Комплекс технических средств железнодорожной автоматики принято называть устройствами сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ)
Сигнализация — единая система сигналов и технических средств для передачи приказов.
Централизация — комплекс технических средств для управления стрелками и сигналами на станциях или участках из одного пункта (центра) управления.
Блокировка (путевая) — система автоматики, обеспечивающая разграничение поездов по времени при движении на железнодорожном участке.
Все устройства СЦБ в зависимости от их назначения делятся на две группы: устройства СЦБ на перегонах и устройства СЦБ на станциях.
При движении поездов должны быть установлены допустимые интервалы их безопасного следования в попутном направлении и исключена возможность встречного движения поездов по одному и тому же пути. Основными средствами интервального регулирования движения поездов на перегонах и станциях являются: путевая блокировка; полуавтоматическая блокировка (ПАБ); автоматическая блокировка (АБ) и электрическая централизация (ЭЦ), диспетчерский контроль за движением поездов (ДК), автоматические ограждающие устройства на переездах, автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС).
Диспетчер СЦБ
В системах интервального регулирования движения поездов для фиксации вступления поезда на участок используются путевые датчики. В качестве основного путевого датчика применяют электрические рельсовые цепи.
Применение путевой, особенно автоматической, блокировки дает возможность обеспечить высокую пропускную способность перегонов за счет деления их проходными сигналами на отдельные блок-участки, на каждом из которых может находиться один поезд. Безопасность движения обеспечивается тем, что устройства путевой блокировки не допускают открытия разрешающего сигнала, ограждающего участок до полного освобождения его поездом.
Полуавтоматическая блокировка (ПАБ) регулирует движение поездов на участках с неинтенсивным движением. Проходные светофоры при ПАБ отсутствуют.
Автоматическая блокировка (АБ) является наиболее современным средством регулирования движения поездов на перегонах. При автоблокировке светофоры закрываются автоматически при вступлении поезда на ограждаемый блок-участок и открываются автоматически после освобождения блок-участка.
Для повышения безопасности движения поездов автоблокировка дополняется устройствами автоматической локомотивной сигнализации, которые передают машинисту информацию о показании светофора, к которому приближается поезд, и автостопами. На отдельных участках, где отсутствуют проходные светофоры, АЛС может использоваться как самостоятельное средство сигнализации и связи.
На станциях поезда движутся по определенным маршрутам, в которые входят стрелки, переведенные и запертые в соответствующем положении. В системе ЭЦ управление стрелками и сигналами ведется с одного пункта — поста ЭЦ с использованием электрической энергии.
Диспетчерская централизация — комплекс устройств ЭЦ и АБ, позволяющих управлять и контролировать работу нескольких станций целого участка дороги поездным диспетчером из одного центра управления.
Электромеханик СЦБ
На линиях, оборудованных автоблокировкой, применяют устройства диспетчерского контроля, которые передают поездному диспетчеру информацию об установленном направлении движения, занятии блок-участков, путей на промежуточных станциях, показаниях входных и выходных светофоров и другой информации.
Для автоматического обнаружения перегрева букс в поездах применяется аппаратура «ПОНАБ», «ДИСК» и «КТСМ».
Для обеспечения безопасности на переездах применяется автоматическая переездная сигнализация.
Безопасность движения и четкая организация движения поездов и маневровой работы требуют передачи машинисту информации о разрешении или запрещении движения локомотива, поезда или другой подвижной единицы, а при разрешении движения — режиме ведения. Кроме того, необходимо передавать сообщения с локомотива о предполагаемых действиях машиниста. Передача приказов, указаний и извещений производится с помощью сигналов. На железнодорожном транспорте применяют только сигналы, утвержденные министром путей сообщения РФ.
Сигнал — условный видимый или звуковой знак, при помощи которого подается определенный приказ. Сигнал является приказом и подлежит беспрекословному выполнению.
Применяемые на транспорте сигналы по способу их восприятия классифицируются на видимые и звуковые.
Видимые сигналы подаются светофорами, дисками, щитами, фонарями, флагами, сигнальными указателями и знаками. В зависимости от времени применения видимые сигналы подразделяются на дневные, ночные и круглосуточные.
В качестве отличительных признаков видимых сигналов используются цвет, форма, положение и число сигнальных показаний, а также различные режимы горения светофорных огней — непрерывный и мигающий.
Звуковые сигналы отличаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности и подаются свистками локомотивов, дрезины, ручными свистками, духовыми рожками, сиренами, гудками, а также петардами, взрыв которых требует немедленной остановки.
Сигналы, установленные Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, в зависимости от того, где и когда они применяются, а также от основного их назначения подразделяют на группы:
- постоянные сигналы — светофоры, применяемые при движении поездов и маневровой работе;
- сигналы ограждения — для ограждения опасных участков, мест производства работ и препятствий для движения поездов на перегонах и станциях; для ограждения подвижного состава на станционных путях и при вынужденной остановке на перегоне;
- ручные сигналы, применяемые при движении поездов (подаются фонарями, флагами, дисками);
- сигнальные указатели и знаки — для указания маршрутов следования поездов, положения стрелок, путевого заграждения и гидравлических колонок;
- сигналы, применяемые при маневровой работе (подаются светофорами, фонарями, флагами, свистками, рожком);
- сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и других подвижных единиц (фонари, светоотражатели, диски, флаги);
- звуковые сигналы.
Основными сигнальными цветами на транспорте являются красный, желтый и зеленый.Красный цвет — сигнал остановки; желтый — разрешает движение и требует снижения скорости; зеленый — разрешает движение с установленной скоростью.
Кроме того, применяется синий огонь — запрещающий маневры. Лунно-белый огонь используют как разрешающий при маневрах и как пригласительный сигнал на входных и выходных светофорах.
По конструкции оптической системы светофоры делятся на: линзовые и прожекторные. В линзовых светофорах каждое сигнальное показание передается с помощью линзового комплекта, включающего в себя окрашивающие и бесцветную линзы.
В прожекторном светофоре три различных показания передаются с помощью одного линзового комплекта и подвижного сектора с тремя светофильтрами: красным, желтым и зеленым. Показания прожекторного светофора соответствует цвету линзы, которая находится в фокусе.
Линзовая оптика практически исключает возможность ложного восприятия сигнала за счет отражения внешних световых потоков (солнечных лучей, прожектора и т.д.), в отличие от прожекторной системы. Поэтому она получила преимущественное распространение (рис. 9.1).
Ðèñ. 9.1. Óñòðîéñòâî ëèíçîâîãî ñâåòîôîðà: 1 — êîðïóñ ãîëîâêè; 2 — êîçûðåê; 3 — ôîíîâûé ùèòîê; 4 — ìà÷òà; 5 — âíóòðåííÿÿ öâåòíàÿ ëèíçà; 6 — íàðóæíàÿ áåñöâåòíàÿ ëèíçà;
7 — ðàññåèâàþùåå ñòåêëî
В настоящее время на переездах применяются светодиодные светофоры, в которых, вместо ламп накаливания и линз, используются плата со светодиодами и прозрачный ударопрочный колпачок. Проводятся испытания светодиодных комплектов для поездных светофоров.
Источник: studopedia.ru
САПР-СЦБ
В Программе технического и технологического перевооружения хозяйства СЦБ железных дорог предусмотрена разработка Интегрированной информационной системы хозяйства СЦБ (ИИС СЦБ) , в которую входит автоматизированная система проектирования, содержания и сопровождения технической документации ЖАТ в электронном виде – АС ПСС ТД (см. рисунок 1).
Поставленные цели намечено достичь за счет:
автоматизации получения проектных решений с помощью программных средств САПР СЦБ;
централизации информационных ресурсов в отраслевом банке данных технической и нормативно-справочной документации ЖАТ;
автоматизации ведения и сопровождения технической документации в подразделениях хозяйства СЦБ программными средствами;
централизованного сопровождения программных средств САПР СЦБ и базы данных нормативно-справочной информации головной проектной организацией (ГТСС) ;
интеграции проектных организаций и подразделений служб СЦБ дорог в единое информационное пространство посредством СПД ОАО «РЖД» и отраслевого банка данных.
Автоматизированная система проектирования, содержания и сопровождения технической документации ЖАТ
АС ПСС ТД состоит из трех основных компонентов (см. рисунок 2). Это автоматизированная система проектирования устройств СЦБ (САПР СЦБ) , автоматизированная система ведения и сопровождения технической документации и отраслевой банк данных технической и нормативно-справочной документации ЖАТ (АС ОБД-ЖАТ).
Создание АС ПСС ТД предусматривает разработку программных средств САПР СЦБ, централизованное оснащение проектных организаций, технических отделов и групп технической документации служб Ш современными средствами вычислительной техники и базовым лицензионным программным обеспечением. Поэтапное внедрение программных средств САПР СЦБ в проектных организациях и программных средств ведения техдокументации в технических отделах и группах технической документации служб Ш. Создание отраслевого банка данных технической и нормативно-справочной документации на ЖАТ. Подключение проектных организаций и линейных подразделений служб Ш к СПД ОАО «РЖД», посредством которой будет обеспечена интеграция проектных институтов и линейных подразделений служб Ш в единое информационное пространство хозяйства СЦБ с организацией электронного документооборота.
Система автоматизированного проектирования устройств СЦБ
Программные средства САПР СЦБ (см. рисунок 3) предназначены для проектирования следующих объектов СЦБ:
систем электрической централизации, включая микропроцессорные системы. В проект ЭЦ входят схематический план станции (таблицы маршрутов, взаимозависимости стрелок и сигналов, переездов и др.) ; двухниточный план станции, включая схему канализации тягового тока; кабельные сети; аппараты управления; базы данных для микропроцессорной системы централизации ЭЦ-ЕМ; принципиальные и монтажные схемы ЭЦ; спецификации;
систем автоблокировки (АБТЦ-¬03) (путевой план перегона, кабельные сети перегона, синтез принципиальных схем АБ, монтажные схемы, спецификации) ;
тональных рельсовых цепей (сборники регулировочных таблиц станционных и перегонных ТРЦ, режимы их работы) ;
систем диспетчерского контроля (таблицы сигналов контроля, принципиальные и монтажные схемы, спецификации) ;
систем диспетчерской централизации (таблицы сигналов управления и контроля, принципиальные и монтажные схемы, спецификации) ;
сортировочных горок (однониточный и двухниточный план, продольный и поперечный профили, кабельные сети, принципиальные и монтажные схемы, спецификации).
Заказные спецификации на оборудование создаются автоматически путем передачи данных из САПР СЦБ в комплекс программ формирования спецификаций (КП ФС).
Электронное представление технической документации, получаемое посредством САПР СЦБ, позволяет преобразовывать выходные данные для их ввода в комплекс программ сметных расчетов.
С помощью программных комплексов САПР СЦБ проектируют объекты СЦБ в автономном и сквозном режимах. При сквозном режиме для каждого последующего этапа проектирования используют данные, введенные или полученные автоматически на предыдущих этапах. Так, например, комплекс программ автоматизированного проектирования тональных рельсовых цепей может получать исходные данные из двухниточного плана станции и из схемы кабельных сетей автоблокировки.
В качестве ядра в САПР СЦБ используют графическую систему AutoCAD. Программные средства разрабатывают на языке С + + 7-ой версии с использованием библиотек ObjectARX.
Отраслевой банк данных технической и нормативно-справочной документации
Для создания электронного документооборота в хозяйстве СЦБ разрабатывается отраслевой банк данных технической и нормативно-справочной документации (ОБД-ЖАТ) , структурная схема которого представлена на рисунке 4.
Его основными задачами являются:
хранение технической (проектной) документации ЖАТ, выпускаемой всеми проектными институтами ОАО «РЖД», нормативно-справочной документации, загрузочных модулей общесетевых программных средств;
получение/передача технической документации в электронном виде по СПД ОАО «РЖД»;
архивация, резервное копирование и синхронизация копий технической документации в электронном виде;
обеспечение доступа абонентов АС ОБД-ЖАТ к выделенным областям памяти и хранимой в них информации в соответствии с установленным правом доступа;
классификация и поиск документов;
защита от несанкционированного доступа.
Благодаря ОБД-ЖАТ во всех проектных институтах ОАО «РЖД» будет внедрена единая технология проектирования устройств СЦБ, основанная на общих программных средствах САПР СЦБ, единой базе НСИ и типовых проектных решениях, рекомендованных головной проектной организацией — ГТСС.
Для проектирования нового объекта можно найти в ОБД-ЖАТ наиболее схожий проект станции (перегона) , выполненный ранее, и использовать его в качестве основы. Это значительно сократит время проектирования и в итоге, в масштабе отрасли, проекты будут приведены к типовым решениям.
Техническая документация, находящаяся в ОБД-ЖАТ, будет доступна также для работников технических отделов и групп технической документации служб СЦБ. Они смогут не только просматривать и выводить на печать техническую документацию, но и вносить в нее изменения, выполнять корректировку, создавать новые документы с последующим сохранением в ОБД-ЖАТ. Таким образом, в ОБД-ЖАТ будет находиться документация, отражающая текущее состояние устройств СЦБ на объектах железнодорожного транспорта. Это, в свою очередь, позволит использовать данную информацию другими системами ИИС СЦБ с целью формирования справок различной отчетности, планирования плановых ремонтов, реконструкции, замены устройств и др. Для этого ВНИИАС совместно с другими разработчиками ИИС СЦБ проводит работы по унификации и интеграции систем.
Результаты работ на начало 2006 года
В 2005 г. по результатам опытной эксплуатации откорректировано программное обеспечение комплексов программ автоматизированного проектирования схематического и двухниточного планов станции. Комплексы приняты в постоянную эксплуатацию комиссией ЦШ. Для проектирования двухниточного плана станции используют данные схематического плана, получаемые автоматически — в сквозном режиме проектирования.
Разработаны комплексы программ автоматизированного проектирования базы данных микропроцессорной централизации (автономный и сквозной режимы) , принципиальных и монтажных схем релейных ЭЦ. С помощью этих программных средств выполнены проекты ряда станций, оснащенных системой ЭЦ 12-2000.
Кроме того, ведутся работы по расширению функциональных возможностей САПР при проектировании систем ЭЦ-К, БМРЦ, МПЦ. Так, в сентябре 2005 г. сдан в опытную эксплуатацию комплекс программ автоматического синтеза принципиальных схем МПЦ. Созданы комплексы программ автоматизированного проектирования внешнего вида и монтажных схем аппаратов управления, а также кабельных сетей ЭЦ, путевых и кабельных планов автоблокировки. Данные двухниточного плана станции используют для проектирования кабельных сетей в сквозном режиме. Разрабатывается комплекс программ автоматического синтеза принципиальных схем автоблокировки типа АБТЦ-03 с последующим автоматическим проектированием монтажных схем.
Совместно с ВНИИАС создана первая очередь комплекса программ автоматизированного проектирования тональных рельсовых цепей (формирование регулировочных таблиц станционных ТРЦ и расчетов перегонных ТРЦ).
Комплексы программ автоматизированного проектирования систем диспетчерского контроля и диспетчерской централизации прошли опытную эксплуатацию и успешно используются в проектировании.
Выполнена стыковка САПР СЦБ с комплексом программ формирования спецификаций (КП ФС). Это позволяет полностью автоматизировать процесс формирования заказных спецификаций.
Совместно с СКТБ «Компьютерные системы» разработан технический проект на ОБД-ЖАТ и реализованы отдельные компоненты системы – сервер приложений, файловый сервер, АРМ администратора ОБД-ЖАТ и АРМ пользователя проектной организации.
Ежегодно ГТСС проводит школы передового опыта по вопросам обучения и внедрения программных средств САПР СЦБ. В школе 2005-го года приняли участие представители 16 проектных организаций, в том числе представители ближнего зарубежья. Им были продемонстрированы вновь разработанные программные комплексы САПР, а также программные средства, откорректированные по замечаниям и предложениям пользователей. Участникам школы переданы компакт-диски с программными средствами САПР и техническая документация на них.
ГТСС совместно с Департаментом корпоративной информатизации и «Трансинформ» планирует поставки средств вычислительной техники и лицензионного программного обеспечения в проектные организации и линейные подразделения службы СЦБ дорог. Так, в 2005 г. в проектные организации в общей сложности поставлено 22 сервера, 471 рабочая станция, 25 высокопроизводительных принтеров, 387 лицензий AutoCAD, на дороги (в дистанции, дорожные лаборатории, технические отделы служб) – 247 рабочих станций и столько же принтеров, 158 лицензий AutoCAD.
Перспективные планы работ
В 2007 г. планируется полностью автоматизировать проектирование систем электрической централизации, автоблокировки, тональных рельсовых цепей, диспетчерского контроля, систем диспетчерской централизации, сортировочных горок и ведение и сопровождение технической документации в подразделениях хозяйства СЦБ; состыковать САПР СЦБ с программным комплексом сметные расчеты; организовать электронный оборот технической документации на устройства СЦБ между проектными организациями, подразделениями служб СЦБ дорог, другими автоматизированными подсистемами Интегрированной информационной системы хозяйства СЦБ.
Admin добавил 10.05.2011 в 16:30
Вы можете дополнить или изменить данную статью, нажав кнопку Редактор
Создано Admin, 10.05.2011 в 15:30
Последнее редактирование Admin, 10.05.2011 в 15:30
0 Комментария , 6279 Просмотров
Источник: scbist.com
Что такое СЦБ?
Устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) — это комплекс средств, необходимых для регулирования движения поездов (автоблокировка, диспетчерское управление движением поезда, путевое устройство автоматической локомотивной сигнализации с регулированием скорости). Используется оборудование СЦБ и связи не только в железнодорожной отрасли, но и в шахтах, взрывоопасных зонах, горно-обогатительными комбинатами, металлообрабатывающими комплексами, метрополитеном.
С чего начиналось СЦБ
История СЦБ начинается с 1920 года, когда телефонная и электрожезловая системы не могли обеспечить потребности усовершенствованной железной дороги. Первым, кто разработал положение по применению автоблокировки на железных дорогах стал профессор Я. Н. Гордеенко.
Ним была создана система четырех участков, позволившая увеличить их пропускную способность. Далее разработками релейной защиты в комплексе с электрической сигнализацией занимаются коллективы ЦНИИ НКПС, где и разрабатывается принципы построения системы диспетчерской централизации.
Оборудование СЦБ в современном мире
Современное оборудование СЦБ и связи –это целый комплекс устройств, обеспечивающих надежность и бесперебойную длительную работу. Составляющими аппаратуры СЦБ являются заградительные устройства (ЗСЦБ-1, ЗСЦБ-2 – обеспечивают защиту радио- и электроустройств от помех в контактных электросетях), автостопы, шлагбаумы, светофоры (ШС-1, ШС-2 служат для регулирования движения поездов), оборудование стрелочных приводов (СУСП-40-У5 обеспечивает защиту, контроль и автоматическое диспетчерское управление) и многое другое.
Современная диспетчерская централизация позволяет одному человеку управлять сигналами и стрелками всех станций, которые входят в диспетчерский круг. Такая методика позволяет минимизировать затраты времени и обеспечивает оперативное исполнение замысла диспетчера. Существует ряд аппаратур, которые используются не только в железнодорожной отрасли, но и на предприятиях горнорудной, литейной, машиностроительной промышленности. К примеру, аппаратура диспетчерской высокочастотной связи «Украина», которую производит ООО «Укрпромавтоматика» позволяет держать связь диспетчера с машинистами электровозов горнорудных предприятий. Состоит такая аппаратура из приемопередающей станции (блока БПП), установочной аппаратуры, в которую входят щит переключений (ЩП), переходное устройство (ПУ), соединительное устройство (СУ), вольтметр резонансный (ВР-5645), высокочастотный заградитель на 1500 А, высокочастотный заградитель на 800 А, блок питания (БП), ключ торцовый.
Современные приборы СЦБ
Аппаратура остается работоспособной не только при колебании напряжении сети, но и при её обесточивании.
Сегодня в мире безопасное движение поездов обеспечивается с помощью микропроцессорных систем. На дорогах же РФ переоснащение этими системами идет медленно. Это обусловлено низкой рентабельностью внедрения таких систем и невозможностью их производства.
Источник: ruskransnab.ru
Справочник СЦБиста
Приложение включает в себя различные устройства, с которыми каждый день сталкиваются работники служб СЦБ (РЖД). Представленные в приложении устройства СЦБ делятся на 13 самых часто встречаемых на железных дорогах России типов: железнодорожные светофоры, железнодорожные реле, трансформаторы, стрелочные переводы, железнодорожные перемычки, рельсовые цепи, электроприводы, муфты и коробки, железнодорожные станции, устройства автоматической локомотивной сигнализации, устройства автоматической переездной сигнализации, устройства диспетчерской централизации, устройства блочно-маршрутной релейной централизации, устройства горочной автоматической централизации. Все устройства были отобраны в строгом соответствии с инструкциями по сигнализации и известными учебниками по СЦБ.
Последнее обновление
12 апр. 2021 г.
Книги и справочники
Безопасность данных
В этом разделе разработчики могут указать, как приложения собирают и используют данные. Подробнее о безопасности данных…
Источник: play.google.com