обучение в котором осуществляется на базе основного общего образования и предназначена для дальнейшей систематизации и расширения знаний по русскому языку, приобретенных в школе; согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом, примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и Примерной программы «Русский язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, Москва, 2008 г.) . Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.), усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией. Усилена речевая направленность содержания, что проявляется в увеличении часов на разделы «Язык и речь», «Функциональные стили» и др., увеличении доли самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой деятельности.
ФГОС-2022 (русский язык и литература)
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) профессия 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой
Рабочая программа может быть использована в программах подготовительных курсов перед сдачей ЕГЭ или вступительными экзаменами.
Данная программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина «Русский язык» относится к обязательной базовой части и входит в состав общеобразовательного цикла.
Программа предусматривает изучение русского языка как базового учебного предмета в объеме 172 часов: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 114 часов; самостоятельной работы обучающегося 45 часов.
1.3. Цели задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Целью дисциплины является совершенствование способности к речевому взаимодействию, готовности к трудовой деятельности; освоение знаний о русском языке, языковой норме и ее разновидностях; овладение умениями различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; повышение речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Структура и содержание учебной программы по русскому языку в контексте спиральной модели обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
— связь языка и истории, культуры русского и других народов;
— смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
— основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
— осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
— анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
— проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
— использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
— извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
— создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
— применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
— соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
— соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
— использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
— развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
— увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
— совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
— самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
При организации контроля используются такие его формы, как диктанты, зачеты, устные ответы, доклады, рефераты, исследовательские работы, конкурсы сочинений.
В программе прослеживаются межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла: литературой, историей, обществознанием, иностранным языком, включена профессиональная направленность, которая прослеживаются в заданиях, предлагаемых обучающимся для работы.
Содержание программы по дисциплине определяют ведущие педагогические технологии: информационно — развивающие, деятельностные и личностно — ориентированные. Выбор данных технологий соответствует Стратегической миссии и Программе развития колледжа.
Итоговый контроль по учебной дисциплине «Русский язык» предусмотрен в форме экзамена.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины «Русский язык»
максимальной учебной нагрузки обучающегося 172 часов,
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 114 часов;
самостоятельной работы обучающегося 45 часов.
Источник: compedu.ru
Состав и структура курса русского языка в основных учебных программах
Для преподавания в среднем звене (5-9 классы) общеобразовательных учебных заведений неспециализированного типа на сегодняшний день утверждено в качестве основных (составляющих так называемый федеральный комплект) три программы и обслуживающих их учебно-методических комплекса, причем эти комплексы имеют разную направленность.
Составители М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова (5, 6, 7 классы); С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко (8 и 9 классы); в 2002 году в этом комплексе появились альтернативные учебники для 8 класса Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной и О. М. Александровой, этим же коллективом написан и учебник для 9 класса. Учебный комплекс был создан к 1970 году и претерпел более 20 переизданий. Авторы заявляют, что объектом изучения по данному комплексу является современный русский литературный язык с элементами общих сведений о его истории, диалектах, профессиональных разновидностях.
Это комплекс под ред. В. В. Бабайцевой. Вошедший в школьную практику с начала 90-х годов и уже прочно закрепившийся в ней, учебный комплекс 2 заявляет в своей программе о практической орфографико-пунктуационной направленности по сравнению с 1 комплексом (что находит отражение, например, в содержании раздела морфемики), однако теоретический материал в этом комплексе представлен в большем объеме, чем в комплексе 1.
С 1995 года издается учебный комплекс под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта, который имеет ярко выраженную речевую направленность.
— тем по теории языка,
— орфографических и пунктуационных правил,
— материала, направленного на развитие связной речи учащихся.
Программа отражает основные положения структуры курса. В основу структуры курса могут быть положены следующие
Способы изучения материала:
· линейный — раздел изучается в 1 этап,
· ступенчатый — раздел изучается в несколько этапов, перебиваясь изучением других разделов,
· концентрический — разделы изучаются «по кругу» от фонетики до синтаксиса в каждом классе.
Если принимать во внимание весь курс русского языка в 1-9 или 1-11 классах, то способ изучения разделов курса является концентрическим, поскольку начальная школа в минимально необходимом объеме представляет все разделы курса от фонетики до синтаксиса. Старшие классы также предполагают возвращение к уже изученным в среднем звене разделам с их углублением. Описываемое же в данной главе среднее звено (5-9 классы) является основным и относительно самостоятельным и имеет собственную логику построения.
В программе помимо перечня тем и орфографико-пунктуационных правил содержатся список знаний и умений по русскому языку, приобретаемых в каждом классе.
Структура курса описана в программе в самом общем виде — в распределении по классам. Программа может содержать приложение, представляющее подробную структуры курса с распределением материала по четвертям и указанием конкретного количества часов, выделяемого на ту или иную тему. Такое приложение содержит, например, программа к 1 комплексу. Информация о структуре курса содержится в учебниках, методических рекомендациях к ним и в документах «Ориентировочное планирование», которые существуют для всех учебнометодических комплексов, составляются авторами учебников и печатаются в журналах «Русский язык в школе», «Русская словесность», а также отдельными изданиями.
Курс русского языка состоит из трех взаимосвязанных частей:
На изучение русского языка по основным программам новым Федеральным базисным учебным планом, как уже было сказано, выделено следующее количество часов: 5 класс — 210, 6 класс — 210, 7 класс — 140, 8 класс — 105, 9 класс — 70.
И НЕМНОГО х@$&и:
Рассмотрим в общем виде и сопоставим языковую часть (то есть теоретические сведения об устройстве языка) трех основных программ.
Курс русского языка в каждом классе предваряется и завершается повторением изученного.
Сопоставление теоретической части курса в трех комплексах представлено в таблице 1 (с. 49-50).
В этих учебных комплексах, как это видно из таблицы, представлены следующие принципы организации материала:
1 комплекс в 5-7 классах использует в основном ступенчатый принцип: разделы лексики и словообразования изучаются в два этапа (в 5 и 6 классах), морфология — в три этапа (5, 6 и 7 классы), причем разделы перемежаются. Фонетика и синтаксис изучаются линейно.
2 комплекс построен линейно: от фонетики к синтаксису.
3 комплекс устроен аналогично первому с тем исключением, что в нем ступенчато изучается и синтаксис (в 5 и в 8-9 классах).
Более подробно о теоретических основаниях курса сказано в разделе «Теория и методика изучения разделов науки о языке и развития речи».
Существенной составляющей курса русского языка является материал по развитию речи учащихся. На развитие речи в комплексах 1 и 2 выделяется следующее количество часов: 5 класс — 34, 6 класс — 34, 7 класс — 25, 8 класс — 17, 9 класс — 17. Комплекс 3 имеет усиленную по сравнению к другими комплексами речевую направленность. В нем на развитие речи выделяется значительно больше времени — 165 часов: по 51 часу в 5 и 6 классах, 36 часов в 7 классе и по 17 часов в 8 и 9 классах. Развитию речи уделяется как попутное внимание при изучении теоретических вопросов об устройстве языка (например, сведения об употреблении слов при изучении лексикологии), так и специальные уроки.
Сведения по орфографии и пунктуации рассредоточены по всем разделам курса. Особая концентрация орфографических правил наблюдается в разделах словообразования и морфологии, пунктуационных — в разделе синтаксиса.
Технологии, методы и приемы обучения (на материале учебного предмета «русский язык»).
Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Так как педагогический процесс всегда строится на определенной системе принципов, педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где полностью проявляется личность учителя. Именно в этом и состоит отличие педагогической технологии от методики преподавания учебной дисциплины.
Понятие «методика» выражает использование набора методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю. Педагогическая технология предполагает участие учителя, осуществляющего обучение. Отсюда следует, что любая учебная задача может быть решена эффективно с помощью адекватной технологии, используемой учителем-профессионалом в своей работе
Методы обучения русскому языку.
По характеру познавательной деятельности
Цель-получение новых знаний. Приучает учеников работать самих. Для этого метода выбираются темы лёгкие или частично знакомые.
Цель-сообщение готовых знаний.! Экономит время-Учитель даёт образец для изучения на литературном языке.
Цель- обучение элементам творческой деятельности. Учитель организует работу –ученики сами делают задание, после делают вывод.
Учитель сам ставит проблему и показывает как её решать.
Проблему дети должны находить сами. (В учебнике Панова).Задача: помочь детям вникнуть в суть нашего языка.
По логике подачи материала
От чего зависит выбор метода:
— уровень имеющихся знаний
— от характера материала
— от дидактической и воспитательной цели урока.
!Методы должны сочетаться!
Функции методов обучения:
Образовательные, развивающие и воспитывающие. Единство обучения, развития и воспитания — это основной принцип учебного процесса, осуществляемый современной школой.
Ведущей функцией метода обучения является образовательная (обучающая), которая направлена на глубокое и прочное усвоение программного материала. Умение ученика применить полученные знания на практике или для приобретения новых знаний — это критерий обучающей функции метода.
Развивающая функция метода обучения тесно связана с образовательной. Так, упражнение призвано реализовать обучающую функцию, но в то же время оно должно быть рассчитано на общее развитие учащихся, на развитие их мысли, творческих способностей. Эта функция проявляется в последовательном развитии качества знаний ученика, его правописных и речевых умений и навыков.
Воспитывающая функция метода обучения предполагает в процессе обучения реализацию воспитательных задач, т. е. это такое обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений и навыков и формированием их личности.
Принципы преподавания:
— единство формы и содержания
— постепенное формирование лингвистических знаний и лингвистических понятий с обязательной их систематизацией
— любое языковое понятие должно вводиться, использоваться, применяться обращение к другим разделам
— связь грамматики с речью
— взаимосвязь в изучении языковых разделов: лексика-морфемика; морфемика-морфология; морфология-синтаксис; синтаксис-фонетика (интонация)
— созидательное усвоение всех правил, определений. На основе анализа может сложиться понимание.
— взаимосвязь уроков языка с художественным текстом (анализ текста)
Источник: infopedia.su
Тематическое планирование по русскому языку
Рабочая программа учебного предмета – это документ, который создается на основании федеральных нормативных актов с учетом национально-региональных особенностей, типа и вида образовательного учреждения, средства обучения, специфики контингента учеников.
Современные программы, рекомендованные МО РФ, предоставляют простор педагогическому творчеству, отражая ряд основных мировоззренческих идей развития общества, определяя только несколько основных направлений реализации содержания образования и требований к организации образовательной деятельности, к базовым знаниям, умениям и навыкам, учитывая специфику конкретных учебных предметов.
Главным назначением рабочей программы выступает обеспечение гарантий при получении учениками обязательного минимума образования, соответствующего государственному стандарту, при учете специфики местных условий. Любая учебная программа любой образовательной области и ступени образования, выполняет ряд функций:
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
- нормативная – документ, обязательный для выполнения в полном объеме;
- целеполагание – определение ценностей и целей, ради достижения которых ее ввели в ту или иную образовательную область;
- определение содержания образования – фиксирование состава элементов содержания, которые подлежат усвоению учениками, а также степень их трудности;
- процессуальная – логическая последовательность усвоения элементов содержания, с организационными формами и методами, средствами и условиями обучения;
- оценочная – выявление уровней усвоения элементов содержания, объектов контроля и критериев оценивания уровня обученности детей.
Составление рабочей программы является важнейшей частью работы учителя и одним из показателей уровня его квалификации.
Структура учебной программы
Программа по русскому языку состоит из следующих структурных элементов:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- цель и задачи учебной дисциплины;
- требования к уровню усвоения дисциплины;
- учебно-тематический план;
- календарно-тематическое планирование;
- контроль уровня обученности;
- учебно-методическое обеспечение предмета с перечнем рекомендуемой литературы для учителя и учеников.
« Тематическое планирование по русскому языку»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
При составлении рабочей программы по русскому языку нужно осуществить следующие обязательные шаги:
Специфика рабочей программы учебного предмета «Русский язык»
Составляя календарно-тематическое планирование по русскому языку для 6-7 классов нужно учитывать, что в БУП от 2004 года было изменено соотношение часов, которые отводятся на изучение русского языка в этих параллелях: вместо 5 часов в обоих классах стало 6 часов в 6 классе и 4 часа в 7 классе.
Нужно учесть, что большая часть авторских программ расчитана на предыдущий объем и распределение часов, в связи с чем, целесообразно при составлении учебного плана по русскому языку выделить 1 час из ОУ на изучение русского языка в 7 классе.
В программу для 6 классе рекомендовано перенести из программы 7 класса изучение темы «Наречие».
Составляя календарно-тематические планы для 9-11 классах нужно посредством использования часов, которые отводятся программой на развитие речи, предусматривать проведение специальных уроков (практикумы, лабораторные работы) по знакомству со спецификацией и планом экзаменационной работы по русскому языку, системой критерием оценивания сочинения С1 (10-11 класс), а также развернутых ответов в соответствии с заданными параметрами (9 класс).
В 9 и 10 классе такие уроки должны проводиться в начале учебного года, а повторно – в декабре-январе, после того, как выходит демонстрационный вариант текущего учебного года, чтобы скорректировать представления учеников, касательно особенностей модели итоговой аттестации.
В 11 классе такие уроки рекомендовано проводить только после того, как вышел демонстрационный вариант текущего учебного года.
Помимо этого, в начале учебного года должна быть запланирована стартовая диагностика, чтобы выявить учебные затруднения и достижения учеников. В 11 классе рекомендовано проводить ее по материалам ЕГЭ.
Источник: spravochnick.ru