Традиционная структура плана
1.
Характеристика класса
2. Воспитательные задачи на данный период
3.
Работа с ученическим коллективом
(календарь основных воспитательных мероприятий,
зафиксированных в матрице)
4. Работа с учителями-предметниками, работающими
в классе, с психологом, с социальным педагогом
5.
Работа с родителями учащихся
7.
НАПРАВЛЕНИЕ
Мероприятие
Ответственный
Дата
проведения
Отметка
о выполнении
БЛОК
Мероприятие
Ответственный
Дата
проведения
Отметка
о выполнении
8.
9.
Модуль
«Классное руководство и наставничество»
10.
модуль
ШКОЛЬНЫЙ УРОК
11.
модуль
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
12.
13.
14.
15.
План работ
предложить педагогам алгоритм
составления планов воспитательной
работы класса согласно Примерной
Календарный план воспитательной работы рабочей программы воспитания на 2022–2023 уч.г.
программе воспитания и требованиям
ФГОС;
составить методические рекомендации
с подробным описанием содержания
плана классного руководителя;
дать образец плана-сетки классного
руководителя.
16.
17.
Раздел 1.
Характеристика класса
Раздел 1.
Особенности организуемого
в классе
воспитательного процесса
18.
Раздел 2.
Цель и задачи воспитания
Одна страна –
одна и цель воспитания
в школах страны
19.
Цель воспитания
в образовательных организациях РФ –
личностное развитие школьников,
проявляющееся:
в усвоении
социально значимых знаний
в развитии
социально значимых отношений
в приобретении
опыта осуществления социально
значимых дел
20.
Конкретизация цели воспитания
Начальная
школа
Основная школа Средняя школа
личностное
развитие
школьников,
проявляющееся
личностное
развитие
школьников,
проявляющееся
личностное
развитие
школьников,
проявляющееся
в усвоении
социально
значимых
знаний.
в развитии
социально
значимых
отношений.
в приобретении
опыта
осуществления
социально
значимых дел.
21.
Раздел 2.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Раздел 3.
ВИДЫ, ФОРМЫ И
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИНВАРИАНТНЫЕ
МОДУЛИ
ВАРИАТИВНЫЕ
МОДУЛИ
22.
инвариантные
модули
вариативные модули
Классное руководство и
наставничество
Ключевые
общешкольные дела
Школьный урок
Детские общественные
объединения
Курсы внеурочной
деятельности
Школьные и социальные
медиа
Работа с родителями
Волонтерство
Самоуправление
Программа воспитания как ориентир организации воспитательной деятельности в организациях ДОД
Экскурсии, экспедиции,
походы
Профориентация
Организация предметноэстетической среды
23.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОЛИЧЕСТВО МОДУЛЕЙ = КОЛИЧЕСТВУ ЗАДАЧ
ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
КОЛИЧЕСТВО ЗАДАЧ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ =
КОЛИЧЕСТВУ ЗАДАЧ В ПЛАНЕ КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ
КОЛИЧЕСТВО МОДУЛЕЙ НА 1 меньше, чем
КОЛИЧЕСТВО ЗАДАЧ
+ ЗАДАЧА: реализовывать потенциал классного
руководства, поддерживать активное участие
классов в жизни школы.
24.
Конкретизация задач воспитания
ЗАДАЧА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ: поддерживать деятельность,
функционирующего на базе школы первичного отделения
Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской
организация Российское движение школьников.
1 класс
2 класс
Основная школа
Познакомить
ребят с
деятельностью
РДШ и
подготовить их к
вступлению в эту
организацию.
Создать условия
для создания на
базе класса
первичной
ячейки РДШ.
Поддерживать
деятельность
первичной ячейки
РДШ,
функционирующей
на базе класса.
25.
26.
МОДУЛЬ
ШКОЛЬНЫЙ УРОК
Согласно индивидуальным планам работы учителейпредметников.
Предмет
Кол-во
Преподаватель
Время
часов
консультаций
27.
МОДУЛЬ
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Согласно индивидуальным планам работы педагогов ВД и ДО
Предмет
Кол-во
часов
Преподаватель
Время занятий
28.
Направления внеурочной
деятельности
29.
модуль
КЛЮЧЕВЫЕ ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ ДЕЛА
30.
САМОУПРАВЛЕНИЕ
Дела, мероприятия
Дата
Ответственные
Выборы в актив класса
сентябрь
Классный
руководитель
Заседания советов класса
раз в месяц
Председатели
советов
Заседания рейтинговой
комиссии
раз в четверть
Председатель
комиссии
Выпуск статей о жизни класса
еженедельно
Редакционная
коллегия
Отчет за учебный год
май
Староста
Совет по науке
Совет по труду
Совет по здравоохранению
Совет по порядку и дисциплине
Совет по досугу
Отметка
о выполнении
31.
МОДУЛЬ
ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ (РДШ)
Дела, мероприятия
Дата
Ответственные
Мероприятия соответствующие
В течение
Актив первичной
календарю
дней
единых
года
ячейки РДШ
действий РДШ
Направление «Гражданская активность»
Направление «Личностное развитие»
Военно-патриотическое направление
Информационно-медийное направление
Отметка о
выполнении
32.
Следующие модули заполняются
в плане-сетке классного руководителя
по стандартной схеме:
«Профориентация»,
«Экскурсии, экспедиции, походы»,
«Организация предметно-эстетической среды»,
«Волонтерство»,
«Работа с родителями»,
«Школьные и социальные медиа».
МОДУЛЬ
Дела, события
мероприятия
Дата
Ответственные
Отметка о
выполнении
33.
34.
Раздел 4.
Анализ воспитательного процесса
в классе
1. План самоанализа организуемого в
классе воспитательного процесса.
2. Формы диагностики и методы
анализа.
3. Перечень ожидаемых достижений
класса за учебный год.
35.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ
1
2
3
4
5
6
Анкета
(после использования методических рекомендаций,
алгоритма составления плана и образца)
Были ли сложности с написанием плана?
Возникали ли у Вас затруднения при определении цели и
задач?
Были ли сложности в определении структуры планасетки?
При написании, какого раздела плана вы столкнулись с
трудностями? Если «да», в чем конкретно состояли
затруднения?
Считаете ли вы полезными предоставленные вам для
работы над планом класса методические рекомендации,
алгоритм и образец плана-сетки?
Что бы вы ещё добавили в методические рекомендации
по разработке воспитательного плана класса в
соответствии с Примерной программой воспитания?
36.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ
1
2
3
4
5
6
Анкета
(после использования методических рекомендаций,
алгоритма составления плана и образца)
Были ли сложности с написанием плана?
Возникали ли у Вас затруднения при определении цели и
задач?
Были ли сложности в определении структуры планасетки?
При написании, какого раздела плана вы столкнулись с
трудностями? Если «да», в чем конкретно состояли
затруднения?
Считаете ли вы полезными предоставленные вам для
работы над планом класса методические рекомендации,
алгоритм и образец плана-сетки?
Что бы вы ещё добавили в методические рекомендации
по разработке воспитательного плана класса в
соответствии с Примерной программой воспитания?
Источник: ppt-online.org
Структура рабочей программы классного руководителя
Перечень документации и отчётности классного руководителя.
Общие сведения об учащихся. Паспортные данные, медицинские полисы.
Общие сведения о родителях (законных представителях).
Социальный паспорт класса.
Сведения о занятости учащихся во внеурочное время.
Расписание уроков класса. Расписание уроков классного руководителя.
Список учителей- предметников класса.
Рабочая программа классного руководителя.
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива.
Анализ воспитательной работы
Цели и задачи воспитательной работы в классе на учебный год
План- сетка воспитательных мероприятий в классе
План- сетка работы с родителями
План- сетка безопасности.
11.Работа с родителями:
— Посещение родителями школы;
— Посещение классным руководителем учащихся и родителей на дому;
-Учёт деятельности родителей
12.Экран достижений класса.
13.Банк данных одарённых детей.
14. Протоколы родительских собраний.
15. Журнал по технике безопасности.
Циклограмма работы классного руководителя.
1. Работа с опаздывающими, выяснение причин отсутствия учащихся.
2. Организация питания учащихся.
3. Организация дежурства в классном кабинете.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
5. Оформление классного журнала.
1. Проверка дневников учащихся.
2. Проведение мероприятий в классе (по плану).
3. Работа с родителями (по ситуации).
4. Работа с учителями предметниками (по ситуации).
Один раз в четверть
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Участие в работе ШМО классных руководителей.
3. Отчёт по воспитательной работе за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
4. Проведение родительского собрания.
5. Проведение открытого внеклассного мероприятия.
1. Оформление личных дел учащихся.
2. Оформление журнала по итогам года.
3. Анализ и составление плана работы класса.
4. Самоанализ воспитательной работы за год.
5. Предоставление статистических данных о классе (1 сентября).
Перечень документации и отчётности классного руководителя.
— план (программа) воспитательной работы
— журнал инструктажа по технике безопасности и пожарной безопасности
— протоколы родительских собраний
— отчёт классного руководителя за четверть и год
— анализ воспитательной работы за год
Общие сведения об учащихся
Дата рождения
Домашний адрес
Литера личного дела
Паспортные данные (данные свидетельства о рождении), СНИЛС и медицинские полисы
Паспорт (свидетельство о рождении)
Медицинские полисы
Серия и номер документа
Дата выдачи
Наименование органа, выдавшего документ
Серия и номер документа
Наименование органа, выдавшего документ
Общие сведения о родителях
ФИО родителей
Контактный телефон
Место работы, должность
Сведения о занятости учащихся во внеурочное время
Ф.И.Ообучающегося
Наименование кружка, секции, факультатива
Интересы и увлечения учащихся
1 полугодие
2 полугодие
Расписание уроков класса
Понедельник
Расписание уроков классного руководителя
Понедельник
Список учителей – предметников
Справочная информация
Наименование организации
Номер телефона
Школа (директор, заместители)
Школа (секретарь, завхоз)
Администрация сельского поселения
Методический кабинет РУО
Инспекторский отдел РУО
Начальник РУО, приёмная, факс
Участковый уполномоченный полиции
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
Цель и задачи воспитательной работы в классе на учебный год
Цель: максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости и развитие в нём потенциальных способностей.
— Продолжение работы по сплочению классного коллектива;
— Создание условий для самореализации школьника, воспитание в нём чувства взаимоуважения, взаимопонимания, ответственности;
— Организация активной жизнедеятельности обучающихся, вовлечение их в творческую работу через кружки, секции по интересам;
— Создание благоприятной атмосферы в классе, доброжелательного микроклимата, необходимого для общения;
— Формирование эмоционально-положительного отношения к учёбе, знаниям, труду;
— Воспитание гражданственности, чувства патриотизма, принадлежности к семье, школе, России;
— Создание условий для формирования здорового образа жизни, профилактика вредных привычек;
— Активное вовлечение родителей в образовательный процесс.
План – сетка воспитательных мероприятий в классе
Направление деятельности
Содержание деятельности, название мероприятия
Здоровый образ жизни, физкультурно-спортивное
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Примерная структура программ воспитания школьников
В настоящее время в литературе и опыте работы можно познакомиться с различными вариантами программ воспитания школьников. Не существует единых и строгих требований к оформлению программы. Главное — она должна быть понятна, доступна для школьников и родителей, концептуально обоснована, построена на основе идей и предложений, выработанных взрослыми и детьми, отражать их интересы и потребности.
Структура программы также зависит от того, какая составляется программа.
Опираясь на различные источники и опыт, мы предлагаем примерную структуру общешкольной программы воспитания учащихся и краткую характеристику каждого раздела.
В общем виде программа воспитания в школе может быть представлена следующими разделами:
- — Концепция, которая лежит в основе программы.
- — Создание необходимых условий для реализации программы.
- — Содержание и формы деятельности детей.
- — Взаимодействие субъектов организации различных видов деятельности.
- — Повышение профессионального мастерства педагогов.
- — Научно-методическое обеспечение программы воспитания.
- — Изучение эффективности процессов воспитания обучающихся.
Во введении указывается продолжительность программы, обосновывается ее актуальность, обозначается место программы воспитания в основной образовательной программе, указывается возраст учащихся, особенности контингента детей и их семей, называются социальные, экономические, кадровые факторы, которые учитываются при построении программы, определяется основное назначение программы.
- 1. Концепция деятельности школы по воспитанию обучающихся
- 1.1. Цель программы, которая должна быть конкретной, реально достижимой и замеряемой через определенный период времени. Рекомендации по формулировке цели [1] :
- — главным основанием постановки целей должны послужить результаты анализа имеющихся потребностей и проблем, анализ различных возможностей, средств, ресурсов;
- — цели должны быть реальными, то есть находиться в зоне ближайшего развития потенциала тех, кто их будет исполнять;
- — цели должны быть конкретными (включая определение уровня желаемого результата и сроков его достижения), чтобы можно было в результате четко определить, достигнуты ли они;
- — цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий, побуждающий характер для всех участников образовательного процесса;
- — цели совместной деятельности должны быть известны всем ее участникам, привлекательны, понятны и осознанно приняты к исполнению;
- — цели должны быть открытыми и гибкими (может быть, составленными из ряда подцелей), допускать обоснованную корректировку;
- — цель — не просто образ желаемого результата, а образ результата операционально определенного, то есть заданного так, что всегда можно сравнить фактический результат с желаемым.
- 1.2. Задачи — конкретизация цели, пути достижения целей. Рекомендации по формулировке задач:
- — они должны быть сформулированы конкретно и четко, чтобы была возможность проверить их выполнение;
- — задачи на планируемый период отличаются от задач предыдущего периода;
- — их формулировка должна быть максимально краткой;
- — они должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой деятельности;
- — задачи должны быть реальны для выполнения;
- — их целесообразно поставить в определенной последовательности и классифицировать;
- — в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и учащихся (оказать, открыть, отработать, освоить, приобщить, сформировать, развить, организовать и пр.).
Задачи могут быть изложены по-разному:
- а) по ступеням образования (начальная школа, основная школа, средняя школа) или по возрастным периодам;
- б) по этапам развития деятельности (указываются по годам);
- в) с учетом классификации задач на:
- — воспитательные, связанные с формированием личностных компетентностей, социально значимых качеств;
- — организационные, которые обозначают развитие основных способов организации и создание педагогических механизмов процессов воспитания и социализации школьников;
- — управленческие, которые направлены на научно-методическое, кадровое, материальное, социальное обеспечение деятельности детей.
Схематично это можно представить следующим образом (см. табл. 8.1).
Задачи воспитания школьников
Задачи, таким образом, могут быть сформулированы по основным разделам программы, а именно: 1. программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени основного общего образования; 2. программа социализации подростков; 3. программа профориентации подростков; 4. программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
1.3. Концептуальные положения
Здесь определяются основные подходы, которые пронизывают программу и будут учтены педагогами при организации воспитательного процесса, дается их краткая характеристика для непротиворечивого понимания сущности этих подходов всеми субъектами образовательного процесса. Затем характеризуются принципы, которые становятся руководящими положениями для взрослых и детей. Очень важно в этой части программы определить не только традиционные и всем известные подходы, но и те, которые отражают основные замыслы данного коллектива, особенности школы, условия социума, иначе говоря, «лицо» школы.
1.4. Ожидаемый результат
Планируемые результаты реализации каждого направления воспитания представлены в Примерной программе воспитания обучающихся на основной ступени общего образования.
Отметим только, что ожидаемый результат может быть представлен на разных уровнях:
- — изменения в детях, которые произойдут в соответствии с заявленными целями и воспитательными задачами;
- — изменения в педагогах;
- — изменения в организации различных видов деятельности школьников;
- — изменения в социальном окружении.
- 2. Создание необходимых условий для реализации программы.
Перечисляются и кратко раскрываются условия, которые необходимы для реализации программы, например:
- — высокий уровень психолого-педагогической готовности педагогов к организации воспитательной работы (профессиональная компетентность, потребность в обновлении, стремление к инновационной деятельности, способность к диалогу и сотрудничеству с детьми и родителями и др.);
- — программно-методическое обеспечение урочной, внеурочной и внешкольной деятельности детей;
- — разработка нормативно-правовой базы;
- — развитие детского и родительского самоуправления, общественного управления;
- — педагогизация социального окружения (использование ресурсов социума);
- — материально-техническая оснащенность и др.
Целесообразно кратко изложить, что предполагается сделать по созданию каждого условия.
3. Содержание и формы деятельности по воспитанию детей.
Можно предложить примерную схему этого раздела, учитывая специфику содержания программы (см. табл. 8.2).
Форми- руемые ценности и качества
Формы деятельности детей
воспитание в семье и социуме
Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека
любовь к России;
свобода личная и национальная;
- — социальная активность;
- — ценностное отношение
к родной культуре
Урок- встреча с ветеранами (история России). Фольклорный праздник (МХК, музыка, история, ИЗО, технология)
Дискуссии («Зачем служить в армии?»), акция «К человеку — с любовью», беседа «Ты живешь среди людей» и пр.
Шефство над пожилыми жителями района. Экскурсии по местам боевой славы, в музеи нар. творчества
Под- готовка фотовыставки «Дорогие мои старики»; Участие в проекте «Наши семейные традиции» и т.п.
Формы реализации различных направлений воспитания школьников представлены в материалах для практической работы.
Возможен также вариант представления каждого направления деятельности по следующей схеме:
- 1. Название направления.
- 2. Стратегическая цель.
- 3. Воспитательные задачи.
- 4. Содержание и формы деятельности.
- 5. Результаты.
- 4. Взаимодействие субъектов деятельности, направленной на воспитание школьников
К субъектам организации воспитательного процесса относятся педагоги, дети, родители, специалисты учреждений дополнительного образования, местных организаций и учреждений, которые являются социальными партнерами ближайшего социума. Важно предусмотреть использование потенциала дальнего социального окружения (взаимодействие с очно-заочными школами, центром «Олимп», с информационно-коммуникационными средствами). В практических материалах представлены субъекты воспитания, которые могут участвовать в организации всех видов учебно-воспитательной работы и формировать соответствующий социальный опыт. Образовательное учреждение может конкретизировать данные рекомендации, учитывая свои условия и потенциал социума. В этом разделе можно представить несколько блоков.
- 4.1. Взаимодействие с семьей:
- а) организация совместной деятельности детей и родителей;
- б) привлечение родителей к организации различных видов деятельности;
- в) участие родителей в деятельности органов школьного самоуправления;
- г) повышение психолого-педагогической культуры родителей;
- д) социально-педагогическая поддержка семьи.
Забота о пожилых жителях микрорайона
Фотовыставка «Дорогие мои старики»
Директор клуба, заместитель по воспитательной работе школы;
Представители Совета старшеклассников школы; члены Управляю- щего совета школы
Совместный концерт к Дню пожилого человека
4.3. Привлечение местных специалистов и жителей к организации деятельности детей:
Организация труда на пришкольном участке и в теплице
Консультационное занятие с детьми
4.4. Использование базы социального окружения (природы, предприятий, организаций):
Экскурсии в природу. Создание экологической тропы.
Поисковая работа по теме: «Судьба выпускников школы»
- 4.5. Использование информационно-коммуникационных средств:
- а) использование средств для организации учебных занятий, внеурочных мероприятий и внешкольной деятельности;
- б) создание внутришкольного информационного пространства, которое предусматривает определение средств и механизмов разъяснения учащимся волнующих их вопросов, обеспечение доступа к современным детским периодическим изданиям, телевизионным программам, сети «Интернет» и другим информационным источникам;
- в) формирование у детей информационной культуры, умения работать с информацией (отбирать нужные источники), включаться в творческую информационную деятельность, издание детских газет и т.п.;
- г) изучение информационных интересов и потребностей учащихся и регулирование информационных воздействий на детей;
- д) информационное обеспечение семьи и родителей.
Задачи этого раздела в общем виде могут быть следующие:
- — формирование осознания педагогами необходимости организации деятельности на основе новых подходов, изложенных в ФГОС;
- — формирование у педагогов потребности критически переосмыслить имеющийся профессиональный опыт, определить и реализовать свой потенциал для профессионального роста и развития, перестройки своих сложившихся позиций и установок с учетом требований времени;
- — освоение системы знаний об эффективных технологиях, способах и средствах воспитания и организации учебно-воспитательное работы;
- — формирование значимых профессионально педагогических умений и навыков.
Эти задачи могут быть дополнены и конкретизированы педагогами с учетом имеющихся проблем и условий деятельности учреждения.