Учебная программа, представляющая информацию о курсе (дисциплине, факультативе) в концентрированном виде, является одним из источников оценки качества педагогической деятельности специалиста в области образования.
В настоящее время в образовательных учреждениях используются типовые учебные программы по предметам, которые утверждаются Министерством образования Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления педагогами учебных рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент
, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий.
Учебная рабочая программа — «визитная карточка» дисциплины (курса, факультатива), являющаяся своеобразным путеводителем, в первую очередь, для заказчиков данных образовательных услуг — учащихся и их родителей.
Данные методические рекомендации предполагают рассмотрение технологии составления учебной рабочей программы по дисциплине (курсу, факультативу) с учетом требований, предъявляемых к такому роду учебно-программных материалов.
Структура рабочих программ учебных дисциплин
Позволим напомнить значение слова «программа»:
1) план деятельности, работ;
3) документ с основными направлениями работы (5).
Учебная рабочая программа обусловлена образовательными потребностями конкретной категории обучаемых. Это объективная заинтересованность в определенных образовательных услугах, субъективно выраженная в обращенных к системе образования интересах и ожиданиях.
Цель учебной рабочей программы
— планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.
Задачи учебной рабочей программы
— конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.
Требования к содержанию учебной рабочей программы
(можно использовать в качестве основных критериев при экспертизе):
1) соответствие современному уровню развития науки;
2) четкое определение места, роли и задач учебной дисциплины (курса, факультатива);
3) реализация принципов системного подхода в отборе программного материала;
4) единство и логическая преемственность элементов содержания программы;
5) учет межпредметных связей, обеспечивающих «состыковку» программы;
6) конкретность определения требований к приобретаемым обучающимися знаниям и умениям;
7) рациональный выбор форм организации процесса обучения с учетом специфики учебной дисциплины;
8) мотивированная дозировка разделов и тем программного материала с учетом возраста обучаемых.
1. Структура учебной программы
Структура программы определяет внутреннюю логику организации учебно-методического материала в виде иерархической системы.
Структура учебной программы
Мотивация учебной деятельности учащихся. Рекомендации профессионалов
2. Характеристика основных блоков программы
2.1 Введение
Введение содержит общую характеристику учебной дисциплины (курса, факультатива) и раскрывает основные особенности ее изучения.
Первый блок программы
(см. схему) можно назвать введение, вводная часть, объяснительная записка, пояснительная записка, концепция (для авторских программ).
Рассмотрим первый блок программы по аспектам
(аспект — самостоятельная часть текста, обладающая смысловым единством) с приведением маркеров
(устойчивые словесные обороты речи).
Состав аспектов содержания «Введения»
Аспекты содержания первого блока
1. Актуальность разработки курса
· Актуальность данной проблемы возрастает в связи с . связанными с .
· В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования . относятся .
· В связи с . большое значение приобрела проблема .
· Интерес к вопросам обучения . обусловлен .
· Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы .
2. Причины введения учебной дисциплины (курса, факультатива)
· Необходимость введения . обусловлена несоответствием действующих . и требований .
· Причины введения . заключаются в существующих противоречиях образовательного процесса таких, как .
· Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью . и недостаточной .
· Введение . как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что .
3. Особенности программного материала
· Специфика данной учебной дисциплины обусловлена .
· Особенность изучаемого курса состоит в .
· Программа . ориентирована на применение широкого комплекса .
· Отличительными чертами данной программы являются .
· Особый акцент в программе сделан на использование . что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
· Предлагаемая программа является . Она построена на основе .
· Нами переработаны авторские материалы . (8), являющиеся основанием данной учебной программы.
· Базой данного курса являются программы . (5).
4. Роль и место дисциплины (курса, факультатива)
· Курс входи в число дисциплин, включенных в учебный план .
· Особое место данного курса обусловлено . в структуре учебного плана ОУ.
· Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как .
· Факультатив тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как .
· Программа адресована . а также может быть частично использована в . классах.
· Курс рекомендован учащимся .
· Программа рассчитана на обучение .
6. Соответствие Государственному образовательному стандарту.
· Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по . (8).
· Учебная программа разработана на основе учебного плана специализации . для классов с углубленным изучением .
· В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по . мы опираемся на .
7. Требования к знаниям и умениям обучающихся.
· В результате прохождения программного материала обучающийся
имеет представление о
… ;
В результате изучения курса обучающийся должен знать
основные понятия . этапы развития . принципы организации . ; понимать
вопросы . ; уметь
использовать . применять способы . решать . проводить . пользоваться . владеть
культурой .
8. Целевая установка
· В соответствии с этим, целью
прохождения настоящего курса является . (содействие формированию . создание условий для . ознакомление с . формирование целостного представления. ).
· Данный курс преследует цель .
· Данная программа имеет цель .
· В ходе ее достижения решаются задачи:
1) формировать систему . ;
2) совершенствовать умения . ;
3) развивать творческий подход к . ;
4) создать основу для понимания . (скоординировать . определить . упорядочить . систематизировать . углубить понимание . ).
· Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: .
· Основные задачи программы заключаются в следующем: .
9. Структура программы
· Графическая форма представления курса в виде взаимосвязанных блоков (или модулей) в соответствии с логикой поставленных задач.
· В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
· В курсе освещаются следующие темы (разделы, вопросы, проблемы): .
· Программа . включает следующие разделы: .
10. Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций (проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов и др.).
11. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.
· Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по .
· При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы .
· Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и др.), выполнение внеурочных (домашних) заданий по .
· В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах. занимаются индивидуально .
12. Итоговый контроль
· Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает . вопросов (заданий) по основным проблемам курса.
· Курс завершается зачетом (экзаменом, тестом, контрольной работой) в . четверти (полугодии). При этом к зачету обучающийся должен представить . продемонстрировать . провести . показать .
· Контрольные (зачетные и др.) требования сводятся к следующему: .
· Изучение курса завершается контрольным тестом, который включает .
· Обязательным условием допуска ученика к зачету (экзамену и др.) является выполнения . и представление .
13. Объем и сроки изучения
· Программа . общим объемом . часов изучается в течение . четверти (полугодия).
· Курс рассчитан на . часа лекционно-практических занятий в . классе.
2.2. Организация содержания образования
Рассмотрим второй блок программы (см. схему), который дает представление о последовательности изучения учебной дисциплины (курса, факультатива) с приведением расчетной сетки часов в разрезе форм организации учебного процесса (уроки, лекции, практические, лабораторные работы, экскурсии, самостоятельная работа и др.).
Источник: www.litsoch.ru
Учебные модули – это разделы курсов учебных предметов, органически связанные друг с другом и вводимые в учебный процесс единым, целостным блоком. Каждый модуль строится на основе какой-либо учебной дисциплины, сохраняет ее логику, вместе с тем используя материал смежных дисциплин.
Тема учебная – логически завершенный фрагмент учебного курса (модуля, дисциплины), после которого может быть проведен текущий контроль усвоения материала.
Учебный план – документ, определяющий состав учебных предметов, их распределение по срокам обучения и количеству времени, отводимое на предмет.
Календарный учебно-тематический план – обязательный документ, показывающий последовательность прохождения каждой темы программы с учетом конкретного учебного цикла.
Дидактический материал для учебной программы: таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средств и др.
Формы подведения итогов по учебным программам: опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, экзамен, самостоятельная работа, презентация творческих работ, коллективный анализ работ, самоанализ и др.
Материально-техническое обеспечение учебной программы – все необходимые составные реализации программы: помещение, в котором должны проводиться занятия, перечень оборудования и материал, необходимый для занятий;
Кадровое обеспечение реализации учебной программы – функциональные обязанности преподавательского состава, требования к их квалификации.
Требования к структуре и содержанию учебной программы
- Цели и задачи дисциплины:
- Цель преподавания учебной дисциплины;
- Задачи изучения дисциплины (минимально необходимый комплекс знаний и умений).
- Очередность следования данной дисциплины в учебном процессе (после каких дисциплин возможно изучение, «состыковка»).
- Содержание дисциплины и ее общий объем в часах по учебному плану.
- Количество модулей, входящих в состав учебной дисциплины.
Содержание программы учебной дисциплины
2. Виды контроля по учебной дисциплине (перечень):
- виды контроля в объеме модуля (тесты, контрольная работа и т.д.);
- виды контроля в объеме учебной дисциплины (экзамен, зачет и т.д.).
3. Планы семинаров / тренингов / мастер-классов (темы, основные вопросы, рекомендации по подготовке, рекомендуемая литература для самоподготовки)
4. Планы практических занятий (темы, основные вопросы, рекомендации по подготовке, рекомендуемая литература для самоподготовки)
5. Планы по самостоятельной работе (темы, основные вопросы, рекомендации по подготовке, рекомендуемая литература для самоподготовки)
Источник: hrland.org
Учебная программа как проект учебной дисциплины: понятие, виды, структура.
Учебные программы по предметам, обеспечивающим профессиональную подготовку специалистов, разрабатываются в тесной взаимосвязи с целью обеспечения целостного овладения учебным материалом, необходимым для успешного выполнения профессиональной деятельности, предупреждения возможного дублирования, учета межпредметных связей при определении последовательности изучения учебных предметов.
К учебным программам относятся: «примерная (типовая) учебная программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса».
Типовая учебная программа – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.
Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Типовой программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания.
Для разработки учебной программы предлагается использовать следующую схему ориентировочной основы действий:
1 этап разработки связан с определением назначения учебного предмета в подготовке специалиста и целей его изучения.
2 этап формирования учебного предмета связан с определением его состава и структуры. Главным системообразующим элементом при определении структуры предмета является объект изучения и его отношение к профессиональной деятельности специалиста..
3 этап работы связан с определением требований к знаниям и умениям по каждой теме, которые представляют собой дальнейшую конкретизацию образовательных целей учебного предмета.
4 этап связан с планированием лабораторных и практических работ. При разработке содержания лабораторных и практических работ следует иметь в виду, что в совокупности они призваны обеспечить формирование умений по предмету.
5 этап разработки учебных программ связан с определением объема и содержания самостоятельной работы студентов.
6 этап связан с определением содержания курсового проекта (работы) и времени его выполнения с учетом требований стандарта (квалификационной характеристики) и общих требований к знаниям и умениям по предмету.
Заключительный этап — составитель программы на основе сложившегося опыта и достижений педагогической науки разрабатывает рекомендации по рациональному выбору форм организации обучения.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
- Реферат Учебная программа как проект учебной дисциплины: понятие, виды, структура. От 250 руб
- Контрольная работа Учебная программа как проект учебной дисциплины: понятие, виды, структура. От 250 руб
- Курсовая работа Учебная программа как проект учебной дисциплины: понятие, виды, структура. От 700 руб
Источник: students-library.com