Мендубаева, З. А. Структура учебно-методического комплекса / З. А. Мендубаева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 216-219. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1367/ (дата обращения: 04.07.2023).
Разработка учебно-методического комплекса состоит из нескольких этапов. 1. Работа с нормативной и учебно-методической документацией. На этом этапе рассматриваются федеральный и региональный компоненты. Федеральный компонент состоит из: -федерального государственного образовательного стандарта; -примерного учебного плана; -примерной учебной программы. Региональный компонент включает в себя следующую документацию: -рабочий учебный план; -рабочая учебная программа; -тематический план; -планы учебных занятий, например, в виде технологических карт.
2. Выбор средств обучения.
Классифицируются средства обучения на следующие основные виды: учебная и учебно-методическая литература (инструкционные карты, словари и т.д.), учебно-наглядные пособия (натурального, изобразительного и знакового типа), технические средства обучения и специальные оборудования для практической деятельности.
Система среднего образования в Швейцарии — Swiss Matura — Программы обучения в швейцарских школах
3. Выбор типа и вида занятия.
На этом этапе происходит использование традиционных и инновационных технологий проведения занятий в форме: лекции, семинара, коллоквиума, деловой игры, конференций и т.п. Основной формой обучения в учебном процессе было и остается аудиторная система. Появление компьютеров и компьютерных информационных технологий позволяет эту систему сделать более эффективной, интересной и практичной.
4. Выбор вида контроля.
Осуществляется контроль усвоения знаний, умений и навыков студентов с применением основных его видов (входного, текущего, рубежного и итогового) и форм (рейтинговый контроль, срезы знаний, тестирование, контрольные и самостоятельные работы, защиты рефератов и курсовых работ и т.д.).
5. Самоанализ и коррекция деятельности преподавателя.
Более детально логика проектирования УМК по учебной дисциплине профессионально-образовательной программы рассмотрена в работах Н.В. Чекалевой и представлена следующим образом [5].
1. Конкретизированное описание уровня подготовки:
-итоговой (обобщение знания и умения);
-по базовым предметам (обобщение знания и умения на предметном содержании);
-промежуточной диагностики уровней подготовки.
2. Написание пояснительной записки к учебному плану образовательной программы, раскрывающей:
-ведущие идеи и минимум требований к предъявлению содержания образовательных областей федерального компонента;
-ведущие идеи и минимум требований к предъявлению содержания, отражающие индивидуализированный компонент;
-взаимосвязь и взаимодополняемость обоих компонентов.
3. Обоснование подбора и логики согласования учебных программ изучаемых курсов.
4. Создание учебных пособий разных видов и разного целевого назначения, конкретизирующих вузовский компонент учебного плана.
Рабочие программы как структурный элемент основной образовательной программы»
5. Создание комплекса дополнительного образования и соответствующих пособий.
6. Создание научно-методического справочника для преподавателя, структурирующего и обобщающего научные достижения о возможностях различных видов деятельности для становления субъектной позиции студента.
7. Создание методических рекомендаций, обобщающих передовой педагогический опыт оказания психолого-педагогической помощи студенту в освоении образовательной программы.
8. Создание пакета «экзаменационных материалов» (как готовиться к экзамену, контрольной работе, зачету, защите; примеры экзаменационных заданий, критерии и способы оценки и т.д.).
Таким образом, УМК в период реформирования высшего профессионального образования строится с учетом федерального государственного образовательного стандарта, профессионально-образовательной программы, требований, предъявляемых к научно-методическому обеспечению нового содержания, психолого-педагогической подготовки студентов.
Основная задача преподавателя – организация свободного образовательного взаимодействия с информационной образовательной средой, с уже существующими и выделенными для учебных целей объектами внешнего мира, которые частично представлены в учебно-методическом комплексе. УМК – лишь часть среды считает Е.З.Власова и представленная ею модель, хотя и носит обобщенный характер, более близка нашему пониманию структуры УМК [2].
Структурными компонентами УМК являются инвариантное ядро и вариативные оболочки, число которых в общем случае N и зависит от многих факторов, в том числе от специфики изучаемого предмета, дидактических особенностей его преподавания и изучения.
Компонентами ядра являются учебная программа, учебник, практикум, контрольно-измерительные материалы. Первая оболочка содержит сборник задач (упражнений), коллекцию оценочных материалов, пособие к учебнику. Примерными структурными компонентами второй оболочки являются дидактические материалы, учебник для факультатива, энциклопедический словарь, коллекция методических материалов, хрестоматия. В состав третьей оболочки могут входить учебные пособия (региональный компонент), коллекция книг для чтения по различным предметным областям, коллекция фото-, видеоматериалов, цифровых копий художественных и научно-популярных фильмов, произведений искусства и других материалов, коллекция CD (интерактивные модели физических, химических, биологических явлений и процессов), задачники, журналы (периодическая печать).
В состав, так называемой, западной модели УМК входят: учебник, сборники практических заданий и деловой информации преподавателя, учебно-методические материалы для преподавателя, рабочие тетради студента, тематические учебные материалы для студента, компьютерные имитационные игры, сборники тестовых заданий.
Принимая за основу обобщенные модели, мы считаем, что в условиях реформирования системы высшего профессионального образования необходимыми элементами структуры УМК являются: федеральный государственный образовательный стандарт, учебная программа, опорные конспекты, предписания для самостоятельной работы студентов с источниками информации, учебные пособия, учебно-методические материалы для преподавателя, отобранная специальная информация, хрестоматии, компьютерные и имитационные игры, педагогические технологии.
Третий компонент ядра УМК – опорный конспект, который концептуально и дидактически является гибкой, вариативной «оболочкой» учебной программы, который формируется на основе специально подобранной информации, ориентированной на учебный предмет, его ведущий компонент и образовательную ступень.
В результате учебно-методический комплекс представляет собой индивидуализированный обучающий пакет студента, отражающий процесс освоения студентом той или иной дисциплины профессионально-образовательной программы.
Выделение жесткого инварианта и вариативной оболочки УМК позволяет:
-обеспечить единство педагогических требований к профессиональному образованию;
-учесть взаимосвязь общего и единичного в освоении педагогических дисциплин (за счет отражения полипарадигмальности современной педагогической науки, учета разнообразия индивидуальных стилей деятельности преподавателей и студентов, специфики предметной деятельности будущих педагогов).
Эффективность применения методических материалов в составе УМК можно охарактеризовать несколькими формальными признаками: научность, целенаправленность, системность, комплексность, вариативность, действенность, практическую направленность, диагностируемость. Алгоритм внедрения предложенной модели УМК в педагогическую практику может быть различным и зависит от ряда факторов: -уровня профессионально-педагогической компетентности руководящих и педагогических кадров, управляющих образовательным процессом; -уровня обученности и обучаемости студентов; -организационно-педагогических и дидактических условий образовательного процесса; -типа образовательного учреждения, образовательной программы, учебного плана.
Опыт показывает, что использование учебно-методического комплекса придает учебному процессу системность, логичность и завершенность, что повышает у студентов мотивацию к обучению и способствует приобретению более глубоких знаний.
1. Антонова С.Г., Тюрина Л.Г. Современная учебная книга. Создание учебной литературы нового поколения. М., 2001 с. 21
2. Власова Е.З. Технологии взаимодействия человека с высокотехнологичной информационной средой: Учебно-методический комплекс. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. — 232 с.
3. Солянкина, Л.Е., Саранов А.М. Технология конструирования учебно-методического комплекса студента: учебное пособие. Волгоград: Перемена, 1999. 80с.
4. Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. М.: Знание, 1983.-249 с.
5. Чекалева Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе.- Омск, 1998-166с.
6. Щепотин А.Ф., Чекулаев М.А., Сосонко В.Е. и др. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях. М.: Изд-во НМЦ СПО, 1999. — 50 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, учебная программа, материал, учебно-методический комплекс, средство обучения, студент, федеральный государственный образовательный стандарт, высшее профессиональное образование, образовательная программа, профессионально-образовательная программа.
Похожие статьи
Особенности учебно-методического обеспечения в колледже
Ключевые слова:учебно-методическое обеспечение (УМО), образовательный процесс, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Основным инструментом организации образовательного процесса является.
Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества.
образовательный процесс, средство обучения, комплексное учебно-методическое обеспечение, учебная дисциплина, учебно-методическая документация, рабочая программа, профессиональное образование.
Основы обеспечения взаимосвязи учебной программы трудового.
образовательный процесс, профессиональное образование, учебный процесс, государственный образовательный стандарт, процесс обучения, специальное образование, трудовая деятельность.
Формы участия работодателя в планировании, реализации.
– формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам
К вопросу о заочном обучении в СПО | Статья в журнале.
профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, учебно-производственная деятельность, учебная деятельность, техническое творчество, средство обучения.
Модель проектирования индивидуального плана обучения
индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный план обучения, индивидуальная образовательная программа, курс, учебный план, учебный материал, индивидуальный образовательный маршрут.
Модульность в образовании: методики, сущность, технологии
высшее образование, образовательная программа, учебный процесс, модуль, дисциплина, ECTS, модульная образовательная программа, учебный план, кредитная технология обучения, Болонская Декларация.
Индивидуальная образовательная программа как ресурс.
Реализация и достижение планируемых образовательных результатов, сформулированных Федеральным государственным образовательным стандартом, в ходе учебного процесса не происходят автоматически, напротив.
Электронный учебно-методический комплекс как компонент.
Внедрение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Похожие статьи
Особенности учебно-методического обеспечения в колледже
Ключевые слова:учебно-методическое обеспечение (УМО), образовательный процесс, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Основным инструментом организации образовательного процесса является.
Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества.
образовательный процесс, средство обучения, комплексное учебно-методическое обеспечение, учебная дисциплина, учебно-методическая документация, рабочая программа, профессиональное образование.
Основы обеспечения взаимосвязи учебной программы трудового.
образовательный процесс, профессиональное образование, учебный процесс, государственный образовательный стандарт, процесс обучения, специальное образование, трудовая деятельность.
Формы участия работодателя в планировании, реализации.
– формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам
К вопросу о заочном обучении в СПО | Статья в журнале.
профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, учебно-производственная деятельность, учебная деятельность, техническое творчество, средство обучения.
Модель проектирования индивидуального плана обучения
индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный план обучения, индивидуальная образовательная программа, курс, учебный план, учебный материал, индивидуальный образовательный маршрут.
Модульность в образовании: методики, сущность, технологии
высшее образование, образовательная программа, учебный процесс, модуль, дисциплина, ECTS, модульная образовательная программа, учебный план, кредитная технология обучения, Болонская Декларация.
Индивидуальная образовательная программа как ресурс.
Реализация и достижение планируемых образовательных результатов, сформулированных Федеральным государственным образовательным стандартом, в ходе учебного процесса не происходят автоматически, напротив.
Электронный учебно-методический комплекс как компонент.
Внедрение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности.
Источник: moluch.ru
Методические рекомендации для разработки программы учебного предмета
Цели, заявленные в ФГОС общего образования, ставят перед
учителем задачу поиска новых форм коммуникации с
учащимися в ходе учебного процесса — таких форм, которые в
полной мере создают условия для раскрытия творческих,
индивидуальных способностей и образовательных
возможностей каждого ученика.
Учитель в данном случае выступает не только как носитель
готовых знаний, но и как организатор познавательной
деятельности. Активными участниками процесса познания
являются сами учащиеся, так как они предлагают собственные
методы исследования, работают с первоисточниками,
сопоставляя полученные сведения, делают выводы.
В связи с вышесказанным значительно возросло значение
современной организации процесса обучения школьников как
на уроке, так и во внеурочное время. Продуманные формы
работы, рационализация индивидуальной и совместной
работы обучающихся, регламентация учебной нагрузки,
методически обоснованный выбор образовательных
технологий, методов, приемов, способов деятельности во
многом свидетельствуют об уровне педагогического
мастерства, уровне профессионализма учителя. Не
последнюю роль играет в этом создаваемый учителем
документ — рабочая программа учителя.
3. Основные требования к содержанию и структуре рабочей программы закреплены в документах:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010
№ 1897 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта основного общего образования».
1.
4. Базовые документы рабочей программы учителя.
ФГОС.
Примерная основная
образовательная программа.
Основная образовательная
программа общеобразовательного
учреждения.
5. ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации образовательной программы общеобразовательными
требования к результатам освоения основной
образовательной программы;
требования к структуре основной образовательной
программы, в том числе к соотношению обязательной
части основной образовательной программы и части,
формируемой участниками образовательного процесса;
требования к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным
условиям.
Таким образом, стандарт должен быть положен в основу
деятельности работников образования,
разрабатывающих основные образовательные
программы с учетом особенностей развития каждого
региона Российской Федерации, отдельного
образовательного учреждения, с обязательным
учетом запросов участников образовательного
процесса.
6. Примерная основная образовательная программа-
документ, который детально раскрывает обязательные
(федеральные) компоненты содержания обучения и
параметры качества усвоения учебного материала по
конкретному предмету базисного учебного плана.
Разработка примерных программ относится к
компетенции Российской Федерации в области
образования в лице ее федеральных органов
государственной власти.
Примерные основные образовательные программы
проходят экспертизу и включаются в реестр примерных
основных образовательных программ, являющийся
государственной информационной системой. По
действующему законодательству Российской
Федерации примерные программы носят
рекомендательный характер.
7. http://edu.crowdexpert.ru/ — сайт общественной экспертизы нормативных документов в области образования.
8. Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками
В целях обеспечения индивидуальных потребностей
обучающихся в основной образовательной
программе предусматриваются:
учебные курсы, обеспечивающие различные
интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
внеурочная деятельность.
Основная образовательная программа основного
общего образования должна соответствовать типу и
виду образовательного учреждения и быть
преемственной по отношению к основной
образовательной программе начального общего
образования и далее основной образовательной
программе среднего (полного) общего
образования.
9. Основная образовательная программа должна содержать три раздела:
10. !
Программы отдельных учебных предметов,
курсов должны обеспечивать достижение
планируемых результатов освоения
основной образовательной программы
основного общего образования.
Программы отдельных учебных предметов,
курсов разрабатываются на основе
требований к результатам освоения
основной образовательной программы с
учетом основных направлений программ,
включенных в структуру основной
образовательной программы.
11. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
12. Титульный лист – структурный элемент рабочей программы, представляющий первоначальные сведения о программе.
Как правило, титульный лист включает:
Наименование Учредителя ОУ (согласно Уставу).
Полное наименование ОУ (согласно Уставу).
Наименование учебного предмета (курса).
Указание параллели, на которой изучается предмет.
Сведения об учителях – авторах-составителях рабочей
программы.
Срок реализации программы.
Грифы рассмотрения, согласования (с указанием
номера протокола и даты рассмотрения) и
утверждения рабочей программы (с указанием
номера приказа и подписи директора оу/заместителя
директора по УВР).
Год разработки рабочей программы.
13. Пояснительная записка необходима для того, чтобы:
определить цели и задачи изучения учебного предмета
(должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми),
роль учебного предмета в достижении результатов освоения
образовательной программы общеобразовательного
учреждения.
дать представление о способах развертывания учебного
материала, в общих чертах показать методическую систему
достижения целей, которые ставятся при изучении предмета,
описать средства их достижения.
Если учитель использует в качестве рабочей программы
опубликованную авторскую программу, то в пояснительной
записке достаточно привести сведения об авторской
программе с указанием наименования, автора и года издания
и кратко обосновать причины ее выбора и особенности
реализации в конкретном общеобразовательном учреждении.
В этом случае пояснительная записка является очень краткой.
14. Возможные варианты использования и оформления учителем рабочих программ:
Использование примерной программы, примерной
программы с внесенными изменениями. В этом случае
необходимы: пояснительная записка с указанием внесенных
изменений, с указанием учебника, учебных пособий,
которые используются для реализации данной программы;
учебно-тематическое планирование;
Использование имеющейся авторской программы (как
правило, программы автора учебника). Необходимы:
пояснительная записка с указанием учебника, учебных
пособий, которые используются для реализации данной
программы; учебно-тематическое планирование.
Использование авторской программы с внесенными
изменениями. В этом случае необходимы пояснительная
записка, в которой указываются внесенные изменения, и
учебно-тематическое планирование. Авторская программа
учителя целесообразна для инновационных программ
(позволяющих получать качественно новый результат)
Необходимо организовать рецензирование – внутреннюю и
внешнюю экспертизу.
15. Т. к. рабочая программа является локальным нормативным актом, то она
подлежит экспертизе на школьном
методическом объединении;
подлежит экспертизе заместителя
директора по УВР;
подлежит утверждению директором
ОУ;
оформляется в соответствии с
требованиями ГОСТ 6.30 Р-2003
16. Составитель рабочей программы может самостоятельно:
17. Рабочие программы для изучения предмета на профильном уровне
ориентированы на подготовку обучающихся к
последующему профессиональному образованию.
Эти программы обеспечивают профильную
подготовку обучающихся в средних
общеобразовательных школах и учреждениях
повышенного статуса (школа с углубленным
изучением отдельных предметов, лицей, гимназия).
Основой для составления этих программ являются
примерные программы профильного уровня.
18. Рабочие программы для изучения предмета на базовом уровне
являются
инструментом для реализации
государственного стандарта общего
образования и позволяют осуществить
общеобразовательную подготовку
учащихся.
Основой для составления этих программ
(как было отмечено выше) являются
примерные программы.
19. Рабочие программы дополнительных предметов, элективных и факультативных курсов, предметных кружков, введенных в учебный план
могут разрабатываться на основе самых разнообразных программных и
методических материалов. Такими материалами могут быть:
программы учреждений начального и среднего профессионального
образования;
программы, реализуемые в учреждениях дополнительного образования
детей;
авторские
программы
факультативных,
элективных
курсов,
подготовленные другими педагогами, опубликованные в методических
изданиях;
справочная и методическая литература;
другие информационные источники.
Такое разнообразие определяется тем, что, как правило, эти программы
направлены на освоение содержания, не входящего в государственные
образовательные стандарты общего образования, и учитель в отсутствие
готовых авторских программ может пользоваться разнообразными
источниками. При наличии апробированных авторских программ по
факультативным, элективным курсам, предметным кружкам они могут
использоваться в качестве рабочих.
20. Проследим путь рассмотрения и утверждения Рабочей программы:
Разработанные учителем рабочие учебные программы должны рассматриваться на
заседании методического объединения учителей школы (научно-методического Совета
ОУ).
УМО учителей (научно-методический Совет (НМС) после экспертизы дает заключение об
одобрении или доработке учебных программ. Решение школьного методического
объединения (НМС) оформляется протоколом. При необходимости допускается
получение рецензии (экспертного заключения) от Международной Ассоциации
«Развивающее обучение», Открытого института «Развивающее образование»,
соответствующих (профильных) кафедр учреждений высшего профессионального
образования, Института повышения квалификации педагогов по заявке руководителя
образовательного учреждения. После чего при положительном решении рабочие
учебные программы представляются в администрацию общеобразовательного
учреждения.
Директором школы издается приказ об утверждении рабочих учебных программ по
каждому предмету (курсу).
На всех рабочих учебных программах указывается дата их принятия на заседании
школьного методобъединения (НМС) и рецензии с указанием авторов или реквизитов
решений соответствующих кафедр и подпись директора школы об их утверждении с
указанием даты и номера приказа.
Утверждение рабочих учебных программ по учебным предметам осуществляется до
начала учебного года, но не позднее 31 августа текущего учебного года.
Один экземпляр утвержденных рабочих учебных программ хранится в документации
школы в соответствии с номенклатурой дел, второй экземпляр передается учителю для
осуществления учебного процесса.
Администрацией общеобразовательного учреждения ведется периодический контроль
за реализацией и выполнением рабочих учебных программ.
21. Критерии для проведения экспертной оценки рабочих программ:
Концептуальность – обоснованность идеи проекта
программы;
Системность – взаимообоснованность компонентов
программы;
Полнота – сохранение обязательного базисного компонента
содержания образования, учет региональных и
национальных особенностей;
Целостность – необходимость и достаточность компонентов,
их внутренняя взаимосвязь по отношению цели образования;
Сбалансированность – рациональное распределение
содержания образования между федеральным,
региональным компонентом и компонентом оу, а также
разделами и темами программы;
Преемственность содержания образования по ступеням
обучения;
Гибкость учебно-тематического планирования,
разнообразие в способах обучения во избежание
перезагрузки учащихся;
Управляемость – наличие диагностического инструментария;
Эффективность – оценка качества обучения учащихся по
данной программе.
22. Рецензирование рабочей программы.
Рецензии на рабочие программы
могут носить внутренний и внешний
характер. Внутреннее
рецензирование на уровне оу является
обязательным и проводится для того,
чтобы программа была допущена к
реализации.
Внешние рецензии могут быть
подготовлены научными работниками,
методистами, педагогами,
23. Домашнее задание по теме лекции.
1. Ознакомиться с рабочей программой по экономике,
представленной в группе. Письменно ответить на
следующие вопросы:
• Какой базовый учебник составляет информационную
базу предлагаемой программы?
• Укажите основные результаты освоения школьниками
данной программы?
2. Указать достоинства данной программы, оценку
проводите по основным критериям экспертной оценки
рабочих программ (концептуальность, системность,
полнота и т. д.)
Максимальная оценка – 10 баллов.
Источник: ppt-online.org
Проектирование содержания учебного предмета как дидактическая задача
Задача. Откройте свой конспект. Вернитесь к § 1.2 и 2.3, запишите концептуальные подходы к определению содержания образования. При этом особое внимание обратите на роль образования. Уясните, откуда возникают цели профессионального обучения, какое значение в решении этой проблемы принадлежит квалификационной характеристике, какие принципы должны использоваться при отборе, систематизации и классификации содержания обучения.
С опорой на информацию В.А. Ермоленко [60] приводятся общие подходы к отбору содержания образования. Проектирование содержания высшего профессионального образования (ВПО) осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном. На федеральном уровне на основе федеральных компонентов образовательных стандартов разрабатывается комплект стандартных структурных элементов содержания обучения, из которых затем формируется блочно-модульная учебная программа. На региональном уровне, в соответствии с конечной целью обучения, отражается специфика вузовской подготовки специалистов.
Блочно-модульная учебная программа может разрабатываться и на региональном уровне. Основой для этого является в данном случае комплект стандартных структурных элементов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты стандарта. Такой подход позволяет учесть в рабочей учебно-программной документации федеральный компонент государственного стандарта при одновременной ориентации на потребности регионального (местного) рынка труда.
Формализация содержания ВПО дает возможность создать с помощью компьютерной техники информационный банк профессиональной подготовки, включающей стандартные структурные элементы содержания обучения. Это открывает путь к использованию новых информационных технологий для построения образовательных траекторий и решения оптимизационных задач в области содержания ВПО.
Структурирование отобранного содержания обучения на макро уровне осуществляется посредством блочно-модульного подхода.
Блочно-модульный подход позволяет выделить конкретный «носитель» содержания обучения, с помощью которого обеспечивается гибкость системы ВПО, настраиваемость ее на адаптивность к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Использование блочно-модульного подхода при структурировании содержания обучения предполагает, что результаты анализа и разработки содержания ВПО оформляются в виде функционально завершенных структурных элементов — блоков и модулей, реализующих одну или несколько целей обучения.
Анализ основных детерминант ВПО показывает, что все их компоненты являются либо объектами и предметами (предметы и средства производства, готовая продукция), либо процессами и явлениями (природные явления, экономические закономерности, технологические и трудовые процессы и т.п.). Введенные в учебный процесс они становятся учебными элементами. Таким образом, в общем случае под учебными элементами понимаются познаваемые объекты (предметы) и процессы (явления) действительности, введенные в учебный процесс в виде понятий, существенных признаков, взаимосвязей, законов, правил, принципов и т.д.
После уяснения общей задачи образования и ее дидактических компонентов можно приступить к рассмотрению вопроса о проектировании содержания учебного предмета.
Структура системы знаний учебного предмета может быть представлена в виде цепочки, которая постепенно усложняется: тренировочная задача — итоговое задание — комплексное задание.
Тренировочные задачи разрабатывают на основе целей обучения по основным учебно-целевым вопросам темы. Они могут быть двух типов. Первый тип — задача с алгоритмичным решением. Здесь решение гарантируется последовательностью выполнения по жесткому алгоритму или фиксированной системой операций, или вычислениями по формулам.
Для эффективного формирования продуктивного мышления задачи этого типа могут быть усложнены и характеризоваться, так называемыми, нечеткими алгоритмами, которые приводят к принятию нестандартных решений, — такие задачи относят ко второму типу. Эти нестандартные задачи отличаются недостаточностью или предвзятостью вопросов, противоречивостью данных в условии задачи. Решение задач ведется на поисковой основе после того, как студенты накопят необходимый опыт решения типовых задач.
К этому типу можно отнести и задачи по усовершенствованию метода анализа. Для поэтапного формирования системного мышления составляют серии задач, каждая из которых служит формированию одного из выделенных познавательных действий. Для определения ориентировочной основы деятельности необходимо:
• выделить из условия задачи объект анализа, его целостные
качества и характеристики;
• для каждой функции объекта определить подсистему и разделить ее на элементы, неразделенные в условиях данной задачи;
• выявить внутренние и внешние связи между элементами и
уровни построения объекта;
• оценить качественное состояние выходной системы, возможности всех ее преобразований и пути дальнейшего развития;
• выбрать рациональные средства решения задачи и выполнить
необходимые расчеты.
Итоговые задания разрабатывают по ключевым темам учебного предмета и показателям успешности достижения их целей. Они несут мощный психологический заряд формирования профессионального мышления и мотивации. В них реально отображается и содержательно раскрывается нестандартная профессиональная ситуация.
Как правило, часть ситуации должна быть связана с творческой деятельностью студента, возможностью произвести исследовательский поиск решения. Он основывается или на геометрических представлениях, или на абстрактно-логическом развернутом, или сокращенном анализе. При этом общий алгоритм решения неизвестен.
До этого задания студенты уже изучили тему, выполнили необходимый объем задач по применению знаний в стандартных или нестандартных внутрипредметных условиях и теперь необходимо решить задачу творческого перехода знаний и умений в стандартную межпредметную ситуацию. Набор итоговых заданий по учебному предмету целесообразно разрабатывать на базе сквозного примера по решению одной и той же учебно-производственной проблеме, которая включает также и социальные аспекты.
Содержание комплексного задания основывается на конкретном материале, объединяющем все итоговые задания предмета, т.е. цели его адекватны целям учебного предмета.
Успешное выполнение студентом комплексного задания свидетельствует о том, что цель обучения данному предмету достигнут, и отпадает необходимость в проведении экзамена (зачета). Kaк правило, эти задания включают в себя систему проблемных ситуаций, для разрешения которых требуется уметь формулировать проблемы, разрабатывать планы их решения, создавать гипотезы и т.п. Иными словами, при выполнении таких заданий деятельность студента носит как репродуктивный, так и поисковый характер. Для создания условий, близких к производственным, одной из форм комплексных заданий могут быть деловые игры.
Таким образом, полный набор заданий по учебному предмету будет состоять из воспитательно-развивающих заданий и заданий двух типов, которые позволят моделировать профессиональную деятельность и формулировать предметные умения, с одной стороны, и закреплять отобранные знания — с другой. Задания первого типа относятся к внутренним системообразующим факторам для всего содержания учебного предмета, поскольку благодаря этим факторам система выступает как единство взаимодополняющих и корректирующих компонентов, объединенных и функционирующих ради достижения целей обучения. В роли «клеточки» содержания может быть выделена самостоятельная работа по образцу в виде сложных алгоритмов или схем основы ориентировочных действий (ООД).
По форме задания делятся на индивидуальные и групповые, выполняемые в составе микрогруппы. Замечено, что коллективный труд положительно влияет на развитие профессиональных склонностей личности, выработку самоконтроля и самооценки, а при наличии высокого уровня мотивации пробуждает чувство ответственности перед малой группой и коллективом.
С учетом сказанного система проектирования нового содержания учебного предмета предусматривает определение перечня требований и вытекающих из них целей обучения, воспитания и развития, сформулированных на языке умений; разработку синтезирующего комплексного задания и формулирование перечня общеучебных умений по учебному предмету; построение древовидного графа целей учебного предмета и выявление основных тем; формирование системы итоговых заданий и определение рациональной последовательности изучения тем учебного предмета; разработку целей обучения по каждому вопросу темы и перечня тренировочных заданий с установлением целесообразной последовательности изучения этих вопросов; разработку фрагмента сквозной программы по специальности и формирование требований к базовым учебным предметам; проектирование системы знаний по учебному предмету и разработку учебных задач по каждой теме; психолого-педагогический анализ структурных моделей тем предмета и выявление на его основе инварианта структуры; выявление номенклатуры и разработки средств обучения, в том числе и фрагментов автоматизированных учебных курсов (АУК), и, наконец, периодическое обновление учебного материала.
Контрольные вопросы
1. Какие процессуальные действия выполняют при проектировании обучения
на федеральном уровне и какие на региональном?
2. Что служит основой для проектирования содержания учебного предмета?
4. Посредством каких педагогических приемов обеспечивается качество
усвоения спроектированного содержания?
5. Что включает и как определяется схема ООД по усвоению учебног
предмета?
Источник: studopedia.org