Тема 8. Категории пользователей 1. Диалоговый компонент прикладной системы. 2. Схема алгоритма диалога с программным приложением. 3. Типы диалога. 4. Сценарий взаимодействия. 5. Структуры диалога.
06.04.2012 Бураченок Ирина Брониславовна
Ф а к т о р ы , в л и я ю щ и е н а о т н о ш е н и е п о л ь з о в а т е л я к с и с т е м е Рассмотрим факторы, влияющие на отношение пользователя к интерактивной системе и на методы его работы с нею. 06.04.2012 Бураченок Ирина Брониславовна
человеческие потребности (потребность быть понятым партнером по диалогу); навыки пользователя: • моторные навыки (работа с клавиатурой и мышью), • лингвистические навыки (в общении и в решении задач); свойства личности: • творческие способности, • подверженность ошибкам, • способность к обучению, • терпеливость, • устойчивость к стрессу и т.д.; уровень компьютерной грамотности.
К л а с с и ф и к а ц и и п о л ь з о в а т е л е й и н т е р а к т и в н ы х с и с т е м По уровню компьютерной грамотности
Функциональная карта в UI/UX дизайне
Различают: программирующих, не программирующих пользователей. Среди последних, в свою очередь, выделяют три категории: подготовленные пользователи, решающие творческие задачи, аналитики и исследователи (то есть пользователи, последовательность действий которых сложно формализовать); подготовленные пользователи, выполняющие рутинные операции,- операторы (то есть пользователи, последовательность действий которых является достаточно устойчивой); случайные (или “наивные”) пользователи, обладающие минимальным уровнем компьютерной грамотности.
06.04.2012 Бураченок Ирина Брониславовна
К л а с с и ф и к а ц и и п о л ь з о в а т е л е й и н т е р а к т и в н ы х с и с т е м Подготовка в прикладной области
Подготовка в прикладной области пользователя влияет на использование языка (например, профессиональной терминологии) и применяемые методы решения задач. Тезаурус ́ (от греч. θησαυρός — сокровище) в современной лингвистике — особая разновидность словарей общей или специальной лексики, в которых указаны семантические отношения (синонимы, антонимы, паронимы, гипонимы, гиперонимы и т. п.) между лексическими единицами. Дескрипторы — слова или словосочетания, соответствующие основным понятиям предметной области системы и включённые в её тезаурус.
06.04.2012 Бураченок Ирина Брониславовна
П р и ч и н ы пользования системой 06.04.2012 Бураченок Ирина Брониславовна
Причина пользования системой может быть: обязательной – как неотъемлемая часть работы; необязательной – как дополнительная составляющая профессиональной деятельности; обязательной с точки зрения личных потребностей (например, когда определенную информацию можно получить только с помощью компьютера); необязательной в частной жизни (например, в качестве развлечения).
О т н о ш е н и е п о л ь з о в а т е л е й к с и с т е м е
Отношение к системе и ожидания от работы с ней определяются уровнем компьютерной грамотности и причиной ее использования, оно может быть: нейтральным : пользователь воспринимает компьютер только как рабочий инструмент; положительным : пользователь охотно использует компьютер, так как надеется получить от него пользу (или удовольствие); негативным : пользователь предпочел бы не пользоваться компьютером (возможно, из-за субъективной нелюбви или недоверия к технике).
Лекция 5. Проектирование пользовательских интерфейсов
06.04.2012 Бураченок Ирина Брониславовна
Цели пользователя Ограничения по времени независимо от характеристик системы (в частности, ее быстродействия), в этом случае пользователь может быть вынужден приспосабливаться к ограничениям по времени, исходящим от задачи или контекста работы.
Целями пользователя могут быть: решить определенную задачу с помощью компьютера ( в том числе и развлекательного характера ); научиться работать с системой.
06.04.2012 Бураченок Ирина Брониславовна
Типы операторской деятельности В зависимости от уровня иерархии управления, на котором находится человекоператор, и типа системы управления (или обработки информации) можно выделить следующие типы операторской деятельности: 06.04.2012 Бураченок Ирина Брониславовна
• оператор – технолог, непосредственно включенный в технологический процесс и выполняющий стандартные процедуры управления; • оператор – манипулятор, реализующий процедуры управления, состоящие из механических воздействий; • оператор – наблюдатель, следящий за состоянием процесса и его отклонениями в системах реального времени; • оператор – исследователь, действия которого не регламентированы имеющимися процедурами и базируются на понятийном мышлении (программист); • оператор – руководитель, выполняющий функции организационного и директивного характера; • оператор – проектировщик, включенный в процесс машинного проектирования в составе САПР.
Деятельность человекаоператора Существует ряд общих положений, свойственных всем ( или большинству ) типам операторов ( например, общая модель мышления и принятия решений человеком, его психофизиологические характеристики и др .). 06.04.2012 Бураченок Ирина Брониславовна
В процессе решения задач выделяется 5 этапов, характерных практически для всех категорий операторов: обнаружение – восприятие оператором группы признаков, инициирующих решение задачи; классификация – распознавание ситуации и определение состояния контролируемого процесса и технической системы; планирование – принятие решения и разработка последовательности действий, которые предположительно приведут к решению задачи; исполнение – реализация планов с учетом имеющихся ресурсов; отслеживание – проверка исполнения действий и их эффективности.
Задачи , решаемые оператором
Задачи, решаемые оператором, в свою очередь, делятся на 3 категории: регулирование процесса , предусматривающее незначительное динамическое выравнивание и корректировку отдельных параметров процесса; изменение режима , ведущее к принципиальному изменение процесса и предусматривающее переходные процессы, большое количество операций и сложные алгоритмы действий оператора; деятельность в аномальных ситуациях , проявляющихся в выходе параметров процесса за установленные границы.
Источник: studfile.net
Проектирование














На иерархической схеме наследования объектов представлены 7 форм. Все они принадлежат программе “Казна”.
Схема пользовательского интерфейса
Рисунок 6 — Схема пользовательского интерфейса «Казна»
Схема данных
Схема данных используемой базы данных приведена в пункте 2.1 Постановка задачи.
Блок-схема
Рисунок 7 — Подключение к базе данных
Формирование печатного отчета
Рисунок 8 — Формирование печатного отчета
В программах некоторые подпрограммы имеют аналогичные алгоритмы работы, ввиду чего, по согласию с руководителем дипломной работы, однотипные фрагменты не приводятся.
Результаты работы программы
Просмотр информации осуществляется при выборе в главном меню пункта «О проекте» — «Информация» или воспользоваться комбинацией горячих клавиш «Ctrl+Х». Выход в главное меню происходит при нажатии на кнопку «Вернуться в меню».

Рисунок 9 — Просмотр информации

Рисунок 10 — Заполнение заявки на кассовый расход
Переход к заполнению заявки на кассовый расход осуществляется при выборе в главном меню пункта «Заявка» — «Заявка на кассовый расход бюджетополучателей».
При нажатии кнопки «Добавить» появляется новая пустая ячейка в базе данных, остается только ввести данные и нажать кнопку «Сохранить».

Рисунок 11 — Ввод новой записи
Чтобы произвести удаление данных нужно выбрать из базы нужную строку с данными и нажать кнопку «Удалить».
Чтобы редактировать данные достаточно выбрать соответствующую заявку в ячейке с данными, изменить значение и нажать кнопку «Сохранить».
При нажатии кнопки «Готово» происходит переход в главное меню.
Чтобы перейти к заполнению расшифровки заявки нужно выбрать в главном меню пункт «Заявки» — «Расшифровка заявки».

Рисунок 12 — Удаление записи

Рисунок 13 — Заполнение расшифровки заявки
Действия кнопок перечислены выше.
Стоит учитывать, что № заявки и № п/п должны совпадать в двух таблицах, для правильного формирования отчета в дальнейшем.
При выборе пункта «Отчет» — «Вывод отчета» появляется окошко, в котором содержатся все заявки, которые занесены в базу данных.

Рисунок 14 — Вывод отчета
Если данные в процессе заполнения заявки/расшифровки были изменены, то нужно нажать кнопку «Обновить».
При нажатии кнопки «Вывод в Excel» происходит вывод отчета в программу Excel с уже заполненными данными из базы.
Форма печатной заявки является унифицированной, в соответствии с приказом по Федеральному казначейству за №8н от 10.10.2008 г. и имеет вид:

Рисунок 15 — Вывод заявки в Excel (стр.1)

Рисунок 16 — Вывод заявки в Excel (стр.2)

Рисунок 17 — Вывод заявки в Excel (стр.3)
Чтобы выйди из программы нужно выбрать в главном меню пункт «О проекте» — «Выход» или воспользоваться комбинацией горячих клавиш «Ctrl+Z».
При выходе программа потребует подтверждения, при нажатии кнопки «Да» происходит выход из программы, при нажатии кнопки «Нет» — возврат в главное меню.

Рисунок 18 — Выход в главное меню

Рисунок 19 — Завершение работы
Источник: studentopedia.ru
Дата: 03.06.2020 (2 часа). ИСиП Основы алгоритмизации и программирования. Лекция №47. Практическое занятие №68. Разработка функционального интерфейса приложения..
Разработка функциональной схемы работы приложения.
Цель занятия: получить навык разработки функциональной схемы приложения.
![]() |
Структурная схема – это совокупность элементарных звеньев объекта и связей между ними, один из видов графической модели. Под элементарным звеном понимают часть объекта, системы управления и т.д., которая реализует элементарную функцию. На рисунке 1 представлен пример структурной схемы программы.
Рисунок 1. Структурная схема программы
Функциональная схема – документ, разъясняющий процессы, протекающие в отдельных функциональных цепях изделия (установки) или изделия в целом. Функциональная схема является экспликацией отдельных видов процессов, протекающих в целостных функциональных блоках и цепях устройства. На рисунке 2 представлен пример функциональной схемы программы.
![]() |
![]() |
Рисунок 2. Функциональная схема программы
1. Выбрать оконное приложение (например, калькулятор).
2. Изучить функционал, предоставляемый приложением.
3. Изучить пользовательский интерфейс приложения, обеспечивающий доступ к функционалу.
4. Составить список основных элементов главного меню, его подменю и главной формы приложения.
5. Для каждого элемента из списка указать его функциональное назначение.
6. Подготовленные сведения оформить в виде функциональной схемы (пример – рисунок 1).
7. Прислать преподавателю файл со списком компонентов приложения, описанием их назначения и функциональной схемой.
Источник: helpiks.su


