Образовательные программы являются, наряду с образовательными стандартами одним из наиболее значимых структурных элементов российской системы образования (ст. 8 Закона РФ «Об образовании»). И так же, как стандарты, образовательные программы выступают и объектом, и средством правового регулирования образовательных отношений. Этим и обусловливается необходимость обращение к понятию и иным характеристикам образовательной программы в настоящем пособии.
В литературе и в образовательно-нормотворческой практике сложилось несколько подходов к толкованию содержания понятия «образовательная программа». Чаще всего под ней понимается:
— документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический план и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения;
— нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;
Структурные компоненты адаптированной образ. прогр. для детей и обучающихся с умственной отсталостью
— индивидуальный образовательный маршрут учащегося при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой;
— совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, гармонического развития и адаптации в социальной среде;
— организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с различными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования;
— определение «образа будущего» и организация собственной деятельности в движении к нему.
Исходя из сказанного выше, представляется, что все представленные подходы к понятию образовательной программы отражают собой определенную грань этого элемента системы образования и уже по этой причине не могут быть игнорированы при анализе. Отсутствие же законодательной дефиниции образовательной программы дает основания рекомендовать законодателю исправить такое положение. В проекте Общей части Кодекса РФ об образовании разработчик также не дают определения этого понятия, что следует квалифицировать как недостаток проекта.
Представляется, чтообразовательную программуцелесообразноопределить как образовательно-правовой и управленческий документ, разрабатываемый на основе государственного образовательного стандарта и в соответствии с ним, содержащий перечень требований (предметов, навыков, знаний, объёма учебной нагрузки и т.д.), соблюдение которых необходимо для получения образования определённого уровня и соответствующего документа об образовании., принимаемый и реализуемый образовательным учреждением самостоятельно.
Образовательные программы общеобязательного уровня образования представляют собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие и воспитание личности, необходимое для полноценной жизнедеятельности в современном обществе. Овладение данной программой в полном объёме позволит молодому человеку самостоятельно жить в обществе и сделать осознанный выбор будущей профессиональной образовательной программы.
Структурные компоненты адаптированной образов. программы для слепых и слабовидящих обучающихся
Источник: fcoz.ru
Процесс обучения, его структурные компоненты, закономерности, принципы
Тема 5 Процесс обучения, его структурные компоненты, закономерности, принципы Вопросы лекции: 1. Сущность и структура процесса обучения. 2. Закономерности и принципы обучения. 3. Функции и виды обучения. Литература Основная
Рекомендуемые материалы
Шпаргалка по возрастной психологии
Шпаргалка по педагогике
Шпаргалка по основам безопасности жизнедеятельности
Шпаргалка по психологии и педагогике
Полный_зачет_шпаргалка_по_криминологии
Велби_шпаргалка_по_Шпаргалка_по_адвокатуре_и_нотариату
П р о ц е с с о б у ч е н и я | ||||
Структура и организация процесса обучения | Обучающая деятельность педагога | Определение целей и задач учебно-познавательной деятельности учащихся | Осознание целей и задач учебно-познавательной деятельности | Учебно-познавательная деятельность учащихся |
Формирование потребности в знаниях и мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся | Развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности | |||
Определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися | Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению | |||
Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом | Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение | |||
Придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера | Проявление эмоционально-положительного отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности | |||
Регулирование и контроль за учебно-познавательной деятельностью учащихся | Самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность | |||
Оценивание результатов учебно-познавательной деятельности учащихся | Самооценка результатов учебно-познавательной деятельности |
П р о ц е с с о б у ч е н и я | ||||
Структура и организация процесса обучения | Обучающая деятельность педагога | Определение целей и задач учебно-познавательной деятельности учащихся | Осознание целей и задач учебно-познавательной деятельности | Учебно-познавательная деятельность учащихся |
Формирование потребности в знаниях и мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся | Развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности | |||
Определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися | Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению | |||
Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом | Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение | |||
Придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера | Появление эмоционально-положительного отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности | |||
Регулирование и контроль за учебно-познавательной деятельностью учащихся | Самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность | |||
Оценивание результатов учебно-познавательной деятельности учащихся | Самооценка результатов учебно-познавательной деятельности |
Источник: studizba.com
Структурные компоненты учебной программы это
1. Мотивационно-личностный. С одной стороны, организация процесса обучения предполагает определенный уровень педагогического мастерства учителя, связанного с его профессионально значимыми личностными качествами и мотивационной готовностью к организации процесса обучения. С другой стороны, исходным ориентиром в его организации обучения выступают познавательные возможности и уровень готовности учащегося, его мотивация, познавательные потребности и интересы, которые необходимо развивать в процессе обучения.
2. Целевой. Цели школьного обучения задаются общими образовательными целями современного общества. Они определяют цели и задачи к конкретному учебному процессу.
3. Содержательный. Содержание обучения включает то, что подлежит усвоению учащимся для реализации целей и задач обучения. При этом минимум содержания обучения определен государственным стандартом, на основе которого разрабатываются учебные планы для школьного образования, а также учебные программы для изучения учебных дисциплин. Отбор содержания учебного материала для учебного процесса учитель осуществляет на основе соотнесения его с познавательными возможностями и интересами учащихся.
4. Операционно-деятельностный. Этот компонент включает формы, методы, приемы, технологии обучения. Реализация целей и задач обучения осуществляется посредством организации обучающего взаимодействия с помощью определенных методов, приемов, технологий, организационных форм. Важнейшим условием достижения адекватных поставленным целям результатов становится соответствие им способов обучения (методов и приемов) и способов организации взаимодействия между участниками учебного процесса (форм обучения).
5. Дидактические условия. Процесс обучения не может состояться, если не созданы условия, обеспечивающие его эффективное осуществление: организационные, материальные и психологические.
К организационным условиям относятся: временные рамки и режим обучения, организационная структура учебного процесса, его пространственная организация – расположение участников в пространстве учебной аудитории и т.д. Организационные условия определяются не только требованиями самого процесса обучения (учебный план, расписание), но и общегигиеническими требованиями, физиологическими особенностями и потребностями обучающихся (смена разнообразных видов деятельности, режим питания, периоды наибольшей работоспособности, недопустимость перегрузки студентов и т.д.). Материальные условия связаны с обеспечением учебного процесса средствами обучения: техническая оснащенность учебного процесса, наличие наглядных средств, учебно-методического комплекса преподавателя (УМК), пособий и разработок для организации самостоятельной работы студентов. Психологические условия связаны с коммуникативным обеспечением учебного процесса и определяются способностью педагога управлять общением, а также организовать коммуникативное взаимодействие и отношения в группе, обеспечивающие благоприятный психологический климат в процессе обучения.
6. Контрольно-регулировочный компонент является составной частью процесса обучения. Его значение определяется необходимостью обратной связи как важнейшего элемента управления любой системой. Контроль результатов обучения позволяет определять эффективность учебного процесса и осуществлять коррекцию — вносить изменения во все его другие компоненты.
7. Оценочно-результативный. Завершенность и результативность процесса обучения связана с реализацией целей обучения и достижением соответствующих им результатов. Поэтому любой цикл обучения завершается анализом его результатов и этим же начинается новый посредством постановки целей и задач на основе анализа предыдущего этапа обучения. Подведение итогов каждого этапа обучения необходимо не только для оценки его результативности, но и для развития рефлексии и самоанализа как свойств личности учащегося и самого учителя, а также для формирования потребности в самосовершенствовании, продвижении вперед у того и другого. В соответствии с этим завершающий этап процесса обучения включает в себя: а) анализ и оценку результатов деятельности учащихся; б) анализ и оценку результатов деятельности учителя.
Итак, перечисленные выше компоненты являются необходимыми структурными элементами любой дидактической системы как педагогической системы и определяют логику процесса обучения, его основные этапы. Они определяют не только построение учебного процесса в целом, но и его отдельных единиц, которые выступают как его подсистемы. Так, цикл занятий по теме или отдельное занятие можно рассматривать как систему, включающую в себя те же компоненты, что и процесс обучения в целом. Изменение процесса обучения как целостной системы предполагает изменение всех его компонентов, приведение их в соответствие друг с другом.
Источник: murzim.ru