Эта статья будет полезна и абитуриентам, и тем, кто решил продолжить свою академическую послевузовскую карьеру. О том, как устроен университет, и из чего он состоит, читайте в нашем материале.
Университет, институт или академия?
- Количество аспирантов на 100 студентов очной формы обучения.
- Количество аспирантов вообще.
- Статус профессорско-преподавательского состава: чем больше в вузе остепененных преподавателей, тем выше его статус. Увеличение этих показателей может превратить институт в академию, а академию – в университет.
Структура вуза
Традиционно, во главе вуза стоит ректор. По каждому крупному направлению работы – будь то учебная или воспитательная работа, международные связи – у ректора есть заместители – проректоры, они курируют работу вуза по своим направлениям.
ПОСТУПЛЕНИЕ В ВУЗ 2023 – ЧТО НАДО ЗНАТЬ? | Вебиум
Университет делится на институты, а те – на отделения (опционально), факультеты и кафедры. Не путайте институт как структурное подразделение вуза и институт как самостоятельное учебное заведение. Отделения объединяют факультеты, а факультеты – кафедры со специальностями одной тематики. Например, Институт биологии и химии Московского педагогического университета состоит из 8 кафедр: кафедры ботаники, общей химии, медицины и БЖД и других. Каждую кафедру возглавляет заведующий.
Тематически образовательная часть делится по образовательным программам, направлениям подготовки, специальностям и специализациям. Например, в университете ИТМО есть программа «Прикладная оптика», внутри нее – направление 551900 «Оптотехника», далее – специальность 190700 «Оптико-электронные приборы и системы», внутри которой есть две специализации – «Оптические приборы» и «Проектирование оптических систем». Выпускники получат квалификацию инженера, ученую степень бакалавра техники и технологий или магистра техники и технологий. Специализация – это сам вид профессиональной деятельности, а квалификация выпускника записана в дипломе и отражает набор приобретенных знаний и умений.
Деканат (он же учебный отдел) – это место, где концентрируется вся работа факультета со студентами. Туда вам нужно будет обращаться по всем интересующим вас вопросам – получить зачетку, студенческий, транспортную карту, социальную стипендию.
Кроме факультетов и кафедр, в университете существуют и другие административные службы, которые могут помочь вам во время обучения в вузе. Это может быть миграционная служба для помощи иностранным студентам, это может быть поликлиника, военный учебный центр, стипендиальный отдел.
При поступлении вам будет назначена учебная группа – это аналог вашего школьного класса. Она тоже будет носить свое название. Каждая специальность предполагает определенное количество бюджетных и платных мест, и чем больше мест, тем больше групп будет в потоке.
Структура вуза. Инструкция по применению #КСЮНАВСЮ
Ваш курс или поток, возможно, будет делиться на несколько групп: на лекции вы будете ходить все вместе, а на семинары и практические занятия – только своей группой. Расписание у разных групп будет тоже отличаться. Студенты из вашей группы называются одногруппниками, а студенты из другой – однокурсники. На некоторых занятиях вы будете присутствовать вместе с малознакомыми вам студентами из других факультетов – например, на физкультуре, английском, или тем предметам, которые вы изучаете параллельно.
Уровни высшего образования и ученые степени
Система специалитета уходит в прошлое. Почти повсеместно мы сталкиваемся с бакалавриатом и магистратурой. Для получения степени бакалавра вам необходимо отучиться в вузе 4 года, которые состоят из двух лет общеобразовательных предметов и двух лет минимальных профильных предметов. По окончании бакалавриата вы сами решаете, поступать ли вам в магистратуру.
Бакалавриат – это полноценное высшее образование, но многие преподаватели рекомендуют продолжать свое обучение в магистратуре. Степень магистра обязательна для тех, кто выбирает карьеру вузовского преподавателя. Магистратура может включать в себя занятия наукой, а может быть практико-ориентированной. Действительно, некоторые вузы допускают отсутствие новизны в магистерской диссертации, если та обладает существенной практической ценностью и является прикладной работой.
Если в будущем вы видите себя в преподавании или науке, вы продолжаете свою академическую карьеру в аспирантуре. Вы заранее выбираете код специальности, по которой собираетесь защищаться. С кодами вы можете ознакомиться на сайте Высшей аттестационной комиссии.
Очное обучение в аспирантуре занимает 3 года, заочное – 4. Аспирантура теперь больше напоминает магистратуру – у вас есть английский язык, философия, специальные дисциплины и кандидатский минимум, который вы будете обязаны сдавать. При этом в рамках аспирантуры вы занимаетесь научно-практическими изысканиями вместе со своим научным руководителем. У вас есть календарный план, дорожная карта по развитию своего проекта, и, по окончании четырех лет обучения, вы выходите на защиту. Но, в текущих реалиях, вы выходите на защиту диплома аспиранта. Как только вы выступаете на комиссии, докладываете о результатах своих научных или научно-практических изысканий, дальше, получив диплом, вы принимаете решение о том, стоит ли выходить на защиту кандидатской диссертации.
В чем смысл получения степени кандидата и доктора наук? По большому счету, наличие степеней ничего не меняет за исключением вашего авторитета и политического веса в сфере науки и образования. К тому моменту, когда вы решили защитить кандидатскую диссертацию, вы должны иметь готовую диссертацию с научной новизной.
Помимо качественно написанной диссертации, которая соответствует паспорту специальности, вы должны иметь ряд публикаций: минимум две публикации из перечня изданий, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования. Работа должна быть научно-квалификационной, логически законченной, привносить научную новизну. Защита проходит в диссертационных советах. Сейчас Министерство науки и высшего образования предлагает два пути защиты диссертации: 1) вы можете выбрать диссертационный совет при ВАКе 2) вы можете воспользоваться услугами диссертационных советов на базе университетов, которые имеют право самостоятельного присуждения ученых степеней и званий.
Написать работу, оформить и представить ее – три совершенно разных задачи. Этот совокупный процесс растягивается на 4-5 лет. Здесь тоже есть политика: кандидатскую защитить гораздо проще, чем докторскую, потому что с ученой степенью доктора вы уже можете претендовать на ректорат, и в вузе это может вызывать определенную озабоченность.
Если вы все-таки получили ученую степень кандидата наук, то у вас есть две возможности продолжения. Вы можете не защищать докторскую – в большинстве стран кандидат наук признается как PhD – то есть, в другой системе – доктор и профессор.
Если в пространстве нашей страны у вас есть потребность в продолжении роста по бюрократической лестнице, то вы можете защитить докторскую диссертацию двумя способами: 1) поступить в докторантуру, проучиться определенное количество лет – причем, в отличие от аспирантуры, досрочно закончить ее вполне возможно 2) либо вы можете постараться успеть получить разрешение от кафедры и от вуза защищаться самостоятельно, получить выписку и разрешение по вашей работе. Аналогичный процесс защиты кандидатской диссертации: вам нужно будет выбрать диссертационный совет, предоставить от 10 ВАКовских публикаций для технических специальностей, ряд объектов интеллектуальной собственности, но диссертационные советы, имеющие право самостоятельного присуждения степеней, в праве отклоняться от требований ВАК, потому что черные оппоненты их работы не проверяют, Министерство образования и науки дополнительно не рецензирует никакие диссертации на защите в этих советах. Соответственно, требования они ставят формально выше и ориентируются уже не на статьи из ВАК, а на Scopus и Web of Science первых и вторых квартилей. И количество публикаций они тоже в праве изменять в качестве начального порога вхождения.
Сам совет защиты в диссертационных советах при ВАКе обычно выстраивается в несколько этапов: вы выступаете перед членами диссертационного совета в составе 20-22 человек. Если речь идет о самостоятельных диссоветах, то там совет может состоять буквально из пяти членов, что субъективно гораздо проще – плюс, требования по оформлению могут быть изменены и упрощены.
Ученые звания и должности
На территории нашей страны присутствуют всего два ученых звания – это доцент и профессор. Их не стоит путать с должностями: преподаватель может иметь звание доцента, но это не помешает ему занимать должность профессора в университете. В звании делается акцент на педагогическую деятельность.
Для получения звания вы должны отработать определенное количество лет в рамках 0,25 ставки на должностях доцента и других профессорско-педагогических должностях. Итого, вы отрабатываете пять лет непрерывно в вузе, два года вы непрерывно работаете в должности доцента на 0,25 ставки как минимум, имеете ряд публикаций, имеете ряд учебных и учебно-методических изданий, вы читаете курс лекций на высоком профессиональном уровне. И тогда через факультет, через ученый совет вуза обратиться в ВАК с заявлением на присуждение ученого звания доцента. Как только вы получили звание доцента, вы можете претендовать на должность доцента или на должность профессора.
Может ли человек претендовать на должность доцента или профессора без ученой степени кандидата или доктора наук? Раньше подобные прецеденты были. Сегодня это практически невозможно. Всегда ли должность ассистента, преподавателя или старшего преподавателя значительно ниже ценится по квалификации, чем должность доцента? Нет.
Если вуз приглашает людей из бизнеса, из различных министерств и ведомств, которые обладают большим багажом практических знаний и умений, то, естественно, регалий у них нет, что не делает их плохими специалистами в своей области. Нет ничего зазорного в том, что у директора предприятия в вузе буде должность ассистента.
Раньше звание доцента и профессора выдавалось автоматически при защите кандидатской или докторской диссертации. Сейчас эти процессы разграничены для того, чтобы держать людей в вузе, потому что непрерывный стаж работы здесь имеет особое значение.
Для получения звания профессора, вам необходимо будет опубликовать не менее 50 научных статей, выпустить ряд монографий и учебно-методических пособий, здесь также есть критерий того, сколько должно быть ВАКовских публикаций за последние три года и прочие бюрократические нюансы о том, сколько лекций должно быть прочитано за поределенный промежуток времени, непрерывный срок работы на должности – все это сохраняется.
В советское время ученые степени и звания ценились достаточно высоко. В современной России степени и звания стремительно обесцениваются, что, безусловно, вызывает огорчение.
Источник: iqvector.ru
Структура студентов вузов по программам подготовки
Подключите пакет «Плюс» и пользуйтесь всеми сервисами сайта без ограничений и рекламы:
Полное отсутствие рекламы.
Неограниченный доступ к премиальным сервисам сайта.
5 тестов на выбор профессии с расширенными результатами.
Сервисы сравнения вузов по 50 критериям и специльностей по 22 критериям.
Калькулятор ЕГЭ с дополнительными опциями.
Персональный онлайн робот-помощник с искусственным интеллектом Поступика (планируется).
Все новые сервисы, которые мы планируем выпустить, также будут входить в пакет «Плюс» без ограничений.
Стоимость пакета «Плюс»
Источник: postupi.online
Профессиональная подготовка специалистов в вузе
В современном образовании высшие учебные заведения играют особую роль, являясь мерилом культурных и интеллектуальных приоритетов.
К важнейшим функциям вузов относятся следующие:
- образовательная (подготовка и переподготовка, повышение квалификации кадров);
- научно-исследовательская (обеспечение фундаментальности учебного процесса);
- методологическая (консультативная помощь различным учреждениям);
- просветительская (распространение знаний и нравственных ценностей в обществе).
Однако потребители образовательных услуг рассматривают, прежде всего, насколько качественно подготовленные специалисты выходят из вуза.
Действительно, основная цель при поступлении в вуз для большинства абитуриентов — получение профессии, которая будет кормить их всю жизнь, и кормить неплохо, потому что получать невысокую зарплату можно и без всякого образования.
Качество подготовки будущих специалистов в вузе
Учеба в 11-м классе и поступление в университет вовсе не являются обязательной частью образовательного процесса. Вполне возможно уйти из школы после 9-го класса в свободное плавание и не тратить силы, финансовые средства и годы жизни на учебу в старших классах, а затем в университете. Поэтому тех, кто продолжает учебу и готовится к поступлению в вуз, можно, в общем, охарактеризовать как целеустремленных и не лишенных амбиций людей с интеллектуальными возможностями выше средних и готовностью немало трудиться. Они идут в вуз для того, чтобы стать востребованными специалистами и сделать карьеру.
На деле же мы видим, что далеко не каждый выпускник вуза выстраивает карьеру или хотя бы получает зарплату выше среднего.
Ежегодно десятки тысяч выпускников покидают стены вузов и выходят на рынок труда. Но кто-то практически сразу устраивается на перспективную работу, а кто-то пополняет ряды безработных либо вынужден демпинговать.
Можно назвать несколько причин такой ситуации:
- Абитуриенты, поступая в вуз, не очень хорошо понимают суть выбранной специальности. Из этого произрастает низкая мотивация в учебе и впоследствии низкая мотивация на работе.
- При выборе профессии не учитывается ее востребованность на рынке труда.
- Молодые специалисты плохо подготовлены к вхождению в рынок труда, они социально незрелы.
- Молодые специалисты недостаточно хорошо подготовлены к профессиональной деятельности, что может быть связано с качеством образования в конкретном учебном заведении.
- Диплом вуза недостаточно конкурентоспособен.
Большинства этих проблем можно избежать, вовремя пройдя карьерное ориентирование. Благодаря профориентации выявляются сильные стороны поступающего, он получает более развернутую информацию о профессиях и рекомендации по выбору учебного заведения. Впоследствии это поможет сконцентрироваться на самых важных аспектах и поступать в вузы, в которые он с большой долей вероятности сможет поступить.
Профориентация проводит анализ таких факторов, как состояние рынка труда, перспективность и востребованность профессии, отсутствие или наличие дефицита специалистов в выбранной области, рейтинг выбранных для поступления вузов. Такой системный подход позволяет сделать выбор максимально точно и осознанно и получить высокие шансы на успех.
Не последнее значение имеет и рейтинг вуза.
Одна из самых грубых ошибок, которые совершают абитуриенты — это поступление в самый доступный вуз. Часто встречаются советы тем, кто не определился с выбором, поступать рядом с домом на педагогические и аграрные направления, где конкурс ниже. Смысл таких советов в том, что нужно просто получить высшее образование, любое, не важно, какое. Это в корне неверный подход, который не принесет ничего, кроме разочарования.
Профессия должна быть выбрана с учетом личных предпочтений и ситуации на рынке труда, а вуз — максимально лучший из доступных.
Выделяют три основных критерия качества высшего образования:
- качество содержания образования;
- качество образовательных технологий;
- качество результатов полученного образования.
Цель работы высшего учебного заведения — подготовка конкурентоспособного специалиста с требуемым уровнем подготовки.
Вам также может быть интересно:
- Реальный Опыт Учебы в ВУЗе в Германии в Интервью Студентки из Кёльна >>
- Как Проверить Аккредитацию Вуза для Поступления в Вуз в Германии >>
- Штудиенколлег: что это такое и зачем они вам нужны? >>
Важно!
Качество образования, которое дает каждый конкретный вуз, оценивают рейтинги, которые бывают международными либо составляются внутри страны. Существуют рейтинги, заказанные теми или иными организациями, поэтому в разных рейтингах позиция одного и того же вуза может различаться.
В мировых рейтингах учебных заведений всегда учитывается доля трудоустроенных выпускников и средний уровень их зарплат, потому что для потребителя образовательных услуг это один из важнейших критериев оценки. Российские рейтинги не учитывают как этот фактор, так и объем научных исследований, которые проводятся в вузе и наличие наград за них. Узнать эти важные данные можно, разве что, в частном порядке.
Не нужно думать, что рейтинги вузов интересны только абитуриентам. Для работодателя тоже небезразлично, диплом какого вуза предъявляет соискатель на вакантную должность. Диплом престижного вуза, при прочих равных, позволяет моментально отстроиться от конкурентов при поиске работы.
Профессиональная подготовка студентов в вузе
Концепция образовательного процесса должна учитывать соответствие высшего профессионального образования социальным потребностям страны. Существуют госзаказы на подготовку тех или иных специалистов, которые требуются государству в ближайшие годы.
Профессиональная подготовка будущего специалиста в вузе осуществляется через различные виды деятельности, в которых он принимает участие, благодаря чему происходит его формирование как личности и как профессионала, обладающего комплексом определенных знаний, умений и навыков.
Практическая подготовка и особенности ее организации
В идеале, молодой специалист должен быть в состоянии решить проблемы, возникающие на его рабочем месте.
На деле, выпускник вуза зачастую оказывается в полной растерянности, потому что на рабочем месте его ожидает совсем не то, к чему его готовили в вузе.
Все работодатели знают, что, нанимая выпускника вуза без опыта работы, они будут вынуждены доучивать его на рабочем месте. Вот почему так сложно устроиться на работу, не имея опыта. Но, чтобы получить опыт, нужно сначала устроиться на работу, на которую без опыта не берут. Получается замкнутый круг, и преодолеть его непросто.
Одной из причин такой несоответствующей требованиям работодателей подготовки являются устаревшие образовательные программы, не учитывающие современные реалии, что в СНГ — настоящая проблема. Другая причина — недостаток практики.
Любой образовательный процесс, целью которого является подготовка специалиста в той или иной профессиональной сфере, должен, наряду с теоретической подготовкой, осуществлять практическую.
Действительно, в каждом вузе определенное время отводится на практику, которую проходят в условиях реальной компании. Но практика может быть организована по-разному. Это может быть чисто формальный месяц, в течение которого практикант выполняет незначительные задания, или существенная часть учебного времени, когда студент полностью погружается в рабочую среду.
Важно!
К сожалению, в вузах СНГ практике не уделяют должного внимания. Зачастую она носит формальный характер, и работодатели это знают, а потому не ожидают от нее каких-то результатов.
Различия в профессиональной подготовке в вузах СНГ и за рубежом
Процессы обучения в вузах стран СНГ и за рубежом, благодаря присоединению к Болонскому процессу, во многом схожи: к примеру, сохраняется двухступенчатая система (бакалавриат и магистратура), схожи сроки получения образования, некоторые образовательные стандарты, структура последипломного образования. Поэтому становятся возможными программы обмена или перевод студентов в вузы других стран.
Однако существует и ряд серьезных различий. Рассмотрим их на примере Германии, как страны, в которой качество университетского образования находится на самом высоком уровне наряду с Великобританией и США.
Плюсы и минусы профессиональной подготовки студентов в вузах СНГ
К плюсам вузов стран СНГ можно отнести следующие факторы:
- Большое количество вузов на территории СНГ. Практически каждый крупный город предоставляет возможность получить высшее образование.
- Сильная теоретическая база.
- В престижных вузах сильный преподавательский состав.
- Возможность на конкурсной основе поступить в вуз бесплатно.
- Квоты на поступление для некоторых категорий граждан.
- Стандартизированное образование в государственных вузах.
- Разные формы обучения (очная, заочная, дистанционная).
К недостаткам отечественных вузов можно отнести следующие моменты:
Преимущества профессиональной подготовки студентов в вузах Германии
На сегодняшний день вузы Германии считаются одними из лучших в мире, и международные рейтинги это подтверждают. Рассмотрим, чем могут привлечь абитуриентов немецкие вузы:
- Бесплатная учеба во всех государственных вузах и на всех программах.
- Большое количество вузов и возможность подавать документы в неограниченное их количество.
- Начало учебы два раза в год.
- Широкий выбор программ, включая новые, междисциплинарные, а также специализированные программы, например, дуальное обучение.
- Наличие англоязычных программ.
- Возможность учиться сразу на нескольких направлениях и получить несколько дипломов.
- «Академическая свобода», гибкость построения учебного процесса.
- Большое количество самостоятельной исследовательской работы и практики в реальных организациях.
- Хорошее финансирование, благодаря которому вузы полностью оснащены, имеют собственные библиотеки, лаборатории, клиники.
- Хорошо развитая структура, которая делает обучение комфортным.
- Развитая система социальной поддержки студентов.
- Возможность получать существенную стипендию.
Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах
Получение высшего образования — сложный комплексный процесс, целью которого является подготовка компетентных и конкурентоспособных специалистов. Успех профессиональной подготовки студентов в вузе зависит не только от способностей и старания студента, но и от того, насколько качественную подготовку обеспечивает вуз: следит ли он за тенденциями на рынке труда, вводит ли новые программы, уделяет ли внимание практической подготовке будущих специалистов.
Немаловажное значение имеет и комфорт студентов в стенах вуза. По всем этим параметрам немецкие вузы — одни из лучших в мире, к тому же образовательные услуги они предоставляют бесплатно. Диплом немецкого вуза позволит выделиться среди конкурентов на родине, а также с ним можно устроиться на работу в Германии. Процесс поступления в немецкие вузы связан с большим количеством документов, которые надо скомпоновать в правильном порядке и подать в приемную комиссию в довольно жесткие сроки. Без опыта подобной деятельности сделать это довольно трудно, поэтому оптимальным вариантом будет обращение за консультацией и практической помощью к специалистам.
Источник: studyinfocus.ru