В основе проектирования компетентностно-ориентированной ООП лежат следующие методологические основания:
1. Маркетинг– как инструмент отражения социально-экономического контекста жизнедеятельности людей, изучения потребностей регионов и отдельных людей, средство формирования социального, государственного заказов.
2. Культура как системообразующий фактор, отражающий духовный контекст жизнедеятельности общества и конкретных людей
3. Личностная ориентациякак выражение гуманистической направленности и доминирующей системы ценностей в образовании, обществе и государстве.
4. Профессиональный контексткак способ задания целей профессионального развития
5. Преемственность– «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию» (Философский энциклопедический словарь. – М., 1989. – С. 800).
6. Студентоцентрированность. Данный принцип включает в себя:
Как построить модель компетенций в компании? Как описать компетенции, библиотеки компетенций
- Учёт личностных особенностей и потребностей студента
- Акцент на самостоятельную деятельность и рефлексию
- Повышение личной ответственности за результаты обучения
- Готовность к целенаправленной, интенсивной учебе
- Индивидуальную стратегию обучения
- Самоопределение
- Социальную ответственность
- системное применение психолого-педагогических и технических средств представления, восприятия и переработки учебной и социокультурной информации;
- системное использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса (мониторинг качества);
- воспроизводимость процесса вне зависимости от уровня мастерства педагога.
- ФГОС по направлению подготовки;
- опыта преподавательского состава;
- рекомендаций экспертов;
- отзывов выпускников
- стандартов прошлого поколения;
Источник: studfile.net
Общая характеристика модульных программ.
При разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ может применяться модульная технология построения программ (ФЗ №273, ст.13, п.3; Порядок №196, п.10).
Методологический ресурс модульной технологии построения образовательных программ представляет возможности для формирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Особенность модульной программы в том, что учащийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с ней, так как каждый модуль включает в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.
6.2. Определение образовательного модуля.
Образовательный модуль – это структурный элемент программы, направленный на формирование одной компетенции или группы компетенций учащегося.
Ключевые компетенции компании
Образовательный модуль имеет «входные требования» в виде набора необходимых для его освоения компетенций (или знаний и умений) и четко сформулированные планируемые результаты обучения, которые в совокупности должны обеспечить учащемуся освоение заявленной компетенции (группы компетенций).
Рекомендуется начинать каждый модуль:
1) с входного контроля знаний и умений для определения уровня готовности учащихся к предстоящей самостоятельной работе;
2) с выдачи индивидуального задания, основанного на результатах входного контроля.
По модульной технологии построения программ может быть разработана как вся программа, так и какой-то один ее уровень (например, ознакомительный), учебный год.
Схемы построения модульной программы:
— линейная схема включает последовательно изучаемые модули, нацеленные на достижение определенного образовательного результата.
— нелинейная схема — составляющие модули вносят приблизительно равный и относительно независимый вклад в образовательный результат, их можно изучать параллельно, последовательность изучения жестко не задана;
Вариант нелинейной последовательности модулей в программе представляет учащемуся возможность выбора модулей, а значит возможность построения индивидуального учебного плана (Порядок №196, п.7).
— комбинированная схема, сочетающая линейную и нелинейную схемы.
Модули могут быть обязательными (инвариантными) и вариативными. Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе требуемого учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории учащихся и реализации специальных дидактических целей.
Объем модулей.
Использование принципа модульного построения программ наиболее приемлемо для оказания краткосрочных (не более 4 месяцев) образовательных услуг. Рекомендуемый объем каждого модуля – не менее 8 академических часов, не более 1/3 всего объема программы.
Источник: infopedia.su
Структурные компоненты компетенции.
— тип компетенции в их общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная компетенция);
— круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция;
— социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме);
— смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции (в чём и зачем ученику необходимо быть компетентным);
— знания о данном круге реальных объектов;
— умения и навыки, относящиеся к данному кругу реальных объектов;
— способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов;
— минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции (по ступеням обучения);
— индикаторы – примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).
Перечисленный набор устанавливает набор характеристик для проектирования и описания образовательных компетенций в нормативных документах, учебной и методической литературе, а также в соответствующих измерителях общеобразовательной подготовки школьников, в том числе и в измерителях уровня их креативной подготовленности.
Технология конструирования компетенции.
Процедура конструирования образовательных компетенций опирается на рефлексивное выявление компетентностного содержания и включает в себя четыре этапа:
1) поиск проявлений ключевых компетенций в каждом учебном предмете;
2) построение иерархической надпредметной систематики – «древа компетенций»;
3) проектирование общепредметных образовательных компетенций по вертикали для всех трёх ступеней обучения;
4) проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.
1 этап. Поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете – математике, языках, истории, информатике и др. Составляется список образовательных компетенций, формирование которых относится к каждому учебному предмету в целом.
Рефлексивный анализ компетентностного содержания образования предполагает ответ на следующий вопрос: каков возможный вклад этого учебного предмета в формирование каждой из ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, компетенции самосовершенствования.
На основе анализа учебного предмета, соответствующей науки или области деятельности определяются минимальные систематизированные перечни следующих компонентов учебного предмета:
а) Объекты реальной действительности (природные, культурные, социальные явления, технические устройства, произведения-первоисточники). В соответствующей учебному предмету науке или области деятельности выделяются реальные предметы и явления. Например, в русском языке это устная речь как реальный процесс с его элементами – звуками, словами и т.п., тексты произведений как материализованные объекты; в физике – основные физические явления, вещества в различных состояниях, фундаментальные поля и взаимодействия, элементарные частицы и т.п.
б) Общекультурные знания об изучаемой действительности: культурно значимые факты, идеи, гипотезы, проблемы, способы деятельности, понятия, правила, законы, противоречия, теории, технологии, альтернативные подходы и другие знания, которые выработаны человечеством о соответствующих объектах. Особая роль отводится фундаментальным образовательным объектам и фундаментальным проблемам.
в) Общие и общеучебные умения, навыки, способы деятельности. Приводятся систематизированные по группам перечни конкретных умений, навыков и способов деятельности, относящихся к учебному предмету и имеющих общепредметное значение.
При формировании перечня предметных компетенций учитывается их комплексный характер, т.е. наличие в структуре компетенции:
а) объекта реальной действительности;
б) социальной значимости знаний, умений, навыков и способов деятельности по этому объекту;
в) личностной значимости для ученика формирования этой компетенции.
Каждый из указанных компонентов должен присутствовать в содержании и названии выделяемой компетенции. Например, владение только логическими операциями (анализ, синтез, обобщение) не может быть предметной компетенцией по математике, поскольку в такой формулировке нет указания на конкретный объект, по отношению к которым указанные операции формируются. Чтобы учесть это, предметная компетенция должна выражаться следующим образом: владение логическими операциями по отношению к геометрическим фигурам.
Предметные компетенции в каждом учебном предмете (на разных ступенях обучения) можно представить в табличном виде:
Таблица 3. Предметные компетенции.
Название компетенции | Объекты реальной действительности | Социальная значимость компетенции | Личностная значимость компетенции |
Владение логическими операциями (анализ, синтез, обобщение и др.) | Геометрические фигуры. Множества | Необходимость учёта и систематизации (товаров на складе и др.) | Расположение экспонатов в коллекциях ученика и др. |
Выявление предметных компетенций на первом этапе носит предварительный характер, поскольку часть из них на 2 и 3 этапах перейдут в разряд общепредметных компетенций (общих для нескольких учебных предметов), другая часть получит уточнённое или новое представление на 4 этапе.
Особый вопрос – количество предметных компетенций. Их не может быть ни много, ни мало, а именно столько, сколько необходимо для выполнения учебным предметом его общеобразовательных функций. В своей основе эти функции представлены образовательными стандартами и детализированы в концепции учебного предмета (образовательной области). Именно структурные основания этих документов являются критерием количества предметных компетенций.
2 этап. Построение иерархической надпредметной систематики – «древа компетенций» на трёх уровнях: ключевые, общепредметные, предметные. Ключевые и предметные компетенции к началу этого этапа уже определены, поэтому основным продуктом этапа является разработка общепредметных компетенций, интегрирующих на горизонтальном уровне компетенции отдельных дисциплин.
Обобщение предметных компетенций до уровня общепредметных происходит:
а) по общим для разных учебных предметов реальных объектам познаваемой действительности;
б) по общим умениям, навыкам и способам действий.
Если представить ожидаемый на этом этапе деятельности продукт в виде таблицы, то она может иметь следующий вид:
Использование древнегреческих апорий для объяснения математических парадоксов.
Этап предлагает описать динамику развития каждой ключевой и общепредметной компетенции ученика для каждого из выделенных объектов действительности. Предполагается, что с течением времени:
а) увеличивается количество и качество освоенных учащимися элементов компетенции, например, в начальной школе ученик овладевает навыком обоснованного выбора варианта контрольной работы, а в старшей профильной школе умеет отбирать для себя оптимальное количество контрольных нормативов;
б) изменяется или расширяется круг объектов, к которым относится эта компетенция, например, в младших классах служит школьный дневник, а в старших классах – электронный органайзер;
в) компетенции интегрируются, взаимодействуют между собой, образуя личностные новообразования, например, компетенции проектной работы.
4 этап. Проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в учебных программах, учебниках и методиках. С учётом проделанной на предыдущих этапах работы пересматриваются и уточняются перечни предметных компетенций, которые распределяются в примерных образовательных программах по предмету по ступеням обучения и классам.
Каждая предметная компетенция описывается во всех её структурных компонентах: название компетенции; круг реальных объектов действительности; социально-практическая значимость (для чего необходима); личностная значимость для ученика; объём знаний, умений, навыков, способов деятельности, относящихся к этой компетенции; характеристика минимально необходимого опыта деятельности ученика в сфере компетенции; индикаторы по проверке сформированности компетенции, описание действий и ожидаемой продукции на каждом из этапов обучения.
Образовательные компетенции оказываются системными характеристиками личностно-ориентированного подхода к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются и проверяются только в процессе выполнения им определённым образом составленного комплекса действий.
Заметим, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими.
Компетенции формируются средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до социальных.
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 3217 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net