-досуговых программ;
— уметь определять/разрабатывать сценарный замысел и его компоненты;
— уметь анализировать «заказ».
В процессе подготовки данной контрольной работы студенты приобретут практический опыт подготовки сценарных планов; научатся разрабатывать сценарные планы, на основе предложенной методики.
Контрольное задание по разделу
«Основы режиссуры культурно-досуговых программ».
Разработать сценарный план культурно-досуговой программы (по общей методике создания сценария культурно-досуговой программы).
В процессе подготовки сценарного плана необходимо:
1. Выбрать любую форму культурно-досуговой программы
2. Провести вводную работу. Определить:
3. Разработать сценарный замысел сценария:
4. Конкретизировать основные элементы сценария КДП:
По итогам проделанной работы составить сценарный план – набросок будущей культурно-досуговой программы по эпизодам/блокам, с указанием номеров.
Шилов Н.П. Сценарное мастерство: Учебное пособие.
Методические рекомендация для выполнения контрольной работы для группы 2ОКДД заочного обучения по разделу «Речевые технологии в КДП»
Составитель и преподаватель:
Пирожкова М.А.
Студенты должны предоставить домашнюю контрольную работу по темам «Культура речи- орфоэпия», «Техника речи- дыхание, голосообразование, сила голоса».
Таким образом к концу первого курса студент должен знать:
ü Речевую технологию и нормы литературного произношения гласных и согласных звуков
ü Речевую технологию и нормы ударения в словах
ü Устройство речевого аппарата
ü Резонаторы, атаку, центр голоса, силу голоса.
Уметь:
ü Безошибочно расставлять ударение в словах
ü Использовать законы орфоэпии в речи
ü Естественно и выразительно пользоваться речевым аппаратом
ü Владеть техникой речи на практике
В связи с этим разработана система заданий, которые студенты выполняют. Если задание предполагает уже в напечатанных упражнениях сделать выполнение, то необходимо перепечатать вариант, предложенный преподавателем (например в Задании №1).
ЗАДАНИЕ 1. Расставить ударение в словах
Ходатай, эксперт, танцовщица, обеспечение, баловать, каталог, договор, щавель, минусовый, пуловер, безудержный, цену, красивее, звонишь, во-первых, к выборам, генезис, памятуя, цемент, кремень, экспертный, газопровод, туфля, торты, шприца, феномен, наголо, завидно, премировать.
ЗАДАНИЕ 2.
Записать транскрипцию слов с гласными звуками
МОЛОКО, КРАСОТА, ПОГОВОРКА, ПОСЛОВИЦА, ПРОГРАММА.
ЗАДАНИЕ 3.
Составить и записать комплекс упражнений на фонационное дыхание (не более 3х);
Составить и записать комплекс упражнений на развитие голоса (не более 3х);
ЗАДАНИЕ 4.
Выбрать 1 детский стих (детская литература и поэзия). Работать в межсессионный период над техникой речи (голос, сила, произношение) и орфоэпией (ударение).
Методические рекомендации преподавателя:
В задании 4 стихотворение предоставляется в ксерокопии и прикладывается к работе (указывается автор и название).
В задании 3 все упражнения предоставляются в напечатанном виде, с подробным описанием упражнения.
В задании 2 слова для транскрипции записываются письменно и производится разбор слова.
Все 4 задания предоставляются в работе с титульным листом (оформление см. далее) в файле.
Рекомендуемая литература по подготовке к контрольной работе:
1. Савкова З.В. Искусство оратора.- СПб.-2003г.
2. Савкова З.В. Как сделать голос сценическим.-СПб.-1973
3. Сценическая речь. Учебник для ВУЗов культуры ГИТИС// под ред. И.П.Козляниновой, И.Ю. Прмптовой.-2003(2007)
4. Петрова А.П. Сценическая речь.-М.-1980
Источник: poisk-ru.ru
Методика разработки сценария культурно-досуговой программы
Любое массовое зрелище или камерная программа, эстрадное представление или отдельный номер начинаются с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные автором (сценаристом, режиссером, исполнителем) отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества. На значимость работы над замыслом указывал великий немецкий поэт и философ Иоганн-Вольфганг Гете, отметивший, что в любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от замысла».
Зачастую замысел понимается в двух смыслах во-первых, «как задуманный план действий или деятельности, намерение» и, во-вторых, как «идея, основная мысль художественного произведения». Если в первом случае понятие «замысел» трактуется широко, применительно к социально-бытовым процессам, к примеру, «хранить свои замыслы в тайне — старинная полководческая традиция», «Он понял ее замыслы» и т.п., то во втором случае понятие «замысел» тесно связано с творческим процессом работы над каким-либо произведением художника, поэта, писателя, музыканта, драматурга, сценариста.
В другом источнике замысел определяется, как «нечто задуманное, замышленное, как цель работы, деятельности» и как «задуманное автором построение произведения художественного или научного» . Известный ученый и режиссер И.Г. Шароев вкладывает в понятие «замысел» генеральную тему , а А.И. Чечетин, рассуждая о «замысле», связывает его «с тончайшим видом человеческой деятельности — творческим процессом, действенным воссозданием жизни, то есть слиянием темы и драматического действия .
Однако эти определения не дают полного представления о замысле культурно-досуговой программы, который вбирает в себя и творческий процесс, включая разработку темы и идеи как основной мысли, так и реализацию ее в конкретных художественных формах.
Таким образом, замысел представляет собой задуманное автором (сценаристом, режиссером) построение программы, включающий в себя разработку основной мысли (темы, идеи) и элементы творческого процесса ее воплощения. Сценарист культурно-досуговой программы в процессе работы над замыслом посредством художественных образов, типичных обстоятельств воспроизводит доступными ему средствами реальную жизнь в своем воображении и фантазии, воплощая ее в новую сценическую форму, которая, в свою очередь, через материализованную авторскую мысль воздействует на восприятие зрителей и уже опосредованно влияет на реальный мир.
Подчеркивая решающее значение замысла в творческом процессе создания сценария, его нередко сравнивают с архитектурным проектом в строительстве, в котором предусматривается целостный образ всего сооружения и соотношение его отдельных частей, расчеты его «несущих» конструкций.
В основе сценарного замысла культурно-досуговой программы прежде всего лежит правильное определение темы, то есть тот круг вопросов, о чем автор хочет поведать, рассказать зрителю. Работая над замыслом культурно-досуговой программы, из всего многообразия окружавших автора жизненных явлений и всего многообразия свойств каждого из них он выбирает лишь некоторые. Этот выбор определяется тем, что сценарист считает наиболее интересным и важным, те жизненные явления, которые наиболее адекватно отражают его мировоззрение, те явления и связи, которые он считает наиболее важными и характерными. Поэтому выбор явления, отображение связей, в которые они вступают с другими явлениями, глубоко личностны и индивидуальны, они зависят от оценки автора, его мировоззренческой позиции.
Однако, изображая ту или иную сторону жизни, тот или иной человеческий характер, сценарист заставляет своих героев действовать так, чтобы в их поступках выявились черты наиболее существенные и важные. Через тему автор доносит главную мысль сценария до зрителей, поднимая целый ряд вопросов, волнующих аудиторию, отвечающих ее интересам, поскольку сценарий культурно-досуговой программы не пишется абстрактно, а всегда рассчитан на определенную конкретную аудиторию. Автор обычно знакомится с рейтингом популярности тех или иных программ, изучает ее культурные запросы и интересы, возрастные, образовательные, профессиональные особенности аудитории. Вечные темы смысла жизни и смерти, любви и ненависти, войны и мира, власти и капитала и т.д. становятся основой творческого замысла сценаристов, а раскрытие их носит глубоко индивидуализированный, авторский характер.
Определенность и ясность выбранной темы культурно-досуговой программы неразрывно связаны с идеей, постановкой проблемы, требующей ответа на вопрос «что я хочу сказать зрителям?», «к каким обобщениям он придет, побывав на предполагаемой программе? какое отношение у него (зрителя) сформируется от увиденного и услышанного?, то есть, ради чего и с какой целью раскрывается автором тема и каково будет ее воздействие на зрителя?
Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы Это тот стержень, который крепко держит основной смысл сценария культурно-досуговой программы в одном русле, не давая ему растворяться в побочных темах и проблемах, а, наоборот, соединяя их в единое целое, углубляя основную тему и идею, усиливая впечатление при восприятии.
Рассматривая работу автора над замыслом сценария программы как одной из ведущих драматургических форм, можно предположить, что в замысле найдут отражение основные признаки, присущие драматическому произведению: конфликт, сюжет, композиция.
Драматическое действие в сценарии культурно-досуговой программы, решаемое в художественных образах, отражает движение действительности во всех ее противоречиях и взаимосвязи, а драматический конфликт, построенный на борьбе и столкновении героев, движет развитие сюжета. Природа конфликта в культурно-досуговых программах многогранна, и борьба героев развертывается через столкновение идей, мировоззрений, мнений, характеров. Поиск и нахождение сюжета (в театрализованных представлениях, праздниках) или сюжетного хода (к примеру, сюжетно-игровые программы, концерты и т.п.), композиционного построения конкретизируют решение замысла.
Поиск художественного зримого образа будущей программы становится следующей важной составляющей в конструкции сценарного замысла. Художественный образ программы формируется в недрах фантазии и может быть выражен в театральной символике через метафору, когда музыка, свет, цвет становятся лейтмотивом, создавая ту или иную атмосферу, через аллегорию, когда удачно выбранный символ становится основным смыслом программы, концерта.
Толчком к рождению художественного образа культурно-досуговой программы может служить подробное и глубокое знакомство с личностью героя программы, находка интересного документа, увиденный фильм, спектакль, прочитанная книга, внезапно поразившее воображение автора событие, факт, то есть, весь окружающий мир. И чем глубже знание этого мира, чем богаче жизненный опыт, чем любознательнее и внимательнее взгляд сценариста, тем шире его возможности в нахождении художественной выразительности программы.
И здесь автора подстерегают подводные рифы творчества — штампы, — однажды найденное и неоднократно повторенное художественное решение программы. Сложность поиска автором художественной выразительности на уровне замысла заключается в умении отказаться от ранее найденных решений, поиск новых, порой нетрадиционных решений образности, умении различить в хорошо знакомых предметах и явлениях неповторимое своеобразие, оригинальную сущность. Художественный образ культурно-досуговой программы создается на основе синтеза фактов жизни и фактов искусства, документов, реальных героев событий, произведения искусства в единое зрелище, в котором образность становится доминантой донесения идейно-тематического замысла. Свет, цвет, музыка, пластика, светозвукотехника, документы, письма, кадры кинохроники, герои, их переживания, явления природы, социальные катаклизмы, художественно-декоративное решение становятся яркими мазками общей палитры авторского воображения в его стремлении донести художественный образ программы до зрителей.
Характер сценария культурно-досуговой программы предполагает, что автор выступает не только в качестве сценариста, но и режиссера-постановщика предстоящей программы и работа над его замыслом соединяет в себе литературную и режиссерскую линии.. Автор мыслит образными категориями, он как бы «прокручивает» в мыслях зримые образы, ориентируясь на привлечение различных служб, предполагая решение организационных вопросов.
Свойственные различным формам культурно-досуговых программ яркая образность, зрелищность стимулируют эмоции, эстетические переживания, способствуют возникновению коллективных эмоций, организуют общение зрителей между собой и участниками программы. Организация общения людей разных по возрасту, образованию, интересам является важным инструментом воспитательного воздействия на аудиторию.
Решая задачу вовлечения зрителей в процесс общения, сценарист уже на этапе работы над замыслом внутренним взором видит реакцию зрителей на программу в целом и отдельные ее эпизоды или номера и программирует реакцию зрителей. Путем использования специальных приемов, активизирующих участие зрителей в программе, автор моделирует дальнейшее развитие действия в сценарии. А если в структуру сценария по замыслу вошли комплексы разнообразных культурно-досуговых программ, шествие, театрализованное представление, встречи, ярмарки, игрища, кинопоказы, конкурсные состязания, то все их многообразие предполагает точный расчет, прогнозирование активной деятельности зрителей. Сценарист уже на уровне замысла ставит зрителей в условия активной духовной деятельности, максимального самовыражения, расширения границ и возможностей для общения.
Сценарий культурно-досуговой программы не всегда легко можно записать. Часто режиссерский замысел, фантазия опережают возможности литературной записи, поэтому уточнение, изменение, шлифовка сценария происходят на всем протяжении работы над программой — от замысла до воплощения на сцене Но, порой, и прекрасно сделанная программа теряет свою неповторимость, снижает впечатление при неумелой записи ее на листе бумаги.
В процессе работы над замыслом культурно-досуговой программы можно проследить и вычленить следующие этапы:
1. Отклик на «социальный заказ» общества, сбор и поиск материала
2. План творческой деятельности Определение тематической основы будущего сценария, изучение предполагаемой аудитории, постановка педагогических задач.
3. Кристаллизация плана, обрастание содержательным материалом, поиск дополнительных фактов, уточнение событий, явлений, поиск реальных героев и работа с ними и над документами.
4. Творческие импровизации и вариации при отборе художественного материала.
5 Выбор формы, обоснование конфликта, поиск сюжета или сюжетного хода, образной выразительности.
6. Работа над композицией сценария, отбор приемов активизации зрителей, постановка и поиск решения организационных вопросов.
7. Доработка и реализация замысла в одной из форм сценарной записи. Окончательный отбор выразительных и изобразительных средств для воплощения замысла.
Источник: studbooks.net