Структурированная программа это программа составленная из фиксированного множества

Процедура и функция — это именованная последовательность описаний и операторов. При использовании процедур или функций ПАСКАЛЬ — программа должна содержать текст процедуры или функции и обращение к процедуре или функции. Тексты процедур и функций помещаются в раздел описаний процедур и функций (Implementation).

procedure имя_процедуры(параметры: тип);

begin

end;

function имя_функции(параметры:тип): тип_возвращаемого значения;

begin

end;

Процедура может содержать такие — же разделы описаний, что и ПАСКАЛЬ — программа, а именно: разделы описания модулей, меток, констант, типов, переменных, процедур и функций.

Во многих задачах необходимо передавать имена процедур и функций в качестве параметров. Для этого в PASCAL введен новый тип данных — процедурный или функциональный, в зависимости от того, что описывается.

Описание процедурных и функциональных типов производится в разделе описания типов:

Type

Function М1 (z: Real): Real;

Описание работы программы ParRot — Урок 1. знакомство с программой

ProcedureV_2 (a,b: Real);

Или в разделе описания переменных:

Var

Function М1 (z: Real): Real;

ProcedureV_2 (a,b: Real);

Функциональный и процедурный тип определяется как заголовок процедуры или функции со списком формальных параметров — (z: Real): Real; (a,b: Real);

После объявления переменных процедурного типа, необходимо написать в исполняемой части программы (implementation) реальные процедуры или функции, к именам которых будут обращаться.

Procedure V1 (a,d: real);

Begin

End;

Для того, чтобы обратиться к данной процедуре, необходимо, в качестве оператора в программе, задать ее имя со списком фактических параметров. Например:

Begin

V1 (x,y); // обращение к процедуре

End;

Здесь XY – Фактические параметры, которые заместят формальные параметры в процедуре Procedure V1 (a,d: real);

БАЗОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА

Структурированная программа (или подпрограмма) — это программа, составленная из фиксированного множества базовых конструкций. Рассмотрим основные определения и способы образования этих конструкций в схемах алгоритмов.

Из операций, развилок и слияний строятся базовые конструкции: следование, ветвление, цикл. Применяя только эти три конструкции, можно реализовать алгоритм решения любой задачи.

Ø Конструкция, представляющая собой последовательное выполнение двух или более операций, называется следованием.

Ø Конструкция, состоящая из развилки, двух операций и слияния, называется ветвлением. Одна из операций может отсутствовать.

Ø Конструкция, имеющая линии управления, ведущие к предыдущим операциям или развилкам, называется циклом.

Конструкции следование, ветвление и цикл можно представить как операции, так как они имеют единственный вход и единственный выход. Произвольную последовательность операций можно представить как одну операцию.

Операция может быть реализована любым оператором языка ПАСКАЛЬ (простым или составным), либо группой операторов, за исключением оператора безусловного перехода GOTO.

Ликбез программиста #1: Парадигмы программирования — ООП, ФП…

В языке ПАСКАЛЬ шесть базовых конструкций, это:

· следование;

· ветвление;

· цикл с предусловием;

Читайте также:
Как удалить программу цитрикс с компьютера

· цикл с постусловием;

· цикл с параметром;

· вариант.

УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР

if булевское выражение> then оператор_1

else оператор_2;

Перед else, после оператора_1, точка с запятой не ставится.

Условный оператор в короткой форме работает по правилу: если истинно, то выполняется оператор_1, далее выполняется оператор_3, следующий за условным оператором. Если ложно, то будет выполняться оператор_2, следующий за этим условным оператором.

Пример 1 (простое сравнение):

IF a>b then c:=a — b

Else c:=a + b;

В данном примере сравниваются две величины а и b. Если а > b истина (булевское выражение true), будет выполняться оператор c:=a — b, а затем D:=D+c;

Если а > b ложь (булевское выражение false), будет выполняться оператор c:=a + b, а затем D:=D+c;

Пример 2 (сравнение с логическим и — and ):

Else showmessage(‘это не четвертая четверть’);

Если результат проверки одного или обоих выражений ложь, на экране появится сообщение — ‘это не четвертая четверть’

В данном примере ShowMessage — стандартная функция динамической библиотеки Dialogs дельфи, которая выводит на экран панель с сообщением, которое заключено в скобки.

Пример 3 (сравнение с логическим или — OR ):

Else showmessage(‘это условие не выполнено’);

Если результат проверки обоих выражений ложь, на экране появится сообщение — ‘это условие не выполнено’

ЦИКЛ С ПРЕДУСЛОВИЕМ

while выражение > do оператор;

Если операторов несколько, то они заключаются в конструкцию begin (начало) — end (конец).

while выражение > do begin

end; // конец цикла

Данная конструкция предполагает сначала проверку условия, а затем выполнение операторов. Если, при обращении к циклу, проверка условия будет ложь (false), то будет выполняться оператор, следующий за окончанием цикла — оператор_3;

Пример (чтение текстового файла с диска):

Whilenot eof (t) do begin

Readln (t, x,y);

End;

В данном примере логическим условием является выражение while not eof(t), которое означает “пока нет конца файла t , выполнить (do begin) операторы, стоящие перед End; после чего вернуться на начало цикла whilenot eof(t). Чтение будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнут конец файла eof(t), т.е. выражение not eof(t) станет ложью – false.

// eof — признак конца файла, прописывается автоматически в конце текстового файла, аббревиатура от end of file — конец файла. t — файловая переменная, которая содержит имя рабочего файла и путь к нему. Readln — оператор паскаля, читающий строку файла до конца, с «переводом каретки» на новую строку. //

ЦИКЛ С ПОСТУСЛОВИЕМ:

Repeat

until выражение >;

В отличие от цикла с предусловием, представленная конструкция выполнится хотя бы один раз. Проверка условия выполняется после выполнения оператора.

ЦИКЛ С ПАРАМЕТРОМ:

For i: = параметр_1 to параметр_2 do оператор;

For i:= параметр_1 downto параметр_2 do оператор;

Если в цикле несколько операторов, то они заключаются в конструкцию begin … end;

Читайте также:
Как работает программа isharing

For i: = параметр_1 to параметр_2 do

Begin

end;

Здесь i — переменная цикла, которая вначале работы принимает значение параметр_1. После отработки тела цикла (оператор_1; оператор_2;) i — переменная цикла, принимает значение i:=i+1( если после параметра_1 стоит to), т.е. увеличивается на единицу.

Если стоит downto, то переменная цикла, принимает значение i:=i -1 после чего выполняется неявная проверка на превышение параметра_2 – if i > параметра_2 то цикл завершается ( если после параметра_1 стоит to) и наоборот, if i < параметра_2 то цикл завершается — если стоит downto.

Пример: Найти факториал числа 10.

For j:=1 to 10 do P_f:= P_f * j;

В ПАСКАЛЬ определена стандартная процедура Break, которая выполняет безусловный выход из цикла, даже если параметр_2 не достигнут.

Пример 2 Определить номер элемента массива mas, состоящего из 100 элементов целого типа, величина которого превышает заданное значение max_1.

For j:=1 to 100 do begin

If mas[j]>max_1 then begin

ShowMessage(inttostr(j));

Break;

End; // if

End; // for

inttostr(j) — функция Дельфи — преобразует целочисленную переменную j в строку.

ОПЕРАТОР ВАРИАНТА

case выражение > of

если выражение _1: оператор_1;

если выражение _2: оператор_2;

если выражение _N: оператор_N

Else

end;

2.3Элементы структурного программирования

Структурированная программа – это программа, составленная из фиксированного множества базовых конструкций. На основе операций, развилок и слияний строятся базовые конструкции: следование, ветвление, цикл. Применяя только эти три конструкции, можно реализовать алгоритм решения любой задачи.

Конструкция, представляющая собой последовательное выполнение двух или более операций, называется следованием.

Конструкция, состоящая из развилки, двух операций и слияния, называется ветвлением. Одна из операций может отсутствовать.

Конструкция, имеющая линии управления, ведущие к предыдущим операциям или развилкам, называется циклом.

Конструкции следование, ветвление и цикл можно представить как операции, так как они имеют единственный вход и единственный выход.

Произвольную последовательность операций можно представить как одну операцию.

Операция может быть реализована любым оператором языка Pascal (простым или составным), либо группой операторов, за исключением оператора перехода Goto.

В языке Pascal количество базовых конструкций увеличено до шести, это:

  • следование;
  • ветвление;
  • цикл с предусловием;
  • цикл с постусловием;
  • цикл с параметром;
  • выбор.

3Программирование алгоритмов линейной структуры

При исполнении программы микропроцессор выполняет команды последовательно одну за другой. Точку входа (оператор с которого начинается выполнение программы), в СИ-программе определяет функция main. Вычислительный процесс (алгоритм), в котором команды выполняются последовательно, называется линейным.

Как правило, перед разработкой программы составляется алгоритм решения задачи. Способов записи алгоритма достаточно много, однако, наиболее часто используемый способ записи при помощи блочной схемы. При данном способе каждая операция записывается в виде графического блока, изображение которого указывает на характер выполняемой операции. Необходимые параметры записываются внутри блока.

Л юбой алгоритм начинается с блока «Начало», а заканчивается блоком «Конец» рис. 2.1.

Б локи ввода и вывода информации в общем виде изображаются параллелограммами рис. 2.2

Читайте также:
Как написать программу для Майнкрафта

О перация присвоения записывается в виде прямоугольника рис. 2.3.

Каждый из блоков соединяется линиями, показывающими порядок выполнения операций. При направлении выполнения операций снизу вверх и справа налево на концах линий изображают стрелки. В противном случае считается, что направление выполнения операций – сверху вниз и слева направо.

Для изображения алгоритмов других вычислительных процессов используются блоки, о которых будет рассказано позже.

В приведённом примере демонстрируются операции применимые к переменным типа int.

П ри необходимости добавить пояснения к блокам используется комментарии, графическое изображение которого представленное на рис. 2.5.

int x,a,b;

Источник: studfile.net

Учебники. Программирование для начинающих.

Programm.ws — это сайт, на котором вы можете почитать литературу по языкам программирования , а так-же посмотреть примеры работающих программ на С++, ассемблере, паскале и много другого..

Программирование — в обычном понимании, это процесс создания компьютерных программ.
В узком смысле (так называемое кодирование) под программированием понимается написание инструкций — программ — на конкретном языке программирования (часто по уже имеющемуся алгоритму — плану, методу решения поставленной задачи). Соответственно, люди, которые этим занимаются, называются программистами (на профессиональном жаргоне — кодерами), а те, кто разрабатывает алгоритмы — алгоритмистами, специалистами предметной области, математиками.
В более широком смысле под программированием понимают весь спектр деятельности, связанный с созданием и поддержанием в рабочем состоянии программ — программного обеспечения ЭВМ. Более точен современный термин — «программная инженерия» (также иначе «инженерия ПО»). Сюда входят анализ и постановка задачи, проектирование программы, построение алгоритмов, разработка структур данных, написание текстов программ, отладка и тестирование программы (испытания программы), документирование, настройка (конфигурирование), доработка и сопровождение.

Pascal

Курс лекций по Pascal для начинающих

Элементы программирования

Структурированная программа (или подпрограмма) — это программа, составленная из фиксированного множества базовых конструкций. Рассмотрим основные определения и способы образования этих конструкций в схемах алгоритмов.

Из операций, развилок и слияний строятся базовые конструкции: следование, ветвление, цикл. Применяя только эти три конструкции, можно реализовать алгоритм решения любой задачи.

Конструкция, представляющая собой последовательное выполнение двух или более операций, называется следованием.

Конструкция, состоящая из развилки, двух операций и слияния, называется ветвлением. Одна из операций может отсутствовать.

Конструкция, имеющая линии управления, ведущие к предыдущим операциям или развилкам, называется циклом.

Конструкции следование, ветвление и цикл можно представить как операции, так как они имеют единственный вход и единственный выход. Произвольную последовательность операций можно представить как одну операцию.

Операция может быть реализована любым оператором языка ПАСКАЛЬ (простым или составным), либо группой операторов, за исключением оператора перехода GOTO.

В языке ПАСКАЛЬ количество базовых конструкций увеличено до шести, это:

— цикл с предусловием;

— цикл с постусловием;

— цикл с параметром;

Далее рассмотрим, как эти базовые конструкции реализуются в языке ПАСКАЛЬ.

Источник: programm.ws

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru