Одним из постулатов патриотического воспитания в школе, является формирование у учащихся, уважения к традициям нашей страны, почитания старшего поколения, бережное отношение к памяти прошлого.
Цели:
1. Наглядно и образно воссоздать панораму событий, происходивших в начале войны, показать жизнь и быт солдат.
2. Воспитывать чувство гордости за страну, уважение к ветеранам;
3. Показать мужество и патриотизм героев защитников Родины;
4. Способствовать формированию уважения к историческому прошлому страны и её народа;
5. Продолжить замечательную традицию патриотических дел, которыми отмечает страна всенародный праздник – 70-летие Победы.
6. Развивать художественные и творческие способности;
7. Уметь работать в коллективе, развивать в детях организованность и дисциплину;
Оборудование: проектор, запись военных мелодий и песен; костюмы военных лет, баян, рация.
Оформление сцены: Костёр из поленьев, котелок, сиденья (брёвна), брезентовая палатка, берёзы.
«ПОМНИТЕ!» — Литературно-музыкальная композиция 2019
Объём времени: 25 минут.
Организация и подготовка мероприятия: композиция готовится учащимися среднего и старшего звена. Мероприятию предшествуют экскурсии в музей, просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов и видеосюжетов по данной тематике.
Литературно — музыкальная композиция «Это надо помнить!»
Звучит фонограмма мелодии довоенного времени.
На передний план, пританцовывая, выходят 2 девушки (выпускницы школы)
1 Девушка: Ну, вот и закончилась школьная жизнь. Прошел выпускной бал, а дальше настоящая жизнь, в институты поступим.
2 Девушка: А может, и замуж выйдем.
1 Девушка: Я, в педагогический поступаю, учительницей буду. А ты своих детей ко мне приводи учиться.
2 Девушка: Интересно, что будет с нами лет через 5 или 10?
Радио. Голос Левитана. Звук взрыва.
Под песню «Священная война» строем выходят дети 5 человек в военной форме, загораживают выпускниц. Выпускницы переодеваются в военную форму, встают в строй. Музыка стихает. Начинают читать по очереди стихотворение:
— Ах, ей бы Блока, Брюсова,
А у неё винтовка.
— Ах, ей бы косы русые,
Да целиться неловко.
— Ах, как ромашкам бредиться –
Понять бы их, понять!
— Ах, как березкам брезжится –
Обнять бы их, обнять!
— Ах, как ручьям клокочется –
Припасть бы к ним, припасть!
— Ах, до чего не хочется,
Не хочется пропасть!
Музыка звучит громко. На экране военная хроника. Все уходят «в землянку». Музыка стихает.
Землянка
(под музыку «В землянке» все рассаживаются вокруг костра, поют. Каждый занят делом: радистка у рации, кто — то варит кашу, санитарка сматывает бинты, гармонист играет, кто — то пишет письмо, подшивает рубаху, читает газету)
Ребёнок 1: Послушайте, какое стихотворение в газете напечатали. (Входит на первый план)
Стихотворение «Жди меня» К.Симонова (чтение стихотворения на фоне музыки, на экране военные кадры по теме)
Сочинение ко дню победы Владимир Машков, Сергей Маковецкий, Роман Мадянов
Ребёнок 2: Послушайте, какое письмо я маме написала.
«Дорогая моя, любимая моя мамочка! Только что кончилось комсомольское собрание. Почистила автомат, покушала. Комбат говорит «Отдыхайте лучше, завтра бой». Я не могу уснуть. Пятеро уже спят, а я сижу возле печурки и пишу это письмо. Завтра, как встанем, передам его связному.
Я часто вспоминаю тебя, мама, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всем, что чувствую, что переживаю. Мама, я видела, как умирали мои товарищи, ведь война — такая штука, что вот живешь, живешь — и вдруг пули или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотела бы умереть в бою. Очень люблю тебя и целую.
Твоя дочь Александра».
Ребёнок 3: А мне от брата пришло письмо с другого фронта «Дорогая Аннушка! Вот я и на фронте. Уже слышу стрельбу в соседнем лесочке. Враг настойчиво рвется вперед. Но ты поверь мне, Москву мы не отдадим ни за что. Перед нами стоит благородная задача — очистить советскую землю от фашистских варваров. Я уверен в нашей победе.
Дорогая, моя сестрёнка! Помни, в этой битве я либо буду героем, либо погибну за великое дело нашего народа.Целую, твой брат Ваня».
Ребёнок 4: Да что мы всё грустим? Запевай Катюшу!
Исполняется песня «Катюша» М.Блантера (начинает одна, остальные подхватывают)
Ребёнок 5: Ах, девочки, до чего же танцевать хочется!
Танец «Рио — Рита» (танцую 2 пары)
Музыка танца стихает, голос Левитана объявляет о конце войны. Все радуются. Звучит песня «День победы» с кадрами хроники на экране (Победа 1945 – Парад современный). Все уходят за кулисы, переодеваются в белые блузки и чёрные юбки.
Музыка «Журавли» Я. Френкеля. Все выходят на сцену из-за кулис выстраиваются клином, в руках зажженные свечи.
1 Девушка:
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты! Подарили вы планете
Великий май, победный май.
2 Девушка: Всех, не пришедших с поля брани
Весенним днём, победным днём
Минутой скорбною молчанья
Мы всенародно помянем!
Исполняется песня «Журавли» Я.Френкеля (на экране эпизод летящих журавлей и вечного огня)
(на фоне музыки дети читают стихи по очереди)
— Как хорошо проснуться на рассвете…
Как хорошо, что ночью снятся сны…
— Как хорошо, что кружится планета…
Как хорошо на свете без войны!
— Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойно спят города!
— Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой!
— Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат!
— Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса!
— Мир и счастье пусть длятся годами,
А войне скажем «Нет!» навсегда мы!
Используемый материал:
К.Симонов «Жди меня»
В.Лебедь-Кумач «Священная война»
Е.Евтушенко «Азбука революции»
К.Листов «В землянке»
М.Блантер «Катюша»
Энрике Сантеухини « Рио — Рита»
Д.Тухманов «День Победы»
Я.Френкель «Журавли
Хроники военных боевых сражений, писем, Парад Победы 1945 и 2014 годов, хроники довоенного времени.
Голос Левитана о начале и конце войны.
Источник: kladraz.ru
Сценарий литературно-музыкальной композиции к 9 мая «Наш самый главный праздник – День Победы» в начальной школе
Задачи:
• расширять и углублять представление детей о Великой Отечественной войне;
• воспитывать уважение к героическому прошлому страны;
• формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;
• формировать у учащихся чувство гордости за героическое прошлое своей Родины;
• развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся.
Оформление: зал украшен цветами, разноцветными шарами, рисунками ко Дню Победы, стенгазетами с рассказами о земляках и родственниках, воевавших в годы Wow; в центре – георгиевская ленточка с надписью «9 Мая – День Победы»
Оборудование: компьютер (ноутбук), проектор, презентация по теме мероприятия, записи песен «Священная война» (муз. А.Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача), «День Победы» (муз. Давида Тухманова, сл. Вл. Харитонова), минусы к песням «Синенький скромный платочек» (муз. Г.Петербургского, сл. Я.Галицкого), «Хотят ли русские войны» (муз. Э. Колмановского, сл.
Е. Евтушенко), «Журавли» (муз. Яна Френкеля, сл.Р. Гамзатова), «Бессмертный полк» (автор — Вл.Слепак).
Предварительная подготовка:
1. Провести цикл классных часов, знакомящих младших школьников с историей нашей страны в годы Wow.
1. По возможности побывать на экскурсиях в местных музеях.
2. Оформить стенгазеты, в которых поместить рассказы о ветеранах.
3. Написать сочинения «Война в истории моей семьи»
4. Провести конкурс рисунков к 9 Мая.
5. Разучить песни, стихотворения.
6. Оформить зал, украсив его плакатами, цветами.

Ход мероприятия
Ведущий 1. Сегодня у нас необычный день – мы стоим на пороге самого великого праздника – Дня Победы над фашистской Германией. 73 года наша страна не видела ужасов войны. 73 года наша страна не вздрагивала от взрывов снарядов, но и в этой светлой полосе мирной жизни были и есть чёрные годы войны в Афганистане, Чечне, Сирии, где гибли и гибнут наши ребята.
(слайд «Наш самый главный праздник – День Победы»)
Ведущий 2. Мы родились в мирное время, поэтому никогда не слышали воя сирен, возвещавших о тревоге, не видели разрушенных бомбами домов, не знаем, что такое пайка ленинградского хлеба. Нам трудно понять, что можно просто так расстрелять или сжечь разом десятки, а то и сотни человек разом. Обо всём этом нам рассказывают кинофильмы и художественные произведения. Для нас война – это уже история.
Ведущий 1. Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утром немецкие войска перешли границу Советского Союза.
Так началась Великая Отечественная война.

Звучит песня В. Лебедева -Кумача «Священная война» (1 куплет)
(слайд «Родина-мать зовёт»)

Ведущий 2. У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая «12 заповедей в обращении с русскими», в которой, в частности, говорилось: «Вы должны осознавать, что являетесь представителем великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка».
Ведущий 2. Фашисты превратили в руины наши города и села, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над советскими людьми, морили голодом, жгли в крематориях.
(слайд «Кадры времён войны»)


Ведущий 1. Эти зловещие деяния гитлеровцев вызвали мощное сопротивление нашего народа. Вся страна превратилась в единый военный лагерь. Чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины наш народ вступил в жестокий бой с врагами.
На фронт уходили и старые, и молодые.
Из нашего села ушли на фронт 568 человек, не вернулись с войны 316.
Танец под мелодию «Синенький скромный платочек»
Выходят 4 учеников.
Чтец 1
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали с русскими едины
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши –
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!
Чтец 2
Дни бежали и недели,
Шёл войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.
Чтец 3
Не расскажешь даже в сказке,
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски
Под Москвой и под Орлом.
С.В. Михалков. Нет сказали мы фашистам (быль для детей)
Чтец 4
Шли на врага танкисты –
За Родину!
Уходили в бой корабли –
За Родину!
Взмывали в небо самолёты –
За Родину!
С.Баруздин. Шёл по улице солдат
Ведущий 2. Трудным и долгим был путь к Победе. Под Москвой и Ленинградом, под Брестом и Сталинградом, на Кавказе и под Курском, Одессой, Севастополем и Киевом шли ожесточенные бои.
На войне люди не только воевали, на войне они продолжали жить. Они вспоминали дом, мать, писали письма.
(слайд «В минуты передышки»)


Сценка «Землянка»
Чтец 5
Здравствуй, мама!
Я скучаю по тебе! Хочется прижаться
и смеяться.
Хочется поесть. домашних щей,
погонять по крышам голубей!
. как там, в госпитале папа?
Завтра я в разведку,
в тыл врага.
Ты не бойся.
Мне совсем не страшно.
Мама!
Я люблю твои глаза.
Мама!
Помнишь тёплый
свитер. голубой?
Ты его, пожалуйста,
заштопай.
Мама! Я вернусь,
и мы с тобой
вновь пойдём гулять по Ленинграду.
Мама.
Все по машинам! К бою!
Натали Талисман. Полевая почта, Май 1944г. отрывок из письма моего дяди.
Ведущий 1. Через месяц этого бойца убили на фронте в одном из боев. А было ему всего 19 лет. Письмо это было передано его родным друзьями-однополчанами.
Ведущий 2. Люди погибали, но верили в Победу и приближали её, осваивая новые для себя военные профессии. Ракетчики, связисты, авиаторы, танкисты — всех не перечислить.
(слайд «Фотографии солдат»)


Чтец 6
Солнце блещет, волны плещут,
Засветились маяки,
День и ночь стоят на страже
Черноморцы моряки.
Исполняется танец «Яблочко» (музыка Р. Глиэра).
Чтец 7
А солдатом чтобы стать,
Нужно многое узнать,
Быть проворным и умелым,
Очень ловким, сильным, смелым.
Стихотворение «Спор» инсценируется в костюмах.
Однажды (в энской части было это)
На полигоне встретились
Ракета,
Тяжёлый танк
И боевой их брат –
Солдатский автомат.
Сошлись и спор затеяли они:
На фронте кто важнее в эти дни?
Ракета скромно заявила: « Друзья!
Себя хвалить не собираюсь я,
Однако про меня толкует свет:
«Оружия сильней ракеты нет!»
— Да, это так, —
Заметил басом Танк, —
Но обо мне
И о моей броне
Не зря слагали песни на войне.
Я и сейчас, скажу вам без прикрас,
На фронте был бы поважнее вас.
— Сильны вы, братцы, этому я рад, —
Сказал с улыбкой Автомат, —
Но вдруг, представьте, грянет ближний бой
Меня бы оценил тогда любой!
Пожалуй, продолжался б этот спор
И до сих пор,
Когда б не подошёл к героям нашим
Солдат-отличник — Михаил Черкашин.
Прислушался он к жаркой перепалке
И головою покачал: «Мне жалко, что зачастую
Понять не можете вы истину простую.
Здесь говорили о своей вы силе,
А то забыли,
Что все вы – это твердо помнить надо —
Бессильны без умелого солдата».
Ведущий 1. Вместе с солдатами по дороге войны шла песня. Песня провожала военные эшелоны, навещала раненых в госпиталях, была с бойцами на передовой, в тяжелые дни атак и отступлений, грела душу в редкие минуты затишья. Песня поддерживала дух бойца, его огромную веру в победу.
Чтец 8
Я бы с песни начал свой рассказ,
С той нехитрой песни, сокровенной,
Что, как символ радости, неслась
Над Варшавой, Будапештом, Веной…
Пешим ходом и в грузовике,
Жарким днем и зимнею порошей
Мы ее носили в вещмешке
Самой лёгкой драгоценной ношей…
В час затишья сядешь, запоёшь,
И подтянут весело солдаты.
Исполняется песня «Три танкиста» мальчиками (переделанная для детей
Ведущий 2. В то время, как фронт жил мыслью скорее изгнать фашистов с родной земли, тыл руководствовался государственным лозунгом «Все для фронта» и незатихающей мыслью «На фронте еще труднее».
А этому бессонному фронту много было нужно: вооружение, боеприпасы, медикаменты, одежда, продукты питания. С нечеловеческим напряжением работала страна. На авиационных, танковых и прочих оборонных заводах работали, конечно, и мужчины, специалисты, которым была дана броня. Но большинство мужчин города, а особенно деревни, заменили их жены, сестры, дочери.
(слайд «Женщины в годы Wow в тылу»)

И ещё хочется отметить – их участь была ещё страшней: они ждали. Ждали своих родных и близких сердцу людей. Целых 4 года они провели в тревоге. Следующее стихотворение посвящается им – сильным и мужественным.
Чтец 9
Она поседела в разлуке
За годы великой войны.
Ее терпеливые руки
Огнём и трудом крещены.
В те годы пришлось ей несладко:
Ушла вся семья воевать,
А дома она –
И солдатка,
И также солдатская мать.
Но беды она выносила,
Не хмуря высоких бровей,
Пахала она и косила
За мужа,
За старшего сына,
За младших своих сыновей.
И верил я снова и снова,
Что в каждом конверте найду
Ее материнское слово,
Ее сокровенное:
“Жду!”
Я знал в эти годы крутые,
Что каждую строчку письма
С ней вместе писала Россия,
Россия, Россия сама!
Н. Старшинова «Солдатская Мать».
Ведущий 1. Женщины участвовали и в сражениях. Храбро бросались они под пули во время бомбёжек и обстрелов. Сёстры милосердия выносили раненых бойцов с поля боя. Женщины служили разведчицами, военными переводчицами, радистками, уходили в партизанские отряды. Плечом к плечу сражались они вместе с мужчинами, отвоёвывая каждую пядь земли.
(слайд «Женщины в годы Wow на фронте»)



Чтец 10 (девочка в косынке с красным трестом, с сумкой)
Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка:
«Давай, поддержу,
Рану твою я перевяжу!»-
Всё позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла.
Исполняется песня «Хотят ли русские войны» (поют девочки)
Ведущий 2. На защиту Отечества вставали не только взрослые, но и дети. Многие из них имели знаки воинской доблести, ордена и медали. 20 тысяч получили медаль «За оборону Москвы», 15 тысяч 249 – «За оборону Ленинграда». Дети ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт тысячи посылок с тёплыми носками, любовно расшитыми носовыми платками, кисетами для табака.
(слайд «Дети в годы Wow»)

Ведущий 1. В годы войны дети участвовали в сооружении оборонных рубежей, были связными партизанских отрядов, разведчиками в воинских частях. Некоторым из них, наравне со взрослыми, присуждено звание – Герой Советского Союза. О них мы говорили подробно на наших классных часах.
(слайд «Пионеры-герои»)

Ведущий 2. Четыре с половиной года продолжалась Великая Отечественная война. Наши солдаты храбро сражались в боях. Более 12 миллионов из них награждены орденами и медалями, а 11603 воина удостоены высокого звания Героя Советского Союза!
Два героя советского Союза – Болдырев А.И. и Бухнин Ф.П. родились на нашей малой Родине. Они вернулись живыми с полей сражений и продолжали трудиться на благо Отечества. Благодаря А.И. Болдыреву в городе Уварово сейчас находится военный мемориал, который так любят жители Уварова и Уваровского района.
(слайд «Герои-земляки»)

Болдырев А.И.

Открытие мемориального комплекса в г. Уварово, 1980 г. Право зажечь Вечный огонь было дано Болдыреву А.И.

Бухнин Ф.П. с супругой
Ведущий 1. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают и тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.
Дети выходят по одному и кратко рассказывают о своих родственниках, воевавших в годы Wow.
Ведущий 2. 27 миллионов погибло в Великой Отечественной войне. Пусть каждый из вас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей, величием их подвига.
Вы только представьте – если по каждому из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 51 год!
У многих из воинов нет даже могил, а если и есть, то братские.
(слайд «Надпись на Могиле Неизвестного Солдата»)

Минутой молчания почтим память тех, кто не вернулся с Великой Отечественной.
Исполняется песня «Журавли»
Ведущий 1. Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбиты. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Всё небо взорвалось салютом долгожданной победы.

Выходят дети.
Чтец 11
«Нет!»-заявляем мы войне,
Всем злым и черным силам.
Должна трава зеленой быть,
А небо синим-синим.
Чтец 12
Нам нужен разноцветный мир.
И все мы будем рады,
Когда исчезнут на земле
Все пули и снаряды.
Чтец 13.
Я хочу, чтоб все ребята
Были дружными всегда,
И под мирным нашем небом
Возродились города.
Чтец 14
Солнце светит,
Пахнет хлебом,
Лес шумит,
Река, трава.
Хорошо под мирным небом
Слышать добрые слова!
Хорошо зимой и летом,
В день осенний и весной
Наслаждаться ярким светом
Звонкой мирной тишиной!
Чтец 15
На нашей планете есть доброе солнце.
Есть солнце, которое звонко смеется,
Которое дружит с тропическим ливнем,
С полярною ночью и ветром пустынным.
Чтец 16
Есть солнце, которое с песней проснется
И песней веселой по свету несется.
У солнца веснушки, у солнца игрушки,
Ему не нужны автоматы и пушки.
Чтец 17
Мечтает о счастье оно и танцует.
Улыбки цветов на асфальте рисует.
Ведущий.
Оно не зайдет, это доброе солнце,
Которое.
Все. Детством планеты зовется.
(слайд «Плакат о мире»)

Чтец 18
Мы все очень гордимся,
Как деды воевали,
Как честь и как свободу
Для всех нас отстояли.
Чтец 19
В день славный Победы
Все скажут ребята
Все вместе: Большое спасибо
Российским солдатам.
Чтец 10
Война нам больше не нужна,
Несет страдания она,
Нам надо, чтобы над страной
Светило солнце, был покой!
Чтец 20
За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то!
Спасибо Армии России,
Нашим дедам и отцам!
Звучит песня «Бессмертный полк» Владимира Слепака.
Используемые источники:
Данные школьного музея
Источник: ped-kopilka.ru
Литературно-музыкальная композиция «Сочинение ко Дню Победы»
Литературно-музыкальная композиция «Сочинение ко Дню Победы» поможет старшеклассникам вспомнить о событиях 1941-1945 годов, о подвиге земляков в годы Великой Отечественной войны, воссоздать атмосферу героических лет, прочувствовать в литературных, музыкальных произведениях участников и свидетелей тех событий правду о войне, о ценности мира, жизни и свободы на земле.
Цель мероприятия:
- обобщение и углубление знаний учащихся о Великой Отечественной войне, ознакомление учащихся с литературными и музыкальными произведениями участников и свидетелей войны 1941-1945 годов, фотографиями военных корреспондентов;
- развитие памяти, критического мышления и творческих способностей учащихся;
- воспитание интереса и уважения к своей истории, родной литературе, патриотизма, чувства благодарности предшествующим поколениям и ответственности нынешнего поколения за судьбу мира.
Задачи мероприятия: вспомнить о событиях 1941-1945 годов, о подвиге земляков в годы Великой Отечественной войны, воссоздать атмосферу героических лет, прочувствовать и передать в литературных, музыкальных произведениях участников и свидетелей тех событий правду о войне, о ценности мира, жизни и свободы на земле.
Формы организации деятельности детей: театрализованная постановка.
Ход мероприятия
На одной стороне сцены стоит школьная парта, на другой – размещен экран.
На экране первый слайд презентации «1941-1945. Мы помним».
Звучит песня-марш «День Победы», постепенно затихая.
Маша: (входит, садится за парту, раскрывает тетрадь, задумывается…)
Данил: (входит, обращается к Маше) Маша, ты о чём-то задумалась?
Маша: (вздрагивая) Ах, это ты,Данил! Да! Скоро 9 Мая, День Победы. Вот к празднику и задали сочинение. Только я пока не знаю, что написать.
Данил: Хочешь, подумаем вместе. Одна голова – хорошо, а две – лучше.
Маша: Согласна. Давай вместе напишем сочинение ко Дню Победы. С чего же начать?
Данил: Как с чего? С начала войны. Представь: лето, июнь, только прошли выпускные вечера…
Звучит «Случайный вальс» (композитор Марк Фрадкин).
На сцену выходят участники мероприятия.
Одна пара танцует вальс.
Музыка резко обрывается. На сцене все замирают.
Звучит голос Левитана (сообщение о начале войны).
Одна участница читает стихотворение Б.Окуджавы «До свидания, мальчики…»
Со сцены строевым шагом уходят сначала мальчики, затем в другую сторону – девочки.
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли –
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом – солдат.
До свидания, мальчики!
Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и всё-таки
постарайтесь вернуться назад.Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб – разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги – ну куда от них денешься?
Да зелёные крылья погон.
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведём с ними счёты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идёте войной наугад.
До свидания, девочки!
Девочки,
постарайтесь вернуться назад.
Маша: Так 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
Данил: Давай напишем и о том, что такое война.
На экране сменяются слайды презентации.
Маша: Война – это… (слайд 2) едкий дым пожарищ… (слайд 3) разрушенные города, заводы… (слайд 4) сожжённые селения…
Данил: Война – это… (слайд 5) тысячи безутешных матерей… (слайд 6) и осиротевших детей… десятки тысяч погибших… (слайд 7) И эти – так никогда и не прочитанные мамой – строки, написанные сынишкой на развалинах дома…
Маша: Война – это ужас и страх… (слайд 8) Это дети, спрятавшиеся от бомбёжки. На их головы, на наши города и селения сыпали свой смертоносный груз фашистские «юнкерсы» . (слайд 9)
Данил: Война – это… (слайд 10) дети, лишённые детства, разучившиеся смеяться и говорить во весь голос… Война – это люди за колючей проволокой лагерей смертников… Из этих маленьких тел фашисты выкачивали кровь для своих раненых, проводили биологические опыты. Они исполняли директивы Гитлера: «Будьте непреклонными, будьте беспощадными, действуйте жёстче других. Не может быть никакого снисхождения ни к женщинам, ни к детям».
Маша: Война меняла все вокруг. (слайд 11) Виселицы становились обязательной деталью пейзажей нашего края, стоны умирающих, сброшенных в шахты, дополняли картину… (слайд 12) Чёрное вороньё над сожжёнными деревнями. (слайд 13) И горе, невыразимое горе…Гитлер призывал: «Мы обязаны истреблять население, нам придется развить технику истребления населения. Если меня спросят, что я подразумеваю под истреблением населения, я отвечу, что я имею в виду уничтожение целых расовых единиц».
Данил: (слад14) Но смелые люди встали на защиту родной земли… (слайд 15) Они отдавали свои жизни за мир, за жизнь, за своих родных и близких. (слайд 16) Они гибли ради улыбок детей… (слайд 17) ради нас с вами сегодняшних…
Маша: (слайд 18) Вот он, солдат – освободитель…
Ученица читает наизусть стихотворение Р.Казаковой «На фотографии в газете…»
На экране слайд 19
На фотографии в газете
нечётко изображены
бойцы, ещё почти что дети,
герои мировой войны.
Они снимались перед боем —
в обнимку, четверо у рва.
И было небо голубое,
была зеленая трава.Никто не знает их фамилий,
о них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын и чей-то милый
и чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя, —
жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
была зелёная трава.Забыть тот горький год неблизкий
мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
как души, рвутся из земли.
. Они прикрыли жизнь собою, —
жить начинавшие едва,
чтоб было небо голубое,
была зелёная трава.
Данил: Обязательно напишем, что среди воинов были и женщины. Хрупкие девушки сражались наравне с мужчинами ради жизни на земле.
Ученица читает наизусть стихотворение Ю.Друниной «Зинка»
На экране слайд 20
-
Мы легли у разбитой ели,
Ждём, когда же начнёт светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, сырой земле.
– Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счёт.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живёт.
У тебя есть друзья, любимый.
У меня лишь она одна.
Пахнет в хате квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счёт.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по чёрной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.