Данное описание представляет динамическую модель разработки и использования УМ.
В его структуру входят элементы, необходимые и достаточные для организации и осуществления учебного процесса, и дополнительные элементы, как правило, используемые для подачи той информации, которую трудно или невозможно предъявлять в текстовой форме.
Главная составляющая УМ ─ академический текст (АТ) ─ по содержанию соответствует части (разделу, главе и т.п.) предметного курса и излагает необходимую информацию, которой должны овладеть студенты.
Зачастую объем информации в УМ бывает меньше объема, предлагаемого студентам при традиционной (лекционной) форме преподавания, если материал курса преподносится в строго структурированном и обобщенном виде, но без ущерба для содержания. Это достигается за счет специальной организации учебного материала.
Каждый учебный модуль в целях организации познавательной деятельности студентов, может содержать в своем составе следующие структурные единицы: введение, информационный текстовый модуль, приложения и др. Каждая из этих единиц, кроме непосредственно учебной информации, снабжена особыми дидактическими элементами, например: указаниями на последовательность материала, советами по технологии ДО, различными заданиями и тестами.
Урок 1 «Вводное занятие. Общая структура модуля»
б) введение в модуль
Введение содержит сведения, призванные оптимизировать деятельность студентов при работе с учебной информацией: от советов по “навигации” в содержании модуля до четких рекомендаций, как эффективно с его помощью учиться. Содержание учебных курсов (модулей) в идеале должны “предвидеть” возможные трудности студента, разрешать или не допускать их возникновение.
Введение адресуется исключительно студентам и может содержать:
─ четко обозначенную тематику УМ (возможны указания на ее связи с тематикой предыдущего (их) и последующего (их) модулей, а также учебных пособий по смежным дисциплинам);
─ однозначные, краткие и доступные пониманию обучающихся формулировки учебных целей модуля, которые позволяют сделать явным для учащегося ожидаемый от него результат образовательной деятельности;
─ тематику его отдельных параграфов с рекомендуемыми затратами времени на их изучение;
─ соглашения о символах, “расшифровка” аббревиатур;
─ графическое представление (блок-схема, логическая схема, таблица и т.п.) содержания модуля, отражающее «архитектуру» строения, логические, иерархические и прочие связи его элементов (например, указывать стрелками на параграфы модуля, логически связанные между собой);
─ указания на тренировочные, контрольные и на творческие задания и тесты;
─ календарь промежуточных и итоговых контрольных работ, тестов, зачетов и экзаменов, сведения о том, как можно получить консультацию преподавателя;
─ информацию о дополнительных учебных материалах к данному УМ или к используемым совместно с ним средствам обучения (справочники, словари и т. п., а также аудио-, видео-, электронные и другие обучающие средства);
Структура учебного модуля тренинга (Цикл Устьянцева)
─ список терминов с указанием их местонахождения в учебном тексте и / или словарь терминов (для электронных УМ ─ система гиперссылок и глоссарий);
─ аннотированный список литературы;
─ сведения об авторах модуля (УМ).
в) программа модуля
На наш взгляд, УМ непременно должен содержать текст учебной программы, поскольку студенту, порой не имеющему должных навыков самостоятельной работы, трудно ориентироваться в научной информации, предлагаемой ему. В электронных пособиях пункты программы могут быть связаны ссылками с соответствующими частями академического текста.
г) академический текст и его дидактические параметры
Академический текст (АТ) ─ неотъемлемый элемент УМ ─ излагает необходимую информацию, которой должны овладеть студенты. Слово “академический” здесь означает не только “имеющий отношение к высшему образованию”, но и “отвечающий определенной традиции”, “многократно опробованный” а, следовательно, и “легче всего приводящий к желаемому результату”.
АТ сопровождается дополнительными дидактическими элементами, поскольку в условиях самостоятельной работы дидактика средств обучения играет решающую роль. Арсенал дидактических средств модуля должен обеспечивать успешное понимание и усвоение изучаемой дисциплины.
В качестве таких элементов могут выступать:
─ демонстрация правильных мыслительных и практических действий;
─ промежуточные учебные задания для самоконтроля, в том числе и с ответами;
─ комментарии и пометки, ориентирующие студентов в цепочке логического развертывания учебного материала, например: объект ─ понятие ─ дефиниция ─ экскурс в предшествующие или смежные сферы ─ гипотеза ─ тезис ─ решение ─ обобщение и т. п.;
─ содержательные элементы: ключевые слова фрагмента текста, проблемный вопрос, на который этот фрагмент отвечает, указание или вопрос для акцентирования внимания студентов на том или ином аспекте содержания и др.
─ “предтекстовые” вопросы, задания или минитексты, позволяющие актуализировать необходимые знания, предупредить студентов от возможных ошибок, обозначить роль нового материала в контексте уже изученного;
─ тексты и другой материал, способствующий развитию интереса к изучаемой дисциплине;
─ резюме фрагментов учебного текста (глав, параграфов и т. п.).
АТ должен также содержать элементы психолого-педагогической поддержки студентов, обучающихся самостоятельно, например, указания на ожидаемые от него действия, акцентирование внимания на наличных знаниях и опыте.
При самостоятельном освоении содержания предмета дидактические и, если можно так сказать, психолого-педагогические элементы в АТ должны поддерживать у студента ощущение успешности его учебной деятельности, уверенности в собственном развитии. Такую роль могут играть повторение, закрепление и обобщение материала как фиксация в сознании студента, что именно он усвоил, к чему необходимо вновь обратиться, насколько оно продвинулся в данном предмете и т. д. Действенными в этом плане могут оказаться учебные промежуточные задания и тесты, близкие по содержанию зачетным и экзаменационным.
Промежуточные задания сопровождаются разобранными ответами или образцами ответов, что помогает студенту определить, как успешно идет его обучение на том или ином этапе освоения АТ.
д) контролирующий блок
Средства обучения должны брать на себя не только информативную, но и контролирующую функцию. Причем, как представляется, ее значимость должна быть достаточно высока, чтобы обеспечивать целостный контроль результатов самостоятельной учебной деятельности в рамках всего содержания АТ. Отчасти эту функцию выполняют сопровождающие АТ элементы для самоконтроля, однако они не пригодны для объективного итогового контроля. В целом же средства УМК (УМ) должны контролировать не только степень усвоения студентами содержания дисциплины, но одновременно предоставлять им возможность реализовывать свой творческий, исследовательский потенциал.
Таким образом, контролирующий блок УМ должен служить, по крайней мере, двум целям:
–определению качества полученных студентами знаний;
–развитию самостоятельного творческого, исследовательского и проектного мышления.
Выполняя одни задания из контрольного блока, студент должен продемонстрировать степень усвоения знаний, выполняя другие, ─ сформировать собственную позицию по отношению к дискуссионным проблемам осваиваемой области знаний.
Задания второго типа исключают обнаружение в научной литературе готовых ответов-рецептов. Разумеется, научные, а тем более, ─ политические и идеологические предпочтения студентов ни в коей мере не должны влиять на оценку его работы. Задача преподавателя при оценивании ответов на такие задания ─ обратить внимание на целостность взглядов учащегося на то, как формируется профессиональное сознание студента.
Контролирующие задания должны касаться всех узловых проблем изучаемой дисциплины, ориентировать студентов на самостоятельное изучение важнейших фрагментов классических, программных образцов научной литературы (при этом нужно помнить о проблеме учебной перегрузки студентов).
е) приложения
В приложениях к УМ содержатся ответы и образцы решений учебных заданий, необходимые комментарии к ним. Кроме того, приложения могут включать фрагменты текстов первоисточников, другие учебные и иллюстративные материалы.
ж) дополнительные средства поддержки УМ
Наряду с печатными информационными текстовыми модулями весьма продуктивным представляется их поддержка и сопровождение дополнительными средствами обучения: аудио- и видеозаписи, а также обучающими программами и технологиями обучения на основе использования возможностей компьютерных сетей (распределенное обучение, тьюторинг).
Разумно, чтобы печатные и иные средства модернизации учебного процесса с помощью УМК дополняли друг друга, причем возможности аудио-, видео- и компьютерных средств обучения “брали” бы на себя те функции, которые с трудом реализуются в печатном виде или не могут быть реализованы на жестких носителях вовсе.
Аудионосители (аудиокассеты, звуковые компьютерные файлы) могут сопровождать УМ и выступать как инструмент поддержки печатных материалов. На аудионосителях содержатся разъяснения основной проблематики курса, тексты важнейших лекций или их фрагменты и т. п.
Видеоносители (видеокассеты, компьютерные видеофайлы) могут содержать учебные фильмы (в том числе и анимационные), выполняющие функцию визуализации и/или сопровождения печатных материалов. Это особенно актуально для демонстрации лабораторных опытов и представления процессов и явлений, актуальных для изучения, но эмпирическое наблюдение которых недоступно или невозможно.
Наиболее перспективным представляется создание и использование учебных материалов на электронных носителях. Прежде всего, это могут быть электронные версии печатных материалов. Несмотря на критику, этот путь представляется достаточно перспективным, тем более что электронные аналоги печатных материалов могут быть структурированы сообразно дидактическим задачам, гипертекстуализированы и снабжены системами поиска информации.
Более эффективными являются мультимедийные средства обучения, которые, объединяя тексты, графические материалы, звук и видео позволяют полнее представить изучаемые явления и процессы.
Источник: studopedia.su
Разработка структуры модуля и его спецификация
методическая разработка по теме
В работе по внедрению в образовательный процесс модульной технологии компетентностного подхода центральным моментом являются такие формы организации учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты труда самих обучающихся. Таким образом, происходит смещение односторонней активности преподавателя на активность, самостоятельность и ответственность обучающегося. Преподаватель при этом выступает в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, действуя, скорее как руководитель (администратор) и партнер (заказчик), чем как источник готовых знаний и директив для учащихся.
Скачать:
![]() |
79.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МОДУЛЬ СТРУКТУРА МОДУЛЯ
Цель разработки модуля — это «расчленение содержания каждой темы на составные компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их по времени и интеграцию в едином комплексе»
Структура модуля Модуль представляет собой относительно самостоятельную единицу образовательной программы, направленную на формирование определенной профессиональной компетенции или группы компетенций . В состав модуля входят: целевой план действий; банк информации; методическое руководство по достижению дидактических целей.
Технология педагогического проектирования образовательных модулей Материалы, составляющие модуль, в обязательном порядке включают в себя три компонента: 1 . Разработку спецификаций модулей. 2. Разработку оценочных материалов модулей. 3. Разработку учебных материалов модулей.
1.СПЕЦИФИКАЦИЯ МОДУЛЯ Спецификация модуля содержит его общую характеристику, а именно: название модуля , цели обучения, результаты обучения, критерии оценки результатов, уровни освоения, требования к объекту оценки, входные требования, нормативная продолжительность обучения , пояснительная записка.
Результаты обучения. В качестве результатов указывается перечень умений, составляющих компетенцию( ции ), которые предъявляются к оцениванию. Результаты устанавливают , что обучающийся будет уметь делать по завершению обучения, каким стандартам будет соответствовать его деятельность или в каких условиях он сможет применить умения.
Подбирая совокупность результатов, следует проверять значимость каждого из них для формирования указанного умения и возможность его достижения в рамках изучения модуля Кроме того, важно, чтобы результаты были согласованы (связаны) между собой и не выходили за рамки целей обучения. При проверке достижения обучения осуществляется проверка способности обучаемого владеть нескольким необходимыми умениям. Рекомендуемое количество результатов обучения для одного модуля – от 3 до 5. Такое количество достаточно для демонстрации достижения цели обучения. При описании результатов обучения используются глаголы, которые указывают на действия , подвергающиеся оцениванию («активные» глаголы).
Критерии оценки результата . Получаются непосредственно из результата обучения и содержат описание либо способа выполнения деятельности, либо продукта деятельности, получаемого в итоге. Описание критериев включает: объект деятельности, совершаемое действие, качество выполнения и ссылка на стандарт выполнения работы. При разработке критериев следует следить, чтобы задавалась только деятельность, заложенная в результате обучения. Рекомендуется от 4 до 6 критериев для каждого результата обучения.
Уровень освоения. Раскрывает глубину и/или диапазон освоения умения, необходимого для достижения Результата обучения. Для некоторых результатов обучения может не требоваться описания уровней освоения, т. к. вся необходимая информация полностью содержится либо в формулировке самого результата, либо в критериях его оценки.
Требования к объекту оценки. Предполагает описание способа доказательства обучающимся достижения Результатов обучения и их количество. Объектом доказательства могут выступать : Продукт деятельности . Оценка при этом основывается на качестве продукта, а критериями оценки являются качественные признаки достижения Результата обучения. 2. Практическая деятельность В ней учитывается качество процесса деятельности. Критерии оценки при этом основываются на поэтапном контроле процесса выполнения задания . 3. Письменное или устное подтверждение усвоенных знаний . Применяется в тех случаях , когда важно установить, что обучающийся обладает и свободно владеет достаточным количеством информации для формирования определенного умения.
Входные требования указывают уровни образования и квалификации, которые являются необходимыми для освоения модуля. Нормативная продолжительность обучения . Указывается в учебных часах или зачетных единицах и засчитывается при присвоении квалификации.
Пояснительная записка к модулю содержит информацию рекомендательного характера предназначенную для педагогов и организаторов обучения. В ней в свободной форме даются разъяснения по отдельным компонентам спецификации модуля; описывается область применения модуля (профессиональная актуальность) для составления модульных образовательных программ по профессиям, его преемственность; разъясняются цели обучения и рекомендуемые методы обучения; предлагаются некоторые инструменты оценки; поясняется процедура проведения оценки достижений обучающегося и др .
2. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Оценочные материалы содержат совокупность дидактических измерительных средств для установления уровня достижения результатов обучения по всем критериям оценки и эталоны их выполнения. При разработке оценочных материалов следует обратить внимание на обеспечение валидности и надежности оценки. Оценка каждого результата обучения в процедуре итогового контроля проводится отдельно . Общая итоговая оценка определяется как среднеарифметическая оценок, полученных по отдельным результатам. В некоторых случаях выставляется единственная оценка по модулю (комплексная) . Дидактические средства оценки разрабатываются на основе критериев оценки результата и требований к объекту оценки спецификации модуля. При проведении оценивания, кроме традиционных, целесообразно использовать и такие методы как: метод проектов, портфолио , метод экспертной оценки.
3 . УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Учебные материалы содержат совокупность текстового материала и дидактических средств, необходимых для обеспечения достижения обучающимся заданных результатов обучения. Для достижения каждого результата обучения обычно разрабатывается одна единица учебного материала – учебный элемент. Учебный элемент может содержать рекомендации о возможности использовании в процессе обучения существующих учебных материалов (учебников, справочников, научных изданий и т.п.) с указанием необходимых ссылок на источники в целом или их отдельных фрагменты. Для реализации в учебном процессе обратной связи при разработке учебных материалов необходимо включать в учебный элемент задания текущего контроля с эталонами их выполнения .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» для специальностей230115 Программирование в компьютерных сист.
структура модуля урока «Общие свойства кислот» 8 класс
разработка урока по модульной технологии по теме «Общие свойства кислот» 8 класс. Цели данного урока: Дать понятия о кислотах как классе электролитов, рассмотреть их классификацию по различным признак.
методическая разработка «Структура деятельности учителя по адаптации учащихся к работе в новом интеллектуальном пространстве»
Организация деятельности по решению физических задач.
Опыт разработки профессионального модуля ПМ.01 «Разработка технологических процессов изготовления деталей машин»
Профессиональный модуль понимается как целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по.
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 1 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем
Рабочая программа соответсвует требованиям ФГОС втрого поколения.
Разработка структуры обследования обучающихся с ДЦП по выявлению нарушений устной и письменной речи на начало и конец учебного года.
темы для обследования нарушений устной и письменной речи.
Методическая разработка /Структура сочинения
Источник: nsportal.ru
Структура учебного курса: какой она бывает и как выбрать правильную
Рассказываем о трёх вариантах логической структуры, с помощью которых можно организовать учебную информацию курса.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Наталья Скорнякова
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.
Анна Крылова
Методист образовательных программ Skillbox с опытом работы более 7 лет. Разработала свыше 80 образовательных программ.
Структура учебного курса — это способ логической организации его содержания. Структура определяет, из каких модулей и разделов состоит курс, в какой последовательности они расположены и как связаны между собой.
Рассмотрим, какими способами можно структурировать учебный курс и что влияет на выбор того или иного вида структуры.
Виды структуры учебного курса
Существует несколько подходов к тому, как структурировать курс. Каждый из них помогает представить учебный материал и задания систематизированно и последовательно. Это необходимо для того, чтобы студент не получал разрозненные блоки информации, а мог сформировать цельное представление о теме обучения.
Принято выделять три вида структуры учебного курса.
1. «Целое — Часть — Часть — Целое»
Программа, построенная таким образом, в начале содержит общий обзор темы. Далее располагаются модули, каждый из которых посвящён конкретному шагу или этапу изучаемого процесса. В конце курса все изученные этапы собираются вместе, и студенты проходят по процессу в целом.
Пример. На первом занятии курса на тему «Как испечь торт» можно показать студентам идеальный торт, рассказать, из чего он состоит и каков алгоритм его приготовления. Далее студентов от занятия к занятию проводят по конкретным шагам: от выбора муки и подходящей формы для бисквита до украшения торта. В завершение студентам предлагают снова пройтись по всем этапам, от начала до конца.
2. «Часть — Часть — Целое»
Этот способ построения тоже довольно простой и линейный. Однако в этом варианте курс начинается не с обзора темы обучения, а сразу с модулей, раскрывающих отдельные аспекты, и завершается объединением этих составляющих.
Пример. Курс из прошлого примера можно построить иначе, если есть задача глубже погрузиться в нюансы приготовления торта. Например, отдельные модули будут посвящены разным видам коржей и крема, разным способам декора. И уже после этого можно научить студентов сочетать эти компоненты и готовить целый торт.
3. По усложнению задач
Этот вид структуры самый сложный для проектирования, но при этом и самый интересный. Идея в том, что каждый модуль такого курса — не просто часть целого, а мини-курс сам по себе, и его прохождение учит студента решать задачу от начала до конца. При этом теоретические знания постепенно углубляются, задачи от модуля к модулю усложняются, а студенту нужно опираться на уже изученное и проявлять всё больше самостоятельности.
Пример. Вместо того чтобы разбирать каждый компонент торта отдельно или посвящать модули конкретным шагам, можно с самого начала обучить студентов собирать торт, когда коржи, крем и элементы украшения уже готовы. Затем — предложить то же задание, но декор учащиеся должны продумать и подготовить самостоятельно. В следующем модуле учащиеся сами готовят крем и украшения, а в последнем — выпекают целый торт с нуля.
От чего зависит выбор логической структуры курса
Как определить, какая структура курса подойдёт в конкретном случае? Универсального алгоритма выбора, к сожалению или к счастью, не существует. Но есть ключевой критерий, на который стоит ориентироваться при построении структуры, — это планируемый образовательный результат.
Структура учебной программы напоминает матрёшку. Внешний слой — логика построения всего курса, а внутренние слои — это структура отдельных модулей и уроков. Если это очень короткий курс с одним образовательным результатом, то его структуру не стоит усложнять. А если программа нацелена на достижение нескольких образовательных результатов, то в одном курсе может быть использовано несколько структур построения модулей.
Некоторые образовательные результаты подразумевают обучение в линейной логике и не предполагают каких-либо усложнений. Если нужно последовательно провести учащегося от простого к сложному, познакомить с каким-либо процессом или объяснить некое явление, то подойдёт структура «Целое — Часть — Часть — Целое» или «Часть — Часть — Целое».
Однако если желаемый образовательный результат связан с формированием навыка или освоением сложной компетенции, то его достижение потребует большего количества времени, повторений и практики. Например, когда перед методистом стоит задача научить студентов свободно говорить на английском языке, одной линейной логикой здесь не обойтись. Освоение языка подразумевает постоянное повторение и возвращение к пройденным темам, поэтому имеет смысл построить курс по принципу усложнения задач. При этом отдельные модули могут представлять собой более простые структуры. Например, подтему «Как составить официальное письмо на английском» можно раскрыть как пошаговый процесс написания письма.
Чтобы понять, каким путём будет проще всего добиться тех или иных образовательных результатов, полезно обратиться к эксперту в соответствующей предметной области.
Также при выборе вида логического построения важно учесть уровень целевой аудитории. У студентов, которые осваивают новую профессию или навык с нуля, нет опыта в теме обучения, им важно изучать её постепенно. Поэтому, чтобы шаг за шагом погрузить их в изучаемый предмет, стоит выбрать простую линейную структуру.
Если же целевая аудитория курса — люди с опытом, то лучше дать им возможность использовать уже имеющиеся у них знания и навыки, развивать и расширять существующие компетенции. Сделать это поможет нелинейная структура курса.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Источник: skillbox.ru