Структура целевой программы включает

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения. Лаженцев В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. СПб.: Наука, 2010

Целевая программа состоит из следующих разделов: http://www.programs-gov.ru/ — «Федеральные целевые программы»

характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;

перечень программных мероприятий;

обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;

механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;

оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевой раздел образовательной программы: структура, содержание, механизмы разработки и реализации

Целевая программа также содержит паспорт федеральной целевой программы, в котором указываются: наименование, дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения, государственный заказчик, государственный заказчик-координатор, основные разработчики, цели и задачи программы.

К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования http://www.programs-gov.ru/ — «Федеральные целевые программы»:

Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые к целям программы: Лаженцев В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. СПб.: Наука, 2010

специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);

достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);

измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);

привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Федеральная образовательная программа в действии. Проектируем целевой раздел

Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы. http://www.programs-gov.ru/ — «Федеральные целевые программы»

Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII Постановления Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 » О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программа и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация «. http://www.programs-gov.ru/ — «Федеральные целевые программы»

Читайте также:
Что такое программа gps

Шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.

Источник: studbooks.net

Тема 6 Программно-целевое планирование

Инструментом решения многих государственных проблем является программа.

Целевая программа – это совокупность направлений действий, увязанных в пространстве, по времени, содержанию, ресурсам, исполнителям, ориентированных на достижение единой цели в ходе решения масштабной проблемы общества. Программа социально-экономического развития страны представляет собой комплексную систему целевых ориентиров развития общества и планируемых государством эффективных путей и средств их достижения. Отличие программ от планов состоит в том, что первые обычно формулируются в терминах направлений по достижению программной цели, представляемых конкретное поле деятельности для исполнителей, и состоят из блоков планов.

Разработка целевой программы использует такие принципы как рациональность, подотчетность и адекватность условиям осуществления. Их достижение предполагает использование:

— учета политической, социальной, правовой, экономической и административной составляющей,

— выгодности осуществления программы по сравнению с начальным состоянием явления,

— разработки ориентиров для контроля достижения целей по отрезкам времени,

— составления сметы расходов (бюджета),

— корректировки доходов и расходов в процессе выполнения программы,

— учета форс-мажорных обстоятельств.

Государственные целевые программы классифицируются:

1) по направленности развития – вещественные, информационные, совмещенные,

2) по степени включения внешних связей – внешние и внутренние,

3) по уровню территориального деления – государственные, субъекта РФ, местные,

4) по производственно-хозяйственному признаку – общие, отраслевые, региональные,

5) по продолжительности – долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные,

6) по охвату целей – одноцелевые и многоцелевые.

7) По признаку объектов, на которые распространяется действие программы: региональные и территориальные, отраслевые, программы развития ресурсного потенциала, производственные и маркетинговые, внешнеэкономические, организационно-управленческие программы.

Структура целевой программы включает в себя следующие основные блоки:

— целевой (определение системы целей и целевых задач),

— исполнительный (разработка системы направлений для мероприятий),

— ресурсный (выявление необходимых ресурсов и поиск их источников),

— организационный (организация разработки и выполнение программы).

Разработка типовой целевой программы включает следующие этапы последовательности:

  1. Анализ проблемы и обоснование необходимости ее решения программными средствами
  2. Определение целей и задач с выделением генеральной линии и характеристикой подпрограмм в составе программы
  3. Обоснование мероприятий отдельных подпрограмм, сроков их исполнения, содержания и поиск исполнителей
  4. Расчет потребности в ресурсах, выявление источников и способов их получения, обоснование финансирования
  5. Выбор организационных форм управления разработкой и осуществлением контроля за реализацией программы. Составление плана-графика ее выполнения
  6. Оценка эффективности программы в целом, в том числе подпрограмм и крупных мероприятий
  7. Обобщение сводных показателей программы, то есть ее индикаторов

На целевую программу составляется паспорт, который включает в себя: наименование программы,

— основание для ее разработки, наименование заказчика, ссылку на основного разработчика программы,

— исполнителей и соискателей, цели и задачи ее исполнения, сроки реализации, объемы и источники финансирования, ожидаемые конечные результаты, систему организации контроля.

Программно-целевой метод есть способ решения крупных и сложных социально-экономических проблем посредством выработки и проведения органами управления системы взаимоувязанных программных мер, направленных на достижение целей устранения, подавления, смягчения возникшей проблемы.

Программно-целевому планированию и управлению свойственны следующие черты:

Читайте также:
Как удалить программу которая блокирует интернет

— четкая постановка и систематизация целей, которых надо достичь, чтобы решить проблему, представление их в виде дерева целей и задач,

— переход от совокупности системно организованных целей и задач к системе целереализующих действий, мероприятий, проведение которых ведет к ослаблению или снятию проблем,

— установление средств, ресурсов, необходимых для осуществления программных мероприятий в заданные сроки, и источников поступления ресурсов,

— задействование организационно-экономических механизмов управления реализацией намеченных мер, контроля за их исполнением и обеспечением со стороны органов управления.

Признаки целевых экономических программ: программность, целеориентированность, комплексность, ресурсообеспеченность, результативность.

В странах с централизованно управляемой экономикой наблюдается тяготение к директивным, распорядительным формам государственного программно-целевого планирования. В странах со смешанной, переходной экономикой за центральными органами власти сохраняются полномочия установления круга программных проблем, определения целевых установок программного комплекса, утверждения принятых к исполнению целевых программ. В странах с развитой рыночной экономикой государственные целевые программы инициируются и принимаются государственными органами, финансируются из средств государственного бюджета, реализуются на основе государственных заказов и контрактов организациями разных форм собственности.

Организация разработки и управления реализацией государственных целевых программ предусматривает:

  1. Наличие государственного заказчика программы в лице государственного органа, наделенного полномочиями распределения бюджетных и иных средств, выделяемых на программу, и формирования задания на разработку программы
  2. Назначение разработчиков программы в лице проектных, исследовательских организаций, привлекаемых заказчиком для подготовки участников программы
  3. Формирование заказчиков дирекции целевой программы, осуществляющей оперативное управление, координацию действий участников программы
  4. Принятие решений о разработке и утверждении проекта программы высшими органами государственной исполнительной власти.

Принципиальная схема разработки целевой программы

Тема 7 Планирование закупок (поставок) продукции (работ, услуг) для государственных нужд и

Поделиться с друзьями:

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Генерация страницы за: 0.009 сек. —>

Источник: studopedia.su

Целевые программы: понятие, структура, виды

Целевые программы – своеобразный плановый документ, в отличие от прогноза носят комплексный характер, в них отражаются основные этапы реализации поставленных целей, дается их экономическая оценка.

Программа – это адресный документ, где определен увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, комплекс социально-экономических, технико-производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и социальных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей и требующих участия многих отраслей и хозяйствующих органов.

Разделы целевой программы:

1. Аналитический блок, в котором раскрывается и анализируется проблемная ситуация;

2. Целевой – формируется главная цель программы и подцели, вытекающие из главной;

3. Блок программных заданий и мероприятий. Мероприятие – это конкретно заданная задача, адресованная конкретному исполнителю, где изложены все требования и сроки исполнения;

4. Ресурсный — определяются все необходимые ресурсы для реализации программных мероприятий;

5. Организационный – создаются схемы реализации программы, организация управления программы и контроль за ходом ее реализации;

6. Сводный – аналитическая записка или резюме, бизнес-план, бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета и др.

Стадии разработки программы:

1. Отбор проблем;

2. Принятие решения о разработке;

3. Обоснование намечаемых мероприятий;

4. Экспертиза и оценка эффективности;

6. Контроль за ходом выполнения.

Инициаторами разработки программ могут выступать юридические и физические лица, органы законодательной и исполнительной власти.

Виды целевых программ:

1. По продолжительности и времени упреждения:

— долгосрочные (более 5 лет);

— среднесрочные (до 5 лет);

— краткосрочные (1-2 года);

2. По масштабам решаемых проблем:

— международные (сотрудничество со странами СНГ);

— национальные или федерально-государственные программы;

— на уровне фирмы;

3. По содержанию или характеру исследований:

— производственные (развитие средств связей в сельской местности);

— топливно-энергетические (топливо и энергия, безопасность атомной энергетики);

— научно-технические (национальная технологическая база России, Робот, Лазер);

— экологические (отходы, охрана водных бассейнов, предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий);

Читайте также:
Почтовые программы похожие на Outlook

— социально-экономические программы (повышение жизненного уровня населения, занятости);

— социальные (социальная защита пожилых людей, профилактика безнадзорности и правонарушений подростков);

Существует еще специфический вид программ – президентские.

— организационно хозяйственные программы, разрабатываемые для организации управления всеми хозяйственными системами.

Положения разработки и реализации целевых программ в рыночных условиях

Недостатки современной практики реализации целевых программ в РФ:

1. Во всех развитых странах значительная часть (50%) расходов бюджета, распределяется непосредственно на выполнение программ. В России основную часть бюджета получают министерства и ведомства, а доля финансирования программ остается ничтожной. То есть основные средства получают управляющие структуры, а не конкретное мероприятие, объекты, процессы.

2. Недостаточно конкретно формируется сама цель решаемой проблемы, что препятствует объективной оценке соответствия формируемых заданий программы текущего состояния решения проблемы.

3. Состав конечных подцелей не всегда учитывает рыночную ситуацию и часто не соответствует цели решаемой проблемы, что приводит лишь к частичному решению исходной проблемы.

4. Оценки ресурсных требований обычно формируются без разработки бизнес-плана и часто оказываются завышенными.

5. В большинстве программ отсутствуют механизмы и структура управления, обеспечивающие целевое финансирование и контроль за ходом выполнения работ, что приводит к нецелевому расходованию средств и замедлению темпов выполнения программы.

6. Неполное и недостаточное финансирование целевых программ, что приводит к омертвлению уже вложенных средств, к убыточному выполнению проектов и увеличивает остроту проблемной ситуации.

Новые подходы к разработке и реализации целевых программ:

— общегосударственные программы следует разрабатывать по ограниченному кругу особо важных общегосударственных проблем, и при этом должны утверждаться основные экономические регуляторы и объемы финансирования из госбюджета;

— необходимо ввести практику ежегодного пересмотра состава федеральных целевых программ и их деление на 3 группы:

a) программы, которые должны финансироваться в полном объеме;

b) программы, интенсивность финансирования которых может быть сокращена;

c) программы, по которым может быть временно прекращено финансирование;

— источники финансирования целевых программ: бюджетные средства и внебюджетные источники, к которым относятся: взносы участников программ, целевые отчисления работников предприятий, получаемые в результате реализации программы, кредиты банков, средства общественных организаций и иностранных государств, зарубежных инвесторов и другие поступления. Могут создаваться специальные внебюджетные фонды. Источниками средств этих фондов является: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства соответствующих бюджетов РФ и местных бюджетов, средства внебюджетных фондов, министерств и ведомств РФ. Источниками финансирования программ служат инвестиционные и конверсионные кредиты, целевые кредиты банков под государственные гарантии;

— материально–техническое обеспечение программы: либо на основе государственного заказа, либо по прямым хозяйственным связям или через посредников;

— методы воздействия на исполнителей государственных программ должны быть не административными, а преимущественно экономическими, то есть необходимо использовать налоговые льготы, субсидии, субвенции, гарантированные льготные кредиты, в ряде случаев регулирования цен и тарифов и государственную контрактную систему;

— важным вопросом является выбор наиболее эффективных целевых мероприятий. Его надо осуществлять исходя из возможности получения максимума целевых результатов. Это либо максимальный эффект при заданном уровне расхода дефицитных ресурсов, либо достижение необходимого уровня конечных результатов при минимуме расходов;

— организация выполнения программы:

a) Заказчик программы;

b) Ответственный разработчик программы;

c) Разработчики программы;

d) Руководитель программы;

e) Администрация программы;

f) Фонд данных программы;

— государственные программы должны проходить государственную экспертизу. При правительстве РФ создан экспертный совет. В процессе экспертизы анализируются возможные последствия реализации программ, оцениваются альтернативы, выявляются механизмы привлечения дополнительных внебюджетных средств. Выявляется приоритетность характера проблемы, научная обоснованность, экологическая безопасность и эффективность осуществления программы.

Источник: mydocx.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru