Структура учебной программы включает

Учебная программа, представляющая информацию о курсе (дисциплине, факультативе) в концентрированном виде, является одним из источников оценки качества педагогической деятельности специалиста в области образования.

В настоящее время в образовательных учреждениях используются типовые учебные программы по предметам, которые утверждаются Министерством образования Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления педагогами учебных рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий.

Учебная рабочая программа — «визитная карточка» дисциплины (курса, факультатива), являющаяся своеобразным путеводителем, в первую очередь, для заказчиков данных образовательных услуг — учащихся и их родителей.

Данные методические рекомендации предполагают рассмотрение технологии составления учебной рабочей программы по дисциплине (курсу, факультативу) с учетом требований, предъявляемых к такому роду учебно-программных материалов.

Стрим. Структура кода STM32CubeIDE. Ответы на вопросы.

Позволим напомнить значение слова «программа»:

1) план деятельности, работ;

3) документ с основными направлениями работы (5).

Учебная рабочая программа обусловлена образовательными потребностями конкретной категории обучаемых. Это объективная заинтересованность в определенных образовательных услугах, субъективно выраженная в обращенных к системе образования интересах и ожиданиях.

Цель учебной рабочей программы — планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи учебной рабочей программы — конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

Требования к содержанию учебной рабочей программы (можно использовать в качестве основных критериев при экспертизе):

1) соответствие современному уровню развития науки;

2) четкое определение места, роли и задач учебной дисциплины (курса, факультатива);

3) реализация принципов системного подхода в отборе программного материала;

4) единство и логическая преемственность элементов содержания программы;

5) учет межпредметных связей, обеспечивающих «состыковку» программы;

6) конкретность определения требований к приобретаемым обучающимися знаниям и умениям;

7) рациональный выбор форм организации процесса обучения с учетом специфики учебной дисциплины;

8) мотивированная дозировка разделов и тем программного материала с учетом возраста обучаемых.

1. Структура учебной программы

Структура программы определяет внутреннюю логику организации учебно-методического материала в виде иерархической системы.

Структура учебной программы


2. Характеристика основных блоков программы

2.1 Введение

Введение содержит общую характеристику учебной дисциплины (курса, факультатива) и раскрывает основные особенности ее изучения.

Структура вуза. Инструкция по применению #КСЮНАВСЮ

Первый блок программы (см. схему) можно назвать введение, вводная часть, объяснительная записка, пояснительная записка, концепция (для авторских программ).

Рассмотрим первый блок программы по аспектам (аспект — самостоятельная часть текста, обладающая смысловым единством) с приведением маркеров (устойчивые словесные обороты речи).

Состав аспектов содержания «Введения»

2.2. Организация содержания образования

Источник: smekni.com

Основная структура образовательной программы: требования, цель и задачи

В данный момент в Российской Федерации меняются требования к структуре основных образовательных программ. Это объясняется вхождением нашей страны в европейскую систему обучения. Данный процесс характеризуется серьезными изменениями в организации учебно-образовательного процесса.

Обновление образования

Актуальность введения новых стандартов

Как научить учиться

Особенности изменений

Структура основной образовательной программы предполагает переход от традиционных способов (письменной и устной речи) к компьютерным технологиям. В качестве основной составляющей педагогического процесса в рамках ФГОС определяется личностно-ориентированный подход к подрастающему поколению.

Основное требование к структуре образовательной программы – выделение пояснительной записки, постановка цели, задач, включение тематического планирования, указание требований к уровню подготовки выпускника.

Отдельное внимание в рамках новых стандартов обучения отводится духовному воспитанию детей, формированию нравственности и гражданской активности в учащихся.

Требования ФГОС к структуре образовательной программы помогают педагогам составлять тематическое планирование по учебным дисциплинам, определять особенности воспитательной работы с классными коллективами.

В настоящее время в отечественной педагогике используется принцип вариативности. Он дает возможность коллективам учебных организаций выбирать и моделировать воспитательный процесс по какой-либо модели.

Структура основной образовательной программы предполагает использование достижений современной дидактики, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, обоснование выбранных педагогических методов и форм.

Важные аспекты программы

Получение знаний

Требования к структуре основных образовательных программ соответствуют закону РФ «Об образовании». Только при правильном составлении программы школа воспитывает и обучает подрастающее поколение в интересах государства, общества. Данный процесс сопровождается констатацией достижения школьниками образовательных цензов, которые установлены государством.

Под получением образования подразумевается подтверждение либо достижение конкретного уровня, который указывается для каждой учебной дисциплины требованиями ФГОС.

Задача современного общества

Основное требование к структуре образовательной программы – формировать активную личность, которая с уважением относится к культуре и традициям своего народа, а также к воззрениям и обычаям населения других стран. Это привело к выделению трех основ современного процесса обучения и воспитания:

  • научить учиться;
  • научить жить;
  • научить работать.

Анализируя причинные связи, которые существуют в отечественном образовании, необходимо учитывать такой фактор, как уровень педагога. Введение профессионального стандарта педагога – это способ мотивации саморазвития для учителей.

Структура образовательной программы дошкольного образования

Личность учащегося

Каждый ребенок обладает определенным уровнем мышления, памятью, воображением, восприятием, ощущениями, что должно быть учтено в педагогической деятельности.

Структура образовательных стандартов и программ рассматривается коллективом школы. При этом должны быть учтены особенности детей, выявлены талантливые и одаренные школьники, а также ребята с проблемами здоровья, оценена мотивация учащихся.

Администрация привлекает для работы логопедов, психологов, медицинских сотрудников. Только при таком подходе к проблеме можно рассчитывать на эффективные результаты.

На состояние и качество преподавания, успешность реализации программы образовательного учреждения влияют отношения «учитель – ученик». Именно поэтому среди требований, которые указываются во ФГОС, особое внимание уделяется установлению доброжелательной атмосферы в общении между педагогами и ребятами.

Структура образовательной программы включает формы деятельности, которые педагог будет применять в работе: групповые, индивидуальные, коллективные.

Работа коллектива школы направлена на формирование прочных навыков, умений, знаний, что способствует эффективному освоению базового стандарта.

Содержание программ общего образования

Требования

Структура основной образовательной программы ФГОС предполагает наличие областей, которые состоят из двух уровней. А именно:

Структура образовательной программы, помимо базового минимального уровня, предполагает уровневую дифференциацию.

Особенности понятия

Структура образовательной программы предполагает указание критериев оценки результатов в конкретном учебном учреждении. Описываемый документ является нормативным текстом, который характеризует цели, специфику образования, учебный план, программы, педагогические технологии и методы практической работы, планируемые результаты.

Структура образовательной программы общего образования содержит информацию об организации индивидуального маршрута для каждого ребенка, проходя по которому, он переходит на более высокий уровень образованности, в соответствии со ФГОС.

Этот документ является совокупностью досуговых, учебных, иных программ, которые отвечают потребностям ребенка, направлены на его саморазвитие, самореализацию.

Структура образовательной программы содержит раздел, в котором отмечаются мероприятия, способствующие гармоничному развитию личности, социальной адаптации учащихся.

Читайте также:
Программы для Андроид магнитолы для звука

Программа каждой учебной дисциплины, включенной в школьную программу, направлена на реализацию принципа личностной ориентации образовательной деятельности. Для этого создаются определенные условия, которые помогают школьникам с разными возможностями и потребностями достигать образовательного минимума, указанного во ФГОС.

Структура основной программы

Учебные курсы

Структура образовательной программы зависит от ее направленности, от возраста детей.

Структура профессиональной образовательной программы также составляется с учетом требований ФГОС, содержит пояснительную записку, цели и задачи, тематический план, требования к уровню обученности школьников.

Описываемая программа является нормативно-управленческим документом, который вместе с Уставом является основанием для сертификации, лицензирования, введения дополнительных (платных) услуг в соответствии с запросами родителей и детей.

Категории образовательных программ

Чем характеризуется структура образовательной программы основного общего образования? В настоящее время в отечественной педагогике выделяют следующие категории программ:

  • примерные виды, которые разрабатываются на основе ФГОС;
  • дополнительные и основные программы определенного уровня направленности.

Дополнительные программы, имеющие различную направленность, реализуются:

  • в учебных учреждениях профессионального образования;
  • в системе дополнительного образования;
  • в рамках индивидуальной учебно-воспитательной работы.

Структура образовательной программы дошкольного образования также должна соответствовать стандартам второго поколения, которые разработаны специально для системы дошкольных государственных учреждений.

Содержание работы учебно-воспитательных организаций определяется педагогами на основе примерных программ и учебных планов, которые рекомендованы государственными структурами, и авторских программ, утвержденных методическим объединением или педагогическим советом школы.

У всех учителей есть право на разработку авторской программы. Также педагоги могут использовать в своей профессиональной деятельности примерные образовательные программы различных уровней и направленности, разработку на их базе новых проектов, в которых учитываются индивидуальные способности и возможности учеников, запросы родителей (законных представителей).

К примеру, это может быть предметная учебная программа, интегрированный внеурочный курс, факультатив.

Как составляется основная образовательная программа дошкольного образования? Структура ее определяется требованиями ФГОС ДОО. В настоящее время распространение получили модифицированные программы, в которых сохранены основные параметры предметных, но скорректированы методики, средства, формы реализации, задачи, цели.

Недостатки советской образовательной системы

Проблемой советского дошкольного и школьного образования было механическое запоминание детьми определенной информации, не имеющей практического применения.

Культурные способы деятельности и мышления, которые были выработаны прошлыми поколениями и закреплены в знаниях для решения практических задач, детям не были известны. Педагог до автоматизма доводил умения и навыки, которыми ребенок мог пользоваться в стандартной ситуации. Не отводилось внимания развитию нестандартного решения проблемы, в результате выпускники школы не могли адаптироваться в социуме.

В наши дни при личностном подходе, на основе которого созданы федеральные стандарты, педагог выполняет функцию наставника, разрабатывая для каждого ребенка свою образовательную траекторию.

Внимание переводится с результатов деятельности на сам процесс. Образовательная программа, которая составляется с учетом требований стандартов второго поколения, способствует формированию познавательной мотивации. Дети, которые вовлекаются в образовательный процесс, получают возможность реализовать свои творческие способности, приобрести универсальные учебные навыки, получить опыт ценностных и эмоциональных отношений.

Особенности структуры по ФГОС

Пример программы

Предлагаем фрагмент программы дополнительного курса по химии (восьмой класс школы), соответствующей новым государственным стандартам.

Программа предполагает проведение 34 часов за год (час в неделю). Число контрольных работ – 2, практических и лабораторных опытов – 5 часов.

Учебный предмет «Химия» является одной из базовых дисциплин основного общего образования. Роль данного предмета определяется значением химической науки как основы естественнонаучного образования.

Дополнительное изучение данного предмета в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важных знаний о главных терминах и законах химии, а также химической символике;
  • овладение навыками проведения химических экспериментов, проведения расчетов по уравнениям;
  • формирование познавательного интереса и совершенствование интеллектуальных способностей в процессе практической деятельности;
  • ориентирование детей на практическое использование навыков и умений;
  • воспитание представлений о материальности мира;
  • использование полученных знаний и умений в быту для решения повседневных проблем.

Основой рабочей программы для курса химии является Федеральный компонент стандарта общего образования, а также учебник химии (8 класс, Габриелян О. С.).

Курс составлен на основе обязательного минимума содержания химического образования для основной школы (2 часа в неделю), а также в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения (2 часа в неделю). В содержании курса учитываются индивидуальные особенности школьников.

Практические работы являются не только средством закрепления навыков и умений, но и способом контроля со стороны педагога качества их сформированности.

Программа данного курса построена по концентрической концепции, учтены предметные связи с курсом физики 7 класса, в котором рассматривается строение атома.

Ведущие идеи данного курса:

  • материальное единство веществ живой природы, их генетическая взаимосвязь;
  • причинно-следственные связи между строением, составом, свойствами и использованием веществ;
  • познаваемость веществ и закономерностей протекания химических процессов.

Дети узнают о том, что конкретное химическое соединение является звеном непрерывной цепи взаимодействий веществ. Оно участвует в круговороте элементов и в химической эволюции. Педагог знакомит школьников с познаваемостью и объективностью законов природы, возможностью находить экологически неопасные варианты производства продуктов и материалов.

Отдельное внимание уделено формированию навыков проектной и исследовательской работы восьмиклассников. Учитывая, что подобная деятельность является обязательной по требованиям новых образовательных стандартов, в качестве итоговой работы после завершения курса ребята представляют готовые проекты (исследования) химической, экологической, медицинской направленности.

В результате изучения курса ученик должен:

  • называть по символам химические элементы;
  • определять вещества по химическим формулам;
  • знать свойства основных классов неорганических соединений;
  • владеть сведениями о признаках и условиях осуществления химических взаимодействий;
  • определять качественный и количественный состав соединения;
  • выявлять принадлежность вещества к классу соединений;
  • выделять простые, сложные вещества;
  • определять типы взаимодействий;
  • использовать теоретические навыки для решения расчетных задач.

Ребята описывают свойства разных классов по плану. Знания и умения, которые были приобретены в рамках курса, они применяют для безопасного использования материалов и веществ в быту. К примеру, дети готовят растворы с заданной концентрацией вещества, решают для этого расчетную задачу.

Заключение

Новые стандарты, которые введены в отечественную систему образования, способствуют зарождению и совершенствованию личностных качеств детей. Ребенок, являясь активным участником образовательной деятельности, овладевает способностью ставить перед собой определенные цели и задачи, подбирать возможности их решения. Каждый ребенок в процессе обучения получает возможность развивать логическое мышление, творческое воображение, формировать определенные навыки поведения в обществе.

Чтобы ребенок мог получить знания, умения и навыки, он должен накопить в памяти определенный объем информации, овладеть действиями, уметь использовать их в повседневной жизни.

Горизонтальная составляющая предполагает последовательные этапы движения детей от первоначального знакомства, адаптации в среде, занятости, репродуктивных действий к освоению базовых знаний, навыков. На следующих этапах совершенствуются коммуникативные умения, закрепляются творческие и продуктивные способности.

Постепенно увеличивается самостоятельность каждого школьника, она проявляется в увеличении и углублении уровня, творческом подходе к заданиям, предлагаемым педагогом. Благодаря разным видам и формам творческой деятельности школьники получают навыки общения со сверстниками, взрослыми людьми.

Читайте также:
Лучшие программы для системного администратора

Вертикальная направленность – это движение по ступеням для самостоятельного формирования умственных способностей ребенка при обязательном освоении и интерактивном изложении образовательной программы.

Такое движение во времени, возвращение к старому материалу, сопровождающееся постепенным усложнением содержательной части, в полной мере соответствует требования ФГОС нового поколения.

Он позволяет детям формировать уверенность в своих силах, развивать коммуникативные навыки, приобретать ценный опыт. Акцент в таком обучении делают на проектирование учебных ситуаций, для разрешения которых ученики самостоятельно разрабатывают алгоритм действий, выбирают оптимальные методики для решения поставленных педагогом задач.

Преподаватель выступает в роли наставника, корректирующего (при необходимости) деятельность своих воспитанников. Программы общего образования в рамках новых стандартов ориентированы на личностное развитие каждого ребенка. Это способствует воспитанию в стенах учреждений учеников с активной гражданской позицией, умеющих отвечать за свои поступки.

Источник: fb.ru

Образовательные программы

Понятие, правовая природа и структура образовательной программы. Понятие «образовательная программа» общеизвестно, но при этом его содержательное наполнение отличается бесконечным разнообразием. Ниже мы попробуем дать наиболее распространенные определения данного понятия:

Образовательная программа – это:

· Документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический план и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения;

· Нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;

· Индивидуальный образовательный маршрут учащегося при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой;

· Совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, гармонического развития и адаптации в социальной среде;

· Организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с различными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования.

· Определение «образа будущего» и организация собственной деятельности в движении к нему.

В переводе с греческого слово «программа» означает «распоряжение, объявление». В Законе «Об образовании» нет прямого определения образовательной программы, но им устанавливается место и значение ее в системе образования. Образовательная программа определяет уровень документа об образовании или уровень образованности личности. Компетенция и ответственность образовательного учреждения, управление и регламентация его деятельности устанавливается в зависимости от показателей образовательной программы.

Итак, образовательное учреждение называется таковым, если оно осуществляет образовательный процесс – реализует одну или несколько образовательных программ. Содержание образовательного процесса в учреждении разделяется на учебные курсы, дисциплины и года обучения по ним, обеспеченные в обязательном порядке учебными планами и программами курсов.

Таким образом, образовательная программа – это тот нормативно-управленческий документ, который вместе с уставом служит основанием для лицензирования, сертификации, изменением параметров бюджетного финансирования и введения платных образовательных услуг в соответствии с потребностями и интересами детей и родителей.

Виды образовательных программ. Существует несколько категорий образовательных программ:

· Примерные образовательные программы разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов.

· Основные и дополнительные программы в структуре общего и профессионального образования бывают определенного уровня направленности содержания образования.

· Дополнительные образовательные программы, как программы различной направленности, реализуются:

а) в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

б) в образовательных учреждениях дополнительного образования;

в) посредством индивидуальной образовательной деятельности.

Обратим внимание, что разделение на основные образовательные и дополнительные образовательные программы приводится в рамках двух образовательных структур, где есть обязательный минимум содержания основной программы (общеобразовательной или профессиональной), установленной в соответствии с государственными образовательными стандартами. Основная образовательная программа имеет четко установленные сроки освоения в образовательных учреждениях, что утверждается Законом «Об образовании» и Типовым положением об образовательном учреждении, или образовательным стандартом.

Исходя из этого, следует, что дополнительные образовательные программы общего и профессионального образования развивают, углубляют, меняют, исправляют образовательный стандарт и корректируют сроки его освоения.

Содержание деятельности образовательного учреждения в основном определяется педагогами с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, а также авторских программ, утвержденных педагогическим или методическим советом учреждения.

Появление инновационных и альтернативных школ, признание государством право на эксперимент в образовании стали серьезными факторами поддержки педагогического творчества.

Большое распространение сегодня получили модифицированные образовательные программы, в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.

В настоящее время в российских школах используется два вида учебных программ: типовые и рабочие учебные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. типовые программы служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ. Они утверждаются Министерством общего и профессионального образования РФ и носят рекомендательный характер.

На основе типовых составляются рабочие программы, в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся. Что же касается авторских программ, то они отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются советом школы.

Учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов:

· пояснительная записка или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы;

· методический комментарий о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах последнего десятилетия уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет учителю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности.

Проблемой, известным недостатком школьного образования было то, что учащиеся обязаны осваивать, запоминать разнообразную информацию, которая не имеет для них никакого личного или жизненного смысла. Культурные способы мышления и деятельности, выработанные прошлыми поколениями людей и закрепленные в этих знаниях для решения исключительно практических вопросов, остались неизвестными выпускникам средних школ, техникумов. Усвоение учащимися навыков и умений сводилось к отработке и доведения известного автоматизма простого набора специализированных операций в стандартной ситуации. Способность импровизировать, гибко реагировать на нестандартные ситуационные изменения, грамотно строить свои действия и доводить решения до конца, практически не прививались на личном уровне. Эта тенденция, к сожалению, прослеживается, иногда, и сегодня.

Читайте также:
Известно что программа 12122 переводит число 2 в число 72 определите значение b

Для правильного определения содержания образования важно перевести внимание с результатов деятельности на саму деятельность и пойти дальше – к признанию содержания образования как способа развития личности.

Образовательная программа, составленная правильно, творчески – это средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка в процессе совместной добровольной деятельности со сверстниками и взрослыми. Средство активного общения. Это не программный документ, который составляется единожды и обязателен для всех, кто будет делать то, что в нем зафиксировано.

Не менее значимо и такое назначение программы, как развитие индивидуальности через создание среды «рождения и развертывания» личности, через освоение ребенком культуры, ее ценностей и определения себя в этой культуре, конкретном историческом процессе. Это означает, что в обучении, и учении каждый овладевает способностью строить различные типы деятельности, способы мышления и стили поведения при учете соответствующих норм и на основе рефлексии. Иными словами, чтобы чему-то научиться, важно не только усвоить, накопить в своей памяти, какой то объем информации, умений, навыков, но также необходимо овладеть средствами, способами мышления и действия, умением использовать, воспроизводить их в своей жизни, т.е. быть компетентным.

Опираясь на практику и современное состояние программной деятельности учреждения можно проследить тенденцию понимания общественным сознанием образовательной программы как альтернативной, возвращающей образованию развивающую функцию.

Образовательные программы также разнообразны и составляют в каждом конкретном учреждении уникальную иерархическую структуру и определенный тип связи (модульный, комплексного объединения, интеграции, автономности) между отдельными ее ступенями.

Помимо основных образовательных программ в образовательном учреждении могут функционировать и дополнительные образовательные программы. В Типовом положении термин дополнительные образовательные программы используется и как выражение помощи педагогическим коллективам других образовательных учреждений в организации досуговой, внеурочной деятельности, а также детским и юношеским общественным объединениям и организациями по договору с ними (п.

24). В данном случае дополнительные образовательные программы – это вид временной или постоянной услуги, которую может оказывать учреждение. В разделе, характеризующем основы деятельности учреждения, вводится понятие программа деятельности.

Это самостоятельно разрабатываемая учреждением программа, учитывающая запросы детей, семьи, образовательных учреждений, разнообразных общественных организаций, особенности социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций. Очевидно, совершенно иное смысловое наполнение этого понятия в сравнении с понятием «образовательная программа», и оно нуждается в специальном пояснении. Для образовательной программы первостепенное значение имеет определение цели и задач образовательной деятельности. Программа деятельности – это продуманная, планомерно организованная инструментальная, техническая часть обеспечения реализации концептуально обоснованных целей и задач. Взаимосвязь образовательной программы и программы деятельности учреждения очевидна.

Каждая школа разрабатывает свою образовательную программу, под которой Закон РФ «Об образовании» понимает нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. Образовательная программа показывает, как с учетом конкретных условий создается в образовательном учреждении собственная модель обучения, воспитания и развития учащихся. Образовательная программа школы является сугубо индивидуальной, так как призвана учитывать потребности конкретных обучаемых их родителей. Именно поэтому образовательная программа должна иметь творческое начало.

Порядок разработки и утверждения авторских и составительских учебных программ. Под технологией разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения надо понимать следующее:

· Специально организованные способы и процедуры оптимизации деятельности образовательного учреждения в условиях нарастающей взаимосвязи, динамики и обновления общественных процессов.

· Способ разработки образовательной программы на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией выбора оптимальных средств и методов их выполнения.

Образовательная программа должна четко и ясно представлять своеобразные особенности педагогической системы и те образовательные возможности, которые интересны или могут стать в будущем привлекательными для детей и родителей. Содержание образовательной программы учреждения не может оставаться в неизменном виде и быть тем «отстраненным документом», который создается формально раз и навсегда. Изменение в обществе, в системе образования в связи со становлением его вариативности, появления инновационных педагогических систем и новых видов учреждений образования. Однако в содержании этого документа всегда должны сохраняться те основы, которые отвечают его главному предназначению – миссии.

Согласно Закону РФ «Об образовании», общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (ст. 9).

Результаты освоения обучающимися содержания образовательных программ зависят от ступени обучения (уровня программы), но в любом случае это определенный, унифицированный объем предметных знаний, навыков, гарантирующий личности социальную адаптацию и профилизацию.

В Законе РФ «Об образовании» сформулированы общие требования к содержанию образования. Они обязывают все учреждения образования в своей программной деятельности (направленности образовательных программ) ориентироваться не только на цели сохранения и воспроизводства гражданско-профессионального потенциала общества, но и на следующие цели:

· Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

· Укрепление и совершенствование правового государства.

· Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

· Формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира;

· Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленное на совершенствование этого общества;

· Интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

· Развитие кадрового потенциала общества.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (ст. 14 Закона).

Это и есть основная миссия системы образования в Российской Федерации, которая задает общую направленность образовательных программ, реализуемых всеми образовательными учреждениями на территории РФ.

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

1. Оцените целесообразность введения в РФ государственных стандартов. Насколько связано качество современного образования с введением института государственных стандартов?

2. С чем связано, на ваш взгляд, многообразие смыслов понятия «Образовательная программа»? Как соотносится это понятие с понятием «Учебная программа»?

3. Выявите структуру государственного образовательного стандарта по одной из дисциплин общего или профессионального образования (по выбору).

4. Какова поцедура разработки и утверждения авторских и составительских учебных программ?

5. Какие виды образовательных и учебных программ существуют? Какие признаки положены в основу их классификации?

Воспользуйтесь поиском по сайту:

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с) .

Источник: studopedia.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru