Проведение активной государственной политики занятости населения в Российской Федерации осуществляется путём подготовки и реализации федеральной и региональных программ содействия занятости населения, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда, с учетом прогноза его социально-экономического развития. Кроме того, учитываются территориальные особенности, национальные традиции, специфика экономического и социального развития.
Программы содействия занятости населения разрабатываются соответствующими органами государственной службы занятости с привлечением при необходимости других структур (например, органов статистики, налоговой службы) на основе анализа и прогноза рынка труда. В переходный период такие программы, как правило, носят краткосрочный характер.
Главная цель Федеральной программы содействия занятости населения – формирование благоприятных условий для занятости населения. Реализация программы может осуществляться по следующим основным направлениям:
5 самых каверзных вопросов на собеседовании
1) повышение инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест;
2) реформирование профессиональной подготовки новой рабочей силы;
3) совершенствование внутрипроизводственного обучения;
4) профессиональное обучение безработных граждан;
5) усиление профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан, ищущих работу;
6) профилактика дискриминации на рынке труда;
7) повышение эффективности государственной политики на региональных рынках труда;
8) регулирование трудовой миграции, содействие занятости беженцев;
9) обеспечение занятости населения, проживающего в сельской местности;
10) содействие развитию предпринимательской инициативы граждан;
11) содействие занятости наиболее уязвимых на рынке труда групп населения;
12) поддержка доходов безработных граждан.
Все содержащиеся в программе меры в области содействия занятости населения вопреки тому, что ее действие обычно продолжается несколько лет, рассчитаны на многие годы.
На основе Федеральной программы разрабатываются региональные программы занятости. Они определяют основные направления государственной политики занятости и представляют собой механизм государственного воздействия на региональном уровне.
Условно региональные программы можно разделить на три уровня.
1. Республиканская программа занятости населения. Содержит совокупность организационных, материально-технических и финансовых мероприятий, которые могут быть реализованы только на этом уровне (например, стимулирование создания рабочих мест в отдельных районах).
2. Краевая (областная) программа занятости населения. Определяет мероприятия по регулированию рынка труда на более низком уровне административно-территориального деления (выделение городов, районов приоритетного развития).
3. Районная (городская) программа занятости населения. Представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем (рынка труда) отдельных граждан и работодателей. Данные программы отличаются детальностью, определённостью и конкретностью (совокупность мер, которые можно выполнить только при использовании своих ресурсов).
Типы организационных структур
Основные цели и задачи таких программ – повышение эффективности и качества работы, смягчение последствий длительной безработицы, обеспечение целевой поддержки безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Всеми городскими и районными отделениями службы занятости разрабатываются, утверждаются и реализуются соответствующие территориальные программы содействия занятости населения.
Ключевыми принципами формирования таких программ являются:
– принцип целевой ориентации (предполагается предварительное формирование целей государственной политики занятости в регионе, на достижение которых должны быть направлены мероприятия программы);
– принцип комплексности (учитывается весь комплекс проблем, связанных с проблемами занятости населения в регионе и состоянием регионального рынка труда в целом);
– принцип сопряженности (намеченные мероприятия по регулированию занятости населения сопрягаются с другими мероприятиями, разрабатываемыми и реализуемыми в рамках социально-экономической политики в регионе);
– принцип конкретности (учитываются конкретные показатели социально-экономического развития региона и их влияние на уровень занятости);
– принцип реальности (при планировании мероприятий исходят из возможности их финансового, материально-технического и организационного обеспечения на основе преимущественно собственных ресурсов);
– принцип эффективности (обеспечение наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов);
– принцип оптимальности (обеспечение оптимального соотношения между активными и пассивными средствами политики занятости);
– принцип приоритетности (мероприятия программы в условиях ограниченности финансовых ресурсов подлежат ранжированию по степени неотложности их выполнения);
– принцип предельно допустимого уровня безработицы (превышение допустимого уровня безработицы приводит к резкому росту напряженности и негативным социально-экономическим последствиям, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации);
– принцип адресности (мероприятия, предусмотренные программой, и соответствующие ресурсы разделяются по структурам, отвечающим за их реализацию);
– принцип управляемости (специальная система управления разработкой и реализацией программы занятости);
– принцип взаимосвязанности всех разделов и мероприятий программы.
Типовая региональная программа содействия занятости, обеспечивающая реализацию указанных ключевых принципов, может состоять из нескольких разделов.
Паспорт программы содействия занятости населения.
Введение: формируются концептуальные подходы к обеспечению занятости населения.
Раздел 1. Анализ и перспективы социально-экономического положения региона с учётом структурных преобразований.
Раздел 2. Рынок труда и занятость населения (в разрезе основных социально-демографических групп), перспективы развития.
Раздел 3. Содействие в трудоустройстве.
Раздел 4. Программа сохранения и создания новых рабочих мест.
Раздел 5. Содействие развитию предпринимательской инициативы.
Раздел 6. Профессиональная ориентация, подготовка и переобучение незанятого и высвобождаемого населения.
Раздел 7. Организация общественных работ.
Раздел 8. Основные меры обеспечения занятости отдельных категорий населения, требующих особого внимания (с ограниченной трудоспособностью, уволенных с военной службы и членов их семей, молодежи, женщин, граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания).
Раздел 9. Действия в условиях критической ситуации на рынке труда.
Раздел 10. Совершенствование управления занятостью населения в регионе.
Раздел 11. Первоочередные меры обеспечения занятости населения на очередной год.
Раздел 12. Ресурсное обеспечение программы занятости.
Раздел 13. Эффективность обеспечения программы.
Раздел 14. Контроль за реализацией программы.
Для более успешного выполнения целей и задач программы содействия занятости могут разрабатываться отдельные подпрограммы и проекты, позволяющие конкретизировать и одновременно расширить практическую сферу деятельности службы занятости, создать более целостную картину проблем, возникающих на рынке труда.
Источник: studfile.net
Типовая программа занятости населения и ее структурные элементы.
Типовая программа занятости населения должна состоять из следующих разделов:
— аналитического, в котором раскрываются ситуация на рынке труда, факторы, влияющие на показатели занятости, миграционные и демографические процессы, а также прогнозная оценка рынка труда, специфика социально-экономической ситуации.
— целевого, в котором на основании предыдущего раздела определяются концепция занятости и перечень поставленных целей, их приоритетность, качественные и количественные параметры конечного ожидаемого результата.
— ресурсного, в котором рассматриваются совокупность кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов, необходимых для реализации той или иной программы занятости, источники их получения, необходимые объемы и сроки получения.
— организационного, в котором раскрывается общая схема разработки и реализации программы, в том числе с привлечением всех заинтересованных организаций, распределяются обязанности между ними, устанавливаются объемы их полномочий и сроки реализации, порядок контроля за выполнением программы и ее мероприятий.
Разрабатываются Федеральная и региональная программы занятости, последнюю можно в свою очередь разделить на республиканскую, краевую/областную, районную/городскую. Они отличаются не только масштабами и объемами, но и уровнем постановки задач.
3. Программа содействия занятости населения Иркутской области содержит:
— Постановление губернатора Иркутской области;
В нем указывается дата подписания постановления,
— Паспорт Программы содействия занятости за определенный период;
В нем раскрываются — наименование программы, дата принятия решения о разработке программы, заказчик, исполнители и соисполнители, разработчики, основные программные мероприятия, важнейшие целевые показатели, ожидаемые конечные результаты программы, сроки реализации программы, система контроля за исполнением программы, объемы и источники финансирования.
— Социально-экономическое положение и рынок труда в Иркутской области;
Раскрываются социально-экономические факторы формирования рынка труда: инвестиционная активность, состояние промышленного производства, демографическая ситуация, уровень высвобождения рабочей силы, численность безработных, социально-демографическая и образовательная структура безработицы, продолжительность и уровень безработицы, состояние рынка труда.
— Перечень основных мероприятий и их количественные показатели.
· Совершенствование работы по оказанию посреднических услуг в трудоустройстве безработных граждан;
· Повышение эффективности профессионального обучения, профессиональной ориентации и социальной адаптации безработных граждан;
· Активная политика по организации рабочих мест;
· Регулирование трудовых миграций;
· Содействие занятости безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
· Подготовка к работе в условиях критической ситуации на рынке труда;
· Материальная поддержка лиц, признанных безработными;
· Совершенствование информационного обеспечения государственной политики занятости;
· Дальнейшее развитие службы занятости.
— Организационное и финансовое обеспечение программы. Служба занятости населения Иркутской области разрабатывает Программу содействия занятости населения и организует работу по ее выполнению.
Организацию текущего контроля за реализацией основных мероприятий Программы осуществляет Служба занятости населения Иркутской области совместно с органами исполнительной власти и Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Ход выполнения Программы рассматривается ежеквартально Службой занятости населения Иркутской области и не реже одного раза в полугодие – координационным комитетом содействия занятости населения.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Семинарское занятие 9. Государственная политика занятости населения
5. Федеральная целевая программа обеспечения занятости населения.
6. Территориальные программы занятости населения.
7. Проблемы согласования интересов субъектов регионального рынка труда.
8. Разработка региональной программы занятости населения.
9. Структура типовой программы занятости.
- Государственная служба занятости.
- Финансирование государственной политики занятости.
- Кадровые службы предприятий.
- Негосударственные структуры содействия занятости.
Литература
Основная
1. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // http://nalog.consultant.ru/doc49373.html.
2. Кодекс законов о труде Российской Федерации. – М., 2001.
3. Попова Л.А. Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие. – Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2010.
4. Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. – М., 1997.
5. Указ Главы Республики Коми от 21.11.1994 г. № 217 «О мерах по снижению напряженности и регулированию ситуации на рынке труда»
6. Указ Главы Республики Коми от 11.04.1996 г. № 100 «О внесении изменений в Указ Главы Республики Коми «О мерах по снижению напряженности и регулированию ситуации на рынке труда»
7. Указ Главы Республики Коми от 2.09.1997 г. № 239 «О мерах по поддержке индивидуального жилищного строительства и снижению напряженности на рынке труда в сельской местности»
8. Указ Главы Республики Коми от 6.08.1998 г. № 286 «О внесении изменений в Указ Главы Республики Коми «О мерах по снижению напряженности и регулированию ситуации на рынке труда»
9. Указ Главы Республики Коми от 13.12.2000 г. № 524 «О признании утратившими силу нормативных правовых актов Главы Республики Коми в области занятости»
10. Фаузер В.В. Социальный менеджмент. – Сыктывкар, 2000.
11. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. – М., 1996.
Дополнительная
1. Бреев Б.Д. Современные тенденции развития занятости населения // Экономическая наука современной России. 2005. № 1. С.83-92.
2. Бреев Б.Д. Труд в условиях рыночной трансформации // Общество и экономика. 2003. № 1. С.93-101.
3. Гвоздарев О.А., Фаузер В.В. Рынок труда и проблемы занятости. – Сыктывкар, 1997.
4. Демографические перспективы России / Под. ред. Г.В. Осипова и С.В. Рязанцева. – М., 2008.
5. Демоскоп Weekly. 3-16 марта 2008. № 323-324. http://demoscope.ru/weekly/2008/0323/index.php.
6. Демоскоп Weekly. 17-30 марта 2008. № 325-326. http://demoscope.ru/weekly/2008/0325/index.php.
7. Демоскоп Weekly. 16-29 июня 2008. № 337-338. http://demoscope.ru/weekly/2008/0337/index.php.
8. Капелюшников Р. Российская модель рынка труда: мы не как все // Какой рынок труда нужен российской экономике? Перспективы реформирования трудовых отношений. – М., 2003. С.11-34.
9. Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года. http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=41941PT=1https://megalektsii.ru/s10910t1.html» target=»_blank»]megalektsii.ru[/mask_link]