Сценарий мероприятия
«Весна идёт! Весне дорогу!»
— Познакомить с интересными фактами празднования прихода весны на Руси.
— Обобщить знания, учащихся о времени года- весне.
— Подвести к мысли о том, что каждое время года неповторимо красиво и приносит нам радость, удовлетворение, отдых. Углублять знания детей о поведении в природе.
1. Пришла. Улыбнулась — утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора,
А птицы запели: «Вить гнёзда пора!»
О каком времени года говорится?
Люди всегда любили весну и ждали её прихода. В честь весны из года в год устраивали праздники. Торжественные встречи весне, некоторые из них сохранились и до наших времён. Например, праздник масленицы, который как бы подводит итог зиме и сейчас всё чаще стали отмечать на Руси.
Весна всегда нам представляется молодой девушкой, с длинной косой, румяной, в длинном красивом сарафане с цветами. Как вы думаете, почему?
Весна 1947 / Григорий Александров (Фильм весна 1947 смотреть онлайн)
Весна — это символ молодости, расцвета.
Солнышко пригрело, и всё вокруг ожило, зазеленело, расцвело.
Сколько дел у весны?
Разморозить землю нужно,
Чтоб могла взойти трава.
Сделать так, чтоб жили дружно
Все живые существа.
Точно к сроку, но не наспех,
Выбрать музыку для птиц,
И поднять лентяев на смех
На зелёной ножке тонкой
Укрепить бутон цветка,
обойти луга с гребёнкой.
Птиц вернуть издалека.
Берега, поля, пригорки
Окропить росой с утра,
И тепло в лесные норки
Принести давно пора.
Вот видите, сколько дел у весны? И всё это нужно сделать в срок.
(Дети прогоняют зиму)
Уходи, зима седая,
Уж красавицы- весны
Мчится с горной вышины.
Я — весна- красна
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки, на полях ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход,
Всюду: В поле и в лесу-
Людям радость я несу.
Догадайтесь, какой это месяц весны?
Замер лес в прозрачной дымке,
На деревьях тают льдинки,
С веток падает капель,
И слышна синицы трель. (Март)
Март — и такою горит вышина
Будто и вправду облита она
Март — первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, а иногда и морозы сильные бывают, да и метель разыграется, но как только выглянет солнышко. Сразу весной повеет. Оно ярко светит и уже пригревает. Небо стало синим- синим, а по нему плывут пушистые облака. Начинается таяние снега.
Римляне называли этот месяц мартусом, в честь римского бога войны- Марса. Появляются первые лужицы. Ручейки, проталинки. К концу марта прилетят первые вестники весны — грачи, а следом за ними скворцы, жаворонки.
Март зиму кончает, весну начинает — говорят в народе.
Март и снегом сеет, и солнцем греет.
Из бороды повылезло,
Ничего не сказало. (Сосулька)
Сурганова и Оркестр — Весна
Это тоже первый признак весны.
Вот с крыш закапали капели, сверкают на солнышке и звенят.
Для полноты картины зимней
Готовит март последний штрих:
Вливает в чистый воздух синий
Капель сосулек озорных.
А о каком месяце говорится в этом отрывке?
Снег сошёл, запахло прелью,
Прокатился в небе гром,
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом. (Апрель)
Апрель на латинском языке означает «априкус» — значит согретый солнцем, а «априре» — открывать, расцветать.
Май назван в честь богини весны и гор, богини плодородия Иайн.
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи.
А сегодня – прямиком
Шлёпает по лужам.
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь- туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
Снег теперь уже не тот…
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
А это — последний месяц весны .
Дружно лопаются почки.
На траве роса дрожит,
Лось за радугой бежит. (Май)
О весне народ сложил иного пословиц и поговорок.
О чём они нам говорят?
Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.
Апрель с водою, а май — с травою.
Весенний день год кормит.
Весна красна цветами, а осень- плодами.
Ай, ай, месяц май: тёпл, да голоден.
Рано затает — долго не растает.
Не то зерно. Что в поле, а то, что в амбаре.
Весной с землёй не хитри: сам себя обманешь.
До поры до времени не сеют семени.
Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот- живут поныне.
Чайка прилетела — скоро лёд пойдёт.
Дружная весна — жди большой воды.
Вода на лугу — сено в стогу.
Длинные сосульки — к долгой весне.
Цветёт белым бела.
Как снегом замела.
Стою, любуюсь ею
Под пересвист скворцов,
А под ногами коврик
Из белых лепестков.
Долгожданная весна! После суровых, хмурых зимних дней тёплое солнышко разбудило заспавшуюся природу. От весны многое зависит. Самое главное- весенний день- это залог будущего урожая. Недаром в народе говорят:
Весенний день год кормит. Надо вовремя успеть посеять зерно в землю, чтоб урожай был хорошим. Ещё в народе говорят:
Сей овёс в грязь — будешь князь что это значит?
Где в апреле вода — там в июле трава.
А это тоже очень важно. Ведь для животных нужен корм.
Чтение стихотворения Ф.Тютчева« Весенние воды».
Пословицы о мае:
Как в мае дождь — так и будет рожь.
Май леса наряжает, лето в гости поджидает.
А какой запах идёт от цветущей черёмухи. Это дерево — приют для главных певцов России — соловьёв. Их звонкие трели часто раздаются из кроны черёмухи.
Не ломайте черёмуху, любуйтесь ею издалека, вдыхайте её аромат на улице, а дома от сильного запаха и голова может заболеть.
Это дерево украшает весной нашу землю.
Чуть пригрело солнышко и вот на бугорках, у домов появились яркие жёлтые звёздочки- цветы мать- и мачехи. Она славится своим нектаром. Пчёлы понесли после зимы первый взяток с этого цветка.
Добавив солнечного света
Не отмеряя, на глазок,
Он кисточкою мокрых веток
Зелёный выполнил мазок.
И, краски смешивая нежно,
Снимая зимний слой одежд,
Собрался рисовать подснежник-
Цветок оттаявших надежд.
Почуяв запах весны, зазеленела первая травка, появились первые весенние цветы. Весна преподносит нам свои скромные, но необыкновенные подарки.
Сколько радости приносит первая пролеска, которая расцвела на опушке леса. Её нежные цветки и стебельки недолговечны, не стоит их срывать для букета. Лучше запечатлеть ковёр из пролесок или нежного галантуса на фотоаппарат, как память об этой чудной находке. Эти цветы занесены в Красную книгу.
Пройдёт немного времени. И на смену голубым подснежникам и фиалкам придёт ещё один из самых любимых лесных цветов. Догадались?
Белые горошки
На зелёной ножке
Я весною встретила
На лесной дорожке. Ландыш.
Поздней весной. Когда солнце щедро посылает свои тёплые лучи на землю, а в воздухе уже вовсю звенят голоса птиц,
В сырых и тенистых уголках леса расцветают ландыши.
Маленькие белые- колокольчики- фонарики разносят по всему лесу неповторимый аромат.
Ландыш — ещё и лекарственное растение. Это маленький лесной доктор. Но это и ядовитое растение. А вот когда приготовят из него лекарство, то оно окажет помощь больному сердцу.
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины.
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спелёнутый,
Завёрнутый в зелёный лист,
Растёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Потянулся к солнцу
Ключик от весны.
Не тебе ли снятся
Будь же осторожен,
Дождик песенку поёт:
Только кто его поймёт —
Не поймём ни я, ни ты,
Но зато поймут цветы.
И весенняя листва,
И зелёная трава…
А вот солнечный лучик скользнул к нам. Наверное он хочет с вами поиграть. Лучик принёс вам вопросы. На которые нужно отвечать «да» или «нет».
Может ли сазан забраться в океан?
— нет, это речная рыба.
Может ли дрозд отморозить хвост?
— нет, он зимует на юге.
Может ли оса взлететь под небеса?
Может ли барсук залезть за шишками на сук?
Может ли кулик прикусить себе язык?
— нет, у птиц нет зубов.
Может ли тюлень на боку лежать весь день?
Может ли синица на крыше поселиться?
Сл. О. Высотской. муз. А.Островского. «Здравствуй. Весна!»
Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Нам радостно смотреть на первый пробившийся из-под снега ручеёк, в котором поплывут весенние бумажные кораблики. Сколько новых звуков , радостных ощущений простора, свежести приносит нам весна!
Как прекрасны первые весенние цветы, первые листочки на деревьях!
Берегите эту красоту! Пусть в вашей душе всегда будут только добрые помыслы! Вслушайтесь в звуки весны и вы узнаете, о чём журчит ручей, о чём поют птицы, о чём шелестят листья деревьев.
Весна! Шаловливое солнце
Решило в класс к детям зайти.
Оно заглянуло в оконце,
Свои протянуло лучи.
И вкрадчиво так прошептало,
Что скоро уж лето придёт.
Каникул осталось ждать мало.
Учебный закончится год.
Ответили солнышку дети:
С тобою мы рады дружить,
Сценарий для среднего дошкольного возраста “Весна идет, весне дорогу”
Цель: продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе;
Задачи: повышать знания детей о приметах весны; продолжать учить разгадывать загадки о весне, птицах, насекомых; развивать речь, познавательную активность;
создать праздничную атмосферу для детей.
Ход развлечения
Ведущий, Весна, Карлсон (взрослые).
Под музыку дети заходят в зал, становятся в круг.
Исполняется общий танец –хоровод «Весна-красна идет»
Здравствуйте, уважаемые гости! Наши дорогие и любимые мамы и бабушки! И конечно папы и дедушки! Вот и наступила долгожданная весна, и снова в нашей нарядном и светлом зале праздник. Праздник радостный, светлый и нежный.
Праздник всех дорогих наших женщин. Ваши дети для вас очень старались. Поздравления наши примите. Выступление детей посмотрите.
1-й ребёнок. Пусть солнышко ласково светит,
Пусть птицы сегодня поют.
О самой чудесной на свете –
О маме своей говорю.
2-й ребёнок. Дорогие наши мамы
Заявляем без прикрас:
Этот праздник самый, самый
Замечательный для нас
.
3-й ребёнок. Мы мам наших добрых улыбки
В огромный букет соберём.
Для вас, дорогие, любимые,
Мы песню сегодня поём.
Исполняется песня «Солнышко лучистое»
Дети садятся на стульчики. Звучит красивая музыка. Появляется Весна, она выносит корзину с цветами.
Весна. Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые взрослые!
Вот и я, Весна.
Теплыми шагами
По земле прошла.
Привела я солнышко
Яркое, лучистое
И оно гуляет
По небу, по чистому.
Вы мне рады дети?
Дети. Да!
Весна. Так заводите же свой хоровод
Хоровод А весной, а весной….(укороченная версия Лийля Хисматуллина).
Ведущий: Мы все очень соскучились по тебе, по твоим теплым солнечным лучам, по пению птиц, по журчанию ручейков, по веселым играм на улице.
Весна: Я тоже по вам скучала, и пришла я к вам не с пустыми руками. Принесла я вам, ребятки, свои весенние загадки. Отгадать сумеете? Дети отвечают
Весна: Ну тогда слушайте:
Загадка.
1. Светит жарко, горячо,
Всей земле несет тепло!
Дети: Солнце!
Весна: А с солнышком поиграем?
Танец игра «Солнышко»
1. Ласковое солнышко (Дети поднимают руки вверх)
Светит на дорожку.
Покажу я солнышку (Показывают свои ладошки)
Все свои ладошки.
Правую, левую! (Показывают правую и левую ладошку)
Все свои ладошки!
2. Покажу я солнышку (Показывают свои щечки)
Розовые щечки.
Круглые, румяные, (Показывают круговыми движениями)
Словно колобочки!
Правую, левую! (Показывают правую и левую щечку у
Щечки-колобочки!
3. На носу от солнышка (Показывают свой носик)
Рыжие веснушки!
Греются на солнышке
Маленькие ушки. (Показывают свои ушки)
Правое, левое! (Показывают сначала правое,)
Маленькие ушки! (потом левое)
Весна: Ребята, а знаете ли вы, кто мои помощники? Мои подружки – насекомые: бабочки, жучки, паучки. Я загадаю вам загадки про них, а вы попробуйте разгадать.
- Я цветок сорвать хотел,
Но цветочек улетел. (бабочка)2. Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая… (пчела)3. Скажите-ка, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка
Умеет карабкаться ловко
По листикам божья … (коровка)4. Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга … (муравей).
Весна- Молодцы ребята
Ведущая- Весна, а наши ребята что то еще хотят тебе рассказать
Детей, читающих стихи, вывести на середину зала
Дети читают стихи, а в это время Весна раздает цветы для танца.
4-й ребенок. Это знают все на свете
Знают взрослые и дети,
Знаю я, и знаешь ты
Мамы любят что? Цветы!
Ещё зима, лежат сугробы,
И в марте не растут цветы.
Но мы хотим, чтобы у мамы
Все исполнились мечты.
6-й ребёнок.
Пускай ещё пугают
Нас по утрам морозы,
Но сегодня расцветут
Для мамы: подснежники, фиалки и мимозы.
Исполняется «Танец девочек с цветами». Дети садятся на места
Всех мам, девчонок, бабушек
Сегодня поздравляю
И жизни долгой, радостной
Я от души желаю!
Веселитесь, не скучайте, а мне пора….нужно солнышку улыбнуться и послать Зимушке-Зиме мой прощальный привет.
Весна уходит
За дверью слышится рокот мотора
Ведущий : Ой, ребята, что это за звуки? Вы слышите?
Под музыку влетает Карлсон и бегает по залу
Карлсон : Внимание, внимание! Я приземляюсь! Захожу на посадку! 50 метров, 20 метров, 10 метров, 0 метров! (Карлсон падает)
Ведущий (помогает ему встать): С мягкой посадкой вас, Карлсон!
Карлсон: Благодарю вас, мадам
Карлсон встаёт и потирает свое ушибленное место
Карлсон: Привет, ребятишки.
Девчонки и мальчишки!
А я вас давно всех знаю.
Ведущий: А откуда ты нас знаешь, Карлсон?
Карлсон: Я живу на крыше и наблюдаю из своего домика, и вижу как вы играете, песни поете, на прогулку ходите. Только вот не пойму, нравится ли вам все это делать?
Ведущий : А ты спроси у ребят
Карлсон : А вот как вы живёте, сейчас узнаю. Ну-ка скажите, как вы живёте?
Дети отвечают
Карлсон: Эх, вы! Ну кто так отвечает!
Надо же выставить вверх большой палец и сказать: «Вот так!»
Ну – ка девайте попробуем еще раз. Как живёте?
Дети: Вот так! (Выставляют большой палец: «Во!»)
Карлсон: А как в детский сад идёте? (Дети изображают ходьбу на месте)
Как домой из садика бежите? (Дети изображают бег на месте)
А как без воспитателя шумите? (Топают ногами)
А как в тихий час спите? (Дети кладут обе руки под щёку)
Как над шутками смеётесь? (Дети, схватившись за живот, хохочут вместе с Карлсоном)
А как плачете, когда мама не даёт шоколадку? (Трут кулачками глаза, изображая плач)
А как шалите? (Дети, надув щёки, хлопают по ним)
А как молчите? (Закрывают рты ладонями)
Ну все, хватит молчать! Продолжаем разговор. Ну? И по какому такому поводу у вас тут такое большое собрание детей и их родственников?
Ведущий: Разве ты не знаешь, Карлсон, что мы собрались сегодня в зале, чтобы отметить замечательный праздник.
Карлсон: Ура! Праздник! Я так и знал! А какой сегодня праздник? Новый год?
День рождения?
Ведущий: Сегодня самый первый весенний праздник – праздник мам, бабушек, девочек. Ребята уже подарили мамам песенку и танец
Дети:
7. Мамин праздник раз в году
С нетерпеньем его жду
Если праздника не будет
То весна прийти забудет.
8. Мамин праздник мы зовем
Приходи восьмого днем
Песенку споем для мамы
Будет весенний самый.
9. Весенний денек,
Все готово с утра,
Нам мам своих милых
Поздравить пора,
10. Сегодня праздник мамин,
Украсим все цветами,
Открытку нашей маме
Мы нарисуем сами.
Карлсон: А я вот хочу спросить у детей, помогают ли они своим мамам?
Дети отвечают
Ведущий : А пусть они нам об этом расскажут
Дети:
11. Я цветочек поливал,
Мой цветочек подрастал,
К празднику зацвел он ярко
Маме лучше нет подарка.
12. Могу я щеткой подметать,
Умею вещи убирать,
До блеска натирать посуду,
И тряпкой пыль сметать повсюду!
13. Мы с братишкою вдвоем маме помогали
Нас хвалили, а потом по конфете дали.
Помогать такой пустяк больше дела нету,
Мы хорошие за так, а не за конфету.
14. Я не буду долго спать,
Застелю свою кровать,
Чмокну маму в обе щечки –
Вот подарок от сыночка!
15. Пол на кухне подмету,
И полью цветочки.
Маму крепко обниму –
Вот подарок дочки.
16. Ну, а я в подарок маме
Разрисую шкаф цветами.
Хорошо б и потолок,
Жаль, я ростом невысок!
17. Стол сегодня мы накроем,
И цветочки принесем.
Праздник маме мы устроим,
Скажем дружно: С женским днем!
Карлсон : Как хорошо вы помогаете своим мамам. А мне сумеете помочь?
Что – то у меня моторчик не заводится. (нажимает кнопку) Вот….Срочно нужно самое лучшее лекарство. А самое лучшее лекарство для меня – это разные вкусные вещи. Давайте скорее сыграем в мою любимую игру «Съедобное – несъедобное» Если я назову что-нибудь вкусное – надо хлопать в ладоши. Вот так. А если назову несъедобное – топать ногами.
Игра «Съедобное- несъедобное»
Конфетка, кроватка, тазик, булочка, варенье, машина, тортик, кукла, апельсин, мячик и т.д.
Карлсон: Интересно, а сейчас мой моторчик заведется? Попробуем. (нажимает, заводится) Ура! Случилось чудо! Друзья спасли Карлсона. Теперь он чувствует себя нормально и ему надо немного пошалить. (начинает летать)
Я понял , для мам вы приготовили поздравление, а для бабушек?
Ведущая- Бабушек мы не оставим без внимания!
Сольный танец: Топни ножка моя (три мальчика,три девочки)
Карлсон: Какие вы все дружные и веселые. Приглашаю вас к себе в гости
Ведущий: Нет, Карлсон, так не получится. Смотри, сколько у нас гостей! Все мы на твоей крыше не поместимся. Лучше ты сам к нам почаще прилетай!
Карлсон : Ладно, уговорили.
Как же весело у вас,
Очень жалко улетать!
От меня всем милым мамам
Поздравленье и привет
Для вас дети,я приготовил угощение(отдает ведерко ведущей)
Вы в группе посмотрите что там, так вкуууусно пахнет.
До свидания, ребята!
До свидания, мамы и бабушки!
Карлсон улетает
Ведущий : Какой же замечательный и смешной человечек Карлсон. Но мы с ним еще не раз встретимся. Карлсон полетел к себе на крышу, а наш праздник тоже подошел к концу.
Общий танец «Ладошки» или «Дочки-сыночки»
Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai
Внеклассное мероприятие «Весна идёт», 1-2 класс
Автор: Ступченко Ирина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №19, город Краснодар
Цель: формирование представлений о весеннем времени года, о признаках весны.
Задачи: познакомить с народными приметами весны, астрономическим календарём, весенними праздниками;
-создать условия для ознакомления с весенними месяцами и их различиями;
-воспитывать бережное отношение к природе и ценить красоту родной природы;
-познакомить с перелётными птицами родного края;
-развивать умения различать изменения в природе, происходящие весной.
Оборудование: репродукции картин с весенними пейзажами, выставка детских рисунков на тему «Весна-красна», плакат с кроссвордом, картинки «Птицы», слайд-шоу «Весенние пейзажи», аудиозаписи из фортепианного цикла «Времена года» П.И. Чайковского, жетоны, эмблемы.
Сценарий мероприятия
1. Организационный момент.
Учитель. Как воздух чист! Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой слепит мне очи он.
Как высоко на крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам, летают облака!
Шумят ручьи, блестят ручьи!
Взревев, река несёт на торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Под солнце самое взвился и в яркой тишине
Незримый жаворонок поёт заздравный гимн…
Ученики. ВЕСНЕ!
Учитель. Сегодня мы будем говорить о прекрасном времени года, о времени пробуждения природы – весне.
2. Чтение подготовленных учащимися стихотворений.
Ученик 1. Сергей Городецкий «Здравствуй, весенняя первая травка!»
Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу? Знаю, y вас там веселье и давка.
Дружно работают в каждом yглy.
Высyнyть листик иль синий цветочек
Каждый спешит молодой корешок
Раньше, чем ива из ласковых почек
Первый покажет зеленый листок.
Ученик 2. Генрих Сапгир «Тише всех»
Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха. И конечно, Бегемот
Тихо так прийти не смог.
Дождь идёт, стучит по крыше.
Ход часов мы тоже слышим.
У часов обычный шаг: тик-так, тик-так.
Но никто из нас не слышал, как листок из почки вышел.
И конечно, и конечно, поутру порою вешней
Вы услышать не могли, как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки, тихо вышли из земли.
Кто там выглянул молчком кверху белым колпачком?
Смотрят Заяц и Зайчиха, как подснежник вышел тихо.
И повсюду тишина. Это так, а не иначе.
Это значит, это значит, тише всех пришла ВЕСНА!
3. Знакомство с народными названиями и приметами весны.
Учитель. Весна — одно из четырёх времён года, после зимы и до лета. Включает в себя три месяца: март, апрель, май.
В марте ещё лежит много снега, но на солнце верхняя часть покрывается коркой и всё больше образуются проталины. Поэтому март называют Протальник.
(Звучит тихая мелодия фортепианной пьесы «Подснежник» П.И.Чайковского)
Учитель. А знаете, что в народе говорят о марте?
Март – февралю-бокогрею меньшой брат.
В марте щука хвостом лёд разбивает.
Март – ветронос, водотёк, грачевник.
Март и снегом сеет, и солнцем греет.
(Демонстрация репродукцииА.К.Саврасова «Грачи прилетели»)
Ученик. К нам вернулись грачи! Слушай их и молчи.
Наступила весна – им теперь не до сна.
В поле выбежал конь, грива – словно огонь.
Наступила весна – и ему не до сна.
Учитель. Какой месяц сменяет март? Что изменится в природе? В апреле день стремительно растет, а солнце еще сильней пригревает, снег стремительно тает и всюду журчат ручьи. Вот и месяцу дали название Снегогон.
Вот что об этом говорит народная мудрость:
Апрельские ручьи землю будят.
Мокрый апрель – хорошая пашня.
В апреле земля преет – ветренно и теплом веет.
(Демонстрация репродукций с весенними пейзажами)
Ученик. Как после мартовских метелей, свежи, прозрачны и легки,
В апреле – вдруг порозовели по-вербному березняки.
Весенним заморозком чутким подсушен и взбодрён лесок.
Ещё одни, другие сутки, и под корой проснётся сок.
И зимний день берёзовый зальётся пеной розовой.
Учитель. Какой же месяц самый цветущий, самый яркий и нарядный?
Ученики. Май.
Учитель. В мае природа пробуждается, цветут деревья, распускаются цветы и растут травы. От того и месяц прозвали Травень.
О мае пишут ласково, и весело. Солнышко греет, земля – благоухает, зацвели сады, не смолкает дружный хор певчих птиц. Это так бодрит и радует!
4. Игровой момент.
А сейчас мы поиграем в игру «Карусели». Повторяйте за мной и двигайтесь, чтобы карусели не сломались.
Еле-еле-еле-еле закрутились карусели.
(Медленно кружатся в правую сторону)
Завертелись каруси еле-еле-еле-еле.
(Медленно кружатся в левую сторону)
А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали и руками помахали.
(Темп речи идвижений постепенно ускоряются. Бег на месте)
Тише-тише, не спешите, карусель остановите.
(Темп движений постепенно замедляется. Шаг на месте.)
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.
(На слове «раз-два» все останавливаются, кланяются, хлопают в ладоши, садятся.)
5. Знакомство с астрономическим календарём и народными празниками.
Учитель. А вы знаете, что астрономическая весна наступает позже календарной — во время весеннего равноденствия, 20 марта и продолжается до летнего солнцестояния, 21 июня.
До XVIII века в Московском государстве весна отсчитывалась от Благовещения 25 марта до Рождества Иоанна Предтечи 24 июня.
А весенние праздники отмечали по следующим дням: 1-17 марта — Перелом зимы.
18 марта — 15 апреля — Снеготаяние.
16 апреля — 5 мая — Оживление весны.
6 — 21 мая — Разгар весны.
22 — 31 мая — Предлетье.
(Слайд-шоу «Весенние пейзажи»)
6. Беседа о птицах. Кроссворд.
Ученик. Ветерок у самого лица…
Шлёт весна – красавица гонца.
А гонцом на вороном коне мчится грач! Поёт он о весне!
Учитель. Согласно «Лесному календарю В. Бианки» весна — время массового прилета птиц на родные гнездовья. Первыми прилетают птицы, улетевшие последними, а последними — улетевшие первыми: грачи, скворцы, жаворонки, зяблики, трясогузки, чайки, чибисы, сороки, журавли, горихвостки, дрозды, овсянки, дикие гуси, утки, коршуны, бекасы-кулики, соловьи, ласточки, стрижи, зарянки, кукушки и т.д.
Последними прилетают птицы, имеющие яркое оперенье, — зимородки, варакушки, чеканчики, камышовки, малиновки и другие. Самыми последними прилетают иволги, уже тогда, когда деревья покрываются яркой молодой листвой.
(Демонстрация иллюстраций с изображением перечисленных птиц.)
Кроссворд «Птицы» по картинкам
1. Красногрудая птица, которая любит полакомиться калиной. (Снегирь)
2. Птица, которая кашу варила и деток кормила. (Сорока)
3. Ночная птица. (Сова)
4. Птица, которую часто путают с ласточкой. (Стриж)
5. Кто живёт в скворечнике? (Скворец)
6. Маленькая желтогрудая птичка. (Синица)
7. Конкурс знатоков весны.
Учитель. Предлагаю конкурс. Все желающие отвечают на вопросы и получают жетон за правильный ответ. Победит тот ученик, у которого окажется наибольшее количество жетонов.
Вопросы к конкурсу:
1. Какие деревья носят серёжки? (тополь, берёза, ольха)
2. Как называют раноцветущие растения? (первоцветы)
3. Почему их так называют? (они самыми первыми растут)
4. Как называются домики птиц? (гнёзда)
5. Что помогает распуститься листьям весной? (свет, тепло, влага)
6. Когда в лесу услышишь первые «ку-ку2? (в апреле)
7. Когда прилетит первая ласточка? (в апреле)
8. В каком месяце головки одуванчиков покрываются белым пушком? ( в мае)
9. Когда услышишь первый гром? (в мае)
10. В каком месяце цветут ландыши? (в мае)
11. Когда побегут весенние ручейки? (в марте)
(Подведение итогов конкурса. Подсчитываются результаты и определяется победитель, который награждается эмблемой «Знаток весенней природы»)
8. Заключительное слово учителя.
Понравилось ли вам наше мероприятие? Какое настроение у вас преобладало? Как думаете, что вам позволило получить заряд бодрости, радости, здоровья и хорошего настроения? Да, это весна! Вот она какая.
Как Волшебница, способная дарить улыбку, веселье, тепло и торжество.
Динь! Дон! Динь! Дон! Это что за нежный звон?
Это пролесок-подснежник улыбается сквозь сон!
Это чей пушистый луч так щекочет из-за туч,
Заставляя малышей улыбаться до ушей?
Это чья же теплота, Чья такая доброта
Заставляет улыбаться Зайца, кyрицy, кота?
И по какому поводу? Идёт Весна по городу!
И y пyделя- yлыбка!
И в аквариyме рыбка улыбнyлась из водицы.
Улыбка необъятная -До чего приятная!
Вот и полyчается, что не помещается
На одной странице такой длины,Вот такой ширины!
А по какомy поводy?
Идёт Весна по городy!
Весна Мартовна Подснежникова, Весна Апрелевна Скворешникова,
Весна Маевна Черешникова!
Учитель. Спасибо за внимание! Всего самого наилучшего!
Источник: ped-kopilka.ru