Структура учебных программ и их вариативность

Инновационные тенденции в системе образования, в центре которой стоит задача выбора каждой личностью собственного пути, увеличение разнообразия форм жизни, изменение образовательных потребностей личности выступают объективными предпосылками становления вариативного образования. В статье представлены теоретические и методологические предпосылки возникновения и развития вариативного образования в отечественной педагогике. Особое внимание автор уделяет теории фракталов, связующей синергетическую парадигму с самым широким культурным контекстом. По мнению автора, с позиций синергетики можно иначе решить проблему, связанную с управлением развития сложных систем, и разработать нетрадиционные подходы к сложноорганизованным системам, которые выступили бы в качестве ориентиров в научных исследованиях. При объяснении понятия «вариативность» автор ссылается на различные точки зрения отечественных и зарубежных авторов, позволяющих рассматривать вариативное образование как системообразующий концепт постнеклассической образовательной парадигмы.

«Конкуренция и вариативность как фактор стабильности системы в условиях естественной эволюции языка»

постнеклассическая парадигма
синергетика
теория фракталов
концепция эволюции многообразия
человекоцентризм
вариативность
вариативное образование
культура достоинства.

1. Амонашвили Ш.А. Спешите, дети, будем учиться летать! / Ш.А. Амонашвили. – М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили: Лаб. гуманной педагогики МГПУ, 2007. – 47 с.

2. Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России [Электронный ресурс]. – URL:http://www.nrpsy.ru/teoria_problemi_asmolov. (дата обращения: 21.02.2017).

3. Беляев М.И. Человек-фрактал [Электронный ресурс]. – URL: http://www.milogiya2007.ru (дата обращения: 22.03.2017).

4. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл: Эксмо, 2006. – 1134 с.

5. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора [Текст]: [в 2 кн.] / Ч. Дарвин; [пер. с англ. К. Тимирязева]. – М.: Терра: Книжный клуб Книговек, 2014. – 382 с.

6. Исаев Е.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах /Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 413 с.

7. Корчак Я. Любовь к ребенку / Я.Корчак. – М.: Питер, 2015. – 286 с.

8. Липская Л.А. Интеграция антропологических подходов в педагогике /Л.А. Липская // Образование и наука. – 2007. – № 4 (46). – С.46-52.

9. Лыкова И.А. Многообразие детства в эпоху стандартов: миф или реальность? /Л.А. Лыкова // Детский сад: теория и практика. – 2016. – № 3. – С. 6–24.

10. Маджуга А.Г., Синицина И.А., Филипенко Е.В. Концептуально-теоретические основы фрактальной педагогики как новой области социально-гуманитарного знания фрактальной педагогики / А.Г. Маджуга, И.А. Синицина, Е.В. Филипенко // Научный диалог. – 2015. – № 12 (48). – С. 450–159.

11. Мандельброт Б.Б. Фракталы и хаос. Множество Мандельброта и другие чудеса / Б.Б. Мандельброт. – М.; Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2009. – 392 с.

Четкая жизненная траектория vs профессиональная вариативность: есть ли у людей призвание или это миф

12. Монадология Лейбница [Электронный ресурс]. – URL: http://aspirantura.ws/monadologija-lejbnica-kratko.htm (дата обращения: 05.09.2016).

13. Образование как целевой ресурс в развитии личности: теория, методология, опыт // Ильясова Э.Н. Развивающая информационная образовательная среда как психолого-педагогическая детерминанта актуализации ресурсного потенциала личности в современном образовании. – Стерлитамак: Изд-во «Фобос», 2014. – Гл. 4. – С.41-50.

14. Синергетическая парадигма. Синергетика в образовании / отв. ред. В.Г. Буданов. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 592 с.

15. Тюмасева З.И., Богданов Е.Н. Системное образование и образовательные системы: монография / З.И. Тюмасева, Е.Н. Богданов. – Калуга: КГПУ им К.Э. Циолковского, 2003. – 312 с.

В начале XXI века происходит становление нового социокультурного типа образования – нелинейного, постнеклассического, требующего междисциплинарного дискурса, диалога естествознания и гуманитарных наук, необходимости учёта определённых регулятивов классической и неклассической парадигмы, обращения к эстетической стороне познания.

Следовательно, в рамках постнеклассической научной парадигмы формируются иные цели образования, которые ориентируют на преобразование образовательной среды с целью возрождения экзистенциональной целостности человека, обоснования и формирования культуросообразного образования, включения в него значительно большего количества гуманитарных и гуманистических составляющих. Понимание важности обозначенных задач требует глубокого осмысления образования в целом, обоснования способов, методов и форм достижения этих целей.

Анализируя потенциал постнеклассической научной парадигмы в аспекте современного познания, следует отметить, что присущий ей человекоцентризм научного знания рассматривается сегодня как глобальная тенденция современного образования.

Человекоцентризм – это новое качество философского понимания человека, новая стратегия развития общества, в основе которой лежит ориентация на духовные ценности, знания, культуру и науку, которые определяют смысл и перспективу человеческой жизнедеятельности. Он фокусирует внимание на культурно-духовном бытии человека в его соотнесении с окружающим социальным и природным миром, внутренним «Я», определяющим творческую деятельность человека в создании пространства актуализации собственного внутриличностного потенциала.

Поднятие на новый уровень действенности субъекта, определяющего инновационное развитие общества, ведёт к переосмыслению целей и содержания образования, которое выполняет особую роль как в культурно-историческом процессе, так и в решении вопросов обучения, воспитания и развития каждого индивида в границах его возможностей. Как отмечает В.Г. Буданов, «образование в будущем должно стать первым и универсальным образованием, направленным на понимание человеческого условия. Люди должны узнавать себя в облике единого человечества и в то же время признать культурное разнообразие присущее всему человечеству» [14, c.45]. Следовательно, в рамках социально-экономических изменений, сложившейся технологической сферы проблема ориентации на человека, человекоцентризм в образовании, восходящие к антропоцентризму и натурализму, приобретает ведущее значение.

Понятие «вариативность» в педагогической теории и практике используется с конца XX века и подразумевает переход от единообразия к многообразию типов и видов образовательных учреждений, разнообразие содержания образования и форм организации образовательного процесса и т.д.

Часто категории «вариативность», «многообразие», «разнообразие» используются как рядоположенные, хотя созвучные по своему значению к первому термины «вариант», «вариации» имеют иной смысл. Это определяет необходимость выявления базовых понятий для изучения феномена «вариативное образование». По мнению З.И. Тюмасевой, к часто наблюдающимся недостаткам неустановившегося понятийного аппарата можно отнести следующие: один и тот же термин используется для обозначения разных явлений, процессов и адекватных им различных понятий; используемые понятия описываются некорректно, неадекватно [15, с. 32].

Читайте также:
Сформулируйте алгоритм настройки автоматического обновления программ

При объяснении феномена «вариативность», И.А.Лыкова [9] обращается к концепции эволюции, объясняющей многообразие живых существ и их уникальную приспособленность к условиям существования. В трудах Ч.Дарвина [5] доказано наличие индивидуальной изменчивости как свойства всего живого. Несмотря на похожесть живых организмов одного вида, внутри популяции невозможно выявить совершенно одинаковые особи. Такая вариантность свойств и признаков создает преимущество одних организмов перед другими.

Согласно «Монадологии» Г. Лейбница весь мир разделяется на самые мелкие элементы – монады, к высшим монадам относится человек. Монада единична и самодостаточна, представляет собой особый самобытный мир, «сжатую Вселенную» [12]. По мнению философа, в природе не бывает двух существ, в которых нельзя было бы найти различия внутреннего или же основанного на внутреннем определении.

Данное положение подчеркивает уникальность, непохожесть человеческой личности, её единичность и одновременно множественность. Следовательно, образование должно быть сообразовано с закономерностями становления человеческого в человеке, которые нельзя игнорировать. Только при соблюдении такого соответствия можно обеспечить режим саморазвития человека и реализацию его внутриличностного потенциала.

Вариативность, выступая в виде системообразующей основы современного образования, выражается в многообразии существующих сегодня альтернативных концепций образования, опирающихся на различные философско-методологические подходы с присущим им антропологическим компонентом.

В контексте культурологического подхода целесообразен анализ культурного разнообразия, вариативности культур как главного условия воспитания личности. С позиций культуры главной целью образования является содействие ребенку в приобщении к культурным ценностям, усвоении знаний о культуре, осознании их различий и сходств, приобретении опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур. Все названные задачи совершаются на основе индивидуального подхода, посредством реализации вариативных тактик (помощи, поддержки, взаимодействия и сотворчества), позволяющих личности полнее раскрыть свой потенциал.

В рамках антропологического подхода воспитание представлено как масштабный процесс, который обусловлен социогенетическими и культурно-педагогическими факторами, что ведёт за собой обоснование и внедрение вариативных методов обучения и воспитания и позволяет получить действенные способы индивидуализации образовательной работы. Многообразие методов обеспечивает целостность и гармоничность познавательного процесса, формирование как специальных навыков и умений, так и мировоззренческих основ, соответствующих постнеклассической картине мира.

Холистическая парадигма образования нацеливает образовательный процесс на интеграцию обучения и воспитания, науки и мировоззрения, бытия и творческого мышления, сочетающего образное мышление, оригинальность, гибкость и интуицию – особенностей, взаимодополняющих и потенцирующих друг друга. При холистическом подходе к проектированию содержания образования как абсолютная ценность выступает сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, становление ее индивидуальности через выбор своей образовательной траектории.

Синергетический подход к образованию и воспитанию личности может быть базовым для решения многих проблем. Для описания концепта «вариативность» целесообразно обращение к синергетике, как науке о человекомерных системах, ведущая роль при объяснении понятия «вариативность» принадлежит теории фракталов.

Фракталы формируются посредством нелинейного преобразования, при этом влияние внешних и внутренних факторов (среда, условия, взаимодействие со средой и другие) способствует усложнению такого преобразования, делая его полисемичным. Объединяясь в сложные структуры, фракталы трансформируются, наслаиваются и пересекаются друг с другом, разворачивают всю совокупность значений и форм, присущих собственно фракталу как некой целостности. Следовательно, фракталы можно рассматривать как новый инструмент познания мира. В то же время теория фракталов отражает сущность принципа вариативности, допускающего произвольное варьирование компонентов без изменения самой системы.

Следует отметить, что в научной литературе человек в своей деятельности представлен в качестве сложноорганизованного и преобразующего действительность фрактала. Это подтверждается следующими теоретическими положениями:

  • биологический организм являет собой комплекс функциональных звеньев, образующих единую многоуровневую сеть, где информационная составляющая каждой отдельной клетки влияет как на отдельные органы, так и на весь организм в целом;
  • человек является открытой системой, способной к саморегуляции и самоорганизации; в качестве основы структурно-системной организации, её функционирования и управления выступает фрактал [3].

Более того, у человека, как и у любого живого организма, целое содержится внутри частей: каждая клетка многоклеточного организма содержит полный набор его генетической наследственности, из чего следует, что организм человека обладает свойством самоподобия и одновременно вариативности на разных уровнях сложноорганизованной системной иерархии.

Л.А. Липская подчеркивает, что сегодня концепт «вариативность» является ключевым в категориальной матрице научных понятий и «разрушает сложившуюся единую систему установок и представлений о человеке, с позиций которых производилось воспитание, формировались принципы и цели образования» [8, с.46]. Актуальные образовательные проблемы, ориентированные, прежде всего, на ученика, обусловливаются особенностями его образования – в связи с индивидуальными возможностями, способностями, предрасположенностями, которые стимулируют идею личностно-ориентированного образования.

Аспекты, в которых исследуются проблемы вариативного образования, чрезвычайно многообразны. Так, вариативность предполагает интеграцию различных субъектов образовательной деятельности посредством сбалансированного взаимодействия научно-теоретической, нормативно-правовой, методико-технологической и кадровой составляющих этой политики.

Вариативность обеспечивает возможность выбора образовательных услуг для обучающегося как реального потребителя. Это означает, что каждая современная образовательная организация определяет свой путь развития. Этому способствует и структура базисного учебного плана, в которой наряду с инвариантным ядром представлена и вариативная часть.

Вариативный элемент содержания образования рассматривает способы задания ситуации, учитывающие субъектный опыт ученика и способы разрешения ситуации (знания, умения, отношения). Их функция – раскрытие субъектного смысла обучения, превращение обучения в самообучение.

Принцип вариативности соотносится с принципом индивидуального подхода, в соответствии с которым необходим учет индивидуальности обучающегося, его способностей, потенциала и осуществление педагогического взаимодействия, предполагающего результативность деятельности. Принцип вариативности раскрывает разнообразие образовательных программ, обеспечивающих потребности личности в овладении различными способами структурирования учебного материала, которые учитывают психофизиологические особенности субъектов образовательного процесса, и позволяющих выстраивать индивидуальную траекторию развития обучающегося в различных образовательных контекстах [13, с.44]. В этой связи основоположник вариативного образования А.Г. Асмолов отмечает, что вариативность выступает как необходимое условие расширения возможностей развития личности при решении задач жизнедеятельности в ситуациях роста разнообразия, а также обеспечивает управление изменениями в разноуровневых образовательных системах [2].

Читайте также:
Как установить программу logitech

Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков [6] обращают внимание на три разных способа организации и управления образовательной средой, «…в зависимости от типа связей и отношений, её структурирующих:

  • среда, организованная по принципу единообразия, где доминируют административно-целевые связи и отношения, они определяются одним субъектом – властью, показатель структурированности стремится к максимуму;
  • среда, организованная по принципу разнообразия, где связи и отношения имеют конкурирующий характер, так как происходит борьба за разного рода ресурсы; показатель структурированности стремится к минимуму;
  • среда, организованная по принципу вариативности, где связи и отношения имеют кооперирующий характер, происходит объединение разного рода ресурсов в рамках объемлющих образовательных программ, обеспечивающих свои траектории развития разным субъектам, показатель структурированности стремится к оптимуму» [6, c.82]. Таким образом, создание вариативной среды является важнейшей целью управленческой деятельности в образовании.

Одной из тенденций претворения в жизнь целей и задач современного образования явилась Концепция развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года, в основе которой лежит идеология вариативного развивающего образования или идеология свободного выбора и поддержки разнообразия детства. Идеология базируется на педагогике достоинства (Я.

Корчак), педагогике сотрудничества (Ш. Амонашвили и др.) и культурно-исторической психологии (Л.С. Выготский и др.). Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно содействует восполнению имеющихся у детей дефицитов информации, способов деятельности, навыков общения, сотрудничества, внимания референтных взрослых, комфортной среды, оно соответствует природе детства и имеет в своей основе признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности.

Таким образом, проведенный анализ понятия «вариативность» в контексте постнеклассической образовательной парадигмы фиксирует значимые цели современного образования: выявление и учёт индивидуально-психологических особенностей развития обучающихся; объединение обучаемых в группы на основе типологических особенностей личности; свобода выбора содержания образования с целью удовлетворения потребностей личности (образовательных, культурных, духовных); гибкость образовательных программ и свободный выбор образовательных технологий.

Из этого следует, что вариативное образование по сути своей выступает в качестве поискового образования, ориентированного на поиск адекватных образовательным потребностям личности технологий, форм, методов и средств организации образовательного процесса. Вариативное образование характеризуется человекоцентрической направленностью, при этом важная роль отводится созданию образовательной среды, обеспечивающей свободу самоопределения, формирование способности личности к самодетерминации и актуализацию личностного потенциала.

Все вышесказанное позволяет сделать следующий вывод: вариативность является системообразующим концептом образовательной политики государства, главным условием, определяющим движение от культуры полезности к культуре достоинства, где ведущей ценностью выступает понимание уникальности, возможностей каждой личности. Именно с культурой достоинства мы связываем развитие личностного потенциала каждого человека в контексте современной постнеклассической образовательной парадигмы.

Источник: science-education.ru

Вариативность и изменения в новых ФГОС НОО и ООО

Вариативность и изменения в новых ФГОС НОО и ООО в 2021 году.

Переход на федеральные государственные образовательные стандарты предъявляет высокие требования в части самостоятельности и ответственности школ в разработке своих образовательных программ,

в выборе средств обучения и воспитания.

Образовательные стандарты и требованияУтвердили новые ФГОС начального и основного общего образования (Приказы Минпросвещения от 31.05.2021г. №286 и №287)В 2022-2023 учебном году все обучающиеся 1-х и 5-х классов обучаются по обновленному федеральному государственному образовательному стандарту начального (ФГОС НОО) и основного общего (ФГОС ООО) образования.

Публикация «Вариативность и изменения в новых ФГОС НОО и ООО» размещена в разделах

  • ФГОС. Внедрение и реализация
  • Темочки

Образовательные стандарты и требованияУтвердили новые ФГОС начального и основного общего образования (Приказы Минпросвещения от 31.05.2021г. №286 и №287)В 2022-2023 учебном году все обучающиеся 1-х и 5-х классов обучаются по обновленному федеральному государственному образовательному стандарту начального (ФГОС НОО) и основного общего (ФГОС ООО) образования.

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

1) требования к структуре основных образовательных программ, к соотношению частей ООП и их объёму, к обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям);

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ

СПОСОБЫ ВАРИАТИВНОСТИ :

1) В структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули;

2) Школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов (на уровне ООО);

3) Школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями учеников.

Вариативность даёт школе возможность выбирать способ формирования программы.

ТРЕБОВАНИЯ к ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ:

Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом необходимо учитывать требования к предметным результатам.

В обновленных ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО – ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ.

Чёткие требования к предметным результатам по каждой дисциплине.

Школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе определять достижения промежуточных результатов по годам обучения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ и ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В основе системно-деятельностный подход

Конкретные требования к метапредметным и личностным результатам;

Результаты, не просто перечислены, как было раньше, а описаны по группам;

Личностные результаты группируются по направлениям воспитания.

— Группируются по направлениям воспитания

— Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

— Ценность научного познания.

Группируются по видам универсальных учебных действий (УУД)

Читайте также:
Программа для настройки ip камер hiwatch

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

— работа с информацией.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

общение, совместная деятельность.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

Каждое УУД содержит критерии их сформированности:

Теперь будет легче на уроке организовать систему формирующего оценивания

Проконтролировать качество обучения.

Обновленный ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии:

дистанционные образовательные технологии

Индивидуальный авторизованный доступ ко всем ресурсам.

Доступ к электронным ресурсам должен быть обеспечен ученикам, как на территории школы, так и за её пределами.

Обновлённый ФГОС предусматривает :

Деление учеников на группы (с учётом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей)

Требования к информационно-образовательной среде (интернет-ресурсы, медиа-ресурсы)

Психолого-педагогические условия (социально-психологическая адаптация к школе, психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений)

Повышение квалификации педагогов.

Публикации по теме:

«Изменения в природе весной». Презентация для детей дошкольного возраста Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе. Задачи: Закрепление у детей потребности в двигательной.

Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста «Весна. Изменения в природе»

Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста «Весна. Изменения в природе» Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста. «Весна. Изменения в природе» Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках.

Оформление приемной. Сезонные изменения — «Золотая осень» (Фотоотчет)

Оформление приемной. Сезонные изменения — «Золотая осень» (Фотоотчет) Образовательная область: Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы. Сезонные изменения- «Золотая осень» Оформление приемной.

Проект «Изменения в природе осенью» в подготовительной группе компенсирующей направленности

Проект «Изменения в природе осенью» в подготовительной группе компенсирующей направленности 1. Проект в подготовительной группе компенсирующей направленности «Изменения в природе осенью». 2. Проблемное поле проекта. Мониторинг.

Проект «Изменения в природе весной» (младшая группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатели Карелина Е. А., Семенюк И. Н. Участники проекта: дети младшей.

Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Изменения весной в природе»

Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Изменения весной в природе» 1. Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Изменения весной в природе». 2. Проблемное поле проекта. Мониторинг.

Проект «Зимушка-зима. Изменения в природе зимой» (средняя группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатели Карелина Е. А., Семенюк И. Н. Участники проекта: дети средней.

Протокол родительского собрания в свете новых требований ФГОС до Хочу предоставить Вашему вниманию «Протокол родительского собрания в свете новых требований ФГОС ДО».Буду рада, если эта информация Вам.

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в природе Природа – это уникальная книга. Ее тираж – один экземпляр. Только один! И поэтому, читая ее, Нужно беречь каждую страницу! Любовь к.

Советы родителям «Учимся наблюдать за изменения в природе. Октябрь»

Советы родителям «Учимся наблюдать за изменения в природе. Октябрь» Во время прогулки обратите внимание малыша на то, что не слышно птичьего пения. Лишь изредка можно услышать чириканье воробья или воронье.

  • ФГОС. Внедрение и реализация
  • Темочки

Источник: www.maam.ru

Вариативности учебного плана и учебников

Учебные планы составляются на основе стандартов и конкретизируют их применение в реальных условиях данного учебного заведения. Для упорядочения этой работы государство обычно предлагает однотипным учебным заведениям типовой учебный план, на основе которого они разрабатывают свои рабочие планы. В типовых планах по каждому направлению или уровню подготовки указываются федеральный, региональный и индивидуальный (для конкретного вуза, школы) компоненты. На их основе учебным заведениям отдельных регионов (республик, краев, областей), отдельным учебным заведениям предоставляется право разрабатывать индивидуальные рабочие планы при условии соблюдения образовательных стандартов. Тем самым решается двуединая задача, с одной стороны, сохранения единого образовательного пространства в стране, а с другой создаются условия для дифференцированного обучения, учитывающие специфические потребности отдельных контингентов обучаемых, т.е. реализуется важнейший принцип социального развития: единство в многообразии.

Рабочий учебный план — это основной документ учебного заведения, определяющий общую продолжительностьобучения, длительность учебного года, семестров, каникул, экзаменационных сессий, полный перечень изучаемых предметов и объем времени, выделяемого на каждый из них, структуру и продолжительность практикумов. Учебный план представляет собой применение госстандарта к конкретным условиям данного учебного заведения.

Программы разрабатываются кафедрами вузов, предметными объединениями школ и являются основными руководящими документами для работы преподавателя.

Одна из современных новаций в этом деле — предоставление права отдельным преподавателям создавать в одном и том же учебном заведении альтернативные учебные программы, учитывающие особенности различных по уровню развития и характеру интересов групп учащихся. Однако способы практического применения подобных программ разработаны еще слабо.

Учебник, в какой бы форме он ни был представлен, призван выполнять несколько функций:

§ информационную, состоящую в представлении того объема знаний, который определяет соответствующая учебная программа;

§ обучающую, с помощью которой осуществляется управление познавательными действиями обучаемого. С этой целью в учебнике даются вопросы, упражнения, задания:

§ контрольную, которая представлена в виде контролирующих тестов, контрольных работ и т.п.

В идеале учебник должен выполнять роль модели всего учебного процесса.

Во всяком случае, хороший учебник должен отвечать таким элементарным требованиям, как краткость, доступность, структурированность, т.е. четкое разделение на блоки, модули и т.п.

К сожалению, многие современные учебники, как печатные, так и электронные, ограничиваются только первой из указанных функций, т.е. дают лишь учебную информацию и не показывают, как с ней нужно работать, предоставляя это решать самому читателю, который к этому не всегда готов.

Для обеспечения качественного усвоения содержания учебных предметов издаются и другие виды учебной литературы: справочники, книги для дополнительною чтения, атласы, сборники задач и упражнений и т.п. От качества учебной литературы во многом зависят результаты обучения. Признается необходимость комплексного применения различных видов учебной информации, как на бумажных, так и на электронных носителях, так как каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

«В воспитании, — говорил Ушинский, — все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный механизм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не могут заменить личности в деле воспитания».

Источник: studopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru